Деятельность медсестры в школе здоровья с хронической сердечной недостаточностью

Обновлено: 04.07.2024

Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение пациентов в Школах здоровья. Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

ВложениеРазмер
metodicheskoe_posobie.docx 477.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка для студента

По специальности 34.02.01 Сестринское дело

Вид занятия: практическое

Количество времени: 270 мин.

Автор: преподаватель I квалификационной категории Попадинец Д.И.

  1. Освоение следующего вида профессиональной деятельности : оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий в школах здоровья
  2. После изучения темы студент должен:

иметь практический опыт:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

- составлять планы обучения населения принципам здорового образа жизни (ПК 1.1);

- составлять рекомендаций здоровым людям разного возраста по вопросам рационального и диетического питания (ПК 1.1);

- составления планов занятий в школах здоровья (ПК 1.3);

- правильность и качество составления рекомендаций пациенту и его окружению по вопросам иммунопрофилактики(ПК 1.3);

- технологии выполнения медицинских услуг;

- факторы риска и их роль в формировании заболевания;

- профилактику заболеваний, зависящих от образа жизни;

- принципы оказания самопомощи при неотложных состояниях.

Развивающая: в ходе занятия у обучающихся студентов формируются следующие профессиональные компетенции (ПК) и общие компетенции (ОК):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

- воспитывать у студентов чувство ответственности за сохранение здоровья населения.

1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.

2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.

4. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Лычев В.Г., Карманов В.К.– 2-е изд. перераб. и доп. М.: ФОРУМ: инфра –м, 2013.-544с.

5. Основы профилактики. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов образовательных учреждений СПО. Солодовников Ю.Л. Москва, 2013

1.Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

2.Сестринское дело в акушерстве и гинекологии: Учебное пособие. М.В. Дзигуа, Е.А. Лунякина. М.: АНМИ, 2013

3.Геронтология: учебник. Филатова С.А.Ростов н/Д: Феникс, 2011.

4.Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие/ С.И. Двойников [и др.]; под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 448 с.

5.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).

6.Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

7.Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

8.Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.

9.Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

10.Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2009.

Актуальность темы занятия

Барон Этвеш, венгерский писатель

Одним из путей формирования партнерства врача и пациента является обучение пациентов в Школах здоровья. Цель создания Школ — научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений.

Критерии оценки заданий для подготовки к практическому занятию

это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

малоподвижный образ жизни

система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний ( вакцинация , рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.).

комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях ( стресс , ослабление иммунитета , чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания.

неотложное состояние, возникающее при внезапном, индивидуально чрезмерном скачке артериального давления (систолического и диастолического).

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом .

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.

Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).

Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.

Школа для беременных - это целый комплекс занятий, которые направлены на знакомство женщины с физиологическими, психологическими и явлениями иного рода, которые сопровождают ее во время беременности, предродовой период, в роды и в первые месяцы после них.

В такой школе родителям расскажут о правильном питании беременной и кормящей матери, о режиме дня, о распорядке бодрствования и сна и многие другие аспекты, связанные с новорожденным.

Опытные специалисты покажут, как правильно делать гимнастику, чтобы подготовить мышцы к родам без последствий и осложнений для организма женщины, а также научат дыхательной гимнастике, которая поможет женщине во время схваток.

Начинать обучение пациентов надо как можно раньше, то есть в период госпитализации. Именно в стационаре у пациентов больше свободного времени для занятий. Неоднократно показано, что чем раньше больные ХСН начинают придерживаться диеты, соблюдать питьевой режим и заниматься физическими упражнениями, тем благоприятнее их прогноз и выше комплаентность.
Следующая форма обучения пациента – проведение школы для ХСН на амбулаторном этапе . Последний вид обучения более рационален, он не исключает больного из привычной обстановки, дает ему возможность сразу же внедрить полученные знания и навыки в жизнь. Обучение в поликлинике рассчитана на пациентов со II ФК ХСН. К проведению школ с больными III-IV ФК ХСН следует подключать специально обученных медицинских сестер.
Одной из основных составляющих занятий в школе должна быть встреча обучающего с родственниками пациентов, которым необходимо рассказать о всех проблемах при ХСН .

рис.1 Процедура гемодиализа

Что такое Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией?

Школа позволяет пациенту научиться самостоятельно, контролировать состояние своего здоровья, узнать, как снизить неблагоприятное влияние на организм поведенческих факторов риска (питание (см. Приложение А)), двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек). Также здесь Вас научат оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов( см. Приложение Б).

Примерный план занятий в школах здоровья см. Приложение Г

Также функционируют школы по 58 альтернативным направлениям.

При организации Школы здоровья для пациентов в учреждении здравоохранения формируется следующий пакет документов:

1. Приказы МЗ РФ о мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с различными заболеваниями и состояниями.

2. Приказ главного врача об организации работы Школы здоровья .

3. Положение об организации работы Школы здоровья.

4. Критерии оценки эффективности работы Школы здоровья.

5. Анкета для проведения опроса занимающихся до и после цикла обучения.

Принципы организации Школ здоровья:

Занятия в Школе носят цикличный характер и проводятся в интерактивной форме. Полный цикл обучения в Школе состоит из 6-8 занятий по 90 минут.

· продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1-2 месяца;

· периодичность занятий – 1-2 раза в неделю;

· продолжительность занятий 1-1,5 часа.

20-30% – лекционный материал;

30-50% – практические занятия;

20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10% – индивидуальное консультирование.

Ежегодно в Школах здоровья проходят обучение огромное количество людей. Работа в Школах ведется в соответствии с планами, положениями об организации Школ здоровья, разработанными программами. В конце года проводится анализ эффективности работы Школ по разработанным критериям. Занятия в Школах проводятся с использованием плакатов, муляжей, спортивного инвентаря и др. Для закрепления информации демонстрируются видео- и DVD-фильмы. Центр медицинской профилактики оказывает методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляет контроль за их деятельностью.

· контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

· критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хр. заболеваний в стадии декомпенсации.

В зависимости от профиля Школы здоровья к проведению занятий в Школах активно привлекаются врачи различных специальностей, медицинские сестры, психологи и другие специалисты. В последние годы в проведении занятий в Школах значительное место отводится среднему медицинскому персоналу. Они проводят практические занятия, обучают пациентов правилам тонометрии, приемам доврачебной помощи, правилам ведения дневника самонаблюдения, индивидуально определяют факторы риска, проводят тестирование пациентов. После занятий заполняют листок-вкладыш в амбулаторную карту, журнал учета занятий, фиксируют наличие факторов риска у каждого проучившегося пациента для оценки эффективности проводимых занятий.

Ведение учетно-отчетной документации:


У большинства пациентов ХСН развивается в результате патологии коронарных артерий. При развитии поражения сердца риск возникновения сердечной недостаточности можно снизить путем назначения адекватной терапии в адекватных дозах.

Кардиологические клиники обеспечивают пациентов препаратами, которые раздают медсестры, однако их основная цель — это нормализация самочувствия пациента. Вдобавок, имеются данные о том, что врачи общей практики зачастую опасаются назначать адекватную терапию и титровать дозы лекарственных препаратов даже у пациентов с уже диагностированной сердечной недостаточностью. Поэтому, для того, чтобы эти пациенты не оставались без коррекции доз, во многих госпиталях была организована система клиник для перенесших инфаркт миокарда (ИМ). Программа Омада — это система специализированной медицинской помощи, в которой работают медицинские сестры, предназначенная для улучшения качества лечения ХСН путем обучения пациентов и модификации лечении путем обеспечения взаимосвязей между разными уровнями оказания медицинской помощи. Эта модель оказания медицинской помощи оказалась высокоэффективной в условиях оказания помощи пациентам, перенесшим ИМ, и позволяет сделать помощь не только своевременной,но и действенной.

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) — это самая частая причина преждевременной смерти пациентов до 75 лет. Это также самая частая причина развития СН в западных странах, отвечающая примерно за 70% случаев СН (1).

Однако смертность от ХСН с конца годов стала снижаться, за последние 10 лет у пациентов моложе 65 лет она снизилась на 44%. Эти улучшения стали результатом модификации факторов риска и появления эффективных средств лечения. Несмотря на то, что это в целом тенденция благоприятная, до идеала еще далеко. Считается, что примерно 40% всех случаев инфаркта миокарда сопровождаются нарушением функции левого желудочка, с развитием СН или без нее (2).

Примерно 22% мужчин и 46% женщин, перенесших ИМ, становятся инвалидами вследствие сердечной недостаточности в течение шести лет (3). Хотя современные методы лечения инфаркта миокарда позволяют значительно повысить выживаемость, функция сердца остается значительно нарушенной, с высокой вероятностью развития СН в будущем.

Считается, что в обществе живут 4% мужчин и 2% женщин, перенесших ИМ. Однако, распространенность ИМ с возрастом увеличивается, и поскольку в течение шести лет есть высокий риск развития СН, очень важно выявлять таких пациентов, чтобы обеспечить им адекватный объем медицинской помощи.

Как только возникает повреждение миокарда, обычно вследствие ишемии, риск развития сердечной недостаточности можно снизить путем терапии в адекватных дозах. Чтобы обеспечить качественное наблюдение и коррекцию доз, необходимо развивать систему клиник для пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН).

Лечение ХСН

ХСН — это сложный синдром, который обычно развивается у пожилых пациентов, и существенно влияет на продолжительность и качество жизни. Она сопровождается такими симптомами, как одышка, слабость, отеками, и в результате — увеличением частоты госпитализации. Многочисленные клинические исследования показали, что эти симптомы можно корректировать лекарственной терапией и модификацией образа жизни, что позволяет снизить частоту госпитализаций, и снизить как летальность, так и число осложнений. Однако, особенности пациентов и дефекты организации медицинской помощи иногда сводят преимущества, выявляемые в исследованиях, на нет- в клинических условиях их и не видно.

Итак, вследствие того, что доказанные методы лечения используются неправильно, дозы не титруются до оптимальных уровней, отсутствия времени, трудностей диагностики, сопутствующих заболеваний, и плохой координации не удается полностью использовать все возможности современных методик лечения.

Пациенты с ХСН часто имеют сопутствующие заболевания, из-за которых они вынуждены принимать множество лекарственных препаратов. Иногда у них есть когнитивные и/или функциональные ограничения, и могут быть изолированы из-за плохой социальной поддержки (4).

Как мы уже говорили, у многих пациентов есть функциональные ограничения и психологическое нарушения, такие как депрессия или беспокойство. У пациентов с ХСН часто отмечается неадекватный доступ к медицинским работникам, за ними плохо наблюдают и у них низкая приверженность к терапии. С точки зрения пациента, заболевание характеризуется циклом ухудшающихся симптомов, декомпенсации, госпитализации, стабилизации состояния и выписки (Рис. 1). Однако, пациенты часто чувствуют себя значительно лучше именно после госпитализации, они считают, что дома столько таблеток принимать не нужно. Плохая приверженность медикаментозной терапии, делает пациента более предрасположенным к декомпенсации, что приводит к повторной госпитализации, и необходимости повторной стабилизации состояния пациента. Однако, этот замкнутый круг можно разорвать путем внедрения в практику структурированный системы ведения таких больных. Пациенты смогут проходить обучение, узнавать о своих лекарствах, своем состоянии и знать, где они могут получить помощь при ухудшении симптомов (Рис. 2) (4).

Считается, что 64% повторных поступлений в стационар вызваны несоблюдением пациентами режима лечения (5), и 54% случаев повторной госпитализации можно предотвратить (6). Неадекватное планирование выписки и наблюдения также являются факторами риска повторной госпитализации.

Причины организации службы структурированной помощи пациентам с хронической сердечной недостаточностью

В начале восьмидесятых годов стало понятно, что специально обученная медицинская сестра может помочь значительно снизить частоту повторной госпитализации и общую продолжительность госпитализации (7). Исследования показали, что интенсивная программа амбулаторного лечения, которую проводят медицинские сестры, позволяет значительно сократить потребность в госпитализации и улучшить объективное состояние пожилых пациентов с тяжелой ХСН (8) . Более того, в когорте пациентов с ХСН в группе высокого риска, помощь на дому позволяет снизить число незапланированных госпитализаций и внегоспитальную летальность в течение 6 месяцев после выписки из стационара (9). Медицинская помощь, которую оказывают специально обученные медицинские сестры, позволяет улучшить исход у пациентов с ХСН, значительно уменьшить число незапланированных повторных госпитализаций, продолжительность госпитализаций, летальность, и затраты на стационарную помощь (10, 11).

Более того, пациенты с ХСН реже госпитализируются в связи с сердечной недостаточностью, и значительно более активны, когда они наблюдаются у специалиста по сердечной недостаточности, а не врачами общей практики, у которых опыт ведения таких пациентов достаточно ограничен (12). И даже несмотря на существование подобных доказательств, до сих пор почти нигде нет специализированных служб ведения пациентов с сердечной недостаточностью, и эта ситуация уже требует вмешательства правительства. В Великобритании была создана Национальная сеть для больных ХСН, и были разработаны следующие рекомендации: пациент с подозрением на сердечную недостаточностью должен быть адекватно обследован ( например, нужно выполнить эхокардиографию, электрокардиограмму). Для тех, у кого подтверждается ХСН — нужно назначить лечение, которое и уменьшит симптомы, и снизит риск летального исхода (13, 14).

Для достижения этой цели предлагается участие следующих специалистов:

В настоящее время общепринято, что медицинская сестра работает под руководством врача, и такой подход может обеспечить практически все потребности таких пациентов (Рис. 3). Медсестра-специалист имеет необходимые знания, и опыт оказания поддержки таким пациентам. Вместо стандартной десятиминутной консультации, медсестра может потратить достаточное количество времени для того, чтобы выслушать пациента и его родственников, обсудить все проблемы и беспокойства, и дать нужные им поддержку и понимание. Это также повышает удовлетворенность пациента качеством медицинской помощи, так как все эти действия повышают качество жизни.

Ведение пациента с ХСН включает в себя фармакологические и немедикаментозные подходы. Медицинская сестра может сыграть очень важную роль в начале лечения и при коррекции доз лекарственных препаратов. У большинства пациентов также есть сопутствующие заболевания, иногда и не одно, поэтому с высокой вероятностью, они будут получать много лекарственных препаратов. Вне зависимости от уровня образования пациента, много времени, усилий и знаний требует убеждение пациентов, что медикаментозная терапия легко титруется, оптимизируется, а этого большинство врачей общей практики и специалистов делать не умеют. Пациенты с сердечной недостаточностью должны понимать свое состояние, то, чем и как его лечат, и когда им надо обращаться за помощью. Надо отходить от традиционной схемы восприятия пациента в качестве пассивных реципиентов информации, и относиться к ним, как к активному члену общества, который принимает посильное участие в своем лечении. После обучения большинство пациентов способны следить за своим весом, регулировать дозу диуретиков, и знать, когда обращаться к врачу или медсестре за советом.

Программа Омада

Программа Омада — это программа специализированной медицинской помощи, которая была начала в 1999 году, работают в ней медицинские сестры, и в рамках программы работают структурированные клиники, которые призваны оптимизировать терапию, основанную на доказательствах. Также их целью является установление сотрудничества между специалистами здравоохранения как в первичном звене, так и на уровне специализированной помощи (15). Изначально в проекте работали квалифицированные кардиологические медицинские сестры, которые получили грант от фармацевтической компании, они оценили все недостатки оказания помощи пациентам с ХСН в Великобритании и помогли оптимизировать ведение пациентов.

Первичный аудит в девяти медицинских центрах в Великобритании выявил наличие когорты пациентов, которые нуждаются в оптимизации медикаментозного лечения. Применяя протоколы лечения, клиники организовали центры, в которых помощь оказывали медицинские сестры-специалисты, которые работают под руководством врача. Пациентов приглашали в центр, где они могли пройти обучение, начать или оптимизировать свое лечение. Были сформированы тесные связи со специалистами и с первичным звеном здравоохранения.

Последующий аудит программы в этих девяти центрах показал, что повысился уровень оказания медицинской помощи, а пациенты стали более привержены к эффективному лечению ХСН (15). Знания и умения, полученные в ходе программы, в настоящее время доступны для других центров, которые организуют подобные службы.

Клиника сердечной недостаточности основана на пяти главных принципах:

  • Мультидисциплинарный подход;
  • Специфическая терапия ХСН;
  • Постоянная, долговременная поддержка пациентов (медицинская, социальная, психологическая);
  • Обучение пациентов и их родственников;
  • Включение в программу нефармакологических методов лечения;

Программа также облегчает передачу информации от специалистов в первичное звено, вместе с рационализацией плана лечения.

Программа Омада и лечение хсн после инфаркта миокарда

Хотя изначально программа Омада предназначалась для оказания помощи пациентам с ХСН, сейчас ее фокус сместился в сторону помощи пациентам с ХСН после инфаркта миокарда путем распространения медицинской практики, основанной на доказательствах, проведения обучающих курсов и тщательным налаживанием документооборота.

Если нет такой интегрированной специализированной службы, то пациенты легко отрываются от лечения и получают осложнения. В программе Омада существуют следующие разделы:

  • Помощь пациентам после перенесенного ИМ;
  • Обучение распознаванию признаков острой сердечной недостаточности;
  • Помощь пациентам с хронической сердечной недостаточностью;

Существует форма первичного приема пациента после перенесенного острого инфаркта миокарда, когда может развиваться ХСН. Медсестра-специалист может вовремя помочь с коррекцией лечения, а именно:

  • Помощь пациенту во время госпитализации;
  • Работа с больными от амбулаторных кардиологов;
  • Работа с пациентами из службы кардиологической реабилитации;
  • Пациенты, направленные из других амбулаторных учреждений;
  • Работа с пациентами, направленными врачами общей практики;

В таблице 1 представлено участие клиники ХСН в системе помощи пациентам после инфаркта.;

Выводы

Структурированная программа помощи больным ХСН дает существенные преимущества для пациентов по следующим пунктам:

  • Улучшение качества жизни;
  • Повышение знаний;
  • Индивидуальный подход к каждому больному;
  • Подбор адекватной медикаментозной терапии;

Существуют преимущества и по стационарной помощи: снижение числа госпитализаций, уменьшение занятости койки и большая приверженность больных к лечению.

Поскольку клиника обеспечивает пациентам оптимальное и доказанное лечение, которое назначается своевременно, такие программы могут разорвать порочный круг субоптимальной кардиологической помощи. Акцент на обучении пациентов, и не только их — но и их родственников, а также медицинских работников других специальностей, такие программы, как Омада дали впечатляющие результаты.

Таблица 1 Как клиника сердечной недостаточности принимает участие в лечении типичного пациента, перенесшего ОИМ.

День кардиологический блок интенсивной терапии — начало лекарственной терапии болезни, модификация и контроль симптомов.

День кардиологическое отделение — оптимизация терапии для подготовки к выписке, общая реабилитация.

Неделя 6 Кардиолог амбулаторного приема — продолжающаяся кардиологическая реабилитация, осмотр кардиолога.

Неделя 8+ Осмотр медсестры клиники ХСН, оценка образа жизни, обучение, поддержка, Nurse.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Специфика деятельности медицинской сестры при работе с пациентами, страдающими заболеваниями сердечно-сосудистой системы

От успешности решения проблем пациента с заболеваниями ССС во многом зависит скорость выздоровления пациента и качество его жизни, а также прогноз — причем не только выздоровления, но иногда и жизни. В решении этих проблем активное участие могут принимать медицинские сестры, поскольку в настоящее время сестринский персонал рассматривается как ценный ресурс здравоохранения.

Новой формой работы медсестры является сестринский процесс, внедрение которого в деятельность ЛПУ позволит повысить качество оказания медицинской помощи. При этом сестринский процесс в отделении кардиологии имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой состояния кардиологических пациентов. При решении проблем пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы медицинская сестра определяет краткосрочные и долгосрочные цели и осуществляет мероприятия, необходимые для их достижения [18].

Важно подчеркнуть, что деятельность медсестры не дублирует действия других участников лечебно-диагностического процесса — она является самостоятельной и уникальной и вносит ценный вклад в процесс выздоровления пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Заболевания сердечно-сосудистой системы занимают одно из первых мест в структуре причин смертности населения в большинстве стран мира, в том числе — и в России.

Основными проблемами пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы являются боли в области сердца, ощущение сердцебиения и перебоев в работе сердца, головная боль и головокружение, одышка, отеки, психологические проблемы и др.

На современном этапе развития здравоохранения медицинская сестра играет важную роль самостоятельного специалиста, принимающего активное участие в лечебно-диагностическом процессе. Медицинская сестра играет важную роль в решении проблем пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, что позволяет улучшить качество их жизни и прогноз.

Специфика деятельности медицинской сестры при работе с пациентами, страдающими заболеваниями ССС, заключается в том, что она должна уметь быстро и гибко реагировать на критические ситуации, должна уметь оказывать неотложную помощь, принимать решение [17].

Неотложная кардиологическая помощь - комплекс экстренных мероприятий, включающий диагностику, лечение и предупреждение острых нарушений кровообращения при сердечнососудистых заболеваниях. Потеря времени при оказании неотложной кардиологической помощи может оказаться непоправимой. В ряде случаев неотложная кардиологическая помощь включает временное замещение жизненно важных функций организма и носит синдромный характер. Основа же неотложной кардиологической помощи - активная профилактика состояний, требующих проведения реанимации и интенсивной терапии, поэтому при ее оказании необходим традиционный клинический подход.

Факторы, оказывающие отрицательное влияние на результаты неотложной кардиологической помощи [21]:

- Внезапное начало, обуславливающее развитие большинства неотложных кардиологических состояний на до госпитальном этапе.

- Резко выраженная зависимость непосредственных и отдаленных результатов лечения от сроков оказания помощи.

Уровни оказания неотложной кардиологической помощи

В настоящее время условно можно выделить пять основных уровней оказания неотложной кардиологической помощи:

- Самопомощь, доступная больному в рамках индивидуальной программы, составленной лечащим врачом.

- Помощь, которую могут оказать врачи амбулаторно-поликлинических учреждений не терапевтического профиля (специализированные диспансеры, консультации и пр.).

- Помощь, которую могут оказать врачи а амбулаторно-поликлинических учреждениях терапевтического профиля, многопрофильных поликлиниках, офисе врача общей практике.

- Помощь, доступная врачам линейных бригад скорой помощи; несколько выше возможности у врачей приемных отделений (дежурных врачей) стационаров.

- Помощь, которую могут оказать врачи специализированных бригад скорой помощи; несколько выше возможности оказания первой помощи у врачей отделений (палат, блоков) интенсивной терапии.

И кроме медицинских услуг, человек, особенно пожилой, обязан получить максимум психологического комфорта и поддержки, а также иметь возможность разнообразно провести свой досуг, для разрядки нервной ситуации (а при попадании в больницу ситуация, само собой разумеется, нервная для пациента) и лучшей адаптации в условиях стационара. Неплохо бы иметь в распоряжении библиотеку, где каждый смог бы найти для себя интересную книгу, журнал, зал для проведения бесед со специалистами, комнату отдыха с настольными играми, возможно тренажерный зал и специалиста инструктора.

Все перечисленные мероприятия влекут одну цель – поддержать человека, снизить уровень его изолированности. Афанасова О.А. утверждает, что необходимо поддерживать у пациента чувство собственного достоинства, предоставить ему возможность иметь в стационаре часть любимых вещей (книг, фотографий…). Такой элемент больничной палаты, как личная тумбочка, стоящая у кровати пациентов, с точки зрения психологов имеет большое значение для пациентов. Это своеобразный атрибут домашней обстановки, что вносит что-то личное в атмосферу больничной палаты и это помогает избежать чувства резкой перемены жизни и потери самостоятельности [14].

Большое количество людей в комнате не способствует созданию домашнего уюта. Так, Лукьянова Е.Л. подтверждает в своих исследованиях, что расселение пациентов по 3-5 человек в палате вполне оправдано: это и облегчает уход за ними, и способствует их общению, хотя у многих пациентов, особенно, пожилого возраста, наблюдается стремление к одиночному расселению, для тяжелобольных предусмотрены одиночные палаты.

Создание комфорта, спокойной, близкой к домашней обстановки, зависит зачастую от медицинской сестры. Врач наблюдает за общим состоянием больного, а медицинская сестра, находящаяся постоянно в отделении, имеющая возможность лучше узнать пациента и оказать ему всевозможную помощь по адаптации в новых условиях. Ей приходится быть и психологом, и юристом, и сиделкой, и собственно медиком.

На ее плечах лежит и проведение зарядки (если таковая имеется в условиях стационара), лекции, если их больше провести некому из-за отсутствия в штате узких специалистов (психологов, социологов, юристов и т.д.), работа с семьей, т.к. именно она есть основной стимул, самое хорошее средство против болезни. В современном понимании медицинская сестра – это не только медицинский работник, а специалист более широкого профиля и разной направленности [15].

По Гнитецкой О.А., основной задачей деятельности медицинских сестер кардиологических отделений является именно психологическая помощь пациентам, которая заключается в преодолении дискомфорта, одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с болезнью и нетрудоспособностью.

Медсестре необходимо искать индивидуальный подход к каждому человеку, проявлять уважение, соблюдать принципы этики и деонтологии. Необходимо учитывать ценностные ориентиры, индивидуальные особенности каждого человека.

Особое внимание нужно уделять пожилым пациентам. Так, Григорьева И.А. установила, что с возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем.

В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому.

Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее. Веричева О.Н утверждает, что старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности [16].

Также, по Лунину Е.Е., часто возникают проблемы в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения, увеличивает риск развития сердечно-сосудистых патологий, приступов.

Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка.

Надо стараться понять особенности, которые определяются, по крайней мере, двумя характерными чертами стиля жизни пожилых людей. Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, Гнитецкая О.В. обнаружила, что, к примеру, приход врача - это событие, которое пожилой человек может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому следует тщательно готовиться, а затем не менее тщательно переживать его. Иными словами, происходит гипертрофированность, "растягивание" событий. Событие, которое воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо "растянутости" событий, заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы жизнедеятельности [19].

Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, бег времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным. Больше того, потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения, - общечеловеческие ценности. У старшего человека они прошли все индивидуальное бытие, у молодого - чаще всего существенно иное.

Однако необходимо помнить о том, что не все заболевания имеют психологическую основу и ряд пожилых людей нуждаются в лечении, от чего также зависит благополучие человека, его самочувствие, психологический комфорт. Между физическим, психическим и социальным благополучием существует тесная взаимосвязь. Кириенко А.Ф установила, что социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья [1].

В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.

Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пациентов с ССЗ. Активность еще более резко снижается у пациентов пожилого возраста в силу хронических заболеваний, ухудшения слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. В среднем на одного пожилого в России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5— 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей.

Особого внимания заслуживает тот факт, что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за престарелыми увеличивают расходы на эти цели. Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но нужно помнить, что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье [19].

Поэтому медицинская сестра при общении с пациентами должна проявлять такт и чувствительность, стремиться поддержать пациента и решить не только сопутствующие заболеванию, но и психологические проблемы пациента.

2. Мухина С.А., Тарновская И.И - Теоретические основы сестринского дела.М.: - ГЭОТАР - Медиа, 2010 г. - 368 с.

3. Нестеров Ю.И. Атеросклероз. Диагностика, лечение, профилактика. - Москва, Феникс, 2013 г.- 256 с.

4. Обуховец Т.П., Скляров Т.А., Чернова О.В.- Основы сестринского дела. Ростов н/Д, Феникс, 2009 г.– 552с.

5. Окороков А. Н. Диагностика болезней внутренних органов. Том 6. Диагностика болезней сердца и сосудов: Атеросклероз. ИБС. - М.: Медицинская литература, 2015 г. - 464 c.

6. Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г. - 473с.

7. Руксин В.В. Неотложная кардиология. - СПб: Невский диалект, 1999. - 471 с.

8. Гасилин В.С., Куликова Н.М. Поликлинический этап реабилитации больных инфарктом миокарда.- М.: Медицина, 1984.- 174 с.

9. Ильинский Б.В. - ИБС и наследственность. - Л.: Медицина, 1985. - 176 с.

10. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: Учеб.пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. - 2007. - 544 с.

12. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: учеб.пособе для студентов педагогических вузов./ Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2009. - 766 с.

13. Булич Э.Г., Муравов И.В. Здоровье человека.- Олимпийская литература, 2003.- 12 - 14 с.

14. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – М., 2011. – 368 с.

15. Организационные подходы по совершенствованию деятельности медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений на уровне региона (методические рекомендации) / З.А.Коренчук, М.А. Поддужная, B.C. Шелудько, Ш.А. Биктаев. – Пермь, 2006. - 72с.

16. Организация медицинского обеспечения больных с патологией системы кровообращения / Т.М. Максимова, Н.П. Лушкина, Е.Е. Борисов, Е.В. Огрызков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2009. – № 1. — С. 32-35.

17. Основы сестринского дела / под ред. С.И. Двойникова. – М., 2007. – 336 с.

18. Островская И.В. Основы психологии и практика профессионального общения медсестры и пациента. – М., 2004. – 296 с.

19. Павлов В.В. Сестринское дело в терапии. – М., 2000. – 209 с.

20. Павлов Ю.И., Лапик С.В. Современное состояние сестринского дела и роль медсестры-менеджера в оптимизации системы управления сестринской деятельностью // Главная медицинская сестра. – 2009. – №10. – с. 21-23

21. Плисов В.А., Храмова Е.Ю. Справочник медсестры: Практическое руководство. – М., 212 с.

22. Рачинский А.И., Колосова Л.И. Психологические проблемы кардиологических больных, перенесших инфаркт миокарда // Психологический вестник Уральского государственного университета. – 2002. – Вып. 3.— С. 246-256.

23. Рязанцева В.Н. Особенности сестринского процесса при неотложных состояниях // Медицинская сестра. – 2006. – №7. – С.34-35.

26. Сестринский процесс. Стандарты сестринской деятельности в терапии / Н.А. Луккарева и др. – Петрозаводск, 1997. – 47 с.

27. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учеб.пособие / под ред. Г.П. Котельникова. – Ростов н/Д., 2006. – 666 с.

28. Система показателей качества сестринской помощи / И.Г. Новокрещенова и др. // Здравоохранение РФ. – 2008. – № 3. – С. 37-39.

29. Слепушенко И. О. Сестринское дело: проблемы и пути решения // Сестринское дело.- 2005. -№ 1. С. 4-5.

30. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Под ред. Б.В. Кабарухина. —Ростов н/Д., 2012. — 473 с.

1. Борисов Ю.Ю. Теория сестринского дела // Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело. - Краснодар. - 2014. - 128 с.

2. Борисов Ю.Ю. Избранные лекции по сестринскому делу в терапии. Краснодар: Компания Грэйд-Принт, - Издание 6-е. - 2013. - 256 с.

Ежегодно в мире, более чем у 32 млн. человек регистрируются такие заболевания как инфаркт миокарда, нестабильная стенокардия, сердечная недостаточность, инсульт, артериальная гипертония. Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по смертности от сердечнососудистых заболеваний. Правильная организация кардиологической помощи с применением современных технологий, прежде всего, интервенционных методов и элементов сестринского процесса, а также профилактика этих заболеваний, поможет добиться снижения смертности и увеличение продолжительности жизни [1,2].

Цель исследования: изучение роли медицинской сестры в проведении школы здоровья для пациентов с гипертонической болезнью.

  1. Изучить сущность заболевания, выявить основные причины возникновения, проанализировать теоретические источники.
  2. Провести эмпирическое исследование по выбранным методикам.
  3. Сделать выводы

Материал и методы. В ходе данного исследования были использованы такие методы как анкетирование респондентов.

В ходе исследования я выяснила, что перед началом обучения в школе здоровья у пациентов был большой дефицит знаний относительно нормальных цифр АД, факторов риска, осложнений АГ. Не все респонденты умели измерять АД, пульс, не знали о дневнике для пациентов с АГ, многие респонденты не соблюдали диету. Анализ полученных исследования показал, что основными факторами риска развития АГ у респондентов явились: курение (76,6%), частичное или полное не соблюдение диеты (40%), избыточная масса тела (80%), незнание факторов риска (56,6%) и в меньшей степени не знание нормальных цифр АД (16,6%), неумение измерять АД (6,6%).

В результате всего исследования выяснили, что в начале обучения в Школе у пациентов был большой дефицит знаний относительно нормальных цифр АД, факторов риска, осложнений АГ. Не все респонденты умели измерять АД, пульс, не знали о дневнике для пациентов с АГ, многие респонденты не соблюдали диету, не занимались физическими упражнениями.

Таким образом, Школа здоровья для пациентов с гипертонической болезнью, очень важна, полезна и актуальна, также очень важна и незаменима роль медицинской сестры - ведь именно она обучила всех респондентов правильно и точно измерять АД, пульс, вести дневник, соблюдать диету. После обучения в этой Школе респонденты повысили свой уровень знаний относительно своего заболевания. Роль медицинской сестры в Школе здоровья очень важна и необходима.

Читайте также: