План урока налоговой грамотности
Обновлено: 06.07.2024
Автор: Мазанова Ольга Юрьевна
Населенный пункт: г. Сыктывкар
Финансовое образование позволяет сформировать представление об основах грамотного финансового поведения – знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.
Основная часть
Общая характеристика занятия
Базовые понятия и знания:
• налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц;
• знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате. Личностные характеристики и установки:
• понимание различий налогов;
• осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом;
• понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.
Умения:
• определять элементы налогов;
• рассчитывать размер личных налогов.
Компетенции:
• оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет;
• планировать расходы на уплату налогов;
• своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Компетенции:
Метапредметные:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
• умение производить расчёты на условных примерах.
Регулятивные
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.
Коммуникативные
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).
Средства обучения: основные: компьютер, проектор, пособие для учащихся, рабочие тетради, раздаточный материал (кроссворд) (Приложение 2), презентация (Приложение 1), жетоны (Приложение 3), дополнительные: 3 компьютера с выходом в Интернет.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 10 (ФГОС)
Цель занятия: формирование основ финансовой грамотности учащихся в области налоговой политики государства
Базовые понятия и знания: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способов расчёта сумм налогов к уплате.
Личностные характеристики и установки: понимание различий налогов; осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом; понимание механизма расчёта суммы налога к уплате.
Умения: определять элементы налогов; рассчитывать размер личных налогов.
Компетенции: оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет; планировать расходы на уплату налогов; своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Компетенции:
Метапредметные:
Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах; построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; умение производить расчёты на условных примерах.
Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности; работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание).
Форма обучения: коллективная, индивидуальная, работа в группах, фронтальная
Межпредметные связи: математика, история, информатика, обществознание.
Оборудование: основные: компьютер, проектор, пособие для учащихся, рабочие тетради, раздаточный материал (кроссворд) (Приложение 2), презентация (Приложение 1), жетоны (Приложение 3), дополнительные: 3 компьютера с выходом в Интернет.
Классный час, посвященный проблеме ликвидации пробелов в налоговой грамотности среди обучающихся.
Сегодня роль налогов в существовании государства не только не уменьшается, а стремительно возрастает. Россия переживает нелегкие времена, абсолютное большинство населения живет бедно, а многие промышленные предприятия никак не могут найти свое место в условиях рыночной экономики. В этих условиях знания основ налоговой грамотности учащимися действительно приобретают особое значение. Актуальность работы в школе в этом направлении очевидна. Занятие поможет школьникам обрести налоговую грамотность, культуру и научит разумно и ответственно относиться в будущем к налогам, ведь они - налоги - есть неизбежная плата за жизнь в цивилизованном обществе.
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ
Автор разработки учитель математики МОУ СОШ №1 г. Новоульяновска
Борисова И.И. классный руководитель 9 А класса.
Налоги - это цена, которую мы платим за возможность
жить в цивилизованном обществе.
Оливер Уэнделл Холмс-старший
Классный час, посвященный проблеме ликвидации пробелов в налоговой грамотности среди обучающихся.
Сегодня роль налогов в существовании государства не только не уменьшается, а стремительно возрастает. Россия переживает нелегкие времена, абсолютное большинство населения живет бедно, а многие промышленные предприятия никак не могут найти свое место в условиях рыночной экономики. В этих условиях знания основ налоговой грамотности учащимися действительно приобретают особое значение. Актуальность работы в школе в этом направлении очевидна. Занятие поможет школьникам обрести налоговую грамотность, культуру и научит разумно и ответственно относиться в будущем к налогам, ведь они - налоги - есть неизбежная плата за жизнь в цивилизованном обществе.
Наша задача - помочь ребятам не только самим разобраться в сложной системе налогообложения, но и в некоторых случаях стать помощниками и консультантами по этому вопросу в своих семьях.
В сценарии классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Цели; расширить представление детей о различных налогах ; формировать позитивное отношение к налогообложению, побуждать детей к поиску информации о своих налоговых правах и обязанностях , к осознанному подчинению законам своего государства
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми:
1 Анкетирование учащихся с целью определения уровня знаний о налогах.( Приложение 1)
2. Анализ анкетирования.
3. Создание рабочей группы для подготовки классного часа.
4. Сбор информации по актуальным вопросам , сформулированным по вопросам анкеты.
5. Подготовка выступлений группой учащихся.
6. Подготовка мультимедийной презентации
7. Подготовка наглядности. ( Плакаты, слова, брошюры)
Крупными буквами написать сверху доски тему классного часа,
Развесить на доске и стенах листы со словами.
Налог, Финансы, Благосостояние, Бюджет.
Плакаты с высказываниями великих людей о налогах
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор
План классного часа:
1.Выступление классного руководителя о результатах анкетирования.
2. Постановка проблемы.
3.Разделене на группы.
5. Демонстрация осознанного выбора
9.Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя. Оглашение результатов опроса. Постановка проблемы и цели классного часа.
Нужно ли школьникам владеть информацией о налогах?
С каждым годом вы становитесь взрослее, каждый год приближает вас к взрослой жизни. А взрослая жизнь , это в первую очередь ответственность перед своими близкими, своей семьёй. Это умение быть законопослушным, умение планировать свою жизнь, умение зарабатывать и правильно тратить заработанные средства. Как и любому делу, этому так же нужно учиться. И сегодня мы постараемся восполнить пробелы в вашем образовании , связанные с налоговой грамотностью. А то что они есть, показал опрос, который мы провели заранее. ( Огласить результаты опроса.)
На сегодняшнем занятии мы попытаемся все вместе ответить на те вопросы анкеты , на которые вы не смогли ответить . Для этого мы разбились на группы и каждая группа подготовила выступление. В конце нашего занятия , каждый для себя ответит на вопросы , готов ли я ко взрослой жизни? Могу ли я быть самостоятельным? А может быть кого то из вас информация о налоговой системе заинтересует в профессиональном плане , кто то захочет выбрать профессию, связанную или с налоговой или с финансовой системой.
Когда появились первые налоги?
Кто из царей был основоположником налоговой системы в России?
Кто из правителей нашего государства проводил налоговые реформы?.
Интересные факты налогообложения в Советском Союзе?
Современное состояние налоговой системы в России, её сходства и отличия от налоговой системы ведущих мировых государств.
3. Вопросы выступающим задаёт весь класс и группа экспертов.
Проблемные вопросы
1. Возраст для начала уплаты налогов.
2 Что такое ИНН?
3. Как , когда и за что можно вернуть уже уплаченные деньги?
4 Подоходный налог.
5. Куда идут уплаченные налогоплательщиком налоги?
Учитель: Ребята! Есть ли вопросы к этой группе?
Ученики и экспертная группа задают вопросы. Идёт дискуссия.
Проблемные вопросы:
1. Налоги для населения.
2. Санкции для злостных неплательщиков.
3. Личный кабинет налогоплательщика.
7. Ребята! Сегодня вы узнали много интересного и полезного о налогах, налоговой системе. Я надеюсь, что наш занятие не оставило вас равнодушными. Ведь речь шла сегодня о вашей будущей жизни, о вашем благополучии и благополучии нашего государства. Пожалуйста, каждая группа нарисуйте свои впечатления от нашего классного часа. Это может быть плакат, лозунг, газета, синквейн и др.
Группы выполняют творческое задание. Готовые работы вывешиваются на доске. Представители групп защищают свои работы.
Читайте также: