Что такое штриховка в рисовании в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обучение детей штрихованию (из опыта работы).

Прежде всего, разработав проект работы по использованию штриховки в подготовительной группе детского сада, я познакомила с ним родителей, рассказала для чего это необходимо нашим детям и попросила их помочь мне в этой работе и прежде всего в приобретении необходимого материала. Таким образом были приобретены альбомы для каждого ребенка, линейки обычные и фигурные , лекала и простые карандаши.

На первом занятии мы с детьми договорились, что в этих альбомах можно будет делать рисунки только с помощью линеек и рисунки не закрашивать, а только штриховать. Линейками дети пользовались и раньше в свободной деятельности, но понятие штриховки для них было новым. Поэтому на первом занятии мы просто нарисовали дом с забором, то есть рисунок сам был легким, но большое внимание уделили штриховке. Правила штриховки запомнить не трудно, но нарушать их не разрешается, если хочешь, чтобы работа твоя получилась аккуратной, красивой. Штриховать следует только в заданном направлении, не заходить за контур рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами. Вначале многие дети не понимали, почему надо штриховать только сверху вниз или справа налево, но потом поняли, что иначе не видно предыдущий штрих, а, следовательно, расстояние между ними не будет одинаковым. Понимание этого очень важно, так как в нашей группе 15% детей, у которых ведущей рукой является левая и для них правила направления штриховки изменяются. Но когда дети поняли, что выбор направления штриховки не случаен и почему надо штриховать так, а не иначе, проблем с выбором направления штрихов больше не было.

Из опыта своей работы могу сказать, что штриховкой увлекаются сразу все дети, делают это с удовольствием и часто сами просят начертить рисунок, если что-то пропустили и не смогли нарисовать вместе со всеми. Но со всеми детьми я занималась штриховкой 2-3 раза в неделю, чтобы поддерживался постоянный интерес и не было перегрузки. От занятия к занятию можно было наблюдать, как меньше ломаются карандаши, уверенней становится рука у ребенка. В.А .Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее, поэтому с первых занятий для меня стало незыблемым правилом: если ребенок хочет что-то добавить в свой рисунок или изменить что-то в образце - это его полное право и эта инициатива мной всегда поощрялась.

На данном этапе штриховки мы с детьми стали пользоваться цветными карандашами, что способствовало новому витку поднятия творческого интереса у детей. По опыту работы я поняла, что на ранних этапах работы нельзя предлагать цветные карандаши, чтобы внимание детей не переключалось с основного: правильным способам штрихования, а когда правильное штрихование доходит почти до автоматизма, можно вносить цветные карандаши и рисунки детей заиграют новыми красками.

Таким образом совершенствовался мускульный аппарат детей и теперь можно вплотную подойти к упражнениям, благодаря которым обучение письму в первом классе не будет вызывать негативных эмоций. Мы начали штриховать рисунки элементами букв: волнистыми линиями, петельками, мелкими кружками. Этот метод позволяет не только эффективно тренировать пальцы, но в дальнейшем при обучении письму значительно облегчит работу по соединению букв. Каждый последующий этап в данной работе с детьми ,вносил что-то новое, интересное и раннее неизведанное детьми и, благодаря этому, интерес у детей к штриховке не пропадает в течение всего года, они гордятся своими альбомами, с радостью демонстрируют свои новые рисунки родителям и с удовольствием занимаются штриховкой по вечерам, самостоятельно придумывают новые композиции.

Хочется сказать и о том, что само рисование по линейке очень легко интегрируется с другими видами занимательной деятельности. Так очень удобно составлять схемы на занятиях логикой, конструированием, математикой, а чтение сказок вдохновляет детей на рисование и штрихование сказочных персонажей.

Подводя итог данной работы по обучению штриховке в подготовительной группе, хочется отметить, что благодаря этому методу, рука ребенка подготовлена к обучению письму . Дети овладевают подготовительным механизмом письма, а ,следовательно, психологическая нагрузка в процессе обучения письму будет снята, изнурительное обучение письму в первом классе станет интересным. Отслеживая успеваемость детей прошлого выпуска, занимавшихся штриховкой в детском саду, можно отметить, что трудностей с обучением письму дети не испытывали, процесс обучения протекал без психологических перегрузок, дети быстро научились писать красиво. А если ребенок в первом классе учится легко и с удовольствием, значит задача воспитателя подготовительной группы детского сада по подготовке ребенка к школе выполнена и ребенок приобрел знания и умения, обеспечивающие ему успешное обучение.

ЦЕЛЬ: ознакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения.

Образцы детских работ и различных видов штриховки, магнитные полоски-заменители, рисунок совы, карточка с нарисованными геометрическими фигурами, сова — печатка.

Каждому родителю: счетные палочки, листочки в крупную клетку, простой карандаш, цветные карандаши, альбомный лист с рисунком для штрихования.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Что такое письмо? Письмо — это способ передавать мысли, а красивое письмо — это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.

навыков изображения простых и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Что же такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность, и самое главное — это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Виды раскрашивания : (показать образцы штриховки)

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания. (показать рамки Монтессори и с изображением животных, птиц и т.д.)

Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

В какой последовательности надо проводить работу по штриховке?

Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции.

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. При первых выполнениях штриховки обязательно указывается ее направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка.

Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Таким образом развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т.е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами, альбомы для раскрашивания.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
  • Вырезание ножницами
  • Аппликация
  • Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
  • Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
  • Шнуровки (сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками)
  • Рисование, раскрашивание.
  • Графические упражнения.
  • Штриховка.
  • Рисование орнамента

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.

Знакомство с различными видами линий, штрихов происходит в игровой форме.

- Мы идем по широкой, уходящей вдаль. (дороге).

- На небе ярко светит. (солнце).

- Перед нами — острые вершины неприступных. (гор).

- Идем через густой лес. Тянут ветви к небу. (деревья).

- Вот вдали показалась крепостная. (стела).

Прямая линия, зигзаг

- Это — королевство Линии. Сейчас здесь зима. На улицах города пушистые снежные. (сугробы).

- Искрится на солнышке ледяная бахрома. (сосулек).

А вот замок. В нем много лестниц, залов и комнат.

- Мы войдем в самый большой и красивый зал. Здесь тихо. Никого не видно. Посмотрите, кто это дремлет на троне, свернувшись клубочком? (Показать карточку с изображением спирали.) Это же госпожа Линия! Вот она открыла глазки и выпрямилась. Как теперь Линия выглядит? Покажите. (Прямая.) Заволновалась Линия: кто потревожил ее покой? (Дети определяют ее характер: волнистая) Затем очень рассердилась и превратилась в… (зигзаг). Давайте попробуем успокоить госпожу Линию: нарисуем ее королевство, а в рисунке используем все известные виды линий.

В нашей работе нужна система, постепенность, увлеченность и знание.

Если плохо — то не надо!

Если делать — то с умом.

В каждом деле есть отрада,

А успех в тебе самом!

Практическая часть с родителями

  1. Дорисуйте предметы, заштриховав их по образцу, не забывая правила: штрихи не должны выходить за контур, должны быть параллельны и выполняться на одинаковом расстоянии друг от друга.
  1. Нарисуйте рисунок, используя все известные виды линий.

Правила рисования карандашом

  1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
  2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет с боку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести линию нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
  3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
  4. Предмет прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановкой на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
  5. Предметы округ пой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
  6. Закрашивая рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.
  7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
  8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


С графикой они друзья – точка, штрих и линия

План – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюс детьми подготовительной группы.


НОД в форме презентации "МИР ШТРИХОВ" Рисование

Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования "штрихом".


Удивительные штрихи.

Знакомство с техникой рисования штрихом.


Учить детей рисовать деревья, используя разные виды штрихов.

Развитие мелкой моторики. Учимся штриховать

Полезная информация для родителей. Как научить ребенка правильно выполнять штриховку.


Рисование штрихом. Рисуем животных

1. Что такое штрих? 2. Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, во.


"Как хорошо уметь штриховать"

На занятиях по ФЭМП, ознакомлению с грамотой я достаточно часто использую задания "штриховка". Эти графические задания развивают мелкую моторику, зрительное восприятие и внимание, помогут .

штриховка для дошкольников образцы распечатать

Во-первых, это хороший почерк в будущем у вашего ребенка, а также освоение написания письменных букв в 1 классе без особых мучений.

Содержание:

Как развивать мелкую моторику у детей?

Для этого существует много различных приёмов и способов. Вот некоторые из них:

В рамках же данной статьи я хочу более подробно остановиться на штриховке.

Штриховка — одно из самых полезных упражнений для детей, которое, кроме развития мелкой моторики руки, имеет много различных плюсов.

Штриховка для детей

Чем же полезна штриховка для детей?

  • укрепляет мышцы детской руки;
  • способствует концентрации внимания;
  • развивает умение ориентироваться на плоскости;
  • вырабатывает аккуратность, усидчивость;
  • учит регулировать нажим карандаша;
  • приучает ребёнка действовать по установленным правилам;
  • способствует развитию мышечной памяти;
  • закрепляет умение правильно держать карандаш, ручку;
  • способствует формированию красивого почерка.


Как правильно выполнять штриховку?

Необходимо знать некоторые правила:

  • штриховать в указанном направлении;
  • проводить линию следует строго определённой формы;
  • линии должны быть параллельны друг другу;
  • должно быть равное расстояние между линиями;
  • нельзя выходить за контур изображения;
  • альбом нельзя поворачивать.

Штриховка для детей 3-4 лет

Для малышей хорошо использовать различные готовые картинки, в которых нужно добавить некоторые элементы в виде штриховки.

штриховка для детей
штриховка для детей 3-4 лет
штриховка для детей 3-4 лет
штриховка для детей 3-4 лет
штриховка для детей 3-4 лет
штриховка для детей 3-4 лет
штриховка для детей 3-4 лет
штриховка для детей 3-4 лет

Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление , воображение, активизируются творческие способности.

Занятия штриховкой доставляют детям радость, развивают любознательность, делают их творчески раскованными.

Штриховка для детей 5-6 лет

Начиная с 5 лет можно уже выполнять настоящие серьезные упражнения по штриховке.

Что необходимо для штриховки?

  • альбом для рисования;
  • простой и цветные карандаши;
  • трафареты с геометрическими фигурами;
  • трафареты с фигурками животных и других различных предметов (желательно).

Я в своей работе для штриховки использую трафареты с геометрическими фигурами. Необходимо ребенка научить обводить фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы и образы. Это очень полезно не только для развития мелкой моторики, а также для формирования наглядно-образного мышления .

штриховка для детей

штриховка для детей

Первоначально, чтобы ребенку было понятно направление отрезка, т. е. откуда и куда надо рисовать, можно прорисовывать стрелки.

Первое время ребёнок будет очень напрягаться и уставать. Не забывайте давать ему отдых и делать физкультминутки.

штриховка для детей

Штриховка для 1 класса распечатать

штриховка для дошкольников

штриховка для дошкольников

штриховка для дошкольников

По мере практики, усложняйте виды штриховки и используйте разные трафареты. Дети с удовольствием заштриховывают буквы. Работа со штриховкой носит творческий характер, доставляет ребенку удовольствие. Занимаясь этим видом деятельности, дети изобретают, конструируют, фантазируют.

Занятия штриховкой требуют немало усилий, но, если вы не пожалейте времени и будете заниматься с ребёнком, то это даст в будущем очень хорошие результаты. Ваш ребёнок не только будет красиво писать, но и будет более внимательным и усидчивым.

Полезные статьи

Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.

Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успещной учёбы!

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!

Штриховка - один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Чем же полезна штриховка для детей?

укрепляет мышцы детской руки;

способствует концентрации внимания;

развивает умение ориентироваться на плоскости;

вырабатывает аккуратность, усидчивость;

учит регулировать нажим карандаша;

приучает ребёнка действовать по установленным правилам;

способствует развитию мышечной памяти;

закрепляет умение правильно держать карандаш, ручку;

способствует формированию красивого почерка.

Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, ломаными линиями и т. д. Важно следить за тем, чтобы штриховые линии были параллельны и не выходили за контур рисунка. Штриховку рисунков горизонтальными, вертикальными и наклонными линиями можно выполнять в разных направлениях: справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх.

Для малышей хорошо использовать различные готовые картинки, в которых нужно добавить некоторые элементы в виде штриховки. Занятия штриховкой доставляют детям радость, развивают любознательность, делают их творчески раскованными.

Читайте также: