Должен ли в школе быть логопед

Обновлено: 06.07.2024

Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.

Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.

С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.

Как распределяется рабочее время школьного логопеда

К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:

группа первоклассников — 35 минут;

группа детей 2-4 классов — 45 минут;

подгруппа — 20-25 минут;

индивидуальное занятие 15-20 минут.

Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).

Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.

Речевая карта школьника

Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:

класс, фамилия, имя и возраст ученика;

домашний адрес и телефон родителей;

дата, когда зачислен на занятия в логопункт;

успеваемость по русскому (родному) языку;

жалобы родителей, учителей;

заключение сурдолога и психиатра;

данные о развитии речи и общем развитии;

характеристика артикуляционного аппарата и речи;

сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;

характеристика на ребёнка учителя и психолога;

результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.

Основные задачи деятельности логопеда

проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.

Родители иногда отказывались от логопедического сопровождения при поступлении в 1 класс:
- Какая необходимость, ребёнок же все звуки произносит. Он занимался два года с логопедом! ?

Между тем, обязанности специалистов в д\саду и в школе кардинально отличаются:

В д\саду логопед работает в первую очередь над постановкой и автоматизацией звуков, и потом уже над развитием фонетических процессов, лексико – грамматических категорий и связной речи.

Основная задача учителя - логопеда в школе - предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи (чтения и письма), препятствующих овладению основным курсом русского языка и литературы

Остановимся на основных аргументах противной стороны и попробуем их переубедить:

- не все и не в полной мере. Реалии сейчас таковы, что это утверждение
больше относится к разряду желаемых. (Кадровое оснащение, частые
пропуски по болезни; много детей неорганизованных - не посещающих дошкольные учреждения - по целому ряду причин. ) Родители сетуют, что требуется собрать кучу справок, чтобы попасть к специалисту в саду или в школе, - раньше хоть такого не было.

Нужно ли вернуть в школы логопедов?

Министр просвещения Ольга Васильева представила публичную декларацию, в которой заявила о необходимости вернуть в школы таких специалистов, как логопеды. Она признала, что недавнее массовое сокращение школьных логопедов стало ошибкой, потому что большое количество первоклассников все ещё имеют проблемы с фонетическим произношением. Если не предоставить детям своевременную помощь профессионала, то они будут испытывать большие сложности во время дальнейшего обучения, как говорит министр. Васильева говорит, что вопрос о необходимости логопеда в школе будет передан на региональное рассмотрение, т. е. каждая школа будет сама решать нужен ли ей данный специалист.

Какова роль школьного логопеда?

В современных условиях на одного логопеда приходится порядка 400 воспитанников детских садов и 1000 учеников младших классов. Этого количества специалистов абсолютно не хватает для удовлетворения всех потребностей детей. За последние несколько лет многих логопедов сократили под предлогом того, что нужно найти свободные средства для повышения зарплат учителям.

У многих до сих пор сохранился стереотип о том, что логопед нужен только для исправления дефектов у шепелявых и картавых ребят. Эта задача конечно выполняется логопедом, но помимо этого он берет на себя и другие важные задачи. Именно логопед может определить на сколько хорошо ребенок будет обучаться русскому языку, да и другим предметам тоже. У логопедов есть качественное педагогическое образование, которое они применяют для организации индивидуальных и групповых занятий с детьми, нуждающимся в коррекции устной и письменной речи. В список обязанностей логопеда входит решение таких проблем:

  • Дисграфия. Сюда входят любые нарушения посменной речи.
  • Дислексия. Это любые трудности с чтением.
  • Дизорфоргафия. Самое трудное направление коррекции, которое применяется в тех случаях, когда ученик теоретически знает и помнит все правила, но на деле не умеет их применять. Эти наращения обычно проявляются только к 3-4 классу.

Логопед в младших классах также занимается фонетическим восприятием, произношением звуков, связностью речи и её лексическим строем.

Вместе с речевыми навыками логопед помогает формировать навыки мелкой моторики. Все это в комплексе формулирует предпосылки для успешного обучения по всем предметам. Любые расстройства, перечисленные выше могут повлиять на общение ребенка, восприятие информации на уроках, решение задач, развитие навыков письма и других важных вещей, на которых строится все школьное обучение.

Кроме всего этого, опытные логопеды могут решить проблему с заиканием, которая довольно сильно может испортить жизнь ребенка. Но вовремя проведенная работа со специалистом может полностью спасти ученика.

Почему логопед нужен в начальных классах?

Больше всего помощь логопеда нужна для правильного обучения русскому языку. Если у ребенка нарушено звуковое восприятие речи, то в диктантах он будет писать не просто то, что слышит, как многие дети, а дополнительно совершать речевые ошибки. В таком случае просто работы над ошибками не хватит, ведь проблема кроется в самом восприятии ребенка. Для этого необходимы занятия с логопедом по особым методикам.

Плюсы и минусы наличия логопеда в каждой школе

Тот факт, что детсады и школы нуждаются в логопедах сегодня практически никто не отрицает. Но все же находятся и те, кто выступает за дальнейшее

Весельева Людмила Николаевна

Рудакова Галина Викторовна

Чеботарёва Елена Викторовна

Милитдинова Антонина Минзаировна

Странно, как можно обходится без логопедов в школах?.Логопедов сокращают и в детских садах.А какие приходят дети в школу, если не было логопеда.Что происходит с образованием.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Еще как нужны! Ваш директор просто молодец, что не идет на поводу системы. У нас, благодаря объединению в комплекс, тоже появилась возможность использовать знания специалиста для коррекции.

Необходимость логопеда в школе не обсуждается! в нашей школе этого специалиста нет уже давно! Более того в садике убрали логогруппу и создали лопункт, куда могут попасть дети имеющие проблемы с 6 звуками! Для меня это проблема прежде всего как для родителя! Мои дети плохо выговаривают только один звук,младшего в логопункт не берут, старший уже в школе, возить куда-либо возможности нет! Один выход - занимаемся дома! Но многие родители и не думают помогать своим детям, а как мне их английскому произношению учить если они на родном с проблемами говорят?

К сожалению, в настоящее время в должностные обязанности логопедов (так было объявлено и в этом году тоже на общешкольном собрании школы, которую посещают мои дети) не входит исправление дефектов речи. Даже не смотря на то, что с этого года услуги логопеда платные. Логопед реализует образовательные программы, повышает уровень подготовки учащихся. Не более. Нужны ли такие логопеды в школе? Не мне решать. Если пользуются услугами, наверное, нужны.

Весельева Людмила Николаевна

Да, действительно, такой школе логопеды совсем не нужны, если прямыми обязанностями по коррекции речи заниматься они не будут. Вообще, не ясно, имеет ли представление администрация этого учебного заведения о работе учителя-логопеда в школе?! И кто, интересно, изменил должностные обязанности логопеда?

На этот вопрос я вам не отвечу. Благодаря замечательным специалистам детского сада, который они посещали, к первому классу мы не нуждались в услугах логопеда. Поэтому данная проблема меня не особо беспокоила.

Весельева Людмила Николаевна

Дело в том, что постановка произношения звуков родного языка, это только часть работы школьного логопеда. Часто бывает так, что дети, хорошо произносящие все звуки, могут иметь немало ошибок на письме (пропускать буквы, путать, повторять буквы, слоги, переставлять их и т.п.), вот здесь, как раз, и требуется помощь логопеда. И помощь эта длится не один месяц или год. В школе логопед обследует первоклашек и, если есть необходимость, зачисляет таких деток в группы для занятий по предупреждению дисграфии (нарушение письма) и дислексии(нарушение чтения).ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт)предусматривает обязательное коррекционное сопровождение школьников, поэтому мне и непонятно, как можно изменить обязанности школьного логопеда.

Исправление дисграфии и дислексии - это как раз и есть реализация образовательной программы, повышение уровня подготовки учащихся, о которых я и писал. Как раз этой частью работы школьный логопед и занимается. Но постановкой звуков, к сожалению, нет.

А я вам отвечу нужны. И не только для постановки звуков. Если говорить точнее, все недостатки звукопроизношения у ребенка должны быть исправлены еще до поступления в школу. И этим должен заниматься логопед в саду. Если такого нет, то родитель ищет на стороне специалиста. Что касается школьных логопедов. Почитайте должностную инструкцию. Это специалист, который предупреждает и корректирует недостатки письма и чтения. Что греха таить, в общеобразовательную школу приходят дети с понятием "условно норма", вся коррекционная работа взваливается именно на школьных логопедов. И тянут они неуспевающих учеников. Посмотрите на сочинения и изложения детей. Они не могут их писать, т.к. словарный запас очень бедный. Школьный логопед развивает речь ребенка. Я - школьный логопед и считаю, что в наше время мы очень нужны. И пройдет еще пара лет и без узкопрофильных специалистов вся система образования начнет трещать. Или тогда, пусть учителя школ сами получают доп. образование коррекционного педагога и решают все трудности обучения детей с проблемами в развитии.

Илюхина Юлия Владимировна

Марина Павловна, полностью Вас поддерживаю! Поработав в школе, увидела, сколько приходит детей, имеющих сложности в овладении письмом и чтением именно логопедические! У детей не только бедная речь, небольшой словарный запас, но и сложности в дифференцировке звуков, дети не могут вычленить звук из речи, не могут отличить сходные звуки. Я просто схватилась за голову! Мне катастрофически стало не хватать знаний по логопедии. Даже если с ребенком работает логопед, я не могу быть "не в теме". Планирую идти на второе высшее по этой специальности. Такова современная реальность, что учителю приходится брать на себя и коррекционную работу, столько детей сейчас с неяркими, нерезко выраженными, но недостатками в развитии речи, памяти, восприятия, внимания, ..Экология, стрессы. Что имеем, то имеем. И логопеды, как специалисты, сейчас нужны школе, как никогда.

Илюхина Юлия Владимировна

Людмила Николаевна, вы на свой вопрос получили ответы учителей, логопедов, родителей. А что думают чиновники. вопрос интересный и открытый. все как-то печально сводится к экономии, удешевлению. Может быть, трудные времена минуют, и у чиновников денежные интересы все-таки уйдут на второй план перед интересами будущего страны (а ведь дети - это будущее, это будущие специалисты!)

Весельева Людмила Николаевна

Остаётся только надеяться .

Варакина Лариса Владимировна

Конечно, в школе нужны логопеды. Я работаю учителем начальных классов и очень часто сталкиваюсь с детьми, у которых имеются дефекты речи. С ними и должен заниматься логопед - дефектолог.

Криницкая Светлана Геннадьевна

К настоящему времени школы начали снова вводить ставки логопедов. Ведь детей с ОВЗ учить-то надо. А адаптированную программу для них один учитель не потянет.

Весельева Людмила Николаевна

Да, начали вводить ставки. А сколько замечательных специалистов потеряли при сокращении. Прошло слишком много времени для того, чтобы они вернулись в школу. А мы, оставшиеся, теперь "дообразовываемся" в тифло-, сурдо- и других узких специалистов. Хочется всем помочь, а получается "научились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. ". Считаю, что в общеобразовательной школе дети с ОВЗ не получат в полной мере необходимой коррекции, равной той, которую получили бы в спецшколе.

Третьякова Ольга Владимировна

Пугачева Ирина Викторовна

Я считаю, что логопед нужен, особенно в школе. Правильная речь ребенка играет важную роль в получение допуска к экзамену в 9 классе - русский язык , в 11 классе - в написание сочинения по литературе и русскому языку. На других предметах правильная речь закрепляется устными ответами в виде пересказа, полного ответа на вопросы. Наши чиновники считают, что логопеды нужны как в детском саду, так и в общеобразовательной школе.

Здравствуйте! Считаю, что нужны обязательно.Если ребенок нечетко, неправильно говорит, то и педагоги, и родители, и другие взрослые обращают на это внимание и понимают: пора вести ребенка к логопеду.Ведь при отсутствии помощи со стороны логопеда, мы наблюдаем целый ряд негативных явлений, таких, как школьная неуспеваемость, и, как следствие, нежелание учиться, низкая самооценка у ребенка, конфликты с учителем и родителями, школьные неврозы. То есть эти дети обречены на неудачи в школе.

Мелешко Олеся Геннадьевна

Здравствуйте. Однозначно нужны! Во всех школах и желательно, несколько человек. Ребятишек с дефектами речи меньше не становится.

Читайте также: