План урока основы исследовательской деятельности

Обновлено: 05.07.2024

I. Организационный этап
Педагог приветствует учащихся:
Здравствуйте, ребята! Все расселись по местам? Никому не тесно?
По секрету вам скажу, будет интересно!

Ваши предположения нужно подтвердить или опровергнуть. А для этого нам необходимо познакомиться с информацией о материале, из которого сделан Дровосек, и выяснить, что такое железо? Какие у железа свойства? Это поможет объяснить поведение Железного Дровосека. Как мы можем получить на эти вопросы исчерпывающие ответы? (Перечисляются методы исследования, демонстрируются карточки-схемы: спросить у специалиста, прочитать в книгах, найти информацию в Интернете.) Всё то, что мы перечислили, называется методами исследования!

Итак, воспользуемся одним из методов и выясним, что же говорится о железе в книге?
Железо – это вещество, которое относится к группе металлов. Существует 95 видов металлов. Есть металлы чёрные и цветные. К ЧЁРНЫМ относятся железо и металлы, в составе которых есть железо. Например, бронза, чугун, сталь. К ЦВЕТНЫМ относятся металлы, в составе которых нет железа, например, золото, серебро, медь, олово, алюминий, свинец.

У металлов есть характерные признаки:
• Твердость. Почти все металлы твердые, кроме ртути, т.к. при комнатной температуре это жидкий металл.
• Прочность. Благодаря этому свойству самые высокие небоскрёбы и самые длинные мосты очень устойчивы.
• Пластичность, т.е. способность изменять форму и сохранять её. При определенных усилиях металлы поддаются ковке, изгибаются, растягиваются, не дробятся; самый пластичный металл – золото, т.к. из 1 г можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км.
• Проводят электрический ток. Например, из меди делают кабель, по которому течет электрический ток; эти провода покрывают материалом, который не пропускает электрический ток, и мы можем касаться проводов руками, не боясь удара током.
• Проводят тепло, т.е. легко и быстро нагреваются. Вспомните, где и какие способы применяются, чтобы безопасно пользоваться горячими предметами: пластиковые или деревянные ручки у кастрюли, сковороды, чайника и т.д.
• Металлический блеск. Чаще всего у металлов серебристо-белый цвет, кроме золота, меди, цезия.
• Плавятся, хотя температура плавления разная. Чаще всего металл можно расплавить только при очень высокой температуре, например, железо можно расплавить при температуре 1539 градусов. Подумайте, может ли пламя обычной газовой плиты расплавить железо? Самая высокая температура плавления у вольфрама – 35410 градусов. А металлы цезий и галлий легко плавятся в человеческой ладошке, т.к. температура их плавления 28,4, 29,8 градусов.
• Магнетизм. Есть магнитные металлы, которые притягиваются к магниту.
• Неустойчивость к влаге. Кроме золота, серебра и платины, т.к. это благородные металлы, они не ржавеют.

Подведём итог: железо – это твердый материал, не боится электрического тока, пламени огня (только очень высокой температуры), но боится воды.

Это объясняет, почему Дровосек прячется от дождя? А что произойдет с Дровосеком, если он вымокнет под дождем? Мы уже знаем, что надёжный метод поиска информации – это чтение литературы.

Информация из энциклопедии
Если железные предметы долго находятся на открытом воздухе или намокают в воде, то они покрываются коричневато-красным налетом – ржавчиной. Появившись на поверхности предмета, ржавчина крошится и осыпается. Слой железа под ржавчиной взаимодействует с воздухом и тоже ржавеет.

Металл можно спасти от разрушения с помощью краски, жира, масла, другого металла (олова, цинка).

Чем мы посоветуем воспользоваться Дровосеку из того, что есть в нашем рюкзаке, чтобы он не ржавел?(Маслёнкой, чтобы смазать себя маслом.)

Наконец, дождь закончился, день стал клониться к вечеру, а дорога привела нашего путника к реке, через которую предстояло как-то перебираться. На берегу реки кроме брёвен ничего не было. Дровосек остановился и задумался: как же ему переплыть реку? Что останавливает Дровосека? Ведь у него есть маслёнка, значит, воды он может не бояться. Но он не решается заходить в воду. Как вы думаете, почему? Какие у вас есть гипотезы, т.е. предположения? И как ему нужно поступить? (Дровосек боится утонуть. Ему нужно сделать плот и переплыть реку.)
Чтобы проверить наши гипотезы, предлагаю провести эксперимент с деревянным и металлическим брусками, опущенными в воду. Проводится эксперимент, в ходе которого учащиеся убеждаются, что деревянный брусок не тонет, железный - опускается на дно.

Подтвердилась ли наша гипотеза или мы ошиблись? (Подтвердилась.) Давайте найдём объяснение результатам нашего эксперимента в книге.

Вода тяжелее дерева, а железо тяжелее воды. Поэтому более тяжёлая (плотная) вода может удержать на своей поверхности дерево, а железо нет, поэтому железо тонет.

Наш герой благополучно переправился через реку. Но испытания на этом не закончились. Оказавшись на другом берегу реки, он увидел перед собой цепь высоких скал. Под сводом этих скал есть тропинки, но на них осыпаются со скал мелкие камни. Сможет ли Дровосек преодолеть это препятствие? Давайте проверим опытным путем, насколько прочен материал, из которого сделан Железный Дровосек.

Ситуации:
• запах духов распространился по комнате (газообразное),
• течёт вода (жидкое),
• идёт густой дым (газообразное),
• падают камни (твёрдое),
• пузырьки лимонада лопаются(газообразное) ,
• стоит стеклянная ваза (твёрдое) ,
• вылилось молоко (жидкое),
• пар вырывается из-под крышки (газообразное),
• кирпич на стройке (твёрдое),
• льёт дождь (жидкое),
• воздушный шарик летит в небо (твёрдое и газообразное),
• айсберг в море (твёрдое и жидкое),
• сырое куриное яйцо (твёрдое и жидкое).

Стоит ли Железному Дровосеку опасаться? Что мы ему посоветуем? (Удары маленьких камней Дровосеку не страшны, он легко преодолеет это препятствие.)

Проходя по узкой дорожке между скал, Железный Дровосек нечаянно уронил в глубокую расщелину свой головной убор – воронку. Он попытался достать воронку рукой, но расщелина оказалась очень глубокой, рукой не дотянуться. Как мы можем помочь? Вспомним, что лежит в рюкзаке, и каким свойством металла можно воспользоваться? (Можно достать воронку с помощью магнита из нашего рюкзака, привязав его к верёвке, т.к. магнит притягивает железо.) Давайте смоделируем эту ситуацию.

В глубокую цилиндрическую коробку, имитирующую расщелину, опускаем маленькую металлическую воронку. К веревке привязываем магнит и опускаем его на дно коробки, чтобы достать воронку.

Наконец Дровосек увидел вдалеке высокие блестящие ворота в Сказочную страну. Он обрадовался и вздохнул с облегчением. Счастливый герой стоит уже на пороге Сказочной страны. Осталось последнее испытание, и цель будет достигнута. Сегодня, во время нашего занятия, вы узнали о свойствах железа и других металлов. Поэтому легко сможете помочь Дровосеку ответить на вопрос, ответ на который будет паролем для входа в сказку.
Будьте внимательны!
1. Все железные предметы твердые. Значит, всё, что твердое – железо? (Неверно, т.к. стекло, дерево и др. материалы тоже твёрдые, но не являются железом.)
2. Металл ржавеет. Значит, всё, что не ржавеет – не металл? (Неверно, т.к. золото, например, не ржавеет, но относится к металлам.)

IV. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята, Дровосек прощается с вами и благодарит за помощь, за ваши правильные советы. А как вы думаете, почему ваши советы были правильными и вы не допустили ни одной ошибки? (Потому что поступали обдуманно, искали ответы в книгах, проверяли гипотезы опытным путем, а не действовали наугад.)
Помогая Железному Дровосеку вернуться в свою сказку, мы узнали много нового и интересного, а впереди нас ждет еще много увлекательных поисков и открытий.
Подготовила воспитатель группы продлённого дня Давидович Т.В.

Количество участников: до 30 человек.

Цель: создание условий для погружения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Знакомство с участниками курса;
  • Диагностика интересов участников тренинга;
  • Выявление уровня знаний обучающихся об этапах проектной и исследовательской деятельности.

Ход занятия

Этап работы,
упражнение

Содержание

Необходимые материалы

Время

Вступление.
Правила работы

Назвать своё имя, а также свое реальное хобби и свое желательное хобби (то, о чем мечтаешь)

Формы для бейджиков, иголочки, фломастеры

30 листов бумаги, фломастеры, скотч

Карточки со списками для подгрупп

Задание группам: расположите этапы организации проекта в нужной последовательности.
Сравните результат с эталоном. Правильно выделить проблему - наиболее трудная задача.
Проблема – это социально значимое противоречие. Она должна быть интересна, носить исследовательский характер. Далее определяется объект и предмет исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Проблема преобразуется в личностно значимую цель.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата. Цель проекта может быть определена с помощью глаголов: доказать, записать, измерить, изобрести, изучить, иллюстрировать, исследовать, классифицировать, наблюдать, нарисовать, обнаружить, объяснить, определить, описать, организовать, оценить, подготовить, проверить, продемонстрировать, проследить, разработать, рассчитать, собрать, создать, сравнить, установить и т.д.
Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели. Далее выдвигается гипотеза.
Гипотеза в проекте – предположение о возможных результатах исследовательской работы. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в ходе работы над проектом.
Следующий этап работы над проектом – это планирование (проектирование), процесс разработки проекта. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
Затем, этап работы – поиск или сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации:
- Поиск информации в Интернете;
- Справочная, учебная литература, документальные источники;
- Вопросы коллегам (преподавателю), специалистам;
- Интервью с участниками событий, анкетирование и т.д.
Результат работы над проектом или конечный результат разрешения поставленной проблемы, т.е. Продукт проектной деятельности – это следующий этап работы. Обращаю ваше внимание на то, что в нашем случае в связи с дефицитом времени этапы планирования и реализации практически совпали, что, несомненно, сказалось на качестве продукта.
Продукты могут быть представлены в виде Web-сайта, видеофильма, выставки, газеты, игры, костюма, макета, модели, мультимедийной презентации, праздника, серии иллюстраций, справочника, словаря, статьи, сценария, учебного пособия, дидактического материала, экскурсии и т.д.
Обычно после выполнения проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также то, что цель проекта достигнута и проблема решена в настоящий момент – т.е. Следующий этап - презентация.
Презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта. В течение всей работы над проектом его разработчики собирают проектную папку (портфолио).
Для многих, желающих заняться исследованиями, одной из важных проблем становится проблема выбора темы. Существуют правила выбора темы исследования.
Выбор темы исследования
- Тема должна представлять интерес для учащихся и педагога;
- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях;
- Тема должна быть сформулирована лаконично;
- Указать, почему именно эта тема и именно на данный момент является актуальной;
- Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования;
- Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы, литература, необходимая исследовательская база.
Какова же роль преподавателя в проектной деятельности?
Энтузиаст - вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;
Специалист - обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;
Консультант - организующий доступ к информационным ресурсам;
Руководитель - организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей;
Координатор - группового процесса;
Эксперт - анализирующий результаты выполненного проекта.

Каждой группе выдается набор разрезных карточек-домино, листы А4, клей

Ведущий называет любой предмет и бросает мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать три нестандартных способа применения предмета.
Беседа о барьерах креативности: ограниченность во времени, оценочность, боязнь конкуренции

Рефлексия

Ведущий предлагает все участникам тренинга ответить на вопросы по кругу:
Что чувствуете на данный момент?
Что нового узнали?
Что узнали о себе? О других?
Чего вы ждали?
Что получили?

Цель работы: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.

Исходные данные (задание): Определить и описать этапы работы над проектом (исследованием).

Порядок выполнения:

На основе изученного материала определите этапы работы над собственным исследованием, опишите виды деятельности в каждом из этапов. Заполните предложенную таблицу.

Практическое занятие № 2

Название занятия: Выбор темы исследования, постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования

Цель работы: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.

Исходные данные (задание): Определить цель, задачи, объект и предмет исследования в рамках предложенных ниже тем.

Заимствованные слова профессиональной сферы

Профессиональный жаргон в речи автомеханика (судомеханика, повара, парикмахера и др.)

Особенности языка SMS.

Порядок выполнения:

Изучите предложенную литературу, определите определите цель, задачи, объект и предмет исследования.

Практическое занятие № 3

Название занятия: Теоретические методы исследования

Цель работы: сформировать понятия о исследовательской деятельности, ее методах и приемах.

Исходные данные (задание): Осуществите классификацию методов исследовательской деятельности

Порядок выполнения:

Изучите литературу по теме, выделите теоретические и практические методы исследования, осуществите их классификацию на основе их особенностей.

Практическое занятие № 4

Название занятия: Эмпирические методы исследования

Цель работы: сформировать понятия о исследовательской деятельности, ее методах и приемах.

Исходные данные (задание): разработайте анкету для проведения анкетирования по выбранной теме исследования.

Порядок выполнения:

Изучите литературу по теме, выделите теоретические и практические методы исследования, осуществите их классификацию на основе их особенностей.

Практическое занятие № 5

Название занятия: Виды научных документов. Поиск информации в печатных и электронных источниках

Цель работы: уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Исходные данные (задание): Подготовьте список литературы по своей теме, включающий печатные и электронные источники (7-10 источников).

Порядок выполнения:

Подберите литературу по теме, включающую печатные и электронные источники.

Практическое занятие № 6

Название занятия: Переработка информации: конспект, план, тезисы, таблицы, схемы

Цель работы: уметь перерабатывать полученную информацию, представлять ее в виде конспекта

Исходные данные (задание): Напишите конспект по теме.

Порядок выполнения: Подберите статью по теме, напишите на ее основе конспект. Текст статьи приложите к работе.

Практическое занятие № 7

Порядок выполнения:

Практическое занятие № 8

Название занятия: Структура реферата, основные требования

Цель работы: уметь анализировать текст, подвергать его информационной переработке, выделять необходимую информацию.

Исходные данные (задание): Доработайте введение реферата.

Порядок выполнения: Прочитайте представленное введение реферата. Отметьте недостающие структурные части, доработайте введение.

Принято выделять следующие виды правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус ‒ это статус, одинаковый для всех граждан Российской Федерации, т.е. статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции.

Специальный статус – статус определенных категорий граждан, обеспечивающий возможность выполнения их специальных функций. К таким категориям граждан можно отнести студентов, аспирантов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.

Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности [5].

Объектом данной работы является правовой статус аспиранта как специальный правовой статус субъекта Российской Федерации.

Практическое занятие № 9

Название занятия: Структура курсовой работы, основные требования

Цель работы: уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, представлять полученную информацию в виде тезисов

Порядок выполнения: Изучите литературу по теме, на основе изученного материала составьте тезисы.

Практическое занятие № 10

Название занятия: Дипломная работа и дипломный проект. Структура, основные требования

Цель работы: уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, представлять полученную информацию в виде тезисов

Порядок выполнения:

Изучите литературу по теме, на основе изученного материала составьте тезисы.

Практическое занятие № 11

Название занятия: Презентация, основные требования к презентации

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал (презентацию)

Исходные данные (задание): подготовьте презентацию по теме своей работы.

Порядок выполнения:

Подготовьте презентацию, учитывая требования, касающиеся ее технического оформления и содержания.

Практическое занятие № 12

Название занятия: Общие требования к оформлению и стилю исследовательской работы

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал

Исходные данные (задание): Оформите параграф исследовательской работы в соответствии с требованиями.

Литература: Л

Практическое занятие № 13

Название занятия: Оформление введения и заключения

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал

Исходные данные (задание): Оформите введение исследовательской работы в соответствии с требованиями.

Практическое занятие № 14

Название занятия: Оформление цитат и ссылок

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал

Исходные данные (задание): Оформите цитаты и ссылки в параграфе своей исследовательской работы.

Порядок выполнения: оформите цитаты и ссылки по тексту работы.

Практическое занятие № 15

Название занятия: Оформление списка литературы

Цель работы: уметь оформлять учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы, готовить иллюстративный материал

Исходные данные (задание): Оформите список литературы.

Порядок выполнения: исправьте ошибки в оформлении предложенного списка литературы.

1. Абильдинова Ж. Б. Антропонимы как языковые средства экспликации этнических стереотипов в анекдотах Ж. Б. Абильдинова Вестник ВГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. –№ 1, – с. 110 – 112.

2. М. М. Алиева, Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в художественном тексте: на материале произведений М. А. Булгакова [Текст] : автореф. дис. канд. филол. наук М. М. Алиева. Махачкала. 2006, 22 с.

3. Антропонимы сферы гастрономии как аттрактивные элементы французской лингвокультуры существительных Ащенкова Г. А / Г. А. Ащенкова / Антропонимическая лингвистика – Иркутск Изд-во ИГЛУ 2010 – с. 3–12.

Практическое занятие № 16

Название занятия: Публичная речь. Требования к публичной речи

Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Исходные данные (задание): Подготовьте публичное выступление по теме

Порядок выполнения:

Практическое занятие № 17

Название занятия: Этапы подготовки публичного выступления, его структура

Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Порядок выполнения:

Практическое занятие № 18

Название занятия: Ведение научной дискуссии

Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Исходные данные (задание): Сформулируйте по три вопроса к докладчику.

Порядок выполнения: Внимательно следите за ходом выступления, сформулируйте к докладчику по три вопроса по содержанию выступления.

Практическое занятие № 19

Название занятия: Процедура защиты исследовательской работы

Цель работы: уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

Широкий выбор готовых конспектов занятий и НОД для проведения экспериментов и волшебных превращений с обычными предметами, вещами, веществами природного и искусственного происхождения. Секреты занимательных фокусов, которые не только вызовут радость и интерес детей, но и поспособствуют усвоению ими новых знаний об окружающем мире.

Чёткие пошаговые описания опытов, которые можно поставить, не прибегая к значительным материальным и техническим затратам. Исследовательские занятия, которые помогут формированию представлений детей о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений; которые поддержат и усилят их познавательного интерес.

Содержится в разделах:

Читайте также: