Что такое педагогика сотрудничества в школе

Обновлено: 18.05.2024

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

  • по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • по философской основе - гуманистическая;
  • по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
  • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.

В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

o новую трактовку индивидуального подхода;

o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.




Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

o превращение школы Знания в школу Воспитания;

o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

o развитие творческих способностей ребенка;

o возрождение русских национальных и культурных традиций;

o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

o постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

  • по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • по философской основе - гуманистическая;
  • по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;
  • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
  • по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;
  • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • по типу управления: система малых групп;
  • по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
  • по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
  • по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
  • переход от педагогики требовании к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.

В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

o новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

o гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

o отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

o новую трактовку индивидуального подхода;

o формирование положительной Я-концепции, т. Е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

Совершенствование методов и форм учебного процес о раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штей-нера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П. М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского, и др.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

o превращение школы Знания в школу Воспитания;

o постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

o гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

o развитие творческих способностей ребенка;

o возрождение русских национальных и культурных традиций;

o сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

o постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Содержание

История. Встречи педагогов-новаторов

Основателями педагогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы, такие, как: [источник не указан 51 день]

и другие советские педагоги 1980-х годов.

Вторая встреча прошла в 1987 в Грузии. На встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования, итоговые тезисы встречи были опубликованы в "Учительской газете" от 17 октября 1987 г. под заголовком "Демократизация личности". [2]

Основные идеи

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 октября 2012.

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела. Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

На первой встрече педагогов-новаторов были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

  • обучение ребёнка в зоне ближайшего развития
  • учение без принуждения
  • набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
  • идея опережения
  • идея крупных блоков
  • идея свободы выбора
  • идея диалогического размышления
  • идея интеллектуального фона класса
  • идея совместной деятельности учителей и учеников
  • идея добровольности в досуговой деятельности

На второй встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования:

  • была обоснована вариативность обучения
  • было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы
  • было предложено развивать у учеников творческие способности
  • обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития
  • организация детской половины дня
  • идея самоуважения школьника

См. также

Литература

  1. Амонашвили Ш. А., Единство цели. Пособие для учителя.- Москва.: Просвещение, 1987
  2. Шаталов В. Ф., Куда и как исчезли тройки.- М.: Педагогика, 1979

Ссылки

Сноски

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Педагогика сотрудничества" в других словарях:

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в сер. 80 х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися … Большой Энциклопедический словарь

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА. Направление в отечественной педагогике 2 й половины XX в. Представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Педагогика сотрудничества — система педагогических взглядов, а также общественно педагогическое движение в отечественной педагогике 80 90 х годов ХХ го столетия, ее гуманистическая ветвь как антипод господствующей тоталитарной педагогики. Основные идеи педагогики… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

педагогика сотрудничества — направление педагогической теории и практики воспитания. Оформилось в середине 80 х гг. как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Ориентирует учителя на совместную творческую работу с учащимися. * * * ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА… … Энциклопедический словарь

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА — направление в отеч. педагогике 2 й пол 20 в, разрабатываемое группой авторов новых методов воспитания и обучения Среди них. III А Амонашвили, И II Волков, И II Иванов, E H Ильин, В А Караковский, С H Лысенкова, Л А и Б II Никитины, В Ф Шаталов, M … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в к ром в середине 70 х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения,… … Педагогический словарь

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике 2 й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П … Педагогический терминологический словарь

Педагогика Монтессори — Учебные материалы системы Монтессори Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марие … Википедия

Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия

Педагогика постиндустриального (информационного) общества — педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества, когда мерой всех соц. вещей, основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и… … Педагогический словарь

объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование политики оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.

На завершающем этапе освоения профессии (третий курс) у учащихся формируются профессиональные интересы. Преобладают не механическое, а осмысленное критическое усвоение знаний, более целенаправленная отработка профессиональных умений. На этом периоде обучения наиболее разумным является сочетание сотрудничества с предоставлением учащимся значительной свободы и самостоятельности в решении отдельных проблем и поиске интересующей их информации.

Разумеется, приведенная схема весьма условна и относительна. В каждом отдельном случае следует принимать во внимание уровень общего развития учащихся, их физическое и психическое состояние, конкретную обстановку в учебном заведении. Кроме того, необходимо учитывать еще ряд важных условий, главные из которых следующие:

Педагогика сотрудничества не была изобретена, на нее невозможно взять патент. Учителя-экспериментаторы лишь увидели ее, смогли увидеть в результате своих многолетних трудных экспериментов. Они научились хорошо учить всех, не разделяя детей по способностям, и в то же время, представляя каждому возможность учиться на пределе своих сил, что и ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общий корень их поисков и находок – сотрудничество с детьми. Они меняли свои методики, как оказалось, с одной целью: чтобы достичь отношения сотрудничества.

Вот это единство отношений сотрудничества и новых методик, рассчитанных на сотрудничество с детьми, и составляет суть педагогики сотрудничества.

Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе 1. Большой – маленький Материал игры: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) 2-х размеров: большие и маленькие.

Понятие и клиника алалии Слайд 2 Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер.

Понятие и значение обучения рассказыванию Понятие и значение обучения рассказыванию Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология,.

Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях Понятие мелкой моторики в психологических исследованиях Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной.

Понятие мировоззрения и его структура Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен.

Понятие об эмоциях Эмоция – это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних.

Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.

Понятие и классификация занимательного математического материала В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались.

Сущность и понятие инновационной педагогической деятельности Сущность и понятие инновационной педагогической деятельностиКонсультация для воспитателей Воспитатель - Горина М. В. Что такое инновация?.


Данная статья посвящена проблеме педагогики сотрудничества. В работе рассматриваются основные характеристики педагогики сотрудничества в школе.

Ключевые слова: педагогика сотрудничества гуманизация образования.

Актуализация вопроса сотрудничества в настоящее время не случайна. Это обусловлено тремя факторами: 1) социальными и педагогическими процессами, которые происходят в обществе; 2) состоянием практики педагогов; 3) инновационным поиском педагогов-практиков.

Эффективность образовательной системы существенно повышается при использовании педагогики сотрудничества, ориентированной на вовлечение обучаемого в образовательный процесс, а также при совместной работе учителя и ученика [4].

По мнению педагогов, основными признаками педагогики сотрудничества, соответствующими задачам современного российского образования, в том числе и в школе, являются: человек как ценность и субъект целостного педагогического процесса, взаимодействие, сотрудничество, партнерские отношения, гуманизация образования, демократизация управления, творчество и сотворчество, развитие личности, коллективизм, совместная деятельность, диалогичность общения и взаимообогащение.

В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Она открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижения личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Ученые отмечают следующие характеристики педагогики сотрудничества: дальнейшая гуманизация педагогической деятельности, в центре внимания исследователей человек с его проблемами; междисциплинарность: в исследованиях четко просматривается межнаучное взаимодействие; интеграция и дифференциация ППЗ о педагогическом взаимодействии: содержании, формах, методах, технологиях [5].

Объектом педагогики сотрудничества в школе выступает процесс взаимодействия учителей и учащихся как субъектов будущей профессиональной деятельности.

Предмет педагогики сотрудничества — развитие личности на основе объединения психолого-педагогических знаний и взаимодействия субъектов деятельности в целостном педагогическом процессе.

В современных условиях идеи гуманизации, сотрудничества и взаимодействия в образовании изучаются отечественными и зарубежными учеными (педагогами, психологами) и используются в обучении и воспитании студентов, что способствует гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, развитию нового уровня взаимодействия учителей и учеников и созданию гуманистических отношений. Следовательно, научную основу реализации идей педагогики сотрудничества в школе составляют объединенные психолого-педагогических знаний о переориентации взаимодействия субъектов обучения и воспитания на профессиональную деятельность, субъект-субъектные взаимоотношения в условиях современного общества.

Профессиональная коммуникативная компетентность предусматривает формирование ключевых компетенций, включающих умение работать с различными видами задач коммуникации: ставить коммуникативные цели, определять ситуацию, оценивать намерения и возможности общения коммуникантов, выделять соответствующие коммуникативные стратегии, быть способным к преобразованию своей речи, быть готовым к коммуникации и взаимодействию [1].

Проанализировав эти понятия, мы сделали вывод, что в теории педагогики они неоднозначны. Разные дефиниции не отрицают друг друга и не противоречат, а лишь взаимодополняют, уточняют, углубляют, обращая внимание на важность тех или иных элементов, которые входят в состав содержания самой дефиниции.

Целевые ориентации педагогики сотрудничества: переход от педагогики требовании к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку; единство обучения и воспитания.

Педагогика сотрудничества в организации внеурочной деятельности предполагает позицию педагога не вне, а внутри системы воспитания, т. е. педагог, выступает как консультант, организатор воспитательной среды, своеобразный посредник между обучающимся и социальным опытом в форме культуры, военных ритуалов, традиций, имеющих место в данном учебном заведении. Особо важно при этом отметить, что решающее влияние на обучающегося осуществляется не через информацию, слово педагога, а через его личность. Неформальный стиль организации межличностного общения в рамках внеурочной деятельности освобождает педагога от утомительной роли всезнайки, но заставляет его принять не менее трудную роль человека, который может ошибаться. Таким образом, педагогика сотрудничества декларирует межличностное, а не формально-ролевое взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса [1].

Таким образом, следует отметить, что ПС — это современное гуманистическое направление педагогики, объединяющее всех субъектов ЦПП.

ПВ между педагогом и учеником основано на организации продуманного ДО, СД, как в ходе учебных занятий, так и во внеаудиторной деятельности, а также при организации самостоятельной работы. Это способствует формированию конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда.

  1. Гребенкина Л. К., Копылова Н. А. Педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра (теория, опыт): монография. / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — 2-е изд. — Рязань, 2010. — 220 с.
  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003 с. — 192 с.
  3. Копылова Н. А. Взаимодействие преподавателей и студентов в высшей школе // Российский научный журнал. 2008. No 5. С. 81–87.
  4. Копылова Н. А. Сетевое взаимодействие вузов: теория и практика // Школа будущего. 2015. № 1. — С. 76–84.
  5. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. М.: Академия, 2007. — 210 с.
  6. Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. — 276 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогика сотрудничества, друг друга, учебное сотрудничество, целостный педагогический процесс, взаимодействие, внеурочная деятельность, идея педагогики сотрудничества, образовательный процесс, развитие личности, центр внимания.

Читайте также: