План урока по биологии клеточное строение организма

Обновлено: 02.07.2024

Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".

Цель: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении с учащимися и учителем в процессе образовательной деятельности;
  • метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать результаты деятельности;
  • коммуникативные: умение работать в группе;
  • регулятивные: умение высказывать предположение и его доказывать;
  • познавательные: выбирать основания для сравнения, построения логической цепочки
  • предметные: выявления отличительных признаков грибов, сравнение биологических объектов, умение делать выводы.

Вид урока: обобщающий урок.

Оснащенность урока: таблицы “Растительная клетка”, “Митоз”, конверты с заданиями, микроскопы, чашки Петри с кусочками репчатого лука, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пипетки, стаканы с водой, салфетки. Задания в конвертах.

Используемые на уроке ЭФУ: электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения В.В.Пасечник Издательство “Дрофа”.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, проектор, экран. ноутбук учителя, ноутбуки для учащихся (20 шт). Наушники (для работы со звуковыми источниками информации). Мультимедиа презентация.

Кабинет подготовлен для работы обучающихся в трех группах. Распределение по группам происходит независимо. Жетоны трех цветов по количеству обучающихся. Обучающиеся вытаскивают жетон определенного цвета и объединяются по цвету, формируя три группы.

Ход урока

Организационный этап. Приветствие

Постановка проблемы

У: Разгадав головоломку, вы узнаете тему урока.

КО П ПР О НЗ В ВЛ Т БС О ИК Р ЛА Е ЮД Н ГХ И ТН Е

О: Повторение. (Ключ: нужно читать каждую третью букву.)

Актуализация знаний

У: Клетка – это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или объединение какого-то количества клеток. Слайд №2

?: Вспомните, какими свойствами обладают все живые организмы.

О: Питание, дыхание, выделение, рост и развитие, обмен веществ и энергии и др.

У: Клетка фактически является самовоспроизводящейся химической системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. способна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве “пищи” и выводить наружу накопившиеся “отходы”. Клетки способны размножаться при помощи деления.

?: Поставьте цель урока

О: Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы: “Клеточное строение организмов”.

У: Какие вопросы мы должны повторить?

О: Строение клетки, процессы жизнедеятельности в клетке.

Основной этап. Обобщение и систематизация

У: Вы поделены на три группы. Выберите капитана в своей группе. Приглашаются капитаны для получения конвертов с заданиями. Подготовка длится в течение 7 минут.

Деятельность обучающихся: внутри каждой группы распределяют роли для выполнения задания и защиты своего проекта. Изучают материал, анализируют информацию, делают записи в тетрадях. Готовят отчет работы группы.

  • I группа “Строение растительной клетки”. Пользуясь информацией электронного учебника и используя интерактивный режим составить “портрет клетки” (интерактивный контент стр. 36; рис. 20 “Строение растительной клетки”).
  1. Систематизируйте знания о строении и функции органоидов для этого наведите мышкой на курсор на название каждого из элементов ее строения и кликните мышкой.
  2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Слайд №3
  • II группа “Устройство микроскопа и правила работы с ним” (интерактивный контент стр. 32-33; рис. 17 “Световой микроскоп”).
  1. Перетяните с помощью мыши названия элементов строения светового микроскопа.
  2. Перетяните с помощью мыши увеличение, которое дает соответствующая комбинация “Объектив – окуляр”. Слайд №4
  • III группа “Жизнедеятельность клетки. Деление и рост клеток” (интерактивный контент стр. 44; рис. 24 “Взаимодействие соседних клеток”).
  1. Используя интерактивный режим, обобщите знания о значении движения цитоплазмы в клетке.
  2. Используя интерактивный режим, обобщите знания о делении клетки. Слайд №5

Каждая группа, выполняя задание, использует разные источники информации: электронное приложение к учебнику, текст и рисунки учебника, презентация к уроку. Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация таблиц и слайдов); практические (поиск информации из разных источников, мини-проект); дедуктивные (анализ, обобщение). Учащиеся по окончании работы представляют результаты работы группы.

Задания повышенной трудности

Вставь пропущенные термины:

. – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной . На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из . .Живое содержимое клетки представлено . – бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные . Важнейшим органоидом клетки является . . Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько . . В растительной клетке имеется три вида. . . имеют зеленую окраску, . красную, а . – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются . .

Правильный ответ: Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки друг от друга отделены клеточной оболочкой. На внешней стороне, которой находится особая плотная оболочка, состоящая из клетчатки. Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой бесцветным вязким полупрозрачным веществом. В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды. Важнейшим органоидом клетки является ядро. Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена внутри клетки. В ядре находится одно или несколько ядрышек. В растительной клетке имеется три вида пластид. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты красную, а лейкопласты – белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются (вакуоли).

Остальные обучающиеся рисуют общую схему строения клетки, обозначив все ее части, пользуясь цветными карандашами.

У: К сожалению клетки, как и все живое, гибнут. Наши тела тоже состоят из клеток. Особенно разрушительно действуют на клетки организма курение табака и употребление алкоголя.

Табачный дым содержит ядовитые вещества, например никотин, бензопирен, которые губят клетки и способствуют развитию злокачественных опухолей.

Подведение итогов

Мы повторили сегодня с вами особенности строения и жизнедеятельность растительной клетки. Какой же вывод можно сделать в конце нашего урока? Слайд №6

О: Клетка – элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов. Несмотря на великое разнообразие растительных и животных клеток все клетки имеют одинаковые части клеточную оболочку, цитоплазму и ядро. Во всех клетках протекают сходные процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, рост, развитие, размножение, обмен веществ. Слайд №7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать знания о клеточном строении организма.

Планируемые результаты

Предметные:

Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);

Сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;

Метапредметные:

Совершенствование умений работы с различными источниками информации;

Умение регулировать время при выполнении заданий;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Личностные:

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, работа с компьютером, работы в группах.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока:

Добрый день ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке!
Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас все получится! А я сделаю все возможное, чтобы вы приобрели сегодня на уроке необходимые знания и навыки.

II. Актуализация знаний и практических и умственных умений

1) - Кому принадлежат эти слова?

2) Составьте синквейн понятия: клетка

2. Маленькая, живая

3. Дышит, растет, размножается

4. Структурная единица живого

3) Задание: запишите на листочках части клетки /по истечении минут или секунд определяются группы/

- Записываем тему урока. Как можно сформулировать цель урока?

- В течение урока нам предстоит это подтвердить. Как нам это сделать? (работа с компьютерной презентацией и тд)

- Предлагаю приступить к работе, время в каждой рабочей зоне 8 минут.

III. Изучение нового материала.

1) Зона работы с учителем

Беседа учителя с учащимися группы:

1. Назовите основные части клетки

2. Раскройте роль клеточной мембраны. Каким основным свойством она обладает? Какое это имеет значение?

3. Сравните функции рибосом и митохондрий. В чем заключается противоположность этих функций. Запомните это.

4. Какова роль хромосом в жизни клетки?

5. Каким образом осуществляется взаимосвязь между различными органоидами клетки?

6. Какие органоиды отсутствуют в теле человека?

Задание №1Заполните схему





Примеры ___________________ Примеры ___________________

Задание №2 Используя рисунок, подпиши строение клетки. Проверьте по эталону правильность ответа.


эталон ответа задания №1.2

2. клеточная мембрана

3. ядро 4. ядрышко 5 ядерная оболочка

6. мембрана эндоплазматической сети

7.рибосомы 8. митохондрии

9. клеточный центр 10. лизосомы

Задание №1 Кратко раскройте сущность следующих процессов жизнедеятельности клетки.

Обмен веществ – питательные вещества, поступающие в клетку, образуются в сложные и выделяется энергия.
Рост – увеличение размеров и массы клетки.
Развитие – её возрастные изменения и выполнение всех функций.
Раздражение – процесс воздействия на клетку.
Возбуждение – клетка включается в работу.
Покой – спокойное состояние клетки.
Возбудимость – возбуждённое состояние клетки

Задание №2 Строение цитоплазмы в растительной клетке обуславливает выполнение функций:

1) внутренней среды клетки

2) осуществления связи между ядром и органоидами

3) формирования веретена деления

4) осуществления процесса фотосинтеза

5) накопления воды и органических соединений

6) защиты клетки от внешних воздействий

Задание №3 Заполните недостающие части схемы:





Задание №1 Строение цитоплазмы в растительной клетке обуславливает выполнение функций:

1) внутренней среды клетки

2) осуществления связи между ядром и органоидами

3) формирования веретена деления

4) осуществления процесса фотосинтеза

5) накопления воды и органических соединений

6) защиты клетки от внешних воздействий

Задание №2 Заполните таблицу, используя соответствующие номера слов из словарика. Понятия в некоторых графах могут повторяться.

Клетки и ткани

Органоиды и части растительной клетки

Органоиды и части животной клетки

Словарик: 1. Хлоропласт. 2. Механическая. 3. Соединительная. 4. Ядро. 5. Клеточная мембрана. 6. Митохондрия. 7. Образовательная. 8. Нервная. 9. Цитоплазма. 10. Проводящая. 11. Мышечная.

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием типов клеток человеческого организма, изучить строение клетки.

Задачи урока: сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);

сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;

продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;

развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное;

совершенствовать логическое мышление.

Оборудование: ПК, скайп

Планируемые результаты:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки человека как представителя царства животных от растений, грибов и бактерий.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

- коммуникативные: - обсуждать в информацию;

- слушать учителя и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с рисунками, интерактивными заданиями;

-- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу на уроке.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД : формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов и развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД: учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности; учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Коммуникативные УУД: учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе с учителем; учиться ставить вопросы, выражать свои мысли; учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.

Повторение пройденного материала.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Задание 1: Выберите один правильный ответ.

1. Известный древнегреческий врач, “отец медицины”

2.Кто является автором термина “аорта”?

3. Автором учения о четырех типах телосложения и темперамента является:

4. Микроскоп был усовершенствован:

B. Антони ван Левенгуком

5. Первый атлас анатомически точных рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:

A. Леонардо да Винчи

6. Английский врач Уильям Гарвей был автором трудов по:

7. Кто разработал метод предупредительных прививок?

8. Создатель учения о рефлекторной деятельности организма:

Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели.

Какая особенность строения объединяет живые организмы?

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.

Кле́тка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов).

Организм человека – сложнейшая система, саморегулирующаяся и самообновляющаяся, основной единицей которого является клетка.

Какая наука изучает строение клеток? - Цитология.

Клетка считается структурным и функциональным элементом тела, подумай почему?

Какими свойствами обладают клетки? - Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

4. Изучение нового материала.

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции. Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).

По форме выделяют клетки:


Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).


При этом несмотря на такое разнообразие, большинство клеток имеют единый план строения: (Какие в клетке выделяют основные части) состоят из ядра и цитоплазмы, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.



Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро — важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.(рис.)

Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.

Также в клетках человека присутствуют разнообразные органоиды.

Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап:

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

На столах у вас в чашках Петри лежат объекты изучения – кусочки яблока, груши, томата и гриба (каждая группа имеет свой объект изучения) и лупы, самые простые увеличительные приборы. Лупа увеличивает предмет в 2–25 раз. Рассмотрите мякоть объектов изучения невооруженным глазом, а затем в лупу. Зарисуйте увиденное в тетради.

Из чего состоит рыхлая мякоть объектов? (Из крупинок, мельчайших пузырьков). Слайд 1 (Приложение 3).

Ребята! Эти пузырьки – клетки. Они хорошо видны, если их рассматривать с помощью увеличительных приборов. Об этом речь у нас пойдет на следующем уроке. Сегодня мы будем говорить о клетках.

Ребята! Вспомните все, что я сказала, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы).

Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока. Слайд 5 (Приложение 3).

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы).

Цель нашего урока следующая: знать строение клетки.

Прежде чем перейдем к изучению новой темы запишем Д\З: вылепить из пластилина объемную модель строения клетки.

Изучение новой темы.

Что вам необходимо узнать для того, чтобы д/з можно было выполнить? (Узнать строение клетки).

Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

Слайд 6 (Приложение 3). Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь).

Слайд 7 (Приложение 3). Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах.

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки. Слайд 8 (Приложение 3).

Ребята! Вы сейчас будете работать в группах. (Приложение 1). Перед каждым из вас лежат карточки с текстом. У каждого лена группы текст одинаков. Вас 5 групп – значит 5 текстов. Внимательно прочитайте текст. Карандашом отмечайте в тексте главные мысли. После текста есть вопросы, отвечая на которые вы будите заполнять таблицу в тетради.

Название органоидов клетки

Функции органоидов

Тетради после урока вы мне сдадите и каждый из вас получит оценку, за выполненную работу. На работу дается 7–10 минут. Каждая группа выбирает своего спикера, который координирует работу. Не забудь те свое решение записать на листах формата А4.

Итак, тексты каждая группа обсудила, таблицу заполнили.

Давайте познакомим другие группы, с функциями органоидов, для того, чтобы они смогли заполнить таблицу в тетради до конца. Для этого спикеры групп, будут, по очереди, выходить к доске и заполнять таблицу, нарисованную на доске.

Работа по заполнению таблицы.

Физкультминутка.

Ребята! Слайд 9 (Приложение 3). Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Зеленые растения – хлорофилл. Но подробно об этом вы будите говорить в 6 классе.

Слайд 10 (Приложение 3). Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм. Подробно об этих особенностях клетки мы будем говорить через урок.

Исполнительско-исследовательский этап.

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке.

Программированное задание: (Приложение 2).

Какие утверждения верны?

  1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
  2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.
  3. Пластиды – есть только у растительных клеток.
  4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.
  5. Живые клетки только питаются.
  6. Клетки одинаковы по форме и размерам.
  7. Организм человека состоит из клеток.

Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу. Слайд 12 (Приложение 3).

Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

Слайд 13 (Приложение 3). А сейчас, после того, как мы разобрали клеточное строение организмов, кто из вас не сможет выполнить д/з?

Рефлексивный этап.Слайд 14 (Приложение 3).

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

Оценочный этап. Слайд 15 (Приложение 3).

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке. А оценки вам поставлю после проверки ваших тетрадей. Урок окончен, до свидания.

Читайте также: