План открытого урока работа над ритмом на уроке специальности

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: вводное открытое занятие, мастер-класс для детей.

Цель: познакомить ребят с понятием Темпоритм.

- понятие предлагаемые обстоятельства

- развивать умение аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

- развивать творческие способности

- развитие координации движения и управления своим телом

- воспитывать уважительное отношение к времени

Оборудование: стул для каждого участника; стикеры и ручка для имени; одна мягкая игрушка; бумажные/пластиковые стаканчики по количеству участников; ноутбук с музыкальными треками

Структура урока.

Организационный момент. Знакомство. (~4 минуты).

Напряжение – расслабление (~2 минуты)

Актуализация знаний (~4 минуты).

Темпоритм (~15 минут)

От сердца к ветру (~5 минут)

Стаканчик (~7 минут)

Рефлексия (~3 минуты)

Время выполнения задания

Организационный момент. Знакомство.

Рассказ о себе, о своей студии, знакомство с ребятами и с их увлечениями и навыками.

Ответ детей и выбор каждого для себя любого имени

Сердце надо заслужить… как вы думаете, получится?

Чтобы нам с вами было комфортно, нужно снять все зажимы. Для этого упражнение на напряжение-расслабление.
1. На счет 10 сверху вниз, снизу вверх.
2. Холодно, жарко 3. Зевнули

Дети выполняют задание.

Вопросы:
Без чего актер не может быть актером? ВООБРАЖЕНИЕ!

Ответ детей и короткий этюд (веревка над обрывом) от самого смелого из них… можно от двоих, если кому-то очень захочется.

Что такое предлагаемые обстоятельства?
Предлагаемые обстоятельства — обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые актёр, в своём воображении, должен себя поместить.

Рассказ о том, почему актерское мастерство одно из самых полезных занятий:
об эмоциях, как об энергии, которую нужно обязательно выплескивать
Что будет, если резиновый шарик бесконечно накачивать воздухом? Он лопнет.

Какие стихии вы знаете?

Какая стихия самая неуправляемая, самая сильная, способная управлять всеми другими стихиями? Что возвратить нельзя? ВРЕМЯ!

Темпоритм - исполнение определенных физических и психических движений, осуществляющих заданное действие в ограниченном пространстве, с установленной скоростью, и в определенном времени

Сесть – встать на определенный счет (2-3 раза)

Дети выполняют дружно

Сесть – встать на определенный счет, но не как на физкультуре, а в предлагаемых обстоятельствах (2-3 раза)

Дети выполняют дружно

Взять игрушку на счёт 10
(каждый участник)

Дети выполняют по очереди

Взять игрушку на счет 10, но не как на физкультуре, а в предлагаемых обстоятельствах (каждый участник)

Дети выполняют по очереди

Объясняет, что такое внутренний и внешний темпоритм на примере марафонца, человека на остановке,

Задание:
Ходить по аудитории в разных темпоритмах.

Дети убирают стулья, вместе ходят по всей площадке, выполняя задание.

От сердца к ветру

Показывает упражнение на координацию движения: от сердца к ветру, к небу, к земле

Дети разучивают, потом пробуют выполнить. если не получается, ничего страшного, можно будет работать одной рукой.

Дети выполняют задание.

А теперь не как физкультура, а с внутренним темпоритмом, с отношением. Чтобы каждое движение выражало заданную эмоцию:

Страх
грусть
ярость

Педагог включает три разных трека на компьютере, которые помогут учащимся прочувствовать задание

Разучивание ритмического рисунка при помощи бумажного/пластикового стаканчика.

Дети пошагово разучивают ритм.

Дети выбирают песню, которую все знают и выполняют задание

Что такое темпоритм?

Что полезного сегодня узнали?

Главный вопрос: как вы думаете, вы заслужили сердце? И почему? что получилось у вас лучше всего? (если ребенок застесняется и скажет, что ничего не получилось, подбодрить и похвалить за что-нибудь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю для вашего внимания план-конспект открытого урока для проведения в классе по специальности в детской музыкальной школе с учащимися с ОВЗ.

План - конспект открытого урока

с учащейся 3 класса

Составитель: Веисова Ольга Викторовна,

преподаватель по классу домры

Цель: Развитие чувства ритма у учащихся в области исполнительства

Сформировать навык чтения нотного текста, анализа музыкального произведения;

Расширить музыкально- теоретические знания учащегося;

Формировать музыкально-эстетический вкус;

Воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;

Активизировать интерес к занятиям на инструменте;

Развивать музыкально-ритмические способности;

Прогнозируемый результат: учащийся освоит основные упражнения на развитие чувства ритма для дальнейшей самостоятельной работы над ним; научится вести слуховой контроль за метроритмом; приобретет начальные профессиональные навыки и знания.

Тип урока: Урок рефлексии

Вид: Комбинированный урок

Методы, приемы

Проверка домашнего задания. Оценивание.

Словесный, наглядный, практический

Вводная часть урока.

Повторение пройденного материала

Словесный, наглядный, практический

Метод показа, словесный (инструктаж)

Основная часть урока

Работа над музыкальным произведением

Работа над инструктивным материалом

Чтение нот с листа

Наглядно- слуховой метод, практический, эмоциональный, инструктаж, показ

Игровой, метод показа, словесный, здоровьесберегающий метод

Словесный, метод наводящих вопросов

Методическое обеспечение:

Репертуарный план урока:

Организация начала урока. Приветствие.

Здравствуй, я рада тебя видеть! Как у тебя настроение? Сегодня мы продолжим работу над ритмом и узнаем много интересного! Ты готова? Тогда начнем урок!

Проверка домашнего задания. Оценивание.

На урок тебе нужно было подготовить задание: придумать слова или словосочетания и написать их различными длительностями. Давай посмотрим, что у тебя получилось?

Предложить учащейся спеть слова от любой ноты, указанными длительностями.

Ты отлично справилась.

Вводная часть урока.

На прошлом уроке мы говорили о том, что музыка состоит из мелодии и ритма. Сейчас я проверю, насколько хорошо ты знаешь расположение нот на нотоносце. Работа с карточками.

Умница! А теперь мы вспомним, какие нотки спрятались на открытых струнах. Итак,

Три струны на домре есть,

Постарайся их назвать.

С МИ начни по квартам прыгать

Что получится у нас? (подражая Г. Остеру)

Упражнение №1

Какие длительности были использованы в пьесках? Какие длительности нот ты знаешь? Как ты думаешь, для чего нужны длительности нот?

Упражнение №2

Отлично! Теперь исполним упражнение на домре, которое поможет нам в освоении длительности нот. 4 карточки с длительностями нот. Учащийся вытягивает карточку с длительностью и играет по открытой струне с преподавателем. Преподаватель играет с учащимся в ансамбле.

Упражнение №3

Концертмейстер играет отрывки из музыкальных произведений, выделяя сильную и слабую доли.

Музыка состоит из чередования сильных и слабых долей. Как в словах у нас есть ударные и безударные слоги, так и в музыке чередуются сильные и слабые доли. Работа с карточками. Определить сильные и слабые доли, проставить тактовую черту.

Игра пьес-попевок на открытых струнах инструмента. Игра с концертмейстером. Концертмейстер варьирует исполнение, играя только сильную долю, только мелодию без аккомпанемента, только аккомпанемент без мелодии и т.д.

Основная часть урока.

Работа над музыкальным произведением

Исполнение музыки преподавателем под аккомпанемент либо включить аудио-видеозапись

Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю. Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются - полонез, краковяк и мазурка. Композиторы Польши – Михаил Огинский, Фредерик Шопен и др.

Перечисли основные характеристики пьесы: размер, тональность, темп, штрихи, длительности, аккомпанемент, фразы.

Учащийся определяет сильные и слабые доли в пьесе. Исполняет ритмический рисунок на домре по открытой струне, выделяя сильные и слабые доли.

После того как ритмический рисунок усвоен, можно добавлять левую руку для разучивания мелодии.

Работа над инструктивным материалом

Преподаватель предлагает учащейся исполнить гамму четвертными нотами, на легато. Затем исполнять каждую ноту по очереди с преподавателем. Затем учащаяся исполняет гамму восьмыми нотами, а преподаватель синхронно шестнадцатыми.

Возможны различные вариации исполнения гаммы различными длительностями.

Чтение нот с листа

Я посмотрю, как ты усвоила пройденный материал. Самостоятельная работа.

Динамическая пауза

Ну что ж, ты славно поработала, давай немного отдохнем!

Выполняются упражнения для расслабления

плечевого пояса ( ноги на ширине плеч, руки в стороны, наклон корпуса вперед: руки падают и качаются до полной остановки, шея расслаблена);

шеи (плавные повороты головы вправо, влево, вверх, вниз, в бок);

движения под музыку, исполняемую преподавателем (или в записи) – марш, прыжки (полька), покачивания (вальс).

Повторение и обобщение пройденного материала урока, Преподаватель задает наводящие вопросы, ученик дает ответы, иллюстрирует показом.

Домашнее задание

Домашнее задание на следующий урок:

Игра упражнений разными длительностями;

На этом наш урок окончен. Ты сегодня старалась и работала очень хорошо! Желаю тебе успехов в самостоятельной работе. До свидания!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План-конспект урока

(с учащимися хореографического отделения на уроке ритмики в рамках Дня открытых дверей)

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Шафигуллина Резида Наиловна

Тема урока : Работа над ритмом

(с учащимися хореографического отделения на уроках ритмики).

Тип урока: Комбинированный (урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений).

- обучающие:

1. Закрепить с учащимися теоретические знания, полученные на уроках ритмики о ритме, пульсе длительностях, каноне, ритмическом многоголосье.

2. Научить определять и записывать ритмические рисунки различными способами моделирования ритма (графического, слогового, двигательного)

3. Добиваться координации между слухом, жестом и голосом.

-развивающие:

1. Развитие и воспитание чувства ритма и представления о нем у учащихся.

2. Знакомство с ритмическим многоголосьем: пульс и ритм, канон, работа по группам.

3. Совершенствование навыка детей в перестроениях.

4. Развитие творческой активности на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в группах и самостоятельно.

5. Развитие логического мышления.

6. Воспитание и развитие зрительной памяти.

-воспитательные:

1. Воспитание коммуникативных способностей.

2. Воспитание любви к хореографическому искусству.

3. Воспитание и развитие чувства партнерства.

Задачи урока:

1. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

2. Определять ритм на слух и уметь обозначать его, применяя ритмослоги, графический и двигательный способ моделирования.

3. Передавать ритмический рисунок в движениях, преодолевая сопротивление тела.

4.Активизация деятельности учащихся в процессе выполнения игровых упражнений.

5. Воспитывать мышечное чувство ритма: добиваться текучести, непрерывности, движения без остановок, преодолевать комплексы.

6. Продолжить знакомство учащихся с начальными этапами работы над ритмическим многоголосьем.

Оборудование:

· просторное светлое помещение

Методическое обеспечение урока:

· дидактические плакаты в картинках (Пульс, Ритм, Штрихи, Канон).

· фонограмма современного танца.

· раздаточный материал для родителей.

Методы и приемы реализации поставленных задач:

1) Метод рассказа.

2) Метод наглядного показа (все движения демонстрируются педагогом).

3) Методы сравнения, классификации.

4) Танцевальные этюды.

5) Ритмические упражнения.

4) Игровые методы:

Форма самостоятельной домашней работы учащихся:

Ход занятия:

I этап занятия: организационный.

Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию, отметка отсутствующих в журнале.

II этап занятия: постановка цели занятия.

III этап занятия: Активизация ранее полученных знаний:

Повторение и закрепление ранее изученных основных понятий: ритм и пульс, длительности, доли.

Учитель: Ребята! Мир, в котором мы живем, такой прекрасный, интересный, совсем нескучный, разнообразный. Если посмотреть на трассу, то можно увидеть большие Камазы, огромные длинномеры, небольшие автомобили. Если взглянуть на полки овощного магазина, можно увидеть огромные арбузы и дыни, а рядом с ними яблоки и помидоры. На одежде бывают широкие полосы и узкие. На клумбах мелкие незабудки растут рядом с гигантскими пионами. В художественной деятельности в орнаментах чередуются мелкие украшения с крупными рисунками. Вот и в музыке, в танце, в стихах есть свой узор, и называется он? (Ритм).

Что же такое ритм? (Ритм - это музыкальный узор, который состоит из разных длительностей).

Вашему вниманию я предлагаю рисунки-образы. Мне нужны будут ваши внимательные глазки и чуткие ушки. Представьте, что слово положили на ладошку. Как его можно оживить, озвучить? Можно при помощи удара в ладоши.

Составив слова из двух и трех слогов нужно обозначить ритм этого слова (Безударные – восьмые, ударные – четвертные)

Учащиеся по предложенным карточкам выбирают нужный ритмический рисунок.

Например: Солнце ( Та-ти), Солнышко(Та-ти-ти)

Зайчик (Та-ти), Зайчишка ( Ти-та-ти)

Изба (Ти-та), Избушка ( Ти-та-ти)

Кошка (Та-ти), Кошечка ( Та-ти-ти)

Учитель: Давайте мы с вами отправимся в гости. Пройдем пешком по проселочной дорожке четвертными нотками (Та), сядем на велосипеды – проедем восьмыми (Ти-ти). Выйдем на трассу, пересядем в автомобили и проедем шестнадцатыми (Ти-ри-ти-ри). Не забываем произносить ритмослоги.

(Следить за осанкой. Шаг с носка. При езде на автомобиле ноги чуть согнуты в коленях).

Учитель: Приехали мы в замок, а в замке бал. Собрались знатные вельможи, цари, принцессы. Ходят они важно, с достоинством. Длинные у них звуки. Как мы их называем? (Та - четвертные ). Им прислуживают слуги: на подносах они разносят пирожные, фрукты, лимонад. Шагают они мелко, у них короткие звуки. Какие? ( Ти - восьмые). А зовет их на бал трубач. Так как он зовет и знатных вельмож, и служанок, у него длинный звук и два коротких (Та-ти-ти).

Разъяснение: Дети выстраиваются в круг, изображая трубача (звучит вступление). Затем учащиеся важно, горделиво изображают принцесс и принцев. Шаг с носка, плечи опущены, двигаются в свободном направлении по залу. При неправильном исполнении этого танцевального шага детям предлагается оценить движения друг друга, выявив причины ошибок. На второе музыкальное предложение, полуприсев, с подносами в руках, мелко и свободно двигаются слуги. И вновь трубит трубач – учащиеся как можно быстрее стремятся выстроиться в круг, при этом исполняя на трубе и проговаривая нужный ритм.

Учитель: Вся одежда в замке стирается в лесном домике у гномиков. У них на полу горящие угли, чтобы одежда сохла быстрее. Сыграем в игру?

Стирают гномики в тазиках (4 Та- скользящие хлопки), потом смешно встряхивают пену, подняв руки(4 Та – скользящие хлопки над головой) . На веревку они вешают тяжелый матрац(Ту) и легкие носочки (6 Та). А затем балуются: бегут против беговой стрелки на носочках, откидывая назад ножки (Ти-ти). На конец музыкального предложения прыжком (Ту) переворачиваются через центр круга в противоположную сторону и бегут уже по часовой стрелке. А в конце на половинную длительность (Ту) падают на пол (Устали).

Учитель: В замке звучит музыка то отрывистая, то плавная. Под эту музыку давайте поможем по хозяйству (будем гладить, встряхивать, пылесосить, капать), изобразим животных (змею, лягушку, рыбку, коня), займемся спортом (прокатимся на лыжах, коньках, поиграем в мяч) и изобразим явления природы (море, реку, дождь).

Учащиеся предварительно прослушивают произведение и обозначают штрихи руками: рисуют по воздуху дугу, если мелодия звучит певуче, и ставят воображаемые точки, если слышат отрывистые звуки.

Звучит полька В.Мельникова, в которой чередуются штрихи стаккато и легато.

Учитель: Смотрите, море. А на берегу столько ракушек, камушков, стекляшек и жемчужин. В конце каждой музыкальной фразы нужно достать и положить их в карман (четыре музыкальных фраз).

На пятую фразу, когда ускоряется темп, нужно перестроиться вдоль берега. Дальше под музыку кидаем 2 камня в море (четвертные с точкой – Тааам). Шлепаем по карманам (восьмыми – Ти-ти-ти сначала по правому карману, затем по левому). Повторяем дважды эту танцевальную комбинацию. Смотрим вдаль вправо ( Тааам ), влево ( Тааам ). Кружимся восьмыми и замираем в позе.

IV этап занятия: Определение ритмического рисунка (групповой и индивидуальный анализ).

Ритмические загадки

Учитель показывает какой-нибудь образ в действии. Учащиеся прохлопывают ритм движений педагога и определяют рисунок.

Работа по карточкам

Прочесть предложенные ритмические рисунки. Одна группа прочитывает ритм ритмослогами слева на право, другая справа на лево. Как вариант: У одной команды пульс, у другой ритм. Или ногой обозначаем пульс, ладошками прохлопываем ритм.

Учитель: Послушайте свое дыхание, услышьте биение своего сердца. Какое оно? (ровное)

Ровно чередуются времена года, месяцы недели, дни и ночи. Ровно расположены колонны, в архитектурных сооружениях симметрично расположены окна. Ровно шагают солдаты, тикают и ходят часы, ровно капают капельки сосулек, ровно стучит дятел и бьется здоровое сердце. Вот и в музыке есть пульс.

(Пульс – это сердце музыки. Его шаги ровные и одинаковые)

Дидактические задания (индивидуальная работа на доске)

Самостоятельно записать ритмическую конфигурацию и проставить пульс с тактовыми черточками в двухдольном, трехдольном музыкальном размере.

Если педагог пальцем указывает на ухо, то учащиеся обозначают голосом в заданном темпе восьмые ритмослогом Ти. Если указывает на нос, то учащиеся обозначают четвертные длительности ритмослогом Та.

Затем педагог использует обе руки для двух разных команд (подготовка к ритмическому многоголосью). Важно произносить ритмослоги в едином темпе, чтоб сохранялся ритмический ансамбль между командами. Для удобства можно предложить учащимся простукивать пульс одной ногой.

V этап занятия: Танцевальные этюды

Во второй части учащиеся обозначают пульс: чистят хвост, чистят ушки, прыгают на месте, прижав лапки к груди, хлопают над головой. Движения ровные, свободные, непрерывные.

Использование методов, побуждающих учащихся самостоятельно рассуждать.

Используемые методы: вопросы, сравнение, выявление причины неправильного исполнения того или иного движения, анализ, диалоговое общение и намеки–жесты учителя, побуждающие учащихся рассуждать и размышлять.

1. Уточняющие вопросы: в какой позиции рук исполняются хлопки? куда направлены колени при прыжках? если руки на поясе, куда направлены локти? когда нужно начать прыжок, чтобы исполнить его в долю? какая шея? что с плечами? и другие.

1 команда Джум – Ба – Джум – Ба – Джум – Ба – Джум – Ба

2 команда Джум – Ба кве ли ко пи то ли ко ми – Кад – Зе

3 команда Пляпля плясин Ко – Па – Кваквакваква – Ре – Ли

После исполнения кричалки каждая команда находит среди предоставленных ритмов на плакатах свой ритмический рисунок.

Дети стоят против часовой стрелки по кругу.

1 Фраза – Зовем друзей (хлопки над головой) Обозначаем Ритм

2 Фраза – Отправляемся в лес (притопы) Обозначаем Ритм

3 Фраза – Точим косу, повернувшись в круг. (Восьмые длительности – Ти )

4 Фраза – Шагаем назад, расширяя круг. (Четвертные длительности – Та)

5 Фраза – Два широких по амплитуде движения, изображающих косьбу справа на лево. ( Половинные – Ту )

6 Фраза – Устали, вытираем пот со лба и поворачиваемся в другую сторону, по часовой стрелке.

7 Фраза – Два широких по амплитуде движения, изображающих косьбу справа на лево. ( Половинные – Ту)

8 Фраза – Положив руки на пояс, притопами поворачиваемся в круг (Шестнадцатые – Ти - ри) Выполняем два притопа в круг (Первый притоп – Ти, второй притоп – Та)

VI этап занятия: Ритмическое многоголосье.

Учащиеся дают определение канона.

Показ графического изображения.

Исполнение любого танцевального материала в виде канона по группам.

Рекомендации : движения должны обозначать действия того или иного образа, какую-либо эмоцию или какой-нибудь предмет, эффективнее использовать ритмические рисунки с контрастным использованием длительностей и вносить озвученные паузы.

VII этап занятия: Проверка домашнего задания

Это самый яркий, любимый учащимися этап на уроке. Движения современного танца актуальны, могут быть использованы в любых других танцевальных композициях на школьных вечерах, семейных юбилеях, на вечеринках с друзьями. Эстрадное сопровождение просто завораживает детей.

Учитель предлагает проверить домашнее задание по группам–командам, исполняя танец и при этом верно обозначая все движения ритмослогами.

Учитель подводит итоги урока.

1. Что такое ритм?

2. Чем отличается пульс от ритма?

3.Какими длительностями может обозначаться ритмический рисунок?

4. Какие штрихи вы знаете?

5. Какие музыкальные размеры вам знакомы?

6. Расскажите про сильную и слабую доли.

7.Как нужно исполнять прыжки? На что нужно обратить внимание?

8. При исполнении каких движений нужно предслышать, нужно подготовиться

9. Что такое канон?

10. Для чего танцору ритм?

Заключительное слово учителя.

Учитель: Молодцы, ребята. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, домашнее задание для вас – сочинить ритмический рисунок с использованием всех длительностей и пауз, состоящий из восьми тактов.

Спасибо, ребята, до свидания, до новых встреч!

Приложение 2.

Раздаточный материал для родителей.

Основные цели и задачи

Предмет ритмика - специальная, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.

Основная задача курса – привить ребёнку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм. Способность согласовать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние и танцующий испытывает радость и удовольствие, осваивая те или иные задачи, которые ставит перед ним педагог.

Немаловажным является и так называемый лечебный эффект. В результате регулярных занятий создаётся мышечный корсет, и исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие. В танцах в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов, организм укрепляется. Таким образом, решается задача общего укрепления и физического развития ребёнка.

Задача курса также - привить учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решает путём организации танцевальных праздников, балов, шоу – представлений, конкурсов.

Необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, слушать музыку и, не глядя на соседа. При этом надо объяснить, почему нельзя смотреть на соседа. Разбирая ошибки учащихся, педагог должен помнить, что в памяти остаётся последний вариант, и заканчивать разбор ошибки всегда правильным вариантом.

Дети младшего возраста мыслят образами, и в отличие от детей среднего возраста и старшеклассников, они не могут понять логики и конкретности знаков движения. Поэтому необходимо сформировать привычки и навыки на эмоциональном уровне, играя, сними в те или иные образы.

Перед уроками ритмики стоит огромное количество задач, среди которых знакомство с основами музыкальной грамоты (Размер. Пульс, Ритм, Доли, Динамика. Темп. Штрихи. Фраза. Сетки. Акценты, Канон. Лад, Затакт), элементы народных, современных и бытовых танцев, работа над мимикой, координацией рук, ног и головы, передача образа (животное, растение, неодушевленные предметы, явление природы, человеческие чувства и трудовая его деятельность), развитие определенных групп мышц, реакции, умение расслаблять мышцы.

На занятиях ребёнок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в его простейших элементах и сложной координации, различать ритмы музыки и согласовать свои движения с музыкой.

На уроках ритмики используются ритмические игры, которые развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. Используя ритмические игры ребенка нужно научить сознательно распоряжаться своим телом, координировать простые и сложные движения, согласовывать свои движения с музыкой.

Ритмические длительности четверти и восьмые, половинные и шестнадцатые, дети начинают ощущать двигаясь под музыку вначале интуитивно, затем – осознано. Воспроизведение длительностей ритмослогами облегчает их осознание. Начальные зрительные представления о записи длительностей ребята приобретают, работая с ритмическими карточками, выкладывая ритм стиха, музыкальной фразы, воспроизводя звучащими жестами ритм, заданный на доске. Для знакомства с ритмической нотацией используются различные способы моделирования ритма (графического, слогового, двигательного).

На уроках ритмики уделяется внимание работе над ритмическим многоголосьем. Первоначально задания, включающие ритмическое многоголосье - это двухголосье. Сначала деление на партии внутри группы учащихся, а затем – исполнение ритмической партитуры каждым учеником.

Канон – это принцип исполнения, когда голоса вступают по очереди, друг за другом.

Учащимся нравится такой вид работы, как ритмический диктант. Сначала анализируется ритмический рисунок диктанта. Важным этапом является запоминание фразы и воспроизведение её ритмослогами, звучащими жестами, позволяющими отобразить разные длительности.

Ритмический диктант сначала может представлять собой слово, фразу, а затем предложение период.

Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.

– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).

– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Средства обучения: фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.

Читайте также: