В чем смысл жизни завсегдатаев светского салона война и мир кратко

Обновлено: 06.07.2024

Лев Николаевич Толстой не признает жизненных устоев придворной аристократической среды, он разоблачает в своём романе весь эгоизм, алчность, тщеславие и бедность внутреннего мира представителей высшего класса, прикрытые внешним изяществом и благопристойностью. Негативное отношение автора к этим персонажам проявляется в изображении их фальшивости – все их слова и поступки идут не от чистого сердца, а всего лишь ради соблюдения приличий, установленных придворной элитой. Лев Николаевич жёстко осуждает людей, единственной целью жизни которых являются деньги, власть, карьера и достижение всего необходимого любым способом. Ради собственной выгоды они способны на всё, даже совершить, не задумываясь, любое преступление, в том числе и убийство.

Отдалённость аристократии от простого народа подчеркивает постоянно звучащая французская речь, даже родной язык уже отступил на второй план. Л.Н. Толстой яркими красками рисует быт и нравы высшего общества в период войны против Наполеона, на фоне этой картины контрастно выглядит жизнь обычных людей, судьба русского народа в ходе исторических событий.

Петербургское общество было построено на обмане и наигранности, в нём давно обесценились такие понятия как искренность, честь и достоинство. Главной чертой жизни в столице была неестественность, а люди выступали в качестве актёров, играющих свою роль.

Московские аристократы чтили народные традиции и обычаи, они с добротой и пониманием относились к простому народу, проявляя свою высокую нравственность. Лев Николаевич Толстой не идеализирует это общество, просто показывает, что оно лучше столичного, потому как ближе к народу. Светская жизнь не пленила его полностью, оставив немного места для человеческих качеств. Тем не менее, пороков у его представителей достаточно и писатель раскрывает их в полной мере.

Среди всех членов светского общества Л.Н. Толстой выделяет одного его представителя – Пьера Безухова.

Тряхну стариной - вспомню 10 класс.
Для Анны Павловны Шерер главная составляющая ее жизни - успех ее салона, для нее важно принимать самых знатных особ, предотвращать конфликты во время вечеров. А ее гости, как мне показалось, исходят из принципа "нужно себя показать, на других посмотреть". Сплетничают, всяческим образом пытаются продемонстрировать свою осведомленность в том или ином вопросе, хвастают. Некоторые, как Элен, и слова не сказали за весь вечер, являясь просто украшением гостиной. Выделяются из общей массы только уставший от жизни князь Андрей и неловкий Пьер - пожалуй, только они ведут себя естественно и их рассуждения о Наполеоне не становятся простыми салонными разговорами, они в начале романа по-настоящему восхищаются им, в их речах нет притворства. Остальные гости - картонные марионетки, повторяющие одно и то же. В том их предназначение, видимо.
Конечно, это не истина в последней инстанции, а всего лишь мое впечатление-воспоминание о романе.

Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся представители высшего общества. Читая роман, мы наблюдаем за этими людьми в салоне Анны Павловны, в доме Курагиных, в гостиной Элен, в штабе Кутузова. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.

Модный салон Шерер

В доме умирающего графа Безухова

Бездушная корыстная атмосфера царит и в доме умирающего графа Безухова. Мы видим происходящее глазами наивного Пьера. Молодой человек не понимает, чем вызвано повышенное внимание к его скромной особе, что волнует родных, из-за чего происходят скандалы и даже драки возле смертного одра его отца. Окружающих мало беспокоит состояние графа. Им важно не упустить шанс урвать кусок от богатого наследства.

В плену у алчного графа

На службе в армии

Истинные дворяне


История создания

Характеристика произведения как романа-эпопеи неслучайна. Замысел автора поистине масштабен. В книге описаны биографии персонажей, среди которых встречаются реальные персоналии и вымышленные образы. Толстой описывал героев со свойственной ему психологической достоверностью, и литературоведы всегда стремились найти прототипы, использованные им в создании литературных портретов.

Анна Шерер (кадр из фильма)


Анна Шерер (кадр из фильма)

Литературоведы наблюдают привязку некоторых образов к реальным людям. Аристократка, владелица петербургского салона Анна Шерер входит в число таких героев. В книге ее детище являет собой антипатриотическое творение. Здесь на приемах проявляется лицемерие ее гостей. Анна Шерер предстает образцом лживости и фальши, демонстрируя чопорность и черты характера, соответствующие среде, которую она формирует в салоне.

Любопытно, что поначалу Толстой отводил героине иную роль. Прорабатывая образ героини, он хотел назвать ее Аннета Д. и сделать приветливой миловидной дамой из высшего общества. Современники находили в финальном варианте портрета Шерер сходство с фрейлиной Александрой Андреевной Толстой, родственницей писателя, которую он любил. Финальный вариант персонажа претерпел серьезные изменения и стал полной противоположностью прототипа.

Салон Анны Шерер

“Приличьем стянутые маски” — вспоминаются слова М.Лермонтова, когда мы читаем страницы романа Л. Толстого, повествующие о салоне Шерер. Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким “ и не желает, чтобы верили”. На наших глазах разыгрывается старая пьеса, а ведущие актеры – хозяйка и важный князь Василий. Но именно здесь читатель знакомится со многими героями произведения.

“Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели”, — пишет Л. Толстой о людях. Нет, о марионетках! Элен – самая красивая и послушная из них (выражение ее лица отражает, как зеркало, эмоции Анны Павловны). Девушка не произносит за весь вечер ни одной фразы, а только поправляет ожерелье. Эпитет “неизменяющаяся” (об улыбке) и художественная деталь (холодные бриллианты) показывают, что за ошеломляющею красотой – пу-сто-та! Сияние Элен не согревает, а ослепляет.

Из всех женщин, представленных автором в салоне фрейлины, наиболее симпатична жена князя Андрея, ожидающая ребенка. Она вызывает уважение, когда отстраняется от Ипполита… Но и к Лизе приросла маска: с мужем дома она говорит тем же капризно-игривым тоном, что и с гостями Шерер.

Болконский – чужой человек среди приглашенных. Создается впечатление, что, когда он, щурясь, оглядел все общество, то увидел не лица, а проник в сердца и мысли – “зажмурился и отвернулся”.

Только одному человеку улыбнулся князь Андрей. И того же гостя Анна Павловна встретила поклоном, “ относящимся к людям самой низшей иерархии”. Незаконнорожденный сын екатерининского вельможи представляется этаким русским медведем, которого надо “образовать”, то есть лишить искреннего интереса к жизни. Естественность Безухова пугает Шерер, она вызывает у нас улыбку, а незащищенность – желание вступиться. Так и делает князь Андрей, говоря: “Как вы хотите, чтобы он всем отвечал вдруг?” Болконский знает, что никого в салоне не интересует мнение Пьера, люди здесь самодовольны и неизменны…

Л. Толстой, как и его любимые герои, относится к ним отрицательно. Срывая маски, автор использует метод сопоставления и контраста. Князь Василий сравнивается с актером, его манера говорить – с заведенными часами. Метафора “сервировала своим гостям сначала виконта, затем аббата” вызывает неприятное чувство, которое усиливается при упоминании куска говядины. “Снижая образы”, писатель говорит о преобладании физиологических потребностей над духовными, когда должно быть наоборот.

“Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой” — и мы понимаем, что герои в салоне разделены по принципу антитезы и что автор на стороне тех, кто ведет себя естественно.

Данный эпизод играет важную роль в романе: здесь завязываются основные сюжетные линии. Князь Василий решил женить Анатоля на Марье Болконской и пристроить Бориса Друбецкого; Пьер увидел свою будущую жену Элен; князь Андрей собирается идти на войну. Первая сцена романа перекликается с эпилогом, где мы встречаем юного сына Болконского, который незримо присутствовал в салоне Шерер. Снова возникают споры о войне, словно продолжая тему аббата Морио о вечном мире. Этой главной теме посвятил свой роман и Л. Толстой.

Роль салона Шерер для романа

На ярком контрасте искренности главных героев и фальши светского общества, салона Анны Павловны и самой Шерер Толстой говорит с читателем о том, что войну помог выиграть настоящий патриотизм, а отсиживаясь в салонах и прикрываясь своим происхождением выиграть войну невозможно. Ведь, если бы война была проиграна, в салоне вряд ли бы что-то изменилось, кроме тем для разговоров.

Встречи общества у Шерер

Образ салона и его владелицы является собирательным, отражающим всю суть высшего света. Именно в этом месте происходит завязка сюжета романа. Читать начало произведения стоит особо внимательно, так как автор знакомит читателя с фальшивым миром светского общества, где царит бессмысленность, пафосность, показуха, наигранность. На протяжении всего романа Толстым описывается несколько салонных встреч:


Последняя встреча датируется августом 1812 года. В день Бородинского сражения владелица салона устроила званый вечер, посвященный прочтению письма. Зачитывать его должен был Владимир Курагин, обладающий талантом оратора.

Планы рушатся, когда все узнают о болезни Елены Безуховой. Злободневные вопросы продолжают обсуждаться, а Шерер умело играет на два фронта, притворяясь равнодушной и милой. В жизни светского общества ничего не меняется, кроме тем для разговоров.

Читайте также: