Как преподавать географию в школе интересно

Обновлено: 07.07.2024

На правильно продуманном уроке географии дети могут путешествовать по всему миру, даже не покидая свой класс. Мы попросили разных учителей поделиться любимыми советами и увлекательными способами проведения урока, чтобы напомнить детям, что учиться можно не только с помощью карт и глобусов.

1. Исследуйте мир с помощью друзей по переписке

2. Завесьте стену часами

Помогите ученикам научиться понимать и определять часовые пояса, повесив побольше часов в классе. Установите на одних среднее географическое время и пометьте его как Гринвич, Англия. Выберите множество крупных городов по всему миру, включая ваш родной город, чтобы подписать другие часы и установить на них нужное время.

Теперь вы можете периодически обращать внимание учеников на часы, лучше в разное время суток. Например, утром, когда они только приходят в школу, поговорите о том, что в этот же момент могут делать школьники в других часовых поясах. Вы также можете использовать часы в качестве отправной точки, чтобы объяснить, как связаны координаты долготы и часовой пояс.


3. Делайте путеводители

Учитель информатики Мелинда Клекер преподает забавные уроки географии, предлагая ученикам создавать собственный дизайн туристических брошюр. Она просит детей выбрать разные государства. Каждый из них проводит своё исследование страны и двух крупных городов, чтобы добавить информацию в брошюру. Это отличный способ объединить навыки письма, знания компьютера, графического дизайна и географии в одном проекте.

4. Рассмотрите мир с помощью Google Earth

5. Придумайте собственный остров

Ученики шестого класса вместе со своей учительницей Эми Гетти начинают учебный год с создания карт островов, которые представляют собой их жизнь. Они наполняют рисунок биографическими деталями, а затем используют фантазию, знание рельефа и условных обозначений для разработки карт.


6. Играйте в прятки по всему миру

Загадайте определённое место где-то на планете. Дайте детям несколько подсказок, основанных на широте, долготе, сезонных изменениях, животных и прочих географических данных. Они должны проанализировать ключи к разгадке и сопоставить их, чтобы в итоге найти 10 секретных уголков по всему миру.

7. Рисуйте карту путешествий персонажа

8. Занимайте самых быстрых учеников

Вот идея, чтобы самые быстрые и активные ученики занимались даже после того, как закончили основную работу. Руна Заман предлагает держать в столе стопку из копий пустых мировых карт и просить детей помечать знакомые государства и их границы. Ученики могут получить дополнительную оценку или небольшой приз в зависимости от количества стран, которые они пометили правильно.

9. Держите весь мир в своих руках

Где пройти обучение на учителя географии дистанционно?

Отношение детей к предмету в основном определяет личность учителя и его подход к работе, и география не исключение. Заставить детей любить географию нельзя, но можно разобраться, почему они ее не любят и как устранить эти причины.

Почему детям может быть неинтересно на уроке?

Чаще всего причины в разных школах похожи:

  • нет понимания, зачем нужен предмет;
  • непонятен материал и задания;
  • нет четкой системы преподавания;

Типичный пример: какие цели преследует учитель географии, когда требует зубрить географические названия? Дети отлично знают, что все справочные данные, в том числе и подробные карты, можно найти в интернете. Зачем их заучивать?

Важно показать ученикам, что ваш предмет глубже и информативнее, чем путеводитель.

Как учителю улучшить учебный процесс?

Сделать уроки информативными и разнообразными

Детям не должно быть скучно. Важно регулярно менять виды работы на уроке и предоставлять возможность каждому ученику проявить себя. Показывайте взаимосвязь географии с другими предметами, учите пользоваться полученной на ваших уроках информацией в жизни.

Снизить уровень стресса на уроках

Страх и напряжение мешают воспринимать информацию и сводят интересные идеи педагога на нет. Если дети на вашем уроке думают лишь о том, как бы их не вызвали к доске и не заставили отвечать на вопросы, они не смогут разобраться в материале.

Нужно учитывать разную скорость восприятия и обработки информации у детей, различия в способности отвечать у доски, публично выступать, работать в команде и другие психологические особенности. Скорость работы ученика на уроке не должна отражаться на оценке.

Во многом умение заметить, понять и учесть индивидуальные особенности учеников зависит от компетентности учителя географии в педагогике и психологии.

Получить от директора необходимое обеспечение

Актуальные наглядные материалы и оперативный доступ к информации будут повышать интерес к урокам и к географии как науке. Пробуйте сочетать разные технологии и учебные пособия, чтобы детям было легче усваивать информацию.

Организовать непрерывный и последовательный познавательный процесс

Новую тему можно давать только после того, как предыдущие были усвоены. Промежуточный контроль помогает увидеть результаты работы. При этом не должно быть цели поставить как можно больше высоких оценок, чтобы повысить общую успеваемость класса. Помните, что часто детальный разбор контрольных важнее, чем результат среза.

Развить у учеников желание самостоятельно углубленно изучать предмет

В этом помогают творческие задания, открытые вопросы для дискуссии, обсуждение новых научных данных, интересная информация (в том числе из новостей). Какую работу выполняет учитель географии на таких уроках, зависит от уровня подготовки и возраста учеников.

Развивать навык поиска достоверной информации по своему предмету

Дайте детям список ресурсов, которым вы доверяете. Обоснуйте ваше доверие. Предоставьте критерии выбора, если ученик хочет найти свои источники. Научите находить научные данные и разбираться в особенностях изложения такой информации.

Несколько советов учителям географии

Где пройти обучение?

Где пройти обучение на учителя географии дистанционно?

Вы можете выбрать любой вуз, где есть курсы переподготовки. Дистанционный* формат удобен и дает равные возможности с выпускниками дневных курсов.

Если хотите узнать больше о том, что нужно, чтобы стать учителем географии в вашем случае, можно ли получить рассрочку или скидку, как проходит обучение — свяжитесь со специалистами приемной комиссии института.

Павел Красновид, один из пяти лауреатов конкурса

Павел Красновид, преподающий географию в гимназии имени Подольских курсантов в подмосковном Климовске, в качестве кабинета использует сквер перед школой, а в качестве дидактического пособия – валуны перед гастрономом. Откуда у него на полках палеонтологические окаменелости, зачем ему пластилиновый пеликан и как дети подарили своему городу памятник, читайте в нашем материале.

К лацкану Павла Красновида приколот маленький серебристый глобус. "Дети подарили, – улыбается он. – В доказательство того, что географ глобус не пропил, он у меня теперь всегда с собой". На стене в кабинете – коллаж в стиле обложки Forbs : фотография Павла крупным планом и надпись " It ’ s easier to kill me than to defeat me " ­– "Меня проще убить, чем одолеть". Тоже дети подарили. "Когда мне старшеклассники в шутку предложили "договориться" насчёт оценки за тест, я ответил, что меня проще убить, чем договариваться, – вспоминает учитель. – Вот они и состряпали эту красоту".

dsc_9680.jpg

Павел Красновид, учитель географии в гимназии имени Подольских курсантов. Фото: Алексей Михайлов

"География – это история в пространстве"

С этим высказыванием Жан-Жака Элизе Реклю Павел полностью согласен. История его жизни, тесно переплетённая с географией, служит наглядным подтверждением. Страсть самого Павла к предмету появилась благодаря учителю – Вере Петровне Механошиной. "Она настолько интересно преподавала, что буквально зажгла его, – вспоминает бывший классный руководитель Павла Светлана Викторовна Боткина, учитель русского языка и литературы. – Он стал всё больше заниматься географией. Она давала ему книги почитать, отправляла на олимпиады. И когда Паша увлёкся этим предметом, равных ему не было". В результате Павел поступил на геофак МГУ. Закончил бакалавриат и перевёлся в педагогический – снова сказалось влияние Веры Петровны, он решил стать не только географом, но и учителем. Родителей это решение напугало – дедушка Красновида работал в сельской школе, а мама преподавала английский язык, так что о трудностях профессии они знали достаточно, чтобы постараться отговорить Павла. "Его мама была весьма расстроена, – рассказывает учитель математики Наталья Васильевна Беликова, которая была директором гимназии, когда Павел в ней учился. – Она переживала, что ребёнок пошёл в пединститут: работа тяжёлая, забирает всё время и силы, а оплачивается не слишком щедро. Но преподавание – это, если можно так выразиться, диагноз. Если уж есть призвание, никуда от него не деться".

dsc_9597.jpg

Гимназия имени Подольских курсантов, г. Климовск. Фото: Алексей Михайлов

Поначалу выяснилось, что часов географии в школе маловато. "Когда он пришёл ко мне по окончании вуза, я поняла – надо брать, а там разберёмся, – делится директор школы Наталья Анатольевна Квашенникова. – У нас на тот момент не хватало учителей математики, а у него этот предмет всегда шёл прекрасно. У его класса преподавала заслуженный учитель Нина Александровна Панкратова, благодаря ей он любил математику. Окончив курсы повышения квалификации, Паша два года вёл этот предмет. А потом Вера Петровна была вынуждена уйти по болезни, и он взял её нагрузку".

"Меня влюбили в школу. Здесь очень важна личность учителя – а у нас все учителя были яркими, интересно давали материал. Я, например, помню, мы писали письмо Раскольникову о том, как мы оцениваем его поступок. Математик Нина Александровна была для меня как Софья Ковалевская – увлечённая, эмоциональная. К концу урока она вся в мелу, а мы счастливые и довольные: графики построены, уравнения решены. На истории целые сцены разыгрывали – кто-то выступал от имени Батыя, кто-то от имени Ленина… Я ещё в 10-м классе решил, что стану учителем. И точно знал, что буду работать именно в нашей гимназии".

Павел Красновид, учитель географии, лауреат конкурса "Учитель года – 2019"

Принимать участие в конкурсе "Учитель года" Павел не собирался – и без того забот довольно. Поуговаривав его пару лет, Наталья Анатольевна решила пойти другим путём: просто подала заявку и поставила учителя перед фактом. "Я видела, что он готов к испытаниям, поэтому и взяла дело в свои руки. Наша школа две недели конкурса буквально жила этим: мы смотрели все уроки и мастер-классы в прямом эфире".

vl1c52i3o9c.jpg

Церемония награждения, конкурс

"Без географии вы нигде" [i]

Чем интереснее уроки, тем эффективнее обучение, и Павел Красновид не отстаёт от учителей, которые некогда "влюбили" его в школу. "Каждый урок и каждая тема по-своему интересны, – уверена ученица 9Г класса Виктория Селютина. – Павел Евгеньевич объясняет всё увлекательно и доступно, у него всегда весело на уроке". О монотонном пересказе учебника речь не идёт: на улице проходит урок или в классе, изучают ли дети новый материал или пишут проверочную работу, занятия неизменно проходят оживлённо: ученики то и дело обмениваются репликами друг с другом и с учителем. Тишина не приветствуется – ребята должны делиться впечатлениями, обсуждать полученную информацию, и глаза у них должны гореть.

Кабинет географии выглядит ровно так, как его бы изобразили в фильме: на доске и по стенам развешаны карты, в шкафах и на полках – книги вперемешку с минералами. На подоконнике лежит нечто, больше всего напоминающее полую каменную корягу, рядом – большой булыжник неправильной формы. "Это бивень и зуб мамонта", – поясняет хозяин кабинета. Доисторические артефакты вполне мирно соседствуют с современными технологиями: интерактивной доской и компьютером, на мониторе которого в качестве заставки выведена фраза "без географии вы нигде".

dsc_9687.jpg

Урок географии в гимназии имени Подольских курсантов. Фото: Алексей Михайлов

При изучении материала используются самые разные средства – например, флайт-радар, который позволяет полюбоваться на оживлённое движение в воздухе и обсудить, что означает количество самолётов над Европой и Азией, какие там проходят пассажирские и торговые трассы. Впрочем, чрезмерно увлекаться цифровыми технологиями Павел считает неправильным: "На них замыкаться ни в коем случае нельзя, иначе мы потеряем всё живое в обучении, уйдём в виртуальное пространство. На уроках нужно непосредственное общение, эмоции и натурное наблюдение: гербарии, геологические коллекции и пр. Одно дело, обсуждая самоцветы Урала, держать в руках друзу горного хрусталя, и другое – ограничиться картинкой на экране монитора. Если перевести географию, биологию и другие естественно-научные предметы в цифровую среду, они станут сухими, скучными".

"Он юморной, умный, добрый. Каждый урок запоминается, на географии не балуются даже самые завзятые хулиганы. Потому что у него всегда интересно".

Илья Смирнов, ученик гимназии им. Подольских курсантов

Живой и энергичный, учитель ходит между учениками, поглядывает через плечо то одному, то другому, комментируя аккуратно раскрашенные контурные карты, то и дело шутит. "Когда мы изучали план местности, один из уроков проходил на улице, – смеясь, рассказывает Катя Архипенко из 9Г. – Мы должны были зарисовать в масштабе наш сквер. По заданию деревья указывать было не надо, а я решила, что без них чего-то не хватает, и по всему плану красными точечками натыкала вишни, которые там растут. Павел Евгеньевич посмотрел на моё творчество и сказал, что у меня сад заболел ветрянкой, весь класс хохотал. А потом он объяснил, как нужно было показать сад с помощью топографических знаков – мне кажется, я на всю жизнь запомнила".

dsc_9663.jpg


Для открытого урока на конкурсе "Учитель года" Павел собрал целую "посылку", которую ему в начале урока вручал "почтальон". Тема – экономико-географическое положение, состав и население Поволжья, поэтому в качестве "даров" в ящике лежали соль, склянка с нефтью, колоски пшеницы, холщовый мешочек с мукой и сушёная вобла.

Павел всегда старается объяснять материал, привязывая его к тому, что окружает ребят в повседневной жизни. В качестве наглядного пособия подойдёт и рельеф местности у реки, к которой можно подойти, чтобы оценить особенности ландшафта, и хранящийся в классе кусочек сиреневого минерала чароита, и деревья перед школой.

dsc_9769.jpg

На уроке географии, учитель Павел Красновид. Фото: Алексей Михайлов

Помимо бивня мамонта в кабинете целая коллекция интересных вещей: минералы, друзы, окаменелости. Что-то осталось "в наследство" от предыдущих хозяев, что-то Павел привёз из своих путешествий, что-то нашли сами дети. "С 2013 по 2015 год мы с ребятами ездили на Подольский карьер с зубилами и молотками, – поясняет Павел. – Оттуда и окаменелости: мы находили стебли морских лилий (криноидеи) и древние раковины (брахиоподы). К сожалению, теперь карьера нет – его начали заравнивать, наверное, там скоро будет новый микрорайон". Свои отпуска учитель географии проводит в разъездах, которые носят ярко выраженный геологический характер. По дороге на Урал, где у него живут родственники, нужно непременно заглянуть на Сибайское, Качканарское или Меднорудянское месторождение, посмотреть, что интересного есть в отвалах. Из путешествия в Хибины – привезти целый багажник различных пород.

"Очень хочу вывезти детей в Хибины. Там есть балки, в которых можно найти и увезти с собой кусочки эвдиалита, апатита, нефелина. Это же совершенно особый опыт – обнаружить какой-то минерал самостоятельно. Я бы хотел, чтобы дети пережили такое. Потому что эмоции – единственное, что не девальвируется. Знания могут устаревать, а эмоции и впечатления остаются навсегда".

Павел Красновид, учитель географии, лауреат конкурса "Учитель года – 2019"

dsc_9600.jpg

В гимназии имени Подольских курсантов. Фото: Алексей Михайлов

Увлечение географией и страсть к преподаванию в гимназии имени Подольских курсантов передаётся от поколения к поколению на манер семейного ремесла. Сейчас в гимназии три учителя географии, среди них – выпускница Павла. Есть и другие бывшие ученики, сделавшие выбор в пользу педагогической работы.

"У нас школа вообще уникальна тем, что к нам идут работать наши выпускники, их сейчас 26 из 77, это треть нашего педсостава. Оканчивают вузы и приходят устраиваться к нам: "Хотим только в родную гимназию". А мы и рады: они знают и традиции школы, и наши требования".

Наталья Квашенникова, директор гимназии им. Подольских курсантов

dsc_9601.jpg

В гимназии имени Подольских курсантов, г. Климовск. Фото: Алексей Михайлов

"История – это география во времени" [ii]

Уроки рано или поздно заканчиваются, общение с детьми – нет. "Когда у меня сложная жизненная ситуация, я иду её обсудить к Павлу Евгеньевичу. Родителям далеко не всё будешь рассказывать, а вот к нему всегда можно обратиться", – застенчиво улыбается ученица 9Г Владислава Довгань.

Одни приходят за советом, другие – обсудить географию, третьи – вместе поколдовать над макетом в школьном музее, воспроизводя с помощью проволоки, губки, щепок и других подручных средств подвиг Подольских курсантов. Музей тоже находится в ведении Павла. В витринах под стеклом лежат письма, сделанные из патронов зажигалки, записная книжка, в которой перьевой ручкой чертёжным почерком аккуратно записаны "уроки" – характеристики и особенности применения артиллерийских орудий. В углу стоит ржавая печка-буржуйка, электрическая подсветка имитирует живой огонь. "Видите эти два уголька? – показывает Павел на чёрные щепочки, выглядывающие из буржуйки. – Мы их нашли, когда тянули в печку провод. Представляете, они так и лежали здесь с октября 1941 года!"

08qut8dkxeg.jpg

В музее гимназии имени Подольских курсантов. Фото со страницы Павла Красновида в вк

"Знаете, что для Паши было лучшим подарком? Карта Отечественной войны выпуска 1813 года: симбиоз географии и истории. Папа раздобыл ему эту карту ко дню рождения. У него очень хорошо шла история, на олимпиады ездил. Даже обидно было немножко, что решил поступать на геофак, а не на истфак".

Галина Якшева, преподаватель истории

Музеем Павел занимается со школьных лет: поначалу помогал учительнице истории Галине Григорьевне Якшевой, а когда сам стал педагогом, принял у неё "должность смотрителя". "Он полностью взял музей в свои руки, всё по крупицам собирал, – рассказывает Галина Григорьевна. – А ещё он как-то узнал, что когда-то, будучи старшими вожатыми, мы с моей коллегой Тамарой Сергеевной добились, чтобы школе присвоили звание Подольских курсантов. И он вытребовал для нас награды: благодаря Паше нам торжественно вручили знак Государственной Думы".

Теперь уже Павлу помогают его ученики. Став однажды "музейщиками", как их называют педагоги, они не могут оторваться от этого дела, даже окончив школу: по выходным в музей приходят два выпускника Павла – ныне студенты педагогических вузов.

dsc_9734.jpg

Ученики на уроке географии. Фото: Алексей Михайлов

А в скверике перед школой стоит памятник Подольским курсантам, который появился в Климовске благодаря Павлу и школьникам. Артиллерист и пехотинец, отлитые из бронзы, смотрят вдаль, упрямо сжав губы: юные лица полны решимости, плечи развёрнуты, оружие наизготовку. Все детали воспроизведены со скрупулёзной достоверностью – знаки различия, петлицы, винтовки Мосина. "Этот памятник нам непросто дался, – задумчиво говорит директор гимназии. – Когда дети пришли ко мне с этой идеей, я поняла, что просто не имею морального права сказать им "нет". Но у руководства города не было денег на такой проект, так что мы взялись за дело сами: объезжали предприятия города, убеждали выделить средства под детский проект. Первый взнос сделали наши учителя, вложили деньги выпускники, предприятия тоже пошли навстречу. И вот памятник стоит – не бывает ничего невозможного! И наши дети теперь это знают".

hp_-36xa6j0.jpg

В музее гимназии имени Подольских курсантов. Фото со страницы Павла Красновида в вк

Памятник Подольским курсантам, г. Климовск. В музее гимназии имени Подольских курсантов. Фото со страницы Павла Красновида в вк

В конкурсе проектов приняли участие скульпторы со всей России. Выиграли специалисты из Ульяновска, члены Союза художников России Виктор Михайлов и Олег Слепов. Правда, в первоначальной версии курсантов предлагали сваять в зимней форме – 1941 год выдался холодным, и среднесуточная температура в начале октября была -0,6˚С, судя по данным, которые подняли Павел и его "музейщики". Но историческая правда в том, что восемнадцатилетние мальчишки, встречавшие врага под Климовском, были одеты в лёгкие гимнастёрки, зимнюю форму им на тот момент не выдали. Пришлось "переодевать" памятник.

"У нас уже появилась новая традиция: 1 сентября мы читаем у памятника письмо от 29 августа 1941 года, которое курсант Виталий Толстиков написал своему брату-четверокласснику, – улыбается Павел. – Ценности, о которых он там пишет, вечны – родина, дружба, семья. После возложения цветов и торжественной линейки мы зачитываем первоклассникам это письмо с пожеланием хорошей учёбы из 41-го года современным школьникам. В Грозном на "Внеурочном мероприятии" конкурса "Учитель года" я тоже читал это письмо".

"Мы в школе вообще верны традициям. Возьмём, например, сбор макулатуры – где-то его на много лет забросили, сейчас пытаются возрождать потихоньку, а у нас эта традиция никогда не прерывалась. В последний раз мы собрали 9,5 т макулатуры, на вырученные деньги развезли цветы и подарки всем учителям-ветеранам. Летнюю практику, о которой почти везде давно забыли, мы тоже сохраняли все эти годы. У нас в сквере есть вишнёвый сад, мы в этом году в ходе этой практики собрали 16 вёдер вишни, тоже ветеранам развезли".

Павел Красновид, учитель географии, лауреат конкурса "Учитель года – 2019"

dsc_9725.jpg

Павел Красновид на уроке. Фото: Алексей Михайлов

Павел не только географ и хранитель музея, но ещё и заместитель директора по воспитательной работе. Конкурс позади, школьная жизнь вошла в привычный ритм. Но полученный опыт, впечатления и эмоции останутся навсегда. Как и необычная награда, стоящая на шкафу в кабинете: пеликан, которого вручают "Учителю года", только не хрустальный, а пластилиновый. Дети подарили своему учителю. "Для нас он лучший", – твёрдо заявляет ученица Павла Анфиса Садовникова от лица всех школьников гимназии.

Ольга Ладыгина

[ii] Жан-Жак Элизе Реклю, цитата: "История есть география во времени, а география — история в пространстве".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Как же сделать урок географии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях и стремление овладевать ими, совершенствовать их?

Одним из способов выявления организационных форм урока и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, было анкетирование, которое я провела с учениками 5-9 классов. Учащимся были заданы такие вопросы: 1. Какая форма урока тебе больше всего нравится? Почему? 2. На каких уроках ты лучше всего понимаешь материал? 3. Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Как же сделать урок географии интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях и стремление овладевать ими, совершенствовать их?

Одним из способов выявления организационных форм урока и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, было анкетирование, которое я провела с учениками 5-9 классов. Учащимся были заданы такие вопросы: 1. Какая форма урока тебе больше всего нравится? Почему? 2. На каких уроках ты лучше всего понимаешь материал? 3. Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?

Приведу несколько примеров нестандартных форм проведения уроков, используемых мною в педагогической деятельности.

Урок - проект

Создание различных проектов на уроках географии способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченный проект может быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, презентация, видеофильм и многие другие, которые затем представляются в классе для обсуждения. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. В своей работе я часто использую метод проектов. Например, на уроках географии в 7 классе при изучении любого материка ребята на протяжении нескольких уроков работают над проектом по созданию устного журнала. Эта работа осуществляется в несколько этапов: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий; обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; отчет по проекту, оценка выполнения проекта. Учащиеся с интересом включаются в работу по созданию проекта, а моя роль сводится к оказанию помощи по планированию работы, текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

(показ журналов, видео)

2. Урок-экскурсия.

3 Урок – игра

Это активная форма учебного занятия, во время которого возникает игровое состояние – эмоциональное отношение к исторической или настоящей действительности. Через понимание мыслей, чувств и поступков дети как бы примеряют на себя роль взрослых людей моделируя реальность. Знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально окрашенными.

Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности

Приведу примеры некоторых игр используемых на уроке:

Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро.

Часто использую при повторении и обобщении знаний географические уроки-игры: Звездный блиц, Геошанс, Фотоохота, Географическое лото и многие другие. Дети с большим интересом участвуют в таких играх.

4 . Следующая форма нетрадиционного урока это урок-семинар.

На мой взгляд, применение такой формы организации урока возможно в старших классах школы. При подготовке к семинару учащиеся используют материалы из различных источников: сайтов, газет, журналов, справочников и других интернет-ресурсов. Работа может быть представлена в форме доклада, презентации, рисунков. Также обязательна устная защита работы, после чего все учащиеся принимают активное участие в оценивании работы, дополняют, высказывают свое мнение по предложенному вопросу, участвуют в оценивании работы, выступая в роли экспертов. На уроке-семинаре мы обычно рассматриваем 3-4 вопроса. Такой вид работы приучает учащихся выделять главное из большого объема информации, слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение.

6. Интегрированные уроки география-биология, физика, химия, физическая культура и т.д. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формирования умений переносить знания из одной области в другую. На этих уроках успешно происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной

8. Урок с использованием интернет-ресурсов и видео уроков.

В своей работе я широко использую ресурсы сети Интернет. Например, для получения различной страноведческой информации, так как нередко в учебниках этого материала недостаточно либо он преподносится не так интересно и красочно. Прекрасная возможность посмотреть достопримечательности городов дают различные онлайн-экскурсии, что, несомненно, повышает интерес к стране. Предлагаю ученикам работать в парах или группах по трое, изучить статьи, охватывающие все стороны жизни страны: население, хозяйство, транспорт. Преимуществом такой работы является вовлеченность всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики занимаются изучением более трудных статей, а менее сильные анализируют ЭГП, природные ресурсы, население страны. Использование сети Интернет существенно повышает интерес к самому процессу изучения географии.

5. Не менее интересными являются нетрадиционные уроки, пришедшие из средств массовой информации и телевидения (пресс-конференции, "круглые столы", уроки-состязания, КВН, "Что? Где? Когда?" и другие), они привлекают внимание необычностью форм, состязательностью, интересным содержанием, они хорошо учитывают психологию школьного возраста. Ученик не декларативно, а действительно становится в центре учебного процесса.

Таким образом, несмотря на трудоемкость процесса внедрения и применения нестандартных форм организации урока, он представляется весьма результативным. Но не стоит каждый урок проводить в нетрадиционной форме, как правило, такие уроки проводятся после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

Необходимо отметить, что нетрадиционные технологии проведения уроков имеют как свои преимущества, так и свои недостатки.

Применение данных форм проведения нестандартных уроков будет успешно лишь в том случае, если учитель досконально подготовит их. Я считаю что, нестандартные формы организации обучения должны занять соответствующее место в современной школе наряду с традиционными уроками.

Читайте также: