План урока по информатике 7 класс босова фгос

Обновлено: 05.07.2024

формирование навыков самоорганизации;

развитие грамотной речи;

формирование навыков управления ПК;

развивать способность устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

уметь самостоятельно контролировать своё время;

планировать пути достижения цели;

находить рациональные способы работы.

актуализация сведений из личного опыта;

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска;

анализ объектов с целью выделения элементов управления компьютером.

уметь и желать участвовать в коллективной беседе;

соблюдая основные правила общения на уроке.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Первая часть урока – познавательная, вторая – практическая.

Оборудование: Компьютеры, интерактивная доска, проектор.

1.Проверка домашнего задания.

Задача этапа: актуализировать имеющиеся знания по ранее изученному материалу.

1).Экспресс-тест (по вариантам)

Продолжите (закончите) предложения:

3). Самостоятельная работа.

-Рассчитайте объем видеопамяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора с разрешением 1024×768 и количеством отображенных цветов, равным 16 777 216.

Выполняют задание по карточкам.

Сравнивают ответы с демонстрируемыми ответами учителя на доске.

Учащиеся самостоятельно решают задачу, 1 ученик работает на закрытой части доски.

Ученик, работающий у доски, демонстрирует решение задачи, остальные учащиеся осуществляют самопроверку.

Задача: учить самостоятельно определять тему и цели урока.

-Обратите внимание на доску. Что вы видите?

-Что объединяет все эти изображения? (Они сделаны при помощи компьютерных технологий).

-Определите тему сегодняшнего урока.

-Какие учебные задачи вы бы поставили перед собой к этой теме?

Заполним первые два столбца.

Отвечают на вопросы

Учащиеся заполняют первые два столбца, проговаривая поочередно пункты вслух.

-Как формируются изображения на экране монитора?

-Что такое цветовая модель RGB?

-Как вычислять глубину цвета.

-Что такое компьютерная графика?

-Где применяют компьютерную графику?

-Какие виды КГ существуют.

Задача: учить принимать позицию слушателя.

Графические объекты — это рисунки, картины, чертежи, фотографии и другие графические изображения.

Компьютерная графика – это широкое понятие, обозначающее: 1) разные виды графических объектов, созданных или обработанных с помощью компьютера; 2) область деятельности, в которой компьютеры используются как инструменты создания и обработки графических объектов.

Расширение словарного запаса учащихся.

Задача: учить самостоятельно добывать знания.

2).Работа с учебником в парах.

-Заполните следующую таблицу, пользуясь учебником с 115-118:

Учащиеся анализируют материал параграфа, выписывая в таблицу достоинства и недостатки векторной и растровой графики.

Называют достоинства и недостатки векторной и растровой графики.

Задача: психологическая и физическая разрядка.

-учитель демонстрирует изображения:

Если изображение выполнено на компьютере – учащиеся встают и поднимают руки вверх;

Если нарисовано красками, карандашами – то приседают, и руки поднимают перед собой.

Учащиеся следят за демонстрацией изображений, выполняют поставленную перед ними задачу.

5. Вторичное восприятие.

Задача: показать применение полученных знаний при решении задач.

1). Рассказ учителя с демонстрацией решения задачи:

Форматы графических файлов:

-универсальные графические и собственные (оригинальные) форматы графических приложений.

2).Объяснение решения задачи учителем.

Для кодирования одного пикселя используется 3 байта. Фотографию размером 2048×1536 пикселей сохранили в виде несжатого файла. Определите размер получившегося файла.

3).Фронтальная работа. Решение задачи учащимся у доски с комментированием хода решения.

Сканируется цветное изображение размером 10×15 см. Разрешающая способность сканера 600×600 dpi, глубина цвета – 3 байта. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл?

Дюйм ≈ 2,54 см, 10×15 см≈4×6 дюйма

I=4×6×600×600×3=22×2×3×23×75×23×75×3=50625×29байт= 25 312,5Кбайт≈25Мбайт.

Расширение словарного запаса учащихся.

Учащиеся записывают решение задачи в тетрадь.

Один учащийся работает у доски, комментируя ход своей работы, остальные записывают ход решения задачи в тетрадь.

Задание: нарисовать рисунок в графическом редакторе Paint,

сохранить изображение в различных форматах (bmp,jpeg, gif). Посмотреть информационный объем полученных файлов.

Работают за компьютером. Производят необходимые построения. Анализируют полученный результат.

Задача: учить контролю свои действий, формировать коммуникативные умения.

-Подведем итог нашей работы на уроке. Обратимся к таблице и заполним последний столбик.

Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками: если вы довольны своей работой – поднимите зелёный цвет, если довольны не полностью – жёлтый, недовольны, вы ленились мыслить – красный.

Заполняется третий столбик таблицы.

-Как формируются изображения на экране монитора?

-Что такое цветовая модель RGB?

-Как вычислять глубину цвета.

-Что такое компьютерная графика?

-Где применяют компьютерную графику?

-Какие виды КГ существуют.

-Какие виды КГ сущ-ют.

Выражают собственное мнение, анализируют собственные достижения и затруднения

§3.2., задача №14 с.122, вопрос №13 с.121 письменно.

Записывают задания в дневник

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Создать условия для формирования учащимися представлений о об информации и ее свойствах.

Полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

Ценность информации – свойство, определяемое её пригодностью к практическому использованию в различных областях целенаправленной деятельности.

Специальная информация – сведения, которые могут быть непонятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов, которые эту информацию используют.

Массовая информация – сведения, понятные большей части населения.

Личная информация – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий.

Секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних.

Проверка домашнего задания.

Основной этап урока.

1. Информация и сигнал.

На прошлом уроке мы выяснили, что информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией. А что же такое информация? Это и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Источниками информации для нас являются: радио, телевидение, другие люди, книги.

Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации или об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.

Информация доставляется к нам с помощью сигналов различного типа. Они могут быть: световые, тепловые, звуковые, механические, электрические и другие.

Например, пылающий костёр одновременно может нести как световой, так и тепловой сигнал.

Непрерывный

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.

Например: игра на скрипке.

Схематично непрерывный сигнал можно представить в виде непрерывной кривой линии:


Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала.

Например: текст книги, время на часах.


2. Виды информации.

Информация поступает к человеку в виде сигналов внешнего мира. Но, прежде, чем попасть в мозг для анализа и осмысления, эти сигналы воспринимаются нашими органами чувств. В соответствии со способом восприятия различают следующие виды информации:

визуальная (получена с помощью органов зрения);

аудиальная (получена с помощью органов слуха);

обонятельная (получена с помощью органов обоняния);

вкусовая (получена с помощью вкусовых рецепторов языка);

тактильная (получена с помощью органов осязания).

По форме представления:

Текстовая – передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

Числовая – представлена в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

Графическая – представлена в виде изображений, предметов, графиков.

Звуковая – передаваемая устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

По назначению:

массовая информация – сведения, понятные большей части населения;

специальная информация – сведения, которые могут быть не понятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов), которые эту информацию используют;

секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних;

личная информация (приватная информация) – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий;

общественно значимая информация – это информация, которая удовлетворяет потребности граждан в знании и понимании того, что происходит в государстве.

3. Свойства информации.

Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:

объективность (т.е. независимость от чужого мнения):

достоверность (т.е. информация должна быть правдивой, не должна искажаться):

например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;

полнота (т.к. неполная информация может ввести в заблуждение):

например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;

актуальность (устаревшая или преждевременная информация является неактуальной):

Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:

Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в 18.00 на стадионе нашего города.

Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.

Достоверность: люди бессмертны; день сменяет ночь.

Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル67.56ルーブル

На уроке мы изучили основные свойства информации и виды информации по способу восприятия.

Разбор заданий тренировочного модуля.

Определите, о каком виде информации идёт речь в следующих отрывках.

Ёжик любил рисовать цветы. Он показал ей свои рисунки, это было нечто! Цветы Ёжика были настолько диковинные и фантастические, иногда даже совсем нереальные, но всё же это были цветы.

Пояснение: информация получена в результате просмотра рисунков, с помощью органов зрения – визуальная.

И вот однажды вечером, когда Анюта играла во дворе со своей подругой Ритой, они услышали чей-то тоненький голосок:

– Наверное, это котёнок! – сразу догадались девочки.

Пояснение: информация получена с помощью органов слуха и называется аудиальной.

Помню… тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести.

Пояснение: информация о запахах получена с помощью органов обоняния и называется обонятельной.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Сигналы могут быть:

непрерывными - они принимают бесконечное множество значений из некоторого диапазона;

дискретными – они принимают конечное число значений, которые можно пронумеровать.

По способу восприятия человеком выделяют визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую, тактильную информацию.

Объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность и понятность называют свойствами информации.

Одна и та же информация может обладать разными свойствами для разных людей.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


Урок информатики в 7 классе. Создан на основе технологии активных методов обучения. Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению: Программы оптического распознавания документов. Для ввода текстов в память компьютера с бумажных носителей используют сканеры и программы распознавания символов.

Содержимое разработки

Урок информатики в 7 классе ФГОС

Тема: Распознавание текста и системы компьютерного перевода

Класс: 7 (3 человека)

Учитель: Яковлева Раиса Васильевна

Продолжительность урока:45 минут

Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса:

7 класс, 3 обучающихся; 1 мальчик и 2 девочки. Возраст обучающихся: 14-15 лет.

Отношение к учебе положительное, мотивация к обучению – высокая. Успеваемость – 100 %, качество обучения – 100%. Пропусков занятий без уважительной причины нет.

Взаимоотношения в классе открытые, доброжелательные, направленные на взаимопомощь. Трудностей в общении у обучающихся между собой, и между обучающимися и педагогами не возникает. Конфликтность в отношениях отсутствует. В классе ровный, дружелюбный эмоциональный фон, хороший настрой на учебу.

Форма занятия: индивидуальная, фронтальная

1. Предметные – формирование навыков работы с программами оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программами-переводчиками;

2. Метапредметные – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и комуникационных технологий для работы с текстовой инормацией;

3. Личностные – формирование понимания социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией

Задачи урока:

Расширение представлений о технологии оптического распознавания текстовых документов;

Расширение представлений о компьютерных словорях и программах-переводчиках.

В результате проведения занятия формируются следующие ЗУН:

Приобретут знания о программах оптического распознавания доуменов,

комньютерных словарях и программах переводчиках.

Закрепят навыки работы с программами оптического распознавания документов, компьюерными словарями и програмами-переводчиками.

В результате проведения занятия формируются следующие компетенции: коммуникативная, личностное самосовершенствование, самообучение и самоорганизация, использование информационных технологий для решения профессиональных задач.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Программы оптического распознавания документов

Для ввода текстов в память компьютера с бумажных носителей используют сканеры и программы распознавания символов.

Одной из наиболее известных программ такого типа является ABBYY FineReader. Вместо сканера можно использовать цифровой фотоаппарат или камеру мобильного телефона.

Компьютерные словари и программы-переводчики

Компьютерные словари выполняют перевод отдельных слов и словосочетаний. Для перевода текстовых документов применяются программы-переводчики.

Компьютерные словари обеспечивают мгновенный поиск словарных статей. Они могут быть установлены на компьютер как самостоятельные программы, бывают встроенные в процессоры, существуют в онлайн режиме в сети Интернет. Для перевода больших текстов используются программы-переводчики.

Ведущие методы урока:

обучения–проблемно-поисковый, практический, преобразовательный, систематизирующий;

контроля – самоанализ, взаимоанализ.

Педагогические технологии: проблемного обучения, групповая.

Обеспечение занятия:

оборудование – АРМ преподавателя (ПК, проектор, акустическая система, интерактивная доска, принтер, сканер), АРМ обучающихся: 5 ПК; подключение к Интернет.

программное обеспечение – ОС Windows, офисный пакет MSOffice (Word, PowerPoint, Publisher), программы CuneiForm и Dicter.

Список литературы и источников:

ФГОС Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика 7 класс . 3-е издание.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 223 с.: ил.

ФГОС Информатика 7-9. Методическое пособие. Босова Л.Л., Босова А.Ю. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с.: ил.

Лазарев, Тимофей Васильевич. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения / Т.В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 255 с. – (Серия "Это – ты").

Содержание занятия

Деятельность

преподавателя

обучающихся

Начальная формула вежливости

Преподаватель произносит слова шёпотом.

Становятся в круг, берутся за руки, повторяют за преподавателем хором вслух: «Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Учитель на доске вывешивает стартовую карточку.

Учитель излагает материал, прелагая учащимся выходя по очереди к доске располагать операции распознавания текста в программе ABBYY FineReader по порядку

выходят по очереди к доске, располагают операции распознавания текста в программе ABBYY FineReader по порядку

Учитель предлагает выполнить практическую работу: Заказ создания памяток о том как нужно вести при различнызхЧС

Ученики создают памятки

Учитель просит учащихся придумать и показать мостик дружбы, счастья, радости, мечты (при помощи рук, ног, туловища, соприкоснувшись головами, ладошками и т.д.), втроем, (т.к. класс маленький – всего 3 человека).

Учитель бросает кубик ученику. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Ученики отвечают на вопросы

Организационный этап (2 мин.)

Ребята, нас попросили создать на компьютере памятки о том, как нужно вести себя при различных чрезвычайных ситуациях (по ОБЖ). Я нашла в учебнике ОБЖ информацию по теме. Наши памятки должны выглядеть так (показывает образец). Давайте вместе подумаем, что нам нужно для того, чтобы создать такую памятку.

Учащиеся отвечают: нужен текстовый редактор.

Учитель дает задание – создать памятку по ОБЖ, максимально похожую на образец, представленный в учебнике. Что для этого необходимо?

Учащиеся отвечают: для этого можно использовать сканер и специальную программу, а затем отформатировать документ.

Сейчас мы с вами проведем деловую игру: Вы все получили заказ на создание памятки. Перед вами стоит одна и таже задача создать памятку, соревнуясь, чья работа будет сделана лучше и правильнее (больше соответствует образцу) Получите инструкцию по выполнению работы за ПК и образец памятки по ЧС.(приложение № 3)

А сейчас, в конце нашего урока, давайте подведем итоги: всё ли получилось, узнали ли Вы новую нужную информацию, получили новые навыки работы, профессиональный опыт.

Для этого я буду бросать кубик ученику. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. (приложение№4)

Инструктирование по выполнению домашнего задания

Ребята! Запишем домашние задание: §. 4.5 с. 177 Вопрос №7(записать в РТ. с. 125) РТ. №205

Ребята! Мне было очень приятно работать с Вами. Спасибо за урок. До свидания!

Приложение №1


Приложение №2

Компьютерные словари.
1. Стираются информационные границы между странами и народами, у человека появляется возможность общаться в буквальном смысле слова со всем миром. Все это приводит к тому, что многие люди различных профессий начинают общаться с иностранными коллегами, читать справочную и другую специальную литературу на иностранном языке. Но далеко не каждый человек свободно владеет иностранными языками.

Зачем нужны программы - переводчики?

По какому принципу построены компьютерные словари?

Какие тексты нецелесообразно переводить с помощью компьютерных переводчиков?

После обработки документа сканером получается графическое изображение документа ( его графический образ). Но графический образ еще не является текстовым документом. С точки зрения компьютера, документ после сканирования превращается в набор разноцветных точек, а вовсе не в текстовый документ.

Проблема распознавания текста в составе точечного изображения решается с помощью специальных программных средств, называемых средствами распознавания образов.
Имеется значительное число программ, предназначенных для этой цели. Современные алгоритмы распознавания текста не ориентируются ни на конкретный шрифт, ни на конкретный алфавит. Большинство программ способно распознавать текст на нескольких языках.
Программа FineReader предназначена для распознавания текста на русском, английском, немецком и многих других языках.
Программа имеет ряд удобных возможностей. Она позволяет объединять сканирование и распознавание в одну операцию, редактировать распознанный текст и проверять его орфографию.

Окно программы


Панель в нижней части рабочей области содержит фрагмент графического документа в увеличенном виде. С ее помощью можно оценить качество распознавания.
Остальную часть рабочей области занимают окна документов. Здесь располагается окно графического документа, подлежащего распознаванию, а также окно текстового документа, полученного после распознавания.
Панель инструментов Стандартная содержит кнопки для открытия документов и для операций с буфером обмена.
Панель Инструменты используют при работе с исходным изображением. В частности она позволяет управлять сегментацией документа.
Элементы управления панели Форматирование используют для изменения представления готового текста или при его редактировании.

Порядок распознавания текстовых документов.

Первый этап работы – сканирование. На этом этапе используют сканер.

Второй этап работы – сегментация текста. В бумажном документе текст не всегда располагается в фиксированном порядке. Он может располагаться а несколько колонок, содержать иллюстрации и пояснения к ним. Поэтому, прежде, чем включать в документ, его разбивают на блоки, содержащие цельные фрагменты. Блоки распознают последовательно. Полученный текст включается в документ в порядке нумерации блоков.

Последний этап работы программы – распознавание. Этот этап не требует вмешательства пользователя.


Распознанный текст отображается в отдельном окне в виде форматированного текстового документа. Он теряет связь с исходным изображением и может редактироваться и форматироваться независимо от него.
Полученный текст можно сохранить в виде форматированного документа. Предусмотрена возможность прямой передачи полученного текста в программы текстового процессора Word или в буфер обмена.

Зачем нужны программы распознавания текста?

Как происходит распознавание текста?

Какие программы распознания текста вы знаете? Какими пользовались?

Какое разрешение является оптимальным для сканирования текста, изображений?

Приложение № 3

Критерии оценки работы:

Оценка работы:

актуальность и новизна предлагаемых решений

объем разработок, количество и значимость работы

качество оформления результата

требования к оформлению:

гармоничность цветовой гаммы (цвет фона и шрифта),

единый стиль слайдов,

размещение и комплектование объектов,

Работа оценивается следующим образом:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);


Приложение №4


Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать термин, перечислить использованные на уроке программы, оборудование и т.д.

Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить ABBYY FineReader. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.


-75%

Читайте также: