План урока по литературе 11 класс горький жизнь и творчество песня буревестника фома гордеев

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проблема героя в ранних романтических произведениях Горького.

Цели: * Рассмотреть проблему героя в ранних романтических произведениях Горького.

Обучение идейно-художественному анализу, сопоставительному анализу произведений.

* РР Совершенствование монологического высказывания.

* ТЛ Романтизм, романтический герой; романтизм и реализм; элементы романтической

эстетики в реализме.

* ВЦ Пробуждение высоких устремлений, воспитание чувства Прекрасного.

Мысль об ответственности человека за собственную судьбу и судьбы других людей как

философская и воспитательная идея урока.

Оборудование: портрет Горького

Словарь и эпиграф урока

Цитаты урока ( См. Приложения к уроку)

Эпиграф урока: В жизни всегда есть место подвигам.

М. Горький

Словарь урока: Приподнятый, патетичный, торжественный стиль

Пейзаж, подчёркивающий авторское настроение

Антитеза – излюбленный приём Горького

Романтический и социальный оптимизм

Романтические тенденции в реализме

Романтическое миросозерцание, мироощущение

Идея романтического двоемирия

Пейзаж и портрет как средства романтизации

Подготовка к восприятию темы.

Вступительное слово учителя о задачах урока. Запись темы. Знакомство с эпиграфами.

В 90-е годы XIX века в русскую литературу вошёл новый яркий писатель. Уже в первых его произведениях можно было проследить две линии - романтическую и реалистическую. Правда, романтизм раннего Горького не исключал реализма, а реализм, в свою очередь, вобрал в себя в процессе развития некоторые романтические тенденции.

Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием социальной действительности, ненавистью к мещанству и житейской пошлости. Молодой писатель верил в огромные возможности Человека и мечтал о сильных, волевых натурах, о людях – борцах, но не находил их в окружающей действительности. Творчество Горького питалось его социальным оптимизмом писателя. В романтических произведениях с особой силой звучит утверждение свободы и человеческого достоинства. Даже гибель героев не приобретает трагического звучания, она воспринимается скорее как торжество жизни и воли . Вопрос о смысле жизни и назначении человека – главный в раннем творчестве Горького.

Особенности композиции рассказа. ( Антитеза). Изобразите графически.

Романтические герои Горького. Черты романтической эстетики. Образы-символы.

Работа в группах.

Легенда о Ларре :

Чем мотивирован характер Ларры? Какое понимание свободы он воплощает?

Как изображены люди в легенде?

Рассказы Старухи Изергиль о собственной жизни:

Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

Как раскрывает история жизни Изергиль её устремлённость к романтическому идеалу?

Как соотносится её портрет с рассказом о поисках высокой любви?

Легенда о Данко:

В чём смысл подвига Данко?

В чём противопоставлены Ларра и Данко? Что их объединяет?

Что сближает Изергиль с Ларрой?

Как воплощается в легендах идея романтического двоемирия?

Какую роль играет романтический пейзаж?

Что важнее для Горького: изобразительная конкретность или экспрессивность образа?

Какова роль повествователя в рассказе?

Какую оценку даёт повествователь романтическому миросозерцанию?

ТЛ Докажите, что в романтических произведениях горького есть черты реализма.

Ваша позиция в споре о героизме и эгоизме, жизни для людей и для себя.

Вывод. Самостоятельно сформулировать и записать в тетрадь основные тезисы урока. ( В слабом классе – мини - лекция учителя. См. Приложения урока)

Домашнее задание.

I .Работа над образом Ежова (беседа, цитирование)

*Расскажите о трудном детстве Ежова

*Можно ли выделить автобиографические моменты в образе Ежова?

*Как в литературе XIX века называли героев, близких по происхождению Ежову?

*Вспомните героев-разночинцев Тургенева, Чернышевского, Некрасова, Чехова и др. писателей XIX века

*Проблемный вопрос. Разночинцы Тургенева, Некрасова, Чернышевского, Чехова – это, как правило, положительные герои, рупоры авторских идей, знающие смысл жизни и открывающие его другим (Лопухов и Вера Павловна, Петя Трофимов и Аня…)

Почему Ежов, при всей его критике пороков мира и общества, не может претендовать на роль политического героя?

*Какова деятельность Ежова?

*Кого он обличает и как? Процитируйте его идеи.

*Почему герой считает свою жизнь неудавшейся ?

*Как он влияет на Фому Гордеева?

*Как автор показывает его в сцене с рабочими типографии?

*Может ли быть смысл жизни в отрицании, в критике?

Материалы урока. Краткая лекционная запись.

Ежов является своеобразным проводником Фомы Гордеева в лабиринте противоречий. Свободомыслящий разночинец, радикально настроенный журналист, Ежов представляет ту часть интеллигенции, которая вышла из народных низов и , растратив в годы реакции все свои силы на то, чтобы завоевать скромное место под солнцем, могла выступать против социальной несправедливости лишь на словах.

Естественно, что заплутавший в жизни интеллигент-разночинец ,не имевший никакой положительной программы, мог дать Фоме лишь пищу для размышлений. Это и соответствовало художественному замыслу Горького.

Отношение Фомы к Ежову меняется, когда он слышит слова наборщиков, в которых чувствуется простая и суровая правда жизни. Пафосные слова Ежова рабочие воспринимают с едва скрываемой насмешкой и явным неудовольствием.

Подвести итог изучению произведения: дать представление об эволюции писателя, рассмотрев роман как завершённое целое и как часть творческого поиска художника.

Социально – экономическое положение России на рубеже XIX – XX веков. Роль купечества в жизни страны. Повторение темы.

РР Совершенствование монологического высказывания.

Активизация в речи учащихся литературоведческой лексики (эссе, конфликт, историко-философский аспект)

Развитие филологических навыков в философском осмыслении романа Горького

Воспитание мыслящего, интеллигентного читателя.

Научный потенциал урока: историко - философское осмысление жизненных явлений

Тип урока: комбинированный

Активные формы: Мини-лекция, семинар

Методы: репродуктивный, наглядно – иллюстративный, проблемный, частичного поиска

Межпредметные связи: история России на рубеже XIX – XX столетий

Оборудование: Портрет Горького

Словарь и эпиграфы урока

Вопросы семинара: 1. Судьба человека в переломные моменты истории

2. Страстные поиски смысла жизни

3. Библейские мотивы произведения, их роль в романе.

Христианское понимание имени главного героя.

4. Тема совести в романе.

5. Основной конфликт романа. Авторский замысел и его реальное воплощение в

Методическая и научная поддержка:

февраль, 2001, с. 4.

3. Никонова Т.А. Судьбы героев в переломные моменты истории (Роман М.

литературы общеобразовательных учреждений. – Воронеж: ИПЦ

Гордеев. – М.: Просвещение, 1990, с. 211-231.

5. Бялик Б. Трагедия социального одиночества.

Физическая сила и красота Фомы, способность к подвигу, высота духа

Самобытность характера, бесстрашного и пытливого, искреннего, эмоционально открытого

Чрезвычайная экспрессия, сочетающаяся с наивностью в характере героя

Неудовлетворённость жизнью, острое ощущение социальной несправедливостью. Герой-бунтарь

Сила и искренность душевных движений, необузданность желаний

Смутные чувствования Фомы, патриархальное любование человеческой силой, удалью

Наивность мироощущения, ограниченность героя

Слепой поиск пути, опора на свою силу и собственное сердце. Чувство трагического одиночества.

Сова – символ запутавшегося сознания Фомы. Душевный (внутренний) конфликт героя

Неспособность Фомы жить в этом мире

Трагическая судьба героя

Эпиграфы урока: Человек… дорастая до неба, погружал свои тёмные руки в облака и,

разрывая их, кричал страшным голосом: «На что дан свет человеку, которого

Книга Иова, гл.3, стих 23

Сотворив человека, Бог всеял в него нечто Божественное, - некий,

подобно искре, помысел, имеющий в себе и свет и теплоту, - помысел,

просвещающий ум и показывающий ему, что добро и что зло. Называется сие

совестью, и она есть естественный закон…

Из Подвижнических наставлений Св. Аввы Дорофея

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

А.С. Пушкин

1. Вступительное слово учителя о задачах урока. Знакомство с эпиграфами и словарём урока.

2. Первая учебная ситуация. Проверка домашнего задания как подготовка к восприятию темы

Защита эпиграфов к уроку

3. Мини – лекция. Изображение судеб людей в переломные моменты истории.

Ключ к главной мысли мы находим в начале романа. Вспомним традиционные вечерние чтения Библии в семье Маякиных, образ, возникающий в представлении маленького Фомы, слушающего книгу Иова, написанную библейским вольнодумцем. ( См. эпиграф).

Почему же купцы при всех отрицательных сторонах личности являются созидателями жизни ( они налаживают и развивают торговые связи, организуют перевозки по Волге, строят фабрики и заводы, занимаются благотворительностью), а Фома Гордеев стал разрушителем не только дела, созданного трудом, умом и волей его отца, но и собственной жизни и – что ещё страшнее – собственной личности?

Это ключевой ( проблемный ) вопрос урока. Запись в тетрадь. Доска!

Россия на рубеже веков. Социально – экономическое развитие. Роль купечества.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Нет уж, я сам себе место выберу.

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

Зачитать гл. 2, 3 с.26, 27, 29, 30, 37

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин).
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 11 классе
Тема урока. Особенности русского символизма
как модернистского течения. Брюсов как
основоположник символизма в русской поэзии

Цели : раскрыть особенности русского символизма; рассмотреть своеобразие звучания сквозных тем поэзии Брюсова; развивать навыки анализа поэтического текста.

. Мне открылась тайна музыки стиха.

I. Проверка домашнего задания (см. домашнее задание предыдущего урока).

II. Лекция учителя.

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Позднее выяснилось, что автором большинства стихотворений в этих сборниках был начинающий поэт Валерий Брюсов, прибегнувший к нескольким разным псевдонимам, чтобы создать впечатление существования целого поэтического течения. Действительно, сборники привлекли новых поэтов, разных по своим дарованиям и творческим устремлениям.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок.

По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов.

Например, Вяч. Иванов старше Брюсова, но проявил себя как символист второго поколения.

Декадентство, или декаданс (фр. – упадок), – определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры. В декадентских по настроению произведениях часто эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти.

В той или иной мере декадентские настроения затронули почти всех символистов. Декадентские мироощущения были свойственны на разных этапах творчества и З. Гиппиус, и К. Бальмонту, и В. Брюсову, и А. Блоку, а наиболее последовательным декадентом был Ф. Сологуб, хотя символистское мировоззрение не сводилось к настроениям упадка и разрушения.

Символ – центральная эстетическая категория нового течения. Его нельзя воспринимать как простое иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое.

Символисты считали, что символ принципиально противостоит тропам, например, аллегории, которая предполагает однозначное понимание. Символ, напротив, многозначен : он содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов.

Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока наизусть:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Важно отметить, что невозможно составить какой-либо словарь символических значений. Дело в том, что слово или образ не рождаются символами, но становятся ими в контексте с авторской установкой на недоговоренность.

Еще одна особенность произведений символистов в том, что они порой строятся как поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. Иногда такое стремление к музыкальной гладкописи приобретает гипертрофированный характер.

У К. Бальмонта можно прочитать:

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея.

Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Его стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные.

Для этого символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур, широко пользовались явными и скрытыми цитатами.

Мифология стала для них арсеналом универсальных психологических и философских моделей, удобных для постижения глубинных особенностей человеческого духа и для воплощения современной духовной проблематики.

Символисты не только заимствовали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы. Мифотворчество было присуще, например, творчеству Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, А. Белого.

Символизм стремился стать не только универсальным мировоззрением, но и формой жизненного поведения. Такой универсализм проявился во всеохватности творческих поисков художников.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.

Поэтому наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной сокровищницей.

III. Работа с учебником.

IV. Знакомство с творчеством В. Брюсова.

. И снова я с людьми, – затем, что я поэт.

Затем, что молнии сверкали.

1. Слово учителя.

Был активным участником культурной жизни страны. Действительно, серебряный век русской поэзии невозможно представить без этого универсального дарования.

2. Обратим внимание на сквозные темы лирики поэта. (По ходу работы учащиеся делают записи в тетрадях.)

Моей мечте люб кругозор пустынь,

Она в степях блуждает вольной серной.

«В русской поэзии впервые после Пушкина возникла такая способность к полному перевоплощению современника в образ далекого прошлого.

Каждая новая встреча Брюсова с историей есть вторжение в историю – хозяйское, не терпящее отлагательства и возражений. Он распоряжается в эпохах и странах как режиссер-постановщик. В лучших своих книгах. он переходит на ТЫ с историей и разговаривает запанибрата с любым из своих кумиров:

Неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе,

Александр Завоеватель, я – дрожа – молюсь тебе!

Так возникает Александр Македонский.

И тут же рядом – другая судьба, другая эпоха, другой случайный перекресток в средневековой Венеции:

Но вдруг среди позорной вереницы

Угрюмый облик предо мной возник.

Так иногда с утеса глянут птицы, –

То был суровый, опаленный лик,

Не мертвый лик, но просветленно-страстный,

Без возраста – не мальчик, не старик.

Брюсов не только смело путешествовал из одной эпохи в другую, но и мастерски пользовался способностью перевоплощения, что также характеризует его как поэта-символиста:

Я – вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоен,

Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон.

Я жалкий раб царя. С восхода до заката

Среди других рабов свершаю тяжкий труд,

И хлеба кус гнилой – единственная плата

За слезы и за пот, за тысячи минут.

В) Многие произведения поэта теснейшим образом связаны с его представлениями о развитии культуры и ее детища – города . Брюсов признавался:

Я люблю большие дома

И узкие улицы города.

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие.

И в другом стихотворении:

Люблю одно: бродить без цели

По шумным улицам, один.

Под вольный грохот экипажей

Мечтать и думать я привык,

В теснине стен я весь на страже;

Да уловлю Господень лик!

– Самостоятельно проследите, как раскрывается урбанистическая тема в творчестве В. Брюсова.

2. Работа по вариантам (дифференциация по уровню сложности).

ГОРОДУ
Дифирамб

Царя властительно над долом,

Огни вонзая в небосклон,

Ты труб фабричных частоколом

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты – чарователь неустанный,

Ты – неслабеющий магнит.

Драконом, хищным и бескрылым,

Засев, – ты стережешь года,

А по твоим железным жилам

Струится газ, бежит вода.

Твоя безмерная утроба

Веков добычей не сыта, –

В ней неумолчно ропщет Злоба,

В ней грозно стонет Нищета.

Ты, хитроумный, ты, упрямый,

Дворцы из золота воздвиг,

Поставил праздничные храмы

Для женщин, для картин, для книг;

Но сам скликаешь, непокорный,

На штурм своих дворцов – орду

И шлешь вождей на митинг черный:

Безумье, Гордость и Нужду!

И в ночь, когда в хрустальных залах

Хохочет огненный Разврат

И нежно пенится в бокалах

Мгновений сладострастный яд,

Ты гнешь рабов угрюмых спины,

Чтоб, исступленны и легки,

Ковали острые клинки.

Коварный змей с волшебным взглядом!

В порыве ярости слепой

Ты нож, с своим смертельным ядом,

Сам подымаешь над собой.

Г) Центральный образ в поэзии Брюсова – образ человека .

Прочитайте статью в учебнике на с. 123–124, выделите основные направления в работе по созданию образа человека.

В результате работы на доске и в тетрадях оформляется таблица:

Образ человека в поэзии В. Брюсова

А) Духовные тайны человека, их постижение

Б) Роль человека в судьбах мира

1. Надежды и мечты

4. Высокое чувство любви

Прослушав строки стихотворений, соотнесите их с одним из пунктов данной таблицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить особенности ранней прозы М. Горького, отметив ее народно-поэтические истоки.

рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;

Для него поэтические места, красавицы, моря, соколы, ужи, отстраненные отшельники, богатыри – живой поэтический материал. Тематика первоначального Горького песенная. Стихи выгибают стенки его прозы. Его проза плавает в стихах.

В. Шкловский

Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво,

1. Вступительное слово учителя

- Каковы причины сосуществования реалистической и романтической прозы 1890-х гг.?

- Как вы думаете, чем вызвано появление нового типа романтического героя?

2. Работа над темой урока

Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Отсюда постоянная тяга к укрупнению изображаемого, стремление подчеркнуть философскую значимость происходящего.

1. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить?

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями.

Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей – стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни.

Ларра – сын земной женщины и орла. Сказочные персонажи, рожденные от брака человека и животного, нередко являются носителями высших начал: добра, силы, справедливости, красоты. Но в легенде Изергиль кровь Ларры как бы объясняет его бесчеловечность.

Образ птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Птицы в сказках всегда переносят героя в иное царство. Часто в этом качестве выступают орлы.

3. Почему Ларра отвергнут людьми?

Законы племени тоже жестоки: и среди людей убийства – не редкость, страх царит и здесь. Девушка не пошла с Ларрой, потому что боялась отца.

4. В чем привлекательность образа Данко?

В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество.

От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.

Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его деяния – глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого.

5. В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

Индивидуалисту Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего племени.

Ларра боится людского смеха, теряется, услышав его, превращается в бесформенную тень.

6. Каково значение образа Изергиль в рассказе?

Но в круг ее повествования включается и повествование о собственной юности, которая кажется Изергиль, как часто бывает в старости, более красивой и веселой, чем юность новых поколений.

Образ Изергиль противоречив, отчетливо не проявлен. В воссоздании жизни героини многое остается нераскрытым. Это объясняется и тем, что Изергиль говорит лишь о том, что наиболее запомнилось ей из прошлого.

Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о жизни которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига?

3. Творческая работа.

4. Итог урока.

Читайте также: