План работы кружка юный натуралист в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Программа кружка “Юный натуралист” позволяет учащимся расширить представление о животном и растительном мире, которое они приобретают в ходе изучения разделов “Растения” и “Животные”, 6 -7 классах.

Программа данного кружка рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые, живо интересуясь ботаникой и зоологией и стремясь к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать посильную помощь.

К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок. Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой, её отдельными биоценозами. Под руководством преподавателя ребёнок сможет в системе рассмотреть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех сторон.

На занятиях кружка ребята учатся вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. У них возникает потребность лучше и больше знать.

Во время проведения дидактических игр, развивается коллективизм, уважение друг к другу.

Общение учеников с педагогом на занятиях кружка теряет формальную направленность, когда четко выполняются установки социальных ролей “ учитель” и “ученик”. Ученики и учителя становятся единомышленниками, занимаясь тем, что их интересует.

Программа кружка рассчитана на 1 год, причём занятия могут проводиться в разновозрастной группе обучающихся.

Возраст детей – средние школьники 12-13 лет

Количество часов – 144 часа

    Природа окрестностей школы
  1. Сезонные явления в природе осенью
  2. Плоды и семена
  3. Скатерть-самобранка. Праздник осени.
  4. Зимующие птицы. Праздник
  5. Зима в природе
  6. Растения зимой
  7. Весна в природе
  8. Праздник птиц

Основная цель программы – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и человека, необходимости заботится обо всём живом на земле, воспитание нравственных качеств личности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира, с их биологическими особенностями

2. Приобретение навыков и умений работать с художественной и научной литературой

3. Формирование у школьников умений сравнивать, вести наблюдения

4. Приобщение детей к охране природы родного края, вовлечение в защиту окружающей среды

5. Способствовать развитию коллективизма, повышению интереса к исследовательской работе

6. Содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса

2. Самореализация через различные творческие дела, участия в конкурсах, экскурсиях, выставках

3. Коллективный подход

Формы и приемы работы:

1. Проведение практически работ, лабораторных опытов, экскурсии

2. Изучение научной и художественной литературы

3. Фенологические наблюдения

4. Наблюдение за природными объектами

5. Моделирование экосистем

6. Изучение флоры и фауны родного края

2. Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами программы, техникой безопасности – 2 часа

Возникновение натуралистического движения – 2 часа

Первые кружки в стране. Образование станций юннатов и их деятельность.

Природа окрестностей школы - 2 часа. Экскурсия.

Сформировать понятие “окружающая среда”. Изучить многообразие растений окрестностей школы. Выявить значение почвы как верхнего слоя Земли. Активизировать деятельность детей по озеленению территории школы, села.

Правила поведения в природе - 2 часа.

Составление правил поведения в природе.

Сезонные явления в природе осенью - 3 часа. Экскурсия.

Признаки осени. Знакомство с распространенными растениями: деревьями, кустарниками, травами. Осенняя окраска листьев и кустарников.

Лягушки - 2 часа

Познакомить детей с особенностью животного живущего на суше и развивающегося в воде.

Природа в жизни человека - 3 часа.

Книга тревоги. Путешествие по заповедным местам Приамурья.

Красная книга - 2 часа

Знакомство с Красной книгой России, Амурской области.

Книга печали Амурской области - 2 часа.

Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Амурской области.

Зоология в цифрах -2 часа.

День игр – 2 часа.

Экологический КВН “Приамурье моё”

Познакомить с русской березкой. Лекарственные свойства. Традиционные народные промыслы, связанные с березой.

“Лук от семи недуг”. Практическая работа.

Живые синоптики -2 часа.

Бабочки “Летающие цветы” - 2 часа.

Внешнее строение. Бабочки-путешественники.

Бабочки, занесенные в Красную книгу. Справочное бюро.

Скатерть-самобранка - 2 часа.

Осень, ты моя подружка. Праздник.

Внешний вид. Птицы-синоптики. Игры.

Синичкина столовая- 2 часа

Внешний вид. Необычное в обычном. Беседа “Умеют ли птицы считать”. Игры.

Звёздный час -2 часа

Зимующие птицы. Праздник - 2 часа.

О пользе зимующих птиц. Конкурс “Птичья столовая”. Занимательная часть.

Тема № 20

Зима в природе. Экскурсия - 2 часа

Изменение природы зимой. Признаки зимы.

Растения зимой - 2 часа.

Общий вид деревьев и кустарников зимой. Синквейн.

Жизнь животных зимой - 2 часа.

Следы на снегу. Праздники, подсказанные природой.

Медведь - 4 часа.

Записки натуралиста. Занесённые в Красную книгу.

Сказки о медведях. Загадки русского народа.

Дельфин - 2 часа.

Морские млекопитающие и человек. Репутация дельфина. Мир звука. Говорящие дельфины. Достижения в работе с дельфинами.

Обезьяна -2 часа.

Познакомить детей с особенностями обитания приматов. Показать более высокую организацию среди других животных.

Облепиха - 2 часа.

Рассказ о диком ананасе. Лекарственные свойства облепихи.

Беседа “Какие бывают музеи”.

Пауки -синоптики. Энтомолог. Их следует охранять. Многообразие и многочисленность. Игры.

Подсолнечник -2 часа.

Внешнее строение. Легенды о подсолнечнике. “Зеленый доктор”

Пшеница - 2 часа.

Ода пшенице. Война и хлеб. Профессия – хлебороб. Народный промысел.

Внешний вид. Образ жизни. Мёд – продукт пчелиной деятельности.

Конкурс “Вспомни и назови”. Внешний вид. Сказка “Откуда у ежа иголки”.

Судьба кошки во времена прошлые.

Неприрученное домашнее животное. Породы кошек. Выставка. Интересные истории с кошками.

Конкурс “Мисс КисКис”

Предсказания поданных Нептуна.

Удивительные факты из жизни рыб.

Плоды и семена – 2 часа

Сбор семян и плодов для подкормки птиц в зимнее время.

Алоэ, агава, амараллис – 2 часа

Дать понятие о комнатных цветах. Родина комнатных растений. Как ухаживать за своим зелёными друзьями.

Астра, агерантум, амарант, арктотия – 2 часа.

Познакомить с однолетними цветами. Цветы в украшении сада, парка, города, балкона. Профессия “цветовод – озеленитель”

Семейство лилейных – 2 часа.

Познакомить с семейством лилейных, представителями произрастающими в Амурской области. Использование в дизайнере школьного двора.

Африканская фиалка – 2 часа.

Гостья из далека. Украшение в домашнем интерьере.

Как попали комнатные цветы в амурскую область.

Использование сухих цветов в декоративном творчестве.

Фотовыставка - 3 часа.

Природа глазами детей.

Описание внешнего вида. Видовое разнообразие.

Бурундук, земляная белка – 2 часа.

Живые синоптики. Бурундук – живой барометр.

Экологическая газета - 2 часа.

Оформление и выпуск газеты.

Записки натуралиста - 4 часа.

Проба пира. Оформление статей в СМИ.

Научно-практическая конференция – 3 часа.

Подготовка и проведение конференции на тему “ Мы выбираем жизнь”.

Юный натуралист – 2 часа.

Устный журнал. По страницам журнала “Натуралист”

Цветочный карнавал – 2 часа.

Презентация о цветах.

Профессии – 2 часа.

Биология и профессия.

Садовый дизайнер – 2 часа

Как украсить школьный двор. Подбор растений.

Создание проектов. Оформление работ.

Лучший юннат – 2 часа.

Оформление конкурсной работы.

Учебно-опытный участок – 2 часа.

История создания. Перспективы развития.

Зелёная планета – 2 часа.

Проведение игр, викторин, выставки работ.

Определитель - 3 часа.

Познакомить с правилами определения растений.

Познакомить с незелёной группой растений – грибами. Грибы – паразиты. Игра “Поле чудес”. Видовое разнообразие. Правила сбора.

Биология - 2 часа.

Биология в цифрах. Где нужны знания? Молодежный чемпионат.

Им выдана охранная грамота ( о деревьях долгожителях). Дуб в стихах, рассказах, загадках, песнях.

Русская природа в произведения литераторов – 3 часа.

Стихи, проза, песни о природе родного края.

Поэт земли Амурской - 2 часа.

Конкурс стихов амурских поэтов.

Пётор Комаров - 2 часа.

История людей живших в Амурской области. “Дом творчества”

Растения помощники в геологии - 2 часа.

Исследования в геологии. Краеведческий материал.

Лекарственные растения - 2 часа.

Помоги себе сам. Лекарственный отдел.

Лишайники – 3 часа.

Индикаторы свежего воздуха. Исследования местности. Экскурсия.

Экосистема - 3 часа.

Познакомить с понятием экосистема. Моделирование системы.

Оформление дневников наблюдения.

Рассада - 3 часа.

Посев семян в грунт и парники. Пикировка растений. Оформление клумб “Родина растений”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся.

Дополнительное образование является составной частью в системе общего образовательного процесса.

Задачами дополнительного образования является: удовлетворение познавательных потребностей учащихся и создание благоприятных условий для творческой реализации способностей детей.

Через кружковые занятия педагоги передают детям знания об окружающем мире, формируют умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного общения с природой, воспитывают у детей чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.

Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования, развивающих эколого-биологическое направление в школьных кружках.

В отличие от существующей, представленная программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех обучающихся, которые стремятся к непосредственному общению с природой, хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях животных, необыкновенных явлениях в растительном и животном мире.

Актуальность программы.

Особенностью программы – является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены углубление и расширение знаний по изучению природы, привитие навыков исследовательской работы, убеждённость в необходимости сохранности природы, потребность общения с природой.

Новизна заключается в объединении биологического, психологического, творческого подхода к изучению природных объектов и использование игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности.

Цель программы:

Формирование у обучающих системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру на основе изучения ими природных объектов, углубление познавательных интересов детей, развитие у них потребности участвовать в деятельности по изучению и охране природы.

Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:

1 год обучения:

Образовательные:

- дать начальные знания и понятия о многообразии животного и растительного мира; об основных средах обитания животных и растений, о зимующих и перелетных птицах своей местности;

- выявлять и последующее развивать творческие способности обучающихся в кружке эколого-биологической направленности;

- формировать систему норм и правил отношения к природе.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, стремление к пониманию содержательной стороны и ценностей природы;

- развивать и уметь выражать своё собственное отношение к природе и деятельности по её сбережению.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, любознательность, ответственность;

- воспитывать позитивное отношение к природным ценностям.

2 год обучения:

Образовательные:

- формировать и углублять у обучающихся знания о природных сообществах, о классификации овощных культур, о разнообразии цветущих растений;

- формировать систему умений и навыков по изучению и охране природы;

- познакомить с правилами поведения в природе;

- формировать потребность общения с природой.

Развивающие:

- расширять кругозор обучающихся в области изучения природы;

- развивать творческое мышление, познавательную, исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда .

3 год обучения:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными плодовыми и ягодными породами, с основными правилами содержания животных в уголке живой природы;

- формировать знания о животных и растениях нашей местности занесенных в Красную книгу;

- формировать убежденность в необходимости сохранности природы, бережного отношения к ней.

Развивающие:

- развивать умение осознанно использовать правила содержания животных в уголке живой природы;

- развивать познавательную, творческую и общественную активность школьников в процессе кружковой работы.

Воспитательные:

- воспитывать потребность постоянного духовно – нравственного самосовершенствования;

- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям;

- осуществление практических действий по сбережению окружающей природной среды.

Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.

4 год обучения:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с осенними, зимними и весенними изменениями в природе, с экологическими профессиями, с природными богатствами.

- формировать знания о животных и растениях;

- формировать убежденность в необходимости сохранности природы, бережного отношения к ней.

Развивающие:

- развивать умение осознанно использовать правила содержания животных в доме;

- развивать познавательную, творческую и общественную активность школьников в процессе кружковой работы.

Воспитательные:

- воспитывать потребность постоянного духовно – нравственного самосовершенствования;

- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям;

- осуществление практических действий по сбережению окружающей природной среды.

Программа рассчитана на 4 года обучения для детей младшего школьного возраста:

Организация натуралистической работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала.

Формы и режим занятий:

- на 1, 2, 3 и 4 г.о. занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в школе. Количество детей в учебных группах составляет 10 – 15 человек.

Образовательная деятельность по программе направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Организация образовательной деятельности по программе осуществляется в соответствии с порядком , утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008

Программа направлена на формирование духовно-нравственных, патриотических, научно-познавательных качеств. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

значения экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности. Программа способствует:

- формированию и развитию творческих способностей обучающихся;

- удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- обеспечению духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

- выявлению, развитию и поддержке талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- созданию и обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и творческого труда обучающихся

В настоящее время существует потребность совершенствовать всю систему воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать воспитание и становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

Адресат программы. Программа предназначена для детей 10-11 лет. Прием, в группу осуществляется с согласия родителей. Состав группы 20-25 человек.

Объем и сроки освоения(ФЗ – 273 гл. 10, ст. 75, п. 4) Общее количество часов за год обучения– 64ч.

Форма обучения:очная

Особенности организации образовательного процесса:

Основными формами образовательного процесса являются: беседы, викторины; коллективные творческие дела; выставки; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела; наблюдение учащихся за явлениями в природе; просмотр и обсуждение кинофильмов; проекты, исследования.

Особенность организации - работа с семьей.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей;

- групповая – разделение на мини-группы для выполнения определенной работы при реализации проекта, практической работы;

- коллективная–при выполнении проектов, участие в праздниках и др.

Форма организации: очная, аудиторная

Режим занятий: программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 2 часа в неделю продолжительностью 40 минут. Изучение программы осуществляется в виде теоретических и практических занятий с обучающимися.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимание неповторимости и красоты природы;

воспитывать уважительное отношения к результатам своего и чужого труда;

воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость, аккуратность;

формировать активную жизненную позицию, толерантность.

развивать ассоциативное мышление, эстетический и художественный вкус;

развивать внимательность и наблюдательность, инициативу, навыки социальной адаптации;

развивать творческое воображение и фантазию в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

развитие мелкой моторики рук через разнообразные виды работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств.

сформировать специальные знания, умения и навыки, необходимых им для бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов;

формировать основы экологической культуры, ценностного отношения к природе, окружающей среде, осознание себя как её части;

обучить специальным технологиям при работе с природным, бросовым и полимерным материалом;

расширять кругозор и терминологический лексикон обучающихся в области экологии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Для реализации программы запланированы следующие виды деятельности:

игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово - развлекательная деятельность, художественное творчество, общественно-полезная деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец программы курса Внеурочной Деятельности "Юный натуралист". Предназначена для учащихся с 1-го по 4 -ый класс.

Пояснительная записка.

Представленная программа позволяет углубить работу по воспитанию экологической культуры личности. Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.

Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и наблюдения в природе, природоохранную деятельность.

должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки обучающихся.

Основная ведущая идея программы – содействие формированию у воспитанников ценностных отношений к природе через приобщение их к экологической потребности защиты окружающей среды, расширение природоведческого кругозора, личностно – ориентированную направленность каждого ребенка к предмету.

Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.

Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и наблюдения в природе, природоохранную деятельность.

Одна из более распространенных форм занятий – экскурсии в природу, где учащиеся накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных.

В процессе занятий уделяется внимание выращиванию растений, содержанию животных и проведению наблюдений и опытов; предусматривается активное и пассивное участие в охране птиц, зелёных насаждений, помощь животным, попавшим в беду. Работы, связанные с уходом за животными и растениями проводятся систематически, независимо от тематической темы.

Занятия помогают лучшему изучению родного края, развивают любовь к природе, углубляют знания, помогают осознать вопросы охраны природы.

Общение с природой способствует развитию эмоциональной культуры, созданию богатого запаса непосредственных впечатлений, что является предпосылкой для понимания природы как ценности.

Программа рассчитана на получение дополнительных теоретических знаний, практических навыков с учётом основных, полученных в школе, развитие творческого потенциала детей. В учебно-воспитательном процессе всё шире используется проектная деятельность, которая является способом активизации познавательной деятельности детей. Исследование обладает широким спектром воспитательных возможностей. Составление проектов формирует умение добывать знания, перерабатывать полученную информацию, действовать по намеченному плану. Проектная деятельность развивает внимание, наблюдательность, память, развивает интерес к своему краю, месту в котором живёт ребёнок.

С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею, быть созидающей, а не губительной частью мира.

Цель программы – формирование у воспитанников гуманного и ответственного отношения к природе, нового экологического мышления.

Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:

1 год обучения:

Образовательные:

- дать начальные знания и понятия о многообразии животного и растительного мира; об основных средах обитания животных и растений, о зимующих и перелетных птицах своей местности;

- выявлять и последующее развивать творческие способности обучающихся в кружке эколого-биологической направленности;

- формировать систему норм и правил отношения к природе.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, стремление к пониманию содержательной стороны и ценностей природы;

- развивать и уметь выражать своё собственное отношение к природе и деятельности по её сбережению.

Воспитательные:

- воспитывать организованность, любознательность, ответственность;

- воспитывать позитивное отношение к природным ценностям.

2 год обучения:

Образовательные:

- формировать и углублять у обучающихся знания о природных сообществах, о классификации овощных культур, о разнообразии цветущих растений;

- формировать систему умений и навыков по изучению и охране природы;

- познакомить с правилами поведения в природе;

- формировать потребность общения с природой.

Развивающие:

- расширять кругозор обучающихся в области изучения природы;

- развивать творческое мышление, познавательную, исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе;

-воспитывать умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда.

3 год обучения:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными плодовыми и ягодными породами, с основными правилами содержания животных в уголке живой природы;

- формировать знания о животных и растениях нашей местности занесенных в Красную книгу;

- формировать убежденность в необходимости сохранности природы, бережного отношения к ней.

Развивающие:

- развивать умение осознанно использовать правила содержания животных в уголке живой природы;

- развивать познавательную, творческую и общественную активность школьников в процессе кружковой работы.

Воспитательные:

- воспитывать потребность постоянного духовно – нравственного самосовершенствования;

- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям;

- осуществление практических действий по сбережению окружающей природной среды.

4 год обучения:

Образовательные:

- совершенствование навыков по подготовке почвы к посеву и посадке;

- самостоятельно готовить делянки, умение посадить растение;

- самостоятельно пересаживать комнатные растения и вести за ними уход;

- расширение кругозора в области экологии, краеведения, биологии;

- знакомство с объектами города, загрязняющими окружающую среду.

Развивающие:

- развитие интереса к проблемам охраны природы и здоровья человека.

- развитие умения коллективной творческой деятельности;

- развитие потребности активно участвовать в экологической деятельности и природоохранных мероприятиях.

Воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса;

- воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки.

- формирование нравственного самоопределения в построении отношений с окружающим миром;

- воспитание лидерских качеств;

- воспитание адекватной самооценки.

Ориентировать детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.

Программа рассчитана на 4 года обучения для детей младшего школьного возраста:

Организация натуралистической работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, помогает школе в решении задач воспитания и способствует лучшему усвоению программного материала.

Формы и режим занятий:

- занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в школе. Количество детей в учебных группах составляет 10 – 15 человек.

Количество часов по годам обучения: 1-й год-72ч, 2-й год-72ч, 3-й год-72 ч, 4-год-72ч.

Принципы:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Самоопределение детей в выборе содержания деятельности в рамках занятий.

Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Предполагаемые результаты:

1 год обучения.

К концу первого года обучения дети должны

- многообразие животного и растительного мира

- основные среды обитания животных и растений

-зимующих птиц и перелетных птиц своей местности

- природные условия своего местожительства (сезонные изменения в природе, погодные условия, реки, леса, названия наиболее распространённых животных, растений);

- последствия неразумного отношения к природе;

- способы ухода за растениями;

- правила техники безопасности при работе на участке;

- выполнять правила техники безопасности во время экскурсий и наблюдений

- знать правила поведения в природе.

- предвидеть последствия неправильного поведения в природе;

- правильно использовать способы ухода за растениями;

- выполнять правила поведения на экскурсиях.

2 год обучения

К концу второго года обучения дети должны

- классификацию овощных культур по хозяйственным признакам

- о подготовке животных и растений к зиме

-разнообразие цветущих растений в цветнике

- особенности поведения, среду обитания, цепи питания, наиболее наиболее распространённых животных Ярославской области;

- иметь понятие о природных сообществах

- правила ухода за растениями открытого грунта;

- правила поведения в лесу

- ухаживать и правильно содержать комнатные растения

- выполнять правила поведения в природе

-выполнять правила техники безопасности.

- вести и записывать свои наблюдения в природе, в таблицы;

3 год обучения

К концу третьего года обучения дети должны

-семейства овощных растений;

- основные плодовые и ягодные породы;

-правила содержания животных в уголке живой природы;

- животных и растений нашей местности, занесенных в Красную книгу;

- значение тепла, света, воды, воздуха, почвы для комнатных растений;

- растения, которые выращиваем в теплице для озеленении города;

- выполнять инструкции правил техники безопасности.

- различать по внешнему виду наиболее опасные – ядовитые грибы;

- выполнять правила поведения на экскурсии в лесу и городе.

- собирать семена цветочных растений и готовить их к хранению;

- правильно ухаживать за всходами;

4 год обучения

К концу четвёртого года обучения дети должны

- наиболее редкие и исчезающие виды растений и животных;

- особенности комнатных растений, способы размножения, правила ухода;

- наиболее распространённые болезни и вредителей комнатных растений;

- значение цветов в жизни человека, использование цветов в интерьере помещений;

- правила поведения в природе;

- сроки проведения весенних и осенних видов работ

- готовить почву к посеву и посадке;

- по внешнему виду различать не менее 15 -20 видов цветочных растений открытого грунта;

- вести уход за растениями (полив, рыхление почвы, обрезка, прополка, прореживание);

- различать семена наиболее распространенных цветочных культур

- различать по внешнему виду не менее 15 видов комнатных растений,

- правильно размножать комнатные растения, вести уход (полив, опрыскивание, рыхление, перевалку и пересадку растений);

- соблюдать правила техники безопасности при работе на участке;

- соблюдать правила поведения в природе.

Планируемые результаты

адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель).

осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

(логические) анализ объектов с целью выделения признаков.

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

поиск и выделение необходимой информации.

стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности

принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.

строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя.

слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе).

адекватная мотивация внеучебной деятельности,

учебные и познавательные мотивы,

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Читайте также: