В школах какой страны ввели йогу

Обновлено: 06.07.2024

Со следующего месяца в школах Непала йога станет обязательным предметом для учеников 4—8 классов и факультативным занятием для старшеклассников. Об этом 17 марта написала New York Times.

  • Новый предмет появится в учебном плане в следующем месяце
  • Йогой будут заниматься ученики с четвертого по восьмой класс, остальные — по желанию
  • Власти говорят, что главная цель занятий — пропаганда здорового образа жизни

До этого в школах Непала йогу изучали только факультативно. По мнению властей страны, постоянные уроки йоги будут способствовать продвижению здорового образа жизни.

Как отмечает New York Times, введение нового предмета может вызвать недовольство мусульман. Некоторые мусульманские активисты и религиозные группы заявили, что будут протестовать. По их мнению, принуждение к йоге — это навязывание индуизма.

При этом учебная программа по йоге пока неизвестна. В самих школах еще не знают, как именно занятия будут проходить на практике.

Индуизм — доминирующая религия в Непале. По официальным данным, в стране 80,6 % населения исповедуют индуизм. По независимым оценкам, фактическое количество приверженцев индуизма составляет лишь 70 %, или даже меньше. Подобное расхождение связано с тем, что существует немало народностей, которые, хотя формально объявляют о своей принадлежности индуизму, в реальности практикуют анимизм или буддизм.

Продолжительные и довольно серьезные дебаты вызвал вопрос о введении в обязательную образовательную программу школьников занятий особой техники йоги Сурья-намаскара. Две индийские партии Шив Сена и Бхаратия Джаната были согласны в том, что для улучшения здоровья граждан необходимо введение обязательных занятий по физкультуре в индийских школах. Но одна из них предлагала традиционную для Индии технику оздоровления — Сурья-намаскара, другая же видела в этом уклон в религиозное образование граждан.

 в школе 02

Сурья-намаскара — очень известная техника в индийской йоге, один из наиболее употребляемых методов для поддержания здоровья и энергичной активной жизни. Комплекс считается сильным аэробным элементом при занятиях йогой, при его выполнении используется 34% максимального кислородного резерва. Но многие считают, что комплекс асан, который используется здесь, может рассматриваться как ритуал поклонения Сурье, индуистскому богу Солнца.

 в школе

В конечном итоге занятия йогой в образовательных учереждения Мумбая были признаны обязательными.

Риту Тавде, бывший председатель комитета по образованию так прокомментировал ситуацию:

Сурья намаскар — это форма медитации. Это поможет нашим детям развиваться морально и физически

По словам министра образования Непала, сейчас — самое подходящее время для введения этого предмета. Ранее школьники могли выбрать йогу как дополнительное занятие, но она никогда не была обязательной для всех. С начала семестра йогой будут заниматься ученики четвертого-восьмого классов.

Что еще известно:

Введение нового предмета может вызвать протесты в Непале, замечает The New York Times. Мусульманские активисты заявили, что будут протестовать, если школьникам во время занятий станут навязывать учения индуизма.

Власти страны заявили, что основная цель обязательных занятий по йоге — пропаганда здорового образа жизни. В самих учебных заведениях пока не знают, как именно занятия будут проходить на практике: там говорят, что в Непале нет квалифицированных инструкторов йоги, а правительство не консультировалось с учителями прежде чем вводить предмет.

Йога - учение, дошедшее до нас из глубин веков и упомянутое в различных древних источниках.

Это учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

В Википедии указано, что

Йога - это совокупность различных духовных, психических и физических практик нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога— это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. В индуизме ортодоксальные школы относятся к школам, почитающие Веды.
(*Веды*– совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении.)

Происхождение йоги

Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.

Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии.
Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты.
Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние.
Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.

*Это не является доказанным фактом, но считается общепринятой гипотезой.

В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.
Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.

Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта)
Это были артефакты: статуэтки изображавших людей, которые занимаются йогой.
Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию.
Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху.


Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили

Ведийский период

Ведийский период (с XV век до н.э. по VI век до н.э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации по всему Индийскому полуострову

Человеческое Я или сознание в полной мере понималось, как нечто, находящееся за пределами тела и ума, но, в то же время, подлежащее реализации внутри. И это не удивительно, учитывая тот факт, что составление Вед вдохновлялось высоко развитыми йогами. Это высшее знание превосходит все национальные и языковые барьеры. Оно постигалось отдельными людьми во всех частях света и во все периоды истории.

Далее по датировкам, появляются комментарии к Ведам - это Брахманы и Упанишады, где о йоге можно узнать уже намного больше.

Именно в этих текстах впервые письменно упоминается универсальная мантра АУМ, и объясняется её значение.
Уже в этих текстах Йога начинает причудливо трансформироваться, возникают ее не классические формы.



Наиболее важны Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Тайтирийя, Айтарейя, Чхандогья, Светасватара и Брихадараньяка.
Упанишады также называют Ведантой — кульминацией Вед — поскольку утверждается, что в них выражена сущность Вед.

Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира.
Путь йоги, который изображают Упанишады, далеко не усыпан розами — он требует больших усилий для реализации.
Как говорится в Катха Упанишаде, этот путь узок, как лезвие бритвы.

Там же дается первое точное определение йоги: йога это контроль чувств.
Там проводится чудесная аналогия с колесницей, запряжённой конями.


Идеей йоги в этих трудах - обращение своего внимания внутрь, познание внутреннего Я.
Человек, в совершенстве владеющий самим собой, сравнивается с искусным колесницей, способным обуздать своих коней - чувства, именно такой человек достигает освобождения.

Что касается упоминания самой практики йоги, то о ней отчетливо говориться уже в ранних Чхандогья-Упанишады (начало I тыс. до н.э.)

Возникновение индуизма

В течении всей истории развития йоги (как на протяжения ведического периода индийской истории так и после него) терминология йоги и ее мировозренческая направленность произвольно видоизменялась как известными философскими школами, так и бесчисленными аскетами, магами и йогинами-одиночками в силу личного разумения. Причём всё это были сугубо арийские интерпретации.

Махабхарата содержит свыше ста тысяч стихов, а Рамаяна, хотя она и меньше по размеру, всё‑таки достаточно велика, чтобы считаться скорее энциклопедией, чем книгой.
Даже в сегодняшней Индии Рамаяна, пожалуй, остаётся самым популярным из традиционных писаний. В этой книге жизнь Рамы описывается прекрасными стихами, которые часто поют под музыку. Хотя она не содержит, или почти не содержит никаких конкретных указаний по йоге, она в символической форме описывает суть жизни йога и путь, который нужно пройти для обретения самореализации. Внешне, она касается жизни Рамы, его жены Ситы и других людей, а также невзгод, с которыми они сталкиваются в жизни. Но, в действительности, под этой тонкой маскировкой скрывается описание проблем и испытаний — как внешних, так и внутренних — с которыми приходится сталкиваться йогам на пути к трансцендентному осознанию.



И определения йоги звучат уже так:

Бхагавад Гита — это текст-путеводитель по йоге, применимый ко всем людям на свете, независимо от возраста, занятий и общественного положения.
Именно Бхагавад Гита призывает всех начинать заниматься йогой здесь и сейчас, не думая, что её можно практиковать лишь аскетам.
Практика йоги должна уже сейчас быть неотъемлемой частью жизни человека.
Ещё одна важная особенность Бхагавад Гиты состоит в том, что она соединяет все разнообразные аспекты йоги в одно всеобъемлющее целое. В практике йоги не следует ограничиваться одним путём. В действительности, это просто невозможно: необходимо объединение всех различных путей. Хотя человек может придерживаться одного конкретного пути, ему, по возможности, следует практиковать и другие пути. В Гите об этом говорится совершенно ясно.

Рассказываем краткую историю индийской системы самосовершенствования и объясняем, почему йога в Древней Индии и йога сегодня – это не одно и то же.

joga kak filosofija

Суть и цель йоги

Современная система йоги помогает выстроить здоровое, гармоничное тело, формируя мышечный каркас, положительно воздействуя на внутренние органы и эндокринную систему. Влияет йога и на состояние ума, помогая человеку стать более спокойным, уравновешенным и устойчивым к стрессам.

Но давайте посмотрим, с чего всё начиналось. Как йога проделала путь от философской доктрины до системы особой физической культуры?

Отшельники, гуру, факиры

joga guru

Сам формат обучения тоже кардинально отличался от принятого сейчас. Обучение было исключительно индивидуальным, и доступ к нему имели, за редким исключением, только мужчины. Строго блюлась парампара – цепь преемственности от учителя к ученику. Самостоятельное освоение учения было невозможным.


Гордость нации

joga i revoljucija v indii

Чтобы выдворить из страны британцев, индийской элите нужно было поднять народный дух. Необходимо было искоренить из национального самосознания мысль о превосходстве Запада. С этой целью началась большая кампания по модернизации индуизма. И йога заняла в ней одно из ключевых мест.

Первый значимый вклад в реабилитацию йоги сделал общественный и политический активист Джаганнатх Гун. В 20-е годы он открыл ашрам неподалёку от Бомбея. Там он развернул масштабное экспериментальное исследование йоги. За полвека работы Гуну удалось создать йоге новый облик. Она стала синонимом оздоровительной практики, подкреплённой научными данными и лишённой мистицизма. В центре Гуна не только проводили исследования, но и обучали йоге. Кстати, и тут он совершил переворот, начав принимать на обучение женщин.

Примерно в то же время реабилитация йоги шла в одном из самых прогрессивных индийских княжеств – Майсоре. Его правители играли важную роль в национальном движении. В 1933 году для обучения принцев, которые и прежде практиковали йогу, пригласили нового преподавателя – Тирумалая Кришнамачарью. Он впоследствии разработал свой стиль йоги. По сути, именно его методика положила начало всей современной йоге. Из неё вышли такие базовые современные направления, как аштанга-виньяса, йога Айенгара и некоторые другие.

Кришнамачарья активно популяризировал йогу в Индии, однако превратили её в космополитичную дисциплину уже его талантливые ученики.

Как йогу полюбил Голливуд и весь мир

joga v gollivude

Ещё одним звеном этой современной парампары стал Паттабхи Джойс. Созданную им жёсткую, энергозатратную аштанга-виньяса-йогу ждал не меньший успех, чем мягкую терапевтичную йогу Айенгара. После того как первый европейский ученик Джойса написал самоучитель по йоге, упомянув в нём своего преподавателя, в Майсор потянулись сотни европейцев и американцев. В 1975 году Паттабхи Джойс совершил первую поездку по Америке, с которой началась популяризация аштанги по всему миру.

Итак, Запад с восторгом принял индийскую диковину. А вот в Советском Союзе йога воспринималась неоднозначно.

Пранаяма для космонавтов: йога в СССР

joga v sssr

Официально индийскую то ли философию, то ли физкультуру на всякий случай не жаловали. Иных пропагандистов даже изгоняли из рядов КПСС и увольняли с работы. Тем не менее, йогой интересовались в высших эшелонах власти и даже пытались применять её методики в космической гонке. Так, в начале 60-х годов для работы с советскими космонавтами пригласили известного йога Дхирендру Брахмачари, который проводил практические и теоретические занятия. В те же годы в СССР приезжала Индра Деви и встречалась с крупнейшими советскими политиками: А.Н. Косыгиным, А.А. Громыко, А.И. Микояном.

Сценарий для фильма написал лингвист, специализирующийся на хинди, Анатолий Зубков, который стал первым в Советском Союзе сертифицированным преподавателем йоги. В 60-е годы он отправился в длительную командировку в Индию учить студентов русскому в местном университете. А спустя четыре года вернулся уже с документом на право преподавания йоги. Зубков проводил не только практические занятия, но и лекции, много публиковался.

В 1963 году Геннадий Стаценко основал в Москве школу йогов. Правда, официально зарегистрировать её удалось лишь спустя 15 лет работы. Как и многих других популяризаторов, Стаценко вдохновила поправка собственного здоровья: йога помогла ему избавиться от почечнокаменной болезни.

Зато после Перестройки дела у популяризаторов йоги пошли куда лучше. Тот же Ян Колтунов возобновил работу клуба и даже принялся основывать филиалы в других городах, проводил слёты, активно публиковался. В конце 80-х были созданы Академия йоги, Ассоциация йоги, прошла первая йоговская конференция, гостем которой стал Б. К. С. Айенгар. Тогда же СССР впервые посетил Йоги Бхаджан – известный адепт кундалини-йоги.

Йога в России сегодня

За последние 20 лет в нашей стране появились сотни йога-школ. Индийская физкультура сейчас соседствует с круговыми тренировками и стретчингом едва ли не в каждом фитнес-клубе. А множество видеоуроков позволяет самостоятельно заниматься дома.

Для тех, кто хочет более основательного погружения в практику, существуют отдельные йога-студии. Одни специализируются на конкретных направлениях (например, кундалини-йоге и бикрам-йоге). Другие объединяют сразу несколько (популярны в России классическая хатха-йога, йога Айенгара, аштанга-виньяса йога). Такое изобилие позволяет каждому выбрать направление, максимально подходящее его целям и степени подготовки.

Будущее не предскажешь, но можно сказать наверняка, что система духовного и физического совершенствования, включённая ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия, стремящаяся ориентироваться на современные достижения науки и медицины, приносящая столько пользы людям по всему земному шару, ещё долгие годы будет оставаться востребованной и популярной.

Читайте также: