План урока по химии 7 класс практическая работа

Обновлено: 02.07.2024

Образец Название
ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ
Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции
ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА
Для выпаривания (кристаллизации)
КОЛБЫ для приготовления растворов, проведения реакций
ШТАТИВ ЛАБОРАТОРНЫЙ
МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР
ПРОБИРКА
АСБЕСТОВАЯ СЕТКА
Используется для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды
Образец Название
ШТАТИВ ДЛЯ ПРОБИРОК
СПИРТОВКА
ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН
ФАРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ

Для измельчения твердых веществ
ВОРОНКА
ДЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОРОНКА

Разделение смесей жидкостей с разными плотностям

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата __________

Цель: закрепить знания о химических реакциях, признаках и условиях их протекания.

ü закрепить знания о признаках и условиях протекания химических реакций;

ü развивать умение обращения с лабораторным оборудованием, химической посудой, химическими реактивами;

ü применять правила безопасного поведения при обращении с неорганическими веществами, химической посудой, лабораторным оборудованием.

Тип: контроль и коррекция знаний и практических умений.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие; рабочая тетрадь; тетрадь для практических работ; оборудование и реактивы для проведения реакций.

1. Организационный момент

В начале урока сообщается о теме урока и необходимости соблюдения правил безопасности в кабинете химии при выполнении практических работ.

2. Целеполагание.

Актуализация знаний и умений учащихся

Учитель напоминает правила безопасного поведения в кабинете химии и порядок действий при проведении практической работы:

1) внимательно прочитайте условия задания;

2) ознакомьтесь с выданными реактивами и оборудованием;

3) продумайте план выполнения каждого задания;

4) подберите необходимые реактивы и оборудование;

5) выполните опыты согласно плану, внимательно наблюдая за при-знаками химической реакции;

6) соблюдайте правила безопасного поведения в кабинете химии;

7) подготовьте отчет о работе в тетради на печатной основе или в тетради для практических работ.

Учитель обращает внимание учащихся на значимость экспериментальных навыков при изучении химии.

3. Выполнение практической работы

Практическая работа выполняется согласно инструкции, приведенной в тетради для практических работ.

После практической работы можно проводить анализ ее выполнения. Это позволит учителю судить об уровне овладения знаниями по теме, сформированности основных умений экспериментальной работы и некоторых общеучебных умений.

При необходимости на следующем уроке можно провести работу над ошибками, куда следует включить вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение у учащихся.

4. Информация о домашнем задании

5. Подведение итогов

6. Рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

а) образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; закрепить умения учащихся активно пользоваться приобретенными знаниями; развивать и совершенствовать умения и навыки решения задач; ликвидировать пробелы;

в) развивающая: развитие интеллектуальных навыков: умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи; привитие интереса к изучаемому предмету и сознательного восприятия учебного материала.

Тип урока: урок рефлексии (урок систематизации учебного материала и закрепления знаний, умений и навыков).

Форма урока нетрадиционная: блиц-турнир.

Методы: общие – словесные, логические, метод самостоятельной работы.

Методические приемы: мостик, цепочка, дидактические карточки.

Оборудование: выставка книг, таблицы с портретами ученых-химиков

Сомин Л.С. Увлекательная химия. М., Просвещение, 1978.

Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч. I и II. М., Просвещение, 1984.

Ильин Б.И. Биография великой волшебницы. М., Детская литература, 1964

Книги из серии “Люди науки” 1) Лебедев С.В. 2) Менделеев Д.И.

Вступительное слово учителя.

Наша задача пополнить знания, чтобы суметь решить массу задач, которые постоянно приходится решать пытливым умам детей и взрослых:

Этап 1. Организация деятельности учащихся.

Урок проходит в виде блиц-турнира. В начале урока класс разбивается на 3 команды. В каждой команде капитан. Каждый участник получает индивидуальное задание, выполнение которого обсуждается в ходе урока. На организацию и выполнение заданий 7-9 мин. После этого начинается турнир

Создание эмоционального настроя.

Прошел 2014 год – год культуры. Знаете ли вы, каким годом объявлен 2015 год? Годом литературы.

Попробуйте объединить 2 события - путешествие и год литературы!


Жюль Габриэ́ль Верн (фр. Jules Gabriel Verne; 8 февраля 1828 года, Нант, Франция — 24 марта 1905 года, Амьен, Франция) — французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики.

Участники команды отбирают качества, необходимые для мореплавателя или путешественника, записанные на листочках, ранжируют их по значимости.
(Смелость, трудолюбие, упорство, воля, мужество, трусость, подлость, наблюдательность, внимание, гуманизм, аккуратность, хамство, грубость, жестокость, порядочность, уважение, злость, настойчивость, предусмотрительность, оптимизм, уныние, неуверенность, пессимизм, ответственность, сочувствие, героизм, чуткость, выносливость …)

Итак, в этом путешествии нам предстоит решать массу практических задач, в том числе и по химии, проведем небольшую разминку.

Этап 2. Повторения и закрепления изученного материала с поэтапной коррекцией.

Первое задание (разминка) (5 мин)

Массовая доля серы в оксиде серы (VI) SO3 равна:

1) 0,6 2) 0,8 3) 0,2 4) 0,4

Масса сахара, необходимого для приготовления 300 г 5%-ного сахарного сиропа равна:

1) 5 г 2) 30 г 3) 15 г 4) 150 г

Относительная атомная масса серы:

1) 32 г/моль 2) 16 3) 32 4) 16 г/моль

Отношение объема газа к общему объему смеси газообразных веществ называется:

1) молярным объемом 2) мольной долей

3) массовой долей 4) объёмной долей

Отношение массы веществ к общей массе смеси называется:

1) объёмной доле 2) молярной массой

3) массовой долей 4) мольной долей

Этап 3. Локализация индивидуальных затруднений.
- организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с

фиксацией полученных результатов

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
- на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение;
- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

Этап 4. Реализации построенного проекта.
Второе задание – эстафета (5 мин)

Команда 1. Заполнить таблицу

Во время плавания в Атлантическом океане было повреждено днище одного из отсеков корабля. Необходимо провести подводные восстановительные работы, а для этого приготовить дыхательные газовые смеси, используемые для дыхания водолазов. В состав дыхательных смесей входит кислород и один или несколько индифферентных газов (азот, гелий, аргон и др.). Название смеси начинается с процентного содержания кислорода.

В водолазных справочниках ВМС Великобритании и США для использования в автономных подводных дыхательных аппаратах с полузакрытым циклом дыхания предлагаются три азотно-кислородные смеси: 40% N2/60% 02; 60% N2/40%O2 и 67,5% N2/32,5% О2.


Команда 2. Заполнить таблицу


Судовой повар – кок, должен приготовить два вида рассолов для маринования рыбы и овощей. Помогите ему сделать необходимые расчеты.


Команда 3. Заполнить таблицу

В трюмах корабля находятся баллоны с газовой смесью водорода и хлора на тот случай, если появится необходимость получить соляную кислоту. Содержание хлора в этой смеси не должно превышать 45% (объемных процентов). Соблюдаются ли эти условия?


Команда, которая быстрее выполнила это задание, дает возможность получить каждому игроку своей команды получить дополнительное очко.

Этап 5. Обобщения затруднений во внешней речи.

Для проверки команда получает дополнительный конверт с верными ответами.

Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:
- организуется обсуждение типовых затруднений;
- проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Каждый участник получает индивидуальное задание, выполнение которого обсуждается в ходе урока (карточки 1-17).

Пятый конкурс – капитанов

1)  (ню) 2)  (фи) 3)  (омега) 4) (мю)

Объемная доля кислорода в составе воздуха равна

1) 11% 2) 21% 3) 31% 4) 50%

Относительная молекулярная масса кислорода О2 равна:

1) 16 а.е.м 2) 32 3) 32 г/моль 4) 16

4. Для нахождения массы раствора используют формулу:


1) m = M 2) m = mв 3) m = mв/ 4) m = NM/NA5.

Этап 7. Включение в систему знаний и повторения.

Учитель диктует предложения, в которых нужно дописать нужное слово или слова. Каждый участник на отдельном листке делает записи.

Объемная доля газа в смеси обозначается буквой …

Относительная молекулярная масса обозначается……

Молекулярная масса углекислого газа равна …..

Масса раствора равна сумме масс…..

Сумма долей основного вещества и примесей в смеси не может превышать……

Газообразной природной смесью является….

Этап 8. Итоги урока, оценки. Предлагается лидерам группы оценить работу участников группы, учитывая степень участия. /Учитель делает комментарий к подготовке информации группы/.

Подведение итогов I, II, III команды

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. Франс А.

Как приятно знать, что ты что-то узнал! Мольер

Этап 9. Рефлексии деятельности на уроке.

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной> деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

- уточняют алгоритм исправления ошибок;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке по пятибалльной системе. /На столах имеются карточки с баллами/.

продолжить фразу: Сегодня на уроке

Я узнал… Я понял…Я хотел бы найти сведения…

Этап 10. Домашнее задание. Повторить §§ 10-15, подготовиться к практической работе № 3 (стр.73); Задания по выбору:

Спасибо, урок окончен, все свободны.

Дополнительное домашнее задание (на выбор)

* Интересные задания, связанные с концентрацией растворов.

* Составить шарады или ребусы с названиями смесей.

* Стихотворения, пословицы, поговорки о смесях, сплавах.

 Составить тесты с указаниями по разделению различных смесей.

 Найти в литературной подпорке в школьной библиотеке развивающие задачи.

 Составить химическое лото.

 Найти в Интернете flash-ролики по теме.

Приложение 1.

Индивидуальные задания на карточках № 1-17

Карточка № 1. Не пересолен ли куриный бульон, если в него добавлено 15 г поваренной соли, а по рецепту необходимо добавить половину столовой ложки? Масса соли в столовой ложке составляет 25 г

Карточка № 2. В организме взрослого человека содержится около 5 г железа. Причем 2/3 этого количества входит в состав гемоглобина. Рассчитайте, сколько г железа находится в гемоглобине.

Карточка № 3. Один из оксидов хрома используют в ювелирном деле для придания стразам (имитация драгоценных камней) зеленого цвета. Какова формула этого оксида, если известно, что (Cr) = 68,4%, (O) = 31,6%?

Карточка № 4. Красный цвет мухомора обусловлен красящим веществом мускаруфином. Определите молекулярную формулу этого вещества, если массовые доли элементов в нем составляют: углерод – 65,22%, водород – 3,47 %, кислород – 31,31%.

Карточка № 5. Одним из семи исторических каменей Алмазного фонда является ярко-алая шпинель массой почти 400 каратов, вставленная в Большую императорскую корону. Корона изготовлена для коронации императрицы Екатерины II в 1762 г. Большой императорской короной после Екатерины короновались в России все императоры. Выведите формулу шпинели, если известно, что массовая доля магния равна 16,9%, массовая доля алюминия – 38%, массовая доля кислорода – 45,1%.

Карточка № 6. Среди продуктов гниения белков обнаружено соединение путресцин, содержащее 58,82% углерода, а массовая доля азота в нем в два раза больше массовой доли водорода. Других элементов в этом соединении нет. Выведите формулу данного вещества.

Карточка № 7. При рентгеноскопическом исследовании желудка пациенту дают выпить суспензию нерастворимого соединения, в состав которого входит 58,8% бария, 13,7% серы и 27,5% кислорода. Определите молекулярную формулу этого вещества, не пропускающего рентгеновское излучение.

Карточка № 8. Углекислый газ С02 не ядовит, но при вдыхании его в больших количествах наступает удушье из-за недостатка кислорода.

В Италии находится пещера, в которой человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет. Объясните это явление.

(Ответ. Примерно до пояса человека пещера заполнена С02, который тяжелее воздуха. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака же при меньшей высоте оказывается в атмосфере С02 и поэтому задыхается.)

Карточка № 9. Косметическая пудра - великолепный адсорбент влаги, ее водопоглощающая способность обеспечивается входящими в состав рисовым крахмалом, стеаратом цинка, оксидами цинка и титана. Определите массу оксида цинка, который необходимо взять для получения 1 кг пудры, если массовая доля его составляет 0,01%.

(Ответ: (ZnO) = 0,1 г.)

Карточка № 10. Массовая доля фосфора составляет примерно 1% от массы тела человека. Рассчитайте массу фосфора в вашем организме. В каком количестве плавленого сыра с массовой долей фосфора 0,8% содержится такая же масса его, как в вашем организме?

Карточка № 12. Споровые грибы (боровики, подосиновики и подберезовики) накапливают бром.

Массовая доля брома в этих грибах примерно 1,4 • 10 -3 %. Рассчитайте, какая масса брома содержится в 1 т таких грибов. (Ответ: масса(Вг) = 14 г.)

Карточка № 13. Первым кровезаменителем, которым воспользовались хирурги еще в 1960-х гг., был 0,85%-ный водный раствор хлорида натрия. Вычислите массу хлорида натрия, необходимого для получения 550,6 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85%. (Ответ: масса(NaCl) = 4,68 г, 0,08 моль.)

Карточка № 14. Вычислите массу сульфата цинка, который необходим для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых при лечении конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе 0,25%. (Ответ: m(ZnS04) = 0,025 г.)

Карточка № 15. Морскую воду используют для получения брома. После частичного испарения воды через полученный рассол пропускают хлор. Затем бром извлекают с помощью водяного пара, отделяют, перегоняют и сушат. Сколько литров воды из Мертвого моря, содержание брома в которой 5 г/л, потребуется для получения 160 г брома? (Ответ: 32 л.)

Карточка № 16. Один из важных способов получения поваренной соли - извлечение ее из морской воды. Во время прилива вода попадает через фильтры на специальные противни, с которых ее испаряют, в результате чего выкристаллизовывается хлорид натрия. Но в морской воде содержатся не только частицы поваренной соли, но и частицы магния, кальция, брома и др., поэтому процесс испарения воды важно завершить прежде, чем начнут кристаллизоваться другие, более растворимые соли (например, соли магния, имеющие горький вкус). До какого объема можно упарить 100 л морской воды, содержащей 1,3 г/л сульфата магния, если его растворимость 420 г/л при 20 0 С? (Ответ: до 0,31 л.)

Карточка № 17. Один из важных способов получения поваренной соли -- извлечение ее из морской воды. Во время прилива вода попадает через фильтры на специальные противни, с которых ее испаряют, в результате чего выкристаллизовывается хлорид натрия. Затем нагревание прекращают, а кристаллы выгружают лопатами. Определите массу хлорида натрия, который выпадет в осадок после упаривания 1000 л морской воды до 5 л, если содержание хлорида натрия 10,70 г/л, а растворимость NaCl - 355 г/л при 20°С. (Ответ: m(NaCl) = 8,955 кг.)

Карточка № 18. У некоторых черепах и морских птиц имеется специальная железа для опреснения морской воды, поступающей в организм, и для выведения солей из крови. Соли в виде крепкого рассола (55 г/л) выделяются из организма: у черепах - из глаз, а у птиц - с кончика носа. Определите массу солей, которые содержатся в 10 мл выделяющегося рассола. (Ответ: 0,55 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

2) развивать умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

3) воспитание коммуникативных качеств в процессе группового взаимодействия, аккуратности и культуры труда.

КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ В 7 КЛАССЕ

ТИП УРОКА: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов.

ВИД УРОКА: деловая игра, урок-практикум.

- для учителя: компьютер, мультимедийный проектор и презентация Microsoft PowerPoint

-для учащихся: а) лист самоанализа и самооценки обучающегося, лист с рефлексией;

б) лист с лабораторным отчетом, в) лабораторный штатив, химические стаканы, фильтр, ножницы, стеклянная трубочка, магнит.

Реактивы для учащихся: песок, вода, сера, железные стружки.

2) развивать умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

3) воспитание коммуникативных качеств в процессе группового взаимодействия, аккуратности и культуры труда.

I этап. Организация начала урока.

Используемые цифровые ресурсы: нет.

Учитель приветствует учащихся, создает психологическую атмосферу урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Используемые цифровые ресурсы: нет.

Учитель сообщает учащимся тему, цели и задачи урока.(Слайд 1,2)

2) развивать умение наблюдать за происходящим опытом и на основе наблюдений, делать аргументированные выводы, соблюдать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете;

3) воспитание коммуникативных качеств в процессе группового взаимодействия, аккуратности и культуры труда.

Учитель зачитывает эпиграф урока: (Слайд 3)

Нет на карте белых пятен,

Вся Земля давно открыта,

Очень трудно жить на свете,

В наше время без открытий.

Учитель: Ребята, представьте дома у вас в сахар случайно попали крошки пробки. Каким образом вы разделите эту смесь?

Затем учитель говорит учащимся о том, что на столе у каждого лежит лист самоанализа и самооценки обучающегося, который вы заполните в конце урока или в ходе его.

Учащиеся записывают фамилия, имя на листе самоанализа и самооценки.

III этап. Определение границ (возможностей) применения данных знаний.

Используемые цифровые ресурсы:

Фронтальный опрос. (Слайд 4,5)

Что называется смесями?

Какие смеси вы знаете?

Какие смеси называются однородными?

Какие смеси называются неоднородными?

Что такое декантация?

Что называется очисткой вещества?

Что называется разделением смеси?

Какими способами можно разделить неоднородные смеси?

Упражнения на усвоение и закрепления навыков и умений:

А) Определите тип смеси. (Слайд 6)

Б) Выполнение интерактивных заданий:

Учащиеся работают с интерактивными заданиями. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.

В) Игра «Крестики - нолики . (Слайд 8, 9)

Ответ: сок, воздух, лимонад.

IV этап. Физическая минутка для глаз.

Закрыть глаза, сильно зажмурить и быстро поморгать. Затем открыть и посмотреть, не поворачивая головы налево, направо, вверх, вниз, в окно.

V этап. Актуализация опорных знаний учащихся и их корректировка,

Учитель: Я. думаю, что вы все хорошо знаете правила по технике безопасности и не допустите того, что произошло с некоторыми учениками.

(Выходят три учащихся в рваной одежде, у мальчика, нарисована ладонь без одного пальца).

Жертва щелочи

Вы не думайте, друзья,

Что пришла так в школу я

Злая щелочь платье съела,

Вот такое, братцы, дело.

Жертва кислоты

Попробовать на вкус решил я кислоту.

Глядь, языка уж нет во рту!

Растаял мой язык, как лед,

И до сих пор во рту все жжет.

Жертва любопытства

Сунул палец я в пробирку,

Вместо пальца – просто дырка.

Блиц опрос по правилам техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Учитель: А сейчас я проверю, как вы знаете правила безопасности при работе в лаборатории.

Учащиеся работают с интерактивным заданием. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.

VI этап. Пробное применение знаний.

Оперирование знаниями в новых ситуациях (познавательные задачи).

Учитель: Ребята, а сейчас вы попробуете показать ваши знания при выполнении

Учащиеся работают с интерактивным заданием. Выбирают правильные ответы из соответствующего перечня.

VII этап. Упражнения по образцу и в подобных условиях с целью выработки умений безошибочного применения заданий.

Подготовка к восприятию.

Учитель: Ребята! Давайте попробуем вместе заглянуть в мир профессий! Представьте, что вы работаете на химическом производстве. Для этого учащиеся делятся на пять групп – химические лаборатории. В каждой лаборатории выбрали по одному главному лаборанту и выбрали инженера по технике безопасности, который будет следить за соблюдением техники безопасности при проведении опытов.

У каждой лаборатории есть лабораторный журнал, в котором вы будете записывать свои наблюдения и делать соответствующие выводы.

Каждой группе выдаются технологические карты (лабораторные журналы).

2) Проведение лабораторной работы.

Технологическая карта

Лаборанты:_____________________________________________________________________

Название опыта

Что наблюдали

1.Разделение смеси серы и железа с помощью магнита

2.Разделение смеси серы и железа с помощью отстаивания

3.Разделение смеси песка и воды фильтрованием

VIII этап. Выполнение нестандартных заданий.

Использование цифровых образовательных ресурсов.

По окончании практической работы учитель предлагает ребятам сделать вывод о способах разделения неоднородных смесей.

Осуществление индивидуального опроса – выполнение индивидуальных заданий у компьютера.

Выберите оборудование, используемое в химической лаборатории для нагревания и выпаривания.

Обозначьте составные части лабораторного штатива, переместив название на соответствующие позиции.

Обозначьте приборы, используемые в химической лаборатории для нагревания и выпаривания, переместив названия на соответствующие позиции.

Ребята по одному работают за компьютером, отвечая на вопросы из итогового теста.

I X этап. Подведение итогов урока. Рефлексия. ( Слайд 17)

Использование цифровых ресурсов: нет.

Учитель отмечает лучшие лаборатории, в которых слаженно велась работа. Учащиеся рассказывают, чему научились на этом уроке. Инженер по технике безопасности подводит итоги, как соблюдались правила по технике безопасности при проведении опытов.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Выберите нужную букву:

А) Получил прочные знания, усвоил весь материал.

Б) Усвоил материал частично.

В) Мало что понял, необходимо ещё поработать.

Вставьте смайлик настроения:

Хорошо, безразлично, скучно.




Сдайте листы самоанализа и самооценки.

Заполняют листы самоанализа и самооценки.

X этап. Домашнее задание: ( Слайд 18)

Использование цифровых ресурсов: нет.

Параграф 10.

Выполнить презентацию по желанию «Процесс фильтрования в быту, в технике и

Интернет-ресурсы:

4) «Интерактивное задание. Применение способов разделения смесей в быту и

Читайте также: