Что такое мораль кратко для детей

Обновлено: 03.07.2024

Что такое мораль человека. Понятие морали простыми словами — кратко

Моралью называют преобладающие стандарты поведения, позволяющие жить людям сообща в группах. Мораль относится к тому, что общество одобряет как правильное и приемлемое.

Большинство людей склонны поступать нравственно и следовать общественным установкам. Мораль часто требует, чтобы люди жертвовали своими собственными краткосрочными интересами на благо общества. Люди или организации, которые безразличны к добру и злу, считаются неморальными, те, кто совершают злые поступки, считаются аморальными.

Мораль не является постоянной для всех людей на все времена, она меняется. Мораль описывает конкретные ценности определенной группы в определенный момент времени. Исторически мораль была тесно связана с религиозными традициями, но сегодня ее значение не менее важно и для светского мира. Например, предприятия и государственные учреждения имеют собственные кодексы этики, которым должны следовать сотрудники.

Мораль и этика

Мораль — это принципы, которыми руководствуется человек в своем поведении в обществе. И хотя мораль может меняться со временем, она остается стандартом поведения, который мы используем, чтобы судить о правильном и неправильном.

Мораль и религия

Союз морали и религии, как правило, превращается в путаницу в самые мирные времена и в господство одного над другим во времена кризиса. Были этапы, когда религия впитывала мораль, которая тем самым становилась простым ее проявлением, полностью подчиняясь ее диктату. В другие времена отношения меняются, и мораль, как правило, возводится в абсолютное равновесие, так что религия становится простым следствием ее.

Моральное поведение

Моральное поведение определяется как действия человека, который с пониманием относится к влиянию, которое эти действия оказывают на других.

О тех, кого считают морально хорошими, говорят, что они добродетельны, придерживаются высоких этических стандартов, в то время как о тех, кого считают морально плохими, думают как о злых, грешных или даже преступных.

Исследования показали, что у людей есть врожденное чувство морали. Конечно, родители и общество в целом, безусловно, могут воспитывать и развивать мораль и этику в детях.

Проблема происхождения ценностей

Важный вопрос, касающийся моральных ценностей: каково происхождение ценностей? Существует две позиции, которые пытаются ответить на этот вопрос:

Ценности — это человеческое творение, то есть происхождение ценностей, таких как справедливость или честность, зависит от оценок, предпочтений или даже от таких чувств, как симпатия или желание.

Ценности существуют сами по себе, независимо от того, знают ли люди он них, ценят или применяют их на практике отдельные лица и общества.
Это означает, что люди могут и должны открывать эти ценности и превращать их в объективные моральные требования, то есть независимо от конкретных мнений, и поэтому они могут быть универсальным руководством к моральному поведению человека.

Функции морали и зачем мораль нужна людям

  1. Мораль помогает создать сплоченную социальную группу. Моральные ценности побуждают людей к сотрудничеству и предотвращают причинение вреда членам наших сообществ.
  2. Морализация нашей практической жизни способствует удовлетворению наших долгосрочных интересов и способствует более эффективным коллективным переговорам, предоставляя разрешение на наказание, оправдание, симпатии и антипатии и объединяя людей в общих рамках принятия решений.
  3. Моральные суждения позволяют группам взаимодействующих индивидов координировать свои действия и эмоции для взаимной выгоды. Таким образом, функция моральной привычки состоит в том, чтобы вырабатывать общие для общества модели поведения.
  4. Функция морали заключается в укреплении социальной сплоченности посредством усиления наших психологических альтруистических склонностей.

Великие моральные ценности, такие как уважение, истина, свобода, честность, вежливость, справедливость, доброта, добродетели, настойчивость, честность, знание своих обязанностей, милосердие, сострадание и т. д. имеют одну общую черту: когда они функционируют правильно, они защищают или улучшают жизнь для всех. Но они все еще являются относительными ценностями. Наши относительные моральные ценности должны постоянно изучаться.

Мораль защищает жизнь и учит уважать других — всех остальных. Это образ жизни, который соответствует общечеловеческим ценностям.

Влияние моральных принципов

Моральные принципы важны для общества, потому что они помогают людям научиться ладить и хорошо жить друг с другом. Они учат нас, что все люди заслуживают одинаковых прав, вот почему недопустимо дискриминировать кого-либо по признаку этнической принадлежности или расы. Люди, которые следуют моральным принципам, также, как правило, имеют лучшее качество жизни, чем те, кто этого не делает.

Моральные принципы также могут влиять на индивидуальность и чувство собственного достоинства человека. Например, честный человек может чувствовать себя хорошим человеком, потому что он следует моральному принципу всегда быть правдивым. А для людей с сильными ценностями равенства это может заставить их чувствовать себя лучше, когда они не ущемляют людей, которые отличаются от них, в их правах.

Классификация моральных принципов

Типы моральных принципов

Существует два типа моральных принципов: абсолютные и относительные.

Моральный абсолютизм — это этическая точка зрения, согласно которой определенные действия по своей сути являются правильными или неправильными.

Моральный релятивизм считает, что нет абсолютных правил относительно того, что правильно или неправильно, и что моральные принципы могут меняться в зависимости от ситуации.

Абсолютные моральные принципы

Абсолютные моральные принципы основаны на универсальных истинах о природе человека. Например, убийство неправильно, потому что оно противоречит естественному порядку вещей. Их также иногда называют нормативными моральными принципами или теми, которые общеприняты в обществе. Ниже приведены некоторые примеры абсолютных моральных принципов:

  1. Не убивай.
  2. Говори правду.
  3. Будьте осторожны с тем, что вы говорите и делаете другим.
  4. Уважайте чужую собственность.
  5. Относитесь к нуждающимся или страдающим людям так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам, если бы наша ситуация была обратной.

Относительные моральные принципы

Относительные моральные принципы основаны на мнениях и обстоятельствах, которые могут меняться с течением времени, в зависимости от человека или для разных ситуаций. Относительные моральные принципы зависят от убеждений человека. Релятивизм по отношению к тому, что люди воспринимают как хорошее или плохое по отношению к самим себе.

Другими словами, когда кто-то говорит, что что-то хорошо, в большинстве случаев это значит, что это хорошо именно для него, или, возможно, это способствует его благополучию. Ниже приведены некоторые примеры относительных моральных принципов:

  1. Морально неправильно тратить деньги на предметы роскоши.
  2. Это морально правильно — заботиться о нашей планете и сохранять ее для будущих поколений.

Религиозная мораль

Религиозная мораль обычно проистекает из полученной мудрости, такой как священные тексты, или находится под ее влиянием, а не из рациональности, опыта или сочувствия. Нормы религиозной морали могут включать области, не охватываемые светскими моральными нормами, такие как особые правила питания, гендерные запреты.

Гуманистическая мораль

Гуманистические нормы морали основаны на разуме и основаны на человеческом сочувствии, а не на мудрости, полученной от божества. Гуманистам разум диктует, что поведение, которое не наносит вреда другим, не должно считаться аморальным.

Моральные принципы — это основополагающие убеждения, на которых основаны моральные нормы и поведение. Они включают в себя такие убеждения, как право всех людей на равенство и справедливость по закону, правило взаимности. Золотое правило морали включает в себя обязанность защищать слабых и уязвимых.

Доктор Мартин Лютер Кинг-младший был лидером Движения за гражданские права в 1960-х годах и основывал свою позицию на нескольких моральных принципах, в том числе:

  1. Принцип равенства всех людей.
  2. Принцип оспаривания несправедливых законов.
  3. Принцип ненасилия как моральный путь к социальным изменениям.

Как формируется мораль

Существует множество теорий о том, как у детей развивается чувство правильного и неправильного. Одна из наиболее известных принадлежит психологу Лоуренсу Кольбергу.

Местный фармацевт обнаружил лекарство и может изготовить его за 200 долларов. Однако он продает его за 2000 долларов. Муж этой женщины, Хайнц, может собрать только 1000 долларов, чтобы купить лекарство у фармацевта. Фармацевт не стал бы вести переговоры. Итак, Хайнц ночью врывается в аптеку и крадет лекарство, чтобы вылечить свою больную жену.

  • Доконвенциональная (Preconventional) стадия морали

Эта стадия чаще всего используется детьми младшего возраста, хотя она может использоваться людьми на протяжении всей жизни. На этом этапе люди считают правила важнее всего остального. Они верят, что мораль заключается в том, чтобы избегать наказания. Итак, дети на этом этапе могут сказать, что Хайнц поступил неправильно, потому что он нарушил закон, совершив кражу.

  • Условная (Conventional) стадия морали

Поскольку люди на этой стадии стараются больше думать об обществе в целом, а не только о себе, они могут сказать, что нехорошо воровать у фармацевта, поскольку ему могут понадобиться деньги для ухода за собственной семьей, а закон и порядок должны поддерживаться, авторитет уважаться.

  • Постконвенциональная (Postconventional) стадия морали

На этой стадии люди сосредотачиваются на абстрактных рассуждениях и универсальных принципах этики. Эти идеи могут не соответствовать законам и общепринятым в обществе убеждениям. Например, кто-то может сказать, что кража лекарства правильна, потому что неэтично наживаться на больных и умирающих ради личной выгоды.

Мораль — это сложное понятие, как и выяснение того, как мы развиваем мораль по мере взросления. Теория Кольберга — лишь один из многих способов начать думать об этом.

Нормы морали в современном обществе

Много веков религия решает, что правильно, а что неправильно. Нельзя отрицать, что религия оказала одно из самых мощных влияний на человеческое общество. Даже если многие из религиозных рекомендаций не были основаны на науке, бесспорно, что религия проповедовала множество практических общих правил: не убивай, не воруй, не обманывай и т. д.

Мораль иногда понимают не как какой-то мистический набор правил, существовавших до человечества, а практический набор руководящих принципов для дальнейшего социального сотрудничества.

Такие ценности, как забота, сострадание и безопасность, сейчас важны, как и раньше. Важность уважения к власти снизилась с начала XX века, в то время как оценка правильного и неправильного на основе лояльности к стране и семье неуклонно возрастала.

Анализ, проведенный с использованием базы данных Google Books, показал отличительные тенденции в моральных приоритетах людей в период с 1900 по 2007 год. Теория моральных основ выдвигает пять моральных норм, каждая из которых имеет свой собственный набор связанных с ней добродетелей и пороков.

Моральные нормы:

  • основанные на чистоте — связаны с идеями святости и благочестия; когда стандарты чистоты нарушаются, реакцией становится отвращение, а нарушители рассматриваются как нечистые и запятнанные;
  • мораль основанная на авторитете, ценит долг, уважение и социальный порядок; ненавидит тех, кто проявляет неуважение и непослушание;
  • мораль основанная на справедливости, противостоит морали, основанной на авторитете — она судит о правильном и неправильном, используя ценности равенства, беспристрастности и терпимости, и презирает предвзятость и предубеждения;
  • внутригрупповая мораль — ценящая верность семье, сообществу или нации, и осуждающая тех, кто угрожает им или подрывает их;
  • мораль, основанная на ненанесении вреда, высоко ценит заботу, сострадание и безопасность и рассматривает неправильными страдания, жестокое обращение и жестокость.

Люди разных возрастов, полов, личностей и политических убеждений используют эти моральные принципы в разной степени. Например, люди, придерживающиеся правых политических взглядов, с большей вероятностью одобрят моральные принципы чистоты, авторитета и внутригрупповой лояльности. Те, кто считают себя политически левыми, больше полагаются на мораль ненанесения вреда и справедливости.

Исторические изменения в моральных концепциях

По мере развития культур и обществ меняются и представления людей о добре и зле. Природа этой трансформации является предметом суждений.

  1. Одни специалисты предполагают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения, наши общества становятся все менее ханжескими и осуждающими. Мы стали более терпимыми к другим, рациональными, нерелигиозными и научными в том, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.
  2. Другие специалисты считают, что наша культура становится все более строгой. Все больше вещей оскорбляют и возмущают нас, а растущая поляризация политических мнений выявляет крайности праведности и самодовольства.

Ролевая мораль

Ролевая мораль — это представление о том, что люди иногда не соответствуют своим собственным этическим стандартам, потому что они считают, что играют определенную роль, которая освобождает их от этих стандартов.

Предположим, что человек считает себя лояльным сотрудником компании. В этой роли он может действовать неэтично, чтобы принести пользу своему работодателю. Перефразируя исследователя Кита Левитта, один и тот же человек может принимать совершенно разные решения, основываясь на том, какую роль они выполняют в это время, часто даже не осознавая этого.

В одном исследовании людей просили оценить нравственность компании, продающей препарат, который вызывал ненужные смерти, в то время как лекарства ее конкурентов этого не делали. 97 % людей пришли к выводу, что продавать такой препарат было бы неэтично.

Затем исследователи разделили разных людей на группы и попросили каждую группу взять на себя роль директоров компании. Действуя в качестве директоров, каждая из 57 групп решила продать препарат. Они сформулировали проблему как деловое решение. Они игнорировали пагубное влияние, которое их решение окажет на других.

Этичное поведение требует соблюдения одних и тех же моральных норм, независимо от роли, которую мы играем дома, на работе или в обществе.

Этичное поведение характеризуется честностью, справедливостью и равноправием в межличностных, профессиональных и академических отношениях, а также в исследовательской и научной деятельности. Этичное поведение уважает достоинство, разнообразие и права отдельных лиц и групп людей.

Как придерживаться моральных принципов

Многие люди стремятся жить в соответствии с моральными принципами, в которые они верят. Но может быть трудно следовать им все время, что делает следование своим личным моральным ценностям еще более ценным.

Есть много способов, при помощи которых человек может придерживаться своих моральных принципов: с помощью мыслей и чувств, действий или слов. Ниже приведены некоторые примеры:

Барвики - это энциклопедия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая создается коллективно, Бариюсом и его друзьями, зашедшими на сайт и пожелавшими что-то объяснить детям. Различные понятия, как правило абстрактные и трудно понимаемые детьми, толкуются доступным для детского восприятия языком.

Всего барвиков на слово Мораль: 1

Мораль

Если говорить простыми словами, то мораль объясняет что такое хорошо и что такое плохо, чем отличается добро от зла.
Люди, живущие в обществе, должны как-то уживаться между собой, не причинять друг другу боль и страдания, не обманывать и тем более не убивать. Конечно не всегда и не везде так бывает, но к этому необходимо стремиться, и люди выработали принципы и правила, по которым нельзя что-то делать. Воровство, убийство, обман. они назвали "плохо", а помощь, любовь, скромность. назвали "хорошо".
Мораль помогает официальным законам поддерживать порядок в жизни общества, регулировать отношения. В отличие от закона, который запрещает творить зло под страхом наказания, мораль призывает к сознанию, культуре, порядочности человека.
То, что одного закона мало, говорит, например, такой эксперимент. Ученые, искавшие границу жестокости человека, помещали людей на необитаемый остров и говорили им, что они на нем могут делать все что угодно, никто их за это не осудит и следить за ними не будет. На самом деле слежение производилось, а осуждения, действительно, не было. Так вот, некоторые люди проявляли чудеса жестокости, мучая и убивая животных на острове. Несмотря на то, что едой они были обеспечены и убивать животных для пропитания нужды не было.
Верующие люди как правило бывают более моральными, т.к. они прочувствовали и поверили в те заповеди, которые прописаны в их религиозных учениях.
Необходимо заметить, что мораль - понятие относительное. Это означает, что не во всех абсолютно случаях она одинаковая у разных народов и в разных религиях. Например, в одних религиозных учениях к иноверцам относятся терпимо, а в других - непримиримо. Тем не менее, по большинству вопросов люди пришли к одинаковым моральным принципам, поэтому человечество еще живо.

С учетом того, что эти нормы и принципы не собственные, выработанные ребенком самостоятельно, а заимствованные – привитые или, чаще всего, навязанные ему семьей, а в дальнейшем кругом общения и школой, сам ребенок как таковой морали не имеет. А следовательно, справедлив будет вывод о том, что ребенок имеет полное право рассматривать любое действие, любое событие, любой поступок не с точки зрения хорошо оно или плохо, и даже правильно или неправильно, а исключительно с точки зрения интереса к этому действию, событию и поступку.

То есть, в конечном итоге, именно ребенок как нельзя более правильно оценивает свое и наше поведение. Он смотрит на нас, взрослых, и сравнивает наши поступки и действия со своими, и пытается понять логику этих поступков, а не просто копировать поведение по образцу. В момент, когда он эту логику не понимает, когда он не понимает смысл действия (за что меня наказали? ругают? — чаще всего именно с негативными переживаниями связывается этот вопрос). Поэтому стоит ли удивляться, что многие поступки и действия наших детей, которые нам кажутся- с точки зрения наших привычных моральных и нравственных устоев- неверными, неправильными, с точки зрения ребенка – нормальны и естественны.

У ребенка это проявляется именно так. Нравственность ребенка в следовании своей природе, в точном ответе и точной реакции на то, что он получает со стороны. В абсолютном большинстве случаев, важно заметить, осознать собственную ответную реакцию ребенок не успевает, да и не умеет еще этого делать. Именно это осознание есть настоящая основа подъема на уровень высокого сознания, действительный переход к настоящему пониманию морали и нравственности. Именно этому – осознанию своих ответных реакций, понимаю причин поступков и действий и контролю над эмоциональными проявлению – необходимо учить детей.


Если кратко, то слову мораль можно дать такое определение:

Мораль – это сложившиеся в обществе представления о правильном и неправильном, хорошем и плохом, о добре и зле, а также совокупность норм поведения, которые вытекают из этих представлений.

Критерии морали

Основными критериями морали являются добро и зло, достоинство и совесть, долг, честь и справедливость.

  • Добро – нравственное совершенство, залог успеха личности и общества в целом.
  • Зло – всё, что нарушает целостность окружающего мира, негативно меняет внутренний мир человека и социума.
  • Честь и достоинство – отношение личности к самой себе, заставляет нести ответственность за свои поступки.
  • Совесть – способность сопереживать, оценивать свои мысли, слова, действия, осознавать и сопереживать.
  • Долг – умение выбрать между своими желаниями и необходимостью, долг регулируется совестью.
  • Справедливость – распределение тягот и выгоды между членами общества.

Чем мораль отличается от закона?

Практически все стороны нашей жизни подчинены законодательству. Основные законы одинаковы во всех странах: запрещено воровать, мошенничать, убивать, применять насилие и обман, чтобы завладеть чужим имуществом. Значит наше поведение подчинено законам. И нормы морали управляют нашим поведением. Каково же отличие морали от законов?

1. Добровольность. Соблюдение моральных норм зависит от личных качеств и воспитания каждого человека, от его мнения. А соблюдение законов – обязанность каждого проживающего в том или ином государстве.

2. Обязательность. Есть категории людей, которых нельзя осудить и наказать по закону: например, дети. А со стороны нравственности и морали за плохое деяние осуждение получит каждый совершивший его.

3. Наказание. Нарушение законов приводит к административному или уголовному наказанию, а несоблюдение нравственных норм наказывается порицанием общества.

4. Всеохватность. Независимо от статуса, занимаемого положения в обществе моральные правила распространяются на всех: от политиков и бизнесменов до рядовых граждан.

Мораль обладает двумя признаками: устойчивость и изменчивость. Некоторые нормы сохраняются в общество очень долгое время, передаются из поколения в поколение, пока не появятся другие ценности. Есть нормы, которые меняются, приспосабливаются к изменениям в обществе и постепенно становятся общепринятыми.

Нормы морали

Всё, что правильно, естественно и хорошо – это нормы. Если говорить о морально-нравственной стороне жизни, то моральные нормы – это то, как нужно поступать в том или ином случае, как выбрать правильный жизненный ориентир. В процессе эволюции человечество менялось, менялись и нравственные ориентиры. Но ещё со времён древности эти перемены были не так велики. Основные правила морали, принятые в современном социуме, сформировались ещё во времена античности:

1. Вежливость. Вежливость должна соблюдаться независимо от возраста, статуса, положения в обществе собеседников. Грубость и хамство всегда являлись признаком невоспитанности.

2. Трудолюбие. Ленивый человек в обществе воспринимается как бесполезный элемент. Поэтому свои семейные, бытовые и рабочие обязанности стоит выполнять с полной самоотдачей и старанием. Лень и пренебрежение может привести к проблемам в семье, конфликтам и лишению работы.

4. Справедливость. Любая ситуация должна судиться по всем факторам, а не только личными интересами.

5. Стойкость. Нужно уметь преодолевать любые трудности, с которыми сталкиваешься в жизни.

6. Воздержанность. Всеми благами жизни нужно пользоваться умеренно, чтобы избежать неприятных последствий.

Принципы морали

1. Принцип талиона – наглядная демонстрация понятия некоторых стран: если кто-то по вине другого понёс утрату, то виновник должен возместить её ценой собственных потерь. В наше время нужно уметь прощать, находить другие решения создавшейся ситуации.

2. Принцип нравственности – следование христианским заповедям и соблюдение божьего закона. Этот принцип сильнее других взывает к совести человека, принуждает его думать о своей духовности, не позволяет причинять вред ближним.


4. Принцип благополучия – от любого поступка должна быть польза. Нужно уметь предвидеть последствия, к которым может привести содеянное.

5. Принцип справедливости – все имеют одинаковые права, и человек, совершивший любой противозаконный поступок, должен быть наказан.

6. Принцип гуманизма – предполагает снисходительность по отношению к другим, умение сострадать и сопереживать.

Функции морали

Возникает вопрос: зачем вообще нужны нравственные нормы? У морали есть несколько функций:

  • оценочная помогает различать добро и зло, плохое и хорошее, добрые дела от жестоких поступков. Эта функция позволяет оценивать поступки людей.
  • регулятивная – принятие новых правил и норм, в которых возникает необходимость в соответствии с переменами в обществе.
  • воспитательная помогает формировать нравственное представление о мире у подрастающего поколения, учит нормам поведения в социуме.
  • контролирующая – обеспечивает соблюдение норм и правил, наказывает нарушителей.
  • функция интеграции – сплочение членов общества с помощью соблюдения одних и тех же норм и правил, и доброжелательного и разумного поведения.

Чем мораль отличается от нравственности?

Как воспитывать нравственность и как не надо учить?

С самого раннего детства детям стараются привить моральные нормы родители и учителя. Не остаётся в стороне и общество – дети перенимают какие-то нормы поведения, общаясь с другими детьми. Как же происходит привитие нравственных ориентиров и норм поведения?


Самым эффективным методом является личный пример. Ребёнок от природы подражатель, он копирует действия окружающих его людей. Если в семье ребёнка нравственность и мораль не пустой звук, то малыш будет стараться быть таким же.

Многое ребёнку бывает непонятно: почему нужно делать так, а не иначе? Через разговоры, объяснения, нравоучения можно донести до детского сознания очень многое. Но, если взрослые противоречит своим же нравоучениям, результат будет отрицательным.

Немалую роль в становлении нравственных ориентиров играет искусство: книги, фильмы, музыка. Под видом увлекательного сюжета детей можно многому научить. Только нужно обязательно беседовать по увиденному или услышанному, простое знакомство с произведением искусства ничему не научит. Нужно убедиться, что малыш всё понял правильно. Постепенно ребёнок накапливает свой личный опыт. И если он видит, что тот или иной поступок, совершённый несколько раз, приводит к положительным результатам, он будет стремиться и дальше так поступать.

Заключение

Принципы морали формировались не одно тысячелетие. Философы, теологи, учёные, писатели обсуждали и обсуждают философские и социальные проблемы, которые стоят за понятием морали. Мораль изучается постоянно, так как она проникает во все сферы нашей жизни, и каждый учёный, писатель или религиовед старается сделать жизнь человека гуманнее и счастливее.

Читайте также: