Что объединяет в себе профессиональная перспектива кратко

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия— повысить готовность оптантов осознанно выстраивать перспективы профессиональной деятельности.

Задачи:

сформировать знания о ЛПП;

— ознакомиться с методикой построения перспективы бу­дущей профессиональной деятельности;

— сформировать умения построения и коррекции ЛПП.

Введение в проблему

Общепринятое положение о том, что обращенность в бу­дущее является главной чертой оптанта юношеского возрас­та, не означает, что это возрастное новообразование форми­руется само собой. Напротив, учащиеся подросткового и юношеского возраста испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перс­пектив. Поэтому задача психологической помощи состоит в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив.

Перспектива будущей профессиональной деятельности является ментальной проекцией мотивационной сферы че­ловека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, связан­ные с более или менее отдаленным будущим. ЛПП формиру­ется через интериоризацию ценностных установок родите­лей, их ожиданий в отношении собственного ребенка, через усвоение обшекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировав­шись таким образом, ЛПП приобретает собственную побу­дительную силу, оказывая мощное обратное влияние на раз­витие личности человека.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессио­нальное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внут­ренней готовности к осознанному и самостоятельному пред­ставлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, разви­вающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной дея­тельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойст­ва), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.

Освоению практически полезных навыков планирова­ния, соотнесения ближней и дальней перспектив будущей профессиональной деятельности может способствовать раз­работанная Н. С. Пряжниковым схема построения личной профессиональной перспективы [79].

Методика представляет из себя открытый опросник, ис­пользуемый для обобщенной и целостной оценки (и само­оценки) перспектив профессионального и личностного раз­вития.

Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с группой. Вся методика занимает обыч­но около 30 мин. Общая процедура проведения опросника следующая.

Учащимся предлагается взять чистые с двух сторон листоч­ки и подписать в верхней правой части: Ф. И. О., группа, дата.

Ведущий по порядку зачитывает вопросы, а учащиеся кратко отвечают на них.

Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанных подростками из других групп. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале. Учащиеся вместе с психологом оценива­ют ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учат­ся оценивать самих себя.

Наконец, психолог предлагает учащимся против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.

Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:

1) например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы и сравнить свои оценки с самооценками учащихся;

3) наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно поставить оценки психолога и самооценки учащихся. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказать­ся так, что сам психолог по настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о постро­ении жизненных перспектив и личностного развития дан­ного учащегося.

Перечень вопросов для опросника

по построению ЛПП

  1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
  3. Когда в России жизнь станет лучше?
  4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а Вы за 1 минуту должны будете написать как мож­но больше профессий, начинающихся с этой буквы.
  5. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву). После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс — у кого таких профессий окажется больше (по опыту ис­пользования опросника больше 17 профессий — это со­всем неплохо!).
  6. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
  7. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20—30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с други­ми, непрофессиональными, но важными для Вас пожела­ниями (досуговыми, личными, семейными), нет ли про­тиворечия мечты с этими желаниями?
  8. Выделите основные 5—7 этапов на пути к Вашей профес­сиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т. д.).
  9. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заве­дение, где Вы собираетесь приобрести эту профессию.
  10. Отдельно для профессии и для учебного заведения напи­шите потри самых неприятных момента, связанных с ра­ботой по данной профессии и с учебой в соответствую­щем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать.
  11. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невниматель­ны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т. д.
  12. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
  13. Кто и что может помешать Вам в реализации Ваших про­фессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
  14. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятст­вия?
  15. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неу­дачи по основному варианту?
  16. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что Вы делаете, кроме хорошей учебы в школе.

Цель занятия— повысить готовность оптантов осознанно выстраивать перспективы профессиональной деятельности.

Задачи:

сформировать знания о ЛПП;

— ознакомиться с методикой построения перспективы бу­дущей профессиональной деятельности;

— сформировать умения построения и коррекции ЛПП.

Введение в проблему

Общепринятое положение о том, что обращенность в бу­дущее является главной чертой оптанта юношеского возрас­та, не означает, что это возрастное новообразование форми­руется само собой. Напротив, учащиеся подросткового и юношеского возраста испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перс­пектив. Поэтому задача психологической помощи состоит в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив.

Перспектива будущей профессиональной деятельности является ментальной проекцией мотивационной сферы че­ловека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, связан­ные с более или менее отдаленным будущим. ЛПП формиру­ется через интериоризацию ценностных установок родите­лей, их ожиданий в отношении собственного ребенка, через усвоение обшекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировав­шись таким образом, ЛПП приобретает собственную побу­дительную силу, оказывая мощное обратное влияние на раз­витие личности человека.

Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессио­нальное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внут­ренней готовности к осознанному и самостоятельному пред­ставлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, разви­вающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной дея­тельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойст­ва), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.

Освоению практически полезных навыков планирова­ния, соотнесения ближней и дальней перспектив будущей профессиональной деятельности может способствовать раз­работанная Н. С. Пряжниковым схема построения личной профессиональной перспективы [79].

Методика представляет из себя открытый опросник, ис­пользуемый для обобщенной и целостной оценки (и само­оценки) перспектив профессионального и личностного раз­вития.

Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с группой. Вся методика занимает обыч­но около 30 мин. Общая процедура проведения опросника следующая.

Учащимся предлагается взять чистые с двух сторон листоч­ки и подписать в верхней правой части: Ф. И. О., группа, дата.

Ведущий по порядку зачитывает вопросы, а учащиеся кратко отвечают на них.

Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанных подростками из других групп. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале. Учащиеся вместе с психологом оценива­ют ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учат­ся оценивать самих себя.

Наконец, психолог предлагает учащимся против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.

Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:

1) например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы и сравнить свои оценки с самооценками учащихся;

3) наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно поставить оценки психолога и самооценки учащихся. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказать­ся так, что сам психолог по настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о постро­ении жизненных перспектив и личностного развития дан­ного учащегося.

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета… В ходе обучения могут быть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики. Различных спецку4рсов и т.п. По окончании – выбор места работы. Таким образом, вся карьера – это чередующиеся выборы. Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя конечно, лучше поменьше делать таких неудачных выборов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже – профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Ниже представлены основные варианты планирования профессионального развития:

2. Реалистический вариант. Здесь человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь боле интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает в себе более интересные возможности. И тогда возможны другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.




1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

4.Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые – прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т.п.). И общаться с такими людьми достаточно сложно. Поэтому в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Надо помнить, что далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии, даже в среде ученых.

5.Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолог школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.

8.Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, - отмечает Е.А.Климов. Но явный не учет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится сильно расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящем удовлетворение и счастье человеку.

9.Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости может вызвать у неподготовленного человека не только нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.

10.Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться не удачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале – систематическая профориентации оная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.

К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей:

11.В поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Дело в том, что не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.

12.Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в платном консультировании, чтобы как-то оправдать высокие гонорары, консультант строит свои взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции (очаровывает его и навязывает свои выборы или забалтывает его красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует его с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам (в том числе, и к частнопрактикующим), но по возможности, следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное – понимать, что ответственность за выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.

Контрольные вопросы к Главе 1:

1.Каковы психологические причины возникновения профориентации как особого научно-практического направления в начале Х1Х века в странах или Западной Европы и Северной Америки?

2.Что важнее для полноценного профессионального самоопределения, нахождение смысла в выбираемой профессии или нахождение смысла в самом поиске смысла? Почему?

4.Какую роль в формировании образа профессионального и жизненного успеха играют современные средства массовой информации?

5.Должен ли психолог-профконсультант рассматривать сомнительные варианты планирования карьеры (криминальные или предполагающие сильные унижения при совершении карьерных шагов)?

Профессиональный выбор ориентирован на ближайшую перспективу. Например, выбор конкретного профессионального учебного заведения. Далее может быть выбор (уточнение) специальности, кафедры, факультета… В ходе обучения могут быть и другие выборы: научного руководителя, места производственной практики. Различных спецку4рсов и т.п. По окончании – выбор места работы. Таким образом, вся карьера – это чередующиеся выборы. Следовательно, нельзя утверждать, что неудачный выбор профессии сделает неудачной и всю жизнь. Даже неудачный выбор можно во многом подкорректировать другими (последующими) выборами. Хотя конечно, лучше поменьше делать таких неудачных выборов.

И в основе профессиональных перспектив, и в основе профессиональных планов, и даже – профессиональных выборов лежат ценностно-смысловые ориентации данного человека. Каждый раз он как бы задает себе вопрос: а позволит ли данный выбор, план или перспектива прийти к желаемому образу жизни, к успеху?

Ниже представлены основные варианты планирования профессионального развития:

2. Реалистический вариант. Здесь человек, наоборот, не ставит перед собой сложные цели, а больше учитывает свои реальные возможности и как бы подбирает профессиональные цели под эти возможности. Обычно такие скромные цели человек достигает, хотя нередко и сожалеет о том, что даже не попробовал достичь боле интересные и сложные цели. Иногда бывает и так, что человек, уже начав реализовывать такие планы, обнаруживает в себе более интересные возможности. И тогда возможны другие, более сложные выбор и планы, т.е. вполне допустима корректировка планов.

1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры

4.Перенос отношения с человека – представителя той или иной профессии – на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый – прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые – прекрасные люди. Хотя известно, что часто в творческих профессиях работают люди с очень непростыми характерами, что нередко порождает непростые взаимоотношения в трудовых коллективах (зависть, склоки, откровенную травлю наиболее творческих работников и т.п.). И общаться с такими людьми достаточно сложно. Поэтому в дальнейшем могут возникнуть сильные разочарования. Надо помнить, что далеко не всегда сама профессия собирает в свои ряды наилучших людей. А прекрасные (умные, порядочные) люди есть в каждой профессии, даже в среде ученых.

5.Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии геолог школьника может привлечь возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у геолога много кропотливой и даже рутинной работы, связанной с тончайшими наблюдениями, химическими анализами, записями и обработкой результатов. Поэтому следует учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.

8.Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Конечно, дело это непростое, - отмечает Е.А.Климов. Но явный не учет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются или за достижения приходится сильно расплачиваться своим здоровьем и нервами, что никак не вяжется с успешным выбором, приносящем удовлетворение и счастье человеку.

9.Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости может вызвать у неподготовленного человека не только нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих.

10.Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. И тогда возникают ситуации, когда человек хочет правильно выбрать профессию, но действует скорее хаотично, чем энергично, когда при внешней видимости какой-то активности результат может оказаться не удачным. И здесь могут помочь не только отдельные советы и консультации специалистов, но в идеале – систематическая профориентации оная работа. А со стороны самоопределяющегося человека важна активность по поиску тех специалистов, которые могли бы квалифицированно помочь в правильном профессиональном и жизненном выборе.

К типичным ошибкам, выделенным Е.А.Климовым, можно добавить и другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей:

11.В поиске консультантов и советчиков нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов (школьников и их родителей) берут достаточно высокие гонорары. Дело в том, что не всегда большие гонорары соответствуют качественной помощи.

12.Излишнее доверие к психологам-профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но тоже не всегда удачно это делают. Например, в платном консультировании, чтобы как-то оправдать высокие гонорары, консультант строит свои взаимоотношения с клиентом на откровенной манипуляции (очаровывает его и навязывает свои выборы или забалтывает его красивыми разговорами, а то и просто банально тестирует его с помощью экзотических зарубежных тестов и выдает наукообразные, но малообоснованные рекомендации). Конечно, мы не советуем настороженно относиться к профконсультантам (в том числе, и к частнопрактикующим), но по возможности, следует иногда и перепроверять их рекомендации, а главное – понимать, что ответственность за выборы лежит на самом самоопределяющемся человеке.

Контрольные вопросы к Главе 1:

1.Каковы психологические причины возникновения профориентации как особого научно-практического направления в начале Х1Х века в странах или Западной Европы и Северной Америки?

2.Что важнее для полноценного профессионального самоопределения, нахождение смысла в выбираемой профессии или нахождение смысла в самом поиске смысла? Почему?

4.Какую роль в формировании образа профессионального и жизненного успеха играют современные средства массовой информации?

5.Должен ли психолог-профконсультант рассматривать сомнительные варианты планирования карьеры (криминальные или предполагающие сильные унижения при совершении карьерных шагов)?

Личный профессиональный план (как более конкретная программа действий по реализации карьерных целей) и Личная профессиональная перспектива (с такой же аббревиатурой – ЛПП) являются интегрирующим фактором по отношению к другим фактором ситуации профессионального самоопределения (см. выше - предыдущий раздел).

Личная профессиональная перспектива, предложенная Е.А.Климовым (1990, с. 143-152) и несколько дополненная нами, включает следующие основные компоненты:

1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения)

2. Осознание необходимости профессионального образования после школы.

3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения.

4. Знание мира профессионального труда (макро-информационная основа самоопределения).

5.Попытка понимания главного смысла своей жизни (определение главного основания для чувства собственного достоинства, высшее достижение жизни…).

6. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями.

7. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели).

8. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы… (микро-информационная основа выбора).

9. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей.

10.Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей).

11. Представление о внешних препятствиях на пути к целям.

12. Знание о путях преодоления внешних препятствий.

13. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту).

14. Представление о смысле своего будущего профессионального труда.

15. Начало практической реализации ЛПП.

1.Приведите примеры значимости объективных факторов на самоопределение личности.

2.Приведите примеры влияния субъективных факторов на профессиональное самоопределение.

3.Покажите на примере взаимосвязь объективных и субъективных факторов самоопределения.

4.Приведите примеры экстернального локус-контроля как фактора планирования и реализации карьеры.

5.Приведите пример приверженности корпоративному духу как фактора карьерной успешности.

29.1.Специфика субъекта профессионального самоопределения

Важная характеристика субъекта – это готовность развиваться поэтапно, т.е. субъект не появляется вдруг, он развивается, и существенную роль в этом играют другие люди, создающие условия для его воспитания, обучения, формированию готовности принимать решения и брать на себя ответственность… Таким образом, можно говорить о субъекте, более развитом, находящемся на более высокой ступени развития и о субъекте, менее развитом, пока еще находящемся на более простых ступенях своего развития. Это позволяет снять вопрос о том, является ли подросток (или даже старший дошкольник) субъектом профессионального самоопределения (?). Конечно, является, но субъектом, находящемся на определенном этапе развития, так же, как и личность, ведь и она не появляется сразу, а формируется постепенно (поэтапно)…

Условно можно выделить следующие основные характеристики субъекта:

4.Готовность управлять своим поведением, основанная на рефлексии и знании себя. Например, когда человек, зная некоторые свои недостатки, не берется за деятельность, где эти недостатки могут помешать, сам отказывается от такой деятельности (не поступает в сложный вуз, отказывается от «выгодного карьерного предложения, если знает, что не оправдает ожиданий и т.п.).

29.3.Совокупный характер субъекта самоопределения

Совокупность проявляется в том, что на ответственные карьерные решения часто влияют другие люди и не понятно, кто же истинный субъект принятия решения. Получается, в таких выборах участвуют разные люди. Задача профконсультанта определить, кто в наибольшей степени оказал на данного человека влияние, и постараться отдельно поработать с этим другим человеком (родственником, приятелем, учителем, а иногда – и с другим консультантом…).

Но такая совокупность может быть и полезной, когда требуется даже специально организовать профориентационную работу таким образом, чтобы включить в нее разных близких людей самоопределяющейся личности (семью, сверстников, педагогов, врачей и др.). Правда, все равно, приходится на чем-то остановиться и интегрировать разные мнения, рекомендации, советы в конкретном выборе. Идеально, когда личность само способна к такой интеграции и этому можно обучить самоопределяющегося человека. Но если человек, по разным причинам к этому не готов, то в качестве интегратора выступает профконсультант.

29.4.Сложная организация субъекта самоопределения

29.5.Противоречивый характер субъекта самоопределения

Понятно, что сложность и острота противоречий иногда может оказаться непосильной для конкретного человека, и тогда он нуждается в помощи профконсультанта или других специалистов. Если же говорить о формировании готовности человека разрешать противоречия, возникающие в карьерном планировании, то лучше это делать на подготовительных этапах (еще в школе, в колледже, в вузе или в даже в организации на специальных занятиях и тренингах), а не в момент принятия ответственного решения.

Актуальность. Необходимость изучения самоопределения подростков в условиях значительных социокультурных изменений в России начала XXIв.

Цель. Изучение ценностно-смысловой ориентировки современных российских старшеклассников на этапе предварительного профессионального самоопределения.

Методы. Методика изучения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С. Пряжникова; метод контент-анализа.

Выборка. 240 учащихся (133 девушки, 107 юношей) 9—11-х классов московских средних общеобразовательных школ в возрасте 14—17 лет.

Выводы. 1. В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда. 2. Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис в России), старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России. 3. В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования. 4. Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Разделы журнала: Эмпирические исследования

Поступила: 08.06.2018

Принята к публикации: 22.06.2018

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.37

Ключевые слова: старший подростковый возраст; личная профессиональная перспектива; ценности; ценностно-смысловая ориентировка; предварительное профессиональное самоопределение

Доступно в on-line версии с 07.09.2018

Введение

Личностное и профессиональное самоопределениетрадиционно считается центральной задачей развития и ключевым психологическим новообразованием старшего подросткового и юношеского возрастов (Божович, 2008; Карабанова, 2016; Кон, 1994; Эльконин, 2011).

  1. осознание ценности честного труда;
  2. осознание необходимости дальнейшего образования и самообразования;
  3. учет и прогнозирование ситуации в стране (в экономике, политике, на рынке труда);
  4. общая ориентировка в мире профессий (на основе систематизации по определенным признакам и соответствующих типологий);
  5. выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями;
  6. выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов пути к главной цели;
  7. знание выделенных целей: профессий, учебных заведений, мест работы;
  8. представление о своих внутренних возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение целей;
  9. представление о путях использования возможностей и преодоления недостатков;
  10. представление о внешних возможностях и препятствиях;
  11. представление о путях использования внешних возможностей и преодоления внешних препятствий на пути к целям;
  12. система резервных вариантов выбора;
  13. реальные действия по достижению целей;
  14. готовность к корректировке планов и перспектив по мере получения новой информации и изменения самой личности;
  15. нахождение личностных смыслов в конкретных профессиональных выборах, планах и перспективах (Там же).

Цель данной работы состояла в изучении ценностно-смыслового аспекта ЛПП в контексте предварительного профессионального самоопределения современных российских старших подростков.

Выборка. 240 учащихся 9—11-х классов средних общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте 15—18 лет(M=15.87;SD=0.895): 66 (27.5%) девятиклассников, 98 (40.8%) десятиклассников и 76 (31.7%) одиннадцатиклассников. Гендерный состав выборки: 133 девушки (55.4 %) и 107 юношей (44.6 %). Исследование проведено в 2016 г.

Вопросы методики ЛПП, отражающие ценностно-смысловой аспект предварительного профессионального самоопределения подростков (ППСП)

Номер и содержание вопроса методики ЛПП

Ценностно-смысловой аспект ППСП

Осознание ценности честного труда — ценностно-нравственная основа профессионального самоопределения

Осознание необходимости и ценности профессионального образования после школы

3. Когда, по-вашему, наступят лучшие времена (когда за сложный и квалифицированный труд будут хорошо платить)? Кратко обоснуйте свои прогнозы.

Смысл и ценность сложного и квалифицированного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения

13. Собираетесь ли вы в перспективе уехать в другие страны? Почему?

Смысл и ценность труда и образования в России или за рубежом

Результаты

1. О ценности честного труда

на вопрос № 1 ЛПП о ценности честного труда

Ситуация в обществе

Примечание. Пунктуация и орфография в ответах респондентов сохранены.

2. О необходимости и ценности профессионального образования после школы

Таким образом, абсолютное большинство респондентов считают важным и необходимым получение высшего и профессионального образования после окончания школы. Амбивалентные ответы апеллируют к сложившейся в обществе РФ ситуации или к особенностям положения семьи подростка и уникальности личностного выбора человека. Интересно, что пятая часть респондентов, не давших однозначного ответа, признают, что высшее образование — ценность и требование современного общества, однако не пишут об этой ценности для себя лично.

Ценности саморазвития, знаний

Трудоустройство и карьера

Высшее образование как ценность

3. О ценности сложного и квалифицированного труда в современном российском обществе

Ответ не знаюбыл зафиксирован в 27 случаях (11%); отказ от ответа — в 45 (18.37%). Неготовность подростка дать определенный ответ, возможно, связана с не полностью решенной задачей ценностного самоопределения на данном возрастном этапе, а также с невысоким уровнем ориентировки в социально-экономической ситуации в мире и в России (Sadovnikova, 2017).

Проблема в современном обществе (в мире)

В России — никогда (невозможно именно в России)

Это невозможно в принципе, по каким-либо причинам

4.О смысле и ценности труда и образования в России или за рубежом

За границей лучше, чем в России — там ценят труд и лучше образование

Опыт, учеба, работа

Только на время: расширить кругозор

За границей выше уровень жизни, лучше перспективы

Здесь семья, друзья

В России — лучше

Согласно нашим данным высшее профессиональное образование является внутренней, присвоенной и осознанной ценностью для большинства участников исследования. Значительная часть подростков руководствуется стремлением к саморазвитию и знаниям, соображениями трудоустройства и построения карьеры, нацеленностью на успешность в жизни, желанием принести пользу обществу. Однако есть и ответы, отражающие ориентацию подростков на ценности, не связанные с познанием и саморазвитием, напримерна материальное благополучие и социальное одобрение. Часть испытуемых считают, что высшее образование важно не всегда, а при выполнении некоторых условий. Большинство из них считают, что выбор в пользу высшего образования после окончания школы зависит от человека или ситуации. Пятая часть испытуемых, не давших однозначного ответа, признают, что высшее образование — ценность и требование современного общества, т.е. демонстрируют ее осознание на уровне социальных нормативов, однако не делают такой выбор в своей жизни. Результаты отражают статус моратория в формировании профессиональной идентичности подростков, низкий уровень их психологической готовности к профессиональному самоопределению (Арон, 2017; Карабанова, 2016; Коньшина, Садовникова, 2016).

Более половины респондентов рассматривают переезд за границу как вариант развития своей профессиональной и личной жизни. Основной причиной такого решения испытуемые называют более высокий уровень жизни за границей, чем в России. Почти треть респондентов не планируют уезжать из России.

Выводы

В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда.

Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис), российские старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России.

В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования.

Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Список литературы

Арендачук И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1 (17). С. 70—76.

Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2013. № 3 (11). С. 20—27.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность: учеб. пособие. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.

Богомолова Н.Н., Малышева Н.Г., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ // Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 131—163.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. [и др.]: Питер, 2008. (Серия Мастера психологии).

Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: Дисс. . канд. психол. наук. М., 2013.

Вартанова И.И.Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). С. 115—121.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С. 256—269.

Закревская О.В. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Екатеринбург, 2015.

Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008.

Зеленкина Т.Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников. Курск: Региональный финансово-экономический ин-т, 2016.

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2016. № 3. С. 54—62.

Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности // Мир психологии. 2018. № 1. С. 37—45.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение,1990.

Климов Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та; Академия, 2004.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1994.

Коньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Привязанность к матери и идентичность старших подростков в сфере профессионального самоопределения // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 189—198.

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2016. № 3. С. 81—86.

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А.Личностная авто­номия как фактор развития ответственности подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 82—88.

Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы // На пороге взросления: Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Науч. ред. Л.Ф. Обухова, И. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 48—60.

Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дисс. . докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996.

Пряжников Н.С. Профориентология: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016.

Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М. Идеалы современного российского подростка // Образовательная политика. 2010. № 9—10. С. 59—64.

Собкин В.С., Мурсалиев Т.А. Эмиграционные планы старшеклассников (по материалам опроса старшеклассников Москвы и Риги) // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 126—130.

Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7—24.

Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2011.

Helkama K. Values, role-taking and empathy in moral development // Nouvelle revue do psychologie sociale. 2004. Vol. 3. N 1—2. P. 103—111.

Sadovnikova T.Yu. Adolescents’ economic socialization in the modern Russia: Experience of investigation // 18th European Conference on Developmental Psychology (ECDP2017). Utrecht, Netherlands, 29 August – 1 September, 2017. Abstract book. P. 447—448.

Для цитирования статьи:

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков:ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.37-59

Читайте также: