Национальный план противодействия коррупции на 2018 2020 годы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Президент России Владимир Путин утвердил национальный план противодействия коррупции на 2018—2020 годы. Соответствующий указ размещён на официальном интернет-портале правовой информации.

Генеральная прокуратура России рассказала о том, сколько человек были осуждены за коррупционные преступления за первые три месяца.

Счётной палате, Центральному банку и Центральной избирательной комиссии рекомендовано обеспечить реализацию нацплана путём совершенствования законодательства. Совет Федерации и Государственная дума разработают меры ответственности сенаторов и депутатов в сфере конфликта интересов. Верховный суд представит предложение по наказанию судей, разбирающих дела, в которых также присутствует конфликт интересов.

Генеральной прокуратуре предписано докладывать о результатах проверок непосредственно Путину каждый год до 1 марта. Генпрокуратура также начнёт вести реестр компаний, попадавшихся на коррупционных схемах.

Ещё один блок поправок должен быть представлен до 1 февраля 2019 года. В нём пропишут освобождение юридических и физических лиц от ответственности, если законы были нарушены вынужденно или с целью изобличить коррупционера.

Как и нынешний план, предыдущие были тщательно продуманы и при их формировании и подготовке были использованы механизмы привлечения экспертного сообщества. Но принятый в пятницу документ всё же наиболее проработан, отмечает в беседе с RT председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.


Кудрин заявил, что борьба с коррупцией остаётся в приоритетах Счётной палаты

Глава Счётной палаты Алексей Кудрин заявил, что борьба с коррупцией остаётся в приоритетах ведомства.

Отдельное место в реализации плана занимают правоприменители, подчёркивает зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Напомним, национальные планы по борьбе с коррупцией принимаются президентом России с 2008 года. До 2018 года каждый документ составлялся на два года. Нынешний план уже шестой, и впервые он выполнен с расчётом на три года.

Согласно Национальному плану, основными направлениями антикоррупционной деятельности государства на ближайшие 3 года станут:

  • совершенствование системы ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
  • формирование единообразных подходов к предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере государственных закупок;
  • совершенствование механизмов осуществления контроля за расходами и обращения в доход государства имущество, приобретенного на неподтвержденные доходы;
  • проведение просветительской, образовательной и иной деятельности, направленной на профилактику коррупционных нарушений;
  • совершенствование мер по противодействию коррупции в бизнес-секторе;
  • устранение существующих пробелов нормативного правового регулирования антикоррупционной деятельности;
  • повышение эффективности международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции.

Так, в рамках первого направления запланировано, в том числе:

  • распространение антикоррупционных ограничений, запретов и обязанностей на работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъектов и органами местного самоуправления, и на работников ДЗО государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний (в настоящее время антикоррупционные стандарты уже установлены для работников внебюджетных фондов, организаций, созданных на основании законов Российской Федерации, и организаций, созданных для выполнения задачи, поставленных перед федеральными государственными органами, а также для работников государственных корпораций (компаний), публично правовых компаний);
  • разработка критериев применения тех или иных мер ответственности за нарушение антикоррупционных стандартов (подготовка соответствующих методических рекомендаций была предусмотрена и в предыдущем Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 гг., однако они так и не были выпущены);
  • разработка методики оценки планов противодействия коррупции, принимаемых федеральными государственными органами, и эффективности их реализации.

В контексте регулирования конфликта интересов, среди прочего, запланированы:

  • разработка предложений по внесению изменений в анкету, заполняемую при поступлении на государственную службу, предусматривающих необходимость представления сведений о супругах братьев и сестер, а также о братьях и сестрах супругов кандидатов на замещение должности (в настоящее время в анкете указывается информация, включая место работы, только в отношении близких родственников (отец, мать, братья, сестры и дети), а также бывших и нынешних супругов);
  • установление ответственности за неприятие мер по предотвращению и(или) урегулированию конфликта интересов и иные нарушения антикоррупционного законодательства для членов Совета Федерации и депутатов федерального уровня;
  • подготовку каждый полгода обзора практики применения законодательства о регулировании конфликта интересов.

Мероприятия, направленные на совершенствование противодействия коррупции при осуществлении государственных закупок, также во многом ориентированы на принятие мер по недопущению конфликта интересов. В частности, запланировано:

  • установить обязанность участников закупок представлять декларацию об отсутствии факта привлечения к административной ответственности по статье 19.28 – незаконное вознаграждение от имени юридического лица (напомним, в 2017 году в России был установлен запрет на участие в закупках для организаций, привлеченных к ответственности по указанной статье); полномочиями по ведению Реестра таких юридических лиц планируется наделить Генеральную прокуратуру Российской Федерации (которая уже начинала ведение указанного Реестра в 2018 г. во исполнение своих ведомственных поручений, однако без официального установления подобных функций);
  • установить запрет на привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков из числа юридических лиц, подконтрольных руководителю заказчика, его заместителю, члену комиссии по осуществлению закупок, руководителю контрактной службы заказчика, контрактному управляющему, а также их супругам, близким родственникам и свойственникам;
  • подготовить методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников, а также по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок.

В части совершенствования контроля за расходами предусмотрены:

Предусмотренная Национальным планом просветительская, образовательная и иная деятельность, направленная, в первую очередь, на предупреждение коррупционных нарушений, в том числе включает:

  • разработку типовых дополнительных образовательных программ по противодействию коррупции;
  • включение в образовательные программы организаций общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования антикоррупционных дисциплин, утверждение и реализацию программы антикоррупционного просвещения обучающихся;
  • проведение ряда научных междисциплинарных исследований, например, посвященных теме повышения эффективности противодействия коррупции в бизнесе, а также теме унификации форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции в государственных органах и организациях (напомним, что нашими экспертами недавно был подготовлен доклад, посвященный международному опыту регулирования института служебных разоблачений, в том числе в целях противодействия коррупции);
  • повышение эффективности социальной рекламы и иных методов воздействия, способствующих формированию в обществе нетерпимости к коррупции;
  • ежегодное повышение квалификации по антикоррупционной тематике государственных служащих, работников Банка России, муниципальных служащих (в рекомендательном порядке).

В рамках совершенствования противодействия коррупции в бизнес-секторе Национальный план предусматривает, в том числе:

  • разработку механизмов и условий введения в организациях антикоррупционных стандартов;
  • подготовку предложений по стимулированию организаций к участию в противодействии коррупции.

В целях осуществления мониторинга реализации Национального плана Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручено образовать специальный совет.

Национальный план противодействия коррупции является среднесрочным стратегическим документом, принимаемым в России каждые два года, и содержит перечень основных мероприятий, подлежащим реализации в течение указанного периода. Первый Национальный план в нашей стране был принят в 2008 г.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы.

2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденным настоящим Указом (далее - Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 сентября 2018 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов.

а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в планы противодействия коррупции этих федеральных государственных органов;

б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Доклады о результатах исполнения пункта 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2018 г.

5. Установить, что доклады о результатах исполнения настоящего Указа и выполнения Национального плана (далее - доклады) представляются:

а) Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - Президенту Российской Федерации;

б) федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами и публично-правовыми компаниями, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, - в Правительство Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

в) иными федеральными государственными органами и организациями - Президенту Российской Федерации;

г) высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации - полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

д) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах на основании сводных докладов должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготавливают свои сводные доклады и представляют их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;

е) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

ж) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются в Правительство Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Правительство Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей этих федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои сводные доклады и представляет их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;

з) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед иными федеральными государственными органами, - руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов.

6. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

а) образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы;

б) рассматривать ежегодно доклад рабочей группы, названной в подпункте "а" настоящего пункта, о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

7. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Утвержденный Президентом Российской Федерации 30 июня текущего года Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы стал шестым по счету. Напомню, что впервые этот программный документ, определяющий основные стратегические направления развития государственной антикоррупционной политики на два последующих года, был принят в 2008 году. Именно данный период стал переломным в историческом становлении антикоррупционного законодательства в России.


Если до этого периода борьба с коррупцией, в основном, велась так называемыми карательными средствами воздействия (уголовной и административной ответственностью), то с 2008 года в российское законодательство начали внедряться такие передовые мировые институты, как предупреждение и урегулирование конфликта интересов, контроль за доходами, а позже и за расходами чиновников, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и другие. Вектор развития государственной антикоррупционной политики на этом этапе сместился в сторону профилактики коррупции. За короткий период времени была сформирована система обязанностей, ограничений и запретов для лиц, замещающих должности в органах государственной власти, местного самоуправления, которая позже была распространена и на руководство коммерческих и некоммерческих организаций с участием государства.

Национальный план противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы закрепил эту работу на более высоком уровне. В нем были заложены основы качественно нового направления развития антикоррупционной политики – формирование в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции. Предполагается, что законопослушное поведение все более будет достигаться не за счет системы правовых ограничений и запретов, а тем более ответственности, а посредством осознанной внутренней мотивации каждого участника антикоррупционного процесса, его антикоррупционного правосознания, которое априори отвергает всякие коррупционные проявления. Причем такое правосознание будет формироваться не только внутри самой системы государства, то есть у его должностных лиц, но и во вне – в масштабах всего российского общества.

Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы предполагает дальнейшее проведение этой идеи в жизнь. В частности, в нем содержатся поручения разработать механизм предоставления грантов организациям, достигшим наиболее значимых результатов в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции (пункт 23). Кроме того, предусмотрено привлечение специалистов для качественного повышения эффективности социальной рекламы, способствующей формированию в обществе неприятия всех форм коррупции, а также для поиска оптимальных форм и методов воздействия на различные слои населения в целях формирования негативного отношения к данному явлению (пункт 26).

В целях изучения общественного восприятия (оценки) уровня коррупции в региональном разрезе главам субъектов Российской Федерации рекомендуется ежегодно проводить соответствующее социологическое исследование по методике, разработка которой поручается Правительству Российской Федерации.

Помимо этого, Национальный план определяет комплекс мер по антикоррупционному образованию должностных лиц, впервые принятых на работу и ежегодное повышение квалификации лиц, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Особое внимание в рамках обозначенного направления деятельности уделяется формированию антикоррупционного правосознания бизнес сообщества. В частности, с участием Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ведущих общероссийских общественных организаций и объединений предпринимателей предполагается продолжить проведение ежегодного исследования, определяющего отношение предпринимательского сообщества к коррупции (так называемый "бизнес-барометр коррупции"), всероссийские акции, направленные на внедрение в сферу бизнеса антикоррупционных стандартов, процедур внутреннего контроля, комплаенса, антикоррупционных кодексов и тд.

Особое внимание в документе уделяется вопросам повышению прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе за счет установления обязательного общественного обсуждения закупок, в случае если начальная цена контракта составляет 50 млн. рублей, а минимальная 5 млн. рублей. Это позволит существенно усилить общественный контроль за такими закупками.

Национальным планом предусматривается также и комплекс мер, направленных на защиту самих предпринимателей от злоупотреблений и произвола со стороны отдельных представителей власти, в том числе посредством незаконного уголовного преследования, заключения под стражу, ареста имущества, необоснованного применения к поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по государственным контрактам неустоек (штрафов, пеней).

Как уже было отмечено, основные антикоррупционные обязанности, ограничения и запреты для должностных лиц были установлены в 2008 году. Однако процесс их точной настройки продолжается до настоящего времени.

Помимо этого, Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендуется рассмотреть вопрос об установлении ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Введение такой ответственности позволит обеспечить единообразие антикоррупционных требований и стандартов вне зависимости от уровня должностного положения лиц, подлежащих антикоррупционному контролю.

Учитывая, что институт конфликта интересов предполагает ряд оценочных суждений, планом предусматривается подготовка обзора практики применения соответствующего законодательства каждые шесть месяцев. Этот обзор будет рассылаться в заинтересованные федеральные государственные органы и организации для учета в работе.

Также Национальный план содержит комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование оснований ответственности за коррупционные правонарушения. В целях более последовательной реализации принципа справедливости наказания, учета при его назначении социальной опасности самого деяния, предполагается:

- регламентировать случаи несоблюдения антикоррупционных запретов, ограничений и требований вследствие обстоятельств непреодолимой силы,

- разработать критерии, определяющие малозначительность правонарушения,

Национальным планом предусматривается дальнейшее внедрение современных информационных технологий в сферу противодействия коррупции.

Еще в Послании Федеральному Собранию 2018 года Президент Российской Федерации отметил, что цифровизация всей системы государственного управления, повышение её прозрачности, – это мощный фактор противодействия коррупции.

Генеральную прокуратуру предполагается наделить полномочиями по ведению реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ (дача незаконного вознаграждения от имени и в интересах юридического лица). Эти данные также будут размещаться в единой информационной системе в сфере закупок для учета при отборе участников.

Особое внимание в Национальном плане уделяется вопросам контроля за его реализацией. В частности, Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции поручается сформировать соответствующую рабочую группу, которая ежегодно будет рассматривать доклад о реализации за отчетный период мероприятий, предусмотренных Национальным планом.

О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы

а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в планы противодействия коррупции этих федеральных государственных органов;

б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Доклады о результатах исполнения пункта 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2018 г.

5. Установить, что доклады о результатах исполнения настоящего Указа и выполнения Национального плана (далее – доклады) представляются:

а) Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, – Президенту Российской Федерации;

б) федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами и публично-правовыми компаниями, организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, – в Правительство Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

в) иными федеральными государственными органами и организациями – Президенту Российской Федерации;

г) высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации – полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

д) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления – высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах на основании сводных докладов должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготавливают свои сводные доклады и представляют их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;

е) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, – руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов;

ж) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, – руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются в Правительство Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов. Правительство Российской Федерации на основании сводных докладов руководителей этих федеральных органов исполнительной власти подготавливает свои сводные доклады и представляет их Президенту Российской Федерации в течение двух месяцев с установленной Национальным планом даты представления докладов;

з) организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед иными федеральными государственными органами, – руководителям этих органов для подготовки сводных докладов. Сводные доклады представляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца с установленной Национальным планом даты представления докладов.

6. Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции:

7. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Читайте также: