План урока по естествознанию 5 класс диффузия в жидкостях и газах

Обновлено: 08.07.2024

Цели урока:

  • Образовательные: формирование знаний о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.
  • Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету.
  • Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы для учащихся:

  • Для 1 группы – 2 кружки, ложка, секундомер, емкость с водой, мензурка, 2 куска сахара.
  • Для 2 группы – 2 кружки, емкость с холодной и горячей водой, 2 куска сахара.
  • Для 3 группы – пробирка с ватой и пахучим веществом, лист бумаги (бумажные салфетки), холодная вода, пипетка, зеленка.
  • Для 4 группы – крупинки кофе, вода.
  • Для 5 группы – кристаллы марганцовки или краски, восковая пластина, нож для пластилина
  • Для каждой группы карточка с заданием для проведения эксперимента и карточка для записи результатов.

Оборудование и материалы для учителя:

Для демонстрационных опытов: Емкость с водой, краска, кисточка.

Для фронтальной работы с классом: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор, доступ к сети Интернет).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультурная пауза.
  5. Работа в группах.
  6. Закрепление.
  7. Домашнее задание.
  8. Итоги урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы узнать о нем, мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов.

II. Актуализация знаний.

Чтобы узнать тему урока, разгадаем кроссворд:

Итак, тема нашего урока – диффузия (пишем в тетрадь).

III. Изучение нового материала.

Проведем небольшой эксперимент (постановка проблемы). Возьмем стакан с чистой водой и капнем в него краской. Что происходит?(ответы учащихся в тексте выделены курсивом).

Происходит окрашивание чистой воды.

Почему происходит это явление?

Вода и краска состоят из молекул. Молекулы меняются местами.

Почти так. Правильнее будет сказать, что молекулы краски проникают в промежутки между молекулами воды. В каком случае молекулы разных веществ могут перемешиваться?

Это возможно только в том случае, если молекулы движутся.

Верно. Само явление, которое вы наблюдали в процессе опыта, и называется диффузией.

А теперь посмотрим на экран [4].

В комнату внесли пахучее вещество (духи). Через некоторое время их запах распространился по всей комнате. Как вы думаете, почему это произошло?

Запах распространяется, так как молекулы духов движутся в воздухе и сталкиваются с молекулами воздуха. Из-за этого молекулы все время меняют направление своего движения и разлетаются по комнате.




Помогает ли кто-нибудь молекулам перемешиваться?

Нет, они делают это сами.

Значит, явление диффузии происходит самопроизвольно. Запишем наши выводы в тетрадь:

  1. Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.
  2. Причина диффузии – это беспорядочное движение молекул.

IV. Физкультурная пауза.

Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.

V. Работа в группах.

А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке (приложение 1), в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, также записываются на карточке для записи результатов (приложение 2).

Описание.

В кружке №1 воду не перемешивайте. В кружке №2 воду перемешивайте с помощью ложки.

Измерьте время растворения сахара в кружках №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке.

На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ.

Одновременно опустите в каждый стакан по одному куску сахара. Включите секундомер в момент начала опыта.

Измерьте время растворения сахара в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке.

Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ.

Что вы почувствовали? Как можно объяснить распространение запаха?

Задание №2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного холодной воды из кружки и в середину образовавшейся капли поместите маленькую капельку зеленки?

Какое явление вы наблюдаете?

Сделайте вывод: в каком из двух опытов диффузия протекала быстрее?

Объясните наблюдаемое явление.

Ребята, вы молодцы. По результатам своих опытов сделайте вывод – в каких веществах может происходить диффузия?

Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах.

Запишите этот вывод в тетрадь.

Тогда другой вопрос – в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких - медленнее?

Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего – в твёрдых телах.

VI. Закрепление.

№1. Если в чайник с холодной водой незаметно опустить протекающую авторучку, то через некоторое время можно потчевать гостей слабым чернильным чаем. Что доказывает это явление? Станет ли чай крепче, если в чайнике с авторучкой окажется горячая вода?

№2. Четырёхлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной догадалась о случившемся?

№3. Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

№4. Почему не рекомендуется мокрую окрашенную ткань оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью?

№5. При разборке старых, простоявших добрую сотню лет строений, части которых скреплялись железными болтами, обнаружилось, что гайки невозможно открутить, так как они срослись с болтами и стали одним целым. Не заржавели, а именно срослись. Объясните явление.

№6. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?

№7. Где лучше сохранить надутый резиновый шарик, наполненный водородом – в холодном или теплом помещении? Почему?

№8. Найдите ошибку в высказываниях:

  • Диффузия не может протекать в газах.
  • В твёрдых веществах диффузия происходит быстрее.
  • При склеивании деревянных изделий клей проникает только в верхнее тело?
  • Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают очень холодным рассолом.
  • Диффузия – это смешивание веществ при их непрерывном помешивании .
  • В чай положили кусочек сахара. Без применения ложки нельзя сделать чай сладким.

VII. Итоги урока.

Наш урок подходит к концу. Какое новое явление мы сегодня изучили? Почему оно происходит?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 3. Вещества и материалы

ФИО учителя:

отсутствующих :

присутствующих :

Диффузия в жидкостях и газах

Цель обучения

5.3.1.1 объяснять распространение частиц в жидкостях и газах

Объясняют распространение молекул в жидкостях и газах в процессе диффузии.

Языковые цели

Предметная лексика: диффузия , молекулы

Говорение : объяснение результатов проведенного опыта, ответы на вопросы

Серия полезных фраз для диалога:

Чем выше температура, тем ….;

Я считаю, что диффузия происходит быстрее в газах, потому что …;

Критерии успеха

Все ученики смогут объяснить распространение молекул в жидкостях и газах в процессе диффузии, смогут дать определение диффузии.

Большинство смогут сформировать выводы по итогам опыта

Некоторые смогут обосновать распространение частиц через развернутый ответ на задания

Привитие ценностей

Коммуникативные способности, ответственность, взаимовыручка, творческое и критическое мышление

Межпредметные связи

Физика – движение молекул, диффузия, агрегатные состояния воды; химия – жидкости и газы, химические явления (изменение цвета).

Предварительные знания

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

I,Организационный момент

уровень мыслительных навыков этого задания – знание.

Критерии оценивания будут: учащиеся верно приводят примеры тел.

Обратная связь от учителя: словесная похвала.

II. Актуализация знаний

- Вспомните в каких состояниях бывают вещества?

Парная работа. Составление схемы (схема составлена на отдельных листах, для всех учеников, ученики дополняют ее). (5 минут).

Агрегатные состояние вещества

Проводится взаимооценка (2 мин) между парами происходит по критериям:

- записаны 3 вещества – 5 б

- записаны 2 вещества – 4 б

- записано 1 вещество – 3 б

уровень мыслительных навыков этого задания - знание

Обратная связь от учителя: словесная похвала, смайлики

- Назовите вещество, которое вы можете встречать в повседневной жизни в трех агрегатных состояниях? (ответы учеников)

III. Осмысление нового материала

Учитель наглядно проводит опыт.

Возьмем стакан с чистой водой и положим щепотку перманганата калия.

- Что произошло при смешивании марганцовки и воды? (ответы учащихся)

- Почему вода поменяла цвет? (ответы учеников).

Объяснение учителя. Молекулы перманганата калия находятся в постоянном беспорядочном движении, и они проникают между молекулами воды.

- Ребята как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Тема урока записывается учителем на доске и учащимися в тетрадь.

Формулировка целей урока учителя совместно с учащимися.

- Ребята чему мы научимся на уроке

- Мини-исследование . Проведение опыта. (15 минут). Учитель производит деление на группы с помощью разных цветов: красный, желтый, оранжевый, синий. Образуются 4 группы по 5 человек. Ученикам предлагается на выбор 4 инструктивные карточки. (приложение 1).

Учитель ставит задачу перед учениками:

докажите, что диффузия может происходить в жидкостях и газах.

(Каждая группа получает инструктивную карточку по проведении опыта).

1 группа - 3 группа -

2 группа - 4 группа -

Учитель проводит технику безопасности во время опыта.

Учащиеся проводят опыт, записывают данные в тетрадь. После один ученик из каждой группы представляет результаты всему классу, остальные записывают.

Критерии оценивания:

Объясняют процесс распростанения частиц в жидкостях и газах на основе опыта.

Дескрипторы:

- описывают движение частиц в газах и жидкостях;

-определяют зависимость скорости процесса диффузии от температуры;

- доказывают , что процесс диффузи происходит в жидкостях и газах;

-формулируют выводы по проделанной работе в группе и записывают их в тетрадь.

В опросы:

-в каких веществах (жидких или газообразных) диффузия происходит быстрее?

- как вы думаете диффузия может происходить в твердых телах?

Сформировать обобщающий вывод по всей работе (отвечает более одаренный ученик).

Уровень мыслительных навыков: применение, анализ, оценка

Нажмите, чтобы узнать подробности

-учащиеся знают, как проходит диффузия в телах с различными свойствами.

Учащиеся достигнет цели, если:

- могут дать характеристику процесса диффузии в телах с различными свойствами.

Лексика и терминология

Использование языка для повышения общей культуры учащихся: знание культуры, истории и современной ситуации, географии страны изучаемого языка.

Диалог и предложения

развитие познавательного интереса;

развитие высших психических процессов – внимания, памяти, мышления;

развитие умений и навыков воспринимать и использовать информацию из различных источников в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;

отработка основных умений и навыков.

Навыки использования ИКТ

Использование интернета для поиска информации по данной теме. Графическое представление процесса информации.

Знания о свойствах тел, веществ.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Приветствие. Позитивный настрой. Активизация класса.

Учитель начинает урок с беседы с учащимися

Какие свойства тел Вы знаете?

Что происходит с водой, в которую положили несколько крупинок марганцовки.

Что происходит с дымом от костра?

Что случится с железом, если его нагреть?

Основываясь на результаты беседы учащиеся пытаются сделать собственные выводы.

Учитель дает учащимся определение диффузии и объясняет особенности данного процесса.

Учитель вместе с учениками просматривает видеоролики о диффузии.

Учащиеся письменно приводят примеры диффузии в виде таблицы.

Подведение итогов урока.

- что узнал, чему научился;

- что осталось непонятным;

- над чем необходимо работать.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация – запланирована в самих заданиях. Каждое следующее задание усложняется по таксономии Б.Блума. Учитель может оказать поддержку некотрым учащимся (группе) при выполнении задании. Во время ролевой игры более способные учащиеся должны выступить в роли журналистов. Вопросы должны быть составлены по следующим направлениям: анализ, синтез, моделирование.

В помощь учащимся при изучении темы использована презентация Power Point.

Учитель наблюдает и создает необходимые условия для соблюдения правил техники безопасности.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Урок 5 кл

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Раздел долгосрочного плана: Вещества и материалы. Школа: Дата: ФИО учителя: Класс: 5 Количество присутствующих: отсутствующих: Тема урока Диффузия в жидкостях и газах. Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 5.3.1.1.-объяснять распространение частиц в жидкостях и газах. Цели урока Все учащиеся могут: объяснять распространение частиц в жидкостях и газах. Большинство учащиеся могут: объяснять сходство и различие в распространении частиц в жидкостях и газах. Некоторые учащиеся могут:делать выводы о распространении частиц в жидкостях и газах.

Читайте также: