План урока по химии 9 класс неметаллы атомы и простые вещества

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока будет удобен на уроке химии для 9 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, приветствие, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Познакомить учащихся с осуществлением цепочки химических превращений. Развивать внимание, память, речь, аналитическое мышление, способность делать выводы. На основании знаний о металлах и их кислородных соединений совершенствовать умения осуществлять цепочки превращений. Развивать умения решать экспериментальные задачи, умения проводить лабораторные опыты, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Воспитание аккуратности при выполнении практических работ по ТБ; бережное отношение к реактивам.

Конспект урока по химии для 9 класса на тему: Неметаллы, атомы и простые вещества

Цель – Познакомить учащихся с неметаллами, атомами и простыми веществами.

Задачи урока: Познакомить учащихся с неметаллами, атомами и простыми веществами. Развивать внимание, память, речь, аналитическое мышление, способность делать выводы. создать условия для усвоения обучающимися знаний о неметаллах;

ввести понятие электроотрицательности как меры неметалличности;

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Задание 1. Проверьте свою готовность к работе – выберите верные утверждения о правилах ТБ при работе в химической лаборатории.

А) пробирки с растворами солей нельзя нагревать в пламени спиртовки;

Б) вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус;

В) при попадании кислоты на кожу данный участок кожи необходимо промыть водой или раствором соды;

Г) работы с растворами солей проводят только в вытяжном шкафу;

Д) чтобы погасить пламя спиртовки, следует накрыть его колпачком.

Задание 2. Опытным путем проведите цепочку превращений: CaSO4 →CaCO3 → CaCl2 →AgCl

Действуйте по следующему плану:

Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)

Для каждого превращения составьте ионные уравнения реакций.

Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.

Проведите необходимые опыты.

Рекомендации по осуществлению цепочек превращений.

Для проведения реакции берите твердые вещества в небольшом количестве (на кончике шпателя). Используйте также небольшие объемы (1-2 мл) растворов реактивов.

К полученному при проведении химической реакции осадку, с которым необходимо проводить превращения, добавьте 1-2 мл дистиллированной воды, перемешайте содержимое пробирки и профильтруйте. Затем промойте осадок на фильтре 2-3 раза порциями дистиллированной воды по 1-2 мл. Перенесите осадок с фильтра с помощью палочки в чистую пробирку, затем проводите следующее превращение.

Оформите отчет, заполнив таблицу.

Задание 2. Опытным путем проведите цепочку превращений: CuSO4→ Cu(OH)2→ CuO →Cu

Действуйте по следующему плану:

Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)

Для каждого превращения составьте ионные уравнения реакций.

Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.

Проведите необходимые опыты.

III. Работа по новой теме.

В начале урока

В конце урока

1. Неметаллов в Периодической системе химических элементов больше, чем металлов (-)

2. Все неметаллы имеют одинаковую температуру плавления (-)

3. Воздух состоит только из кислорода (-)

4.В результате фотосинтеза содержание кислорода в воздухе пополняется

5. Кислород образует два газа: О2 и О3 (+)

6. Бром при комнатной температуре – жидкость (+)

7. Неметаллы имеют малый радиус атома (+)

8. Для живых организмов особое значение имеет кислород (+)

9. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы (-)

Учитель: Мы еще вернемся к данной карточке в конце урока и сравним результаты.

Учитель ( химия): Среди 118 химических элементов к неметаллам относят 22 элемента. Положение в периодической системе неметаллов в основном по диагонали В – At и над ней.

- Перечислите атомы неметаллов в ПСХЭ.

- Какие из них самые активные и сильные?

- Каково строение атомов неметаллов? Используя ПСХЭ, сделайте записи в тетрадях, (сверьте со слайдом презентации 4)

- Сравните количество электронов на внешнем уровне натрия и хлора. О чем говорит электронное строение атома натрия? Атома хлора?

Кто знает какими физическими свойствами обладают неметаллы?

Работа с таблицей и учебником – (физические свойства)

- Дайте сравнительную характеристику простым веществам металлам и неметаллам. Слайд5

Свойства простых веществ, образуемых неметаллами, отличаются большим разнообразием. Н2, О2, О3, F2, N2 – газы при обычных условиях, Br2 – жидкость, В, С, Р – твердые вещества. Окраска неметаллов – простых веществ охватывает все цвета спектра: красный (красный Р), желтый (сера), зеленый (хлор – желто-зеленый газ). Слайды 6,7,8,9

Температура плавления неметаллов лежит в очень широком интервале: от 3800ºС у графита до -210ºС у азота. Эта особенность свойств неметаллов является следствием образования ими двух типов кристаллических решеток: молекулярной и атомной. Разным строением кристаллических решеток объясняется и явление аллотропии

- Что это такое ? Приведите примеры аллотропных веществ. Слайд 9.

Работа с таблицей и учебником : Приложение1

Расскажите в парах о физических свойствах неметаллов и аллотропных видоизменениях кислорода

Работа с учебником:

1) Вспомните состав воздуха (азот, кислород, благородные газы, углекислый газ, водяные пары, озон)

2) Какие вещества постоянно находятся в воздухе? (азот, кислород, благородные газы)

3) Что такое благородные газы? Почему их так называют? (аргон, неон, гелий, криптон; они не вступают в реакцию с любыми другими элементами, присутствующими в известной всем нам таблице Менделеева)
4) Содержание каких веществ в воздухе может меняться? (углекислый газ, водяные пары, озон – это зависит от природных и промышленных условий)

5) Что может составлять случайный состав воздуха? (пыль, микроорганизмы, некоторые газы)

4. Физкультминутка.

Закройте глаза, расслабьте тело

Представьте- вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза и снова за дело!

Сколько дней человек может прожить без воздуха?(3-5 минут).

Какие организмы пополняют воздух кислородом?

С помощью какого процесса в природе это происходит?

Учитель ( биология) предлагает учащимся подумать вместе и ответить на вопросы слайда 14.

Учитель подводит итог выполненной работы: «Вспомнив основные пластиды и пигменты растений, особенности их строения и функций, мы можем сказать, что важнейшее значение для биосинтеза углеводов имеют хлоропласты и активный пигмент хлорофилл.

Просматривая слайд 18 , учащиеся должны вспомнить, где могли видеть представленные изображения, предположить, исходя из собственных знаний, какая форма хлорофилла наиболее значима для процессов фотосинтеза.

Далее учитель объясняет механизм процесса фотосинтеза, используя слайды презентации. Учитель объясняет процессы световой и темновой фазы. После подробного объяснения , учитель делает обобщение о процессе фотосинтеза. Во время объяснения материала, учащиеся записывают в тетрадь фазы фотосинтеза, особенности и конечные продукты.

Проверяем записи в тетради по слайду20.

Учитель . Установлено, что количество кислорода, выделяемого зелеными растениями в год, превышает все затраты, связанные с его использованием. Но всегда ли так будет? Возможно ли уменьшение количества кислорода на нашей планете?

Зеленые растения на всей планете Земля выделяют за год в атмосферу 400 млрд.тонн кислорода и усваивают 600 млрд. тонн углекислого газа. Слайд 14,15

На одного жителя планеты приходится 167 тыс. тонн атмосферного кислорода.

В течение одной минуты человек в среднем употребляет 0,5литров кислорода.

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь,

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, прыжки на месте.

IV. Закреплени е

Учитель ( химия):

1. Работа с тестом (приложение1). ( Листочки сдаются учителю)

Учитель (биология) На слайдах презентации представлены вопросы для закрепления. Ответы учащиеся записывают в свои тетради. На усмотрение учителя работа может быть выполнена частично, по вариантам.

Наш урок подошел к концу

Большое спасибо за работу на уроке.

А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

Материал урока мне был

Кислород – химический элемент VI группы периодической системы Менделеева и самый распространенный элемент в земной коре (47% от ее массы). Кислород является жизненно важным элементом почти всех живых организмов. Более подробно о функциях и применении кислорода в этой статье.

Общие сведения

Кислород представляет собой бесцветный газ без вкуса и запаха, который плохо растворяется в воде. Он входит в состав воды, минералов, горных пород. Свободный кислород образуется благодаря процессам фотосинтеза. Кислород играет наиважнейшую роль в жизни человека. Прежде всего кислород необходим для дыхания живых организмов. Также он принимает участие в процессах разложения погибших животных и растений.

Воздух содержит около 20,95% по объему кислорода. В гидросфере содержится почти 86% по массе кислорода.

Кислород был получен одновременно двумя учеными, но сделали они это независимо друг от друга. Швед К. Шееле получил кислород при прокаливании селитры и других веществ, а англичанин Дж. Пристли – при нагревании оксида ртути.

Применение кислорода в промышленности

Области применения кислорода обширны.

В металлургии он необходим для производства стали, которую получают из металлолома и чугуна. Во многих металлургических агрегатах для лучшего сжигания топлива используют воздух, обогащенный кислородом.

В авиации кислород используется как окислитель топлива в ракетных двигателях. Также он необходим для полетов в космос и в условиях, где нет атмосферы.

В области машиностроения кислород очень важен для резки и сварки металлов. Чтобы расплавить металл нужна специальная горелка, состоящая из металлических труб. Эти две трубы вставляются друг в друга. Свободное пространство между ними заполняют ацетиленом и зажигают. Кислород же в это время пускают по внутренней трубке. И кислород и ацетилен подаются из баллона под давлением. Образуется пламя, температура в котором достигает 2000 градусов. При такой температуре плавится практически любой металл.

Применение кислорода в целлюлозно-бумажной промышленности очень важно. Он используется для отбеливания бумаги, при спиртовании, при вымывании лишних компонентов из целлюлозы (делигнификация).

В химической промышленности кислород используется в качестве реагента.

Для создания взрывчатых веществ необходим жидкий кислород. Жидкий кислород производится путем сжижения воздуха и последующего отделения кислорода от азота.

Применение кислорода в природе и жизни человека

Кислород играет наиважнейшую роль в жизни человека и животных. Свободный кислород существует на нашей планете благодаря фотосинтезу. Фотосинтез – это процесс образования органического вещества на свету с помощью углекислого газа и воды. В результате этого процесса образуется кислород, который необходим для жизнедеятельности животных и человека. Животные и человек потребляют кислород постоянно, растения же расходуют кислород только ночью, а днем производят его.

Применение кислорода в медицине

Кислород находит применение и в медицине. Особенно актуально его использование при затрудненном дыхании во время некоторых заболеваний. Он применяется для обогащения дыхательных путей при туберкулезе легких, а также используется в наркозной аппаратуре. Кислород в медицине используется для лечения бронхиальной астмы, болезней желудочно-кишечного тракта. Для этих целей используют кислородные коктейли.

Также большое значение имеют кислородные подушки – прорезиненная емкость, заполненная кислородом. Она служит для индивидуального применения медицинского кислорода.

Тема: Неметаллы. Общая характеристика неметаллов.

Цели:

Оборудование и реактивы: образцы неметаллов - простых веществ H2, O2, Cl2 (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь, пьезо-зажигалка, йодкрахмальная бумажка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); проблемно-поисковый.

ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).

Ход работы:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

  • на какие 2 большие группы условно делятся все Х.Э.?
  • каково положение в ПС металлов?

III. Изучение

1. Положение неметаллов в ПС

Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном диагональю бор-астат. Самым активным является фтор.

2. Особенности строения атомов неметаллов.

Во внешнем электронном слое атомов неметаллов находится от трёх до восьми электронов.

Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны:

  • меньший атомный радиус;
  • четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

3. Кристаллическое строение неметаллов-простых веществ. Аллотропия.

Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:

  • газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;
  • жидкость – Br2;
  • твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.

Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

5. Физические свойства неметаллов.

  1. Ковкость отсутствует
  2. Блеска нет
  3. Теплопроводность (только графит)
  4. Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый.
  5. Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)
  6. Агрегатное состояние:
    • газообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, O3)
    • твердое (Р, С)
    • жидкое (Br2)

6. Химические свойства неметаллов.

Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор, кислород.)

7. Водородные соединения неметаллов.

В отличие от металлов неметаллы образуют газообразные водородные соединения. Их состав зависит от степени окисления неметаллов.

-4 -3 -2 -1
RH4 RH3 H2R → HR

Летучие водородные соединения неметаллов можно разделить на три группы:

1) Хорошо растворимые в воде (HCl, HBr, HJ, H2S, H2Se, NH3), которые диссоциируют на ионы, проявляя кислотные и основные свойства.

2) Соединения, разлагаемые водой:

3) Летучие водородные соединения

По периоду в ПС химических элементов с увеличением порядкового номера элемента – неметалла усиливается кислотный характер водородного соединения.

Выводы:

  1. Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III–VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.
  2. На внешнем электронном слое атомов элементов-неметаллов находятся от 3 до 8 электронов.
  3. Неметаллические свойства элементов усиливаются в периодах и ослабевают в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.
  4. Высшие кислородные соединения неметаллов имеют кислотный характер (кислотные оксиды и гидроксиды).
  5. Атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.

IV. Закрепление изученного. Рефлексия.

1) Вставьте слова, пропущенные в тексте.
Атомы ____ в отличие от атомов ____ легко принимают наружные электроны, являются ____

2) Вставьте слова , пропущенные в тексте.
Неметаллические свойства элементов с увеличением порядкового номера в периодах ____
В группах неметаллические свойства элементов ____

3) Пользуясь периодической таблицей, запишите молекулярные формулы высших кислородных соединений неметаллов III периода. Как будет изменяться кислотный характер?

4) Запишите формулы водородных соединений элементов VII А группы. Как изменяются кислотные свойства с увеличением порядкового номера элемента?

5) Водород занимает в периодической таблице два места: в I А группе и в VII А группе. Запишите молекулярные формулы водородных соединений Na, K, Cl, F.

6) Какую высшую степень окисления имеют следующие элементы?

7) Определите, окислителем или восстановителем является сера в следующих реакциях:

8) Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет вещество, образованное из атомов, в которых число электронов во внешнем электронном слое равно____.

9) Наиболее электроотрицательными являются атомы…..

• серы • фосфора • кремния • хлора

10) Типичному неметаллу соответствует следующая схема распределения электронов по электронным слоям:

Поменяйтесь тестом с соседом и проверьте тест вместе со мной.

V. Читаем по учебнику состав воздуха стр. 74

VI. Решаем упражнения 1–4 стр.75

VII. Оценки и домашнее задание.

Д/З § 15 Неметаллы.

Условные обозначения:
ПС – периодическая система
е – электрон
Э.О. – электроотрицательность
А. – аллотропия
Х.р. – химическая реакция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Простые вещества неметаллы. Цель урока: создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами.

  • Обучающая: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами; познакомить с физическими свойствами простых веществ-неметаллов, с явлением аллотропии; показать относительность деления на металлы и неметаллы.
  • Развивающая: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов; работать с презентацией и учебником, как источниками информации; развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся.
  • Воспитывающая: формировать способность к самооценке результатов деятельности; воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование и материалы:

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оформление доски: в правом левом углу доски написано стихотворение:

Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, серебро, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

а) Фронтальный опрос.

· Какое количество металлов известно науке?

· Где расположены металлы в ПС?

· Какие вещества называются металлами?

· Какие физические свойства металлов вам известны?

б) Работа у доски.

· Составить электронные схемы строения атомов натрия и магния.

Учитель: 1. Какое из веществ, названных в приведенном ниже стихотворении, не относится к металлом? Для темы оставьте место. Слайд 1.

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

Изучение нового материала.

Неметаллы, химические элементы, которые образуют простые тела, не обладающие свойствами, характерными для металлов. К неметаллам относятся 22 элемента. Только два неметалла — углерод и сера — были известны в древности. В 13 в. был получен мышьяк, в 17 в. открыты водород и фосфор, в конце 18 в. — кислород, азот, хлор, теллур. В 1789 А. Л. Лавуазье включил эти неметаллы в список простых веществ (кроме хлора, который тогда считали окисленной соляной кислотой). В 1-й половине 19 в. были получены бром, иод, селен, кремний, бор. Изолировать фтор и открыть инертные газы удалось лишь в конце 19 в. Астат получен искусственно в 1940.

Неметаллы находятся в верхнем правом углу ПС над диагональю В – Аt.

Расположены в главных подгруппах 4 - 8 групп.

- на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов

- небольшой радиус атомов

- стремятся принять электроны

- характерные связи: ионная и ковалентная

а) Агрегатное состояние.

  • Твердые вещества: бор, углерод, кремний, фосфор, сера, мышьяк, селен, теллур, йод, астат;
  • Жидкости: бром – красно – бурая жидкость с тяжелым неприятным запахом;
  • Газы: водород, азот, кислород, фтор, хлор и инертные газы.

Особыми являются инертные или благородные газы. Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Инертные газы считаются благородными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся.

  • Неон - огненно красным светом.
  • Гелий - ярко-жёлтым светом.
  • Аргон – синим светом.
  • Криптон – светло- желтым светом.
  • Ксенон – фиолетовым светом.

Несмотря на свою инертность, эти газы находят широкое применение:

- гелием заполняют воздушные шары и дирижабли.

- неон применяется для световой рекламы.

- аргон в качестве защитной среды при сварке (дуговой, лазерной, контактной и т. п.) как металлов, так и неметаллов.

Все указанные неметаллы (водород, кислород, азот, фтор и хлор) имеют двухатомные молекулы. Водород, кислород и азот бесцветны, фтор имеет светло – зеленый цвет, хлор – желто – зеленый.

б) Не имеют металлического блеска (исключение – графит, йод)

в) Большинство не проводят электрический ток (кроме кремния и графита)

Явление, при котором один химический элемент образует несколько простых веществ.

- разный состав молекул (О2 и О3)

- разное строение (алмаз, графит)

Физминутка (3мин).

Отгадать загадки.

Вы, ребята, мне поверьте -

Этот газ вполне инертен

Он спокойный и ленивый,

В трубках светится красиво.

Для рекламы нужен он,

(Неон)

“…Внимание! Внимание! Внимание!

Похищен один из самый распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако.

Его скрывают под именами – Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен”.

(Углерод)

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

(Кислорода)

Закрепление нового материала:

Работа у доски.

  • Составить электронные схемы строения атомов фосфора и серы.

1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. (нет)

2. Кислород образует 2 газа: О2 и О3. (да)

3. Для живых организмов особое значение имеет кислород. (да)

Обратим внимание на утверждения. Читаем каждое и ставим плюс или минус. Мы достигли цели нашего урока?

Рефлексия. Проводится совместное обобщение изученного материала виде составления синквейна.

Синквейн – пятистрочие

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Неметаллы
самородные, связанные
проявляют, присоединяют, образуют
имеют ковалентную природу строения
химические элементы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К данному обобщающему уроку включены презентация, план урока и приложения (тесты). Предложенный материал можно использовать для систематизации и обобщения изученного материала, выявления возможных пробелов в знаниях. Тесты для проверки знаний и умений учащихся подобраны из каталога заданий "Решу ОГЭ".

Зал 4. Химические свойства кислот

Выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа

Раствор серной кислоты реагирует с раствором

1) 2) 3) 4)

2. Раствор серной кислоты взаимодействует

1) только с основными оксидами

2) только с кислотными оксидами

3) с основными и кислотными оксидами

4) с основными и амфотерными оксидами


3. Среди веществ: — в ре­ак­цию с рас­тво­ром сер­ной кис­ло­ты вступает(-ют)

1) два 2) одно 3) три 4) четыре

4. И с серебром, и с оксидом меди(II) будет реагировать

1) соляная кислота 2) фосфорная кислота

3) азотная кислота 4) угольная кислота

5. Определите формулу неизвестного вещества в схеме реакции:


1) 2) 3) 4)

6. Газ вы­де­ля­ет­ся при дей­ствии кон­цен­три­ро­ван­ной азот­ной кис­ло­ты на

1) 2) 3) 4)

7. Водород вы­де­ля­ет­ся из сер­ной кис­ло­ты под действием

1) 2) 3) 4)

8. В ре­ак­цию с со­ля­ной кис­ло­той вступает

1) нитрат серебра 2) нитрат бария 3) серебро 4) оксид кремния

9. Верны ли следующие суждения о свойствах кислот?

А. Все кислоты реагируют с металлами с выделением водорода.

Б. Концентрированная серная кислота реагирует с медью.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

10. Соль и вода образуются в результате взаимодействия гидроксида меди(II) c

1) серой 2) водородом

3) соляной кислотой 4) сульфидом натрия

11. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.


A)


1)


Б)


2)


B)


3)


4)

Зал 1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа

Одинаковое число элек­трон­ных слоев, со­дер­жа­щих электроны, имеют атомы элементов

1) и

2) и

3) и

4) и

2. Пять электронов находятся во внешнем электронном слое атома

3. Химическому эле­мен­ту 2-го пе­ри­о­да VIA-группы со­от­вет­ству­ет схема рас­пре­де­ле­ния электронов


4. Химическому элементу 3-го периода VA-группы соответствует схема распределения электронов по слоям:

5. По пять электронов на внешнем электронном слое находится в атоме каждого из химических элементов


1)


2)


3)


4)

Зал 5. Вычисление массовой доли растворенного вещества

После про­пус­ка­ния через рас­твор гид­рок­си­да калия 4,48 л сер­ни­сто­го газа (н. у.) по­лу­чи­ли 252,8 г рас­тво­ра суль­фи­та калия. Вы­чис­ли­те мас­со­вую долю соли в по­лу­чен­ном растворе.

1) Со­ста­вим урав­не­ние реакции:


2) Рас­счи­та­ем массу и ко­ли­че­ство ве­ще­ства суль­фи­та калия, по­лу­чен­но­го в ре­зуль­та­те реакции:


;


по урав­не­нию ре­ак­ции .

3) Опре­де­лим мас­со­вую долю суль­фи­та калия в растворе:


;


.

При взаимодействии 8,0 г оксида серы(VI) с избытком раствора гидроксида калия получили 174 г раствора средней соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

1) Составим уравнение реакции:


.

2) Рассчитаем массу и количество вещества сульфата калия, полученного в результате реакции:


;


по уравнению реакции .

3) Определим массовую долю сульфата калия в растворе:


;


.


73 г соляной кислоты с массовой долей 5% поместили избыток цинка. Вычислите объём выделившегося газа (н. у.).

РЕШЕНИЕ: 1) Составим уравнение реакции:


2) Рассчитаем массу и количество вещества соляной кислоты, содержащейся в растворе:


;


.

3) Определим объём газа, выделившегося в реакции:


по уравнению реакции ;


.

Зал 6. Качественные реакции на ионы и газы.

Установите со­от­вет­ствие между га­зо­об­раз­ным ве­ще­ством и спо­со­бом его по­лу­че­ния в лаборатории. К каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЛАБОРАТОРНЫЙ СПО­СОБ ПОЛУЧЕНИЯ

А) уг­ле­кис­лый газ

1) дей­ствие раз­бав­лен­ной сер­ной кис­ло­ты на цинк

2) дей­ствие со­ля­ной кис­ло­ты на известняк

3) ки­пя­че­ние рас­тво­ра гашёной извести

4) ка­та­ли­ти­че­ское раз­ло­же­ние пе­рок­си­да водорода

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Установите со­от­вет­ствие между га­зо­об­раз­ным ве­ще­ством и спо­со­бом его по­лу­че­ния в лаборатории. К каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЛАБОРАТОРНЫЙ СПО­СОБ ПОЛУЧЕНИЯ

1) дей­ствие со­ля­ной кис­ло­ты на известняк

2) на­гре­ва­ние смеси гашёной из­ве­сти и хло­ри­да аммония

3) дей­ствие со­ля­ной кис­ло­ты на суль­фид железа

4) ка­та­ли­ти­че­ское раз­ло­же­ние пе­рок­си­да водорода

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Установите со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и реактивом, с по­мо­щью которого можно раз­ли­чить эти вещества.

А) и

Б) и

В) и

1) со­ля­ная кислота

2) кар­бо­нат натрия

4) гид­рок­сид калия

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Установите со­от­вет­ствие между га­зо­об­раз­ным ве­ще­ством и ла­бо­ра­тор­ным спо­со­бом его распознавания. К каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЛАБОРАТОРНЫЙ СПО­СОБ РАСПОЗНАВАНИЯ

Б) уг­ле­кис­лый газ

1) тле­ю­щая лучинка, внесённая в сосуд, заполнен­ный этим газом, вспыхивает

2) при под­не­се­нии к пла­ме­ни со­су­да с этим газом раз­да­ет­ся хлопок

3) при вне­се­нии стек­лян­ной палочки, смо­чен­ной кон­цен­три­ро­ван­ной со­ля­ной кислотой, в сосуд, за­пол­нен­ный этим газом, об­ра­зу­ет­ся белый дым

4) при про­пус­ка­нии газа через из­вест­ко­вую воду об­ра­зу­ет­ся белый осадок

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Установите со­от­вет­ствие между га­зо­об­раз­ным ве­ще­ством и ла­бо­ра­тор­ным спо­со­бом его распознавания. К каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

ЛАБОРАТОРНЫЙ СПО­СОБ РАСПОЗНАВАНИЯ

Б) уг­ле­кис­лый газ

2) влаж­ная лак­му­со­вая бу­маж­ка си­не­ет в ат­мо­сфе­ре этого газа

3) тле­ю­щая лучинка, внесённая в сосуд с этим газом, вспыхивает

4) при про­пус­ка­нии этого газа через из­вест­ко­вую воду она мутнеет

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Стендовый урок в 9 классе.

Миникаева Р.Ш.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Форма урока: квест – игра

Цель урока: обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки учащихся по вопросам, касающихся строения, свойств и применения неметаллов и их соединений.

Планируемый результат: научиться применять полученные знания в соответствии с решаемой задачей, составлять характеристики изученных неметаллов по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева; характеризовать строение, физические и химические свойства неметаллов. Формировать умение выделять нужную информацию, наблюдать, анализировать, делать выводы, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение качественных и количественных характеристик вещества, определять области практического значения.

Задачи урока:

Обучающая - осуществить контроль за умением учащихся давать характеристику простых и сложных веществ, строение атомов неметаллов по положению в ПСХЭ, знания химических и физических свойств неметаллов, умения составлять уравнения химических реакций.

Развивающая - развить произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативы учащихся, выработать умение анализировать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи с другими науками, создавать условия для развития познавательного интереса к предмету.

Воспитывающая - сформировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: реактивы для лабораторных опытов: серная кислота, хлорид бария, соляная кислота, карбонат натрия, цинк; карта кинотеатра, книга отзывов.

Организационный момент. Вступительное слово учителя:

Мотивация и целеполагание.

На предыдущих занятиях мы изучали неметаллы. Что является целью нашего сегодняшнего урока? Повторение и обобщение знаний о физических и химических свойствах неметаллов и их соединений, их значении в природе и областях применения.

Для того, чтобы попасть в залы кинотеатра учащиеся делятся на три группы по цвету билетов, а также, получают карты (маршрут) и книгу отзывов (оценивание работ: за полностью правильно выполненное задание учащиеся получают четыре стакана попкорна (картинки), за 1 – 2 ошибки – 2 стакана попкорна, если 3 – 4 ошибки – один стакан попкорна)). В залах 1, 2, 3, 4 фильм длится 5 минут, в залах 5 и 6 – 8 минут. В каждом зале будет работать контролер (учащиеся 11 класса) и старший контролер (учитель).

Обобщение и систематизация. Применение знаний при решении практических задач.

Зал 1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

Зал 2. Простые и сложные вещества. Неорганические вещества. Физические свойства неметаллов.

Зал 3. Химические свойства простых веществ: неметаллов

Зал 4. Химические свойства кислот

Зал 5. Вычисление массовой доли растворенного вещества

Зал 6. Качественные реакции на ионы и газы.

4.Рефлексия. Ну вот вы и посетили все залы кинотеатра. С помощью предложенных вам предметов оцените, во всех ли залах вам понравились фильмы.

Чемодан, мясорубка, корзина


Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем


Мясорубка – информацию переработаю.


Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Учитель предлагает учащимся оценить работу в своей группе по пятибалльной системе. Для выставления оценки в журнал учащиеся сдают книги отзывов.

Заключительное слово учителя: Я надеюсь, что вы еще раз посетите наш кинотеатр и посмотрите другие фильмы и получите море удовольствий, новые знания. Я уверена, что никакие трудности и препятствия не смогут помешать вам в учебе. Желаю вам всем удачи!

Читайте также: