План урока нараджальнасць смяротнасць і натуральны прырост міграцыя насельніцтва 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: сформировать знания учащихся о движение населения мира, причинах влияющих на её изменения.

Определить факторы, оказывающие влияние на прирост населения.

Определить регионы мира, имеющие низкий и высокий естественный прирост населения.

Определить факторы, влияющие на миграционные потоки населения. Выяснить, на что направлена государственная политика в отношении прироста населения в странах с низким и высоким естественным приростом населения.

Развить умения учащихся анализировать графики роста численности населения и диаграммы средней продолжительности жизни.

Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся.

Продолжить формирование умений учащихся выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: естественный прирост; рождаемость, смертность; миграция.

Оборудование: Политическая карта мира, атлас, учебное пособие.

I . Организационный этап урока

II . Проверка домашнего задания

III . Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Как изменилась численность населения на Земле?

2. Какова возрастная структура населения?

3. Какой фактор является главным при определении трудоспособности населения?

4. Какова доля трудовых ресурсов в общей численности населения?

IV . Изучение нового материала

В разных местах Земли численность населения изменяется неодинаково. Изменение в численности населения зависит от того, сколько людей рождается и сколько умирает, а также от миграции населения (механического населения). Р азница м/у числом родившихся и умерших называется естественным приростом населения. Что бы сравнить естественный прирост в разных странах и частях мира, его определяют в промилле в расчете на 1000 человек. (РИС. 61)

На прирост населения оказывают влияние многих факторов:

уровень развития здравоохранения и образования,

возрастной состав населения,

возраст вступления в брак, национальные традиции,

Высокие темпы роста населения вызвали ряд проблем. Главная из них – продовольствия. Для развития каждой страны необходимо определенная численность населения. Большинство стран мира стремятся управлять приростом населения. Например, в Германии, России, Беларуси государственная политика направленна на повышение рождаемости, а в Индии, Китае – сокращение рождаемости и прироста населения.


V . Закрепление изученного материала

Практическая работа №3

vi . Этап оценивания. Рефлексия

Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…

VII . Домашнее задание § 14

Практическая работа №3

Определение изменения численности населения с учетом естественного и механического движения

Цель: закрепить знания о движении населения (естественном приросте, миграции); научиться практически определять изменение численности населения страны.

Оборудование: атлас, географические справочники.

Ход работы

I . Ответьте на вопросы.

1. Что называется естественным движением населения?

2. Что называется механическим движением населения?

3. Какие виды миграции населения существуют?

II . Выполнение работы.

1. Определите естественный прирост населения в стане за пятилетней период, ели ежегодно на 1000 жителей рождается 12, а умирает 9 человек. Какие факторы влияют на естественный прирост населения?

2. По данным таблицы определите и запишите естественный прирост население.

Какова должна быть политика государства в указанных странах в отношении естественного прироста населения?

3. Определите смертность население в городе А, если в течении года рождаемость составляет 14 человек на 1000 жителей, естественный прирост – 6 человек на 1000 жителей. Во сколько раз рождаемость превышает смертность? Раскройте основные факторы, определяющие смертность населения.

4. В стране ежегодно рождается 300 тыс. человек, а умирает 70 тыс. человек. Из страны с населением 9,6 млн человек выехало 18 тыс. человек, а въехало – 9 тыс. человек. Определите естественный прирост населения и общей прирост населения.

III . Подведение итогов работы.

1. Укажите факторы, которыми определяется численность населения стран.

2. Объясните, почему в Африке высокие естественный прирост населения, а в Западной Европе – низкий.

Практическая работа №3

Определение изменения численности населения с учетом естественного и механического движения

Цель: закрепить знания о движении населения (естественном приросте, миграции); научиться практически определять изменение численности населения страны.

Оборудование: атлас, географические справочники.

Ход работы

I . Ответьте на вопросы.

1. Что называется естественным движением населения?

2. Что называется механическим движением населения?

3. Какие виды миграции населения существуют?

II . Выполнение работы.

1. Определите естественный прирост населения в стане за пятилетней период, ели ежегодно на 1000 жителей рождается 12, а умирает 9 человек. Какие факторы влияют на естественный прирост населения?

2. По данным таблицы определите и запишите естественный прирост население.

Цель урока: изучить особенности миграций населения в России.

Задачи: 1. Образовательная.

Развивать: мышление, память, речь, внимание, воображение, наблюдательность, познавательный интерес к уроку, умение находить причинно-следственные связи, умение работать с картой и анализировать статистическим материал. умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои доводы, делать выводы.

Воспитывать культуру записи, культуру общения, активную гражданскую позицию, патриотизм.

Оборудование: политико-административная карта Росси, статистические материалы.

Тип урока: комбинированный.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний
  4. Объяснение нового материала
  5. Первичное закрепление знаний
  6. Дальнейшая работа по закреплению знаний
  7. Д/З.
  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Устный ответ на вопросы:
  • Особенности изменения численности населения России.
  • Типы воспроизводства населения.
  1. Повторение терминов: естественный прирост населения, рождаемость, смертность, младенческая смертность, демографический кризис, демографический взрыв, демографическая революция, естественное движение населения, эмансипация, современный тип воспроизводства.
  2. Географический письменный диктант на термины и понятия:
  • Численность населения России составляет___________ 144 млн. человек.
  • Естественное движение – это ___________ процесс непрерывной смены поколений.
  • Переход от одного типа воспроизводства к другому называется__________ демографическая революция.
  • Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивание в правах называется ___________ эмансипация.
  • Резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости?__________ демографический взрыв.
  • Разница между числом родившихся и числом умерших______ естественный прирост населения.
  • Уменьшение численности населения называется_____ демографический кризис или депопуляция.
  • Число умерших до года на 1000 родившихся называется _________ младенческая смертность
  • Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдается при ____ традиционном _____ типе воспроизводства.
  1. Актуализация знаний.

Запишем тетрадь определение миграции.

Миграция- переселение людей из одних мест проживания в другие. Миграции называют еще механическим движением населения.

Миграции населения в пределах одной страны называются внутренними, а за пределы страны внешними.

(из села в город)

( из города в село)

3. насильственные миграции

( выезд из страны)

( возращение на Родину)

( возращение на историческую Родину потомков эмигрантов)

  • сезонные;
  • маятниковые;
  • эпизодические ( в командировки, гости и др.)

Вопросы к классу:

  • Как же мигрировало населения СССР и России в ХХ веке? Что послужило причинами миграции?
  • Как же мигрирует, мигрировала в ХХ в. часть население России, имевшая постоянное место жительства?

Рассмотрим наиболее крупные миграции:

  1. Самая мощная миграция ХХ века прошла с 1926 г. по 1988 г. – это переезд людей из села в город, т.е. процесс урбанизации населения.

Вопрос: С чем был связан этот процесс? ( С индустриализацией экономики СССР. Большое количество русских переселились в период индустриализации в национальные союзные республики СССР. За 10 лет с 1959 года число русских, живущих республиках СССР ,выросло на 5 млн. человек).

  1. Насильственные переселения до 1917 г. на каторгу и в ссылку в Сибирь и на остров Сахалин. После Октябрьской революции поток ссыльных резко увеличился: это раскулаченные крестьяне в период коллективизации, дворянство, духовенство, интеллигенция.

Вопросы: Для каких народов характерны сезонные миграции и с чем это связано?

(Сезонные миграции характерны и для кочующих народов Севера: оленеводы перегоняют свои стада летом к побережью морей Северного Ледовитого океана, а к зиме оленей перегоняют в лесотундру под защиту леса.) Приведите примеры маятниковых и сезонных миграций. (Маятниковые миграции связаны с вахтовым методом работы на Крайнем Севере)

(Составлен по материалам УМК по географии: учебник Дронов В.П. и др. География России. Население и хозяйство. 9 кл. Шестой урок в разделе “Общая часть курса”, четвертый урок в теме “Население России”, § 7)

Тема. Миграции населения.

Тип урока: комбинированный.

Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.

Используемые технологии (методики): технология применения опорных схем.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.

    • сформировать представление о миграционных потоках в России;
    • изучить особенности перемещения населения по территории России;
    • ввести понятие “миграция”, рассмотреть виды миграций;
    • ввести и добиться овладения понятиями “эмиграция”, “иммиграция”, “беженец”, “вынужденный переселенец”, “репатриация”, умения различать и характеризовать их на примерах;
    • выявить и способствовать усвоению учащимися содержания проблем, возникающих при активной миграции и наметить пути их решения.
      • развивать умения и навыки работы с картами, статистическим материалом, приемы “сворачивания информации” и составления опорных схем.

      3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей и вероисповедания, любовь к родине, стремление реализовать свои способности в России.

      Доска: используется для составления учителем рабочих схем, для размещения карт и таблиц (Политико-административная и физическая карты России), стрелки для составления картосхемы.

      Дидактический раздаточный материал: статистические данные.

      УМК: учебник, карты атласа (политико-административная), рис.12 (с.35), рис.13 (с.41), рис.14, 15 (с. 42-43) учебника и таблица 12 (с. 40) учебника.

      I. Оргмомент (1 – 2 мин).

      II. Актуализация и контроль знаний (10 – 12 мин).

      Целевая установка: проверить уровень усвоения знаний по теме “Национальный состав населения России”.

      1) Фронтальный экспресс-опрос по цепочке.
      2) Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам

      II. Изучение нового материала (15-18 мин)

      Целевая установка: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции

      Проводится на основе составления схемы “Виды миграции”

      III. Закрепление изученного материала (5 мин).

      Целевая установка: тренировка в определении видов миграции.

      IV. Обобщение, итог урока (5 мин).

      Целевая установка: провести обобщение изученного материала.

      V. Домашнее задание (3 мин).

      Целевая установка: инструктаж по выполнению домашнего задания.

      Ход урока

      I. Оргмомент (1 – 2 мин).

      II. Актуализация и контроль знаний (10 – 12 мин).

      Целевая установка: проверить уровень усвоения знаний по теме “Национальный состав населения России”.

      1. Фронтальный экспресс-опрос (за правильный ответ выдается жетон; по количеству жетонов выставляется отметка: 8 жетонов – “5”, 6 жетонов – “4”):

      1. Какова численность населения России на 1 января 2008г?
      2. Какое место в мире занимает Россия по численности населения? Назовите страны, которым Россия уступает по численности населения.
      3. Как изменяется численность населения России? Почему?
      4. Что называют естественным приростом населения?
      5. В чем разница между абсолютным и относительным естественным приростом населения?
      6. Что такое демографический кризис?
      7. Каковы причины демографических кризисов? Пример?
      8. Что такое естественное движение населения?
      9. Объясните понятие “демографические ножницы”.
      10. Что называют рождаемостью?
      11. Что такое смертность?
      12. Какая диаграмма позволяет получить сведения о поло-возрастной структуре населения?
      13. Почему Россию называют многонациональным государством?
      14. Какое определение вы дадите понятию “народ”?
      15. В чем разница между понятиями “нация”, “племя”, “народность”, “народ”?
      16. Сколько республик в Российской Федерации?
      17. По какому принципу Россия разделена на федеративные единицы?
      18. Назовите языковые семьи на территории страны.
      19. Какая языковая семья самая многонациональная?
      20. Назовите самый многочисленный народ России. К какой языковой семье он относится?
      21. Сформулируйте определение понятия “титульный народ”.
      22. Назовите, пользуясь табл. 17 на с.37 учебника, республики с преобладанием титульного народа. Назовите республики России с преобладанием русского населения.
      23. Почему происходит постепенное уменьшение коренного населения в национальных образованиях?
      24. Какие религии распространены на территории России?
      25. Какова особенность этногеографического положения России?

      2. Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам – работа с атласом

      1.Где на территории России распространены местные традиционные верования?
      2.Приведите примеры народов России, которые являются приверженцами местных традиционных верований.
      3.К какой языковой семье относятся эти народы?

      1.Где на территории России проживают буддисты – ламаисты? Почему в этих районах?
      2.Определите, какие народы России являются приверженцами религиозных учений Будды и Ламы (буддисты-ламаисты).
      3.К какой языковой семье относятся эти народы?

      II. Изучение нового материала (15-18 мин)

      Целевая установка: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции

      Проводится на основе составления схемы “Виды миграции”

      1. Причины миграции – составление схемы.

      2. Виды и особенности миграций – составление схемы “Миграции”

      III. Закрепление изученного материала (5 мин).

      Целевая установка: тренировка в определении видов миграции.

      1. Задание: Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.

      Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.

      “Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.

      Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – реэмиграция.

      2. Задание: Проанализируйте данные Госкомстата России и определите свою позицию по вопросу: миграционный приток в страну – благо или беда для России?

      По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2008г. составила 141,9 млн.человек и с начала года уменьшилась на 125,1 тыс.человек, или на 0,09% (на соответствующую дату предыдущего года - на 194,7 тыс.человек, или на 0,14%).

      Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-июле 2008г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2007г. на 63,5 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост на 53,8% компенсировал численные потери населения (Рисунок 1).

      1 Урок грамадазнаўства ў 9 класе Гуманізм і Адраджэнне ў Італіі

      2 Гуманізм – ідэйнае цячэнне, якое ўзнікла на мяжы стст., філасоўская аснова культуры Адраджэння Этыка – вуччэнне пра мараль і паводзінах чалавека ў грамадстве Запішам…

      3 ДЗЕЯЧЫ ЭПОХІ АДРАДЖЭННЯ ДзеячШто стварыўАсноўныея ідэі Эразм Ротэрдамскі Адзначым у сшытках…

      10 Сярэдневекавая этыка сцвярджала неабходнасць аскетызма, ідэі Адраджэння вырваліся за гэтыя рамкі, змясціўшы чалавека ў цэнтр светаўспрымання. Вынік

      Читайте также: