Для чего нужны деревья в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Цели: познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям; учить раскрашивать рисунок красками.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, вы-сказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.

А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.

Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы.

Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

Послушайте, что пишет поэт С. Маршак:

Что мы сажаем, Что мы сажаем,

Сажая леса? Сажая леса?

Чащу, где бродят Лист, на который

Барсук и лиса, Ложится роса,

Чащу, где белка Воздух для легких,

Скрывает бельчат, И влагу, и тень –

Чащу, где утром Вот что сажаем

Вороны кричат. В сегодняшний день.

Цель проекта : уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев, о том как их сохранить.

Задачи проекта :

-расширять у детей знания и представления о деревьях :

-характерные особенности строения;

-признаки, отличающие одни деревья от других;

-сезонные изменения в строении лиственных деревьев;

-узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада и нашего поселка;

-дерево – важный строительный материал;

-обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:

-учить детей давать полные ответы на вопросы;

-развивать умение связно и последовательно рассказывать;

активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;

-учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

-воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта : воспитатель, дети и родители средней группы.

Тип проекта :

По методу: познавательно- исследовательско- творческий.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный

Сроки проведения:13.07.2017г. - 27.07.2017г.

Возраст детей: 3-5 лет.

Виды детской деятельности: познавательная деятельность, опытно-экспериментальная деятельность, игровая деятельность, трудовая деятельность.

В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети

• научатся различать, узнавать и называть дуб, клен, березу, рябину, ель, сосну и их плоды;

• разовьются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• продолжится развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей,

• появится понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;

Продукт проектной деятельности :

• картотека стихов о деревьях;

• картотека загадок о деревьях;

Актуальность проекта : воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать хорошего гражданина, желающего оберегать и охранять ее, надо ее познать. И в большом и маленьком городах деревья окружают нас повсеместно. Растут деревья, с ними растут и дети. Однако и взрослые, и дети, хоть и видят их ежедневно, как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Ведь они не передвигаются, не издают звуков, мы не видим, как они питаются и не замечаем, как растут. Несмотря на это, деревья являются важной частью живой природы и играют большую роль в нашей жизни.

• подготовка справочной литературы по теме;

• подбор литературного материала (стихи, рассказы);

Наблюдение за деревьями на участке детского сада;

Закрепить строение деревьев и признаки, отличающие деревьев друг от друга;

Беседа о пользе деревьев

Оформление документации по проекту,

Оформление презентации к проекту,

Защита проекта.

Картотека загадок о деревьях

До небес макушки -

Смотрят на внучат.

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И берёзки, и осинки

Только ёлочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

Её всегда в лесу найдёшь-

Когда гулять в него пойдё шь:

Стоит колючая,как ёж,

"Зимою в платье?",- "Ну и что-ж!"

А платье то пушистое,

Захожу я в зимний лес

Встретил Чудо из чудес.

Но чересчур колючее

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Пальто и ботинки -

А на кочках под осинами,

Солнца празднуя восход,

С причитаньями старинными

Водят зайцы хоровод.

Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода.

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

Никто не пугает,

Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат.

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят.

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

Шумит под окном,

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

Ветки деревца — как руки,

А из гибких, тонких прутьев

Можно многое сплести:

И диваны, и корзины,

Стулья, кресла и гардины.

И полезна, и красива

Вечно плачущая. (Ива)

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску.

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Березка тонкая, подросток меж берез

Березка тонкая, подросток меж берез,

В апрельский день любуется собою,

Глядясь в размытый след больших колес,

Где отразилось небо голубое.

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

Стоит под горой.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода

Все цветет по дороге. Весна

Настоящим сменяется летом.

Протянула мне лапу сосна

С красноватым чешуйчатым цветом.

Цвет сосновый, смолою дыша,

Был не слишком приманчив для взгляда.

И была она, кажется, рада.

Хоть колюча, а не Ёлка,

Подлинней её иголка,

А кора тонка, красна,

Та красавица. (сосна).

Пусть жара или метель,

Но, такая же, как ель,

Зелена, хоть не весна,

Стройна высится. (сосна).

Как мачты корабельные

Над лесом поднялись

Стоят стволы смолистые

И смотрят сверху вниз

Ни перед кем не снимут,

И лишь на небе облака

Их ласково обнимут

Мне дала рябина

Думал я, что сладкую,

А она — как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая,

Дождик так и льется,

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Всё лето в зелени стояла,

А осень в красный цвет зажгла,

И гроздья множества кристаллов,

Всех птиц на пир в сад позвала!

С первым морозом её собирают,

Гроздья ножом осторожно срезают,

Пару лет, точно их можно хранить,

Если в духовке слегка просушить!

Листики в зубчиках,

Ягоды в кучку все,

Летом терпкие, горчат,

В мороз сладостью манят!

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает,

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры, - не боюсь –

Дубом как-никак зовусь!

Не загадка это даже,

Если только кто-то скажет -

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок

Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Быть может, первый листопад

Встречает этот клён.

Впервые праздничный наряд

Подставил ветру он.

Надеты на его сучки

Шесть листьев вырезных.

Они красны и широки,

Совсем как у больших.

Оделись изморозью кроны

Совсем нежданно. Поутру

Остекленели листья клёнов

И зазвенели на ветру…

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой.

Не гусак, а лапчатый;

Не кулик, а крапчатый.

Каждый год на нем с охотой

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

(Клён и его плоды)

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки

И не знает почтальон

Для кого их пишет.

Я с утра в лесу гуляю.

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

Про березку и про мох.

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которых за ежат

Все иголочки дрожат.

Мы с мамой грибы

В корзинку кладем.

Деревья над нами

Меж собой говорят.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём.

Вот свершилась злая доля,

Было дерево когда-то,

А теперь тут круглый столик

И за ним сидят опята.

Картотека стихов о деревьях

Когда показываете детям деревья в лесу или на картинках, очень хорошо бы вспомнит и прочитать о них стихи.

Соберите листья деревьев, а потом расспросите детей: какой листик с какого дерева.

Лист осины – осиновый

Лист березы – березовый

Лист дуба – дубовый

Лист клена – кленовый

Я густой, кудрявой

Вырасту на славу, -

Я медовым цветом

А в денек горячий

В тень от солнца спрячу, -

Ливень льет порою,

Я от ливня скрою, -

Нам расти с тобою, -

В свет широкий выйдешь,

Всю страну увидишь, -

С буйным ветром

Кто, скажи, твои друзья?

- Солнышко меня ласкает,

Ветер косы заплетает.

Лес осенний засыпает,

А калина не снимает

Степь под снегом холодеет,

А калина ярко рдеет

Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой,

И с востока налетает,

Но меня он не сломает!

Дуйте, ветры, – не боюсь –

Дубом как-никак зовусь!

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

Беседа о деревьях.

Цель: познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев, учить бережно относиться к растениям; учить раскрашивать рисунок.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения С. Я. Маршака; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование листьев); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных деревьев, карточки с изображением листьев и плодов, вырезанные из бумаги силуэты листьев, краски, кисточки и т. д.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент. Воспитатель. Ребята, проверьте свои столы и стулья. Они целые? Никто не поломал их? Ребята из соседнего детского сада небрежно обращались со своими стульями и столами и поломали их. Понадобилась новая мебель.

А вы знаете, из чего делают мебель? (Дети отвечают.) Конечно, из дерева.

Послушайте историю. Отправились в лес лесорубы и начали валить деревья. Их стало меньше. Деревья, на которых жили белки, на земле лежат. И вот ребята, которые сломали мебель, узнали об этом, стало им жалко зверей, лес. Решили они отремонтировать старые стулья и столы. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые.

Послушайте, что пишет поэт С. Маршак:

Что мы сажаем, Что мы сажаем,

Сажая леса? Сажая леса?

Чащу, где бродят Лист, на который

Барсук и лиса, Ложится роса,

Чащу, где белка Воздух для легких,

Скрывает бельчат, И влагу, и тень –

Чащу, где утром Вот что сажаем

Вороны кричат. В сегодняшний день.

Клен – клены, сосна – сосны, береза – березы, ива – ивы, ель – ели, рябина – рябины, дуб – дубы.

Если лист дуба, то он (какой) – дубовый.

Если лист березы, то он – … (березовый).

Если лист рябины, то он – … (рябиновый).

Во множественном числе:

Листья на клене – кленовые.

Листья на рябине – рябиновые.

Листья на березе – березовые.

Листья на дубе – дубовые.

Во множественном числе в родительном падеже:

Зимой на березе нет каких листьев? Березовых.

На клене? Кленовых. На дубе? Дубовых. На иве? Ивовых.

7. Раскрашивание листьев. Дети рассматривают вырезанные из бумаги силуэты листьев, характерные для разных деревьев, выбирают соответствующие им цвета красок (желтая, красная, оранжевая) и раскрашивают их.

8. Рефлексия. Создание коллажа из листьев деревьев. Дети наклеивают листья на большой лист бумаги, создавая коллаж.

Цель: расширять представление детей о лесе, совершенствовать навыки обрывной аппликации.

• Закреплять знание о деревьях.

• Воспитывать стремление бережно относиться к природе.

• Способствовать развитию воображения, мышления, познавательного интереса.

• Учить детей создавать предметы путем обрывания бумаги, развивать мелкую моторику.

• Продолжать учить создавать работу аккуратно и красиво.

1. Беседа о лесе (русской березе)

3. Заучивание стихов и загадок про деревья.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в детский сад телеграмму (показывает и открывает ее)

-Лес приглашает нас в гости! Но попадет в лес тот, кто ответит на вопросы:

- Как называется первый месяц лета? (ответы детей)

- Как называется второй месяц лета? (ответы детей)

- Сейчас уже третий месяц, как он называется? (ответы детей)

Воспитатель разбрасывает листочки.

-Осень мимо пролетала и листочки разбросала.

- Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.

- Раз, два повернись и в листочек превратись (дети выполняют задание)

- А теперь листочки найдите свое дерево.

Воспитатель подходит к ребенку и спрашивает :

- Ты на каком дереве рос? -ответ: я рос на березе

- Значит ты, какой лист? - ответ: березовый. и т. д

Подул ветерок и листочки полетели в лес на полянку.

Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь мы свои.

- Ребята, а что такое лес? (много деревьев)

- А какие деревья растут в лесу? (ответы детей).

Выходят дети и задают загадки про деревья :

1. Не загадка это даже

Если только кто то скажет-

Желуди на нем (ответ)

2. Что же это за девица

Не швея не мастерица

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год…. (ответ)

3. Малы и неказисты

И скромно зелены

Но осенью и листья

И ягоды красны (ответ)

4. Клейкий почки

Стоит под горой….(береза)

Воспитатель: про лес написано много стихов и нарисовано много картин.

Давайте с вами посмотрим на картины на доске.

-Почему человек так любит лес? (ответы детей)

- Какие стихи вы знаете? (чтение стихов детьми)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на этот рисунок, мне очень больно на это смотреть…

- Что нельзя делать в лесу? (ответ по картине детей)

- Почему нельзя ломать ветки? (деревья живые)

- Почему нельзя выбрасывать мусор? (Лес- это дом для растений,животных, птиц. В доме должно быть чисто).

Воспитатель показывает картину с изображением березы.

- Посмотрите, какое дерево изображено (показ готовой обрывной аппликации).

- Ребята мы берем с вами бумагу белого цвета на которой нарисован ствол. Обрываем по контуру и приклеиваем на лист зеленого цвета. Потом берем черную полоску и путем обрывания делаем полоски на стволе дерева. таким же способом мы делаем ветки у березы.

- Из светло-зеленого листа бумаги делаем листочки на березе. Отрывая небольшими кусочками и приклеивая к березе.

- какая красивая береза у вас получилась. Закрепить с детьми название дерева. Чем сегодня занимались (играли, превращались в листики, делали обрывную аппликацию).

- Понравилось в гостях в лесу?

- Будете ли вы беречь лес?

- Ну а лес нам с вами передал подарки (желуди, шишки, листики).

Прикреплённые файлы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Образовательный маршрут

для организации совместной деятельности

детей и родителей в сети Интернет

в рамках реализации педагогического проекта

Целевая аудитория: дети 5-7лет

Подготовила:

Воспитатель МАДОУ детский сад № 56

Петрова Татьяна Григорьевна

Я предлагаю Вам, с помощью предложенного маршрута, рассказать детям о пользе деревьев на нашей планете. Привить им любовь к природе, бережному отношению к растительному миру, относиться к деревьям как к живому организму.

Шаг 1. Что мы знаем о деревьях?

Предложите отгадать, что это за звуки.

Начните ваше исследование с небольшой закрепляющей беседы:

В лесу, в парке, сквере .

Деревья бывают дикорастущими, такие деревья растут в парках, вдоль дорог, в лесу и плодовыми, такие деревья люди выращивают в саду, они дают вкусные, съедобные плоды .

Деревья – это растения. Они растут на земле. Растут деревья много лет. Поэтому их называют многолетние растения. Чтобы хорошо расти, дереву необходимы вода и питательные вещества. Оно берет их из земли с помощью корней. Чтоб прочно держаться на земле и не сломаться от ветра – у дерева есть твердый ствол. От ствола отходят ветви или ветки. От больших веток идут маленькие веточки. На веточках растут листья и плоды. Листья и ветви образуют крону.

hello_html_mc284325.jpg

Спровоцируйте интерес к теме и предложите узнать новые сведения о деревьях в сети интернет. Самое главное: оставайтесь вместе с детьми и помогайте им.

Шаг 2. Что бы было, если бы не было деревьев?

После просмотра мультфильма обязательно побеседуйте о просмотренном. Обсудите с ребенком поведение и поступки Макарки. Сделайте вывод почему важно беречь деревья.

Шаг 4. Как растет дерево.

Расскажите, что деревья размножаются при помощи семян и саженцев. Спросите, какие бывают семена у деревьев и можно ли их посадить?

Посмотрите видео – мультфильм:

Семья Почемучек "Как из семян вырастают новые растения"

На заметку: ребенок, скорее всего, удивится на первой минуте фильма, что ничего не происходит с желудем. Скажите, что надо чуть-чуть подождать и быть терпеливым, ведь дубок из желудя не сразу вырастает. Сначала желудь очень долго лежит на земле, намокает под водой, во влаге, зимой его прикрывает и защищает снег. И только потом появляется из желудя первый росточек, который начнет тянуться вверх.

Можете и сами попробовать вырастить какое - нибудь семечко (например: желудь, семечко яблони, абрикоса, сливы и т.д.) у себя дома, посадив его в обычную почву для цветов в комнатный горшок. Это будет интересно для детей – наблюдать, что происходит с ним.

Например, вот такой или другой на ваше усмотрение.

hello_html_1503b9bb.jpg

Будет очень хорошо, если вы принесете свой дневник наблюдений в детский сад и покажете его ребятам. Мы устроим выставку.

Когда росток вырастет, можно пересадить его на улицу. Ни в коем случае не выбрасывайте деревца после вашего опыта проращивания! Они живые, и ребенок обязательно должен увидеть, как они будут возвращены в природу!

Шаг 6. Совместная творческая деятельность.

Предложите ребенку нарисовать деревья. Хорошо если вы это будете делать вместе. Как нарисовать 3 Дерева (Ель, Березу, Яблоню) – можно посмотреть здесь -

Шаг 7. Сказка

Эту книгу можно читать в свободное время, так как она на электронном носителе. Обязательно беседуйте о прочитанном. Совместное закрепление прочитанной информации останется надолго у ребенка в памяти.

Наш маршрут подошел к концу.

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные, съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, сажать молодые деревца.

Автор: Васильева Светлана Юрьевна
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1.Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Организованная деятельность:

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке, экскурсия в лес, заучивание стихотворения В. Берестова.

Организация пространства:

  • экран для системного анализа;
  • иллюстрации дерева, его части, леса;
  • таз с водой, пила, молоток;
  • куски дерева, железа, деревянные доски;
  • гуашь, кисти, коробочки с песком;
  • модели деревьев, кусочки марли;
  • стаканчики с окрашенной водой.

Методические приемы:

  1. Решение проблемных ситуаций.
  2. Алгоритмические действия.
  3. Дидактическая игра.
  4. Опыты с деревом.
  5. Поисковые вопросы.
  6. Наблюдение.
  7. Художественное слово.

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)

- Ребята, подойдите к окошку и скажите, что вы видите за окном? Как называются деревья, которые вы видите? (Береза, тополь, рябина и др.) Вам нравятся эти деревья? За что они вам нравятся? (Они красивые, высокие.) А как вы думаете, деревья и кусты живые существа? (Да живые. Они растут, размножаются, умирают.) Почему? (Если дети затрудняются, сравнить с зимним состоянием деревьев.) В какое время года появляются листочки? (Весной.) Почему? (Подвести детей к выводу: для роста растений нужен свет, тепло, вода.) Без чего дерево не может расти? (Корня.)

- Ребята сейчас мы с вами проведем опыт. Возьмите коробочку с песком, поставьте в нее модель ствола дерева без разветвленных корней, подуйте так, чтобы палочка упала. После этого возьмите другую модель дерева с корневой системой , укрепите в песке. Подуйте. Обратите внимание, что во втором случае палочка более устойчива. А сейчас рассмотрим, как через корень по стволу поднимается вода. Возьмите тарелочку с подкрашенной водой, опустите туда кусочек марли. Понаблюдайте, как вода постепенно поднимается вверх, окрашивая все выше и выше материал. Корни имеют тонкие волоски, по которым впитывается вода.

- А что было бы, если бы на земле не было деревьев, лесов? Чем же дерево полезно? (Деревья очищают воздух, создают прохладу, некоторые – дают вкусные плоды. Из деревьев делают мебель, игрушки, фанеру, бумагу. Деревья служат пищей для насекомых, животных.) Чем неудобны вещи, сделанные из дерева? (Они могут сгореть.)

- Подойдите к столу. (Показ деревянного бруска.) Ответьте какими свойствами обладает дерево? (Оно твердое, тяжелое, легкое, мягкое.) Давайте проведем опыты и убедимся в свойствах дерева.

1 опыт. Вот у меня кусочек дерева и железа. Опускаем их в таз с водой. Что мы видим? Какой можно сделать вывод? Значит дерево легкое, а железо тяжелое.

2 опыт. Попробуем вбить гвоздь в дерево. Что случилось с гвоздем? Вывод: дерево – мягкое, железо – твердое.

3 опыт. Распилим дерево. Что сыплется из-под пилы? Опилки. Они тоже используются для нужных целей. На заводе опилки собирают, прессуют и используют для изготовления мебели. Обратите внимание на столы, шкафы, которые изготовлены из прессованных опилок. Значит, мы выяснили, что дерево мягкое, легкое, поэтому из него изготавливают мебель, игрушки посуду и другие вещи.

- Давайте превратимся в деревья, покажите это при помощи рук и ног.

- Вот подул ветер, закачались деревья, ветер стал еще сильнее, налетел ураган и сломал дерево. (Дети изображают качающиеся деревья и поломанное дерево.)

Ветром дерево качало,
Ветром дерево ломало,
Ранка на его стволе
И макушка на земле.

- Ребята, а вам жалко, когда ветер рвет листья с дерева, ломает их? Кто еще может принести вред дереву? (Насекомые, животные, люди.)

- Как защитить деревья? (Высказывания детей.)

  1. Для птицы дерево – это (жилище).
  2. Для художника дерево – это .
  3. Для жука дерево – это .
  4. Для мебельщика дерево – это .
  5. Для зайца дерево – это .
  6. Для горожанина дерево – это .

- В заключении нашего занятия я хочу прочитать стихотворение В. Берестова:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

- А сейчас мы пойдем на прогулку и посмотрим, не нуждаются ли деревья в нашей помощи?

Читайте также: