План урока н нн в суффиксах прилагательных закрепление

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация “Н и НН в прилагательных” PowerPoint (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного о прилагательном. (Слайды № 2-3)

Упражнение 1. Дайте правильный ответ и объясните свой выбор.

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

2) Какое слово называет признак предмета?

Книга – наш надёжный помощник.

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) верного (друга)

Б) о хорошей (книге)

В) интересный (сюжет)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

5) Имя прилагательное не изменяется

6) Найдите прилагательное в превосходной степени

В) более интересный

Упражнение 2. О-Ё после шипящих в прилагательных. Распределить слова в 2 столбика: 1 столбик – с О , 2 столбик – с Ё (Слайды № 4-5)

Еж..вый, лиц..вой, пищ..вой, ключ..вой, хорош..го, чуж..й, со свеж..й, песц..вый, больш..го, плюш..вый, свинц..вый.

О Е
еж о вый лиц е вой
чуж о й пищ е вой
песц о вый ключ е вой
больш о го хорош е го
свинц о вый со свеж е й
плюш е вый

III. Объявление темы урока, постановка целей, обозначение проблемы. (Слайды № 6-7)

  • СОН - сон н ый
  • Солома - соломе нн ый
  • Станция – станци онн ый
  • Утка – ут ин ый
  • Песок – песч ан ый
  • Глина - глин ян ый

Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?

IV. Изучение правила по таблице (Слайд № 8) (таблица у каждого ученика)

Н НН
1.Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

V. Закрепление орфограммы, знакомство с примечаниями, тренировочные упражнения.

1. Обозначение орфограммы (Учебник, стр.154.)

2. Упражнение 412. (Чтение и комментарий, применение правила)

3. Слованная работа. (Слайд № 9)

1. Массовое шествие (Демонстрация в защиту реформ.)

2. Публичный показ чего-нибудь (Демонстрация фильма, мод.)

1. Одно из четырёх времён года (Одеться по сезону.)

2. Часть года, подходящая для какой-нибудь деятельности (Дачный сезон.)

Письменное задание: образовать от слов прилагательные, составить и записать с ними предложения.

4. Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (Слайд № 10) (в тетрадях и у доски)

Физпауза (Слайд № 11)

Раз — подняться, потянуться
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

  1. Сегодня ветре. ая погода.
  2. Дорога покрыта ледя. ой коркой.
  3. Я живу в каме. ом доме.
  4. Тот исти. ый друг, кто честен и прям.
  5. Мы пошли на земля. ой вал.
  6. В небе слышится журавли. ый крик.

6. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 13)

Станцио. ый, кури..ый, торжестве. ый, овся. ый, шерстя. ой, обеде. ый, оловя. ый, кожа. ый, деревя. ый, звери. ый, торфя. ой, экскурсио. ый, письме. ый, стекля. ый, авиацио. ый, песча. ый, костя. ной, обыкнове. ый

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных (1 час)

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый

Сдают тетради с домашней работой.

Масляное пятно, юный спортсмен, песчаный берег, глиняный горшок, комариный укус, торфяное болото, румяное лицо, мышиная нора, кожаный портфель, ветреный день.

Овчинная шуба, оловянный солдатик, безветренный день, регистрационный лист, бесчисленные звёзды, деревянный стол, стеклянный шар, чугунный рельс, клюквенный сок, соломенная крыша.

Фронтальный опрос. Верно ли, что…

- НН пишется в прилагательных, если они образованы от существительных с основой на –н при помощи суффикса н. (+)

-Прилагательные могут быть образованы с помощью суффиксов –он-, -ен- ( с одной н) (-)

-Одна буква н пишется в прилагательных, если они образованы от существительных при помощи суффикса –ин – (+)

-В суффиксах –ан-, -ян- прилагательных пишется 2 буквы н (-)

-Стеклянный, оловянный, деревянный относятся к словам-исключениям и пишутся с двумя буквами н (+)

-В краткой форме прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных (+)

-В прилагательном масляные (краски) пишется суффикс –ян-, так как слово образовано от существительного масло в значении состоящий из масла (+)

-В словосочетании ветряная мельница в прилагательном пишется 2 буквы н (-)

-В прилагательном безветренный пишется одна буква н (-)

-В прилагательном юный пишется 2 буквы н, так как одна входит в корень, а вторая в суффикс (-).

Учащиеся отвечают, если утверждение неверное, исправляют, объясняя свой ответ.

-С одной Н прилагательные могут быть образованы с помощью суффиксов –ан,-ян,-ин.

-В суффиксах –ан,-ян прилагательных пишется Н .

-В словосочетании ветряная мельница в прилагательном пишется Н, так как в суф. –ан пишется одна Н.

В прилагательном юный пишется Н, так как в этом слове нет суффикса и Н входит в корень.

Закрепление (33 мин.)

Ребята, есть такие прилагательные, у которых написание гласной в суффиксе зависит от его значения. На экране теоретический материал, учитель объясняет написание гласных в суффиксах приведенных слов и словосочетаний.

Притяжательные прилагательные типа бараний, сазаний, тюлений (суффикс -ий-, нулевое окончание) пишутся с одной н, так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса -й-(-ий-).

Прочитанные словосочетания нужно заменить прилагательным с изучаемой орфограммой, графически выделив ее. Составить с одним прилагательным предложение и выделить грамматическую основу.

Охота, которая ведется с помощью соколов; почта, осуществляемая с помощью голубей; растения, которые собирают для приготовления лекарств; цветы не природные, а сделанные наподобие подлинных; кукла, сделанная из дерева.

Текст с несколькими деформациями с несмешиваемыми явлениями

Задание : записать предложения, вставить изучаемую орфограмму, графически выделив ее, расставить знаки препинания. Проверка по цепочке вслух.

Прошло лето в гуле сосновых лесов журавли..ых криках в пахучих зарослях таволги в воинств..ых петуши..ых воплях.

Я видел много примет осени.

По утрам в лужах под стекля..ой коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал багровый или лимо..ый лист осины березы.

Средняя Россия стала для меня свяще..ой землей и я часто видел ее, покрытую драгоценным покровом серебря..ой осе..ей паутины.

-Я вам бросаю мяч и называю прилагательное на изучаемую орфограмму. Ваша задача – объяснить, сколько Н пишется в данном слове.

Ржаной, муравьиный, безветренный, обеденный, ветреный, клюквенный, лимонный, синий, свиной, общественный, анимационный, зелёный.

Текст с несколькими смешиваемыми деформациями

Словарная работа . Ученики объясняют написание н-нн в суффиксах имён существительных и прилагательных. Двое работают у доски, остальные на местах, затем взаимопроверка.

Орлиный, осинник , ветреный, нефтяник, масленый, малинник, стеклянный, лиственница, туманный, воспитанник, жестяной, одновременность, каменный, мошенничество, румяный, племянник, оловянный, серебряный, пустынный, родственный.

Свободное письмо.


Урок закрепление изученного материала рекомендован для учащихся 6 класса для того, чтобы совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой, формировать орфографическую зоркость.

Содержимое разработки

Тема урока: "Н - НН в суффиксах прилагательных"

Тип урока: урок закрепление изученного материала

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения к одноклассникам, любовь к предмету.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Этапы урока:

1) Организационный момент;

2) Фронтальный опрос;

3) Проверка домашнего задания;

4) Орфографическая разминка;

5) Целевая установка;

6) Повторение правила по алгоритму;

7) Закрепление изученной орфограммы;

9) Работа с предложением;

10) Проверка знаний (верное/неверное утверждение);

11) Работа по учебнику;

12) Домашнее задание;

Оборудование урока:

компьютер, 2) проектор, 3) учебник, 3) карточки, 4) алгоритм.

Учебно-методическая литература, на основе которой разработан урок:

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

I. Организационный момент:

Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что за сегодняшний урок получите не только знания, но и радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

II. Фронтальный опрос:

- Какую часть речи изучаем? (имя прилагательное)

- Что такое имя прилагательное?

- Какова роль прилагательных в нашей речи? (Имя прилагательное делает текст образным, живописным. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку. Наша речь становится образной, выразительной, яркой).

- На какие разряды подразделяются имена прилагательные?

- Какие прилагательные называются качественными, относительными, притяжательными?

III. Проверка домашнего задания:

Текст домашнего задания

Возле густого леса стоит избушка, в которой живет старик-охотник. (Не) большой дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. На полке рядом с тяжелым ружьем лежат резиновые сапоги, рыболовные сети. На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. Старый охотник – прекрасный рассказчик. Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.

- Справились с домашним заданием?

- Что от вас требовалось? (определить разряд прилагательных, выполнить морфологический разбор полного прилагательного, выполнить синтаксический разбор 4 предложения)

(По цепочке называют прилагательное, определяют разряд, разбор прилагательного ГУСТОГО)

- Как написали частицу НЕ с прилагательным?

IV. Орфографическая разминка:

(На доске написаны 3 группы слов)

Еж..вый ткац..ий комари..ый

Лиц..вой француз. ий соломе. ая

Плюш..вый рез..ий оловя..ый

- Прочитайте слова, что можете про них сказать? Что общего у этих слов? (все слова имена прилагательные)

- В какой части слова находится орфограмма? (в суффиксе)

- Что такое суффикс?

- Вставим пропущенные буквы в каждой группе слов?

(вставляют, объясняют орфограммы)

- Какая орфограмма для вас более сложная? (н, нн в суффиксах прилагательных).

V. Целевая установка:

- Сегодня на уроке мы будет закреплять умения работать с орфограммой Н и НН в суффиксах прилагательных, поэтому слушаем внимательно и работаем старательно!

VI. Повторение правила по алгоритму:

- Давайте сначала вспомним правило правописания Н и НН в суффиксах прилагательных. Приготовьте карточки с алгоритмом!

В прилагательных, образованных от существительных с основой на-Н.

В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, ЕНН-.

В суффиксе – АН- ( ЯН-) прилагательных, образованных от существительных

В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных.

- Какие ещё слова мы должны запомнить?

VII. Закрепление изученной орфограммы:

Работа с сигнальными карточками (поднимают карточки, объясняют)

Орли..ый, восторже..ый, комари..ый, тума..ый, серебря..ый, безветре..ый, письме..ый, чугу..ый.

Работа в тетради (запись слов в тетрадь, с объяснением)

- Рассмотрите картинки на слайде, какой они части речи?

- Образуйте от существительных прилагательные (устно)

- Что вам необходимо сделать? (записать слова только с Н, только с НН)

Запись в тетради:

Лев – львиный, голубь – голубиный, трава – травяной, тыква – тыквенный, луна – лунный, лимон – лимонный.

- Какой способ словообразования использовали? (суффиксальный)

VIII. Физкульминутка:

- Сейчас вы будете задавать слова, на данную тему, а один из одноклассников отвечать и объяснять.

(Дети задают друг другу слова, бросая мяч)

IX. Работа с предложением: (на доске записано предложение)

Серебря..ые р..синки перел..ваются в лучах со..нца.

- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Выполняют синтаксический разбор. У доски работает ученик.

- Характеристику предложению дают устно.

X. Проверка знаний (верное/неверное утверждение). Верно ли, что…

1) в суффиксах –ан-, -ян- прилагательных пишется 2 буквы Н (-)

2) стеклянный, оловянный, деревянный относятся к словам-исключениям и пишутся с двумя буквами Н (+)

3) в прилагательном земляной в суффиксе –ян- пишется одна буква Н (+)

4) в прилагательном осенний – одна буква Н входит в основу, а другая – в суффикс (+)

5) в прилагательном обеденный пишется суффикс –ен- с одной Н (-)

6) в краткой форме прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных (+)

- Самопроверка с комментированием.

XI. Работа по учебнику:

- Открываем учебники на стр. 135 №325. Прочитайте задание. Всю таблицу вы писать не будете, а только исправите ошибки и выделите суффиксы.

Оловянный солдатик

Безветренный день

Румяное лицо

Мышиная нора

Кожаный портфель

Ветреный день

XII. Домашнее задание:

- Повторить правило, №321 с. 134. Прочитайте задание. Выписать сначала прилагательные, у которых в суффиксе одна буква Н, затем НН, выделить суффикс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использованы информационно-компьютерные технологии, игровые, групповые, технологии развивающего обучения.

Творческий урок. Н-НН в суффиксах имён прилагательных, 6 класс

Тип урока: урок-закрепление

Оборудование урока: доска, мультимедийная презентация

Проверка и отработка знаний, умений, навыков учащихся при написании Н-НН в суффиксах прилагательных, повторение и закрепление навыков грамотного письма (О-Ё-Е после шипящих).

Развитие информационной компетентности учащихся, умения ориентироваться в информационном поле, сопоставлять и анализировать информацию.

Создание эвристической ситуации, способной обеспечить мотивацию учащихся в направлении изучения данного образовательного объекта.

Совершенствование коммуникативных навыков.

Воспитание интереса к родному языку.

Цели учеников:

Закрепление знаний по орфографии, чтобы быть грамотным.

Закрепление навыков работы в группе.

Желание выступить лучше всех и привлечь к себе внимание одноклассников.

Организационный момент

Создание атмосферы, благоприятствующей проведению урока. Объявление темы.

II. Слово учителя Метод эмпатии

Сколько же хлопот с орфографией, сколько же приходится её учить! А что будет, если попробовать без неё обойтись? Пиши, как слышишь. Поймут! Но поймут ли? Представьте, что вы оказались в сказочном лесу, где живут герои хорошо вам известной сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Вини-Пух, поросёнок Пятачок, Кролик, Сова и др. Вместе с Кроликом вы пришли к Кристоферу Робину и увидели записку.

Слайд № 1. Метод ошибки


Целеполагание

- Ребята, как вы думаете, какова же цель нашего урока?

- Нужно научиться грамотно писать, чтобы нас всегда понимали (ученики).

- Конечно. Сегодня мы закрепим с вами правописание Н-НН в прилагательных, повторим правописание О-Ё после шипящих в разных частях речи.

- А теперь помогите Кролику прочесть записку.

Учащиеся исправляют записку, отмечая орфограммы, вспоминая правила.

Учитель после выполнения этой работы предлагает обратиться к обучающим таблицам и схемам.

Слайд № 2


Слайд № 3


Объяснение образовательного продукта учащимися (ушёл – шедший, в корне слова под ударением; в (какую?) туманную – туман + -н-; сейчас (обратимся к этимологическому словарю); вернусь – увёртка)

ПОВТОРЯЕМ, пользуясь алгоритмом, правописание прилагательных.

III. Работа в группах.

1 группа. Метод эвристического исследования.

Задание: Четвёртое лишнее. Из рядов слов выберите одно лишнее слово, объясните свой выбор, записав алгоритм рассуждения.

Слайд № 4


2 группа. Задание креативного типа (каждый получает карточку)

Кроссворд (англ.) – кросс – крест, ворд – слово, - заполнение перекрещивающихся клеточек, чтоб по горизонтали и вертикали получились заданные слова. Объяснить написание отгаданных слов.

По горизонтали.

1. Откидной головной убор, пришитый или пристёгнутый к вороту верхней одежды.

3. Очень тихий звук.

4. Чрезмерно строгий в поведении человек.

По вертикали.

1. Колючий садовый кустарник с кисло-сладкими крупными ягодами.

3. Очень тихий разговор.

4. Число, которое делится на два.

Для проверки кроссворд проецируется на экран.

За отведённое время вспомнить и записать названия растений с суффиксом –ин-,-ан-, -ян-. Объяснить написанное. Вариативное задание: Составить предложения или связный текст с данными сочетаниями. Например, куриная слепота, анютины глазки, мышиный горошек, львиный зев, петушиный гребешок..

IV. Демонстрация образовательного продукта. Обращаются к слайдам 2 и 3

V. Буквенный диктант.

- Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Представляю вам право выбора оружия.

- Превосходно,- ответил Пруст, - предпочитаю орфографию.

Проведём и мы с вами дуэль с взаимопроверкой. Учитель – секундант.

1. Деревянный. 2.Гусиный. 3. Телевизионный. 4. Кожаный. 5. Утренний. 6. Песцовый. 7. Вещевой. 8. Парчовый. 9. Ситцевый. 10.С врачом.

Взаимопроверка. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

нн н нн н нн о е о е о

VI Творческий диктант

Задание: в данный текст вставьте подходящие по смыслу прилагательные, выделите суффиксы.

Как изменился текст? Какова роль прилагательных? Озаглавить текст. Вспомните стихотворения об осени. Что такое эпитеты? Какова их роль в прочитанных вами стихотворениях?

Слайд № 5


Проверка образовательного продукта.

Спасибо за продуктивную работу!

Удовлетворены ли вы результатами сегодняшнего урока? Почему?

Удовлетворены ли вы результатами своей собственной работы? Почему?

Какая мысль урока вам кажется самой полезной?

Какой момент урока был, по-вашему, самым интересным? Почему?

Над какими вопросами по теме урока вам хотелось бы поработать?

VIII Домашнее задание на выбор:

2. Придумайте своё правило или алгоритм объяснения написания Н-НН в прилагательных. (Метод конструирования правил)

Читайте также: