Цитаты школа и педагогическая мысль эпохи возрождения эссе

Обновлено: 05.07.2024

Временные рамки периода Возрождения охватывают $XV–XVII$ века. На данной ступени развития общества образование имело три ступени: осуществлялось начальное обучение, далее следовало получение повышенного и высшего образования.

В эпоху Возрождения было значительно расширено содержание изучаемых наук. В $XV-XVI$ веках изучали:

  • грамматику;
  • литературу;
  • историю;
  • риторику;
  • диалектику;
  • арифметику;
  • геометрию;
  • географию;
  • астрономию;
  • механику;
  • музыку.

В $XVII-XVIII$ веке к вышеперечисленным предметам добавляется логика, этика, алгебра, тригонометрия, ботаника, зоология, физика, химия.

Разнообразие изучаемых наук, разработка новых методов в преподавании привело к появлению потребности в учителе-предметнике.

Данный временной период характеризуется чёткой иерархией системы образования:

  1. на низшей ступени образование получали в элементарной (низшей) школе;
  2. повышенное общее образование – в городских (латинских) школах, гимназиях, колледжах;
  3. высшая ступень – в университетах, кружках и академиях.

Начальное обучение в эпоху Возрождения

Учитель назначался церковью, получал оплату за труд (деньги или натурой). Учителя имели низкий социальный статус, часто отсутствие профессионализма сказывалось на выполнении обязанностей.

Характерным для школ являлось отсутствие физического воспитания, а также использование частых и жестоких физических наказаний. Были пересмотрены методы и средства обучения – языку обучали с изучения звука и буквы, ученики писали перьями, при счёте применялись арабские цифры, письмо осуществлялось на школьной доске. Были выпущены первые учебники для учащихся.

Готовые работы на аналогичную тему

Повышенное обучение в эпоху Возрождения

Основой возникновения учебных заведений повышенного типа служили городские и церковные школы. Обучение осуществлялось в городских школах нового типа (латинских), гимназиях, грамматических и публичных школах, школах иезуитов.

Основное отличие организации обучения в эпоху Средневековья являлось наличие более светской организации и управления.

Наиболее способные ученики обучались в гимназиях. Обучение в гимназии велось на латинском языке. Практиковалось изучение диалектики и риторики, обучали сочинению латинских виршей. Также изучались литература и классические языки.

В грамматических и публичных школах обучение было платное, очень дорогостоящее, в связи с чем данный вид школ заканчивали только дети верхушки социального общества.

Под началом факультетов в университетах возникали колледжи, программа которых соответствовала программам факультетов. Общими предметами, которые изучалисьв колледжах, являлись латинская литература и латинский язык, математика, родной язык.

В школах иеронимов сочеталось религиозное и светское обучение, обучались дети всех слоёв общества. Дети обучались в течение 6-8 лет, особое внимание уделялось формированию трудолюбия и сотрудничества.

Кроме перечисленных выше, повышенное образование давали дворцовые школы (обучались дети дворянства), школы иезуитов (работа осуществлялась по типу интерната).

Высшее образование в эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения получает развитие высшее образование, которое осуществлялось в университетах или академиях. Большая часть высших учебных заведений находилась под влиянием церкви – иезуитской или протестантской, соответственно, программа обучения существенно отличалась. К примеру, в программу иезуитского университета включалось изучение двух циклов – трёхлетнего философского и четырёхлетнего теологического. В протестантских учебных заведениях (Кембриджский университет) изучалась культура и искусство, история и география.

5.2. Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.).

Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.


В работе будут обсуждаться основы педагогической мысли эпохи Возрождения, характеристика данного феномена, основные представители, вклад в развитие педагогической мысли. Влияние концепции гуманизма Возрождения на современную педагогику.

Ключевые слова: воспитание, гуманисты, всеобщее обучение, взаимопонимание.

The paper will discuss the basics of pedagogical thought of the Renaissance, the characteristics of this phenomenon, the main representatives and the contribution to the development of pedagogical thought. Influence of the concept of humanism of the Renaissance on modern pedagogy.

Keywords: education, humanists, universal education, mutual understanding.

В наши дни остро встаёт вопрос о необходимости педагогической корректировки личностных идеалов, в связи с этим мы хотим обратиться к истории эпохи что Возрождения — в то время, когда педагогическая мысль была тесно связана с развитием науки, искусства и литературы. Актуальность указанной выше проблемы заключается в том, что эпоха Возрождения — это рубеж средневековья и нового времени, некий переломный момент, характеризующиеся появлением чего-то нового.

История эпохи Возрождения начинается в XIV в. и заканчивается вначале XVII в. Данная эпоха представляет собой этап со многими культурными преобразованиями, к примеру, широкое распространение архитектуры и изобразительного искусства. Но также происходит реализация педагогической идеи гуманизма. Педагоги того времени выступали за то, чтобы в школах активно изучались: математика, механика, география и естествознание.

Гуманисты эпохи Возрождения считали, что человек награжден божественным разумом, способен действовать независимо, без опеки церкви.

Для детей знатного происхождения педагоги требовали полного эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения классических памятников литературы. Они с почтением относились к детям, выступали против строгой дисциплины, пытались пробудить интерес к изучаемому предмету.

В период эпохи Возрождения педагоги выдвигали множество идей и концепций. Они использовали разные методы в образовании, к примеру, беседа или игра, то есть то, что не было характерно для обучения до XIV в., и вследствие этого развились новые основные взгляды людей на обучение детей в школах.

Второй принцип — принцип наглядности: здесь многое завесило от преподавателя. Он на своём примере, своими действиями показывал ученику основу какого-либо предмета, чтобы заинтересовать его в обучении.

Следующим был принцип постепенности и систематичности знаний: для обучения составлялся некий график, в который входило распределение ребёнка по возрасту и уровню его знаний, и любые темы в процессе обучения изучались постепенно.

И последним, четвёртым принципом выступали упражнения и прочное овладение знаниями и навыками. Это заключалось в повторении и закреплении изученного материала с помощью заданий и упражнений.

Нидерланды в эпоху Возрождения имели большую значимость в развитии культуры не только благодаря созданию таких жанров живописи, как натюрморт и пейзаж, но и благодаря развитию гуманистических идей, имея тесную связь с Италией. Крупнейшим представителем культуры того времени стал нидерландский гуманист Эразм Роттердамский, произведения которого имели большую популярность, а вклад в развитие педагогики оказался также столь значимым, как и вклад в развитие литературы.

У Эразма Роттердамского имелись свои собственные основные идеи по отношению к взрослым и детям и к их обучению. Для начала он считал, что людьми не рождаются, но делаются путём воспитания. Роттердамский пытался донести до общества, что благодаря воспитанию человек создаёт в себе личность, имеющую гуманные характерные черты.

Также он говорил, что человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность. Речь идёт о том, что у человека всегда есть и должен быть выбор. Он способен нести ответственность за свои поступки, будь то наказание или поощрение.

Роттердамский выступал против всякого насилия и всегда ставил защиту ребёнка превыше всего, указывая на то, что детей надо правильно воспитывать с самого рождения, и лучше, если это делают родители. Но если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя.

Эразм Роттердамский всегда ставил в приоритет здоровый образ жизни и постоянные занятия физическими нагрузками, чтобы люди поддерживали своё здоровье.

Педагог всегда говорил о том, что ребёнок имеет право на правильное воспитание, а также то, что к внутреннему миру ребёнка нельзя относиться жестоко. Указывал, что образование детей должно строиться на взаимном понимании и уважении.

Таким образом, в эпоху Возрождения открываются университеты, появляются новые направления научных исследований и соответствующие новые учебные дисциплины, развивается искусство. Данная эпоха ознаменовалась появлением ярких мыслителей и педагогов-гуманистов, что повлияло на развитие образования в целом. Педагогические идеи эпохи Возрождения непосредственно сыграли большую роль в современном образовании. Практически все нынешние учреждения пользуются идеями и методиками обучения педагогов эпохи Возрождения.

Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, всеобщее обучение, обучение, ребенок, школа.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли мыслители-просветители Витторино
да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Томмазо Кампанелло и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

В государстве Утопия (фантастическом острове), все граждане обязаны трудиться (по 6 часов в день), продукты общественного труда распределяются между всеми поровну. От обязательного непосредственного участия в физическом труде освобождены только ученые и лишь до тех пор, пока они оправдывают возлагаемые на них надежды. В противном случае они лишаются своего звания и вновь возвращаются к земледелию или ремеслу.

Воспитание и образование являются задачами государства. Государственные школы должны развить у учеников духовные силы, предоставлять возможности заниматься науками, искусствами, соединить обучение и труд, суть идеи организации трудового воспитания - в школе должны готовить детей к земледелию; то есть эта теория, которую необходимо закрепить на практике.

В этом государстве обучение будущих граждан является всеобщим и обязательным, здесь сохраняется полное равенство независимо от пола ребенка. Дифференциация обучения - по способностям. Основа обучения - классическая литература.

Очень важной для современников Мора была идея об обучении детей исключительно на родном языке, о преимущественно естественнонаучном содержании получаемого ими образования. Интересными и прогрессивными, намного опередившими свое время, были идеи Мора об использовании наглядности при обучении и постоянном самообразовании всех взрослых граждан, независимо от рода их основных занятий. для этого, считал Мор, необходимо устраивать публичные чтения, лекции и т.д.

Большое значение Мор придавал физическому воспитанию, он придерживался афинской системы физического воспитания.

Подробно говорил о женском воспитании: женщины имеют такие же права, что и мужчины, способности не отличаются. Доказал, что женщина может быть и хорошей хозяйкой, и ученым (на примере своей дочери, которая сделала несколько астрономических открытий и воспитывала детей).

Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе, догматическое изучение религиозных текстов. Писал, что отказ от физических и умственных нагрузок, порождает лень, болезни и скуку. В содержание образования включал классические науки (языки, геометрию, арифметику, астрономию). Считал, что все знания можно взять из книг.

Таким образом, Рабле утверждал ведущими идеалами в образовании и воспитании - мудрость и мастерство учителя, творение добра.

Ф. Рабле оказал влияние на М. Монтеня, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

Критикуя педантизм и формализм схоластического образования, он противопоставил ему развитие самостоятельного мышления, самодеятельности и активности детей.

Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой.

Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, а не внушать готовые истины/ Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены путем эксперимента.

Монтень определил высокую роль физического воспитания, но только в связи с умственным - необходимо воспитывать все вместе. Педагогические идеи М. Монтеня предвосхитили многие идеи, получившие развитие у просветителей XVIII в.

С 2-х пет, считал Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей.

С 3-летиего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения, которыми покрыты буквально все стены домов и стены городские. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей. С 8 лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С 12 лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Томмазо Кампанелла подробно рассматривал вопросы трудового воспитания детей, подростков, юношей, точно обозначал содержание труда на каждой возрастной ступени, высказывал мысль о соединении труда с обучением, а обучения с играми и гимнастическими упражнениями. Склонности и способности детей, полагал он, принимаются во внимание при дальнейшем их включении в общественное производство.

Лекция 17. Школа и дошкольное воспитание
в Новое время

Основные лекционные вопросы:

17.1. Характеристика тенденций развития образования в Новое время.

Читайте также: