Чем отличается школа пансион от интерната

Обновлено: 02.07.2024

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:
* начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
* с углубленным изучением предметов (напр. физико-математические школы-интернаты и т. п. )
* гимназии-интернаты
* лицеи-интернаты
* санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты
* Кадетские корпуса.

Стоит ли отдавать ребёнка в интернат или пансион?

Интернат или пансион – это школа, в которой ученики пребывают круглосуточно. Есть мнение, что такая форма обучения раскрывает творческие способности детей, способствует их самостоятельности. Второе, полярное мнение, гласит, что дети, обучающиеся в дали от родителей, немногим отличаются от воспитанников детских домов, ведь чужие люди не только обучают их, но и закладывают основы морали и нравственности (не всегда совпадающие с родительскими). Есть случаи, когда отдать ребёнка в интернат – это единственный выход.

Часто родители делают выбор в пользу частных пансионов с уклоном на определённый предмет или просто хорошим качеством преподавания. Выбирая подобное заведение, тщательно изучите все детали: педагогический состав, программу, в том числе, дополнительное образование, условия проживания и т. д. Летом дети, которые обучаются в таких заведениях на постоянной основе, уезжают на каникулы домой. Пансионаты начинают работать в режиме летних лагерей. 21 день – это неплохой тестовый период. Ребёнок сможет оценить обстановку, а взрослые – посетить его и заодно рассмотреть всё поближе, в том числе, учителей и воспитателей.

Кадетский корпус – это военная дисциплина, отличная физическая подготовка и самостоятельность на всех уровнях. Помимо классических преимуществ, сегодня в кадетских корпусах доступно репетиторство, существуют дополнительные дисциплины и углубленное изучение предметов. Делая такой серьёзный выбор, очень важно учитывать мнение ребёнка и не отдавать под военную муштру того, кто хочет играть на скрипке.

Самая уважительная причина отдать ребёнка в пансион – это обучение за границей, ведь финансы и график работы мало кому позволят поехать с ним. Если выбрать учебное заведение правильно, то знания, полученные в нём, откроют ребёнку огромный выбор ВУЗов, в том числе зарубежных, а диплом, нередко, и работу сразу после выпускного. В юном возрасте в другой стране освоиться способен не каждый, как и отказаться от соблазнов. Поэтому не принимайте решения сразу. Отправьте сначала ребёнка за границу в летний лагерь, оцените свои ощущения и впечатления ребёнка, и затем действуйте.


Человек – существо социальное, и у него на уровне ДНК заложено защищать свое потомство. Вот только у некоторых особей эта функция почему-то нивелируется, как результат, в обществе начинают появляться такие организации, как интернаты и детские дома. Они призваны выполнять одну функцию: воспитывать подрастающее поколение, но, как ни посмотри, а отличия здесь есть. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Зачем нужны специализированные образовательные учреждения?

В современном мире власти пытаются решить проблемы, связанные с беспризорными детьми и детьми, проживающими в неблагополучных семьях. Помимо этого, в последнее время участилась рождаемость детей с физическими, неврологическими и психологическими отклонениями. Родители, как бы сильно ни любили своего ребенка, не могут оказать таким детям соответствующего ухода, поэтому вынуждены отправлять свои чада в специализированные интернаты.

Но не все настолько печально, существуют интернаты, в которых учатся не только безнадежно больные, но и удивительно одаренные. Но обо всем по порядку. Итак, чем отличается интернат от детского дома?

Интернат

Интернатом называются такие учебные комплексы, при школе которых есть особые учреждения для проживания учеников. Подобные заведения осуществляют воспитательную работу вместо родителей и опекунов.

интернат и детский дом отличия

Дети находятся здесь круглосуточно. Школы-интернаты созданы в воспитательных целях, чтобы формировать у детей навыки самообслуживания и раскрывать творческий потенциал. Отличие интерната и детского дома состоит в том, что первый имеет в основном коррекционную направленность.

В целом школы-интернаты делятся по:

  1. Контингенту. К примеру, есть заведения, предназначенные для сирот, детей с ограниченными возможностями и т. д.
  2. Образовательному профилю. Некоторые школы-интернаты специализируются на углубленном изучении разных учебных предметов, существуют кадетские корпуса, спортивные интернаты и т. д.
  3. Коррекционные заведения. Предназначенные для оказания специализированной помощи детям с явными отклонениями в развитии. В целом таких заведений насчитывается 8 видов.

Образование в интернатах

Первое, чем отличается интернат от детского дома, – это образовательная система. Во-первых, дети из детского дома посещают школы, которые находятся ближе всего к их месту проживания. Чаще всего это обычные общеобразовательные учреждения. Если говорить о школах-интернатах, то здесь учебный корпус создан специально, и уже при нем существует общежитие. Но это еще не все, чем отличается интернат от детского дома.

чем отличается школа интернат от детского дома

Как и в детских домах, дети в интернате могут пребывать постоянно, но только по просьбе родителей или опекунов. На время выходных или каникул дети могут покидать стены своего учебного заведения, также могут уходить по уважительным причинам.

Воспитанники интернатов и детских домов обеспечены всем необходимым: обувью, одеждой, предметами личной гигиены и т. д. С одним только отличием: в детском доме это все покупается за государственный счет, в интернате - за счет родителей. Это еще один момент, чем отличается школа-интернат от детского дома.

Жилищный вопрос

Когда заканчивается учеба в школе-интернате, детей, которые остались без родительской опеки, отправляют для получения образования по месту жительства, закрепленному за ребенком. Это осуществляется в принудительном порядке. Согласно юридическому законодательству, родители, лишившиеся по каким-то причинам родительских полномочий, не имеют права разменивать ту жилплощадь, что у них имеется, так как она закреплена за ребенком.

специализированная школа-интернат

По факту ребенка возвращают в ту же среду, из которой он ранее был изъят. В основном воспитанники интернатов возвращаются в аморальную среду или к развалинам. В этом вопросе полным сиротам повезло немного больше. Они имеют право самостоятельно выбирать место жительства и род деятельности. После окончания учебного заведения они могут получать бесплатное образование в любом вузе страны на свой выбор.

Детские дома

Что касается детских домов, то это учреждения, в которых содержатся дети, оставшиеся без родителей или их опеки. Такие воспитанники нуждаются в полноценной государственной помощи и защите. Разница интерната и детского дома в том, что последний является еще и организацией, которая оказывает социальные услуги.

Немного истории

В Российской империи, чтобы устранить проблему с социализацией беспризорников, начали строить разного рода приюты и воспитательные дома. Они находились под Ведомством учреждений императрицы Марии, позже была создана система Ольгинских приютов, в которых проживали беспризорные дети.

интернат и детский дом разница

После Октябрьской революции система детских приютов была реорганизована. Учебный и воспитательный процесс строился на учениях русского педагога А. С. Макаренко. Правда, эта новая система образования и трудового воспитания долго не просуществовала. Правительство СССР раскритиковало ее и постановило, что дети до 16 лет не должны работать.

Отличия и сходства

Между собой детские дома и школы-интернаты схожи в том, что на территориях обоих учреждений проживают дети, в том числе и сироты. Тогда в чем разница интерната и детского дома? Во-первых, дети в интернатах содержатся за счет родителей или опекунов, в очень редких случаях за счет государства. Детские дома полностью находятся на государственном попечении.

интернат и детский дом в чем разница

Во-вторых, родители имеют право забирать детей на выходные, каникулы и праздники. Также дети могут не проживать на территории интерната, а просто посещать школу и дополнительные занятия при нем. Из детского дома ребенка может забрать только усыновитель или опекун, но лишь после того, как оформит все необходимые документы. Воспитанники детских домов не имеют права покидать его территорию за исключением экскурсионных поездок, которые проходят под присмотром воспитателей.

В-третьих, основная часть интернатов имеет коррекционную направленность. Большинство заведений предназначены либо для развития способностей, либо для оказания специализированной помощи детям с отклонениями в развитии. Стоит отметить, что детей, оказавшихся без родительской опеки и имеющих проблемы со здоровьем, редко принимают в детские дома. Чаще всего им приходится учиться в специализированных интернатах.

Понятие "школа-пансион" уверенно вошло в нашу жизнь. И если раньше оно ассоциировалось, прежде всего, с зарубежными школами в Англии и США, то сейчас школы-пансионы нередкое явление и в России. Разбираемся, что такое школа-пансион, и почему она может быть отличным решением для вашего ребенка.


Сегодня с вами Mrs. Britain, и мы говорим о школах-пансионах. Для меня это обычное явление, ведь я выросла в Великобритании, а там традиция boarding school или школ с проживанием уходит далеко в прошлое. Дети аристократов, отпрыски богатых семей, представители королевских династий зарубежных стран и ребята из семей военнослужащих – примерно так выглядел срез учеников престижных школ-пансионов несколько веков назад. На учебу в Великобританию приезжали ребята со всего света!

В наши дни мало что изменилось, только теперь в школах-пансионах чаще встретишь детей успешных бизнесменов, политиков и высокооплачиваемых специалистов. По-прежнему, в Англию приезжают многочисленные ученики из-за рубежа.

Учиться в бординговых школах (а они в большинстве своем частные) могут позволить себе далеко не все, ведь стоимость года обучения может доходить до 45 000 фунтов стерлингов (около 4 500 000 рублей)! Почему же школа-пансион - это так дорого? Разбираемся вместе!

Школа-пансион – что это такое?

Итак, что же такое школа-пансион? По большому счёту, это обычная школа, но с возможностью постоянного проживания. Ученики школ-пансионов размещаются на кампусе в специальных общежитиях-резиденциях. Территория школы, как правило, достаточно обширная, включает не только учебные корпуса, но и спортивные комплексы, бассейн, площадки для игр и прогулок, специально оборудованные помещения для занятий творчеством. Дети находятся под постоянным присмотром воспитателей и учителей. Жизнь в школе-пансионе упорядоченная, отдельное время отводится для уроков, отдыха, внеклассных занятий, спорта и творчества.


Существует несколько форматов пансиона:

  • Полный пансион, предусматривающий, что ребенок проводит в школе и будни и выходные дни, а домой уезжает только на каникулы;
  • Недельный пансион, когда ребенок проводит в школе учебную неделю с понедельника по пятницу, а на выходные отправляется домой;
  • Пансион по необходимости, когда ребенок имеет возможность переночевать в школе, в случае если обстоятельства этого требуют или просто по желанию.

В большинстве школ возможны все три формата пансиона. Кроме этого, типична ситуация, когда часть школьников живет в школе на пансионе, а другая часть является "дневными учениками" и расходится после уроков по домам.

Виды школ-пансионов

По составу учащихся школа-пансионат может быть совместного или раздельного обучения (для мальчиков или для девочек). В Великобритании довольно популярно раздельное обучение. Несмотря на то, что количество совместных школ в стране значительно выросло за последнее время, спрос на школы для мальчиков и девочек и по сей день достаточно высок. Не малую роль здесь играет и то, что самые сильные английские школы (Eton, Harrow School и т.п.) – раздельного обучения. При этом достаточно большое количество школ в Англии являются совместными на уровне детского сада и начального образования, но к средней и старшей ступени все же разделяют учеников по половому признаку. В других станах (США, Канада, Россия) эта модель не получила широкого распространения.


По специализации школы-пансионы можно разделить на общеобразовательные и школы с тем или иным уклоном. Существуют школы спортивной и языковой направленности, пансионы с акцентом на творческие занятия, физико-математические школы. Ярким примером подобных школ в России можно назвать СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова — Школу им. А.Н. Колмогорова. В этом государственном пансионе учатся одаренные в физике и математике ребята со всех регионов страны. Для поступления приходится сдавать серьезные экзамены. Ученики получают прекрасную подготовку по профильным предметам, используются программы 1-2 курсов технических вузов.


Общепринято деление школ-пансионов на религиозные и светские. Так, большинство английских школ в той или иной степени религиозные. Еженедельно проводятся ассамблеи в школьных часовнях, соблюдаются определенные правила. В России же пансионы в основном светские. Однако, религиозные также существуют. Один из ярких примеров – православная Елизаветинская гимназия на территории Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

Кроме этого, можно разделить школы-пансионы на государственные и частные. Первые учебные заведения, как правило, обходятся родителям бесплатно. Однако, они принимают преимущественно одаренных детей, одного желания недостаточно, зачисление в интернат производится на конкурсной основе. За обучение в частных школах-пансионах предусмотрена существенная оплата. Так, стоимость обучения в частной школе с проживанием в Москве может достигать 3-4 миллионов рублей в год.

Преимущества обучения в школе-пансионе

В условиях нехватки времени, больших расстояний и постоянных пробок в мегаполисах, родителям бывает достаточно сложно обеспечить ребенку должное внимание. Не всегда получается и состыковать логистику посещений дополнительных внеклассных занятий, особенно, если репетиторы и кружки разбросаны по всему городу. Школа-пансион полностью снимает эти проблемы – ведь чем бы не увлекался ребенок, будь то музыка, плавание, театральное искусство или редкий иностранный язык, он сможет брать занятия на территории кампуса и не тратить дополнительное время на дорогу.


Для занятых родителей плюсом будет и то, что в школе-пансионе обеспечивается надлежащий круглосуточный присмотр. Любые отклонения в поведении или психологические проблемы не останутся незамеченными.

В случае сложностей с тем или иным предметом, всегда можно обратиться к преподавателю, ведь большинство педагогов постоянно проживают на кампусе.

Не секрет, что в семье заставить ребенка соблюдать распорядок дня получается не всегда. Школа-пансион решает и эту проблему. Сбалансированный режим, включающий достаточное количество физической активности и времени на свежем воздухе поможет в гармоничном развитии подростка.

Немаловажно и то, что проживание отдельно от родителей учит детей самостоятельности и готовит к взрослой жизни.

Недостатки обучения в школах-пансионах

Главная причина озабоченности родителей, задумывающихся об обучении в школе-пансионе – отрыв от семьи. По мнению многих, дети, которые начиная с 4-5 класса живут отдельно, вырастают совершенно чужими и полностью теряют эмоциональные связи с родными. В большинстве случае это заблуждение. Ведь секрет не количестве, а в качестве общения. Детям, которые приезжают домой только на каникулы, уделяется намного больше времени и это, как правило, интересный досуг, разговоры по душам и приятные сюрпризы. Находясь на расстоянии, родители и дети становятся более чуткими друг к другу, и часто связи напротив укрепляются. Выпускники пансионов становятся со своими родителями ближе, чем их сверстники, которые жили дома до окончания средней школы.

Детские страхи, связанные с перспективой обучения в школе-пансионе, также имеют место, они объяснимы и естественны. Помочь понять, что взрослые не бросают ребенка, а лишь отправляют его на обучение, могут, например, летние языковые курсы за рубежом. Большинство подобных программ в Англии проводятся как раз на базе школ-пансионов. 3-4 недели на кампусе позволяют ребенку адаптироваться к самостоятельной школьной жизни.


Однако, основным недостатком обучения в школах-пансионах была и остается стоимость. Учеба в частной школе доступна не всем, а поступить в государственный пансион могут лишь избранные. Не даром школы-пансионы всегда были окутаны ореолом элитарности и закрытости. По статистике, подобный образовательный формат могут позволить себе не более 2% британских семей. В России, вероятно, ситуация схожая!

Школы-пансионы, специализированные интернаты и военные училища

На одном из интернет-форумов был проведен опрос: какие ассоциации вызывает у вас слово "интернат"? Практически все респонденты признались, что сугубо негативные.

Всем сестрам по серьгам

Вариантов было много: "неполноценный", "умственно отсталый", "сиротливый", "грустный", "несчастный", "обездоленный" и т.п. Лишь одна девушка выбилась из общего ряда утверждениями: "гениальный", "одаренный", "особенный". В процессе обсуждения выяснилось, что сама она училась в специализированном математическом интернате.

Специализированные интернаты

Но мнение такое ошибочно. В интернатах учатся и вполне здоровые, материально обеспеченные, умные и талантливые школьники. Почему там, а не в обычной школе? Дело в особой форме обучения, которая и отличает интернаты - ребенок проводит здесь не только дни, но и ночи. Похоже на пятидневку в детском саду: родители приводят сына или дочь в школу в понедельник, а забирают вечером в пятницу. Можно оставаться там и на выходные. Причины для такого графика учебы - разные. И типов интернатов несколько.

Для богатых и занятых - частные школы-пансионы

Один из них - частные школы-пансионы. Они очень напоминают "закрытые" интернаты, которые существовали в советские времена. Для простых смертных доступ туда был закрыт, контингент учащихся составляли дети дипломатов и других специалистов, работающих за рубежом. Не во всех странах при посольстве СССР были свои школы, а ходить в местные учебные заведения запрещалось по идеологическим соображениям. Вот родители и оставляли детей школьного возраста в России. При отсутствии заботливых бабушек и дедушек, ребята попадали в специальный интернат.

Если позволяют средства, в современные школы-пансионы можно определить любого ребенка. Занятых пап и мам, сутки напролет зарабатывающих деньги, сегодня хватает. У родителей просто физически нет ни времени, ни сил уделять своему чаду должное внимание. А в частном пансионе ребенок под присмотром, растет, занимается в хороших, практически домашних условиях. Дети, родители которых проживают в другом городе или стране тоже часто учатся в школах-пансионах.

Особых новшеств в распорядке нет. Днем - уроки. После обеда - отдых, прогулки, экскурсии, посещение кружков, спортивных секций. Возможны дополнительные занятия и профильное обучение - иностранные языки, юридический или экономический цикл, математическая и естественнонаучная специализация и т.д.

Как туда попасть?

Нужно заключить договор со школой и оплатить пребывание в пансионе. В некоторых частных заведениях проходят предметное тестирование. Особенно оно распространено среди учащихся старших классов: школа берет на себя обязательства по поступлению в вуз. Поэтому и отбираются дети, база знаний которых позволит быстро подготовить их в заявленный институт. Но если ученик десятого класса до сих пор не в ладах с таблицей умножения, то даже самая гениальная подготовка не "дотянет" его за год до уровня экономфака или мехмата МГУ.

Для особо талантливых - специализированные интернаты

"Гениальный", "одаренный", "особенный" - помните эпитеты, упоминавшиеся в начале? Именно для таких детей созданы интернаты со специальными условиями обучения. Впрочем, с 1988 года многие из них были переименованы в специализированные учебно-научные центры (СУНЦ). В каждом классе подобного интерната учится по несколько призеров российских учебных олимпиад, большинство выпускников поступают на "трудные" факультеты курирующих вузов. Самое известное заведение физико-математического и химического профиля - Школа А.Н.Колмогорова при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Быть талантливым, особо одаренным можно не только в математике, физике и пр. К этой же группе интернатов относятся спортивные и хореографические школы.

Распорядок занятий отличается от обычного - здесь особые программы. Уроки не заканчиваются, скажем, ровно в час, а могут продолжаться с перерывами в послеобеденное время. А в школах олимпийского резерва перед крупными соревнованиями дети тренируются практически целый день. К родителями ребята уезжают на каникулы. Все остальное время проводят в стенах интерната.

В интернаты "для умников и умниц" набирают учеников со всей страны: талантами богата не только Москва. Например, та же Школа А.Н. Колмогорова принимает в десятые и одиннадцатые классы юных граждан России, вне независимости от места их проживания.

Формально любой специализированный интернат дает общее среднее образование. На деле же, зачастую все усилия направлены на развитие детей по профилю. Не секрет, что большинство выпускников спортивных школ-интернатов несильны в математике, литературе. Педагоги советуют отдавать в специализированные интернаты только тех детей, чье будущее точно будет связано с конкретным направлением. Поступить после балетного училища в обычный вуз удается единицам. Если по каким-то причинам: болезнь, потеря физической формы и др. балетная карьера не сложилась, молодой талант уходит в "никуда". Адаптироваться к обычной жизни очень сложно, отсюда - множество поломанных судеб.

Как туда попасть?

Пройти вступительные испытания. В спортивные школы-интернаты детей обычно набирают из числа учеников средних школ, которые занимаются в секциях.

Необходимы не только хорошие физические данные, но и опыт в конкретном виде спорта. Высшая ступень - школы олимпийского резерва, в них готовят профессиональных спортсменов. За право стать учеником такого заведения придется побороться. Особенно, если выбор пал на массовый вид спорта - футбол, хоккей, гимнастику, волейбол или баскетбол. Принимают только тех, кто реально сможет подняться до уровня юношеской сборной и выше.

Чтобы поступить на отделение хореографического искусства Московской государственной академии хореографии, нужно пройти творческий конкурс. В ССУЗ при МГАХ принимают с десятилетнего возраста. В будущем есть возможность получить среднее специальное и высшее профильное образование.

Для особо талантливых - специализированные интернаты

Для будущих военных

Задача-максимум еще одной особой группы интернатов - подготовка элиты Вооруженных Сил страны. К ним относятся школы-интернаты военного профиля: кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища и т.д. Дети живут и учатся здесь на полном государственном обеспечении. В будущем, без экзаменов поступают в вузы военной направленности. Однако, вовсе не факт, что по окончании корпусов, училищ, их воспитанникам открывается лишь одна дорога - в армию. Можно, например, стать студентом факультета журналистики или юриспруденции военного института.

Продолжительность обучения - 2 года (после девятого класса), 3 (после восьмого) или 7 лет. Самые юные суворовцы - выпускники 4-х классов общеобразовательных школ. Возраст абитуриентов не должен превышать 11 лет.

Суворовцы и нахимовцы получают общеобразовательную и начальную военную подготовку (иногда по роду войск).Обязательно изучают иностранный язык по углубленной программе.

Но в интернаты военного профиля строгий отбор по физическим и интеллектуальным данным. Так, например, для того, чтобы получить допуск к вступительным экзаменам в Первый Кадетский корпус ФПС России, средний балл аттестата за 9 класс должен быть не ниже 4.

Как туда попасть?

Познакомиться с правилами приема. Они едины для всех учебных заведений этого типа. Необходимо также предоставить справку из школы об успеваемости, или аттестат о девятилетнем образовании. Пройти медицинскую комиссию, профессиональное психологическое тестирование и испытание по физической подготовке.

Затем следуют общеобразовательные экзамены: математика, русский и иностранный языки.

Дети военных, прослуживших не менее 20 лет в рядах ВС, при условии успешной сдачи экзаменов, зачисляются вне конкурса.

Сирот зачисляют без экзаменов, после медицинской комиссии и психологического тестирования.

Кому подходит интернат?

К. И. Разумов, специалист по детской и подростковой психологии:

"Как бы ни сложились ваши семейные обстоятельства, не торопитесь отдавать ребенка в интернат. Как минимум - нужно протестировать его у хорошего психолога. Или проконсультироваться с педагогами.

Дети воспринимают отлучение от родителей по-разному. Кто-то адаптируется практически сразу, заводит новых друзей, активно участвует в школьной жизни.

Другие живут с ощущением, что близкие их предали, бросили на произвол судьбы. Причем, такая реакция встречается чаще у детей по-настоящему талантливых. Многие из них очень ранимы.

И ни в коем случае не принимайте решение о переводе в интернат самостоятельно! Даже если вы уверены, что новая форма обучения открывает перед ребенком колоссальные возможности. Объясните ему свою позицию. И предоставьте право выбора самому школьнику".

Записная книжка родителя

На вопросы отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В.Гаврилов.

Как должны поступать родители, если учитель намекает на денежное вознаграждение за хорошую отметку в четверти, полугодии? Что делать, если администрация учебного заведения регулярно, раз в месяц, требует от родителей внести достаточно крупные суммы на нужды школы?

Родители могут оказывать своей школе финансовую помощь. Но во-первых - в безналичной форме, а во-вторых, только на добровольной основе. Для этого создается Попечительский совет либо фонд, куда перечисляются деньги. Если есть какие-то нарушения, можно обратиться в Департамент образования. В случаях вымогательства со стороны отдельных учителей или школ, родитель вправе обратиться в органы правопорядка.

Имеет ли право администрация школы требовать оплату услуг охраны сразу за несколько месяцев, например, за полгода?

Если это предусмотрено в договоре - то да. При оказании услуг ЧОПа составляется трехсторонний договор, который подписывается администрацией школы, родительским комитетом и самим охранным предприятием. Среди пунктов этого договора есть и такой, как "форма и сроки оплаты". Если в нем говорится, что оплата осуществляется один раз в два (три, четыре и т.д.) месяца, то школа имеет право требовать соблюдения этих условий. Если же родители не согласны с таким графиком, они вправе требовать пересмотра договора, тем более что заключается он каждый год. В отдельных случаях некоторым семьям могут предоставить возможность платить помесячно.

Читайте также: