План урока по каменщикам

Обновлено: 06.07.2024

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ.

ПК 3.2. Производить общие каменные работы различной сложности.

ПК 3.6. Контролировать качество каменных работ.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Развивающая: Учиться применять знания в решении практических задач.

Инструменты и оборудование: рабочий инструмент каменщика: кельма, молоток-кирочка, расшивка, ковш - лопата, контрольно- измерительный инструмент каменщика: отвес, строительный уровень, угольник, правило, ёмкости для раствора и воды компьютер, проектор, экран, инструкционные карты, макеты кирпича .

Материалы: силикатный кирпич, раствор для каменной кладки конструкций

Практические работы: выполнение каменных конструкций из силикатных камней: кладка столба сечением 1,5х1,5 кирпича ( вкруговую) с ограждением.

Практическая направленность задания: устройство забора (ограждения) у жилого дома.

Место проведения: производственная каменная мастерская ( 2 отделение)

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

Приветствие обучающихся, выявление отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку: наличие спецодежды.

а) чередование тычковых и ложковых рядов через один

б) порядок укладки кирпича относительно друг друга

Ответ: Размеры рядового камня: 250х120х65;

Ответ: Грани камней: постель, тычок, ложок ( слайд 7-8)

3. Тёсовая кладка ; 4. Облегчённая кладка ( слайд 10)

Подведение итогов повторения ранее изученного материала и домашнего задания.

Натуральный камень во все времена по праву считался самым популярным строительным материалом. Гранит, мрамор, песчаник, доломит, известняк служат надежной и необычайно красивой основой для возведения фундаментов домов, обустройства водоемов и мощения дорожек, создания элементов архитектуры и облагораживания построек. Не меньшей популярностью в последние годы пользуются искусственные аналоги природного камня, которые имеют такой же эстетичный вид, но отличаются более высокими качественными характеристиками. Также искусственным камнем является силикатный кирпич, который находит широкое применение в индивидуальном жилищном строительстве.

Ограждение участков застройки считается важным элементом благоустройства территории вокруг здания, поэтому производственное задание - выполнение кладки столба сечением 1,5х1,5 кирпича ( вкруговую) с ограждением имеет практическую направленности - это устройство забора у жилого дома.

Столб- это конструкция, имеющая прямоугольное или квадратное сечение небольших размеров. Кладку столбов ведут по трёхрядной системе перевязки, которая является разновидностью многорядной, но столбы сечением 1,5х1,5 кирпича возможно выполнять способом вкруговую, используя только целый кирпич, для большей прочности и устойчивости конструкции, как элемента ограждения внутри столба устанавливают металлический столб, который предварительно бетонируют согласно разметке. ( слайд 17). Столбы большего сечения по трёхрядной системе перевязки выполняют согласно схем (слайд 18).

Столбы возводят из отборного целого кирпича, строго соблюдая горизонтальность рядов и вертикальность граней углов и полностью заполняя раствором горизонтальные и вертикальные поперечные швы.

Для каменной кладки применяют растворы следующих марок: 4,10,25,50,75,100,150 и 200. Выбор марки раствора обосновывается проектом. Следует учитывать, что при увеличении марки раствора расчетное сопротивление сжатию кладки хотя и увеличивается, но значительно медленнее, чем повышается марка раствора. Особенно это характерно для кладки из кирпича и камней правильной формы.

Работа с инструкционно - технологической картой: (приложение 1) (слайды 19 - 27)

Инструменты и материалы: рабочий инструмент каменщика: кельма, молоток-кирочка, расшивка, ковш - лопата; контрольно- измерительный инструмент каменщика: отвес, строительный уровень, угольник, правило; ёмкости для раствора и воды, материалы: силикатный кирпич, строительный раствор

Для качественной работы и производительности труда очень важно правильно организовать рабочее место. ( слайд 20)

При кладке столбов кирпич размещают слева, а раствор справа от каменщика. Рабочая зона шириной 70 см размещается между кладочными материалами по одну сторону выкладываемого столба. Запас кирпича на рабочем месте каменщика должен соответствовать 2-4 часовой потребности. Раствор в ящики загружают перед началом кладки с расчётом на 40-50 мин. работы. В процессе кладки пополняется запас кирпича и раствора.

Прежде чем приступать к строительству кирпичного забора, следует провести подготовительные роботы. Первым делом определяется количество необходимых расходных материалов. Для этого следует произвести точные замеры периметра участка, обозначить перепады высоты, а также обратить пристальное внимание на структурный состав почвы и уровень грунтовых вод. После того как замеры будут завершены, следует составить подробный чертеж конструкций будущего забора, при помощи которого можно будет точно рассчитать количество строительных материалов. Конструктивные чертежи должны предусматривать точное количество кирпичных столбов, расположенных с определенным шагом, достаточным для придания всей конструкции устойчивости и жесткости.

Кладку кирпичного забора ведут с предварительным устройством фундамента. Кирпич укладывают на раствор, соблюдая правила ведения кладки и проводя самоконтроль выполнения работы измерительными инструментами. (слайды 21-24)

Допускаемые отклонения при ведении кладки представлены на схеме (слайд 25) Образцы кладки выполнения практического задания (слайд 26). При ведении кладки строго соблюдать правила охраны труда ( слайд 27)

Практический показ мастером производственного обучения приёмов выполнения практической работы

Закрепление практического показа выполнения работы (вызов обучающихся для закрепления приемов работы), выяснение неясных вопросов).

Предупреждение ошибок в работе: несоответствие толщины швов кирпичной кладки установленным нормам. Отклонение столба от вертикали больше допускаемых норм.

Норма. времени на выполнение - 4часа. Норма выработки 40 шт. кирпича

1 рабочее место:

Лазарев Артём, Диденко Богдан

2 рабочее место:

Ерёмин Денис, Гуляев Олег

3 рабочее место:

Максимов Артём, Азиатцев Алексей

4 рабочее место:

Ботвиньев Владимир, Пензев Сергей

5 рабочее место:

6 рабочее место:

-организация рабочего места;

- соблюдение правил охраны труда;

- соблюдение технологического процесса, размеров, допусков;

- Горизонтальность рядов кладки;

3. Текущий инструктаж ( 4 часа .)

1.обход - проверка организации рабочих мест ;

2.обход- проверка выполнения обучающимися правил охраны труда на рабочих местах;

3.обход- проверка правильности выполнения технологической последова-

тельности практической работы, контроль качества кладки.

- оценка качества работы каждого обучающегося по показателям;

- отметить наиболее активных обучающихся при выполнении практической работы;

- указать на ошибки в работе обучающихся;

Преподаватель спецдисциплин Гревцева Е.Н.

Мастер производственного обучения Харитонова С.Н.

4.Справочник строителя. Аханов В.С., Ткаченко Г.А. 2004 год. 480 стр.

7. СНиП 3.03.01-85 Несущие и ограждающие конструкции

8. СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов. Общие положения.

Критерии оценок работы обучающихся

На рабочем месте инструменты и материалы не мешают работе, под ногами нет строительного раствора. Соблюдены все правила охраны труда.Кладка конструкций выполнена согласно схеме с применением способов укладки кирпича с соблюдение размеров и допусков. Лицевая поверхность конструкций чистая. Швы обработаны. Нвр и Нвыр выполнены на 100 %.

На рабочем месте инструменты и материалы не мешают работе, но под ногами имеется строительный раствор. Соблюдены все правила охраны труда.Кладка конструкций выполнена согласно схеме.Способы укладки кирпича частично не выполнены.Отклонение по допускам кладки более чем ± 3 мм Лицевая поверхность конструкций частично загрязнена. Швы обработаны не полностью. Нвр и Нвыр выполнены на 90 %.

На рабочем месте инструменты и материалы мешают работе, но под ногами имеется строительный раствор. Правила охраны труда не существенно нарушены.Кладка конструкций выполнена с нарушением схемы. Способы укладки кирпича не выполнены.Отклонение по допускам кладки более чем ± 5 мм Лицевая поверхность конструкций загрязнена. Швы не обработаны. Нвр и Нвыр выполнены на 80 %.

Задание на учебно-производственные работы не выполнено.

Выявлены грубые нарушения правил охраны труда при выполнении кирпичной кладки конструкций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каменщик: Учебное пособие для учащихся профессионально-технических училищ/Автор-составитель Б.Б Смирнов -. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-320с.

Ход бинарного урока

1.Организация начала учебного занятия (3 мин)

1.2Проверка готовности обучающихся к занятию

2.Актуализация знаний (5-7 мин.)

Что такое каменная кладка?

Конструкция из камней, кирпичей уложенных на строительном растворе

Перечислите системы перевязки каменной кладки

Однорядная, многорядная, трехрядная

Перечислите основные инструменты каменщика

Кельма, молоток-кирочка, растворная лопата, расшивка.

Назовите третье правила разрезки кладки

Под каждым вертикальным швом кладки нужно располагать не швы, а камни.

Назовите грани кирпича.

Ложок, тычок, постель

Перечислите контрольно-измерительные инструменты каменщика

Отвес, уровень, рулетка, правило, угольник, шнур-причалка

3. Формулирование темы или учебного вопроса. (5 мин)

Формулирование познавательной цели. Мотивация к учебной деятельности.

Цель бинарного урока: на теоретической части занятия сформировать прочные понятия об однорядной системе перевязки, ее преимуществах и недостатках. На практической части урока отработать приемы кладки стены в 1,5 кирпича и оценить результаты выполненных действий.

Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроке

Пробуждение эмоционального интереса (слайды).

Мы нередко любуемся строгими линиями высотных зданий жилых домов, величественными корпусами и целыми комплексами с различными архитектурными деталями, обликами преображенных городов и сел.

Это - дело искусных рук каменщика. Наверное, немного найдется на земле ремесел, которые могли бы потягаться возрастом с ремеслом каменщика.

4.Изучение нового материала (10мин)

4.1. Понятие однорядной системы перевязки швов кладки, ее преимущества и недостатки.

Для того чтобы стена возводимого здания обладала необходимой прочностью и уложенные камни под действием нагрузок не смещались, кирпичную кладку выполняют с применением различных систем перевязки швов. Смысл перевязки состоит в том, чтобы вертикальные швы кладки были перевязаны камнями через каждый ряд кладки. Это достигается, например чередованием ложковых и тычковых рядов.

При однорядной системе перевязки ложковые и тычковые ряды в кладке чередуются. Вертикально-поперечные швы сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда. Однорядную систему перевязки швов кладки по-другому называют – цепная.

Однорядная кладка отличается от других систем высокой прочностью и простотой исполнения, но работы по ее устройству менее производительны.

Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большего количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.

4.2. Обучающиеся должны запомнить основные правила кладки конструкций по однорядной системе перевязки.

1. Первый ряд наружной версты всегда выкладывается тычком.

2. Тычковые и ложковые ряды чередуются.

3. Сдвиг между рядами на лицевой поверхности стены четверть кирпича.

4.Перевязка поперек кладки в пол кирпича.

5.Забудка всегда выкладывается тычком.

6.Места опирания плит перекрытий, обрезы стен и столбов всегда выкладываются тычковыми рядами.

5. Первичное закрепление материала под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов

5.1 Ответы на вопросы

Что такое однорядная система перевязки?

Это чередование одного тычкового и одного ложкового ряда

Как еще можно назвать однорядную систему перевязки

Почему кладка по однорядной системе перевязки швов кладки считается самой прочной и долговечной?

Перевязываются все швы в кладке

Чему равен сдвиг между тычковыми и ложковыми рядами в кирпичной

- Какой из представленных макетов выложен по однорядной системе перевязки швов?

Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на правильных ответах.

Итак, мы повторили преимущества и недостатки однорядной системы перевязки швов и общие правила кладки конструкций. Знания, полученные на теоретическом занятии закрепим, выполняя практическую работу по кладке стены толщиной в 1, 5кирпича по однорядной системе перевязки швов. До выполнения практической работы мы с вами посмотрим видеоролик по кладке стены в 1,5 кирпича.

6. Подготовка рабочего места, кирпича и раствора.

Кладка стены в 1,5 кирпич с контролем горизонтальности рядов КИП.

Показ мастера производственного обучения приемов расстилания раствора на кладке, кладки глухих стен по однорядной системе перевязки швов с одновременным комментированием действий.

Выполнение обучающимися практической работы кладки глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов.

Целевые обходы мастера производственного обучения.

При целевых обходах используется принцип индивидуального подхода к обучающимся. Каждому обучающемуся предлагается самостоятельно оценить качество своей работы.

Цели обходов:

- проверка организации рабочего места и готовности к началу работы

- проверка соблюдения техники безопасности

- проверка правильности выполнения работы согласно заданию

- проверка выполнения приемов укладки кирпича на кладке

- проверка расстилания раствора на кладке и заполнение вертикальных швов

- выявление и устранение ошибок во время выполнения работ

- проверка качества выполненной работы с помощью КИИ

- оказание помощи обучающимся в контроле выполненной кладки

6. Итог занятия (15 мин)

1.Выставление оценок

Анализ работы на уроке теоретического и практического обучения.

Теперь давайте подведем итоги нашего с вами занятия. Понравился ли вам сегодняшний урок, что нового и интересного вы узнали? Какие трудности вы испытали во время выполнения практической работы?

3.Задание для внеаудиторной самостоятельной работы

3.1. Выписать в рабочую тетрадь общие правила кладки конструкций по однорядной системе перевязки швов.

3.2. Сфотографировать виды каменных кладок, которые вас заинтересовали с последующим просмотром и обсуждением на следующем занятии.

Урок закончен, спасибо за внимание и работу на уроке.

Опорный конспект

Для того чтобы стена возводимого здания обладала необходимой прочностью и уложенные камни под действием нагрузок не смещались, кирпичную кладку выполняют с применением различных систем перевязки швов. Смысл перевязки состоит в том, чтобы вертикальные швы кладки были перевязаны камнями через каждый ряд кладки. Это достигается, например чередованием ложковыхи тычковых рядов.

При однорядной системе перевязки ложковые и тычковые ряды в кладке чередуются. Вертикально-поперечные швы сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда.

Однорядная кладка отличается от других систем высокой прочностью и простотой исполнения, но работы по ее устройству менее производительны.

Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большего количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.

Кладка конструкций по однорядной системе перевязки выполняется по правилам. При однорядной системе перевязки первый ряд наружной версты всегда выкладывается тычком. Тычковые и ложковые ряды чередуются.

Сдвиг между рядами на лицевой поверхности стены четверть кирпича.

Перевязка поперек кладки в пол кирпича. Забутка всегда выкладывается тычком. Места опирания плит перекрытий, обрезы стен и столбов всегда выкладываются тычковыми рядами.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения по кладке конструкций стен.

Методы и приёмы обучения: устный опрос, дискуссия по вопросам темы, анализ производственной ситуации, упражнения по изучению СНиП

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Межпредметные связи: строительное черчение, математика, материаловедение, производственное обучение.

Материальное оснащение урока: тестовые задания, учебники, таблица, плакаты, контрольно-измерительные инструменты каменщика.

I. Организационный момент (2-3 мин.)

1. Проверка присутствующих

2. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний (10-15 мин.)

Целевая установка на урок- значимость обобщения и закрепления данной темы для современного строительства зданий. Слайд 3

Задача этапа: Повторить и обобщить знания по кладке конструкций.

Метод обучения: Практический, словесный.

Форма обучения: Коллективная, индивидуальная.

Деятельность преподавателя: Повторяет вместе с учащимися основные понятия по теме, определения, виды кладки конструкций.

Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении вопросов. Формулируют основные определения.

Вопросы для повторения: Слайд 4

1. Какие системы перевязки кладки вы знаете и в чём их отличие?

2. Почему кладку стен ведут, используя многорядную перевязку, а столбов - трёхрядную?

3. Опишите способы кладки и их отличия?

4. Когда применяют порядный и смешанный способы кладки?

5. В чём особенности перевязки кладки столбов по трёхрядной системе?

III. Постановка цели и задач урока (2 мин.)

Задача этапа: Создать у учащихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку.

Метод обучения: Словесный, демонстрационный.

Форма обучения: Коллективная, индивидуальная.

Деятельность учащихся: Приветствуют преподавателя, записывают тему урока, слушают задачи и цели урока.

Слайд 1 "Тема урока"

Слайд 2 "Цели урока"

IV. Обобщение и систематизация учебного материала (20-25 мин.)

Задача этапа: обобщить знания по технологии кладки стен; систематизировать прикладные и фундаментальные знания.

Метод обучения: практический; деятельностный

Форма обучения: коллективная, индивидуальная

Выполнение задания Слайды 5, 6; (Приложение 2)

Проверка выполненных работ Слайд 7; (Приложение 3)

Деятельность преподавателя: на экран выводит задание (тесты).

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: