План урока по экологическим основам природопользования

Обновлено: 04.07.2024

студентов СПО дневной и заочной форм обучения. /Составитель: М.А. Куликова. Набережные Челны: НГТТИ, 2007, с.

Печатается по решению Ученого совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института от

Торгово-технологический институт, 2007 год

Лекция 1. Введение. Предмет изучения дисциплины.

Дисциплина “Экологические основы природопользования” является принципиально новой комплексной дисциплиной, которая объединяет общественные и комплексные науки.

В общем смысле под природопользованием понимается исполь-

зование человеком природной среды. При использовании природных ресурсов человек оказывает на окружающую природную среду определенное негативное воздействие, изменяя не только ее качества, но вместе с тем и условия своего существования. Таким образом, актуальным направлением, которое формируется в процессе взаимодействия человеческого общества и природы, является охрана окружающей природной среды.

Основные начала природопользования заложены в экологии-науке о взаимодействии и взаимосвязи различных факторов среды с живыми организмами. Термин “экология” впервые употребил Э.Геккель в 1866 г. Слово “экология” образовано от греческого oikos-“дом, родина” и “логос”-наука. В буквальном смысле экология-это наука об организмах у себя дома. Экология как наука зародилась в конце XIX в. Первоначально это была биологическая наука, которая изучала популяции животных и растений в среде их обитания.

Основным объектом экологии является экосистема – совокуп-

ность живых организмов и среды их обитания. Кроме того, экология изучает и группы организмов одного вида, входящих в экосистемы,—популяции, а также отношение к среде отдельных организмов.

Взаимодействие человека и природы имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С самого начала развития цивилизации человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал свою особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. Сейчас человечество подошло уже к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать самому его существованию.

Таким образом, предметом изучения дисциплины “Экологические основы природопользования”является взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества со средой своего обитания.

Под средой обитания следует понимать не только природную среду, но и искусственно созданную человеком физическую среду,

т.е. промышленность, города, транспорт и т.д.

Экология рассматривает закономерности взаимодействия любого биологического вида (в том числе и Homo sapiens) со средой, природопользование – только человека.

Специфика, цель и задачи дисциплины

Дисциплина “Экологические основы природопользования” имеет две особенности. Во-первых, она является принципиально новой интегрированной дисциплиной, которая связывает физические и биологические явления, образуя мост между естественными и общественными науками. Во-вторых, она не принадлежит к числу дисциплин с линейной структурой, т.е. развивается не по вертикали (от простого к сложному), а по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи по совершенствованию взаимодействия общества и природы, так как это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решить эти задачи может лишь интегрированная наука, целью которой является изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студенты знакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, формируют представление об охраняемых природных территориях. Урок позволяет развивать самостоятельность и умение работать с дополнительными источниками, способствует формированию экологической культуры поведения в окружающей среде; гражданской ответственности за ее сохранение; привлекает внимание студентов к проблемам сохранения уникального памятника природы Самарской области Голубое озеро.

Министерство образования и науки самарской области

ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

По теме: "Особо охраняемые природные территории"

Обучающие: знакомство студентов с возникновением и созданием заповедных зон; формирование представлений у учащихся об охраняемых природных территориях.

Развивающие: формирование экологического сознания, развитие самостоятельности и умения работать с дополнительными источниками. способствование формирования познавательной активности учащихся на уроке через применение исследовательских заданий, презентаций;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе; воспитание любви к родной природе, ее красоте; формирование экологической культуры поведения в окружающей среде; гражданской ответственности за ее сохранение; привлечение внимания студентов к проблемам сохранения уникального памятника природы Голубое озеро.

Методические: применение современных методов обучения при подготовке конкурентно-способных специалистов в условиях реализации новых стандартов профессионального образования.

Тип урока: презентация знаний, изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, творческий.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная; фронтальная, коллективная, групповая.

Компетенции:

Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать окружающий мир, принимать решения, видеть ценности природы родного края, ее исторических памятников, чувство красоты;

Общекультурные компетенции: опыт освоения картины мира через музыкальные произведения, фото и видеоматериалы.

Учебно-познавательные: готовность устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обрабатывать полученную информацию, проявлять творческие способности.

Информационные: владение современными информационными технологиями.

Коммуникативные: способность взаимодействовать с другими людьми.

Социально-трудовые: развитие способности выступать на публике.

Личностного совершенствования: освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, формирование внутренней экологической культуры.

Оборудование и программное обеспечение:

ПК, мультимедийный проектор;

Windows 7, Power Point

Литература и электронные ресурсы:

2. Легенды и были Жигулей. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979 г.

3. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия академика Лепехина Издательство Императорской АН, 1795 г.

4. Матвеев В.И. Озеро Голубое. Памятники природы Куйбышевской области. Куйбышев: Книжное издательство, 1986

Результаты деятельности.

Предметные. Развитие умения излагать основные сведения об особо охраняемых природных территориях. Формирование навыков использования Power Point и видео для демонстрации.

Межпредметные. Развитие креативности.

Личностные. Формирование ценностных ориентиров, навыков публичного выступления, экологической грамотности и культуры; взаимодействие с людьми; настойчивость в преодолении трудностей.

1. Организационный момент.

2. Вводно-мотивационный этап.

Актуализация знаний, умений по дисциплине.

Изучение нового материала.

История появления охраняемых территорий.

Изучение и сравнение особо охраняемых природных территорий.

Изучение особо охраняемых объектов на территории Самарской области.

Фильм о Голубом озере.

Этюд о родной природе.

Итоговое слово преподавателя.

Получение обратной связи.

Организационный момент.

Вводно-мотивационный этап.

– Ребята, закройте глаза, опустите головы и внимательно вслушайтесь в слова (звучит музыка).

Учитель. “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… Откройте глаза, посмотрите на нашу планету… (Студенты открывают глаза, поднимают головы. На экране вращается глобус.) Мир ослепительно переливается. И очень важно, чтобы это продолжалось вечно”.

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Всегда в любое время суток,

Он нам открыт в жару и стынь

Не оскверняй его святынь

Сергей Смирнов

Так сказал поэт Сергей Смирнов, а вот эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Михаила Михайловича Пришвина

Он писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.

Мы знаем, что научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой – несет опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема – защита природы и человека.

Сегодня на уроке мы узнаем о том, каким образом люди стараются решить эту проблему.

Актуализация знаний, умений.

У всех людей одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелётам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже всё тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы зоны,

Где смерть таится в дымной мгле,

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землёй,

Дожди спадают с небосвода

Леса свою теряют силу;

Уходит нежный запах лип,

Озёра, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

Уже в давние времена люди задумывались о том, что природу надо беречь. Так что проблема эта не нова.

Изучение нового материала.

История появления охраняемых территорий:

Считается, что первый закон об охране окружающей среды и защите дикой природы был принят на Шри-Ланке в III веке до н. э. И тогда же, в местечке Михинтале, царём Деванампиятисса был основан первый в мире природный заповедник.

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века).

Первые упоминания о природоохранном статусе территории, известной сейчас как Национальный парк Ишкёль относятся к XIII веку, когда правящая тогда в Арабском халифате династия Хафсидов запретила в окрестностях озера охоту.

В Средние века в Европе знать заботилась о сохранении продуктивности своих охотничьих угодий. Для этого выделялись особые участки, где с целью воспроизводства дичи временно запрещалась любая охота, причем наказание за нарушение запрета было довольно суровым.

Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту. Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.

В XVII веке в период царствования Алексея Михайловича Романова была организована сеть режимных территорий вокруг Москвы с запретом охоты (для всех, кроме царя) и жестким ограничением хозяйственной деятельности.

В конце ХIХ века развернулось движение за создание государственных заповедников. В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. К 1935 году в стране работало уже более 50 заповедников. К 1951 году в СССР было уже 128 заповедников. В1962 году было принято “Положение о государственных заповедниках РСФСР”, в котором заповедникам присваивался статус научно-исследовательских и природоохранных, а не хозяйственных учреждений. Заповедники стали принимать участие в международных экологических программах. Ряд заповедников был преобразован в биосферные и включился в международные исследования взаимодействия человека и природы.
Сейчас в России насчитывается 103 государственных заповедника.

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.

Важнейшие заповедники – биосферные. Биосферный заповедник создают там, где природа не утратила первозданных черт.

Один из них – Беловежская пуща.

Итак… Ответьте на вопрос… Какие особо охраняемые территории вы знаете?

Кроме заповедников к охраняемым природным территориям относят: национальные парки, заказники, дендрологические парки, ботанические сады, памятники природы.

Заповедник – особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами

Цель создания заповедника: сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных степных, лесостепных, горно-таежных, высокогорных, и озерных экологических систем.

Какие заповедники на территории Самарской области Вы знаете?

Что такое национальный природный парк?

Национальный природный парк – территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы.

От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

На этой территории менее строгий режим и разрешены некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят ущерб охраняемым территориям.

Какие национальные природные парки на территории Самарской области Вы знаете?

Заказник – территория (акватория) на которой при ограниченном использовании природных ресурсов временно охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты, памятники природы и т. д.

В отличии от заповедников они могут использоваться для ведения хозяйства (без нанесения ущерба охраняемым объектам).

Какие заказники есть на территории Самарской области?

Еще есть памятники природы, которые необходимо охранять, чтобы сохранить их для потомков. Это пещеры, озера, водопады, рощи, уникальные деревья, минеральные источники и др.

Памятники природы – природные объекты имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение охраняемые государством.

Какие памятники природы на территории г. Самары Вы знаете?

Какие памятники природы на территории Самарской области Вы знаете?

Голубое озеро

Я хочу прочитать вам этюд о родной природе третьеклассницы одной из самарских школ.

Голубое озеро – это одно из красивейших мест на планете. Дорога к нему пролегает вдоль огромного поля подсолнухов. Миллион ярких, светлых солнышек встречает нас. Если смотреть вдаль, то кажется, что земля вся золотисто-желтая. Подсолнухи сменяются пшеничными колосьями. Они, колыхаясь, как будто перешептываются.

И вот нас встречает великолепное голубое озеро! Цвет его изумрудно-голубой притягивает мой взор. Белые пушистые облака отражаются в роскошном зеркале озера. И кажется, что и само озеро – это облачко, которое упало с неба. Солнце своими лучами скользит по его поверхности и облака, отражаясь в озере, становятся очень красивыми и превращаются в белоснежную вату.

Голубое озеро – очень глубокое. Это красивая воронка, у которой не видно дна, хотя вода в озере прозрачная как слеза. Озеро как будто светится голубым светом изнутри.

Деревья отбрасывают тени на озеро. И мне кажется, что я в сказке. Тень – это чудовище, что ждет красавицу, которая вот-вот выйдет из озера в прекрасном голубом платье и туфельках. Бирюзовые водоросли, растущие по краю, как бусы, которые украшают шею девушки. Растущие по берегам цветы – роскошный венок. А огромное поле ковыля, которое раскинулось вокруг озера, как прекрасные светлые локоны. Ветер колышет их, развевает. Хочется забраться в эти ковыльные степи и найти там аленький цветочек.

(от фр. cinquains, англ. cinquain) —

это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Заслушать несколько вариантов, придуманных студентами.

Итоговое слово преподавателя

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого малейшего малька.
Пока об этом думать не охота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды.
Всё меньше окружающей природы.
Всё больше окружающей среды.

Роберт Рождественский

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поля

И не будет красоты.

Получение обратной связи:

Ребята давайте будем беречь нашу природу, нашу землю, нашу красоту!

Кто согласен, возьмите по ромашке и давайте украсим наше голубое озеро. Будем любоваться цветами, не стоящими в вазе, а растущими в лесу, на лугу, на берегу озера.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,

Обучающие: изучить основные этапы природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и изучить основные законы природопользования.

Развивающие: показать зависимость всего живого от деятельности человека; систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях.

Воспитывающие: помочь осознать роль биологии в решении глобальных проблем современности; раскрыть необходимость рационального использования природы и её охраны.

Оборудование: Статьи из периодической печати; фотографии из журналов, газет, иллюстрирующие хозяйственную деятельность человека; презентация (приложение 1); набор карточек и задач к уроку (приложение 2, приложение 3).

Ход урока

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива,
Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права;
Ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Иоганн Вольфганг Гёте.

1 этап. Проверка знаний

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Охотнице-сове средь ночи тёмной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька;
Светляк же – ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный.

1. В данном отрывке описана цепь питания.

К этому выводу приходят учащиеся в ходе беседы.

2. А теперь постройте пищевые цепи из предложенных вам организмов в лиственном лесу.

а) мятлик луговой – зелёный кузнечик - травяная лягушка – обыкновенный ёж – лиса;

б) мятлик луговой – зелёный кузнечик - травяная лягушка – обыкновенный уж – обыкновенный ёж – лиса;

в) мятлик луговой – рыжая полёвка – ястреб;

г) мятлик луговой – рыжая полёвка – обыкновенная гадюка – обыкновенный ёж – лиса;

е) дуб черешчатый – гусеница дубовой пяденицы – поползень – ястреб;

ж) дуб черешчатый – жук короед – пёстрый дятел – ястреб.

3. Охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих экосистему.

4. Назовите продуцентов и консументов в своей цепи.

2 этап. Изучение нового материала

1. Природопользование в истории человечества. (Лекция с элементами беседы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 вопрос. А будет ли человек звеном этих цепей?

История развития земного человечества – это история преодоления экологических кризисов, т.е. разрешения противоречия между степенью воздействия человека на природу и её возможностями.

Примерный ответ. Да, так как он неотъемлемая часть живой природы.

Экологические кризисы в истории развития человечества можно рассмотреть в виде графика: отложим по оси абсцисс время, а по оси ординат – степень антропогенного воздействия. Точкой отсчёта будет время возникновения предковых форм гомо сапиенс (человека разумного). Произошло это около 3 млн лет назад – время 1 экологического кризиса, приведший к появлению предков человека разумного – кризис аридизации: глобальные климатические изменения на планете того времени привели к разрежению древесной растительности – кризис разрешился появлением прямоходящих антропоидов.

Путь от антропоидов до появления человека разумного оказался очень долгим.

Возможности примитивного человека по добыче ресурсов были ограничены.

Построение графика "Развитие природы и общества в кризисах".

Заполнение графика по ходу урока.

2 вопрос. Как добывал себе пищу первобытный человек?

И, несмотря на долгую эволюцию, 35-50 тыс лет назад, человек подошёл к кризису ресурсов промысла и собирательства. Преодоление этого кризисного состояния произошло путём применения стихийных биотехнических мероприятий (биотехническая революция), например, выжигание растительности, совершенствование орудий охоты, изобретения лука, капкана, сетей.

Применение более современных орудий лова всего через несколько десятков лет, 10-50 тыс лет назад поставило человека перед проблемой перепромысла: число объектов охоты человека, а это, как правило, были крупные позвоночные -консументы, стремительно сокращалось, их смертность превышала рождаемость. Этот период назван кризисом перепромысла или кризисом консументов. Он привёл к сельскохозяйственной революции.

Примерный ответ. Занимался собирательством и охотой.

3 вопрос. Какие события этого времени вам известны?

Возникает земледелие, активно идёт одомашнивание животных, что является предпосылкой осёдлого образа жизни. Человек переходит к производству продовольствия. Как результат осёдлости и решения проблемы пищевых ресурсов, численность людей растёт, следовательно, увеличивается давление на среду. Этот этап завершается кризисомпримитивного поливного земледелия, засолением почв и деградацией примитивного поливного земледелия. Это стимулировало переход к преимущественному развитию неполивного земледелия. (Вторая сельскохозяйственная революция около 2 тыс лет назад.)

Стремительно развивающиеся общество приводит к бурному развитию производственных сил. На данном этапе развития ощущается большая потребность в древесине. Она используется на разные цели: для обогрева, строительства и т.д. Массовые вырубки сокращают площади лесов, как следствие, идёт удорожание древесины. Уничтожение и нехватка растительных ресурсов привело к возникновению кризиса продуцентов, вследствие этого, промышленная революция, произошедшая 150 – 350 лет назад.

Человек переходит на более энергоёмкое топливо.

Примерный ответ. Возникновение земледелия и скотоводства.

4 вопрос. Приведите примеры такого топлива.

Происходит бурный рост и развитие промышленности, возникают сложные производственные циклы. Рост продукции, создаваемой человеком, и одновременно рост отходов производства столь стремителен, что редуценты не успевают отчищать биосферу от антропогенных загрязнений или вообще не могут этого сделать. Формируется кризис редуцентов. Наряду с этим, возросшее потребление минеральных ресурсов приводит к обеднению их запасов, в связи с чем, этот кризис также называется угрозой нехватки минеральных ресурсов. Данная ситуация разрешилась с помощью научно-технической революции 30-50 лет назад. Научная мысль привела к появлению ресурсоёмких и малоотходных технологий.

Через очень короткое время, почти одновременно, наступает ещё два экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и снижение устойчивости экосистем.

Примерный ответ. Уголь, нефть, газ.

5 вопрос. Какой выход видите вы?

Энергетическая революция и регулируемая коэволюция, как результат революции экологического планирования - это выход из экологических проблем современного общества.

Примерный ответ. Решение первой: нетепловые источники энергии – энергетическая революция. Решение второй: воспитание экологического сознания.

2. Изучение основных законов природопользования. (Работа в группах по карточкам. Приложение 3)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сейчас мы приступим с вами к решению экологических задач, разложенных у вас на партах. И я думаю, что в процессе их разбора, каждый из вас придёт к тому же выводу, что и Барри Коммонер.

Исходя из решения первой и второй задачи, мы можем сделать вывод, что вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы. Об этом первый закон.

Первый закон.Всё связано со всем.

Человек обязан предвидеть все возможные последствия своего вмешательства в природу.

Решение 2 задачи:

Х= 140 000 л кислорода мы лишились.

Работа в группах.

1 группа. Благодатные капли дождя всегда радовали человека, но в некоторых районах земного шара они превратились в серьёзную опасность. Возникла сложная и трудная в своём решении проблема кислотных дождей, что связано с техногенными выбросами сернистых соединений. Каковы последствия кислотных дождей и как их предотвратить.

2 группа. К Новому году на 20 га вырубили ёлки. Какого объёма кислорода мы лишились, если 1 га елового леса даёт 10 кг кислорода?

32 г кислорода (молярная масса)

Занимает 22,4 л (молекулярный объём)

200 кг = 200 000 г занимает объём х л.

Решение 3 и 4 задачи подводит нас ко второму закону Коммонера.

Второй закон. Всё должно куда-то деваться.

Все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы – круговороты веществ. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах. Безотходных технологий в производстве не бывает, поэтому человеку нужно думать о надёжных методах захоронения отходов или их вторичном использовании.

Исходя из решения 5 и 6 задачи, мы приходим к выводу, что общество должно нести определённые финансовые расходы и на восстановление естественных экосистем, и на содержание служб, контролирующих рациональное природопользование. Об этом третий закон Б. Коммонера.

3 закон. За всё надо платить. Ничего не даётся даром.

Решение 6 задачи.

500 г х 500 деревьев = 250 000 г

(250 кг сернистого газа)

250 г х 500 деревьев = 125 000 г (125 кг хлора)

4 закон. Природа знает лучше.

Изымать биологические ресурсы из экосистемы можно лишь в таком количестве, чтобы она их смогла сама восстановить за счёт своих механизмов устойчивости. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать.

Это последний закон Б. Коммонера. А теперь посмотрите на них внимательно и поясните, с каким из законов созвучны слова нашего эпиграфа.

3 группа. Откуда берутся нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они скапливаются? Каковы их последствия влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?

4 группа. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево, 1 т макулатуры экономит 200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии.

Школа собрала за год 15т макулатуры.

Сколько деревьев сохранили школьники?

(150 000 кг: 60 кг = 250 деревьев, 3 000 кубометров воды и 15 000 кВт/ч электроэнергии).

Вы – директор мебельной фабрики, от ваших решений зависит не только экологическое состояние вверенного Вам предприятия и окружающих его территорий, но и Ваше будущее. Экологическая ситуация вокруг озера резко ухудшилась. Виды, неустойчивые к загрязнению, исчезли. Как Вы поступите.

1) Установите дополнительные фильтры.

2) Укрепите партнёрские отношения с лесхозом, произведёте акционирование.

3) Проведёте модернизации с помощью банковского кредита.

6 группа. Главным источником загрязнения окружающей среды в городе служит автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Какой Вы видите выход, из создавшейся ситуации, зная, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может без ущерба для себя уничтожить свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора.

Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит лесополоса, состоящая из 500 деревьев.

7 группа. 4 тыс лет назад пустыни Сахара, в её современном виде, не существовало; а Ливийская пустыня менее 2 тыс лет назад была житницей Рима. Что произошло с этими землями и почему говорят, что пустыня – это результат неумелой агротехники?

Вопрос. В чем вы видите главную причину экологического кризиса?

Примерный ответ. Причина экологического кризиса – кризис личности человека, притупляется сознание, растёт агрессивность.

Необходимо глубоко изучать природные процессы и вследствие этого реализовывать различные проекты с минимальным экологическим риском.

3 этап. Закрепление

Цель: определить уровень вашего экологического сознания.

1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу?

А) Человек и природа (1 балл)
Б) Природа и человек (2 балла)

2. Что должно быть положено в основу природопользования?

А) Законы природы (3 балла)
Б) Законы общества (2 балла)
В) Человеческие потребности (1 балл)

3. Почему нужно бережно относиться к природе?

А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней (2 балла)
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека (1 балл)

4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации?

5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса?

А) В несовершенстве производственных технологий (2 балла)
Б) В слабости экономике (3 балла)
В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе) (4 балла)
Г) В научно – техническом прогрессе (1 балл)

От 5 до 10 баллов: потребительское отношение к природе, она – только источник благ.

4 этап. Заключение

5 этап. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления об экологическом состоянии Земли, о путях рационального природопользования, о природопользовании в истории человечества; экологических законах природопользования; обобщить знания учащихся об отрицательной и позитивной деятельности человека в биосфере.

Тема урока : «Сохранение разнообразия биогеоценозов ( экосистем).

образовательная: формирование представления об экологическом состоянии Земли, о путях рационального природопользования, о природопользовании в истории человечества; экологических законах природопользования; обобщить знания учащихся об отрицательной и позитивной деятельности человека в биосфере;

развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно работать с учебником, выделять и формулировать главное; развитие навыков наблюдательности, умения обобщать, устанавливать связи между компонентами природы; сравнивать , ориентироваться в терминах и понятиях; развитие эмоциональной сферы мышления, воображения;

воспитательная: воспитание эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств; формирование социально активной личности, осознающей глобальные проблемы современности.

Метапредметные и личностные результаты. Формирование УУД:

*познавательные УУД: продолжить формировать умение работать с периодическими изданиями, Интернет – ресурсами; выявлять причины и следствия простых явлений;

*регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, сверять свои действия с целью и , при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

* коммуникативные УУД: использовать языковые средства для выражения своих доводов и умозаключений;

* личностные УУД : активная жизненная позиция.

Тип урока: комбинированный.

Способ представления информации: текстовый, структурно – логический, информационно - технологический.

Метод обучения: частично – поисковый.

Технология: Личностно – ориентированная, на основе системно – деятельностного подхода.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, доска.

И технология оценивания учебных успехов

1.Организационный момент

Приветствие. Настраивает детей на урок

Готовятся к уроку

2. Проблемная ситуация и актуализация опорных знаний

3.Целеполагание

А не начать ли нам урок о самом главном, о нашей жизни, с веселой сказки?

Сказка – присказка

Задумался как -то в давние годы старый медведь о жизни. Задумался и спросил медведицу:

-Скажи, бабка, чем жизнь жива?

А та наелась свежей лесной малины, лежит себе в кустах, на солнышке греется и ухом не ведет. Дремлет. Тогда медведь громче рявкнул:

- Не притворяйся глухой! Отвечай, чем жизнь жива?

Зевнула медведица, повернулась на другой бок и пробормотала сквозь сон:

- Едой жизнь держится…

Услыхала это лиса и говорит:

- Сущая правда. Жизнь едой держится , питанием. Курятинкой, тетеревятинкой, зайчатинкой… у кого какой вкус, тот тем и питается. Заяц кору гложет. Белка шишки шелушит.

-Ха! – перебил лису пробегавший мимо волк. – Не одной едой жизнь держится. Попробуй проживи без логова…

- Или без норы! – отозвался крот. И дятел то же самое подтвердил:

- Без жилья и сытая тварь гибнет. Посветлело в голове у медведя. Понял он, что без еды и без жилья пропасть всякому зверю, а все же решил людей порасспросить. У него знакомый мужик был. Рассказал медведь мужику то, что ему звери сказали и спросил:

- Так ли это?

- Так , - ответил мужик. – Только человеку мало этого.

- А что ему еще надо? – спрашивает косолапый. А мужик на это:

- Ты сам, Потапыч , смекни. Говорит так и на шубу показывает. Понял медведь и сам себе ответил:

- У меня шуба готовая. На мне растет. А у тебя такой нет.

- То- то и оно, вразумляет медведя мужик. – Только и шубы мало человеку. Рубаха, зипун, и прочая одежда тоже нужны. А разутым как человеку жить? Хоть лапти , да надо сплести. Допоздна судили – рядили мужик с медведем, и далеко дело зашло. Оказалось, что без ложки, без чашки, без домашней утвари тоже нельзя. А там пошли: очаг, светец, топор, пила, веретено, прялка… До полуночи они даже самого необходимого перебрать не успели, без чего человеку жить нельзя. У медведя даже голова пухнуть начала.

- Хватит! – рявкнул он. – Не нужна мне в лесу эта грамота. Я и без нее проживу.

-это верно, согласился мужик, ты – то проживешь без нее. тебе зверю зачем много знать, а людям надо. Потому что жизнь не на одной еде держится, - она и ученьем крепка. Не стал медведь про ученье слушать. А нам едва ли стоит пропускать мимо ушей дельные слова. Ведь ради них и сказка сказывалась ими и урок начинается.

(Евгений Пермяк. Азбука нашей жизни)

- На какие вопросы медведь искал ответы?

- Хозяйственная деятельность человека – новый фактор в биосфере.

Человечество - часть биосферы, продукт ее эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными.

- В ходе урока мы должны проследить историю взаимоотношений человека и биосферы, какое влияние он оказывал на природу. Рассмотреть пути решения экологических проблем и вы уточнить законы рационального природопользования.

-Тема урока: « Сохранение разнообразия биогеоценозов

( экосистем). Экологические законы природопользования.

В конце урока вы должны будете проанализировать полученную в ходе урока информацию и выполнить следующие задания:

Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности. Что включает в себя это понятие?

Сформулировать четыре основных закона экологии.

- Что такое биосфера? Биоценоз? Экосистема?

- Назовите о охарактеризуйте три основные группы организмов, образующих природные сообщества?

Читайте также: