Сложно ли работать учителем физкультуры в школе

Обновлено: 04.07.2024

Профессия учителя физкультуры только на первый взгляд кажется простой и не требующей специальной педагогической подготовки.

На деле учителю физкультуры надо не только любить спорт и детей, но и быть первоклассным преподавателем-воспитателем, главная задача которого заключается в формировании у школьников интереса к здоровому образу жизни.

Учитель физкультуры – это педагог, который преподает школьникам физическую культуру и формирует у них навыки самостоятельного занятия спортом и здорового способа жизни.

История профессии

Развитию физической силы, выносливости и ловкости у мальчиков уделяли огромное внимание еще в Древней Греции. Для занятий наставники использовали комплекс спортивно-военных упражнений, который называли гимнастикой. В него входил ряд дисциплин, таких как кулачный бой, бег, прыжки, гонки на колесницах и т. д. В Индии и Китае в оздоровительных и лечебных целях специальные упражнения использовались уже в IV столетии до нашей эры. Затем в Европе наступил довольно длительный период упадка физического воспитания, вызванный господствовавшей в Средневековье идеологией телесного аскетизма.

Профессия учитель физической культуры по-настоящему востребованной стала только в XX веке, когда занятия спортом начали массово вводить в школах. Кроме Великобритании уделялось большое внимание физкультуре и спорту в странах с тоталитарными режимами (Италии, Германии, СССР), так как подготовка будущих солдат была государственной задачей первостепенной важности. В Советском Союзе в школах сдавали комплекс ГТО (Готов к труду и обороне), включавший в себя кроме спортивных нормативов еще и основы рукопашного боя и строевой подготовки.

В 60-е годы XX века во всех средних школах была введена должность учителя физкультуры, в программу включили 2 урока в неделю, устранив слишком сложные упражнения. Больше внимания стали уделять ответственному отношению школьников к своему здоровью. Сейчас в России из-за тенденции общего ослабления здоровья подрастающего поколения количество уроков физкультуры было увеличено до трех в неделю.

Описание профессии

На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются:

  • общее укрепление организма ребенка, его закаливание;
  • гармоничное развитие психических и физических качеств;
  • обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка;
  • повышение работоспособности детей.

Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются:

  • легкая атлетика (бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания);
  • гимнастика (перекладина, брусья, конь, канат, бревно, акробатика);
  • командные игры (футбол, пионербол, волейбол, баскетбол);
  • лыжный спорт.

Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.

На каких специальностях лучше учиться

На учителя физкультуры можно учиться не только в вузе, но и в среднем специальном учебном заведении. В ссузах предлагаются такие специальности:

  • физическая культура;
  • спортивная тренировка;
  • педагогика дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

В вузах готовят педагогов по таким направлениям:

  • физическая культура;
  • физическая культура и безопасность жизнедеятельности;
  • физкультурно-оздоровительная работа;
  • лечебная физкультура;
  • технологии спортивной подготовки и др.

Многие вузы предлагают получить диплом учителя физкультуры в сочетании с дополнительной специальностью по выбору.

Поступить в колледж или техникум можно без экзаменов, достаточно пройти по конкурсу аттестатов и сдать нормативы по физподготовке непосредственно в ссузе. Чтобы стать студентом высшего учебного заведения, надо представить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике или обществознанию (в зависимости от условий вуза), а также сдать на месте экзамен по общей физической подготовке, иногда по основам здорового образа жизни.

Учебные заведения

Если есть желание быстрее начать работать учителем физкультуры, то можно пойти в ссуз, где учиться нужно 3 года 10 месяцев после 9 класса и 2 года 10 месяцев после 11 класса. Средние специальные заведения спортивного профиля расположены во всех регионах, например:

  • Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Приморское государственное училище (техникум) олимпийского резерва (г. Владивосток);
  • Колледж олимпийского резерва им. дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева (г. Волгоград);
  • Педагогический колледж им. Н. К. Калугина (г. Оренбург);
  • Спортивно-педагогический колледж Департамента спорта и туризма города Москвы.

Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. Специализирующихся на спорте университетов, институтов и академий, учитывая масштаб страны, не так уж и много – всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе:

Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.

Обязанности на работе

Профессия учитель физической культуры в школе предполагает такой набор функциональных обязанностей:

  • выбор программы и учебно-методического обеспечения;
  • проведение уроков с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей;
  • использование разнообразных методов, способов и приемов обучения, в том числе индивидуальных программ с соблюдением предписаний врача;
  • планирование учебного процесса (тематические планы на учебный год, четверть и на один урок);
  • поддержка мотивации и развитие способностей каждого учащегося;
  • контроль освоения знаний и умений школьниками, их оценивание;
  • заполнение журнала (в т. ч. электронного);
  • обеспечение здоровья и жизни учеников во время урока.

Если говорить более простыми словами, то физрук должен постоянно проверять исправность инвентаря, при выявлении поломок устранять их самостоятельно или информировать руководство школы о проблеме. Важнейший вопрос для учителя – это безопасность учеников. Педагог должен доходчиво объяснять правила разных спортивных игр, лично демонстрировать, как следует выполнять то или иное упражнение, а также страховать каждого учащегося при его исполнении.

Что нужно знать преподавателю физической культуры:

  • возрастную анатомию и физиологию мальчиков и девочек;
  • утвержденные программы, рекомендации и учебники по своему предмету;
  • основы школьной гигиены;
  • возрастную психологию ребенка;
  • методики преподавания каждой темы;
  • спортивные нормативы для каждого класса, правила основных спортивных игр, навыки арбитража;
  • требования к оснащению инвентарем спортивного зала;
  • технологии дифференцированного подхода к обучению разных школьников;
  • способы локализации и разрешения конфликтных ситуаций;
  • навыки оказания первой медицинской помощи;
  • правила пожарной безопасности и охраны труда.

Качественное физическое воспитание ученика невозможно без тесного контакта с другими педагогами и родителями. Физрук должен учитывать полученную от них информацию при работе со школьником (склонности, особенности здоровья, черты характера).

Также преподаватель обязан распознавать способности ученика к разным видам физической активности и мотивировать его заниматься спортом на более высоком уровне в ДЮСШ.

Немаловажным моментом в работе является просветительская деятельность. Задача учителя информировать школьников о вреде курения, алкоголя и наркотиков, противопоставляя им спорт и здоровый способ жизни во все его проявлениях (физическая активность, правильное питание, туризм и др.).

Кому подходит

Профессия учитель физкультуры в равной мере подходит мужчинам и женщинам. В нее можно прийти, получив специальное педагогическое образование или завершив спортивную карьеру и дополнительно обучившись тонкостям профессии.

Что касается личных качеств учителя физкультуры, то их перечень довольно обширен:

  • любовь к детям и подросткам, умение ладить с ними;
  • общительность, искренность и доброжелательность;
  • трудолюбие и ответственность;
  • физическая и психологическая выносливость;
  • устойчивое внимание и умение контролировать несколько процессов одновременно;
  • наблюдательность, интуиция и умение рассмотреть скрытые способности в ребенке;
  • честность и справедливость;
  • требовательность и принципиальность;
  • умение превратить обычный урок в интересный процесс.

К плюсам профессии можно отнести интересную работу с детьми, часто на свежем воздухе, возможность развиваться и постоянно повышать свою квалификацию. Немаловажная деталь – это социальный пакет и длительный отпуск в летние месяцы.

Главный недостаток – повышенная ответственность за жизнь и здоровье учеников, поскольку уроки физкультуры считаются самыми травмоопасными, а в последнее время участились факты смерти школьников на занятиях из-за ослабленного здоровья. Также можно вспомнить невысокую зарплату, сложности работы в педагогическом коллективе и психоэмоциональные перегрузки.

Сколько получают

Средняя зарплата физрука по стране колеблется в пределах 15–25 тысяч рублей в месяц. Выслуга лет, уровень квалификации, дополнительные часы, классное руководство и премия могут несколько увеличить эти суммы. Размер дохода зависит также от региона проживания. Так, в Москве средний уровень заработной платы педагога превышает 50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 40 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ямало-Ненецкий округ, Чукотка, Ханты-Мансийский округ, Магаданская область могут платить более 70 тысяч рублей. Однако в селах, маленьких городах и райцентрах физрук получает около 15–20 тысяч рублей.

Как построить карьеру

Учитывая специфику работы, непосредственно в общеобразовательной школе у преподавателя физической культуры больших перспектив нет, стать завучем или директором шансов мало. Однако наличие хорошего образования, развитые профессиональные умения и личные качества могут поспособствовать в поиске дополнительного заработка или перехода на более перспективное место работы.

Можно перейти на свободную должность в детско-юношескую спортивную или частную школу. Перспективный вариант – трудоустройство на тренерское место в спортклубе или тренажерном зале, плавательном бассейне, оздоровительном центре или санатории. Всегда актуальной остается возможность сделать управленческую карьеру в подразделениях физической культуры и спорта или образования в местных, областных или краевых администрациях, а также муниципалитетах.

Если учитель физкультуры не поленился пройти дополнительные курсы по одному из современных популярных видов фитнеса (зумба, стретчинг, аэробика, йога), то он может набрать группу и заниматься в частном порядке. Еще одно направление для приложения своих усилий – это индивидуальные уроки с детьми, которые отстают в физическом развитии и требуют особых программ подготовки.

Перспективы профессии

Несмотря на то что педагогические вузы выпускают ежегодно тысячи учителей физической культуры, спрос на рынке труда на представителей этой профессии остается неизменно высоким. Таким образом, если человек любит спорт и имеет склонность возиться с детьми, то ему стоит посвятить себя этой работе, несмотря на все ее недостатки. Кроме того, для него откроются неплохие и более доходные перспективы в смежных специальностях.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия учитель физкультуры подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Когда работала учителем русского языка и литературы и думала:

"Почему у физруков нет ни тетрадей, ни классного руководства,к урокам готовиться не надо, но при этом оклад одинаковый, ко всяким мероприятиям не привлекают,с двоечниками заниматься не заставляют - несправедливо".

То, какими их нам представляют по телевизору (например, в известном сериале на ТНТ), мягко говоря не соответствует истине. Я про поведение именно в школе. Если бы физруки так себя вели, на них бы давно миллион жалоб накатали во все инстанции.

На мой взгляд, работать учителем физкультуры сейчас становится даже опасно, потому что у них очень высокая ответственность, а происшествий с травмами чуть ли не каждый день вагон и тележка в придачу. Вот некоторые проблемы в их работе:

1. Высокий травматизм на занятиях (бывают даже случаи с летальным исходом).

Без этого никак, всё же дети прыгают, бегают, бросают мячи и другой инвентарь. Могут элементарно толкнуть или упасть. Ответственность за подобные происшествия несет учитель физкультуры.

2. Отсюда вторая проблема - ответственность буквально за все, что происходит в спортзале, раздевалках, стадионе.

Во время перемены у нас в раздевалке разбили зеркало мячом. Учитель этого не видел, перемена всё-таки. Виновника нашли, но втык получил и физрук, так как должен быть рядом с детьми и следить за ними.

Как-то на перемене случились и разборки между ученицами. Учитель физкультуры не смог их предотвратить только потому, что это случилось в женской раздевалке и он элементарно не мог туда зайти. Вот как в таком случае ему поступить?

3. Приходится работать на улице .

Работа учителем хороша тем, что проходит в тепле, но не у физкультурников. Весной и осенью физкультура проходит на свежем воздухе. Теперь же и зимой, на лыжах. С учётом того, что в среднем у учителя 5-6 уроков, он может проводить по полдня с небольшими перерывами на улице. Благо на мороз не выгоняют (а то сразу родители нажалуются, можете почитать здесь ).

Ещё недавно родители жаловались, что их дети сами делают лыжню на стадионе. Так что теперь учителям физкультуры надо пораньше приходить и выполнять это, директор попросила даже график составить, кто в какие дни этим занимается.

Не знаю, относить к проблемам учителей физкультуры тот факт, что часто они оказываются единственными учителями мужского пола в школе и поэтому вынуждены кроме своих прямых обязанностей выполнять и все мужские (таскать парты, быть дедом морозом на утреннике и т.д. ). Но это скорее совсем другая история.

Здравствуйте, меня зовут Сергей. Я учитель физической культуры в маленьком провинциальном городе. В свободное время я веду блог, в котором простыми словами рассказываю о своей работе.

Почему я не очень хороший учитель

Я терпеть не могу строевую подготовку и требую от детей выполнения только необходимого минимума команд, которые нужны для организации урока. Мне не нужны рапорты физоргов: я и так вижу, кто отсутствует в строю. Нередко игнорирую рекомендуемые программы, предпочитая составлять свои.

Я не люблю спортсменов. Человек, который замыкается на узкой специализации с раннего детства, не может успешно социализироваться.

А еще я очень жесткий учитель. Требую на своих уроках дисциплины и близкого к 100 % посещения (исключения, правда, есть). Собственно, если оценивать мои действия, я оказываюсь достаточно неудобным для части учеников, родителей и других участников образовательного процесса. Но я такой, какой есть, меня не исправишь.

По традиции больше всего проблем возникает в конце четверти

А теперь я расскажу, как выставляются оценки

В большинстве случаев никакой объективностью и не пахнет. Конечно, если учитель обладает сильной волей и определенным авторитетом, то и оценки будут выставляться по заслугам. В противном случае все будет зависеть от завуча, которому невыгодно снижать среднюю успеваемость в школе.

При этом у подобного ученика выходит 4 по другим предметам. Нет уж, спасибо. Отклонений в здоровье нет, значит, 3. Я часто нахожу в себе силы и выставляю четвертную тройку. Навстречу иду детям с реально ослабленным здоровьем (да, здесь оценка может быть не совсем объективна).

Кстати, освобождение от занятий не повод их прогуливать

Временно освобожденный от физических нагрузок ученик должен присутствовать на уроке. Конечно, можно пойти навстречу родителям, но тогда они должны дать письменное обязательство в том, что берут на себя ответственность за ребенка.

Пара слов о травмах на уроке

Что же делать учителю физической культуры в случае травмирования ученика? Это зависит от того, прошел ли педагог курсы первой доврачебной помощи. Если нет, нужно просто сообщить о случившемся медработнику школы, дежурному администратору, классному руководителю и родителям ученика, а потом вызвать скорую помощь и приготовиться писать кучу объяснительных.

Если учитель окончил специальные курсы, то он не только сообщает о травме всем заинтересованным лицам, но и оказывает доврачебную помощь: обрабатывает ссадины, прикладывает холод к ушибам, обеспечивает неподвижность при вывихе или растяжении.

Еще одна проблема для учителя физкультуры: 2 класса в маленьком зале

Спортивный зал у нас в школе один. К тому же еще и маленький. Мы с коллегой любуемся друг другом и зрелищем переполненного спортзала 22 занятия в неделю. Считаем удачей, когда на уроке вместе близкие по возрасту классы: и программа у них схожая, и упражнения примерно одинаковые. В этом случае урок проводим совместно: один вводную часть, второй — основную. Или один работает с девочками, другой с мальчиками.

Беда, если расписание сводит в спортзале 1-й и 11-й классы (такая петрушка у нас 5 раз в неделю стабильно). В этом случае приходится чем-то жертвовать. Минут 20–25 классы занимаются раздельно на своих половинах зала. Следующие 5–7 мин. малыши играют, а затем садятся на скамейки, и зал полностью отдается старшеклассникам.

И как в таких условиях подготовить детей к олимпиаде по физкультуре?

Выкручиваться приходится и на обычных занятиях

Обычные мячи, обручи и прочий инвентарь быстро приходят в негодность. Об этом надо сообщать завхозу и бухгалтерии — тогда собирается комиссия и вся рухлядь списывается. По идее, затем она должна утилизироваться. Но те же маты, к примеру, на городскую свалку не вывезешь.

Поэтому утилизируется только малая часть, а все остальное преобразуется во что-то другое. Не совсем законно, каюсь, но без этого я не получил бы многих полезных вещей. Взять хотя бы приказавшие долго жить волейбольные и баскетбольные мячи. Любой уважающий себя учитель физической культуры знает, как изготовить модные сейчас медболы.

Учитель физкультуры: особенности и обучение

Профессия учителя физкультуры не относится к разряду модных и престижных, из-за чего по данной специальности всегда имеется достаточное количество вакансий. Педагогами по физической культуре чаще становятся спортсмены, окончившие свою спортивную карьеру, а также люди, искренне любящие спорт.

История профессии

Своими корнями профессия уходит во времена Древней Греции, когда среди юношей культивировались сила, ловкость и выносливость, а в обществе уделялось огромное внимание военно-спортивным дисциплинам. В комплекс упражнений для молодых людей входили кулачные бои, гонки на колесницах, прыжки в высоту и бег на длинные и короткие дистанции.

Процессом руководили более опытные наставники, добившиеся немалых успехов на спортивном поприще и пользующиеся авторитетом среди молодёжи.


В современном виде физическая культура стала официально преподаваться с середины XIX века, когда в школах Великобритании был официально введён урок гимнастики. Огромный вклад в развитие профессии внёс Пётр Францевич Лесгафт – выдающийся российский педагог, анатом, антрополог и биолог. Разработанная им в конце XIX столетия научная система физического воспитания широко известна специалистам и не потеряла своей актуальности по сей день.

С начала XX столетия профессия преподавателя физической культуры была особенно популярна в странах с тоталитарным режимом, таких как СССР, Италия и Германия. Это было обусловлено необходимостью подготовки большого количества потенциальных солдат, готовых в любой момент пополнить армейские ряды. В СССР был разработан и внедрён комплекс физических упражнений ГТО, который быстро завоевал популярность среди советских людей, а выполнение его норм считалось предметом гордости. В период с 1931 по 1941 годы более 6 000 000 человек выполнили норматив первой ступени и более 100 000 человек стали обладателями значка второй ступени.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия, во всех средних школах Советского Союза была введена должность педагога по физическому воспитанию, а образовательные программы были пополнены двумя часами физкультуры в неделю.

В современных школах количество уроков увеличено до трёх, что обусловлено малоподвижным образом жизни детей и необходимостью вовлечения как можно большего количества учеников в занятия спортом.


Описание

Сегодня учитель физической культуры – это педагог, который проводит с детьми физкультурные занятия, стимулирует их к занятию спортом, повышает в глазах подрастающего поколения престиж здорового образа жизни и формирует негативное отношение к вредным привычкам. Современная программа по физическому воспитанию включает в себя несколько спортивных дисциплин, таких как бег на лыжах, гимнастика, лёгкая атлетика и игровые виды спорта – баскетбол, футбол и волейбол.

Задачей педагога является организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый из детей был вовлечён в занятия и получал бы нагрузку в соответствии с индивидуальным развитием и возможностями. Профессия физрука подходит как для мужчин, так и для женщин и является оптимальным вариантом работы после завершения профессиональной карьеры в большом спорте.


Плюсы и минусы

Профессия учителя физкультуры имеет как достоинства, так и недостатки. К плюсам относят:

  • наличие полного социального пакета;
  • регулярную оплату труда;
  • продолжительный отпуск, приходящийся исключительно на летние месяцы;
  • интересную работу с детьми;
  • поддержание своего тела в отличной физической форме;
  • возможность проведения занятий на свежем воздухе;
  • высокий спрос на профессию и большое число вакансий;
  • возможность работы по совместительству в спортивных школах и фитнес-центрах.

Главным недостатком профессии является высокая ответственность за жизнь и здоровье детей, что особенно актуально в свете последних событий с участившимися случаями внезапной смерти школьников на уроках физкультуры.

К минусам можно отнести не слишком высокую заработную плату, постоянные психоэмоциональные перегрузки и непростую работу в большом педагогическом коллективе.


Должностные обязанности

Как и любой педагог, учитель физической культуры имеет ряд должностных обязанностей, с которыми его знакомят при поступлении на работу.

  • Первое и самое важное условие работы в школе – это чёткое знание методики преподавания предмета и полное принятие всех требований министерства образования и администрации учебного заведения.
  • Учитель обязан уметь составлять учебные планы на урок, четверть и учебный год и предоставлять их руководящему звену для проверки и утверждения.
  • Педагог обязан соблюдать правила техники безопасностина уроке, разъяснять их ученикам и следить за их исполнением, обеспечивая тем самым сохранение жизни и здоровья учащихся.
  • Преподаватель должен реально оценивать самочувствие и возможности каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его физиологических, возрастных и психологических особенностей.
  • Учитель обязан вести учебную документацию, заполнять журнал, в том числе и электронный, и своевременно выставлять в нём оценки.
  • Физрук должен принимать участие в планёрках, совещаниях и педсоветах, посещать родительские собрания и проводить плановые и внеплановые учебно-спортивные мероприятия.
  • Педагог обязан самостоятельно выбирать учебно-методическую литературу, необходимую для проведения урочной и внеурочной деятельности и соответствующую требованиям ФГОС.
  • Учитель должен осуществлять регулярный контроль знаний, умений и навыков учеников, оценивать их согласно принятым стандартам.
  • Физрук обязан следить за исправностью оборудования спортзала и спортивного инвентаря и при необходимости своевременно подавать заявку на приобретение нового. Занятия с детьми на сломанных или повреждённых снарядах категорически запрещены.
  • При выполнении сложных гимнастических упражнений на турнике, коне, перекладине или брусьях, педагог обязан страховать каждого ребёнка, независимо от его физической формы и способностей.
  • Учитель обязан распознавать спортивные таланты и способности у учащихся, мотивировать их на более серьёзные занятия в специализированных школах олимпийского резерва.
  • При работе с детьми физрук обязан учитывать индивидуальные физические особенности каждого ребёнка и прислушиваться к просьбам родителей относительно допустимой физической нагрузки.
  • Педагог обязан вести пропаганду здорового образа жизни и своевременно информировать детей о негативных последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков.


Требования

Главным требованием к учителю физической культуры является наличие у него ряда личных и профессиональных навыков, без которых работа с детьми и преподавание спортивных дисциплин были бы невозможны.

Профессиональные навыки

Среди профессиональных умений и навыков, которыми в совершенстве должен владеть физрук, можно отметить следующие:

  • навык оказания неотложной медицинской помощи;
  • знание правил пожарной безопасности и умение следовать инструкциям по эвакуации детей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • умение сглаживать конфликтные ситуации и разрешать споры между учениками;
  • знание правил спортивных игр и навыки судейства;
  • поддержание хорошей физической формы и умение показать ученикам технику выполнения гимнастических упражнений, прыжков и бросков мяча;
  • хорошая спортивная эрудиция и осведомлённость о прохождении крупных спортивных соревнований, позволяющая обсудить событие с учениками и дать происходящему профессиональную оценку;
  • чёткое представление о возрастной периодизации учеников и системный подход к обучению на основе современных методик.


Личные качества

Из индивидуальных характеристик, необходимых учителю физкультуры, можно отметить такие качества, как справедливость, любовь к детям, умение находить общий язык с подростками, высокая ответственность, коммуникабельность, умение держать под контролем несколько одновременных процессов, физическая выносливость, стрессоустойчивость, незлопамятность, умение прощать, доброжелательность и умение идти на контакт с родителями.

Вместе с тем, физрук должен быть наблюдательным, принципиальным, трудолюбивым и психически уравновешенным, чётко и интересно излагать свои мысли и обладать отличными организаторскими способностями.


Обучение

Срок обучения в ССУЗе на базе 9 классов обычно составляет 3 года 10 месяцев, на базе 11 классов – 2 года 10 месяцев, в ВУЗе – от 4 до 6 лет в зависимости от формы обучения (очная, вечерняя или заочная) и системы образования (бакалавриат или специалитет). Для поступления в ССУЗы достаточно сдать нормативы по физподготовке, которые принимают непосредственно в образовательном учреждении, и пройти конкурс аттестатов. Поступающие в ВУЗы должны иметь на руках результаты ЕГЭ по русскому языку, биологии и успешно сдать экзамен по физкультуре.

Многие высшие учебные заведения дают возможность получить диплом преподавателя физической культуры в сочетании с какой-либо другой специальностью. Это значительно расширяет возможности педагога и позволяет работать на 2 ставки, занимаясь преподаванием сразу двух предметов. Выпускники, окончившие обучение и получившие диплом бакалавра, могут продолжить обучение в магистратуре. Это позволит углубить им приобретённые знания и заняться научной работой по выбранной специальности.

Что касается заработной платы, то в крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург, она достигает 40-60 тысяч рублей и зависит от уровня квалификации, стажа, дополнительных часов и классного руководства. В районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях зарплата физрука составляет порядка 70 тысяч рублей, в небольших городах и районных центрах Центральной России учитель получает от 15 до 20 тысяч рублей. Для дополнительного заработка физруки нередко подрабатывают в фитнес-центрах, тренажёрных залах и санаториях, а также ведут секции в детских развивающих центрах и плавательных бассейнах.

Читайте также: