План урока обучения грамоте в подготовительный период слово и слог ударение

Обновлено: 30.06.2024

Время реализации занятия– 35 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Авторский медиапродукт – презентация 22 слайда (среда POWER POINT)

I. Организационный момент. (1 мин) Слайд №1 (титульный лист)

Проверь–ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

Во время чтения стихотворения учителем дети прочитывают всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.

- Сегодня на уроке мы будем учиться делить слова на слоги и находить ударный слог

III. Деление слов на слоги

1. Слог как минимальная произносительная единица. (5 мин)

Вводя слогоделение, необходимо понимать его исключительную важность для будущих действий письма и чтения. Важно, чтобы ученик мог естественным образом (т. е. опираясь лишь на собственное произнесение) поделить слово на слоги. При этом не стоит сосредотачивать внимание ребенка на проблеме нахождения границы слогов в ситуации стыка согласных звуков.

- Ребята, с какого звука начинается каждое слово на картинке. Слайд №3 - 7

- Как называются эти звуки?

(Гласные звуки, ртооткрыватели).

- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из звуков. А можно ли слово поделить на кусочки?

(Учащиеся высказывают свое мнение. Кто-то может заметить, что мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например, если нам нужно произнести слово медленно или прокричать его.)

- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята.

- Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки?

- Сколько таких кусочков получилось в слове гуси?

- А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам.

- Сколько кусочков во втором слове?

- Такие звуковые кусочки слова называются слогами.

- Давайте построим звуковые модели этих слов.

(Учащиеся на классной доске строят звуковые модели данных слов).

- Подумайте, ребята, как мы будем отмечать в моделях слов разное количество слогов.

(Дети предлагают свои варианты обозначения слогов, может кто-нибудь предложит и дужки, а если нет, то это может сделать учитель. И в моделях слов гуси и утята проводят дужки.) Слайд №8 - 9

2. Музыкальная физкультурная минутка для снятия напряжения с глаз и мышц туловища. (1 мин) Слайд №10

3. Слогообразующая роль гласных звуков. (5 мин) Слайд №11

- Смешной человечек предлагает составить слоговые модели разных слов с выделением слогов. Слайд №12 - 13

Анализируя слова лиса и мост, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором – один; составляют звуковые модели слов. Обращают внимание на работу рта.)

- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово лиса? А когда произносим слово мост?

- Сколько гласных в слове лиса? А в слове - мост?

Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов.

4. Работа с неозвученными моделями. (5 мин) Слайд №14

Детям предлагается поделить на слоги слово по его модели, при этом неизвестно, к какому слову составлена данная модель, в этой ситуации ребенок не может опереться на свое произнесение слова, звучащего образа слова нет. Ученик должен уметь видеть всю слоговую структуру слова до того, как слово будет прочитано, озвучено. Тщательно работая с моделями слов, можно научить ребенка ориентироваться в слоговой структуре слова до его прочитывания.

- Подберите к каждой модели слова.

5. Физкультурная минутка. (1 мин) Музыкальная пауза с упражнениями для глаз и мышц туловища. Слайд №15

IV. Ударение

1. Возможный игровой сюжет. (2 мин)

Три иностранца произносят одно и то же слово радуга по-разному. Француз произносит слово с ударением на последнем слоге, поляк – на предпоследнем, третий иностранец – на первом. Учитель воспроизводит три разных произношения этого слова и спрашивает, чем они отличаются. Дети замечают, что даже узнать слово при таком произношении непросто. Иностранцы выделяют разные слоги в одном и том же слове. Учитель сообщает, что такое выделение слога (т.е. произнесение его с большей силой, ударяя) называется ударением.

- Кто же из иностранцев правильно произносит слово радуга?

(Тот, у которого первый слог ударный).

2. Упражнение в нахождении ударного слога. (7 мин) Слайд №16 - 21

3. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника. (5 мин)

- Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 23).

- Сравните звуковой состав данных слов.

- Сравните значение данных слов.

И'рис – название цветка.

Ири׳с – название конфет.

(Это связано с различием ударных звуков [и]. В первом слове ударение падает на первый звук, а во втором – на второй.)

А'тлас – книга, в которой собраны географические карты.

Атла׳с – вид ткани, из которой шьют праздничную одежду.

V. Итог урока. Рефлексия. (2 минуты) Слайд № 22

В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

Открытие новых знаний

- формировать умение определять количество слогов в слове;

- формировать умение использовать связные высказывания на определённую тему;

- учить определять и обозначать ударный слог в слове;

1)Показать роль ударения в различении смысла слова.

2)Развивать умение находить в слове ударный слог.

3) Воспитывать орфографическую культуру учащихся.

Планируемые результаты

Предметные умения

-Научатся аргументировано отвечать; доказывать своё мнение; задавать вопросы.

Познавательные УУД

1 . Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 . Формируем умение выявлять сущность особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

5. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6. Формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7. Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 . Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД

1. Формируем умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 . Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

1 . Формируем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 . Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с фонематическим понятием “слог”, учить делить слова на слоги; составлять из слогов слова и читать их, ставить ударение.

Конспект урока по обучению грамоте

Тема: Слоги. Ударение.

Цель: познакомить детей с фонематическим понятием “слог”, учить делить слова на слоги; составлять из слогов слова и читать их, ставить ударение.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок обучения грамоте проведу я. Меня зовут Кристина Сергеевна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощником вам будет наш гость. (Показываю Машу). Узнаете? Кто это?

2. Мотивация к учебной деятельности

Азбука у всех на столе?

Сейчас я посмотрю : какой ряд сидит правильно, красиво. Спинки выпрямили, руки на столе, между вами и столом один кулачок.

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Соединили мы два слова –

И предложение готово!

Дождь идет! Гремит гроза!

3. Изучение нового материала

Откроем азбуки на стр.54. Посмотрите, наша Машенька заблудилась. Поможем ей позвать дедушку? (ДЕ-ДУШ-КА). Теперь позовем бабушку(БА-БУШ-КА) Позовем братишку(БРА-ТИШ-КУ).

( открывает на доске слово ДЕДУШКА)

На сколько частей можно разделить слово ДЕДУШКА (на3)Вызывает ребенка, который будет отделять слоги в слове.

Такие звуковые части слова называются слогами.

А кто знает: как мы будем отмечать в моделях слов слоги?(дужками)

Показывает движения под музыку

Повторяют за учителем

5. Продолжение по теме урока

Посмотрите, у нас еще есть 4 иллюстрации. На первой мы что видим?(роза). Разделим это слово на слоги. (РО-ЗА)

Затем аналогично:ПИ-ЛА, БА-РА-БАН, ШАР( а сколько здесь слогов?)

ЗАПОМНИТЕ: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Откроем страницу 55. Посмотрите, мы видим карандаш и мышь. На первом рисунке что видим?( Круг) Правильно, карандаш нам нарисовал круг. Но что видит мышка? Мышка видит яблоко.

А что теперь нарисовал карандаш? Большой круг, а в нем маленькие. Что видит мышка?(сыр).

А тут что мышка увидела?(сардельки.) Посмотрите на последний рисунок : Так кого нарисовал карандаш?( кошку)

Ребята, позовем кошку?(КООО-ШКАА.

Какой слог мы дольше произносили? (ко).Это будет ударный слог. Ребята, нам Маша подготовила задание. Посмотрите на слайд. О чем она нас просит?(на слайде: вспомните слова, которые начинаются на КО.

(колесо, кошелек, коробка, кот, котенок, ковер, коньки, комар)

Какие вы молодцы! Маша очень рада тому, как вы работаете.

Посмотрите:какие животные изображены? Сколько коз мы видим? 1?(нет,2). Полным ответом: мы видим две козы.

Значит читаем: козы (ударение на О). По хлопку читаем слово по слогам. Теперь произнесем словом кони(ударение на О).

Планируемые результаты (предметные): Определяют ударный слог в слове; обозначают ударение на модели слова (слогоударные схемы); составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений

Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе, семье

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

Познавательные: общеучебные – переводят в устный текст данные из рисунков, схем, могут дополнить или достроить их; логические – соотносят рисунки и схемы.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и способы ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

-Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Ребята, вспомните, как называется то, что мы слышим, говорим?

-Какая бывает речь?

-Из чего состоит наша речь?

-Что такое предложение?

(ЭТО ОДНО И НЕСКОЛЬНО СЛОВ, СВЯЗАННЫХ ПО СМЫСЛУ)

-Откройте учебник на стр.10. Рассмотрите иллюстрацию.

( МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, МАМА, ПАПА. ДУДУШКА, БАБУШКА или СЕМЬЯ)

(ДА, ПОТОМУ ЧТО В ГОСТИ ПРИЕХАЛИ ВСЕ ВМЕСТЕ, БАБУШКА И ДЕДЕУШКА РАД Ы ВСТРЕЧЕ С ВНУКАМИ)

(НЕ НУЖНЫ НИКАКИЕ БОГАТСТВА, КОГДА ВСЕ ЗДОРОВЫ, ДРУЖНЫ И ВМЕСТЕ И ТАК ВСЕ ХОРОШО)

-Какое время года изображено?

-Кто к кому приехал в гости?

(ВНУКИ С РОДИТЕЛЯМИ К БАБУШКЕ И ДЕДУШКЕ)

-Рады ли встрече?

-Из чего состоит это предложение?

-Сколько слов в предложении?

-Выберите схему для данного предложения

-Составьте предложение из 3 слов о мальчике, девочке или мамае ил папе.

(ДЕВОЧКА ДЕРЖИТ КУКЛУ. МАЛЬЧИК ДЕРЖИТ МАШИНКУ. МАМА ВИДИТ БАБУШКУ. ПАПА ДОСТАЕТ ВЕЩИ)

-Вспомните, на какие части мы учились делить слова на прошлом уроке?

-Как мы это делали?

(1 способ: ПОЗВАТЬ КАК БОЛЕЛЬЩИКИ НА СТАДИОНЕ

2 способ: ПОДЛОЖИТЬ РУКУ К ПОДБОРОДКУ СНИЗУ)

-Сколько слогов в 1, 2, 3 слове?

(1 СЛОГ, 2 СЛОГА, 3 СЛОГА)

(ГРУЗОВИК, ГАЗЕТА, КУБИКИ)

-Что объединяет эти слова?

-Внимание. (Учитель ударяет ручкой по столу)

-Что вы сейчас услышали? Одним словом?

-Послушайте, одинаково ли звучит удар? (учитель ударяет сильнее или слабее)

(НЕТ, ТО СИЛЬНЕЕ(ГРОМЧЕ), ТО СЛАБЕЕ (ТИШЕ))

-А почему? От чего зависит сила звука?

(РАЗНАЯ СИЛА УДАРА)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

-Какую цель поставим перед собой на уроке? Мы знаем, что такое ударение?

(НЕТ. УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ УДАРЕНИЕ, ДЛЯ ЧЕГО ОНО НУЖНО)

- Работать будем по плану:

4.Усвоение новых знаний и способ дейтельности

-К нам пришел сказочный гость.

-Скажите слово хором сразу. Теперь каждый пусть произнесет слово и понаблюдает с одинаковой ли силой голоса произносится каждый слог?

-Какой слог выделяется с большей силой? Давайте произнесем слово с вопросом. КУЗЯ?

(СЛОГ КУ более протяжный, громкий)

-Как вы думаете, если этот слог мы выделяем, как бы ударяем по нему, как он будет называться?

- А другой, на который не падает ударение?

-Обозначать ударение будем чертой над слогом, на который оно падает:

-Кузя рад, что смогли определить дарение в его имени, ему пора уходить.

-Ударение –это выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит

И четко речь моя звучит.

-Что изображено на рисунках?

(ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, ЧАЙНИК, ТАРЕЛКА, СТАКАН)

-Как назвать одним словом?

-Что находится под изображениями?

-Давайте найдем ударные слоги в словах.

-У вас на столах лежат карточки, переверните и приготовьте простой карандаш.

-Для начала произнесем слово по слогам.

-Затем произнесем вопросительно

-Какой слов тянем, выделяем голосом?

-Значит он какой?

-А другой слог, как будем называть?

И т.д. с каждым словом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (по времени)

Существуют слова, которые пишутся одинаково, произносятся по разному, в зависимости от ударения и соответственно имеют разные значения, омографы:

-В завершении урока, вернемся к нашему плану

Вспомнили ли мы, что такое речь?

-Из чего она состоит?

-Узнали ли мы что такое ударение?

(ДА. УДАРЕНИЕ-ЭТО ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСМ ОДНОГО ИЗ СЛОГОВ В СЛОВЕ)

-Как его опеделелить?

-Если один слог в слове ударные, то все другие?

-Отметьте карандашом красного, желтого или зеленого цвета, как вы работали на уроке, все ли вы поняли

Красный-все плохо, ничего не понятно

Желтый- не все понял, не до конца

-Зеленый-все понял, работал хорошо

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения(обучение грамоте 1 класс).

Урок литературного чтения соотвествует требованиям ФГОС НОО.В плане-конспекте урока предусмотрены все этапы включаяя деятельность учителя,ученика,необходимые УУД.


Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."



Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте) для 1 класса по теме "Согласные звуки и буквы Фф" разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России". Данный урок явля.


Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Цели:- образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.- развивающая: сод.

План - конспект урока литературного чтения ( обучение грамоте) 1 класс

План конспет урока литературного чтения ( обучение грамоте ) 1 класс. Тема урока ; " Знакомство с буквой Оо, звук о.

Читайте также: