План открытого урока по гитаре

Обновлено: 05.07.2024

Урок разработан для учащейся:
Кудрявцевой Софьи 1кл.

Преподаватель: Прудский В.С.

В уроке описывается работа на уроке с ученицей первого класса.

Оценить 253 0

ДШИ №2 им. А. Г. Розума г. Ржева

Тема: Работа с начинающими в классе гитары.

Урок разработан для учащейся:

Кудрявцевой Софьи 1кл.

Преподаватель: Прудский В.С.

Работа с начинающими в классе гитары

Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.

Задачи урока

Образовательные: Научить учащуюся владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений

Развивающие: Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре.

Воспитательные: Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей.

Форма урока

Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Основные методы и приёмы обучения

объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы

Наглядно-практический (исполнение произведения и его частей преподавателем)

Словесный (рассказ, беседа, убеждение,внушение, объяснение)

Ответы на вопросы (учителя ученице и наоборот)

Тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений)

Прослушивание ученицы и коррекция ее исполнения

Метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученице разные пути и варианты решения)

частично-поисковый (ученица участвует в поисках решения поставленной задачи)

Средства обучения

Гитара, пюпитр, подставка под ноги, стул, нотные сборники.

Цель для обучающейся - подготовка рабочего места, принятие удобной правильной посадки.

Задача учителя - подготовить учащуюся психологически к открытому уроку; создать дружелюбную, располагающую к творчеству обстановку, заинтересовать темой урока, настроить ученицу на активную работу.

Знакомство с планом урока:

Игра упражнений и гамм для разыгрывания исполнительского аппарата;

Проверка домашнего задания;

Основная тема урока;

Закрепление учебного материала;

2.Проверка домашнего задания.

3.Основной этап

Цель основного этапа – активизировать творческую фантазию учащейся. Задача преподавателя – вызвать интерес ребёнка к произведению, открыть новые грани его исполнения. Тогда эмоциональное состояние учащейся будет положительно влиять на прилежание, способствовать целенаправленной настойчивой работе над звуком, темпом, нюансами, штрихами. В результате произведение прозвучит более ярко, осмысленно.

На данном этапе ученице предлагается снова сыграть пьесу, мысленно подкрепляя игру созданными художественными образами. Преподавателю обязательно необходимо похвалить ученика за более проникновенное исполнение произведения (отдельных фраз или кульминации), укрепляя тем самым у ребёнка уверенность исполнителя и мотивируя на творчество.

Цель первого этапа работы над пьесой – в ходе беседы подвести разговор к основной теме урока. Задача – вызвать интерес учащейся к исполняемым произведениям.

Следующий этап – исполнение ученицей произведения с нужным эмоциональным настроем. Тщательный художественно-теоретический разбор изучаемых сочинений стимулирует интерес, активизирует эмоциональное отношение к нему. На этом этапе первоначально созданный художественный образ получает своё развитие, обретает более чёткие краски, становится объёмным, живым.

Задача преподавателя – не отходя от созданного образа, помочь ученице преодолевать трудности технического характера.

4. Закрепление учебного материала.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке работы. Осознавая важность художественно-эмоциональной окраски, технических моментов исполняемой музыки, произведение, исполняемое учащейся, обретёт объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юная исполнительница быстрее найдёт духовную связь с окружающим миром, повысит свой интеллект.

5.Домашнее задание.

2.Записать не менее пяти прилагательных или словосочетаний, характеризующих каждое произведение (исключить: тихо, громко, грустно, весело).

3.Посмотреть в Интернете фрагменты выступлений различных исполнителей данных произведений.

Задания можно делать вместе с родителями. Это укрепит психологическую и эмоциональную связь в семье.

Цель преподавателя – закрепление знаний и умений, полученных на уроке.

Используемая литература:

Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под ред. В. Калёнова. – Новосибирск: НМК, 2003. – Доинструментальный период.

Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ. (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под. ред. В. Калёнова. – Новосибирск, НМК,2003. – Ч. I . Инструментальный период.

Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под. ред. В. Калёнова. – Новосибирск, НМК, 2003. – Ч. II . Инструментальный период

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Филиал МУДО ДШИ г. Касли в с. Тюбук

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Бритвин Евгений Николаевич

Преподаватель

Ф-л МУДО ДШИ г. Касли в с. Тюбук

Открытый урок преподавателя по классу гитары Бритвина Е.Н.

Тема урока: Формирование и развитие технических навыков игры в классе гитары.

Форма проведения: Индивидуальная

- комбинированный урок получения и закрепления новых знаний и навыков

Дата, время проведения- 18.03.2018 г.

Развитие и совершенствование навыков игры в процессе обучения.

Развивающие:

1. Развитие у ученика исполнительского мастерства;

2. Развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального

мышления, слухового контроля;

3. Развитие интереса к музыкальному творчеству.

1. Закрепление теоретических знаний;

2. Обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением.

Воспитательные :

1. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении технических

2. Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (рассказ, объяснение, диалог)

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

- побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);

- поощрение (с целью закрепления полученных навыков).

Психологические условия на уроке:

- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

- учёт индивидуальных особенностей;

Материально- техническое обеспечение:

- нотные сборники (педагогический репертуар);

- компьютерное обеспечение. Ноутбук

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

I. Организационный этап.

г) вступительная часть.

д) объяснение темы

II. Основная часть.

1. Гамма До-мажор.

- техническое развитие ученика, приобретение навыков позиционной игры, координации пальцев правой и левой рук исполнительской техники.

- закрепление изученных теоретических знаний.

2. А.Иванов-Крамской. Этюд E-dur.

- проверка результата домашней работы. Исполнение этюда. Анализ исполнения.

- развитие и совершенствование навыков работы над произведением крупной формы.

- совершенствование исполнительского мастерства, формирование навыков концертных выступлений.

Проверка результата домашней работы. Анализ исполнения.

4. Домашнее задание

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

Структура урока

I. Организационный этап.

Навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой (толковый словарь С.И. Ожегова).

Навык - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Овладев необходимыми навыками для работы, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее (Википедия).

Первоначальные навыки игры на инструменте закладываются в младших классах. Именно этот период является основной для дальнейшего развития музыканта-исполнителя. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, который включает в себя: правильная посадка, постановка игрового аппарата, музыкально - слуховых и метроритмических представлений, приёмы и способы звукоизвлечения, координация рук, при этом необходим учитывать индивидуальные особенности ученика. Не следует перегружать ученика нотным и методическим материалом, лучше постепенно закреплять и развивать каждый навык в игре, таким образом, соблюдается принцип последовательности и рациональности в обучнии.

Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению игры на гитаре также является одним из направлений для дальнейшего развития и совершенствования навыков игры на инструменте.

В ход урока могут быть внесены изменения, обусловленные, уровнем подготовки ученика, его психологическим настроем и прочими обстоятельствами. Краткая характеристика творческого и жизненного пути композиторов, исполняемых на уроке произведений, представляется преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на уроке в беседе с учеником.

II. Основная часть.

1. Проигрывание учеником гаммы До-мажор в две октавы в аппликатуре А. Сеговии, приёмом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m.

- при игре гаммы ученик допускает неточности в аппликатуре правой руки в нисходящем движении;

- при смене позиции теряет непрерывность исполнения.

Работа над исправлением недостатков в исполнении гаммы.

Очень важный момент в технике гитариста смена позиций. Более подробно остановимся на организации исполнительских движений левой руки:

- не нужно делать сильного нажима на лады, чтобы не было мышечного утомления;

- пальцы приподнимаются над струнами на минимальное расстояние, чтобы быть подготовленными на следующую ноту (играем ноту си во ΙΙ позиции смотрим на ноту до V позиции).

Прошу ученика проследить за ровностью звучания, обратить внимание на точное чередование пальцев i-m в нисходящем движении, направляю слух ученика на динамическое прослушивание.

В результате проделанной работы ученик справляется с поставленными задачами. Играем гамму в медленном темпе ровно, свободно, динамично.

Когда решены проблемы с организацией исполнительских движений левой и правой руки можно приступать к разучиванию гаммы с различными ритмическими вариантами.

Для удержания темпа гамма проигрывается под метроном.

2. А.Иванов-Крамской. Этюд E-dur.

Перед началом работы над этюдом проговариваем, что такое этюд. Этюд инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнителя. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенный вид техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т.д. Данный этюд основан на самый распространенный прием игры на гитаре – арпеджио.

На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа:

- детальный разбор, отработка правильной аппликатуры, выучивание наизусть.

Определяем технические сложности, возникшие при исполнении:

- не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно. Чтобы облегчить проработку этого недостатка, играем аккорды, которые исполняет левая рука.

Далее исполняется арпеджио правой рукой. Играем в медленном темпе, добиваясь ровного, непрерывного звучания, максимальной чистоты, музыкальной выразительности. Для удержания темпа этюд проигрывается под метроном.

3. М.Каркасси. Рондо Е - dur (4 этап)

Перед началом работы над данным рондо были обговорены: происхождение формы, его строение, характер.

Рондо относится к сочинениям крупной формы, в которой главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами. Начинается и заканчивается рондо рефреном, образуя замкнутый круг. Происхождение рондо связано с народной песенно- танцевальной музыкой. Рондо в переводе с французского- круг, хоровод.

Формула данного рондо - АВАСАВА

А (рефрен)- Е – dur, В (1 эпизод)- Е – dur, С ( 2 эпизод)- А – dur.

Рондо выдержано в светлом, лёгком, танцевальном характере. Размер 6/8 имеет жанровые признаки Тарантеллы: покачивающие интонации, второй голос имитирует звучание тамбурина, бубна. Танцевальность подчёркивает второй голос в 1 эпизоде, 2 эпизод выдержан в характере рефрена.

Определение недостатков в исполнении: нет единого темпа, лёгкости звучанияпри переходе рефрена на 2 эпизод.

Достижение единого темпа - работа с метрономом. Играем в медленном темпе, постепенно ускоряя движение. Доводим до темпа, который отражает характер рондо. Главное в исполнении- ощущение целостности развития произведения. Чтобы периодичность повторения рефрена не вызывала монотонность в исполнении обращаем внимание на более динамическое развитие.

Когда решены технические и музыкальные задачи, для воспитания сценической выдержки произведение необходимо обыграть на сцене в виде прослушивания и репетиций. Полезно записать исполнение пьесы на видео и оценить исполнение со стороны. В записи заметны все недостатки, которые при игре ученик не замечает.

Л. Хухро. На лодке.

Пьеса современного композитора написана в жанре баркаролы. В пьесе трёхчастная форма. В крайних разделах без определённой мелодии, в среднем разделе выдержано то же движение восьмыми, но первый звук акцентирован, выделяется мелодия, появляются минорные интонации. Для придания пьесе более нежного, мягкого звучания применяется игра у грифа (развитие тембрального слуха ученика). Пьеса выдержана в светлом, созерцательном характере: лёгкое покачивание на воде, движение восьмыми по аккордовым звукам.

Определение недостатков в исполнении: добиваться более плавного выразительного исполнения, которое соответствует образному содержанию пьесы.

4. Домашнее задание (5 этап)

Самостоятельно проанализировать исполнение произведений, записанных на видео.

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Подведем итоги нашего занятия.

Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инструменте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Цель – освоение учащимися по классу гитары практических навыков аккомпанирования
на гитаре в семейной и общественной жизни.

Задачи урока: познакомить учащихся с табулатурой и таблицей аккордов, обучить их на практике игре аккордов и подбору аккомпанемента для песни.

Методы обучения: словестный, объяснительно-демонстрационный, дидактический, игровой с элементами проблемности, творчества и сотворчества.

План урока:

1. Рассказ преподавателя о понятии табулатура, о таблице аккордов и системах их прочтения.
2. Знакомство и игра учащихся аккордов в тональности ля – минор (T, S, D) различными ритмическими оформлениями и различными приемами игры.
3. Подбор и игра учащимися аккомпанемента на практике .
4. Пение и коллективная игра аккомпанемента.

Цель урока: Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах музыкальной школы.

Тип урока: комбинированный.

Для достижения цели планировалось решить следующие задачи:

1. Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2. Обучить способам работы с арпеджированной фактурой.

· Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2. Воспитывать культуру исполнения.

3. Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

· Развивающие:

1. Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2. Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре.

3. Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

Введение.

1.Определение основных исполнительских приёмов игры apoyando и tirando .

а) определение используемых в работе музыкальных терминов.

б) постановка цели урока.

2.Цели и задачи урока

3.Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

б) работа над качеством звука, изучения приёмов игры apoyando и tirando .

б) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5.Подведение итогов.

а) повторение и закрепление полученных знаний;

б) поощрение учащегося.

6.Заключение.

Используемые методы:

· Создание ситуации успеха.

Здравствуй Варвара! Сегодня к нам на урок собрались все наши учителя, а значит и урок нас будет не совсем обычный, он будет называться открытым уроком. Как ты думаешь, в чем особенность этого урока?

Ученица отвечает: это урок, на котором могут присутствовать все желающие.

Преподаватель: Верно. Ты когда-нибудь была или может быть видела в интернете какой-нибудь концерт исполнителей на музыкальных инструментах? Ты наверно была удивлена как легко, ловко и быстро играет пальцами рук исполнитель на инструменте. Ты хочешь узнать, как достичь такой легкости исполнения?

Ученица отвечает: Да, я видела, как виртуозно играют инструменталисты и хотелось научиться также играть.

Ученица отвечает: нет

Для игры арпеджио нам необходимо с тобой вспомнить обозначения пальцев правой руки. Как обозначаются пальцы правой руки?

Ученица отвечает: Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a, е:

  • Большой – (p) pulgar
  • Указательный - (i) index
  • Средний – (m) medio
  • Безымянный – (a) anular
  • Мизинец – (е) ecxtrem о

Преподаватель: А ты знаешь, что такое apoyando , tirando ?

Апояндо (от исп. apoyando , опираясь) — щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну. При помощи апояндо исполняются гаммообразные пассажи, а также кантилена , требующая особенно глубокого и полного звука.

Тирандо ( исп. tirando — дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну, а свободно проносится над ней, в нотах, если не указан специальный знак апояндо (^), то произведение проигрывается приёмом тирандо.

Итак, арпеджио – это разложенный по звукам аккорд, исполняется на гитаре, в основном на tirando и только для выделения мелодии в нижнем или в верхнем голосе играем на apoyando .

Давай, сейчас определим для себя: чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно обращать внимание при работе над техникой арпеджио? Помогай мне и запоминай:

1. Выбор приемов звукоизвлечения ( apoyando , tirando ).

2. Постоянный контроль своего исполнения.

3. Самоконтроль и самооценка собственных игровых действий.

Этим навыкам нужно долго и упорно учиться. Сразу не получится, нужно время, чтобы почувствовать и привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.

Преподаватель: Бери гитару и располагайся удобно и правильно. И так как называется игра без опоры на струну?

Ответ учащегося ( tirando ).

Теперь вспомним, как называется игра с опоры на струну?

Ответ учащейся ( apoyando ).

При игре апояндо звукоизвлечение состоит из 4 этапов:

1. контакт со струной (не с размаха на струну).

2. звукоизвлечение палец падает на соседнею струну.

3. расслабление пальца.

4. возврат пальца на струну.

Сейчас тебе придется вспомнить еще один закон исполнителя – самоконтроль и самооценка собственных действий. После выполнения задания ты уже сама скажешь, что удалось, а что нет в твоем исполнении.

Главное в этом упражнении – следить за качеством звука, чтобы он был глубокий, внятный, красивый.

Ответ учащейся и иллюстрация.


Анализ ребенком собственной игры (удачные и неудачные моменты).

Преподаватель делает анализ исполнения. Указывает на удачные моменты, акцентирует внимание на ошибки.

Преподаватель: Ты многое узнала… о методах работы над развитием техники исполнения арпеджио и независимостью пальцев правой руки. Давай подытожим сегодняшний урок. Что ты узнала сегодня нового и чему научилась?

Ответ учащегося. Я сегодня узнала два основных приёма игры на гитаре апояндо и тирандо. Научился играть этими приёмами. Узнала, что такое арпеджио и научилась применять эти все полученные знания и умения в произведении.

Читайте также: