План урока по биологии 7 класс латюшин

Обновлено: 05.07.2024

И в лесу мы и в болоте,
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые :

- Под берегом сидит Тарас,
Кричать горазд.

  • Каких животных относят к земноводным?
  • Чем интересны эти животные?

Цель урока : 2 слайд

II. Изучение нового.

Распечатанные листы ОК раздаются учащимся заранее перед началом урока.

  • На суше:
  • Кожа влажная, голая, покрыта слизистой пленкой, обеспечивает кожное дыхание
  • Парные конечности
  • Легкие
  • Органы зрения (глаза защищены веками) и слуха
  • В воде:
  • Кожа голая, покрыта слизью
  • Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде
  • Размножение и развитие личинки (головастика) возможно только в воде
  • Многообразие видов - 4 тыс

Почему Земноводные самый малочисленный класс позвоночных?

4. Классификация земноводных 15 - 16 слайды

5. Отряд безногие 17 - 18 слайды

6. Отряд хвостатые 19 - 21 слайды

7. Отряд бесхвостые 22 - 29 слайды

8. Значение земноводных 30 - 32 слайды

9. Самостоятельная работа - заполнение таблицы 33 слайд

III. Домашнее задание: параграф 24, продолжить заполнение таблицы 34 слайд

2 урок. 35 слайд

    Тест с последующей взаимопроверкой. 36 - 37 слайды

Из перечисленных особенностей выберите те, которые характерны для земноводных (Приложение 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс биологии 7 класса рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов в году.

Изучение биологии в 7 классе включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Цели изучения предмета:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.

1.1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Общее число учебных часов в 7 классе - 70 (2 ч в неделю).

1.2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ, ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ, А ТАКЖЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Учебно-методическое обеспечение

Учебник: Латюшин В.В. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М: Дрофа, 2017 – 302 с

Теремова А. Занимательная зоология - М.: Дрофа, 2007

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса установлены Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:

признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона

сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

особенности строения организмов животных разных систематических групп

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

изучать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.

выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

оказания первой помощи при укусах животных;

соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Критерии и нормы оценки

результатов освоения основной общеобразовательной программы

Урок главная часть учебного процесса, где сосредотачивается учебная деятельность учителя и учащегося. Урок это – познание, открытие, деятельность, развитие, самопознание, самореализация, мотивация, инициативность, уверенность, потребность.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

уроки изучения нового учебного материала;

уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

уроки обобщения и систематизации;

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

Устный опрос (позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета.)

Письменный контроль (позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.)

б) Промежуточная работа по итогам 1 полугодия проводится после изучения тем 1 полугодия и может служить механизмом управления и коррекции для следующего этапа самостоятельной работы. Результаты проверочной работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в дневнике.

в) Итоговая проверочная работа проводиться в конце изучения раздела, включает основные темы учебного года. Задание рассчитано не только на проверку знаний, но и развивающего эффекта обучения. Результаты фиксируются в общешкольной системе мониторинга. Результаты итоговой работы заносятся учителем в журнал, а для учащихся и их родителей представляются в дневнике.

Зачёт (проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определённой теме каждым учащимся, перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач).

Оценка устного ответа

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология. Современная зоология.

Тема 1. .Многообразие животных. Простейшие (2 ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Тема 2. Многоклеточные животные. (34 ч)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и ЧерепныеКласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Отряды птиц. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Отряды млекопитающих. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрации. Микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Лабораторные работы Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Знакомство с многообразием ракообразных. Изучение представителей отрядов насекомых. Внешнее строение и передвижение рыб. Изучение внешнего строения птиц.

Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем. (13 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Эволюция строения и функций органов и их систем.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы. Изучение особенностей покровов тела.

Тема 4. Индивидуальное развитие животных(3)

Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные работы. Определение возраста животных

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Способы размножения.

Тема 6. Биоценозы (4 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Законы об охране животного мира. Система мониторингаРазведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга.

Индивидуальное развитие животных. Развитие животного мира на Земле. Биоценозы. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор УМК: В. В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные.7кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2016.- 304.

Тип урока – комбинированный урок

Ресурсы: мультимедийная техника: компьютер, проектор.

Межпредметные связи: смежные дисциплины: морфология, физиология, экология, эволюция. Литература.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - биология

Цель деятельности педагога: обобщить и углубить знания учащихся о строении покровов тела различных животных; развивать умения добывать необходимую информацию из разных источников, умение работать в коллективе; создать условия для развития логического мышления, внимания, воспитания чувства ответственности, бережного отношения к природе.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

- называть функции покровов тела животных;

- определять покровы тела различных групп организмов;

- приводить доказательства взаимосвязи покровов и среды обитания;

- определять принадлежность биологических объектов к той или иной систематической категории.

- объяснять степень усложнения покровов тела в процессе эволюционного развития;

-различать на таблицах слои кожи и её производные.

Познавательные УУД:

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять главное.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;

- формировать умение организовывать выполнение заданий учителя согласно предложенным критериям, алгоритму, осуществлять самоконтроль

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выражение своих мыслей с достаточной

полнотой и точностью;

- аргументация своего мнения и позиции

- использование критериев для обоснования

Личностные УУД:

- развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения;

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- формировать умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников;

- осознание ответственности за общее дело;

- применять полученные знания в практической деятельности.

Основные понятия: Эволюция. Плазмалемма, Пелликула. Кутикула. Хитин. Эктодерма. Энтодерма. Эпителий. Дерма Эпидерма. Производные кожи.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

Выявление места и причины затруднения.

Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Встаньте прямо, распрямитесь

И друг другу улыбнитесь

Ведь улыбка это флаг корабля

За работу примемся друзья!

Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции. Готовы, к уроку? Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.

– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения.

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока,

создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.

Теперь давайте вернёмся к реальности, а кожа это что?

Итак, с какой темой мы сегодня с вами познакомимся?

Удивительно разнообразен животный мир.

Перед вами виды животных, давайте вспомним, к каким типам они относятся? Слайд №2.

Амёба обыкновенная, эвглена зелёная, Инфузория туфелька.

Белая планария, бычий цепень.

Речной рак, паук крестовик, майский жук.

Малый прудовик, беззубка, осьминог.

Зеркальный карп, тигровая акула.

Лягушка озёрная, камышовая жаба, обыкновенный тритон.

Прыткая ящерица, королевская кобра, нильский крокодил, слоновая черепаха.

Сизый голубь, орлан белохвост, домовой воробей.

Амурский тигр, африканский слон, домашняя корова.

Изучая многообразие животного мира мы особо обращали внимание на постепенное усложнение животных от низших форм к высшим, от простого к сложному. Они становились все более и более сложными по строению, поведению, образу жизни. Усложнялись и функции их тканей, органов, систем органов, в целом организм. Это необратимый процесс исторического изменения живого результатом, которого является разнообразие и приспособленность, существующих на Земле, видов организмов всех уровней организации. Этот процесс – эволюция. Это для вас новое понятие давайте запишем его в рабочий лист. Слайд №3.

Какую роль покровы играют в жизни животного? Слайд №4.

Покровы тела тоже в процессе исторического развития усложнялись, т.е. эволюционировали.

Что послужило толчком к формированию различных покровов?

Как шла эволюция покровов?

Так какую цель вы поставите перед собой, чтобы изучить данную тему? Слайд №6.

Определяют тему урока.

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Спалил лягушачью кожу.

Покров тела для лягушки.

Определяют типы животных.

- защитная ( от механических повреждений, от проникновения инородных веществ, от потери влаги);

- участвует в обмене веществ (выделение и дыхание);

Вопрос вызывает затруднение.

Обучающиеся ставят цели урока:

-Рассмотреть строение покровов тела разных видов животных;

- Узнать с чем, связаны, эти изменения;

- Как шла эволюция от простейших до высокоорганизованных животных.

Процессуально-деятельносный этап.

Как только учащиеся заполнят таблицу, идет проверка с показом Слайдов №7-17.

Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока, как шла эволюция покровов? Слайд №18.

А вот насколько хорошо вы поняли тему, давайте с вами решим кроссворд. Работать вы будете в группах. Давайте, класс разделим на три группы. Кто первый выполнит кроссворд, получит дополнительные баллы.


2. Прочное образование, покрывающее одноклеточные организмы снаружи.

3. Удлиненный слой клеток образующий внешние покровы тела.

4. Они находятся перед кутикулой в эпителии.

5. Наружный слой клеток кожи.

6. Плотное неклеточное образование у членистоногих выделяемое покровной тканью и выполняющее защитную и опорную функцию.

7. Образования, имеющиеся у всех организмов, предохраняющие от проникновения инородных тел и веществ, других организмов, излишков влаги, а также от механических повреждений.

Слайд №19. Проверка кроссворда.

Работают с текстами учебника, и дополнительным материалом заполняют таблицу.

Учащиеся делают вывод.

Вывод: мы можем сделать вывод, что эволюция покровов тела шла по пути увеличения числа слоев и появления в них новых образований: ресничек, желез, хитиновых покровов, чешуй, когтей, ногтей, волос и т.д.


Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

А сейчас мы проверим насколько хорошо вы разобрались с темой урока. Выполните самостоятельную работу, задания №1-№3 в рабочих листах.

1. Назовите особенность строения покровов, обеспечивающую постоянную температуру тела.

А) Волосяной покров;

Г) Роговые щитки.

2. Какой процесс НЕ относится к защитной функции покровов?

А) Защита от проникновения инородных тел;

Б) Получение информации о состоянии среды;

В) Регуляция температуры тела;

Г) Защита от потери воды.

3. Установите соответствие между отделами покровов позвоночных животных и образований, которые там находятся. Одному отделу может соответствовать несколько образований. Результаты занесите в таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приёмы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя её содержание и данные об источнике информации;

Выпускник научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

7 класс (35часов, 1 час в неделю)

Введение (1 часа)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 1. Простейшие (2 часа)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Раздел 2. Многоклеточные животные (20 часа)

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла.. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды

Демонстрация

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (6 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1час)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Читайте также: