Что такое краудсорсинг кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сможете ли вы создать в течение недели месячную норму полезного контента? Годовую норму? Может быть, вы сможете выдать более 800 идей в течение одного мозгового штурма? А, может, ваша аудитория сама охотно создает полезный контент для вашей компании?

В обоих случаях заказчик привлекает огромное количество исполнителей и выбирает лучшие предложения для оплаты или заключения контракта. Именно так, на конкурсной основе, и работает большинство краудсорсинговых платформ.

Как использовать краудсорсинг в бизнесе

Краудсорсинг может быть использован для достижения самых разнообразных целей: решения определенной проблемы, создания контента, генерации новых идей, проведения экспертной оценки и т.д. При этом компетентность людей, участвующих в проекте, не имеет большого значения. Вот лишь несколько примеров того, что можно сделать в рамках этой тактики:

  • Предложите пользователям своего сайта принять участие в конкурсе на лучшую идею. Пообещайте победителю хорошее вознаграждение.
  • Попросите клиентов оставить отзыв о вашем продукте или услуге. Авторам лучших или самых креативных вручите призы.
  • Попросите клиентов пройти анкетирование с вопросами по улучшению вашего сервиса. Предложите им что-то взамен, например, небольшую скидку или бесплатный экспертный контент, который для всех остальных стоит денег.

Компании из списка Fortune 500 активно используют краудсорсинговые мероприятия. В 2010 количество микро-заданий, выполненных таким образом, выросло на 496%. С тех пор это эта цифра уверенно растет и уменьшаться, скорее всего, еще долго не будет.

Каких результатов можно достигнуть с помощью краудсорсинга

С первого взгляда, вам может показаться, что краудсорсинг слишком сложен, чтобы управлять им в рамках вашей маркетинговой кампании. Но как только вы разберетесь с многообразием видов и форм, которые он может принимать, вы наверняка измените свое мнение. С помощью краудсорсинга можно:

  • Усилить приверженность аудитории. Исполнитель берется выполнять задание, генерирует идеи, обсуждает их с друзьями, распространяет информацию о компании и размещает полученный результат на вашей площадке от своего имени. Таким образом, он сам мотивирует себя на качественный результат и становится приверженцем вашей компании. Стратегия краудсорсинга предполагает вовлечение сотен подобных исполнителей.
  • Улучшить текущие продукты и услуги. Собранная в рамках краудсорсинга информация может значительно улучшить ваш продукт и положительно сказаться на росте всего бизнеса.
  • Повысить общую репутацию вашей компании. Вовлечение огромного количества людей, активно участвующих в каком-то проекте, постоянное обсуждение деятельности вашей компании и ваших продуктов создает положительный общественный резонанс, а также привлекает внимание СМИ к вашей деятельности.

Преимущества и недостатки стратегии

  • Краудсорсинг может быть задействован в любой индустрии и бизнесе любой величины.
  • Запрашивая обратную связь от клиентов, вы получаете очень важную информацию для развития вашего бизнеса, продукта или услуги.
  • Вы можете выбрать лучшие идеи, предложенные большим количеством людей, и не полагаться на креативность одного человека или одного агентства.
  • Оплатив кому-то единоразовую фиксированную ставку за их услуги, вы серьезно экономите ваш бюджет.
  • Данная стратегия помогает вам воочию увидеть, как мыслят ваши клиенты.

Что говорят эксперты о краудсорсинге

Гевин Хитон, вице-президент и главный аналитик компании ConstellationResearch

Джим Ройстон, исполнительный директор исследовательского центра CASIS

Как краудсорсинг используется в управлении контентом и инновациях в сфере b2b

Вот несколько крупных проектов, в которых краудсорсинг был задействован в рамках контент-маркетинговой стратегии.

Рекламная кампания Intel

Рекламная кампания новой серии процессоров от Intel – результат краудсорсинга

Кампания “Powering your home”

Компания GE была одной из первых компаний среди технологических брендов, которая начала использовать блоггинг, так что никто не был удивлен, когда она задействовала стратегию краудсорсинга в своих проектах.

Сообщество, созданное LocalMotors

Теперь поговорим о перевороте на общемировом рынке автомобилей. Компания LocalMotors, находящаяся в Аризоне (США), объединила 30-тысячное сообщество дизайнеров, инженеров, конструкторов и прочих энтузиастов для разработки, создания дизайна и последующей продажи транспортных средств. Их целью являлось создать с помощью краудсорсинга новый автомобильный дизайн, организовать высокотехнологическое производство и воплотить технологии нового поколения отрасли машиностроения в своих продуктах. Они получили спонсорскую поддержку со стороны BMW и Siemens, так что данное сообщество имеет все шансы получить выдающийся результат. Вот, кстати, их промо-ролик:

Как удовлетворить огромное количество работников?

Краудсорсинговые кампании – изначально не для слабонервных. Поначалу вам будет казаться, что вы пытаетесь управлять неуправляемым. С течением времени вы укрепитесь в этом убеждении. Так или иначе, вы должны обладать 2 качествами для того, чтобы преуспеть – тотальной приверженностью вашей идее и смелостью.

Следующие советы помогут вам сделать этот процесс максимально комфортным и эффективным:

Держите контакт с людьми. Большинство людей, которые хотят поучаствовать в таком проекте, любят отдавать. Непрерывный контакт с аудиторией обеспечивает их возможность отдавать и вашу способность взять. Убедитесь, что у вас есть общее место, где аудитория сможет собираться и общаться с вами и друг с другом, будь то внутренняя корпоративная сеть или приватная страничка Фейсбука. Необходимо, чтобы они чувствовали себя причастными.

Слушайте. Основным преимуществом краудсорсинга является возможность делиться идеями, но если коммуникация не будет двусторонней, вы можете быть уверены – ваша аудитория сумеет донести до вас этот неприятный факт.

Отвечайте. Всегда выслушивайте, перед тем как ответить. Вы не сможете утверждать, что вы слушаете аудиторию, если она не чувствует себя услышанной. Если у кого-то есть отличная идея, поощрите вклад этого человека. Если возникнет проблема, найдите лучший способ ее решения. Дайте людям из вашего сообщества понять, что они не являются безликой массой для вас.

Будьте честны. Сокрытие любой информации вызовет гнев толпы, будь то удаление комментариев, оставленных членами сообщества, либо постоянно запаздывающие ответы на текущие вопросы.

Сопереживайте. Поставив себя на их место, вы сможете увидеть ситуацию с позиции вашей аудитории. Это позволит вам общаться с ними более понятно и благожелательно.

Краудсорсинг не является самой популярной стратегией контент-маркетинга. Однако если у вас достаточно смелости, чтобы организовать подобную кампанию, ваш маркетинг может выйти на радикально новый уровень. Может быть, будущее успешное развитие вашей компании уже зреет в головах ваших клиентов, и осталось только войти с ними в контакт и задать правильные вопросы?

Если у вас есть какая-то идея для предпринимательства, но нет денег на ее реализацию, то можно воспользоваться современной системой взаимопомощи. Владельцы бизнеса, особенно молодые стартаперы, часто сталкиваются с понятием краудфандинга, но есть и другой способ привлечь полезных людей к работе над вашим проектом - воспользоваться краудсорсингом.

Что такое краудсорсинг?

Мы уже рассказывали о том, что такое краудфандинг и особенностях его работы. Суть краудфандинга заключается в том, чтобы разные люди пожертвовали свои деньги на запуск вашего проекта, бизнес-идеи. Краудсорсинг отличается от краудфандинга тем, что основатели собирают не материальную помощь, а умственные или творческие способности, любые другие усилия, которые помогают добиться своей целе. Этот термин больше напоминает аутсорсинг, только тут не нужно платить деньги.

Краудсорсинг - это поиск решения вашей проблемы с помощью посторонних людей, их знаний и опыта. Реализуется на добровольных началах и в большинстве случаев выполняются удаленно, без непосредственной работы участников.

Что такое краудсорсинг простыми словами? Это взаимопомощь.

История появления понятия краудсорсинга

Подобными технологиями привлечения интеллектуальных способностей разных людей пользовались еще сотни лет назад. К примеру, мореплаватели в Англии искали способы определить широту и долготу в море. Они не хотели платить ученым или исследователям, а сами не могли предложить хороший вариант, поэтому решили обратились к обычным людям за помощью. Сегодня многие компании используют краудсорсинг в управлении.

Сам термин “краудсорсинг” ввел Джеф Хау только в 2006 году, который занимался исследованием принципа действия краудсорсинга. В своей статье он подробно описал особенности этой технологии, а также привел примеры. Но в раньше он сравнивал краудсорсинг с аутсорсингом, хотя и отмечал различия методов.

В современном мире впервые официально краудсорсингом воспользовалась компания I Stock Photo (крупный фотобанк). Раньше сайты, на которых публиковались фотографии, давали возможность покупать их за определенную сумму (от 10 долларов за одно изображение). Но I Stock Photo предложили своим посетителям высококачественные фото по 1 доллару. Суть в том, что раньше фотобанки продавали работы профессиональных фотографов, а этот фотобанк работал с обычными пользователями на добровольной основе. То есть кто-то сам загружал уникальную фотографию, а желающий мог ее купить за 1 доллар.

Особенности краудсорсинга

Многим, особенно в нашей стране, кажется, что использования краудсорсинга неэффективно, но на самом деле множество исследований показывает, что он положительно влияет на работу предприятий (как начинающих, так и полноценных крупных компаний).

При краудсорсинге не оплачивается работа пользователей , или же она может иметь более символический характер. Но при этом необходимо понимать, что в системе участвуют больше любители, чем профессионалы. Специалисты бесплатно помогают больше социальным проектам, которые направлены на решение общественной проблемы.

В современном мире каждый человек считает себя более причастным к работе разных компаний или организаций. Уже нет четкого разделения на между покупателем и производителем, любой человек может поучаствовать в создании продукта. И сами создатели повышают свой имидж тем, что залучают к работе своих клиентов. Обычные люди чувствуют себя причастными и могут увидеть реализацию своих идей, а крупные компании получают бесплатно услуги - все в плюсе. Именно это и является целью краудсорсинга.

Виды краудсорсинга

Что входит в краудсорсинг и что можно получить, если вы решите заняться краудсорсингом?

Сюда входит также краудфандинг, когда посторонние люди помогают финансово - создать свой бизнес или решить любую другую проблему.

Примеры краудсорсинга

Один из самых популярных примеров - Википедия, где множество пользователей по всему миру дополняют общую страницу своими знаниями, при этом не получают за это денег или других наград.

Также краудсорсинг - это разные конкурсы реклам или идей, которые часто публикую в интернете. Организации предлагают любому человеку создать креативную рекламу их продукции, а лучшие идеи они используют в настоящих роликах. Многие компании часто пользуются услугами других людей без обещания оплаты или принятия на работу.

Краудсорсинг - это удобный инструмент не только потому что можно бесплатно воспользоваться услугами других людей, но и потому что тут есть возможность поработать с огромным количеством разных участников. Есть множество примеров успешного и провального краудсорсинга, поэтому необходимо правильно его использовать.

схема Краудсорсинг – что это простыми словами

Суть краудсорсинга ясна: привлечь как можно больше свежих умов для решения конкретной проблемы. Интернет позволяет охватить большую аудиторию – требуемая задача озвучивается на сайте, а все заинтересованные в вопросе разрабатывают собственный вариант решения проблемы, затем предоставляя его заказчику.

Низкая цена обеспечивалась с помощью пользователей сети, которые загружали на базу свои личные фото.

Вспомним идею редакторов по улучшению Оксфордского Английского словаря – у всех желающих была возможность отправлять на почту письма со своим определением термина и примером его использования.

Решение было рациональным – за 70 лет в редакции оказались более 6 миллионов писем.

картинка с текстом Краудсорсинг определение

Чем отличается краудсорсинг от аутсорсинга?

Краудсорсинг Аутсорсинг
Исполнитель — неопределенная аудитория. Заказчик заведомо определил исполнителя.
Наличие, размеры оплаты, срок выполнения – требование заказчика. Размер оплаты и срок выполнения – требование исполнителя
Заказчик получает сотни вариантов, которые могут требовать доработки. Заказчик получает 1 целостный проработанный проект.

В каких сферах применяется краудсорсинг?

  • Бизнес проекты — создание логотипа компании, разработка нового проекта, подача идей для развития, финансирование издания книги.
  • Социальные проблемы – поиск пропавших без вести, помощь во время пожарных ситуаций, добровольное финансирование открытия больниц и школ.
  • Политические вопросы — открытые голосования или рассмотрение законопроектов.

Классические виды краудсорсинга

  • Общественное финансирование – люди добровольно вносят средства на развитие ресурса, а ярким примером тому является Википедия.
  • Общественное голосование — прием для сбора статистических данных или решения важного вопроса.
  • Общественная мудрость — люди могут поделиться своей точкой зрения относительно какого либо вопроса, вывести доскональное описание и решение проблемы.
  • Общественное сознание – коллективное творчество. Один проект создается с помощью многих идей, поступивших от разных лиц.

картинка Виды краудсорсинга

Современные виды аутсорсинга в зависимости от решаемых задач

  • Создание контента. Знания и навыки добровольцев создают наполнение сайта – да, придется снова вспомнить Википедию.
  • Поиск решения задачи. Проблема выставляется на обозрение толпы, а желающие приступают к ее решению. На обсуждение выставляются разнопрофильные проблемы, поэтому может понадобиться квалификация.
  • Поиск людей. Примером тому выступает русская платформа LizaAlert, которая помогает в поиске пропавших детей.
  • Сбор информационного ресурса. Не обязательно специальное образование — в ход идут легкие механические задачи, обсуждение маркетинговых исследований.
  • Сбор точек зрения. Выступает как обратная связь по отношению к аудитории. Актуальный прием для маркетинговых и статистических исследований.
  • Тестирование. Используют для проверки недавно вышедших ПО – доброволец испробовал, оценил и оставил свое впечатление.
  • Голосование. Исследованию или предприятию часто необходимо общественное мнение, взгляд незаинтересованных лиц со стороны – вот тут-то и актуально голосование.
  • Общественное финансирование (краудфандинг). Индивидуальный случай краудсорсинга – обычно происходит в виде добровольного пожертвования средств на какой-либо проект.

схема Преимущество краудсорсинга

Краудсорсинг: примеры успешных зарубежных проектов

О Википедии мы вспоминали и не раз! Однако есть и другие успешные примеры краудсорсинга:

  • InnoCentive – предлагают желающим поучаствовать в решении проблем, касающихся экологии, промышленности, инноваций бытовой техники.
  • com – языковой ресурс, на котором люди обмениваются практическими упражнениями по родному и изучаемым языкам.
  • Starbucks – кофейни, чей успех построен на обратной связи с клиентами.

картинка Краудсорсинговые платформы

Краудсорсинг в России: примеры успешных проектов

СберБанк обеспечивает первоклассную обратную связь с клиентской базой с помощью мобильного приложения, а Яндекс-Пробки предоставляют информацию о забитой дороге, полученную от пользователей – яркие примеры краудсорсинга в России.

Другие платформы:

картинка Российский опыт краудсорсинга

Какие преимущества дает краудсорсинг при выполнении проекта?

  • Масштабный охват аудитории.
  • Множество вовлеченных лиц.
  • Большой выбор среди поступивших идей.
  • Сохранение объема финансирования.
  • Ограниченность срока на поиск решения проблемы.

Почему краудсорсинг может вызвать недоверие?

Как поэтапно планировать краудсорсинг проект?

Какими способами организовать краудсорсинг?

Два основных способа:

  • Управляемый. Каждый этап требует подтверждения менеджером, а за исполнителем закреплен обязательный фрагмент работы. Задания предоставляются не единично, а целым блоком. Главное преимущество – скорость и результат.
  • Чистый. Управление полностью автоматизировано. Преимущества – множество поступивших вариантов и низкие затраты.

схема Кто использует краудсорсинг

Что представляет собой корпоративный краудсорсинг?

Корпоративный краудсорсинг – это коллективный труд на базе сети Интернет. Создать подобную платформу возможно по-разному:

  • самостоятельно сделать проект на базе готовых идей;
  • приобрести облачный вариант;
  • запустить идею на аутсорсинговый рынок.

Такая платформа гораздо рациональнее стандартных моделей, поэтому не придется тратить время на оценивание и анализ поступивших предложений. Работа краудсорсинговой платформы будет осуществляться в три этапа:

  • сбор, обработка поступивших идей;
  • голосование за лучшее решение;
  • подтверждение окончательного варианта.

Эффект от внедрения системы краудсорсинга впечатляющий – и речь не только об экономической стороне вопроса, а еще и о социальной.

Сотрудники максимально вовлечены в работу, внутренняя коммуникация улучшается, позволяя почувствовать значимость каждого работника.

Одна из самых трудоёмких задач в машинном обучении — это подготовка данных. Датасеты включают в себя тысячи единиц информации. Как правило, для того, чтобы эти данные можно было использовать, их должны предварительно разметить люди. При помощи краудсорсинга эта задача распределяется на множество исполнителей. Один из создателей курса по краудсорсингу в ШАДе Лёша Друца рассказал, как подготавливаются данные для машинного обучения и что поможет получить качественный датасет.

Что такое краудсорсинг

Краудсорсинг — это способ организации процессов, при котором большая задача разбивается на большое количество маленьких, которые передаются исполнителям. В случае с машинным обучением краудсорсинг применяется для разметки данных. Например, для того, чтобы система машинного обучения могла распознавать на фотографиях светофоры, сначала через неё нужно прогнать тысячи примеров, где эту задачу уже решили люди.

Можно провести такую аналогию: когда родителям нужно объяснить ребёнку, что такое щенок, они не говорят, что это небольшое пушистое животное с хвостом, а показывают ему щенков и называют их.

Разметка данных — одна из самых трудозатратных задач в машинном обучении. Краудсорсинг позволяет распределить эту задачу на тысячи исполнителей, каждый из которых подготавливает небольшую часть датасета.

На платформах для краудсорсинга, например, на Яндекс.Толоке исполнители выбирают и выполняют разные типы заданий.

Чаще всего это задания на классификацию, в которых нужно ответить на один или несколько вопросов. Самый простой пример — написать, верно ли, что на видео есть человек. Бывают и более сложные задания: в недавнем проекте МФТИ исполнителей попросили пообщаться с чат-ботом и проверить, похоже ли общение бота с собеседником на диалог двух людей.

Процесс краудсорсинга

  • декомпозиция задачи
  • составление инструкции
  • создание интерфейса
  • таргетирование задания
  • настройка контроля качества
  • публикация задания
  • получение результатов

Если нужно обеспечить высокое качество, лучше добавить в инструкцию примеры правильного и неправильного выделения. А если просить выделить не светофор, а объект, который не все знают (например, дорожный знак, обозначающий опасность), то стоит добавить ссылку на его определение.

Главный подводный камень в разметке — это частные случаи. Например, неочевидно, как выделять светофоры, когда на фотографии их сразу несколько, — одним прямоугольником или по отдельности.

Исключения важно предусмотреть и в интерфейсе. Продолжая предыдущий пример: на фотографии может и не быть светофоров, поэтому нужно добавить для этого случая специальную кнопку. Проработка интерфейса тоже влияет на итоговое качество разметки.

После создания задачи нужно таргетировать её на пользователей. В Толоке очень много инструментов фильтрации, например, по социально-демографическим параметрам: возрасту, полу, образованию, языку и так далее. Ещё можно указать, что исполнитель должен использовать браузер или мобильную версию Толоки. Таргетировать можно и по опыту выполнения заданий на платформе: давать задания определённого типа только тем, кто уже хорошо справлялся с аналогичными задачами.

Важно продолжить контролировать качество после публикации задания. Например, можно незаметно давать пользователям проверочные задания, для которых уже известна правильная разметка. Если разметчик будет в них часто ошибаться, это значит, что он вряд ли способен выполнять задания качественно.

Когда датасет уже собран, его ещё раз перепроверяют. Например, если одно и то же задание давалось нескольким исполнителям, нужно сформировать консенсус. Так, два пользователя могут сказать, что на видео котёнок, а третий — что щенок. Кажется интуитивным принимать решение по принципу большинства, но на самом деле важно учесть качество работы каждого из исполнителей. В последнем примере, если у третьего пользователя высокий рейтинг, то стоит дать задание ещё кому-то, прежде чем делать вывод.

Зачем учиться краудсорсингу

Толока — это инструмент, но сам процесс его использования требует специальных навыков, например, умения найти баланс между качеством размеченного датасета и затратами на его сбор. Нужно уметь придумывать, как контролировать качество: перепроверкой, перекрытием (когда несколько пользователей выполняют одно задание) или другими способами.

В этом плане краудсорсинг схож с машинным обучением. Есть стандартные библиотеки, благодаря которым при помощи двух-трех строчек кода можно сделать предсказание по данным. Но для того, чтобы получить качественный результат, который можно будет применить в продукте, этого недостаточно. Нужно поработать с данными, понять, какие в них есть закономерности, и подобрать правильный метод машинного обучения. Универсального решения, которое подойдёт в каждом случае, нет.

В Школе задачи разбираются на конкретных примерах из опыта Яндекса. Лекции проводят аналитики из разных сервисов. Они рассказывают, как размечают данные, с какими трудностями сталкиваются и как краудсорсинг помог их продукту.

А на семинарах студенты проводят эксперименты с участием реальных исполнителей и в реальном времени. Учащимся выдаются деньги, которые они могут потратить в Толоке на то, чтобы подготовить свой датасет. А по окончании занятий преподаватели и студенты смотрят, качественный получился результат или нет и можно ли было потратить на краудсорсинг меньше.

Лёша Друца объясняет, что курсом по разметке данных в Яндексе хотели убить двух зайцев. Во-первых, если выпускники попадут в Яндекс, то они уже будут уметь пользоваться Толокой, с которой им придётся столкнуться. Во-вторых, те, кто пойдут в другие компании, смогут принести в них новую методологию, которая сделает бизнес эффективнее.

Использование краудсорсинговых платформ позволяет привлекать много исполнителей только тогда, когда они нужны. К тому же при использовании таких сервисов нет верхней границы для количества разметчиков, и датасет из десятков тысяч фотографий можно разметить за сутки.

Лёша Друца сравнивает краудсорсинг с интернет-маркетингом. Профессия интернет-маркетолога не связана с конкретными инструментами: он должен разбираться в методологии независимо от того, будет маркетолог запускать рекламную кампанию в Директе или в других рекламных сетях. Кажется, что размещение рекламы — это очень просто, однако для того, чтобы рекламная кампания дала высокую конверсию, важно её правильно настроить. То же самое относится и к специалистам по краудсорсингу, их работа только на первый взгляд кажется простой.

Читайте также: