План урока налоговой грамотности

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Мазанова Ольга Юрьевна

Населенный пункт: г. Сыктывкар

Финансовое образование позволяет сформировать представление об основах грамотного финансового поведения – знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.

Основная часть

Общая характеристика занятия

Базовые понятия и знания:

• налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц;

• знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате. Личностные характеристики и установки:

• понимание различий налогов;

• осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом;

• понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.

Умения:

• определять элементы налогов;

• рассчитывать размер личных налогов.

Компетенции:

• оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет;

• планировать расходы на уплату налогов;

• своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Компетенции:

Метапредметные:

Познавательные

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;

• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;

• умение производить расчёты на условных примерах.

Регулятивные

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные

• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).

Средства обучения: основные: компьютер, проектор, пособие для учащихся, рабочие тетради, раздаточный материал (кроссворд) (Приложение 2), презентация (Приложение 1), жетоны (Приложение 3), дополнительные: 3 компьютера с выходом в Интернет.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 10 (ФГОС)

Цель занятия: формирование основ финансовой грамотности учащихся в области налоговой политики государства

Базовые понятия и знания: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате.

Личностные характеристики и установки: понимание различий налогов; осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом; понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.

Умения: определять элементы налогов; рассчитывать размер личных налогов.

Компетенции: оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет; планировать расходы на уплату налогов; своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Компетенции:

Метапредметные:

Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах; построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; умение производить расчёты на условных примерах.

Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности; работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).

Форма обучения: коллективная, индивидуальная, работа в группах, фронтальная

Межпредметные связи: математика, история, информатика, обществознание.

Оборудование: основные: компьютер, проектор, пособие для учащихся, рабочие тетради, раздаточный материал (кроссворд) (Приложение 2), презентация (Приложение 1), жетоны (Приложение 3), дополнительные: 3 компьютера с выходом в Интернет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвященный проблеме ликвидации пробелов в налоговой грамотности среди обучающихся.

Сегодня роль налогов в существовании государства не только не уменьшается, а стремительно возрастает. Россия переживает нелегкие времена, абсолютное большинство населения живет бедно, а многие промышленные предприятия никак не могут найти свое место в условиях рыночной экономики. В этих условиях знания основ налоговой грамотности учащимися действительно приобретают особое значение. Актуальность работы в школе в этом направлении очевидна. Занятие поможет школьникам обрести налоговую грамотность, культуру и научит разумно и ответственно относиться в будущем к налогам, ведь они - налоги - есть неизбежная плата за жизнь в цивилизованном обществе.

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ

Автор разработки учитель математики МОУ СОШ №1 г. Новоульяновска

Борисова И.И. классный руководитель 9 А класса.

Налоги - это цена, которую мы платим за возможность

жить в цивилизованном обществе.

Оливер Уэнделл Холмс-старший

Классный час, посвященный проблеме ликвидации пробелов в налоговой грамотности среди обучающихся.

Сегодня роль налогов в существовании государства не только не уменьшается, а стремительно возрастает. Россия переживает нелегкие времена, абсолютное большинство населения живет бедно, а многие промышленные предприятия никак не могут найти свое место в условиях рыночной экономики. В этих условиях знания основ налоговой грамотности учащимися действительно приобретают особое значение. Актуальность работы в школе в этом направлении очевидна. Занятие поможет школьникам обрести налоговую грамотность, культуру и научит разумно и ответственно относиться в будущем к налогам, ведь они - налоги - есть неизбежная плата за жизнь в цивилизованном обществе.

Наша задача - помочь ребятам не только самим разобраться в сложной системе налогообложения, но и в некоторых случаях стать помощниками и консультантами по этому вопросу в своих семьях.

В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).

Цели; расширить представление детей о различных налогах ; формировать позитивное отношение к налогообложению, побуждать детей к поиску информации о своих налоговых правах и обязанностях , к осознанному подчинению законам своего государства

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми:

1 Анкетирование учащихся с целью определения уровня знаний о налогах.( Приложение 1)

2. Анализ анкетирования.

3. Создание рабочей группы для подготовки классного часа.

4. Сбор информации по актуальным вопросам , сформулированным по вопросам анкеты.

5. Подготовка выступлений группой учащихся.

6. Подготовка мультимедийной презентации

7. Подготовка наглядности. ( Плакаты, слова, брошюры)

Крупными буквами написать сверху доски тему классного часа,

Развесить на доске и стенах листы со словами.

Налог, Финансы, Благосостояние, Бюджет.

Плакаты с высказываниями великих людей о налогах

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор

План классного часа:

1.Выступление классного руководителя о результатах анкетирования.

2. Постановка проблемы.

3.Разделене на группы.

5. Демонстрация осознанного выбора

9.Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя. Оглашение результатов опроса. Постановка проблемы и цели классного часа.

Нужно ли школьникам владеть информацией о налогах?

С каждым годом вы становитесь взрослее, каждый год приближает вас к взрослой жизни. А взрослая жизнь , это в первую очередь ответственность перед своими близкими, своей семьёй. Это умение быть законопослушным, умение планировать свою жизнь, умение зарабатывать и правильно тратить заработанные средства. Как и любому делу, этому так же нужно учиться. И сегодня мы постараемся восполнить пробелы в вашем образовании , связанные с налоговой грамотностью. А то что они есть, показал опрос, который мы провели заранее. ( Огласить результаты опроса.)

На сегодняшнем занятии мы попытаемся все вместе ответить на те вопросы анкеты , на которые вы не смогли ответить . Для этого мы разбились на группы и каждая группа подготовила выступление. В конце нашего занятия , каждый для себя ответит на вопросы , готов ли я ко взрослой жизни? Могу ли я быть самостоятельным? А может быть кого то из вас информация о налоговой системе заинтересует в профессиональном плане , кто то захочет выбрать профессию, связанную или с налоговой или с финансовой системой.

Когда появились первые налоги?

Кто из царей был основоположником налоговой системы в России?

Кто из правителей нашего государства проводил налоговые реформы?.

Интересные факты налогообложения в Советском Союзе?

Современное состояние налоговой системы в России, её сходства и отличия от налоговой системы ведущих мировых государств.

3. Вопросы выступающим задаёт весь класс и группа экспертов.

Проблемные вопросы

1. Возраст для начала уплаты налогов.

2 Что такое ИНН?

3. Как , когда и за что можно вернуть уже уплаченные деньги?

4 Подоходный налог.

5. Куда идут уплаченные налогоплательщиком налоги?

Учитель: Ребята! Есть ли вопросы к этой группе?

Ученики и экспертная группа задают вопросы. Идёт дискуссия.

Проблемные вопросы:

1. Налоги для населения.

2. Санкции для злостных неплательщиков.

3. Личный кабинет налогоплательщика.

7. Ребята! Сегодня вы узнали много интересного и полезного о налогах, налоговой системе. Я надеюсь, что наш занятие не оставило вас равнодушными. Ведь речь шла сегодня о вашей будущей жизни, о вашем благополучии и благополучии нашего государства. Пожалуйста, каждая группа нарисуйте свои впечатления от нашего классного часа. Это может быть плакат, лозунг, газета, синквейн и др.

Группы выполняют творческое задание. Готовые работы вывешиваются на доске. Представители групп защищают свои работы.

Читайте также: