План урока межличностные отношения 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Межличностные отношения 7 класс. Обществознание.." — Транскрипт:

1 Межличностные отношения 7 класс. Обществознание.

2 Межличностные отношения Отношения в малой группе, возникающие между хорошо знакомыми людьми в процессе их постоянного общения.

3 Закон межличностных отношений То, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе.

4 Основа межличностных отношений Восприятие себя и восприятие других. Взаимопонимание - принятие одним человеком точки зрения другого, его положения и его стиля общения.

5 Практическая работа 1.Найдите не менее 5 различий в отношениях между хорошо знакомыми и малознакомыми людьми. 2.Перечислите жесты, которые помогут выразить расположение к собеседнику в следующих ситуациях: 1)Встреча в школе 2)Встреча на вечеринке 3)Встреча в автобусе 4)Прощание после уроков 5)Прощание на вокзале.

6 Практическая работа 3.Подумайте над проблемой. В современном мире многие люди общаются через Интернет с теми, кого в реальной жизни ни разу не видели. Можно ли считать такое общение межличностным? Каковы его особенности? 4.Составьте памятку, что допустимо, а что нет в личном общении. Никогда _________________________________. Иногда _________________________________. Всегда _________________________________.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

урок 14 ОБШЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС

( по учебнику А.И. Кравченко)

Эпиграф урок «А как у вас с величием души?

Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя в поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?

( Б. Слуцкий )

- значение межличностных отношений и формирование личности подростка;

- противоречивость межличностных отношений на процесс социализации подростка.

- причины затруднений при выстраивании межличностных отношений среди подростков;

- законы выстраивания межличностных отношений;

- современные трактовки психологической науки о сущности межличностных отношений.

-давать характеристику межличностным отношениям;

-определять факторы, воздействующие на межличностные отношения подростков;

-высказывать суждения на обществоведческие темы;

-работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;

- осмысливать теоретический материал , решать познавательные и проблемные задания.

Планируемые образовательные результаты:

метапредметные:

Оптимизация межличностного общения учащихся

Формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия

Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме

предметные:

Ознакомление школьников с элементами психологического анализа ситуации, поведения человека в ней и составление характеристики личности

Повышение интереса подростков к чтению художественной литературы

Расширение знаний учащихся по использованию различных интернет - сервисов и получение навыков работы с сервисом WikiWall

Получение новых знаний и умений по работе с бумагой в технике оригами

личностные :

Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему

Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников

Развитие у подростков навыков саморефлексии и адекватной самооценки

Тип занятия : интегрированное занятие

Форма урока : урок-исследование.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, колонки, компьютеры для учащихся с доступом в интернет, пакет документов к уроку
Используемые ЦОР:

Анкета по выявлению уровня взаимоотношений в классе

Презентация "Фильм о фильме "Чучело"

Слайд "Схема составления портрета героя"

Видео отрывок из фильма Р.Быкова "Чучело"

Просмотр фильма Р. Быкова "Чучело".

Анкетирование учащихся по вопросам межличностного взаимодействия в классе (цель: выявить представления учащихся о своем классе, возможных проблемах взаимодействия с одноклассниками, а также определить актуальность и целесообразность проведения коррекции в данном классе).По результатам анкетирования обнаружилось наличие таких проблем, как: отверженность, игнорирование подростков сверстниками, конфликтность класса, разрозненность )

Технологическая карта занятия:

Этап занятия, его содержание

Задачи этапа

Ожидаемые результаты

I этап. Начало занятия (5 минут)

Чтение притчи, анализ предварительного анкетирования

Мотивация, анализ предварительного анкетирования

на экране выведен эпиграф к занятию

Концентрация внимания учащихся за счет активизации зрительного восприятия

Эмоциональный настрой на занятие. Быстрая включенность в деятельность

Чтение стихотворения Б.Слуцкого "Величие души"

Стимуляция интереса учащихся и обеспечение принятия ими цели деятельности

Мотивационная готовность к занятию. Понимание актуальности обсуждаемой темы.

II . Основной этап. Изучение нового материала(30 мин)

Презентация "Фильм о фильме" с комментариями учителя

Просмотр видеоролика из фильма Р.Быкова "Чучело"

Введение учащихся в сюжетную ситуацию, понимание ее неадекватности, а также "вклад" каждого героя в организацию проблемных отношений в классе

Понимание подростками сути проблемы, особенностей поведения каждого их героев по отношению к новой однокласснице и друг к другу

Упражнение "Портрет героя фильма" :

Деление учащихся на 6 групп

Работа в мини-группах: составление портрета героя по схеме

Выступление с результатами

Установление осознанности материала, выявление неверных представлений и их коррекция

Обучение приемам анализа личности и ее деятельности: в частности, учим анализировать черты характера и негативные поведенческие реакции, как окружающих, так и свои

Актуализация знаний детей о возможных способах решения конфликтных ситуаций

Самостоятельное выполнение задания; активная и продуктивная деятельность, требующая применения знаний в знакомой и изменённой ситуации;

Видение подростками ошибок каждого героя в отношении преследуемой одноклассницы и определение правильных форм отношения к другому человеку с помощью выделенных самими детьми СОВЕТОВ ГЕРОЯМ.

Это все служит определенными мерами психологической реабилитации игнорируемых и отверженных детей в классе.

Упражнение "Однажды в автобусе"

Cнятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики.

Сброс накопившейся усталости.

Разрядка негативных эмоций.

Коллективное взаимодействие учащихся

Методика "Правила общения в классе".

Мини-беседа, на выявление проблем класса и подведения учащихся к выводу о целесообразности применения правил

- расшифровка правил общения в предложенной мозаике из слов
-вывод варианта ответа на страницу вики - газеты "Мы вместе!"

-предложение учащимися своих правил общения в классе

Уточнение наличия проблем взаимодействия в классе, осознание их подростками и активизация понимания учащимися необходимости общаться, соблюдая определенные правила.

Закрепление у учащихся желания общаться в классе по другому сценарию, отличному от рассмотренного на занятии сценария произведения "Чучело"

Профилактика нарушений общения

Коррекция взаимоотношений школьников.

Выработка подростками собственных правил регуляции взаимодействия в классе.

Понимание учащимися принципов и приемов саморегуляции и сотрудничества.

Устранение барьеров в общении.

Сплоченность учащихся в групповой работе

Изготовление символа - поддержки "Сердечко"

Вывод на экран инструкционной карты

Изготовление сувенира"Сердечко" в технике оригами

Добавление к сувениру подписей в виде комплимента, пожелания.

Актуализация стремления учащегося позитивно относиться к сверстнику

Закрепление положительного отношения к одноклассникам.

Стимуляция нравственнох качеств-толерантности(желания быть терпимее, добрее), эмпатии (уметь представить ощущения другого человека от совершенного тобой положительного поступка)

III. Заключительный этап. Итоги. окончание урока (8 минут)

Упражнение на рефлексию: "Сегодня на занятии я. "

Создание атмосферы доверия и понимания в группе

Рефлексия своего отношения к результатам занятия

Развитие навыков саморефлексии и самооценки.

Анализ внутреннего состояния и отношения подростка к проведенному мероприятию

Вручение друг другу сувениров "Сердечко"

Активизация позитивных эмоций.

Закрепление желания активно общаться со сверстниками в новой, оптимальной форме.

Эмоциональная раскрепощенность учащихся, положительные эмоции от процесса дарения и принятия одноклассником подарка.

Создание атмосферы дружелюбия и открытого взаимодействия

Домашнее задание(2 мин)

Объяснение дом. задания

Дифференцированное выполнение задания по вопросам

Ход занятия:
I. Начало занятия. Эмоциональный и мотивационный настрой на предстоящую деятельность.

Один мула хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся по пути пастуху он показал указательный палец. Пастух аналогично показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.

Спутники решили узнать , так ли действительно все понял пастух .Пастух отвечал:

- Он мне показал палец и я подумал ,что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что тоже дам ему по голове кулаком. Я его прекрасно понял.

Вопросы классу:

Какое отношение она имеет к нашему уроку?

Выслушиваются мнения учеников.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

Анализ предварительного анкетирования.

По результатам анкетирования в 7 кл. обнаружилось наличие таких проблем, как: отверженность, игнорирование подростков сверстниками, конфликтность класса, разрозненность. Эта проблема, которую нужно решать сообща. Нужно строить межличностные отношения.

Педагог на экране размещает Поэтический калейдоскоп "Эпиграф" (отрывок из стихотворения Бориса Слуцкого)

А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?

Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там, в отношенье благородства?

А как там с доблестью, геройством,
славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
угнетен ли слабый?
Прошу ответ.

Сегодня мы поговорим, подумаем с Вами о каждом из нас, о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить- А КАК У НАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ? Мне хотелось бы начать разговор с беседы о фильме "Чучело", недавно просмотренном вами. Для этого давайте вспомним сам фильм и его главных героев.

1. Презентация "Фильм о фильме"Чучело" , включающая в себя краткое описание сюжета фильма и акцент на характеристику

Презентация завершается показом видеоролика - отрывка из фильма , в котором четко прослеживается характерные черты всех участников. Кроме того, представляемый отрывок позволит подростком увидеть со стороны и несколько даже прочувствовать "момент травли", осознать, насколько это тяжело противостоять одному против всего класса.

Примечание: Очень важно в этой части урока не проводить никаких заключительных бесед-обсуждений всего происходящего в фильме, с учащимися. Потому как данный этап носит исключительно ознакомительный характер и подготавливает подростков к следующему этапу-обсуждению, то есть к рефлексии увиденного в презентации и видеоролике.

2.Упражнение в мини-группах "Портрет героя фильма"
Подростки делятся (по желанию) на группы (по количеству рассматриваемых героев - групп 6). Каждой из групп дается задание по составлению "портрета" того или иного героя фильма (предлагает педагог). Портрет составляется по следующей схеме :

1. описание внешности и характера героя;

2.роль героя в классе;

3.Стиль его поведения с одноклассниками и с Леной Бессольцевой;

4.Негативные последствия такого поведения для окружающих и его самого;

5.Помощь. совет герою, с целью улучшения его развития, как личности

После составления портрета-характеристики, каждая группа выносит свой портрет на обсуждение в классе. Созданный портрет корректируется, дополняется участниками других групп.

Примечание: В данном задании дети составляют портретные характеристики 6 персонажей: Железной Кнопки, Васильева, Лохматого, Вальки, Димы Сомова, Шмаковой. Очень важно не делать явного акцента на главной героине. Образ Лены Бессольцевой рассматривается в моменты обсуждения отношения к ней каждого из перечисленных персонажей. Это делается с целью предупреждения негативных чувств и избегания психологически некомфортных ситуаций для отвергаемого подростка, присутствующего на занятии.

Ценность представленного упражнения в том, что в процессе его выполнения дети через примеры поступков и поведения персонажей фильма "ЧУЧЕЛО" учатся анализировать поведение своих одноклассников, свое поведение, а также видят негативную оценку одноклассниками таких проявлений. Таким образом, рассматриваемое задание выстроено по принципу "параллельного действия" А.С.Макаренко. В его основе - воздействие на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив.

Также в предыдущих 2х упражнениях происходит обучение игнорируемых и отвергаемых детей адекватному поведению в среде сверстников. Это происходит непосредственно через понимание ошибок собственного поведения (заискивания, терпение издевок, насмешек сверстников) и вырабатываемые самими детьми советами для героини Л.Бессольцевой.

3.Двигательная разминка


Упражнение: "Однажды в автобусе". Цель: снятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики. Ведущий делит участников на 2 группы и просит стать их в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и внутренний круги.

"Внутренний круг - это "билетики", а наружный - "пассажиры". Каждый пассажир имеет только свой билетик, стоящий напротив него. В центре стоит "заяц" - безбилетник". По команде "поехали" круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде "Контролер!" пассажиры начинают искать свои билетики, а "заяц" имеет право поймать любой "билетик". Пассажир, оставшийся без билетика, становится "зайцем".


4.Методика "Правила общения в нашем классе"

Педагог зачитывает учащимся фразу одной из героинь фильма: "Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!" .Подводим детей к пониманию того, что классы, в которых такое происходит, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои..

Подросткам задается вопрос: "Что же нужно сделать, чтобы класс не превратился в такой "зверинец" и чтобы после окончания школы , став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим одноклассникам?". Учащимися даются ответы, педагог обобщает: "Чтобы класс был вашей опорой, защитой, нужно научиться правильно общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью вами же составленных "Правил КЛАССного общения". Далее учащимся предоставляются готовые, но зашифрованные, например, ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ ДРУГ с ДРУГОМ в ( размещают на классной доске)

Эта методика предоставляет возможность подросткам работать совместно, что повышает их групповую сплоченность и сотрудничество.

Для отвергаемых и игнорируемых детей польза данного задания в получении нового, положительного опыта взаимодействия с одноклассниками.


Педагог предлагает учащимся изготовить маленький подарочек - бумажное сердечко соседу по парте. На экран выводится схема изготовления сердечка-оригами

Примечание: педагог предлагает учащимся добавить к сувениру надпись с комплиментом или пожеланием однокласснику. Предложение не является обязательным для выполнения и его результаты (добавление или НЕ добавление надписи) служат своеобразным показателем отношения учащегося к одноклассникам.

III.Окончание занятия. Итоги.

1. Упражнение на рефлексию: "Сегодня на занятии я. "

Учащиеся высказывают свое мнение о занятии, свое отношение к происходившему, акцентирует свое внимание на наиболее понравившихся моментах и анализирует свое эмоциональное состояние после проведенного мероприятия.
Педагог благодарит подростков за активность на занятии, за выражение своих мыслей, высказывание своей точки зрения, понимание проблемы и желание ее изменить.:

2.Вручение подарка однокласснику .

Учащимся предлагается обменяться изготовленными бумажными сердечками - комплиментами, включается песня "Мальчишки-девчонки"

Домашнее задание:

1 Выучить п.12

2.Выполнить разноуровневые задания:

Для слабых учеников: ответьте на вопрос: как влияют на подростка отношения в семье?

Для средних учеников : ответьте на вопрос: по какому признаку подросток выбирает себе друзей? Попробуйте доказать свое мнение.

Для сильных учеников : обсудите и выскажите свое мнение по вопросу: « Могут ли дружить и понимать друг друга непохожие люди? Свое мнение аргументируйте.

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме:

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме: "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме:

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме: "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме:

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме: "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме:

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме: "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме:

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме: "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме:

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме: "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме:

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

атмосферу могут и иные иллюстрации (портреты работы известных мастеров, изображения лиц, одухотворённых любовью, сцены дружеского общения и т. п.).

План изучения нового материала

1. Что такое межличностные отношения.

2. Чувства — основа межличностных отношений.

3. Виды межличностных отношений.

Урок может быть проведён в различных методических вариантах.

В процессе работы с материалами учебника важно обратить внимание учащихся на выделенные слова — понятия и термины, связанные с данной темой.

При изучении первого пункта плана важно, чтобы учащиеся усвоили, что межличностные отношения характеризуют взаимосвязи между личностями, вступающими в непосредственный контакт. Взаимность и непосредственный характер — важные отличительные черты этого вида отношений в обществе.

Иллюстрации и примеры в тексте помогут лучше уяснить значение непосредственного взаимного контакта для успеха межличностных отношений.

пониманием чувств юного влюблённого, — уместное завершение данной части урока. Возможный вариант — учитель сам читает эти стихи.

При изучении темы возможна организация и групповой работы, связанная с выполнением учащимися опережающих заданий.

Этот вариант организации занятия уместен, если есть возможность провести спаренный урок. Тогда первый час может быть посвящён работе в группах, а второй — представлению и обсуждению результатов.

Группы могут быть образованы на основе личных предпочтений самих семиклассников.

Предварительные задания группам (выполняются всеми группами в обязательном порядке):

Задание, выполняемое группами по желанию: придумать для своей команды название, девиз и эмблему.

Цели игры: отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах; нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый участник группы, что усиливает чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развивается наблюдательность и имеется возможность творческого самовыражения.

Каждой группе понадобятся большой лист бумаги и фломастеры.

Инструкция сообщается учителем устно и раздаётся на карточках каждой группе.

Вы должны сообща нарисовать картину, в которой будут изображены все участники команды. Свой портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Придумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет жанр и сюжет вашей картины. Подумайте, как вы будете представлять свою работу зрителям? Какие пояснения вы будете давать при этом?

На выполнение задания даётся 15 минут. Затем по очереди (по жребию) каждая группа представляет свою работу. На представление результата каждой группе даётся 3 минуты.

Анализ игры (вопросы также представляются учащимся вместе с инструкцией, отвечает на них тот, кто представляет работу группы):

— Кому ты доверил нарисовать твой портрет?

— Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?

— Кто выбрал тебя художником?

— Как ты пришёл к решению, что и как нарисовать?

— Ты доволен своим портретом?

— Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами?

— Насколько ты доволен тем портретом, который нарисовал ты сам?

После выступления всех групп проводится итоговое голосование. Для этого необходимо приготовить и раздать каждому ученику небольшие листочки бумаги — для каждой группы листочки своего цвета. Задание: на листочках напиши, сколько баллов по 10-балльной системе ты поставишь каждой группе.

Ещё одна игра-упражнение на скорость по определению лидера среди знатоков чувств может быть проведена в парах: каждой паре необходимо за отведённое время назвать (записать) как можно больше слов, обозначающих чувства. Подсчёт результатов проводится в конце первого урока.

Затем группам предлагаются задания (могут быть заготовлены карточки в конвертах для каждой группы), которые выполняются письменно на общих листах. От каждой группы учитель в конце второго часа занятий получает один лист отчёта, на котором подписано, кто именно выполнял каждое задание. Заданий должно быть столько, сколько учеников в группе.

Задания группам на урок:

2. Расположить в две колонки (положительные, отрицательные) чувства, перечисленные на с. 10 учебника,

3. Объяснить значение слов: симпатия, антипатия, стереотип. Придумать и нарисовать символическую эмблему к словам симпатия и антипатия.

5. Выполнить задание к рисунку на с. 17 учебника, пояснив свой ответ.

Проверка отчётных листов позволит учителю не только оценить работу каждого, но и составить представление о межличностных отношениях в классе. Следующий урок можно начать с анализа отчётов и объявления оценок за него.

Домашнее задание к уроку: § 1, вопросы и задания, оставшиеся после выполнения части из них на самом уроке.

Читайте также: