Что такое самостоятельность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.

Право на самоконтроль - право на самостоятельность. Там, где вас контролируют, вам самостоятельность не доверяют. Там, где человек не состоятелен, контроль со стороны компетентного человека - не неприятность, а услуга. См.→

За эту свободу нужно платить, поэтому самостоятельным называют того, кто способен и готов свою свободу оплачивать. Получает право быть более самостоятельным тот, кто берет на себя больше личной ответственности. Теряет право на самостоятельность тот, кто не справляется со своими проблемами. См.→

Как развивать самостоятельность?

Развитие самостоятельности у детей

Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:

  • создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам,
  • создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
  • создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. См.→

Важно: все это работает, когда вы, как родители, имеете хоть какой-то авторитет и ребенок вас хоть как-то слушается. Непослушные дети, живущие как паразиты на шее родителей - и не самостоятельные, и одновременно протестующие против самостоятельности. Добьетесь, чтобы дети вас слушались - сможете быстрее воспитывать в них самостоятельность.

Несамостоятельность взрослых людей

А если взрослый человек ведет себя несамостоятельно, как маленький ребенок? Что делать?

- Ответ: то же самое, что и с малыми детьми.

Может ли в таких случаях помочь психотерапия? Скорее всего нет: перед нами человек не приболевший, а не имеющий навыков самостоятельности, не привыкший к несамостоятельности и не желающий самостоятельности. Перед нами маленький ребенок, а ребенка нужно не лечить, а развивать и воспитывать. Но можно ли как-то помочь в этой ситуации? Иногда - можно, но на консультацию нужно придти в первую очередь родителям, воспитавших такого "ребенка". Получить консультацию. ​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Литература: [13].

личностное качество, выраженное в способности мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать собственное мнение, принимать решения и действовать по собственной инициативе, независимо от навязываемых взглядов и способов разрешения тех или иных проблем. Самостоятельные действия эффективны при наличии высокой компетентности.

волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне. Свободное воспитание - концепция воспитания, согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему для развития нужны лишь благоприятные условия. С.в. игнорирует необходимость специальной помощи ребенку со стороны взрослых. (1)

положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Это волевое свойство, основанное на умении анализировать жизнь, систематизировать данные, планировать, регулировать и осуществлять свою деятельность без посторонней помощи. Существует самостоятельное мышление, ум, суждения как готовность памяти к приобретению и активному использованию знаний, навыков, умений в конкретных ситуациях. Есть также самостоятельность действий, работы, самой познавательной деятельности как готовность к новациям и инновациям, к творчеству в изменяющихся условиях среды. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению.

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. С. формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже в младенческом возрасте ребенок способен предпринимать самостоятельные действия (садится, к концу 1-го года встает, берет игрушку и др.). На 3-м году жизни закладываются основы самосознания, что выражается в обостренном стремлении к С., иногда вопреки желанию родителей. Этот период называют кризисом 3 лет (см.Кризисы возрастные). На этом этапе необходимо разумно поощрять детскую С., развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребенка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции (см. Негативизм). Дальнейшее развитие С. наиболее осложняется в подростковом возрасте. Подростки, как правило, воспринимают свою С. как полную независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов и т.д.), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детской и молодежной субкультуры. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности подростков. См. также Кризисы возрастные, Негативизм

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств. силами С предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений.
С не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности На 5—6-м мес жизни ребенок начинает предпринимать самостоят.действия - садится, пытается достать игрушку и т и, к кон 1-го года жизни - сгоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия Т о, пробуждается стремление к С, связанное с потребностью ребенка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых На 3-м году жизни в силу возросших физич. возможностей ребенку становятся доступны разнообразные действия В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т с закладываются основы самосознания Это проявляется в обостренном стремлении к С., нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает т. н. кризис 3 лет (см. Кризисы возрастные) - этап становления личности, для к-рого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждении ребенка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить дет. активность, сталкиваются, как правило, с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удается сделать подчинение главным механизмом поведения ребенка, это серьезно затрудняет формирование С.
Становление С. в мл. шк. возрасте протекает относительно ровно. Осложнение этого процесса возможно в подростковом возрасте. Обостренная потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искаженном представлении о С., к-рая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартов подростковой субкультуры. В практике воспитания учет растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную С.

Самостоятельность – это стержневое качество личности, отражающее ее способность свободно, но сознательно и обоснованно действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями независимо от групповых воздействий.
Развитие познавательной самостоятельности будущих экономистов в обучении иностранному языку | Т. И. Кулагина

Самостоятельность характеризует готовность и способность человека организовывать свою жизнь, опираясь на внутреннюю уверенность в своих силах, независимо от внешних факторов, суждений и оценок. С самостоятельностью взаимосвязано умение анализировать, планировать, и регулировать свою деятельность, а также нести ответственность за ее результаты.

Самостоятельная, самодостаточная личность принимает решения без вмешательства посторонних, имеет свое мнение и адекватно оценивает положительные и отрицательные стороны своего выбора. Такая личность активно приобретает и использует навыки, идеи и знания, а также готова к исследованиям, новаторству и творчеству.

Чрезмерная самостоятельность не совсем уместна в командных видах деятельности и спорта, там, где существует необходимость постоянно советоваться, согласовывать позиции, вырабатывать общую стратегию поведения и нести ответсвенность за конандный результат. Однако в рамках своей зоны ответственности самостоятельность неоценима, так как ведет к продуктивности и росту. Ошибочное понимание самостоятельности проявляется в нежелании выполнять приказы и распоряжения руководства, следовании на поводу своих желаний и стремлении ни перед кем не отвечать и не отчитываться. Чаще всего оно встречается у подростков и инфантильных взрослых. Самостоятельность, искаженная пороком, ведет к отрицанию чужого опыта и авторитета, неспособности работать в команде, а иногда и к развитию звездной болезни.

1. отвлеч. сущ. к самостоятельный. Самостоятельность государства. Самостоятельность работы.

2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Политическая самостоятельность. Он рано начал обнаруживать самостоятельность.

| Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Проявить самостоятельность.

Педагогический терминологический словарь

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

С. формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже в младенческом возрасте ребёнок способен предпринимать самостоятельные действия (садится, к концу 1-го года встаёт, берёт игрушку и др.). На 3-м году жизни закладываются основы самосознания, что выражается в обострённом стремлении к С., иногда вопреки желанию родителей. Этот период называют кризисом 3 лет (см. Кризисы возрастные). На этом этапе необходимо разумно поощрять детскую С., развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции (см. Негативизм).

Дальнейшее развитие С. наиболее осложняется в подростковом возрасте. Подростки, как правило, воспринимают свою С. как полную независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов и т.д.), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детской и молодёжной субкультуры. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности подростков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 253-254)

Читайте также: