Психология учебной деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Учебная деятельность, характерная для детей всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием.

В.В. Давыдов. Проблемы развивающего обучения

Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности

§ 1. Учебная деятельность — специфический вид деятельности

Теория учебной деятельности в общей теории учения

В общей теории учения, основы которой, как уже отмечалось, были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, СТ. Шацким, А.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпшером, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являющаяся научным приоритетом России. Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. (в широком контексте теории деятельности, психологические основы которой были заложены трудами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, а конкретное содержание сформулировано А.Н. Леонтьевым) поставили новую проблему в теории обучения — изменения самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных задач обобщенными способами действий.

Своевременность и актуальность поставленных теорией учебной деятельности проблем распространяется не только на школу, применительно к условиям обучения в которой и была сформулирована эта теория, но и, что не менее важно, на вузовское обучение, деятельность студентов (по разным причинам недостаточно сформированную и изученную). Актуальность и своевременность распространения теории учебной деятельности на вузовское обучение в целом определяется тем, что уже сложились определенные позитивные тенденции в высшей школе (как в нашей стране, так и в мировой практике), позволяющие реорганизовать как вузовское преподавание, так и саму учебную деятельность студента.

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой учебной деятельности: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др. Далее рассмотрим понятие учебной деятельности, сущность учебной деятельности и ее результат, компоненты учебной деятельности.

Понятие учебной деятельности

Учебная деятельность может отождествляться с процессом учения, однако это не совсем верно. По Д. Б. Эльконину, учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Также учебная деятельность представляет собой особую деятельность, которая должна побуждаться некими мотивами.

Учебная деятельность – это деятельность индивида, в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Кроме того, такой вид деятельности направлен на самого субъекта (ребенка) и помогает личностному развитию и вращиванию культурного опыта.

Сущность учебной деятельности и ее результат

Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в:

Выделим основные характеристики учебной деятельности:

Учебная деятельность направлена на овладение знаний посредством решения учебных задач.

Учебная деятельность направлена на усвоение общих способов учебных действий.

Учебная деятельность стоится от общего к частному.

Учебная деятельность способна изменить психические свойства личности ребенка и вывести их на более высокую ступень.

Цель учебной деятельности состоит в приобретении учеником знаний. Если же ребенок не имеет потребности в знаниях, то данная деятельность для него бессмысленна, только если он не преследует другую цель, например, для получения какой-либо профессии. Так, учебная деятельность может быть разной по смыслу в зависимости от субъекта учения:

Учебная деятельность может удовлетворять познавательную потребность.

Учебная деятельность может удовлетворять другие потребности (внешние социальные мотивы).

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика. Продукт учебной деятельности – это актуальное структурированное знание, которое лежит в основе умения решать задачи различных областей наук и практики, требующие его применения, а также внутренние новообразования в психике и поведении в ценностном, смысловом и мотивационном планах. Продукты учебной деятельности в виде основной органичной части входят в индивидуальный опыт обучающегося. Дальнейшая деятельность человека, его успешность в профессиональной деятельности, в общении с другими людьми зависит от структурной организации индивидуального опыта, его прочности, глубины, системности.

Главным продуктом учебной деятельности является формирование у обучающегося теоретического сознания и мышления. Результат учебной деятельности. В результате учебного процесса происходит овладение определенными навыками, умениями и знаниями. Одним из важнейших результатов учебной деятельности является научение ребенка учиться самостоятельно.

Компоненты учебной деятельности

Наиболее общим образом компоненты учебной деятельности отражены на рисунке 1.

• Внешние мотивы (долг, избегание неудач и др.),

Учебная задача. Учебной задачей является такая задача, которая заключает в себе то, что необходимо усвоить ученику. Также учебная задача включает в себе группу заданий, которые направлена на усвоение какого-либо общего способа действий. Она связана с выполнением какой-либо практической деятельности. При решение учебной задачи субъект изменяет объект своего воздействия, который и является результатом учебной деятельности. Так, особенность учебной задачи состоит в изменении первоначального объекта.

Учебные операции. Если учебная задача содержит в себе все то, что помогло бы усвоению общих способов действий, то учебные операции как раз – это то, с помощью чего происходит практическое усвоение того или иного заложенного в задачу способа действия. Выделяют общие и специфические учебные операции:

  • Специфические (всегда связаны с учебным предметом).

По структуре учебные операции разделяют на:

По характеру познавательной деятельности:

  • Перцептивные,
  • Мнемические,
  • Мыслительные.

По функциональным аспектам:

  • Планирующие,
  • Контролирующие,
  • Исполнительские,
  • Оценочные.

Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности.

Оценка и самооценка. ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано.

Учебная деятельность

Рисунок 1. Учебная деятельность

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 01.03.2022

Екатерина Николаевна Логиновская

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Значение учебной деятельности в качестве особого направления деятельности, которое направлено на изучение человеком социального опыта, все время растет. В современном мире учебная деятельность имеет свойства непрерывной высокой востребованности. По мнению Д. Б. Эльконина, учебная деятельность является второй профессией любого человека, и от того, насколько человек склонен к ее осуществлению зависит его продвижение в выбранном деле. Поэтому учебная деятельность должна выстраиваться таким образом, чтобы в ее процессе учащиеся могли научиться не только уже имеющемуся социальному опыту, но непосредственно и самой деятельности.

Учебная деятельность и схожие виды деятельности

Под научением понимается устойчивые, целесообразные изменения в поведении, способах действий, усвоениях новых знаний при помощи подражаний, экспериментирования и тренировок.

Обучение – целенаправленная деятельность и форма организации процесса передачи знаний; социальная система, направленная на передачу опыта, имеющего общественно-исторический и социокультурный характер, новым поколениям.

Обучение является процессом активного взаимодействия между обучающим и обучающимся.

Учение же является активностью, деятельностью субъекта, ориентированное на получение знаний, навыков и умений.

Учение состоит из двух процессов:

  • накопления знаний;
  • овладение методами использования данных знаний, способами их получения и применения.

Игровая деятельность может иметь главную роль исключительно в раннем и предшкольном детстве.

Результат трудовой деятельности мы видим в духовном или физическом преобразовании действительности. А результаты учебной деятельности заключаются в знаниях, учениях, навыках. Иными словами, в психических новообразованиях. Из этого можно сделать вывод, что учебная деятельность планирует подготовку к дальнейшему труду. Она направлена на того, кто учится, как на своего собственного субъекта в целях совершенствования, развития, построения его личности при помощи осознанного, целенаправленного присвоения ему общественного опыта. Трудовая же деятельность направлена на создание определенных продуктов, которые общественно значимы для общества.

Из этого можно сделать вывод, что учебную деятельность можно определить как особый тип деятельности, которая направлена на структурированное развитие учащихся людей, которые нацелены на то, чтобы получить обширные знания и их творческое использование в практике.

Особенности учебной деятельности

Основная особенность психологии учебной деятельности заключается в том, что осуществление учебной деятельности является возможным только на том этапе развития психики человека, когда он может контролировать свои действия при помощи сознательной цели, актуализировать ряд познавательных процессов (память, мышление и восприятие), применять некоторые волевые свойства. Перечисленные свойства являются психологической основой, которая говорит о готовности к школьному обучению.

Потребностно-мотивационная сторона является начальной ступенью в учебной деятельности. Познавательную деятельность, с одной стороны, можно рассмотреть как предпосылку деятельности учения, а с другой стороны, как ее результат, сформированный мотив. В данной ситуации учебная деятельность является рычагом формирования познавательной мотивации. Процесс учения, если его верно организовать, может являться одним из условий преобразования структуры мотивационно-потребностной сферы человека.

По мнению В. В. Давыдова, во время освоения учебной деятельности человек может воспроизводить не только умения и знания, но и непосредственно способность учиться, которая возникла на конкретном этапе развития общества. Учение можно рассматривать как деятельность, исключительно в тех случаях, когда оно может удовлетворить познавательную потребность.

Поэтому многие отечественные авторы выделяют ряд ключевых характеристик учебной деятельности:

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Лекция. Общая характеристика учебной деятельности

Лекция. Общая характеристика учебной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Общая характеристика учебной деятельности
План лекции
1. Научение и его виды.
2. Общая характеристика учебной деятельности.
3. Структура учебной деятельности.
4. Самоорганизация учебной деятельности. Личностно-деятельностный подход в обучении.
Ключевые понятия: научение, созревание, реактивное научение, оперантное научение, когнитивное научение, учебная деятельность, учение, компоненты учебной деятельности, учебная мотивация, учебная задача, учебные действия, действия контроля, действия оценки, самостоятельная работа.

1. Научение и его виды.

2. Общая характеристика учебной деятельности.

Процесс научения может осуществляться в форме попутного научения или в форме целенаправленного учения. Попутное научение происходит в ходе деятельности, имеющей иную цель. Так, ребенок, выполняя действие с каким-либо предметом, попутно знакомится с его свойствами — цветом, формой, величиной. Учение как деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения.
Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский, который внес принципиальные изменения в теоретические представления о данном процессе. Деятельность, направленную на учение, он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его деятельности учения, направленной на освоение способов приобретения знаний.
Целенаправленное учение возможно либо в форме учебной деятельности, либо в форме самостоятельной работы. Собственно психологическая теория учебной деятельности сформировалась в общей теории учения. К числу ее разработчиков относят Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызину, А. К. Маркову. Учебная деятельность — это особая форма учения, направленная на овладение обобщенными сноеобами учебных действий и саморазвитие в процессе решения учебных задач, специально поставленных педагогом. Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на совершенствование, развитие, формирование личности обучаемого через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта. Отметим основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
3) общие способы действий предваряют решение задач (И. И. Ильясов);
4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д. Б. Эльконин, И. Лингарт);
5) изменение психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий (И. Лингарт).
Учебная деятельность имеет определенное предметное (психологическое) содержание. В нем выделяется предмет учебной деятельности, средства, способы, продукт и результат. Предметом учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ,'алгоритмов, в процессе чего происходит развитие самого ученика. В качестве средств учебной деятельности выступают интеллектуальные действия (знаковые, языковые, вербальные средства), в форме которых усваивается знание, а также фоновые знания, при помощи которых структурируется индивидуальный опыт ребенка Способы учебной деятельности могут быть совершенно разными. К ним относят репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Продуктом учебной деятельности являются структурированное знание, новообразования в психике и поведении ученика, его индивидуальный опыт. Результат учебной деятельности — потребность ее продолжать либо уведение от нее.
Д. Б. Эльконин выделяет деятельностные характеристики этой формы учения. Учебная деятельность носит общественный характер: по содержанию, так как направлена на усвоение общественного опыта, накопленного человечеством; по смыслу, поскольку она общественно значима и общественно оцениваема по форме, потому что она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях. Кроме того, учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определенную внешнюю структуру.

3. Структура учебной деятельности.

4. Самоорганизация учебной деятельности. Личностно-деятельностный подход в обучении.

Читайте также: