Кому положена продленка в школе в беларуси

Обновлено: 07.07.2024

Когда ребенок подрастает, и родители ведут его в первый класс, они, конечно, испытывают чувство гордости. Ведь малыш уже стал большим, и будет учиться в школе! Проходит торжественная линейка, и начинаются школьные будни. Помимо уроков, тетрадей и учебников приходится думать и о том, что будет делать ребенок после занятий в школе. Станете ли забирать его домой вы, или это будет бабушка (дедушка, старший ребенок), или ребенок будет оставаться в продленке.

Очень многие родители оставляют ребенка в продленке. Далеко не у всех есть бабушки или дедушки, которые могут забрать после уроков, или гибкий график на работе, позволяющий самим забирать ребенка. Поэтому зачастую детей оставляют в школе до вечера.

В продленке ученики делают домашние задания, гуляют на улице, а также посещают разные кружки. Это очень удобно – не надо вести ребенка в другие заведения на танцы или рисование. Он может посетить кружок или спортивную секцию сразу в школе.

В первом классе дети должны спать и, поскольку домашние задания не задают (или не должны задавать), выполняют различные творческие задания – рисуют, лепят, делают поделки или просто читают. Старшие дети, конечно, большую часть времени выполняют домашние задания. Это тоже удобно: придя вечером домой, можно заняться не уроками, а какими-то интересными делами, провести время вместе всей семьей.

Вот что должна включать продленка согласно Постановлению Министерства Здравоохранения РБ № 206 от 27.12.2012 года:

«В режиме дня учащихся, посещающих группу продленного дня, должно предусматриваться следующее:
дневной сон (в специально выделенном помещении спальни-игровой) для учащихся I классов и с ослабленным здоровьем;
двухразовое питание – при пребывании до 15.00-15.30, трехразовое – при пребывании более чем до 15.30;
пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часов.



Фото с сайта sunny7.ua

Что касается прогулки и вообще посещения школы, при плохих условиях (например, температуре воздуха 25 градусов мороза), оно отменяется.

Это тоже предусмотрено вышеуказанным постановлением:

К сожалению, ситуация сейчас такова, что мест в группах продленного дня не хватает, помещений, где будут находиться дети, тоже не хватает, а также не достает воспитателей. При этом родителей, которые хотят оставить ребенка в продленке, становится все больше.

Что же делать в такой ситуации? Кто-то меняет работу, кто-то идет во второй декрет, а кто-то отдает ребенку ключи от квартиры, и он сам идет домой после занятий. Хорошо, если ребенок спокойный и самостоятельный, может посидеть дома один длительное время. А если новоиспеченный ученик очень бойкий, активный, непослушный и готов на разные подвиги, что делать тогда? Я знаю истории, когда дети взрывали хлопушки, поджигали шторы или просто смотрели часами телевизор (играли в компьютерные игры). Все это, ясное дело, не идет на пользу ни ребенку, ни родителям. Поэтому вопрос с продленкой остается довольно острым.

Собирая свое чадо в первый класс, не забывайте продумывать вопрос о том, где ваш ребенок будет проводить время после школы. И еще, учите школьника самостоятельности, но в пределах разумного, конечно.

Есть ст.159 УК РБ, есть школа в которой продленка до 4 класса.
Обязаны ли в школе открыть группу продленного дня для 5 класса?
Есть ли законы об образовании где это прописано?
Есть ли в вашей школе продленка и до какого классса?

п.с. вот только не надо про то, что самим надо домой ходить через две дороги. а вот мы в детстве. а вот мой ребенок сам ходит с первого классса /с детского сада/с яслей и т.д. Пожалуйста, только факты.

Нам на собрании рассказали что мин образования открестилось от продлёнки. Теперь её существование это инициатива родителей.

Не поленилась и нашла статью 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь, которая называется "Оставление в опасности". И каким это боком к продленке?
Есть ли в Вашей стране (в Беларуси, как я понимаю) законы об образовании? Вероятно, есть. Что там прописано, надо читать. Но я сильно сомневаюсь, что там прописана обязанность школ присматривать за детьми во внеурочное время.
В нашей школе (в РФ) в 5 классе продленки нет.

В УК РФ тоже есть статья про оставление в опасности - ст. 125 УК РФ
Если не дай бог что, то применяться она будет скорее к родителям, оставившим детей дома одних, а не к школе.
Ответственность за жизнь и здоровье детей несут их родители.
В то время, когда дети находятся в школе, ответственность за их жизнь и здоровье несет школа. Нет нормы права, обязывающую школу нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во внеурочное время.
По окончании уроков ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка несете Вы, как родитель.
У нас в прошлом сентябре была идея организовать платную группу продленного дня для 5-х классов. Желающих из параллели из 3-х классов не набралось. Так что даже до обсуждения стоимости не дошло

У нас организуется группа продленного дня, если будет не менее 25 заявлений от родителей. То есть минимум 25 человек в группе. Про ограничения по возрасту не знаю.
Статья Уголовного Кодекса здесь вообще не в тему.

интересно, а вам реально до какого надо? ))

По сути-продленка не знаю, вижу только малыши гуляют )) Иногда встречаю дочь (была в 4) проходя мимо с коляской-никого из 4 класса не встречают, все сами они ходят, кто толпой, кто по одиночке. Посему думаю за неимением большого количества желающих ее не может быть в принципе

а если вы на ночь домой не придете (ну мало ли чо) тоже школа по статье пойдет? Научитесь уже сами отвечать за своих детей. Няню наймите 11-12 летке, пусть окружающие дети поржут

в питере и ЛО за последний год два раза и обычную-то продленку отменяли, которая в начальной школе.
Каждый раз не знаем, будет в этом году или нет.

Кстати, из соображений безопасности, тогда уж продленка должна быть либо круглосуточной, либо вообще не быть. А то после продленки ребенок в темноте домой пойдет, а после уроков при свете. Ну и круглосуточно работает детская комната милиции.

никто никому ничего не должен
обходимся своими силами
вот именно я, про других ничего сказать не могу, живу на алименты, нет возможности на полный день выйти

для средней школы и не бывало продленки
только в некоторых школах в порядке исключения если оч много желающих - наследство школы полного дня

Знаменитости в тренде

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

В связи с участившимися в последнее время обращениями представителей родительской общественности и экспертного сообщества по вопросу об установлении платы за услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня, в том числе случаями установления в отдельных регионах необоснованно высокой платы за данную услугу, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Приложение: на 4 л.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Методические рекомендации
по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

Организация питания. В ГПД (помимо завтрака во время учебных занятий) должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед - в 13 - 14 часов, полдник - в 16 - 17 часов.

Хозяйственно-бытовое обслуживание детей, которое включает соблюдение требований к санитарному содержанию помещения ГПД (очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.).

Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:

организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;

организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;

организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);

организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учётом СанПиН.

В соответствии со статьей 65, частью 8 статьи 66 Федерального закона учредитель образовательной организации за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Не допускается включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (в том числе внеурочной деятельности), а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций (косметический и иной ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.) (часть 9 статьи 66 Федерального закона).

Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, должны разработать нормативные акты, регулирующие предоставление услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.

Нормативные акты о регулировании предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД в общеобразовательных организациях должны содержать, в том числе:

перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня;

методику расчёта стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);

перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

Дополнительно обращаем внимание, что учредитель вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей, социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей, пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев и др.).

В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем)), необходимо организовать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Так как общеобразовательные организации являются некоммерческими организациями, не допускается извлечение прибыли из платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родительская плата за ГПД должна обеспечивать только возмещение расходов общеобразовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

В целях недопущения в общеобразовательных организациях незаконных сборов денежных средств и обеспечения полноты реализации Федерального закона рекомендуется:

организовать мониторинг востребованности услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, их стоимости, а также удовлетворённости родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся качеством данных услуг;

организовать регулярную разъяснительную работы с педагогическим сообществом и родительской общественностью по вопросам осуществления присмотра и ухода за детьми в ГПД;

Обзор документа

Минобрнауки России подготовило рекомендации, как следует организовать присмотр и уход за детьми в группах продлённого дня. Эти рекомендации целесообразно разместить на официальных сайтах и информационных стендах школ.

С ссылками на нормативно-правовые акты разъяснено, как должно быть организовано питание детей в продленке, каким должен быть режим дня, какие требования предъявляются к санитарному содержанию помещения группы.

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в продленке прописываются в договоре между родителями и школой.

Учредитель школы (региональные или муниципальные органы власти в сфере образования) вправе установить плату за присмотр и уход за детьми в продленке. В ее размер запрещено включать расходы на реализацию общеобразовательных программ и содержание недвижимого имущества школы (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).

Учредитель должен разработать нормативный акт о предоставлении услуги по присмотру и уходу за детьми в группе продлённого дня, где указать перечень услуг, методику расчета их стоимости, категории льготников. Также в нем приводится модель договора между родителями и школой.

Учредитель может снизить размер платы за продленку или не взимать ее с отдельных категорий родителей (многодетных и социально незащищенных семей, одиноких родителей, беженцев, безработных и др.).

Необходимо разъяснить родителям, что школы помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в продленке вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем).

Также обращается внимание, что плата за продленку должна обеспечивать только возмещение расходов и не может быть источником прибыли для школы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Продленка для ребенка

Уроки в школе каждый день идут по четыре-пять часов. А рабочий день у родителей длится, как правило, в два раза дольше. Что же делать, если бабушек-дедушек, подставляющих в таких случаях свое надежное плечо, поблизости не оказывается?

Чем раньше, тем лучше
Многих родителей интересует вопрос: кто принимает решение, открывать или не открывать группу продленного дня в школе? Это право закреплено за управлением образования рай- и горисполкомов. Кстати, принять решение открыть группу оно может только при соблюдении некоторых условий. К примеру, если подано необходимое количество заявлений, есть материально-техническая база, созданы условия для организации дневного сна шестилеток. Питаться дети тоже должны с учетом времени пребывания в школе. И еще. Продленка появится только в том случае, если из-за нее в школе не придется увеличивать количество смен. Чтобы ребенок посещал ГПД, родителям нужно написать заявление на имя директора школы. Советуем сделать это как можно раньше, ведь позже мест может и не быть.

Во сколько забирать?
Определить, как долго дети будут на прогулке, во сколько садиться за уроки, а к которому часу их необходимо забрать домой, должен педагогический совет. Но у родительского комитета есть право вносить свои предложения и пожелания. К примеру, в школах проводят опрос родителей, выясняя, какой режим для их детей наиболее удобен. В основном школьные продленки работают с 12 до 18 часов. Теоретически это время можно сместить, но следует знать, что работать ГПД может не более шести часов в день. То есть попросить, чтобы ваше чадо оставалось с воспитателем до, скажем, 19 часов, вполне реально. Для этого руководитель учреждения образования может изменить режим работы ГПД.

А если каникулы?
На каникулах группы продленного дня работают так же, как и обычно. Но при условии, что в школе будет организовано горячее питание. Только заранее предупредите своего воспитателя, что вам необходимо будет водить ребенка в продленку и во время перерыва в учебном процессе.

На заметку
* В первом классе ребенок только адаптируется к школе. Ему нужно привыкать к новому помещению и новым требованиям. Тем, у кого этот процесс идет непросто, лучше больше времени проводить дома, в привычной обстановке.
* Если ребенок сам изъявляет желание остаться на продленке и с удовольствием туда ходит, нет никаких оснований не оставить его там на час-другой после уроков.
* Надолго оставлять ребенка дома одного без взрослых может быть гораздо более опасно, чем любая продленка.
* Возможно, следует пообщаться с воспитателем не только на родительском собрании, поинтересоваться у руководителя группы, как ведет себя ваш ребенок на занятиях, как он общается с другими детьми и учителем, удается ли ему ладить с одноклассниками, не обижают ли его (или он кого-либо).
* И главное: дайте ребенку почувствовать, что вы им занимаетесь, уделяете ему достаточно внимания, даже перепоручая его продленке.

Компетентно
И все же возникают ситуации, когда родителям приходится сталкиваться с разного рода трудностями. Что делать, когда в школе нет группы продленного дня или вашему ребенку не хватило места? И можно ли продлить. продленку? За ответом на эти вопросы мы обратились к заместителю начальника управления общего среднего образования Министерства образования Валентине Маевской.

- Выход можно найти из любой ситуации, - говорит специалист. - Схема действия родителей в данном случае такова. Сначала необходимо обратиться к директору школы. Если группы нет, но есть желающие ее посещать, то по решению управления районного отдела образования можно сформировать группу, в которой будет небольшое количество детей. Но нужно понимать, что для одного ребенка продленку школа вряд ли организует. Кстати, и продлить работу ГПД тоже можно - в школе организуются дежурные группы. В любом случае педагоги всегда стараются идти навстречу пожеланиям родителей.

Сколько стоит няня
Если нет возможности оставить ребенка в группе продленного дня, есть другой выход - пригласить няню. Стоимость услуги зависит как от характера работы (забирает ли она ребенка из школы, делает ли с ним домашнее задание), так и от ее квалификации и образования. В среднем час работы няни со средним образованием стоит 10 000 рублей, с законченным высшим - от 20 000. Многие агентства за первый день работы няни не требуют оплаты, так что если предложенная кандидатура окажется для вас неподходящей, то вы сможете отказаться от ее услуг и начать поиски другой воспитательницы без потери для бюджета. Для школьников советуют студенток педагогического вуза: они будут для ребенка не взрослыми надзирателями, а старшими сестрами, которые легко найдут общий язык с малышами.

Читайте также: