План урока онегин лишний человек

Обновлено: 02.07.2024

Онегин сам виноват, что так рано разочаровался в жизни.

Онегин – это трагическое лицо в романе, жертва своего времени.

Обвинение и защита проходят по трём пунктам:

Объяснение целей и задач

Дифференциация класса проводится на три группы по интересам учащихся.

А также ещё одно задание на дом для всех: выучить наизусть отрывок из романа.

Девочкам – письмо Татьяны

Мальчикам – письмо Онегина

- Чтение письма Татьяны наизусть

- Как к чувствам Татьяны относится Онегин?

( Девушка первая объясняется в любви, Онегин же холодно её отвергает )

( Онегин поступает благородно по отношению к Татьяне, так как он честно признался, что не создан для семьи и не смог бы осчастливить Татьяну. Хотя в конце романа он сожалеет о своей ошибке и пишет Татьяне любовное письмо ).

- Чтение письма Онегина наизусть

( Своим письмом он компроментирует Татьяну, ведь она замужем. Онегин опять ведёт себя эгоистично, не думая о чужой семье )

- Заключительное слово по 1 пункту компетентной стороне.

( Онегин поступает жестоко, убив Ленского на дуэли из-за пустяка )

- Почему произошла дуэль? ( гл. 6)

- В чём причина? (гл. 4)

( Но ведь это Ленский вызывает на дуэль Онегина. Онегин же вскоре сожалеет о своей мести.

Онегин дорожит общественным мнением, ему уже поздно отказываться от дуэли )

- Слово компетентной стороне.

- Поместное и московское дворянство. Как Онегин относится к тому обществу, среди которого живёт сам?

( Высокомерное, презрительное отношение )

( Другого отношения такое общество и не заслуживает ) –гл. 5 – гости на именинах Татьяны; гл. 7 – московское дворянство.

- Слово компетентной стороне

- Вопрос к девочкам: Кого бы вы полюбили: Онегина или Ленского? Почему?

- Вопрос к мальчикам: Кто вам больше всего ближе: Онегин или Ленский? Почему?

( Работа на интерактивной доске: инструменты – шторка )

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень. ( антитеза )

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела… ( анафора )

Всё в Ольге…но любой роман

Возьмите и найдёте, верно,

Её портрет: он очень мил… ( метонимия )

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал. ( сравнение )

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа… ( метафора )

Учитель СОШ № 13 г. Сочи Острикова Лариса Николаевна

Пишу тебе, мой друг, уже из деревни, прелестного уголка, но здесь, увы, довольно скучно.

Внезапный мой приезд в деревню всполошил всех соседей. Сначала все ко мне езжали, ну а потом уж перестали. Жизнь здесь однообразна. Тогда решил я порядок новый учредить. И барщину оброком заменил. И в ту же пору помещик новый к нам приехал. А звать его Владимир Ленский, любитель Канта, сам поэт. Мы вскоре дружбу завели. На лошадях съезжались каждый день. И как-то Ленский представил меня семье Лариных. Владимир уж был давно знаком с ними. Он ранее в деревне этой жил.

Глава семьи Дмитрий Ларин уж помер. Остались две дочери: Татьяна и Ольга да их мать. Ольга мне показалась глупой и скучной. В округе давно уж говорят о её свадьбе с Ленским. Я выбрал бы старшую сестру. Она скромна, умна и молчалива. Приняли нас очень гостеприимно: с вареньем, душистым чаем со сливками. Мы засиделись с Ленским так, что домой вернулись затемно.

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел тебе поведать, мой верный друг. За сим расстанемся.

14 октября 1819 г.

Дорогой друг, мой верный Пушкин!

Ты хотел знать, как я живу в Петербурге. Читай мой рассказ.

За полдень в постель ко мне записочки несут. Три дома на вечер зовут: там будет бал, там – детский праздник. С кого начну я? Всё равно: везде поспеть немудрено.

Надев широкий боливар, я еду на бульвар и там гуляю на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит мне на обед.

Вечером я мчусь к Талон, а там уж ждёт меня Каверин. Вошёл: и пробка в потолок…

После ресторана я лечу к театру на балет. Балет уж начался. Я вхожу и иду меж кресел по ногам, все ярусы окинув взором и ложи незнакомых дам. На сцену рассеянно взглянул… Ты знаешь, всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел. Не досмотрев балета, я еду домой переодеться.

Одевшись, я скачу на бал в карете. Вхожу. Полна народу зала; толпа мазуркой занята; кругом и шум и теснота. Всё это длится до утра. В постелю с бала еду я.

Так и живу я, дорогой друг. Жизнь, как видишь, однообразна и пуста. И завтра то же, что вчера. Я к жизни вовсе охладел. Короче: это русская хандра.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

I. Вступительное слово учителя.

А. С. Пушкин хотел осмыслить состояние умов своих молодых современников и показать им, в каком направлении надо идти, чтобы выполнить историческую миссию – преобразование России.

Какова же судьба дворянской молодежи в начале XIX века?

II. Реализация домашнего задания.

1. Детство и юность Евгения Онегина до его вступления в свет.
(Происхождение, воспитание, образование, культурный уровень.)

Вопросы : Готов ли был Онегин к реальной жизни? Было ли такое образование и воспитание типичным явлением в дворянской среде или это исключение из правил? Какие черты воспитания определили его оторванность от народа?

2. Светская жизнь Онегина.

(На что ушло восемь лет жизни героя? Был ли счастлив Онегин?)

3. Пребывание Онегина в деревне.

(Охарактеризовать отношение Онегина к крестьянам, к соседям-помещикам.)

Расскажите о взаимоотношениях Онегина – Ленского. Кто был прав и кто не прав в их ссоре? Как пережил смерть Ленского Онегин? (Смерть Ленского потрясла Онегина. Началась мучительная трагедия его совести.)

Ваша оценка поведения героев.

4. Трехлетнее путешествие Онегина и возвращение в светское петербургское общество.

Вопросы : Каковы итоги жизненного пути Евгения Онегина? Прочитать письмо Онегина. Можно ли верить его чувствам? (Онегин возродился к жизни и, возродясь, полюбил ту самую Татьяну, которую не любил прежде. Он стал другим, но Татьяна не верит в перемены, происшедшие в нем.)

5. Последнее объяснение Татьяны и Онегина.

Отношение автора романа к Евгению почти на всем протяжении повествования – ироническое, но благодушное, при явной симпатии к нему.

Домашнее задание.

Выписать в тетрадь цитаты к образу Татьяны Лариной (всем учащимся).

Индивидуальные задания по группам:

1-я группа. Сопоставить образы сестер Лариных. В чем они непохожи? Каково отношение к ним автора?

2-я группа. Сопоставить образы Е. Онегина и Т. Лариной. В чем их сходство? Различие?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока :указать на значимость нравственных ценностей в жизни;

углубить навыки характеристики литературных героев;

развить умения выделять главное и второстепенное в подборе эпизодов;

расширить представление учащихся о времени создания произведений.

Тип урока: урок-беседа с элементами анализа текста произведения и критической

Вступительное слово учителя.

Вы имеете представление о том, что такое главные события в произведении,

какое место занимает каждый герой в цепи этих событий и как это влияет на его поступки ,характер, поведение ,отношение к другим персонажам. Однако в ходе анализа произведения мы сталкиваемся с личностным восприятием текста и его персонажей.

Сегодня мы должны высказать своё мнение о двух героях в литературе, в реальной жизни разделённых всего 20 годами, и двух способах жизни и её ценностях художественно созданных прекрасными мастерами слова: А.С. Пушкиным и

О каких произведениях идёт речь?

-Как будем работать с текстом, чтобы охарактеризовать двух главных героев знаменитых произведений?

Можно заполнять таблицу.

Предлагаю вам сравнивать героев этих произведений по определённой схеме:

1 Воспитание и образование.

3Жизнь в разных условиях.

4Отношения с друзьями.

5 История любви.

По этой схеме охарактеризуем Евгения Онегина, уже знакомого нам по прошлым урокам.

Для остальных учеников задание сложнее: самостоятельно охарактеризовать Григория Александровича Печорина. Кто желает отвечать, приготовьтесь.5

Самостоятельная работа учащихся.

Ответ ученика 4.

Будут ли дополнения?. Запишем краткие выводы. Диктует ученик4.

1.Онегин имеет типичное воспитание и образование.

2.Характер незаурядный, социально мотивированный

3.Жить ему скучно и в деревенской глуши, и в высшем свете.

4.Дружеские отношения заканчиваются трагически.

5.Привычка лишь казаться влюблённым затмила истинную любовь.

Слушаем ответ учеников о Печорине.

Ученик 5 о характере и образованности Печорина.

Характер сложный. Герой постоянно внутренне напряжён, активен. Несмотря на постоянные заявления о равнодушии к радостям и бедам человеческим ,чувствуется интерес к жизни к людям. Он не просто наблюдает ,а постоянно действует, вмешивается в жизнь других людей и строго анализирует свои поступки и поведение других людей.

Печорину необходимо общение с людьми, но он предъявляет к ним завышенные требования и поэтому то и дело провоцирует экстремальные ситуации, в которых побеждает ,а окружающие его люди жестоко страдают и даже гибнут.

Ученик6 о дружбе и любви в жизни Печорина.

Он сделал несчастной Мери. Стал виновником гибели Грушницкого. Круто изменив жизнь Бэлы, предопределил трагизм её судьбы. Не будет счастлива и Вера, которую он, кажется, любил.

. Но его нельзя назвать злодеем. . Печорин разочарован несовершенством людей. Его преследует злой рок и он приносит страдания людям, которые слабее его .Он не замечает их любви, их горя. ..

У Печорина нет друзей ,любить несовершенных людей он не умеет, поэтому он одинок и любит только себя..

1 .Заполним таблицу и сравним.

Печорин хорошо образован, но воспитан как эгоист.

Характер сильный , противоречивый и деятельный..

Оказываясь в разных социальных условиях, Печорин презирает жизнь , гоняясь за нею, и за это презирает сам себя, людей, разрушая их жизнь.

Герой друзей не ценит и не нуждается в них..

Безумно желая любить, в любовь не верит, но требует особого понимания и жертвы.

2.Подумаем, на что тратят свои силы и интеллект Онегин и Печорин, имея сильный характер.

Используйте цитаты из статьи Белинского.

Силы потрачены на развлечения и презрение к людям Сильные люди не нашли своё место в жизни, в своём времени не смогли реализовать свои таланты на официальном поприще..

Конспект статьи Белинского о женских образах романа.

Необходимо использовать статьи В.Г.Белинского.

Ли́шний челове́к — литературный герой, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.

Лишние люди часто приносят неприятности не только себе, но и женским персонажам, которые имеют несчастье их полюбить. Отрицательная сторона лишних людей, связанная с их вытесненностью за пределы социально-функциональной структуры общества, выходит на первый план в произведениях литераторов-чиновников А. Ф. Писемского и И. А. Гончарова. .

3 Цель работы: Исследуя главы романа, определить существует ли процесс эволюции образа главного героя в романе и, если существует, то каков её результат

8 Ход исследования Для анализа мы выбрали 1 и 8 главы романа, раскрывающие эволюцию образа героя. Выявили общее и различное в образах Онегина и автора, их отношение к творчеству, труду, чтению, сопоставили образы Онегина и Ленского, выявили черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и оформили это в таблицах. Результаты работы Таблица

11 Результаты работы Таблица 2 Таблица 3

Читайте также: