План урока по литературе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Анемподистова Валентина Степановна
Учебное заведение: МБОУ Сыланская СОШ им.профессора Г.П.Башарина Чурапчинского района РС(Я)
Краткое описание работы: Интегрированный урок (русский язык, география) "Там, где восходит солнце" для учащихся 6-7 кл. Форма урока: виртуальное путешествие. Учащиеся узнают о местоположении Японии, познакомятся с выпускницей школы, которая живет в Японии, выучат и будут употреблять на уроке японские слова вежливости, научатся технике оригами.

Конспект урока по литературе на тему “М. А. Булгаков “Собачье сердце”

Автор: Дмитрюк Дарья Алексеевна
Учебное заведение: БОУ "СОШ№162"
Краткое описание работы: Данный урок призван показать взаимосвязь литературы с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние, а также показать своеобразие булгаковской сатиры, мастерство и мужество писателя, а также позицию автора.

ТЕМА: А.С.Пушкин. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

Автор: Рамаданова Наталья Павловна
Учебное заведение: ГКОУ ШСШИ
Краткое описание работы: -Добрый день, ребята! Перед тем, как начать свой урок, давайте проведем артикуляционную и дыхательную гимнастику. Это важно для того, чтобы мы красиво и правильно говорили. Встаньте, пожалуйста

Конспект урока литературы по рассказу А.Платонова “Юшка” на тему “Законы человечности”

Автор: Севрюгина Ирина Викторовна
Учебное заведение: БОУ УР "Столичный лицей"
Краткое описание работы: Конспект "Законы человечности" по рассказу А.Платонова "Юшка" ведет юного читателя по пути познания человеческого сердца, христианского всепрощения, огромного принятия, любви к природе. Обращается внимание на портрет и биографические данные писателя, ведь это тоже Человек с большой буквы, справедливый и сочувствующий.

Урок литературы в 7 класса на тему “А.П.Чеховв “Толстый и тонкий””

Современные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования

Автор: Казьмина Юлия сЕргеевна
Учебное заведение: МОУ Сортавальского МР РК Кааламская СОШ
Краткое описание работы: Актуальность и перспективность опыта Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению.

Конспект урока по чтению на тему: И. А. Крылов. Басня “Кукушка и петух”

Урок 8 класс.«Капитанская дочка”. История создания произведения. Жанровое своеобразие повести. Герои и их исторические прототипы

Автор: Смирнова Мария Сергеевна
Учебное заведение: МБОУ "Школа №133"
Краткое описание работы: Разработка урока по литературе


Тема урока: Тема Родины в творчестве Сергея Есенина.

преподаватель русского языка и литературы.

Тема урока: Тема Родины в творчестве Сергея Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме Родины в творчестве С.А.Есенина.

Образовательные: познакомить учащихся с поэтическими произведениями С.Есенина, посвященными России; проследить эволюцию чувства к Родине в лирике поэта; показать, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики.

Развивающие: продолжить работу над умением публичного выступления; развивать умения эмоционально и выразительно читать стихи, анализировать поэтический текст; активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование: тексты стихов Есенина, компьютер, проектор, презентация, музыкальное оформление

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений, работа в группе.

I. Оргмомент.(слайд 1- 2).

II. Проверка домашнего задания:

На предыдущем урок мы знакомились с биографией Сергея Есенина. И сейчас я прошу вас вспомнить хронологию жизни и творчества поэта (слайд 3-4).

III.Вступительное слово учителя:

-Сейчас откройте тетради, запишите дату, тему урока, эпиграф и подумайте, какова основная мысль данного высказывания?(слайд 5-6).

В его стихах мы не только видим, но и слышим, и чувствуем звуки и запахи полей, лугов, лесов. Тема Родины развивается на протяжении всего творческого пути Есенина. Наша задача – сегодня на уроке через анализ стихотворений разных годов написания, посвященных теме Родины, проследить развитие этой темы. Думаю, что понятно всем, как Есенин любил свою Родину. И сейчас вместе с ним мы пройдем путь – путь вместе с Родиной и народом, путь сложный и драматический (слайд 8).

Проанализировав стихи поэта, вы должны ответить на вопрос: А с чего начинается любовь к своей Родине для вас?

IY. Анализ стихотворений по группам.
1-й блок стихотворений (слайд 9-12)

-1917-1919 гг. Любовь-мираж . “О пашни, пашни, пашни. ”, “О верю, верю, счастье есть. ”, “Душа грустит о небесах”.

2-й блок стихотворений слайд 13- 15)

-1920 – 1921 гг.Кризис. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, “тёмные” метафоры определяют характер поэзии.

3-й блок стихотворений: “Сорокоуст”, “Не жалею, не зову, не плачу. ” (слайд 16-18)

-1922-1924 гг. Вдали от Родины.

4-й блок стихотворений: “Москва кабацкая”, “Страна негодяев” .(слайд 19- 25)

-1924- 1925 гг.Возвращение на родину. Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком “прям”, слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.

5-й блок стихотворений. (слайд 26-34)

Итак, вам предстоит ответить на следующий вопрос:. каково было мироощущение поэта в последние годы жизни? Каким предстаёт лирический герой Есенина 1924 – 1925 годов?

Y.Работа в группах.

Каждая получила задание проанализировать стихотворения С.Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. В конце урока учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:

Название стих-я, дата написания

Образы и ключевые слова, мотивы

Чувства и позиция лирического героя

Задание первой группе:

Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в первый период творчества (см. слайды). Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в это время (1914-1916 гг.). Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в приведённых поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

Задание для второй группы:

Прочтите стихотворения, написанные поэтом в 1917-1919 годах. В таких стихотворениях, как “Я по первому снегу бреду. ”,“О пашни, пашни, пашни. ”, “О верю, верю, счастье есть. ”, “Вот оно, глупое счастье. ,“О муза, друг мой гибкий. ”, “Теперь любовь моя не та. ”), “Зеленая прическа. ” , “Вот такой, какой есть. ”,“Закружилась листва золотая. ” и в ряде других, на первый взгляд, мало примет времени. Но чем больше мы вслушиваемся в их звучание, тем отчетливее улавливаем в них новый душевный настрой поэта:

О, верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!
(1917)

Подберите эпиграф к таблице и запишите в неё наиболее характерные образы, отражающие мироощущение Есенина в этот период творчества.

Как воспринимает поэт окружающую его действительность?

Задания для третьей группы:

Анализ стихотворения “Сорокоуст”

В начале 20-х г. Есенин переживал глубокий духовный кризис, вызванный непониманием революционной действительности, и это накладывает отпечаток на его поэзию: в ней появляются мотивы одиночества, душевной усталости и трагической безысходности.

В 1920 году он пишет “Сорокоуст” (Сорокоуст — молитвы об умершем в течение сорока дней после смерти православной церкви), в котором заявляет о своем неприятии машины и города. Стихотворение открывается предчувствием надвигающейся на деревню катастрофы, которая “тянет к глоткам равнин пятерню”. Природа очень тонко чувствует приближение катастрофы: это и мельница, и бык. Образ врага в первой части стихотворения не конкретизируется, но Есенин указывает на главные его признаки. Это железное существо, а значит, холодное, бездушное, искусственное, чуждое природе.

Во второй части стихотворения образ врага разрастается. Это уже некто, кто всё крушит и ломит, несёт в деревню погибельную болезнь под названием “стальная лихорадка”. Поэт резко противопоставляет “железным” качествам врага незащищённость старой деревни, дорогой и милой сердцу Есенина.

В третьей части стихотворения этот конфликт представлен как поединок жеребёнка и чугунного поезда, догнать которого пытается бедное животное. Поэтические строки пронизаны горькой болью лирического героя, который понимает бессмысленность поступка животного. Поэт передаёт резкоменяющуюся на его глазах картину мира, смещение ценностей, когда за убитых животных покупают железного монстра:

И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
(1920)

Возникающий в этих строках мотив насилия над природой получает своё развитие в четвёртой части стихотворения через мотив смерти:

Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
(1920)

Гибель русской деревни передаётся через мелодии русской гармоники. Сначала гармоника жалостно плачет, затем “тужиль” предстаёт уже как неотрывное качество русской гармоники. Лирический герой этого стихотворения несёт в себе всю грандиозную боль и горечь, переживая гибель старой деревни и народной культуры.

Задания для четвертой группы.

Как появляется тема родного дома?

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном

из писем он отзывался о загранице, как об “ужаснейшем царстве мещанства. ”, где “в страшной моде Господин доллар, а не искусство . самое высшее — мюзик-холл”. Взгляды С. Есенина меняются. “Там, из Москвы, нам казалось, что Европа — это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может”

Начинается период его возрождения, очень трудный, но плодотворный. Поэт с ужасом увидел, что “очутился в узком промежутке”, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему“чужим”. Есенин стремится преодолеть это отъединение, включиться в трудовой ритм новой жизни.

Задания для пятой группы.

Прочитайте стихотворения, написанные в последнее годы жизни поэта. Выпишите в таблицу наиболее характерные образы, подберите эпиграф из стихотворений данного периода (1924 – 1925годы).

Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы.

Перечень стихотворений для анализа:
“Низкий дом с голубыми ставнями. ”
“Мы теперь уходим понемногу. ”
“Неуютная жидкая лунность. ”
“Несказанное, синее, нежное. ”
“Спит ковыль. Равнина дорогая. ”
“Синий май. Заревая теплынь”.

Возможные эпиграфы:

Первая группа:

“Всё встречаю, всё приемлю,/ Рад и счастлив душу вынуть. ”

“Если крикнет рать святая: / “Кинь ты Русь, живи в раю!”/ Я скажу: “Не надо рая, / Дайте родину мою”.

Вторая группа:

“ Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час!”

“Здравствуй ты, моя чёрная гибель, /Я навстречу к тебе выхожу!”

“Мир таинственный, мир мой древний, /Ты, как ветер, затих и присел. /Вот сдавили за шею деревню/ Каменные руки шоссе”

Пятая группа:

“И на этой на земле угрюмой/ Счастлив тем, что я дышал и жил”

“Радуясь, свирепствуя и мучась, /Хорошо живётся на Руси”

“И в этот вечер вся жизнь мне мила, /Как приятная память о друге”

Итак, ребята, прослушав стихи Есенина, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Сергея Есенина можно назвать национальным поэтом, потому что родная земля наделила его огромной любовью к близким людям, к природе, к месту, где он родился. Он чувствует природу как живое существо, а природа в его стихах русская, добрая. (слайд 35)

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

А теперь, ответьте, пожалуйста, на вопрос: С чего начинается любовь к своей Родине для вас?

Y.Конспект из учебника с. 200.

YI.Заключение.

Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел. (слайд 38)

1. О Русь, малиновое поле!

О Синь, упавшая в реку!

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

2. Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая,

3. Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

YII.Релаксация.

На многие стихи поэта написаны романсы. И сейчас мы прослушаем романсы, написанные на стихи Сергея Есенина. (слайд 43)

А теперь, мне хотелось бы узнать, какой след в вашей душе оставила лирика Есенина и сам поэт? Какой вы видите свою родину, Россию?

Вывод: (слайд 44-45) Действительно, всенародное признание этого поэта есть нечто гораздо большее, чем только популярность. До последнего вздоха Сергей Есенин любил свою Родину и с первых своих шагов принадлежал ей. И хочется закончить наш урок словами самого Сергея Есенина “ моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”

YIII.Домашнее задание: (слайд 47)

Написать сочинение на тему “Эволюция темы родины в лирике С.А.Есенина”

Список использованного материала:

Обучающие практические работы по литературе. Под ред. Т.Н.Андреевой.

Занковская Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по литературе для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить уроки по литературе.

  • Все 19612
  • Уроки 9889
  • Презентации 4042
  • Тесты 859
  • Планирование 1153
  • Мероприятия 1673
  • Прочее 1996

Нажмите, чтобы узнать подробности






Үй тапсырмасын сұрау. Дастанды оқу. Топқа бөлу: тақырыпқа қатысты үш топқа бөлемін. 1-топ. Тілшілер 2-топ. Зерттеушілер 3-топ. Әдебиеттанушылар Ой .



Сон как литературный приём довольно часто используется писателями в художественных произведениях и выплняет различные функции. Подобранный материал поможет подготовиться к написанию сочин.



Ознакомление обучающихся с творчеством Хасна Кристиана Андерсена и его произведением "Гадкий утёнок".


Ознакомление обучающихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди&r.


Отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов. формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобн.






Отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов. формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечат.


О творчестве и жизни русского писателя Н.В. Гоголя известно многое, но очень мало известно о духовной жизни писателя.


Данная разработка иисполььзуется как краткий конспект урока для детей,находящихся на дистанционном обучении посредством ЭО и ДОТ.


Познакомить с биографией К. И. Чуковского; учить: читать плавно, целыми словами, соблюдая интонацию; слушать и слышать текст; определять жанр прослушанного произведения; работать со словарём;.

Нажмите, чтобы узнать подробности



Разработка

плана-конспекта урока по литературе

для учащихся 11-го класса по теме


Подготовила Волошинова Е.Я.

Задачи урока:

1. Образовательные:

-Познакомить учащихся с творчеством Н.А. Тэффи (Лохвицкой).

- Учить учащихся осмысленно читать художественный текст, анализировать его, оценивать поведение героев, высказывать своё мнение.

-Понять, в чем особенности художественного мира писателя.

2. Развивающие:

-Развить навык устной речи

Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-Развить память, внимание

3. Воспитательные:

-Воспитать интерес к творчеству писателя, чувство гуманизма.

Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: урок-рассуждение.

Материально-дидактическое оснащение урока: презентация, тексты рассказа, мультимедийный проектор.

1. По источнику знаний:

2. В зависимости от характера познавательной деятельности:

3. По дидактическим целям.

Метод повторения, закрепления знаний.

Метод применения знаний.

Содержание учебного материала.

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Эмоциональный настрой обучающихся.

2. Слово учителя

- Наш урок – урок - размышление. Значит, вы сегодня будете размышлять. Обратите внимание на тему нашего урока.

Как вы думаете, о чём?

Как понимаете свою задачу?

3. Определение цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новым автором и новыми героями, но и попытаемся понять их поведение, поступки.

- Сейчас я перечислю вам некоторые интересные факты из жизни этой писательницы, а вы попытаетесь определить её имя или хотя бы время, в которое она творила.

13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф;

Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин;

Е. Шварц называл её "королевой русского юмора";

Саша Чёрный писал: "Аполлон сжалился и послал нам _________. Не женщину – писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного".

Учитель: Правильно. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952).

III. Восприятие нового материала.

1.Знакомство с биографией

2.Выступление учащейся (презентация, краткиекоментарии)

IV. Комплексное применение знаний.

Учитель: Итак, мы познакомились с биографией писателя. Представьте, что перед вами сама Тэффи. О чём бы вы хотели спросить у неё?

1.Ролевая игра (в класс входит учащаяся, которая изображает писательницу). Учащиеся задают вопросы

Рассказ – самый трудный эпический жанр. Тэффи писала после А.П. Чехова, и мы можем заметить в её произведениях то, что свойственно прозе великого писателя: тонкую иронию, психологизм, изящество языка. Однако она сумела не только сохранить и свою редкую индивидуальность рассказчика, но и утвердить новый тип рассказа, где бытовые истории или житейские встречи оказываются поводом для лирико-философских раздумий о смысле бытия. Попытаемся это увидеть при чтении текста.

Чтение учителем и подготовленными учащимися текста произведения.

Учитель: Составьте синквейн к прочитанному рассказу.

3.Творческая работа. Составление синквейна (рефлексия на прочитанный текст).

(Зачитывание и обсуждение нескольких работ).

Беседа о прочитанном рассказе.

Учитель: Какова тема произведения?

-Учитель: Определите идею рассказа. Запись в тетрадь.

Учитель: Прочитайте экспозицию рассказа.

Учитель: От чьего лица ведётся повествование?

Учитель: Обратите внимание на стиль изложения. Что отличает поэтику Тэффи? (Запись в тетрадь: лаконизм, внимание к каждому слову, каждому знаку, определённая жесткость и изящество драматургии).

Учитель: Что даёт такая манера повествования?

V. Закрепление материала.

1. Работа с основной частью текста.

Учитель: Выпишите в тетрадь слова, помогающие составить портретную характеристику героя. (Молодой, яркий, горящий, баской, сросшиеся союзные брови…)

- Какие средства выразительности использует автор для характеристики героя? (эпитеты, сравнения, инверсию…). Приведите примеры, запишите их.

Учитель: Обратите внимание на речь героя. Почему так много просторечных слов? (Тэффи передаёт красоту простонародного языка и характеризует героя через речь).

Учитель: Значения просторечных слов раскрывает заранее подготовленный ученик. Толкование слов можно найти в словаре В.И. Даля. Например: всугонь – вдогонку, баской – красивый, пригожий, игрунок – шутник, векша – лесной зверёк, белка.

Учитель: Перечитайте воспоминания героя.

- Что добавляют они к его характеристике? Ответ запишите в тетрадь.

- Что объединяет эти воспоминания? Каким пронизаны настроением? (Воспоминания наполнены лиризмом, музыкальны.Герой любит родную землю, тонко чувствует природу, по-детски наивен…).

Учитель: Укажите средства выразительности, используемые автором для создания этих зарисовок.

2.Чтение эпилога. Запись выводов в тетрадь

Учитель: Как звучат последние строки рассказа?

- Что подчёркивается таким образом? (Трагизм происходящего: из жизни ушёл красивый молодой человек, полный сил…)

- Какой синтаксический приём создаёт ощущение невосполнимой потери? (Использование односоставных предложений, инверсии).

- Что противопоставляет Тэффи в рассказе?

- Каково ваше отношение к герою?

- Можно ли сказать, что история жизни и смерти Вани Щеголька стала поводом для раздумий о смысле бытия?

VI. Подведение итогов.

- А вас затронул ли рассказ о жизни героя?

-Можно ли сказать, что история Вани Щеголька - это искренний плач по человеческой жизни? Ответ обосновать.

- Так о чём же этот рассказ? (О жестокости войны, о жизни и смерти, о любви к родине, о русской душе).

VII. Рефлексия

VIII.Оценивание

IХ. Домашнее задание.

Ваня Щеголёк

Врач был опытный. Осмотрел раненого номер шестьдесят семь, сказал:

— Отделить и понаблюдать.

— До утра доживет? — спросила я тихонько.

Доктор поморщился, двинул губами вбок, приподнял глаза и ничего не сказал. Это значило: может быть, но вернее, что нет.

Мое дежурство кончится в двенадцать ночи. Передам ли я его живым — этот номер шестьдесят седьмой?

Его перенесли в уголок около двери — иначе отделить невозможно при нашей тесноте.

Он был очень молодой, какой-то весь яркий и горящий.

— Чего они на меня все морщатся? — сердито спросил он. — Думают — я помру? Ничего я не помру. Так и скажи им, что не помру. Выдумали тоже. Некогда мне.

— Что тебе некогда?

— Помирать некогда. Я домой поеду. Пускай смерть за мной всугонь бежит. Я от ей утекну. Я ни за что не помру. Некогда мне. Хочу домой. Дома красиво. Я и сам баской.

Он повернулся, чтобы я видела его лицо. Действительно, красив был. Смуглый, быстроглазый, с сросшимися союзными бровями — будто черная птица раскинула крылья.

Показал он лицо свое так просто, словно не его оно, а какая-нибудь посторонняя красивая вещь, что досталась ему случайно, он и радуется.

— Вот, смотри. Ну что тут скажешь?

— Лежи тихо, не вертись. А то больно будет.

— Домой хочу. Все красиво будет. Ничего дрянного не хочу. Прочь его. Раскидаю направо, налево.

Он вдруг раздвинул брови, полуоткрыл рот — словно улыбнулся.

— А видала ты, сестрица, как лебеди пьют? Дикие лебеди. У нас в Сибири много. Не видала? Нужно с подветру тихо подойти, камыш не рушить — ти-ихо. Он ведь не человек, он гордый, близко не подпустит. Тихонько смотри. А он грудью на воду ляжет, а той воды, что все видят да все знают, пить не станет. Он ударит клювом вправо, влево, размечет брызгами, разобьет гладь — гей! — да в самую в сердцевину, в нетронутую, в невиданную, в незнанную, голову окунет. А ты смотри, не дыхни. Он — не человек, он гордый, он не подпустит. Ты не видала? Я видал. А ты говоришь — помирать!

— Что ты, голубчик! Я не говорила. Бог даст, поправишься.

— Пущай смерть всугонь бежит — утекну. Я, Ваня Щеголек, первый бегун, первый игрунок. Мне некогда, мне еще надо на полянку ходить, ведмедя смотреть. Луна светит, томно ему. Лежит на спине, брюхо мохнато, лапы задрал, гнилую корягу цапает. Бренькает гнилье, щепится — брррынь. А ведмедь цапнет да слушает и урлит — уррр… Поет — ндра-вится. А зимой в мерлоге тихо уего. Тепло. Лапу сосет и сны снит. Снит, быдто лапу-то в мед запустил. Сосет. Сладко. А пчелы кругом так и звенят, так и гудят, заливаются. Шевельнулся, проснулся — ан и не пчелы, а собаки, псы человечьи, над мерлогой брешут, лают, заливаются. Страх в живот подступил. Вскочил — и нет ничего. И все сам наснил. Обидится, уляжется, опять лапу засосет; ведмежий покой до весны сладок. А весной вылезет — худой, шерсть мотается, шкура-бура болтается — смехота. А ты говоришь — помирать.

— Помолчи-ка ты лучше, усни.

— Не хочу спать. Некогда мне. Я домой хочу. Лесных-то людей, небось, не видала? А я увижу. Наши-товидали. В тайгу надо подальше да поглыбже, низком, ползком по подкорью, топориком врубаться, векшей продираться, гадючкойпрошныривать. А там полянка, а на полянке они и бывают. Сидят, лапти плетут. Как выскочишь на них, сразу гони, пугай, не давай им друг к дружке прицепиться, потому лесной человек кажный об одной ноге. У одного правая, у другого левая. Обнимутся вместе и побегут. И загубить могут христианскую душу. А как не дать им друг до дружки добежать да спариться, тут они на одной ножке прыг, скок да и свалятся. Тогда бери голой рукой, поясом вяжи, домой тащи, а он те и сказки, и песни, и было не было, все. А ты говоришь — помирать. Мне нельзя помирать, мне некогда. Я — Ваня Щеголек, первый бегун, первый игрунок. Пущай она за мной всугонь бежит. Я утекну. Плечи у меня широкие, ноги крепкие, и сам я баской. Ни за что не помру.

В полночь сменили меня. А утром я снова пришла в лазарет.

Спрашивать не хотелось. Пошла прямо к тому месту, к углу около двери.

Кровать стояла белая, тихая, ровная, застланная чистой, гладкой простыней.

Ровно, гладко… Нету Вани Щеголька.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по литературе для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить уроки по литературе.

  • Все 19612
  • Уроки 9889
  • Презентации 4042
  • Тесты 859
  • Планирование 1153
  • Мероприятия 1673
  • Прочее 1996

Нажмите, чтобы узнать подробности






Үй тапсырмасын сұрау. Дастанды оқу. Топқа бөлу: тақырыпқа қатысты үш топқа бөлемін. 1-топ. Тілшілер 2-топ. Зерттеушілер 3-топ. Әдебиеттанушылар Ой .



Сон как литературный приём довольно часто используется писателями в художественных произведениях и выплняет различные функции. Подобранный материал поможет подготовиться к написанию сочин.



Ознакомление обучающихся с творчеством Хасна Кристиана Андерсена и его произведением "Гадкий утёнок".


Ознакомление обучающихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди&r.


Отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов. формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечать на подобн.






Отвечать на открытые вопросы по содержанию для определения ключевых моментов. формулировать творческие, оценочные вопросы по содержанию литературного произведения и отвечат.


О творчестве и жизни русского писателя Н.В. Гоголя известно многое, но очень мало известно о духовной жизни писателя.


Данная разработка иисполььзуется как краткий конспект урока для детей,находящихся на дистанционном обучении посредством ЭО и ДОТ.


Познакомить с биографией К. И. Чуковского; учить: читать плавно, целыми словами, соблюдая интонацию; слушать и слышать текст; определять жанр прослушанного произведения; работать со словарём;.

Читайте также: