Зрелость как вершина жизненного пути кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зрелость личности Э. Эриксон понимает как ее идентичность . Это очень обобщенное понятие, которое включает в себя проявление психического здоровья человека, принимаемый им образ самого себя и соответствующую окружающему миру форму поведения. Идентичность связана с чувством личной тождественности и исторической непрерывности. Идентичность придает психической жизни ее целостность как форму, которая будет сохранять и направлять все динамические изменения, вызываемые условиями, которые всегда конкретны и исторически обусловлены.

В определении идентичности , данном Э. Эриксоном, можно выделить три элемента:

1) молодые люди должны постоянно воспринимать себя "внутренне тождественными самим себе". В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ самого себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим;

2) значимые другие люди также должны видеть "тождественность и целостность" в индивидууме, то есть юным нужна уверенность в том, что выработанная ими внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них;

3) молодые люди должны быть уверенными, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности или ролевое смешение характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Э. Эриксон подчеркивает, что жизнь - это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность - это борьба "на всю жизнь".

В отечественной психологии дается следующее определение кризисы возрастные - особые, относительно непродолжительные во времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями [9, C. 180].

В детском возрасте обычно выделяют "кризис первого года жизни", "кризис трех лет", "кризис 6-7 лет" и "подростковый кризис (10-11 лет). Для периодов кризисов в детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми, при котором учитываются новые, возросшие возможности ребенка, изменение "социальной ситуации развития", смена деятельности, перестройка всей структуры сознания ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности и другие негативные поведенческие проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности и, напротив, смягчаются при правильном воспитании.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрытно, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

2.2. Гипотетическое построение периодизации развития зрелой личности в ходе жизни ( В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева).

Авторы периодизации исходят из того, что для периодизации развития зрелой личности нужны не новые образования, а переиерархизация и более детальное рассмотрение старых.

По мере становления личности, по мере того, как индивид из "объекта" формирования превращается в сознательное саморегулируемое существо, то есть становится зрелой личностью, значимость критериев периодизации оборачивается, и на первый план выступают личностные новообразования.

Иерархия критериев в детском возрасте имеет следующий вид:

1) социальная ситуация развития;

2) ведущая деятельность;

3) личностные новообразования.

Иерархия критериев в зрелом возрасте имеет следующий вид:

1) личностные новообразования;

2) ведущая деятельность;

3) социальная ситуация развития.

Таким образом, то, что раньше было определяемым (личность ребенка), становится определяющим (личность взрослого).

Авторы периодизации выделили три переломных возраста (около 30, около 40 и около 50 лет) и связали их с переходами между эпохами: молодостью, расцветом и зрелостью. Динамика стабильных и переходных периодов зрелой личности не настолько отчетлива, как в детстве, поэтому вопрос о времени наступления и длительности того или иного периода очень сложен.

Зрелая личность - это самовоспитывающаяся система, осуществляющая переход от объекта воспитания к субъекту воспитания, осознающая себя целостностью, включенной в систему общества, в систему деятельности.

1) социальную ситуацию развития можно назвать порогом взрослой жизни. Именно с этого возраста начинается развитие личности как настоящее саморазвитие, как сознательное самосовершенствование;

2) это возраст реализации потребности в самореализации, но не в таком обобщенном виде, как у подростков.

Эпоха юности делится на два периода:

На первом этапе происходит преимущественное личностное самоопределение через установление дружеских связей, поиск "alter ego", слияние своего "я" с "ты" в межличностном общении. На втором этапе ведущей деятельностью является конкретное профессиональное самоопределение: выбор специальности, места работы. Основной смысл этого периода - самоопределение, поиск своего места в жизни.

II. Молодость (24 - 30 лет). Первый этап - "время путешествий", поиска себя, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, переход от "кочевого" образа жизни к "оседлости" (женитьбе), то есть ко второму периоду.

Ведущая деятельность - профессиональная. Профессиональная деятельность ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В более сложных ситуациях человек решает профессию, вуз.

Переход к расцвету (около 30 лет) характеризуется у ряда авторов как сильнейший нормативный кризис). На этом этапе представления о жизни, сложившиеся между 20 - 30 годами, оказываются не совсем верными, жизнь перестает казаться легкой и понятной, иногда рушатся основы образа жизни, перестраивается вся личность.

Социологические данные свидетельствуют, что если молодой человек не найдет в достаточно ограниченный период времени супруга, то позже это сделать будет намного труднее (повышается требовательность к другому, появляется привычка к одиночеству и т. п.).

III. Расцвет (31 - 40 лет). Это этап середины жизни, "золотой возраст", период огромной работоспособности и отдачи, как бы возврат отрочества. Это период высокопродуктивного творчества. К 30-35 годам личность приобретает богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом, семьянином. В это время появляется потребность передавать то лучшее, что накоплено, потому что обучая другого, сам лучше постигаешь смысл своей жизни. В плане профессиональной деятельности человек впервые задумывается над вопросом: "Что останется людям ?"

Переход к зрелости (около 40 лет) характеризуется как кризис "середины жизни", появляются мысли, что жизнь проходит зря, осознается утрата молодости.

IV. Зрелость (40-50 лет). Эпоха зрелости - вершина жизненного пути личности. Человек достигает к этому времени вершин профессионального мастерства, определенного положения в обществе; накапливается профессиональный опыт и опыт общения, появляется потребность передать опыт, которая реализуется в "сотворении ученика".

Во втором периоде зрелости коллективное творчество приобретает статус ведущей деятельности, возникает вопрос смысла жизни в форме подведения итогов прожитых лет.

Переход к старости (50-55 лет) характеризуется нормативным кризисом, который связан с поворотами социальной ситуации развития и возрастными перестройками организма.

V. Старость: пожилой возраст (55-75 лет), старческий (75-90 лет), долгожительство (свыше 90 лет).

Ведущей потребностью этого периода является потребность передать другим накопленный жизненный опыт, которая реализуется в деятельности и общении. Ведущей деятельностью является деятельность по самообслуживанию.

Гипотетическая модель периодизации развития зрелой личности В.Ф. Моргуна и Н.Ю. Ткачевой ставит ряд теоретических проблем, требующих дальнейшего разрешения.

2.3. Теория когнитивного развития личности Жана Пиаже.

Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности З. Фрейда и Э. Эриксона. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой.

Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

Похожие страницы:

Психология личности (4)

. Психология личности Курс лекций © Костенко А.Л. 2003 Содержание Введение в психологию личности 5 1.1 Понятие личности 5 1.2 Компоненты теории личности 6 1.3 Критерии оценки теории личности . в психологию личности 1.1Понятие личности Слово личность ( .

Концепции личности в отечественной психологии

Исследование личности во фрейдизме и неофрейдизме

Курс лекций по Политологии (4)

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ Факультет психологии Кафедра истории ПОЛИТОЛОГИЯ Курс лекций для студентов всех . , как законность, граждан­ская безопасность, свобода личности, расширение из­бирательных прав, представительное правление .

Курс лекций по Христианской антропологии

. к душе, а один из уровней человеческой личности. Личность выражает себя и посредством тела. Можно . . Православная антропология. Курс лекций. – М., 2003. – 216 с. 8. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь .

Сингур Артем Андреевич – студент факультета Промышленного и гражданского строительства Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В статье раскрыты основные принципы жизни в период зрелости. Рассмотрены особенности развития личности. Освещены проблемы жизнедеятельности.

Ключевые слова: Периодизация, личность, счастье, культура, зрелость.

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуально¬сти человека). Обычно зрелость связывают со временем ухо¬да на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зре¬лость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

На стадии зрелой души творческие способности достигают своего расцвета. Философия и искусство занимают главенствующие места в жизни. Человеку открывается иллюзорность и бренность мира, для него уже не существует ясной дороги в жизни, он не способен до конца разобраться в собственных чувствах. Ничто не кажется уже столь незыблемым, как в детской и юной фазах. Популярность движения хиппи во многих странах свидетельствовало о том, что общество ближе подошло к уровню зрелого возраста души и кончилось безоговорочное признание ценностей юных душ.

Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Развитие Личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной Деятельности.

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «. степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной про¬тяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружа-ющей действительностью личность, как семьянин. Физи¬ческая и психическая зрелость человека, находящая выра¬жение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях.

Часть исследователей, например Э. Клапаред, полагают, что, достигая в зрелости своего расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства, творческого потенциала и так далее. Затем наступает спад, постепенное убывание профессиональной продуктивности: все лучшее, что человек мог сделать в своей жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке жизненного пути.

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуально­сти человека). Обычно зрелость связывают со временем ухо­да на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зре­лость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуа­ция реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различ­ные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

а) развитие прекращается, заменяется простым измене­нием отдельных психологических характеристик;

б) это возраст не только сохранения всего приобретенно­го ранее, но и дальнейшего развития личности;

в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятель­ности (В.Г. Ананьев).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в разви­тии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи про­должают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жиз­ненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает воп­рос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:

Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физи­ологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудис­той, пищеварительной, гормональной и других систем. Ска­жем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчи­ны же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юри­дически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные ста­тусные позиции, демонстрировать уровень своих соци­альных достижений (образование, профессия, укоренен­ность в социальных сообществах и т.д.), нести ответствен­ность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие се­мьи и опыт родительства (социально-демографические иссле­дования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) [15. С. 395].

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

· умение брать на себя ответственность;

· стремление к власти и организаторские способности;

· способность к эмоциональной и интеллектуальной под­держке других;

· уверенность в себе и целеустремленность;

· склонность к философским обобщениям;

· защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;

· способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;

· формирование индивидуального жизненного стиля;

· стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Са­погова).




Существует мнение, что средний возраст является вре­менем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действи­тельностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригид­ность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осоз­нании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явле­ние, как кризис идентичности. Под идентичностью пони­мается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружа­ющих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кри­зиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичнос­ти у зрелого человека: динамика смены поколений, специ­фика трудовой (профессиональной) деятельности.

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «. степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной про­тяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружа­ющей действительностью личность, как семьянин. Физи­ческая и психическая зрелость человека, находящая выра­жение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях.

Акмеология всесторонне освещает особенности важней­шей ступени, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуаль­ную картину зрелости.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изме­нения в организме взрослого человека, в его сознании при кон­такте с окружающей действительностью, в опыте общения и

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития в зрелости.

2. Психологическая характеристика взрослости.

3. Кризисы возрастного развития.

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуально­сти человека). Обычно зрелость связывают со временем ухо­да на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зре­лость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуа­ция реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различ­ные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

а) развитие прекращается, заменяется простым измене­нием отдельных психологических характеристик;

б) это возраст не только сохранения всего приобретенно­го ранее, но и дальнейшего развития личности;

в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятель­ности (В.Г. Ананьев).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в разви­тии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи про­должают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жиз­ненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает воп­рос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:

Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физи­ологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудис­той, пищеварительной, гормональной и других систем. Ска­жем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчи­ны же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юри­дически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные ста­тусные позиции, демонстрировать уровень своих соци­альных достижений (образование, профессия, укоренен­ность в социальных сообществах и т.д.), нести ответствен­ность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие се­мьи и опыт родительства (социально-демографические иссле­дования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) [15. С. 395].

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

· умение брать на себя ответственность;

· стремление к власти и организаторские способности;

· способность к эмоциональной и интеллектуальной под­держке других;

· уверенность в себе и целеустремленность;

· склонность к философским обобщениям;

· защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;

· способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;

· формирование индивидуального жизненного стиля;

· стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Са­погова).

Существует мнение, что средний возраст является вре­менем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действи­тельностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригид­ность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осоз­нании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явле­ние, как кризис идентичности. Под идентичностью пони­мается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружа­ющих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кри­зиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичнос­ти у зрелого человека: динамика смены поколений, специ­фика трудовой (профессиональной) деятельности.

Личность проходит разные стадии развития, достигая своей зрелости. По мнению А.А. Деркача и др., «. степень желаемой зрелости — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной про­тяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружа­ющей действительностью личность, как семьянин. Физи­ческая и психическая зрелость человека, находящая выра­жение в сформированности интеллекта, чувств, воли — это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях.

Акмеология всесторонне освещает особенности важней­шей ступени, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуаль­ную картину зрелости.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изме­нения в организме взрослого человека, в его сознании при кон­такте с окружающей действительностью, в опыте общения и

Вопросы для обсуждения

1. Социальная ситуация развития в зрелости.

2. Психологическая характеристика взрослости.

3. Кризисы возрастного развития.

Молодость как начальный этап зрелости. Основные проблемы данного возраста. Переход к расцвету (около 30 лет) - период нормативного кризиса как расхождение между областью наличного и областью возможного, желаемого.

Начальный период зрелости называют ранней зрелостью или молодостью. Это время становления, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя взрослым человеком со всеми исходящими из этого правами и обязанностями; формирования более конкретных представлений о жизненных ценностях, организации семейного очага.

Переход к расцвету (около 30 лет) - период нормативного кризиса как расхождения между областью наличного и областью возможного, желаемого. Смена основ образа жизни. Личностная перестройка. Распад ранних браков, смена профессии как иллюзорные пути выхода из кризиса, взгляд на кризис с точки зрения "третьего рождения личности". Возможные пути бескризисного прохождения данного возрастного этапа.

Зрелость - как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Изменение социальной ситуации развития, возрастная перестройка организма.

Зрелость (40-50 лет). Эпоха зрелости - вершина жизненного пути личности. Человек достигает к этому времени вершин профессионального мастерства, определенного положения в обществе; накапливается профессиональный опыт и опыт общения, появляется потребность передать опыт, которая реализуется в "сотворении ученика".

Во втором периоде зрелости коллективное творчество приобретает статус ведущей деятельности, возникает вопрос смысла жизни в форме подведения итогов прожитых лет.

Переход к старости (50-55 лет) характеризуется нормативным кризисом, который связан с поворотами социальной ситуации развития и возрастными перестройками организма.

Зрелость как вершина жизненного пути личности. Коллективное творчество как ведущая деятельность данного периода. Примирение с самим собой как один из путей выхода из жизненных противоречий. Источники удовлетворения в данном возрастном периоде: семейная жизнь, успехи детей и т.д. Стремление к общению как характерная черта данного периода. Одиночество в зрелом возрасте. Возможности обучения в зрелых возрастах. Осознание возрастных перестроек и изменение образа жизни зрелого человека. Кризис середины жизни, его психологический смысл.

Кризис взрослого возраста. Осознание утраты молодости. Начало снижения уровня физических возможностей. Смена иерархии мотивов. Сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема данного периода.

Психология людей пожилого и старческого возраста. Угасание физических сил в пожилом возрасте. Творческая деятельность личности.

Наличие хорошего психического здоровья в течение жизни не обеспечивает иммунитета к психическим нарушениям в пожилом и старческом возрасте.

Пожилые люди страдают психическими заболеваниями значительно чаще, чем молодые и люди среднего возраста. Так по данным Всемирной организации здравоохранения среди пожилых людей 236 из 100 тысяч населения страдают психическими заболеваниями, в то время как в возрастной группе от 45 до 64 лет - только 93.

Однако не надо думать, что старость неизбежно связана с

ухудшением здоровья, в том числе психического. Многие заболевания позднего возраста можно вылечить. Важно быть внимательным к себе и своим пожилым родственникам и вовремя обращаться к врачу.

Между тем пожилые люди обращаются к психиатрам и психотерапевтам в два раза реже, чем население в целом. Люди старше 60 лет часто не замечают своих психических расстройств или рассматривают их как неизбежный результат старения. К сожалению, это совершенно неправильное отношение, бытует и у родственников, которые все объясняют преклонным возрастом, и думают, что все равно ничего нельзя сделать.

Характерной особенностью психопатологических расстройств в пожилом и старческом возрасте является феномен соматизации, то есть телесного выражения психических расстройств. Такие больные обращаются за помощью к врачам общего профиля, которые не всегда могут распознать психические нарушения у пожилых пациентов, особенно если это касается депрессивных нарушений и легких расстройств памяти и мышления.

Наиболее распространенное психическое нарушение пожилого возраста - депрессия. Настроение снижено, характерно непреходящее чувство тоски или тревоги, появляется чувство ненужности, безнадежности, беспомощности, необоснованной виновности, потеря интереса к прежним любимым занятиям, семье, друзьям, работы.

Снижение умственной работоспособности, в основе которой лежит неспособность сконцентрировать внимание, ухудшение памяти и общая дезорганизация психических процессов, - также могут быть проявлением депрессии.

Депрессия может иметь и соматические проявления: потеря или, наоборот, усиление аппетита, бессонница или сонливость, постоянная усталость, запоры, болевые ощущения, которые нельзя объяснить соматическим заболеванием.

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Читайте также: