Что изучает история физической культуры и спорта кратко

Обновлено: 05.07.2024


Тема II. Физическая культура в древнем мире
2.1.Истоки и причины возникновения физической культуры

Человек стал человеком, не только в ходе развития труда, но и в ходе развития самого человеческого тела, организма, как главной производственной силы.
В древнем мире первоначальным источником существования стала охота на крупных животных. В частности, для перехода по рыхлому снегу и поднятия тяжелого оружия из дерева, камня, костей животных нужна была сила. Для преодоления водных пространств и болотистых мест были необходимы навыки плавания. Физическая культура становится общественной формой добывания пищи.
Постепенно возникли условия для того, чтобы процесс обучения и передача опыта организованно отделились от непосредственной работы. Применение бега при охоте или при спасении от противника, прыжки через препятствия, различные движения при проведении магических действий способствовали возникновению таких разновидностей физической культуры, как бег на расстояние, прыжки в длину и высоту, метание (имитационные движения во время танцев).
Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры можно проследить за ее развитием начиная с 150 000 года до нашей эры. Например: 120 000 лет до н. э. был изобретен лук. На основе археологических раскопок относящихся примерно к периоду 40 000 лет до н. э. можно констатировать, что физическое развитие человека более поздней древней эпохи сопровождалось магическими действиями.
На следующих этапах (8000-3000 лет до н.э.) главным источником существования стало земледелие и животноводство. С уходом в прошлое первобытнообщинного строя (с VII тыс. лет до н. э.) и развитием пастушества, облавной охоты, у людей стал появляться интерес к верховой езде.
С появлением частной собственности возникают церемонии посвящения мужчин в воины. Впоследствии практика подобных церемоний стала общепринятой, в этот период появились первые соперничества и состязания.


2.2.Физическая культура в родовом обществе

В родовом обществе возникает новая форма социальной организации, вступает в силу ведение общего хозяйства. В связи с этим, быту древних людей становится присуща облавная охота, разнообразное метание.
Австралийцы, например, в своих обрядах (при рождении человека, переходе из одной группы в другую, принятии в племя) руководствовались принципами количественного участия. Во время посвящения в ходе совершения обрядов происходило поражение животного на песке, подбрасывание посвященного в воздух, бег и прыжки, охотничьи пляски, борьба, бег с препятствиями. После того, когда юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Обрядам предшествовали систематические занятия физическими упражнениями, к ним допускались лишь те юноши, которые достигали необходимой степени физической подготовленности и духовной зрелости.
У индейцев обрядам предшествовали такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, гонки на лодках, метание, игры с мячом. При совершении ритуалов посвящений широко применялись индийские танцы.
Физическая подготовка детей африканских племен отличались от тренировки силы и выносливости подрастающего поколения у других древних народов. Их собирали в команду и удаляли из селения на сборы, где упражнялись фехтованию палками и метанию в цель.
У эскимосов были широко распространены комплексные соревнования, типа простейших многоборий.

основных дефиниции: история, физическая культура, спорт.

Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает

рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние

История физической культуры – наука о закономерностях возникновения и

развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и

спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни

общества; она даёт научный анализ возникновения и развития физической

культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей

Термин физическая культура (иногда её называют телесная

культура) был впервые употреблён в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В

физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества,

направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой

совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических

способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные

научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область

общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда

и отдыха, использование естественных сил природы – солнца, воды и воздуха – в

целях оздоровления и закаливания организма.

Термин спорт происходит от латинского слова disportare –

развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность,

подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения,

связанные с этой деятельностью. Спорт как часть физической культуры своей

специфической направленностью дополняет и углубляет её.

История прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших

времён и до наших дней. В свою очередь, история ФКиС, используя эти понятия в

своей научной и учебной дисциплине, составляет важную часть всей спортивной

науки. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления

и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования

История ФКиС – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает познать

настоящее и в известной мере выявить тенденции будущего развития. Она

представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических

знаний. История ФКиС – основа гуманитарного образования в спортивной науке.

Составной частью предмета истории ФКиС выступают историография и

источниковедение, степень и уровень изучения, которых определяют её

достижения как учебной дисциплины. В процессе своего формирования предмет

истории физической культуры и спорта впитал в себя сведения из гражданской и

военной истории, этнографии и археологии, истории педагогики и медицины,

истории культуры. Предмет истории тесно связан с научными дисциплинами,

изучающими физическую культуру и спорт с социологических, теоретико-

педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических позиций.

История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и

образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:

· показать с научных позиций становление, состояние и развитие

физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого

· раскрыть значение, роль и место физической культуры и спорта в жизни

общества на разных этапах его развития;

· способствовать формированию научного мировоззрения, воспитанию

патриотизма и интернационализма, исторического самосознания и критического

· формировать любовь к благородной профессии педагога, тренера,

организатора и пропагандиста физической культуры и спорта;

· способствовать повышению общей педагогической культуры, расширению

умственного кругозора, обогащению знаниями в области физической культуры и

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в академиях и

институтах физической культуры, истории ФКиС отводится важное место. Она

принадлежит к профилирующим дисциплинам, помогает будущим специалистам лучше

познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно

подготавливает их к практической деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1.


"Влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьника"

Воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников.


основы истории развития физической культуры и спорта

основы истории развития физической культуры и спорта.

В Российской Федерации насчитывается 87 тыс. дошкольных учреждений, которые посещают около 9 млн. детей, или 65% их общей численности. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют.



Презентация секция "Футбол" Физическая культура и спорт в России

Презентация расказывает о развитии физической культуры и спорта в России.

История физической культуры и спорта: общие положения

Еще со школьной скамьи мы знакомы с отдельным предметом: физическая культура. Но знаем ли мы, что означает сочетание этих слов? Что изучает и означает физическая культура в России? Каков ее предмет и ключевые понятия, определяющие ее как учебную и научную дисциплину?
Давайте рассмотрим эти положения.

История физической культуры в России, заключается в 3 – х главных составляющих:

1. история
2. физическая культура
3. спорт

Физическая культура – понятие из 90х годов 19 века, введенное в Англии и США. В Россию термин пришел в 1908 – 1910 годах. Под этим словами подразумевалось: физическое воспитание людей, образование и укрепление их здоровья.

Физическая культура стала, как неотъемлемая часть жизни общества, стала совокупностью норм и знаний, направленных на активность человека, гармоничное развитие, формирование здорового образа жизни.

Предметом изучения спортивной науки является человек и человеческое общество, его развитие физическое развитие и совершенствование на различных ступенях существования.

История физ. культуры и спорта - это наука, исследующая и изучающая прошлое, помогающая познать настоящее и выявить тенденцию развития в будущем. Наука включает в себя отдельные сегменты педагогических и исторических знаний.
История физической культуры и спорта в спортивной науке - это основа гуманитарного образования. Главной составляющей данного предмета является: историография и источниковедение, степень изучения, которых, определяет её успехи как учебной дисциплины.

Предмет истории физической культуры и спорта тесно связан с такими научными дисциплинами как:

физическая культура
спорт с социологических позиций
спортивно-педагогические позиции
медико - биологические позиции
теоретико - педагогические позиции

История физической культуры и спорта оказывает большое педагогическое и образовательное значение и решает такие ключевые задачи как:
становление и развитие физической культуры и спорта в различные периоды развития человеческого общества;
раскрытие значения и роли на жизнь социума в различные этапы его развития;
способы формирования научного мировоззрения, воспитание патриотизма и интернационализма;
формирование любви к профессии педагога и тренера;
способы повышения педагогической культуры и пополнение знаний в области физической культуры и спорта.

Истории физической культуры и спорта отводится важное место в учении теоретико-педагогических дисциплин, которые изучаются в академиях и профильный институтах. Она относится к специализированным дисциплинам и помогает учащимся более чутко познать тонкости своей будущей профессии.

Вместе с нашей страной, история физической культуры и спорта в России преодолела несколько этапов:
5 сентября 1991 года на V съезде народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик был признан статус автономных государств как субъектов международного права. Таким образом, был получен юридический статус для возможности вступления в спортивные интернациональные объединения.

8 декабря 1991 года руководители России, Белоруссии и Украины объявили о роспуске Союза Советских Социалистических Республик, и, одновременно, было провозглашено образование СНГ.

В конце 1991 года начали упразднять все структуры государственного управления страной, к ним относилось и физкультурное движение.

В связи с разрушением государственных, а так же общественных союзнических структур управления физической культуры и спорта, начинается сокращение финансирования спорта. Лишившись поддержки, многие одаренные спортсмены и тренеры покидают Родину и выезжают за границу. Отечественный спорт, сильный и непобедимый ранее, переживает кризис. Начинается поиск решений. В первую очередь необходимо было создать новые государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в России.
В формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом вошли организации:

1. Комитет содействия олимпийскому движению. Данные комитет был утверждён 28 ноября 1991 года и был ориентирован на подготовку спортсменов к участию в Олимпийских играх 1992 года. Одновременно начал подготовку к Олимпийским играм и Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 года
25 января 1992 года, до зимних Олимпийских игр, встретились Президент РФ Ельцин и Президент МОК Самаранч. На повестке дня обсуждалось участие стран Содружества Независимых Государств в Олимпийских играх 1992 года и дальнейшие перспективы спорта в России.

Комитет по физической культуре сформировался в 1992 году. Созданный ранее Комитет Содействия выполнил возложенные на него организационные функции, и в конце 1992 года был преобразован в Комитет РФ по физической культуре.

Комитету предназначалось решить важные задачи: разработать и внедрить в массы государственные программы физического воспитания, провести пропаганду спорта и здорового образа жизни. Подготовкой спортсменов и повышением их квалификации.

В начале июня 1994 года был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Госкомитета по физической культуре и туризму.
В стране продолжались поиски новых методов совершенствования системы управления физической культурой и спортом. Но, в связи с отсутствием нормативной и правовой базы, поиск эффективных решений был затруднен. Особенно страдали направления:
усовершенствование в стране профессионального спорта, субсидирование массового и элитного спорта.

В марте 2000 года Госкомитет РФ, после выбора на пост Президента РФ В. В. Путина, преобразовал Министерство по ФКСиТ в Государственный комитет Р.Ф. по физической культуре, туризму и спорту. Председателем Комитета стал П. А. Рожков.


История ФК представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний, является важным разделом научных знаний в области физического воспитания и спорта. Предмет её изучения – общие закономерности происхождения и развития физической культуры и спорта с древних времен и до наших дней. Она рассматривает ФК и спорт как часть общей культуры, созданной народом на протяжении его истории

Содержимое разработки

Тема: Предмет и задачи истории физической культуры.

Что изучает предмет истории ФК?

Основа изучения истории физической культуры.

Период и источники истории ФК.

История ФК представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний, является важным разделом научных знаний в области физического воспитания и спорта. Предмет её изучения – общие закономерности происхождения и развития физической культуры и спорта с древних времен и до наших дней. Она рассматривает ФК и спорт как часть общей культуры, созданной народом на протяжении его истории.

В содержании предмета входит изучение средств, форм и методов, идей, теории и систем физической культуры. ФК рассматривается как органическая часть всей человеческой культуры, воспитания и образования людей, подготовки их к трудовой и военной деятельности. Знание путей развития ФК и спорта помогает не только правильно понять и оценивать их современное состояние, но и предвидеть дальнейшее развитие.

В основу периодизации истории ФК и С положено учение об общественно-экономических формациях.

Научно-теоретической основой истории ФК является диалектический и исторический материализм. Применение диалектического материализма помогает рассматривать весь ход развития физической культуры во взаимной связи и обусловленности с другими сторонами жизни общества. Диалектические закономерности дают возможность составить научное представление о поступательном развитии физической культуры на протяжении всей истории общества.

На основе законов исторического материализма развитие ФК рассматривается в зависимости от конкретной общественно-экономической формации, географической среды, национальных особенностей. Исторический материализм позволяет вскрыть классовую природу ФК, понять, что её творцами являются народные массы, а не отдельные личности. Уровень развития физ-ры, её место зависят от конкретных форм производства, общественных отношений, политики, состояния науки, культуры.

История может быть разделена на 5 периодов

При первобытнообщинном строе ф.к. имела свои особенности.

Определенные исторические условия служили рождением определенных систем физ. воспитания. В доклассовом обществе элементы системы ф.в. характеризовались тесной связью с трудовой деятельностью.

В играх, упражнениях люди отражали конкретные сцены охоты. Важная особенность ф.в. это его всеобщность. С появлением классового общества система ф.в. стали носить классовый характер.

В ф.в. в рабовладельческом обществе отражалось стремление рабовладельцев держать рабов в страхе и повиновении, быть готовыми с оружием защищать интересы своего государства. Этим определялась военная направленность ф.в..

В феодальном обществе система ф.в. также имела военную направленность. При феодализме крепостные и свободные ремесленники создали свою культуру, здесь зарождалась система ф.в. трудящихся, которая большого развития не получила.

При капитализме господствующий класс впервые стал заинтересованным в ф.в. народных масс. Буржуазия использовала ФК и С для отвлечения трудящихся от политической борьбы, для воспитания молодежи в духе буржуазной идеологии, для подготовки их к новым войнам, для извлечения доходов. ФВ в капиталистических странах носит классовый характер. В рабочем спортивном движении уже появились зародыши нового ф.в..

Свободное развитие социалистической системы ф.в. стало возможным лишь после свержения капитализма и установления народной власти.

Партийность должна проявляться в изучении вопросов, интересующих общество, какую роль играла ФК и С в жизни общества, на всех этапов его развития, какое место занимало в воспитании молодёжи.

Изучение истории ФК на всех ступенях развития общества имеет большое воспитательное образовательное значение для всех слоев населения. Изучение истории способствует формированию научного мировоззрения, обогащает сознание людей интересными событиями, факторами прошлого, воспитывает нравственность, прививает уважение ко всем народам, внёсшим вклад в становление и развитие физической культуры и спорта. История учит интернациональному, отвергает всякую проповедь расовой и национальной исключительности, разоблачает буржуазную идеологию.

При изучении курса истории ФК и С используют различные источники:

произведение классиков, труды выдающихся деятелей;

архивные материалы, летописи, журналы, газеты археологические, этнографические данные, памятники изо. искусства, худ. лит-ра, кино, фото, фоно материалы;

практические данные по развитию ФК у разных народов.

К методам научного исследования истории ФК и С относятся:

историко-теоретический анализ обобщение исторических материалов, проведение исторической аналогии системной, статистический анализ, письменный опрос, интервью, беседы, обобщения, практики и изучения опыта развития ФК и С

История ФК и С показывает, какие неисчерпаемые возможности предоставляет общества, государство для всенародного развития ФК и С.

Читайте также: