Что роднит иудушку с плюшкиным и собакевичем кратко
Обновлено: 02.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Семейная тема в романе
Подготовила: Адракова А.Г.
г. Петропавловск, 2016-2017 уч.год
Цель: на примере образов семьи Головлевых определить причины духовной деградации человека; указать важнейшие человеческие ценности, которые должна формировать семья.
-Уметь давать характеристику главным героям романа;
-Уметь сравнивать и анализировать жизни, судьбы главных героев;
-Уметь графически изображать свою точку зрения;
-Уметь образно выражать свои мысли;
-Уметь делать выводы и рефлексировать.
Литература как смысло-ориентированный предмет направлен на формирование, прежде всего, личностных и коммуникативных универсальных действий .
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Применимо к литературному образованию личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формируют нравственную культуру личности.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Эти действия могут формироваться на уроках литературы в ходе проектной деятельности, в ходе уроков-дискуссий, дебатов, семинаров, научных и читательских конференций.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные и регулятивные действия на уроках литературы развиваются в ходе решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями открывает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
1.Организационный этап
Размещение групп по своим местам (группы постоянного состава)
2. Актуализация
Слово учителя: Наш урок мы начнем с просмотра социального ролика, тему которого вы должны будете определить сами.
- Назовите тему данного видеосюжета \СЕМЬЯ\
- Какие ассоциации возникают о вас, когда вы слышите это слово? ( запись в тетради)
- Какова была главная цель жизни Арины Петровны и достигла ли она этой цели (Цель: наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода. Цели не достигла: все потеряно, жизнь своя собственная и близких, была бессмысленно принесена в жертву)
- Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться, почему это произошло и рассмотрим семейную тему в романе "Господа Головлёвы"
«В течение нескольких поколений три характеристические
черты проходили через историю этого семейства:
М.Е. Салтыков-Щедрин
- Для реализации цели сейчас мы перейдем непосредственно к анализу романа.
Анализ текста произведения.
Учитель все проговаривает в классе
Слово учителя до работы с постерами:
рассказать о прототипах героев;
найти в тексте описание героев,
рассказать всё о жизни героев и ее итоге (черты характера, отношения с членами семьи, судьба в конце жизни)
использовать цитаты
создать презентацию
Сейчас вы должны обобщить проанализированный вами материал и представить его в виде постера.
Прежде, чем вы приступите к работе, предлагаю вам разделить обязанности в группе:
1) Лидер группы – основная функция капитана координация работы группы, капитан следит за работой каждого из учеников, если совершаются ошибки, то его обязанностью является исправление или направление в нужное русло работы. Следует отметить, что это очень важная и ответственная роль, которая поможет дисциплинировать учеников, а также ее можно доверить ученикам, имеющим более глубокие знания или высокий уровень критического мышления;
2) Секретарь – обязанностью является запись действий, ведение журнала работы группы, фиксирование предложенных идей;
3) Исполнитель (2человека) – ученик или группа учащихся непосредственно выполняющие роль оформителя при создании кластеров или презентаций, или видео-/ звукооператора и монтажника при создании роликов и т.д. Для этой категории можно выбрать сразу несколько учеников, что бы уменьшить нагрузку на обучающихся;
4) Хранитель времени – обычно на занятиях данную функцию выполняет капитан команды, но можно определить и отдельного ученика.
5) Спикер (2человека) – ученик, презентующий готовый продукт.
На уроке вам отводится около 7-10 минут на создание постера и 5-6 минут на выступление .
Учитель объясняет про оценивание работ: на столе у каждой группы лежат цветные стикеры. Вам нужно будет оценить работу других групп по следующим критериям:
розовая звездочка – оформление
желтая звездочка - ораторство
оранжевая звездочка – полнота раскрытия темы
зеленая звездочка – доступность изложения материала
Свой выбор вы должны будете обосновать
2 мин \объяснение\
+ 7 мин \создание постера\
Слово учителя непосредственно перед защитой проектов:
- Время вышло. Сейчас мы выслушаем спикеров. Но прежде обратите внимание на таблицы, которые лежат на ваших столах. В ходе выступления групп каждый из вас должен заполнить данную таблицу, которая поможет нам увидеть общую картину семьи и характеристику каждого члена этой семьи в отдельности.
Мы старались сделать для вас лучшую статью в интернете.
Поделитесь ею с друзьями, так вы поддержите развитие проекта.
Когда вы делитесь записью, вы помогаете ресурсу расти, что стимулирует нас продолжать развивать проект и радовать вас новым профессиональным контентом.
P.S. Если вы не хотите нас поддержать, нажмите на крестик в правом нижнем углу.
СОЧИНЕНИЕ НАПИСАТЬ НАДО СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖ Что роднит Иудушку с Плюшкиным и Собакевичем?
С Плюшкиным роднит Иудушку то , что у каждого из них были семьи и человеческая возможность для счастья,но , заботясь о наживе, они потеряли способность сочувствовать, сострадать. Иудушка уничтожил всех родых, даже обожаемую "маменьку". С Плюшкиным призошло почти то же самое. Разница состоит в том, что Иудушка переживает запоздалое раскаяние, а с Плюшкиным этого не произошло.
С Собакевичем их может связывать нелюбовь к людям.
СОЧИНЕНИЕ НАПИСАТЬ Надобно СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖ Что роднит Иудушку с Плюшкиным и Собакевичем?
- Анастасия Хромакова
- Литература
- 2019-02-10 01:07:27
- 2
- 1
С Плюшкиным роднит Иудушку то , что у каждого из их были семьи и человеческая возможность для счастья,но , беспокоясь о наживке, они утратили способность сострадать, сочувствовать. Иудушка уничтожил всех родых, даже почитаемую "маменьку". С Плюшкиным призошло практически то же самое. Разница состоит в том, что Иудушка переживает запоздалое сожаленье, а с Плюшкиным этого не вышло.
С Собакевичем их может связывать нелюбовь к людям.
— Какие названия писатель дал главам в романе?
(Каждая из глав романа имеет емкое говорящее заглавие. Из семи названий глав щедринского романа первые пять прямо и непосредственно связаны с темой семьи, семейных отношений. Каждое из этих пяти заглавий, как будто бы намекающих на существование семейных уз, на самом деле содержит скрыто иронический, сатирический намек на неизбежный их распад: остаются одни только слова, привычные, по традиции постоянно повторяемые, но не наполненные уже реальным смыслом.)
— Какая же злая сила погубила господ Головлевых? Или другими словами: в чем причина постепенного распада и вырождения головлевского семейства?
— С какой целью в заключение автор вводит обширные сцены, посвященные жизни провинциального театра и трудному существованию провинциальных актрис?
— Так кого же в этом смысле можно назвать в романе господами?
IV. Слово учителя.
— Как же связаны они с содержанием романа? Какое настроение создают?
(Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный, он приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев.
Таким образом, щедринский пейзаж ведет к пониманию авторской идея произведения.
В конце урока (5 — 7 минут) учащиеся получают задание: сравнить щедринский пейзаж с некрасовским и тургеневским.
Домашнее задание
Ответить на вопросы:
— В чем причины постепенного вырождения головлевской семьи?
— Подобрать по тексту романа материал, характеризующий одного из Головлевых.
Уроки 2-3. Семья Головлевых
Цель: проследить, в чем причина постепенного вырождения головлевской семьи; анализ образа Арины Петровны и ее сыновей.
Ход урока
I. Беседа.
(Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя. )
— Каков характер Павла Головлева? В чем его своеобразие, его несхожесть с братом?
(Это был человек лишенный поступков. Учащиеся зачитывают соответствующий отрывок романа.)
Интересна в романе эпистолярная характеристика героев. Образцы писем, с которыми обращаются друг к другу щедринские герои, обнаруживают особенности их натуры, жизненных позиций, мысли.
— Сравните письма Порфирия и Павла к Арине Петровне, а также завершающее главу письмо Арины Петровны Порфирию (лексика, синтаксические особенности, обращения, реакция на письма).
— Кто из сыновей и чем именно похоже на свою маменьку?
(Порфирий — склонность к многословию, внешнее благочестие, видимая участливость, но у Арины Петровны, узнавшей о бегстве сына Степана из дома, пробуждается даже некое подобие искреннего материнского чувства. Павел — строптивость, резкость в суждениях, попытка высказать собственную независимость и самостоятельность характера — все отчасти напоминают Арину Петровну.)
II. Вывод учителя.
— Каким представляется Арине Петровне ее сын Степан и почему она боится его возвращения в родительский дом?
— Что погубило Степана Владимирыча? Жестокосердие матери? Предательство Порфирия? Невмешательство отца и Павла?
— Какие важные исторические события вторгаются в жизнь головлевского семейства? Какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого из Головлевых?
— Как реагировала на слухи о реформе Арина Петровна?
— Что есть общего в сетованиях Арины Петровны по поводу готовящихся реформ и в рассуждениях сказочных персонажей Салтыкова-Щедрина — генералов и дикого помещика?
— Каков характер отношений автора к Арине Петровне?
(В описании усадьбы некогда всемогущей помещицы, в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых ей чувств и состояний появляются и известные элементы авторского сочувствия. Запоздалое прозрение не снимает, однако, вины с Арины Петровны за прежнюю жестокость, скаредность, ханжество, но усложняет и драматизирует ее портрет: «наконец она села и заплакала. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно строптивое Арину Петровну медленно, но верно вытесняет из жизни Иудушка.
Предполагаются вопросы для беседы:
— Что сближает Иудушку с другими Головлевыми и в чем главная особенность его характера?
— Что выделяет Порфирия Владимирыча в ряду остальных господ Головлевых?
— Какая особенная сила, заключенная в нем, служит источником гибели и смерти ближних?
— Какая сила заставляет Иудушку вдруг очнуться? Как автор объясняет случившееся с его героем превращение?
— Кажется ли вам естественным и закономерным предложенный автором жизненный конец Порфирия Владимирыча? Подготовлен ли он всем предшествующим ходом романа или является, на ваш взгляд, внезапным?
— Как кончает жизнь головлевский хозяин?
— Можно ли считать, что автор, в какой-то мере оправдывает своего героя?
— Кто же, по мысли автора, виновен в духовном омертвении Иудушки?
Домашнее задание
Ответить на вопросы:
Каковы основные этапы духовного распада Иудушки?
— Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения?
— Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи?
— В чем причина постепенного вырождения головлевского рода?
— Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи.
— Как в речи Иудушки выражается его сущность и какую роль в раскрытии образа Иудушки играет Портрет?
1. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия и Павла.
2. Чем вызвана вражда всех со всеми в головлевском семействе?
3. С какой целью Иудушка «умолил доброго друга маменьку остаться в Головлеве и управлять его имением?
Читайте также:
- Элементарная поисковая деятельность как форма организации экологического образования в доу
- Аносогносиа что это в медицине простыми словами кратко и ясно
- My favourite toy план урока
- Для чего нужны ассоциации банков кратко
- Почему ток в катушке не прекращается в тот момент когда конденсатор разряжен кратко