Анализ авторских программ и учебников по предметам начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

В конце XX века в образовании официально произошла смена приоритетов.

До этого школа должна была давать знания, так как учитель был единственным носителем знаний.

Со временем учитель перестал быть единственным носителем знаний, источником знаний. (К примеру: в 50–60 годах XX века появился Интернет.)

  1. Информационная революция.
  2. Более частое обновление и увеличение роста знаний.
  3. Педагогическая причина: изменились дети, так как изменился мир. У детей появляется выбор.

Итак, главной целью образования стало развитие личности ученика.

  • Развитие – это не количество знания, а умение его применять.
  • Развитие – это не количество знания, а умение его добывать.
  • Развитие – это не наличие знания, а умение определить своё незнание. (Проблемное обучение.)

Знания, умения, навыки становятся средством и результатом учебного процесса, а не целью.

Всвязи с вышесказанным появилось много разнообразных программ и модулей обучения в начальной школе, которые призваны, прежде всего, сформировать у ребёнка желание и умение с удовольствием учиться. Учителя, работающие по разным программам, ведут детей к этой цели разными путями. Какой маршрут обучения выбрать – решать родителям. Важно, чтобы программа максимально отвечала потребностям и возможностям ребёнка.

  • “Школа России” – традиционная программа.
  • “Школа 2100” – образовательная система с развивающим содержанием.
  • Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

По системе развивающего обучения занимаются 18 учащихся, по традиционной программе “Школа России” – 47 учащихся, по образовательнай системе с развивающим содержанием “Школа 2100” – 55 учащихся.

Все эти программы – это целостные модели, в состав которых входят как средства обучения для учащихся: учебники, рабочие тетради и т. д., так и пособия для учителей: книги, методические рекомендации, поурочное планирование и др.

Попробуем разобраться, в чём сходство и отличительные черты используемых нашими учителями программ начального образования.

“Школа 2100”

По образовательной системе с развивающим содержанием “Школа 2100” в нашей гимназии работают три учителя: Буткевич О.В., Свиридова Н.Н., Малыхина Е.С.

“Школа 2100” эффективна для детей, у которых уровень обученности зависит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта N и выше N, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, его контентрацию, развитый фонематический слух и богатый активный словарный запас, сформированность техники чтения, особенно на уровне понимания прочитанного.

Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному образования рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей.

Учебно-методический комплект по математике (автор Петерсон Л.Г.) рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим логическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков – символических средств; умеющим абстрагироваться, с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. Не смотря на то, что учебный материал дифференцирован по степени сложности.

Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик.

Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи.

“Школа России”

По традиционной программе “Школа России” в нашей гимназии работают три учителя: Нечаева В.Е., Шипилова Г.В., Максименкова В.Н.

В основе данной программы лежат личностно – ориентированный и проблемно – поисковый подходы. Модуль “Школа России” предполагает в первую очередь воспитание граждан – гражданское образование.

Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка.

Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

По программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова работает Дорошенко П.М..

Большинство учителей, выбравших данную систему, отмечает, что программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова достаточна сложна. Система предполагает использование разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. Основное положение программы: „Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения.“ В программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета – решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях. Позиция учителя – деловой партнёр активно сотрудничающий с учащимися в процессе решения учебных задач.

Так что же выбрать?

Первый ориентир при выборе программы для будущего первоклассника – это здоровье. Интенсивное обучение требует огромных затрат времени и сил ребёнка. Следовательно, хорошее здоровье – необходимое условие при выборе программы повышенной сложности, предполагающей высокий темп обучения.

Важным в данном случае является и уровень интеллектуальной готовности ребёнка. Ребёнку с низким уровнем готовности будет достаточно трудно учиться по системе “Школа 2100”, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

По мнению наших учителей лучший результат дают программы “Школа – 2100” и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова при условии достаточно высокого уровня интеллектуальной готовности детей к школе.

В начальной школе закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребёнок получает первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учёбе. Потому так важно выбрать образовательную траекторию, ту программу, по которой будет учиться ребёнок в начальной школе.




Приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:

- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.

- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.

- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.

- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Обучение грамоте и чтению.

Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А.

- Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

- Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.

- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.

- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.

- Технология. Автор Лутцева Е.А.

- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.

Цель программы – полноценное идивидуальное развитие ребенка и его обучение.

В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Отличительной особенностью программы можно считать систему педагогической диагностики с 1 по 4 класс, которая позволяет определять готовность конкретного ученика к обучению, основательность усвоения материала. Следующая особенность "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.

Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили. - Русский язык.

Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

- Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

- Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Информатика (1-4 класс). Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И.

Информатика и ИКТ (3-4 класс). Автор: Горячев А.В.

- Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В.

- Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.

- Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

- Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.

- Физическая культура. Автор: Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.

- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.

Научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность .

- Преемственность . Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.

Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.

- Литературное чтение. Автор: Кубасова О.В..

- Математика. Автор: Истомина Н.Б.

- Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С.

- Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д.

- Основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 классы). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.

- Технология. Автор: Конышева Н.М.

- Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.

- Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

- Физическая культура. Авторы: Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И.

- Французский язык (2-4 классы). Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.

Цель программы – многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребенком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить ее, способность самоконтроля и самооценки.

Основные принципы построения программы:

- гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и

-творческая активность личности.

"Перспективная начальная школа"

Математика Авторы: А.Л. Чепин, Р.Г. Чуракова.

Обучение грамоте. Письмо. Авторы: Н.Г. Агаркова, Н.М. Лаврова.

Систематический курс русского языка. Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Бойкова, Н.М. Лаврова.

Авторы: Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Принцип непрерывного общего развития каждого обучаемого.

Принцип целостности картины мира.

Принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Принципы прочности и наглядности.

Принцип практической направленности.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья.

К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всём УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное её использование.

УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя.

Каждое методическое пособие состоит из двух частей.

Первая часть – теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации.

"Классическая начальная школа"

Основные принципы построения учебных предметов: каждый ребенок должен быть успешен, включен в активную учебно-познавательную деятельность, учится мыслить творчески и самостоятельно, уважать себя и окружающих, учиться понимать другого.

- Обучение грамоте и чтению.

Букварь. Автор: Андрианова Т.М.

- Русский язык. Авторы: Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс); Желтовская Л.Я. (2-4 класс)

- Литературное чтение. Автор: Кац Э.Э.

- Математика. Авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

- Окружающий мир. Авторы: Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс); Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)

- Английский язык (2-4 класс). Авторы: Горячева Н.Ю., Ларькина С.В., Насоновская Е.В.

- Музыка. Автор: Бакланова Т.И.

- Изобразительное искусство (1-2 класс). Авторы: Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

- Технология (1 класс). Авторы: Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развитию речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования реевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2

с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3

с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3

С. 51, у. 4 (3)

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1

с. 130, у. 2, с. 141, у. 1

с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)

Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0

Упражнение на замену многозначных слов синонимами С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4

с. 54, у. 1, с. 55,у. 4

с. 97, упр. 6 (4) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)

Упражнения на нахождение омонимов

С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)

Упражнения на определение омографов

С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)

Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 9 40 10 8 67

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;

С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0

Упражнение на замену многозначных слов омонимами 0 с. 42,у. 71 (1) 0 0

Упражнения на определение лексического значения омонимов С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)

Упражнения на определение омографов С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0

Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0 0 0 0

Итого 13 20 18 29 80

Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой

Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составленрие предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.

Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.

Упражнение на определение лексического значения многозначного слова 16 18

Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17

Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15

Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2

Упражнение на замену многозначных слов синонимами 5 1

Упражнения на определение лексического значения омонимов 5 11

Упражнения на нахождение омонимов 4 5

Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания 4 3

Упражнения на определение омографов 7 5

Упражнение на составление предложений с омонимами 2 3

Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов 0 0

Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого

Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48

Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28

Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76

Сравнительная таблица толковых словариков

Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.

Прощай, начальная школа! Видео

Прощай, начальная школа! Видео Отзвенели последние звонки и наступили долгожданные каникулы. Мои ученики успешно перешли в пятый класс и только я оставлена на повторный.


АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в культурно-нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других. В своих исследованиях они обращаются к формированию ккультурно-нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе.

Наиболее интересными в плане возможностей культурно-нравственного развития школьников, на наш взгляд, выступают следующие:

Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовности помогать другому.

Читая и думая над содержанием произведений, включённых в данный учебник, дети выходят на первоначальные представления о таких нравственных понятиях, как долг, взаимопомощь, сострадание, забота. Задача учителя - так организовать работу над текстом, чтобы, сопереживая героям произведений, читая стихи, дети испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного текста: волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.

Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.

Цель курса - воспитание эстетически развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция М.М. Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.

Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя. Среди них названы:

открыть ученикам существование позиций;

предоставить возможность практически действовать в них;

оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции.

Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми. Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал.

Разрабатывая программу по литературе, автор высказывает ряд достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:

дает детям литературное образование на более ранней ступени обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;

своевременно приобщает учащихся к литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; формирует эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;

ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной системе получения образования.

Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле.

Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) - следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.

Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают предания, легенды.

Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.

Наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей. Курс литературы в начальной школе (2-4 классы) строится на одной методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах, обеспечивая непрерывность литературного образования.

Среди книг по основам нравственности выделяются религиозные издания: пересказы книг, почитаемых священными, житийная (о жизни святых), вероучительная (о законах вероисповедания) и духовная литература (об образе жизни и образе мыслей верующего).

Одним из основных произведений является Библия - Слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия.

Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, А. Милна, А. Линдгрен, стихи Д. Родари и др.

Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать умение использовать книгу для организации праздников, викторин, концертов.

Цель обучения представляет собой формирование навыков чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей.

Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в системе классической начальной школы и дает возможность учителю общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного процесса, сделав его подлинно творческим.

Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития читательских умений и навыков.

Методы обучения, применяемые при изучении курса:- эмоционально-понятийный;- объяснительное чтение;- литературное чтение;- воспитательное чтение;- чтение-рассматривание;- творческое чтение.

Для организации обучения автором определена система уроков различных типов, сочетание которых определяется уровнем читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них навыка чтения.

Таким образом, рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и культурно-нравственного развития детей. Их объединяет обширный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.

Список литературы:

1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 257 с.

2.Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4

Читайте также: