Как соотносятся культура и природа биология 10 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культура и общество

Культура и личность

Культура и цивилизация.

Цивилизация – это тип общества в его историческом развитии и характеристика внутренней целостности и единства всех сфер и структур общественной жизни, с точки зрения особенностей, традиций и преемственности истории каждой группы наций и народов. В отличие от формации цивилизация характеризует коренное единство, близость народов и наций, относящихся к ней, подчеркивая специфические особенности их культур. цивилизацией называют:

Наличие и функционирование разумной жизни с ее технологией и культурой, что фиксирует взаимосвязь человека и космоса, биосферы и ноосферы;

Период жизни общества, пришедший на смену первобытным дикости и варварству, связанный, по мнению Ф.Энгельса, с появлением государств, центров производства и торговли, классового неравенства и появлением письменности.

Основные этапы всемирно-исторического развития, по которым можно определить степень развития того иного общества:1. доиндустриальный (традиционный);2.индустриальный(технотронный);3.постиндустриальный (антропогенный, информационный).Определенный культурно-исторический тип, характеризующий региональные особенности развития народов.

Без собственной уникальной культуры нет и цивилизации. Поэтому, как отождествление понятий “культура” и “цивилизация”, так и их противопоставление друг другу ошибочно. Благодаря различиям цивилизаций и присущих им культур становится возможен и необходим диалог культур.

Пессимистические представления об индустриальной цивилизации как враждебной человеку гигантской машине изложены О. Шпенглером в книге “Закат Европы”. Предвидя ее бурный рост уже после первой мировой войны, известный философ усматривал “фаустовски” разрушительную силу новой техники. Он выделил две особенности в развитии этой новой цивилизации:

1.Автоматизм – преклонение перед автоматической техникой может привести к подчинению всего естественного – “техника против человека”.

2.Отчуждение научных открытий от самой науки и полное ее безразличие к их последствиям.

“Цивилизация – это система социально-культурной общности с присущей ей совокупностью социально-экономических, культурных, духовных, психологических, организационных характеристик”. Цивилизация является одновременно и материальной основой культуры и ее модификацией в тех или иных конкретных обстояте главным критерием состояния культуры является культурный уровень самого народа, включающий целый комплекс показателей: культурную активность масс, положение интеллигенции, темпы развития различных видов культуры, а также – состояние традиционной народной культуры. Этот последний момент – народная культура, менее всего изучен в нашей литературе. Однако история свидетельствует о важности этого критерия в развитии культур. Так, в Киевской Руси при сплошной массе неграмотного населения уровень культуры был достаточно высок благодаря устному народному творчеству. Именно оно ярчайшим образом отражало национальное самосознание народа. Народная культура создавалась народом, чутко реагирующим на все коренные изменения в обществе. Так и сегодня общественные кризисы, тяжелое материальное положение, неуверенность в завтрашнем дне, потеря идеалов, разгул стихийного начала (“все дозволено”) – создает соответственное массовое настроение. В новой цивилизации остается ее основа – “золотой фонд” национальной “ученой” культуры и все незыблемое, вечное, ценное, непреходящее в народной: сказки, былины, ритуалы, народная медицина, формы народного спорта, обряды, игры, праздники и т.д. Этапы развития локальных цивилизаций различны. Например, Англия и Франция не пережили столь длительного и жесткого тоталитарного периода, как Германия и Россия. Истории также всегда была присуща неравномерность, несинхронность наступления даже сопоставимых исторических преобразований, различны и формы перехода от одного этапа локальной цивилизации к другому. Можно выделить три основные формы:

1. Постепенные, сравнительно незаметные эволюционные преобразования старого этапа, в ходе которых осуществляется переход к новому этапу цивилизации.

2. Более или менее быстрые реформы или серии реформ, утверждающих качественно новый этап цивилизации.

Революции, стремящиеся сменить эти этапы путем насилия.

Цивилизованность общества есть величайшая ценность культуры и также как и культура не допускает никакого насилия и террора. Там, где кончается свобода и начинается диктат, там кончаются как культура, так и цивилизованность. Ущербность попыток внедрить насилием новый тип цивилизации, построить его доказана всей историей человечества (Французская революция 1793 года путем террора и массовых казней уничтожила прежнюю дво

Морфология культуры.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. morphe — форма, logos — наука, учение, и лат. cultura — возделывание, воспитание) —

одна из основных наук о культуре.

Предметом её исследования выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества.

Считая развитие культуры обусловленным внутренними закономерностями общества, морфология культуры преимущественно на основе методов сравнения, аналогии и др. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования — от зарождения той или иной культуры до её смерти.

Морфология культуры исходит из предположения, что переход культур с одной ступени на другую обусловливается внутренней силой, действующей в самой культуре.

В рамках культурологии морфологический подход имеет важнейшее значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифических характеристик в строении определённой культуры.

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

В своем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Я выделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (у Орловой — только три), представленью следующими областями социальной практики:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
— хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правовая культура (специализированная —право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное мнение);
—политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

Проблемы типологии культур.

Типология культуры (от греч. typos — отпечаток, образец и . логия, от греч. logos — слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) — определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.

Действительный феномен культуры, как уже указано, бесконечная сложен, что и задаёт единственно возможную методологию (технологию) познания: субъект вынужден сам накладывать на культуру какие-либо ограничения, искусственно упорядочивать бесконечное многообразие, выделяя в нем некие аспекты, пространства, поля, сферы и ранжируя их по важности, значимости в данной ситуации, доступности, сложности, трудоёмкости и стоимости исследования и т. д. Только такое, в известной степени произвольное, ограничение многообразия позволяет выбрать некоторое начало познания, исследования.

Основа построения типологии культуры (признак) может выбираться как на уровне явлений культуры, так и на уровне сущности, а также в действительности культуры. Конкретный выбор основания классификации определяется познавательной ситуацией: научной школой или направлением, к которым принадлежит создатель типологии, в конечном счёте — действительными нуждами и проблемами, стоящими перед исследователем (обществом, которое он представляет).

Существование культуры без природы невозможно, ведь человек созидает в природе, использует её ресурсы, раскрывая и то, что было заложено природой в нём самом. Выяснение вопроса о соотнесённости культурного и природного представляется очень важным для характеристики феномена культуры.

Взаимосвязь культуры и природы


Здесь мы вплотную сталкиваемся с антимоничностью, т.е. противоречием между двумя суждениями, которые признаются верными.

  • С одной стороны, культура надприродна, внебиологична, её невозможно свести только лишь к природному.
  • С другой стороны, культурное, кроме как из природного, больше не из чего построить. Вот поэтому и создаётся впечатление о единстве и различии культурного и природного.

Культура как надприродный способ человеческой деятельности

Влияние природы на культуру

Природные факторы оказывают сильное воздействие на ее формирование. Сравнивая культуру и быт горцев, населяющих Кавказ и Анды, Гималаи и Кордильеры, нельзя не заметить удивительное сходство черт ее функционирования у этих народов.

Очевидно, что особенности конкретных территориальных комплексов определяют схожесть культур жителей тропиков, полярных районов, степей или океанических островов. Ж. Боден, Ш. Л. Монтескье, И. Мечников и другие приверженцы географического детерминизма ( теоретической концепции о влиянии природы на образ жизни человека), считают природную среду определяющим фактором культурного развития. Влияние природы, по их мнению, сказывается не только на материальных условиях жизни, но и на формировании менталитета людей.

К. Маркс рассматривал естественно-географическую среду несколько иначе. Для него природная среда – естественное условие, предпосылка развития культуры и общества, но предпосылка, изменяемая деятельностью людей. Марксу была близка идея о разделении природы на внешнюю, определяющую быт людей, и внутреннюю, то есть биологическую сущность человека, являющуюся частью живой природы. Культура живёт в природе и природой. Именно здесь прослеживается единство натурального, природного и созданного — единство, обеспечиваемое трудом.

Человек как звено между культурой и природой

  • С одной стороны, человек начиная возводить на природной основе свой культурный мир, совершил первое действие, которое было направлено на разрыв с естественной средой.
  • С другой, человек активно влияет на взаимодействие культуры и природы, объединяя обе эти системы оттого, что внутренне принадлежит к каждой из них.

Аспекты взаимодействия

На протяжении истории довольно долгое время природные условия играли важную роль для судеб разных стран, народов. Современная эпоха существенно снизила роль природного фактора для роста экономической мощи государств, усилив значение человеческого фактора.

Важнейшими аспектами нынешнего состояния проблемы взаимодействия культуры и природы стали охрана природы, экологическое равновесие, чистые с точки зрения экологии технологии. Угроза мировой экологической катастрофы требует разумного осмысления и построения оптимального соотношения природного и неприродного. Третье тысячелетие, в котором преобразующее, активное воздействие человечества на собственную планету становится всё сильнее, поставило людей перед необходимостью заговорить на одном языке с миром природы, обеспечить наиболее приемлемое соотношение созданного человеком и природой.

Погода и климат оказывают мощное воздействие на человеческую жизнь, поэтому нельзя игнорировать проблемы медико-гигиенического характера: здоровый образ жизни, географию болезней и другие.

Любовь к природе – родной среде обитания человека — не может не ассоциироваться с любовью к родине, являющейся одной из наиболее важных жизненных ценностей.

Наша презентация темы:

Носители природного начала в своей биологической предыстории — это человек и культура, созданная человеком. Заявлять о ней как внебиологическом, надприродном явлении, можно лишь, если рассматривать ее как необходимое дополнение и продолжение природы. Человек – неотъемлемая составляющая экосистемы, следовательно, и культура должна иметь своё обусловленное место в общей с природой системе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.
Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека

Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят: нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями.

Культура выполняет целеполагающую функцию , она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достоянием общества. Следующая функция культуры – познавательная в широком смысле слова. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения явлений природы, являющихся объектом природы.

Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то,

Природа – это среда инстинктивного обитания человека, а вне этого человек не способен существовать как биологический вид.

Но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является культура, которая создает надинстинктивную систему поведения, поведения сознательного, но от этого не менее необходимого.

Вопрос о взаимосвязи культуры и природы имеет немаловажный аспект - как с развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы. Свобода по своей сути означает способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Развитие культуры в контексте взаимодействия человека и природы означает углубление единства между ними. Культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия. Но рост степени свободы ведет к неустойчивому балансу между силами природы и человеческими возможностями, нарушению экологического равновесия. Эти нарушения связаны, прежде всего, со стремительным ростом производительных сил и качественными преобразованиями в технологическом способе производства.

Подведём итог:

Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры.

С развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы.

Человек достигает ее в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам. Таким образом, культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия.

Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда обитания человека, вне которой человек не способен существовать как биологический вид, но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является и культура.

Древний Рим ‒ античное государство, которое просуществовало 12 веков и оставило огромное культурное наследие. С Римом связан расцвет и завершение античного периода. Пройдя путь от небольшого города до огромной империи, Рим смог стать колыбелью современной европейской цивилизации.

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени.

На начальном этапе верования римлян выражались в соблюдении традиций и обрядов. В легендах и сказания навеки закреплен обряд основания Рима. Позднее традиционные верования заменяет древнейшая римская религия.

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни.

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов в обработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизни человека. .

Римские боги не спускались на землю и не показывались людям так охотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотели его о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно. Между богом и человеком никогда не доходило до близости.

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.

Архитектура

Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом - город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов ( прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты ).

На втором этапе город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).

На третьем этапе появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях.

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов.

Живопись

В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.

Литература

История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э., безусловно, доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой.

Драматургия и театр

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия и Квинта Энния. В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций, полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет).

Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов.

Поэзия

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развивается поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар создает философскую поэму о природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа.

Ораторское искусство

I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия.

В широком смысле слова природа - это все существующее, весь мир в многообразии его форм. В узком смысле слова природа - это совокупность естественных условий существования человеческого общества. При рассмотрении нашей темы мы будем исходить из второго, более узкого и более употребительного понятия природы. Посмотрим, как соотносятся культура и природа, чем они отличаются и как взаимосвязаны?

Уже в глубокой древности человек в целях выживания не только приспосабливался к среде обитания, но и, в отличие от животных, приспосабливал природу для удовлетворения своих, все возрастающих потребностей. Из природного материала он создавал орудия труда, предметы быта, строил жилище. Человек приручал диких животных, возделывал почву, выращивал на ней культурные растения. В результате преобразования естественной, природной среды человек возвел искусственную среду своего обитания. "Вторая", созданная человеком природа и называется культурой. Человек осваивал природу не только на утилитарно-практическом, но и на духовно-теоретическом уровне. В результате возникли такие явления культуры, как мифология, религия, искусство, наука.

Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, общественное разделение труда, темпы развития материальной культуры, характер бытовой культуры, своеобразие искусства. В России, стране, богатой лесами, получили широкое распространение иконопись и деревянное зодчество, а в Греции - каменная скульптура и каменное зодчество.

Посмотрим, как влияют на культуру отдельные составляющие природной среды. Давно обращалось внимание на то, что климат влияет на работоспособность, энергичность людей. Жаркий климат сокращает время активной деятельности, холодный климат, наоборот, требует от человека очень больших усилий для поддержания жизни. В работе "О духе законов" французский просветитель Ш. Монтескье (1689 - 1755) писал о том, что "народы жарких климатов робки, как старики; народы холодных климатов отважны, как юноши".

Важное значение имеет характер почвы. Плодородие почв в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса народа, на них проживающего, влияет на темпы развития материальной культуры, общества в целом. Не меньшее значение имеет рельеф местности. Рельеф местности влияет на восприятие человеком пространства, ощущение ритма жизни. Последнее проявляется, в частности, в быстрых и стремительных плясках горцев, проживающих на берегах бурных рек и среди высоких гор. Географический рельеф, наличие гор, рек, пустынь может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа.
П. А. Сорокин считал, что природные условия оказывают влияние на характер политической системы. Он полагал, что демократические системы получили развитие в странах, имеющих защитные естественные границы (Швейцарии, Исландии), а в странах, имеющих открытые границы, подверженным набегам, на ранних этапах возникла сильная абсолютистская власть.

Географический фактор влияет и на своеобразие менталитета, характера народа. Нередко народы, живущие в менее благоприятных условиях, были вынуждены вырабатывать в себе такую культуру производства и систему социальных связей, которые позволяли им выживать и даже процветать. Культура этих народов выгодно отличается трудолюбием, настойчивостью, сплоченностью. И наоборот, немало народов, проживающих в благоприятных условиях, оказываются "изнеженными", в их традициях в меньшей степени делается акцент на сплоченности и трудолюбии.

Н. А. Бердяев в своих работах "Русская идея", "Истоки и смысл русского коммунизма" показывает влияние природного фактора на формирование характера русского народа. Он проводит аналогию между географией физической и психической. По мнению Бердяева, "пейзаж души" русского человека напоминает пейзаж той земли, на которой она формировалась: та же необъятность, отсутствие каких-либо пределов, устремленность в бесконечное, широта.
Природные особенности региона, закрепляясь в культуре, обретают устойчивость. Благодаря этому они могут проявляться через много поколений и в совершенно другой природной среде. Пример тому - возведение деревянных изб русскими переселенцами в безлесных степях юга России и Казахстана.

Географический фактор сыграл значительную роль на начальных этапах формирования и развития культуры того или иного народа. В дальнейшем по мере развития человека как социального и культурного субъекта влияние географического фактора на культурную жизнь ослабевает. Возрастает значение других факторов: экономического, политического, культурных традиций, исторического опыта. Можно привести немало примеров, подтверждающих это. Социальное устройство и культура народов, живущих в аналогичных природных условиях, и даже имеющих общие этнические корни, могут существенно отличаться. Свидетельством тому являются социокультурные различия двух семитских народов: арабов и евреев. Подобное можно обнаружить и среди тюркских или славянских народов.
Таким образом, культура по мере развития обретает определенную независимость, самостоятельность, автономность от природной среды. Эта автономность проявляется и в том, что развитие культуры происходит значительно быстрее, чем развитие природы. Культурные перевороты и революции (в науке, технике, искусстве и др.) происходили при относительно неизменных природных условиях и не были связаны с ними непосредственно. Таким образом, при всей важности географического фактора его не следует абсолютизировать. Это важный, но не единственный, а на современном этапе и не определяющий фактор развития культуры.
Мы показали, какое влияние природа оказывает на развитие культуры. Теперь проследим обратную сторону этой взаимосвязи: как культура влияет на природу. Можно выделить две группы ценностных установок в отношении к природе, которые доминировали в общественном сознании в отдельные исторические периоды. Первая система ценностей была характерна для культур древнего мира. Она рассматривала человека в единстве с природой. Основой мировоззрения древнего мира был космоцентризм, который требовал от человека жить в гармонии, согласии с природой, не нарушая ее законов. Древнегреческий философ Гераклит (540 - 480 гг. до н. э.) считал, что в мире действует объективный неуничтожимый закон, названный им Логосом. Быть мудрыми для людей - значит жить по Логосу.

Древнекитайский философ, основатель даосизма, Лао-цзы (VI - V вв. до н. э.) считал, что человек не должен нарушать естественный ход событий, он должен жить в согласии с природой, следовать пути дао. Лао-цзы полагал, что мир подобен таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться; и тот, кто нарушает законы дао, погибает раньше времени. В древних культурах природа была объектом поклонения, почитания, обожествления. В даосизме она наделялась всеми совершенствами, даже нравственными качествами. Считалось, что природа искренняя, мудрая, благопристойная. Природа ставилась выше человека.

Вторая группа ценностных установок противопоставляет человека природе. Она возникла в период поздней античности, стала доминирующей в Новое время благодаря развитию капитализма и утверждению индустриальной цивилизации. Индустриальная цивилизация основана на крупном машинном производстве, значительно расширившим масштабы преобразовательной деятельности человека, его воздействия на природу. В Новое время сформировалась психология покорения природы. На природу стали смотреть как на источник прибыли, практической пользы, средство достижения социального благополучия. В этом проявился дух капитализма, стремящийся к получению выгоды - нередко любым путем. Потребительское отношение к природе было также связано с иллюзорным представлением о ресурсах нашей планеты как безграничных и неисчерпаемых.

Такое потребительское, утилитарное отношение к природе привело к истощению и деградации природной среды. В отношениях между человеком и природой, культурой и природой возникли экологические проблемы. Во второй половине XX века, в условиях современной научно-технической революции, они приняли глобальный характер.

Экологическая проблема проявляется в том, что в больших масштабах, интенсивно происходит загрязнение окружающей среды: воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов. Сущность экологической проблемы заключается в том, что происходят качественные, структурные изменения в природной среде, нарушается баланс, динамическое равновесие, существующее в природе. Это ставит под вопрос существование сложившихся на земле форм жизни, включая самого человека. Антропогенная нагрузка на природу, связанная с хозяйственной деятельностью человека, превосходит ее возможности, природа не успевает восстанавливаться и начинает умирать. Из природной цепочки выпадают целые звенья - виды растений и животных, реки, озера. Биосфера - это единый живой организм, где все взаимосвязано, взаимообусловлено. Благодаря неразумному вмешательству человека жизнь этого организма нарушается. Возникает парадоксальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути впечатляющих успехов, человек подрывает объективные, естественные основы своего дальнейшего существования и развития.

В связи с возникновением глобальной экологической проблемы важное значение приобретает такая наука, как экология. Вначале экология как особая область знания исследовала отношения растительных и животных организмов с окружающей средой. В дальнейшем объектом исследования экологии стала вся биосфера Земли. В 70-е годы XX века формируется социальная экология, изучающая отношения между обществом и природой. В то же время выделяется в самостоятельную область исследований экология человека, которая изучает воздействия природной и социальной среды на здоровье человека, его генофонд, исследует особенности адаптации человека в современных условиях. Центральное место в социальной экологии занимают вопросы формирования экологической культуры.

Экологическая культура - это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды.

Экологическая культура - это способ соединения человека с природой на основе более глубокого ее познания и понимания. Важными признаками экологической культуры на производстве и в быту являются ресурсосбережение, малоотходность, а в идеале - безотходность производственных процессов, степень использования возобновимых источников энергии (гидравлической, ветровой, солнечной и т. д.).

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходим отказ от прежнего антропоцентризма, который проявлялся в ориентации культуры исключительно на человека и его потребности. Он возник в период античности в классическую эпоху. Стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения. Человек в то время рассматривался как центр мироздания. Если воспевалась красота природы, то прежде всего природы самого человека, его тела, облика, речи, движений. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя.

Однако, в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя и даже стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Одним из важных элементов экологической культуры является экологическая этика. Проблемами экологической этики занимался один из крупнейших гуманистов XX века А. Швейцер (1875 - 1965). Швейцер был известен как исследователь творчества И. С. Баха и органист. Кроме того, он стал доктором философии и теологии. Добившись так многого в жизни, Швейцер принимает решение уехать в качестве врача в одну из африканских колоний. Там он на свои средства и пожертвования друзей строит больницу, в которой работает до конца своей жизни, до 1965 года.

Швейцер предложил новый взгляд на эволюцию и статус этики в современном мире. Он считал, что традиционная этика занимается отношениями человека к человеку и к обществу. И в этом заключался ее основной недостаток. Новая этика должна иметь своим предметом отношения человека ко всему сущему, к миру в целом. В основу новой этики должен быть положен принцип благоговения перед жизнью, в любом ее природном качестве. Швейцер считал, что нельзя определять, какая из форм жизни наиболее ценная, отдавать предпочтения одной из них. Все формы жизни равноценны. Уважение к жизни является основанием морали и критерием морального выбора. Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Человек живет за счет других жизней. Это вынужденная необходимость. Но если он наносит вред другой жизни, то он должен отчетливо осознавать, насколько это необходимо и ограничивать зло минимумом.

Главным критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер предлагает новое, более широкое понимание гуманизма, которое учитывает связь человека с природой, признает самоценность не только человеческой личности, но и природы, любого проявления жизни на нашей планете. Вариант этики Швейцера называют неантропоцентристской, универсальной этикой.

Существуют и другие концепции неантропоцентристской этики. Американский философ
Э. Ласло считает, что новая этика должна основываться на требованиях адаптации человечества к окружающей природной среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным природным системам. Одним из требований экологической этики является забота о природных условиях существования будущих поколений. Недопустимо ради интересов ныне живущих поколений, ради сиюминутных экономических и житейских выгод наносить ущерб интересам будущих поколений. Обращенность в будущее отличает экологическую этику от традиционной.

Проблемы экологической культуры и экологической этики занимают важное место в деятельности Римского клуба. Это неправительственная международная организация, основанная в 1968 году. Она объединила авторитетных ученых, политических деятелей, представителей бизнеса многих стран мира. Среди них - Дж. Форрестер, Д. Медоуз, М. Месарович. Первым президентом клуба стал итальянский ученый А. Печчеи (1908 - 1984).

Деятельность этой организации была направлена на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся "Пределы роста" (1972), "Человечество у поворотного пункта" (1974), "Революция босоногих" (1985) и др. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, напряженной экологической ситуации на планете, социального расслоения в мире.

В книге А. Печчеи "Человеческие качества" провозглашается необходимость перехода к "новому гуманизму", который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве глобальности, любви к справедливости и неприятии насилия. Основной тезис концепции А. Печчеи: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях человеческой революции, т. е. через совершенствование духовного мира людей, совершенствование человеческих качеств.

Основную причину глобального экологического кризиса Печчеи видит в недостатках психологии и морали человека - в его алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. Печчеи с горечью констатирует, что человек, обладая способностью производить множество вещей, уподобился Гаргантюа, "развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца". Для решения экологических проблем необходима гуманистическая переориентация человечества. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. Человек должен отказаться от культа богатства, психологии потребления, сформировать в себе нравственное, ответственное отношение к природе. Печчеи ставит вопрос так: либо человек должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

Термин экология происходит от греческого слова "oikos" - дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две "родины" - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в последние годы термин "экология" был распространен и на эту сферу, вызвав к жизни такое понятие, как "экология культуры".
Впервые его исследовал Д. С. Лихачев (1906 - 2000). Он предложил различать традиционную биологическую экологию и экологию культуры. Биологическая экология занимается охраной и восстановлением природной среды, а культурная - задачами сохранения культурной среды, памятников культуры. Обе эти задачи важны. Природа необходима человеку для его биологической жизни, культурная среда - необходима для его духовной, нравственной жизни. Биологическая и культурная экология тесно взаимосвязаны. По мнению Д. С. Лихачева, важно не только сохранить памятник культуры, но сохранить его в той среде, где он был создан. Хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Д. С. Лихачев обращает внимание на то, что утраты памятников культуры невосстановимы. Они всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, мастерами. Можно создать макеты разрушенных зданий, но нельзя восстановить здание как "документ", как "свидетеля" эпохи. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен этой документальности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Что понимается под природой в широком и узком смысле слова?
2.Какое влияние природная среда оказывает на развитие культуры?
3. Какие ценностные установки в отношении к природе доминировали на разных этапах истории культуры?
4. Что такое экология и экологическая культура?
5. Какие известные ученые занимались проблемами экологической этики и экологической культуры?

Читайте также: