Существуют ли общие критерии развития для живой и неживой природы а также для общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вода даёт влагу почве, в почве много удобрений, которые дают рост растениям, животные питаются растениями.
Когда химики научились определять, из каких веществ состоят различные живые и неживые тела природы, то оказалось, что все живые тела содержат в себе те же самые элементы, какие найдены и в неживых телах природы. Например, живая часть окружающего нас мира состоит из: растений, грибов, бактерий, животных, то есть из живых организмов. Здесь также существуют многочисленные связи между представителями живой природы. Например, животные, которые используют для своего питания как растения (травоядные: слон, бегемот, заяц, гуси и т. д.) так и других животных (плотоядные: волк, лиса, тигр и т. д.). В то же время животные после смерти являются ценным источником питания для растений. Бактерии и грибы разлагают трупы животных на простые вещества, которые поглощаются потом другими растениями. Компоненты не живой природы (солнце, воздух, вода, почва) являются источником жизни и средой обитания для всего живого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа - материальный мир, естественная среда обитания. Грандиозное многообразие окружающего нас мира распадается на две большие области: неживую и живую природу. Животные и растения - это главные представители биосферы. Биосфера – особая земная оболочка (от греческого bios- жизнь и sphaira- шар). В буквальном переводе термин "биосфера" обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831—1914). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности "пространство жизни", "картина природы", "живая оболочка Земли" и т. п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.

Первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете. Даже автор самого термина "биосфера" Э. Зюсс в своей книге "Лик Земли", не замечал обратного воздействия биосферы и определял ее как "совокупность организмов, ограниченную в пространстве и во времени и обитающую на поверхности Земли".

Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был Ж.*Б. Ламарк (1744—1829). Он подчеркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.

Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы все настойчивее проникала в сознание ученых и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Поэтому на рубеже XIX—XX вв. в науку все шире проникают идеи целостного подхода к изучению природы. Особенно важен этот подход в наше время, когда человечество столкнулось со многими проблемами, которые носят глобальный характер, что во многом обусловлено непониманием важности гармоничного развития природы. Таким образом, тема работы является весьма актуальной.

Цель работы: Сформировать представление о живой и неживой природе, о преобразовательной деятельности человека; о признаках живой и неживой природы и их взаимодействии.

Задачи: 1. Дать понятие и провести анализ живой природы.

2. Дать понятие и провести анализ неживой природы

3. Разобрать взаимосвязи живой и неживой природы.

4. Провести эксперименты, подтверждающие взаимосвязь.

5. Сделать вывод.

II. Живая природа

Живая природа - совокупность организмов, которая организуется в систему составляющую биосферу. Делится на пять царств: бактерии, грибы, растения и животные. Развитие живой природы привело к появлению человека. Интерес к познанию живой природы возник у человека очень давно и был связан с его важнейшими потребностями в пище, лекарствах, одежде и т.п.

III. Неживая природа.

Неживая природа - это тела природы, которые не дышат, не питаются и не размножаются. Неживая природа существует на различных уровнях сложности. Развитие неживой природы привело к появлению живой природы. Неживая природа существует вечно, она бесконечна в пространстве. Живая природа также существует вечно, но это вечное существование не является "непрерывным", как это характерно для неживой материи. Живая материя возникает, развивается и исчезает.

Неживая природа является первичной и в том отношении, что все молекулы живой природы построены из атомов и молекул неживой. Для живой природы не существует особых элементов. Они едины. Все нужное, все необходимое мы черпаем из неживой природы. Из нее мы возникаем и в нее возвращаемся. Она- основа всего. Следовательно, эта основа требует бережного к себе отношения. Если раньше человечество пользовалось неживой природой, растительным и животным миром бездумно, то в последние годы начинает возникать сознание того, что бездумному отношению к природе постепенно приходит конец.

Если говорить о живой природе, то ее жизнь была бы не возможной без таких неживых объектов, как вода, атмосфера, каменные породы и почва, потому что именно они служат для живых организмов средой обитания.

Вода - это жидкое природное вещество.

Почва - это верхний плодородный слой земли.

Воздух - это газообразное бесцветное вещество

Горные породы - это тела и вещества, из которых состоит неживая природа.

Погода - это температура и влажность воздуха, и ветер на определённой территории.

Итак, вывод: основные отличия живого от неживого заключаются в том, что все живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут, и не размножаются.

IV. Взаимосвязи живой и неживой природы

Взаимосвязи тел - это взаимное воздействие тел друг на друга в природе.

Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, у организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.

Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха. Так, оказалось, например, что растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру. Живые организмы контролируют даже состав нашей атмосферы. Число подобных примеров легко увеличить, и все они свидетельствуют о наличии обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество в значительной мере меняет лик нашей Земли. Таким образом, биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы, от которой она, с одной стороны зависит, а с другой — сама воздействует на нее.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.

Связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Так одни растения косвенно влияют на другие. Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Благодаря питанию живые организмы получают необходимую энергию. Зеленые растения питаются солнечной энергией и пользуются ей для фотосинтеза, а животные в качестве источника пищи используют растения или других животных. В любом сообществе все ее участники, безусловно связаны между собой, и эта связь называется цепочкой питания.

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.

Животные и растения со своей средой обитания образовали разнообразные сообщества , такие как тропические леса, лесистые долины и пустыни. При этом сами сообщества и их элементы также вынуждены зависеть друг от друга. А в целом все виды сообществ образуют единую систему - нашу планету.

Очень большое значение имеет связь между человеком и природой. Причем, человек - это часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов. То есть нарушение состояния неживой или живой природы: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее. Различные разрушения способны представлять достаточно серьезную угрозу всей планете.

Если в природе исчезнет какой-либо элемент или подвергнется изменению, то это, несомненно, окажет влияние на все остальные ее элементы. Таким образом, если вдруг исчезнет первичный потребитель, то вслед за ним могут исчезнуть и второй и третий.

V. Практическая часть

Эксперимент №1 Черви

Доказать: Черви, обитая в почве, дышат воздухом, и без доступа воздуха погибнут.

Доказательство: Дождевые черви были помещены в банку, которую закрыли крышкой, перекрыв доступ воздуха. Через неделю дождевые черви погибли. Приложение №1

Эксперимент №2. Вода

Если налить воду в любую прозрачную тару, и внимательно присмотреться сквозь стекло на воду, трудно не увидеть капельки кислорода в воде.

Вода содержит кислород, которым дышат рыбы и другие обитатели вод.

Эксперимент №3. Цветок

Все живые организмы не могут жить без воды. Если не поливать цветок, то он погибнет. Приложение №2

Все процессы, происходящие в атмосфере, влияют на рост и развитие растений

В августе первые морозы убивают растения. Приложение № 3

Корни растений расположены в верхнем слое земной коры - в почве. Из почвы растения берут питательные вещества, воду. Погибнув, животные и растения, пополняют богатство питательных веществ почвы. От остатков биомассы зависит плодородный слой почвы. Приложение № 3

Мощность плодородного слоя в разных природных зонах разная. Самые бедные гумусом почвы пустынь и тундр, самая плодородная почва в степях. Приложение № 3.

Многие животные используют почву для строительства нор (полевая мышь), гнёзд (стрижи). Для многих почва является местом обитания (дождевой червь). Прил. № 5

VI. Заключение

В своей работе я постаралась разобраться, в чём же различие между живой и неживой природой. Постаралась в обычной жизни найти примеры их взаимодействия и провести простые эксперименты, доказывающие взаимосвязь живой и неживой природы. Я использовала методы наблюдения и эксперимент.

Так что же такое живая и неживая природа ? Для творений неживой природы характерна высокая устойчивость, слабая изменчивость, если судить в масштабах человеческой жизни. Человек рождается, живет, стареет, умирает, а гранитные горы остаются такими же и планеты вращаются вокруг Солнца на протяжении многих лет. Мир живой природы предстает перед нами совсем иным - подвижным, изменчивым и удивительно разнообразным. Жизнь демонстрирует нам фантастический карнавал разнообразия и неповторимости творческих комбинаций. Мир неживой природы - это прежде всего мир симметрии, придающий его творениям устойчивость и красоту. Мир живой природы - это, прежде всего мир гармонии. Жизнь возникает лишь там, где для этого имеются условия. И любой, на первый взгляд самый незначительный фактор, например, наклон земной оси, может настолько изменить условия существования живой природы, что будут происходить глобальные изменения в ее существовании. Стоит добавить в атмосферу немного "другого газа", как атмосфера потеряет все свои свойства стимулятора живого. Земля -это уникум, и жизнь возникла на Земле. Когда условия для жизни на Земле исчезнут, исчезнет и жизнь, если человечество ничего не предпримет для своего спасения.

VI. Список литературы:

1. Журнал Терры Инкогнита. N07-02, 15/02/2002 Вадим Прибытков, физик-теоретик,

Категории диалектики могут использоваться мышлением обыденным, конкретно-научным, философским и т.д. В составе теории диалектики отдельные категории включаются в такие ее компоненты, как закон, принцип, требование. В трудах Ф.Энгельса развернуто содержание трех широко известных основных законов диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Закон науки, отображая объективные, устойчивые, существенные, необходимые, повторяющиеся отношения, по своей логической форме есть суждение всеобщности и необходимости. Законы диалектики отличает всеобщность, а отдельные категории оказываются логическим средством формулировки законов; закон фиксирует закономерную связь, выраженную через соотношение категорий. За каждой категорией стоит определенная закономерность. Так формулировка "закон причинности" требует использования общедиалектических категорий "причина" и "следствие". За категориями качества и количества стоит закон перехода количественных изменений в качественные и обратно; за категориями необходимого и случайного - закономерность, выраженная формулой "случайность - форма проявления и дополнение необходимости".

При характеристике диалектики используется понятие "требование". Четыре основных требования диалектики можно отметить; во-первых, это объективность и всесторонность рассмотрения; во-вторых, это рассмотрение предмета в развитии; в-третьих, требование учета конкретности истин. Нарушением требования объективности и всесторонности рассмотрения и, следовательно, антиподом диалектики выступают софистика и эклектика.

За требованием диалектического метода стоят общедиалектические принципы. Понятие "принцип" или, говоря проще, исходная точка зрения составляет стержень любого мировоззрения. Философское мировоззрение может быть определено как система принципов, составляющих основу того или иного понятия природной и социальной реальности. На уровне принципов, в отличие от отдельно взятых категорий, происходит размежевание различных философских направлений, систем. В своей логической форме принцип сходен с законом, это тоже суждение всеобщности и необходимости: весь мир един (принцип единства мира); все в мире связано (принцип всеобщей связи); мир бесконечен (принцип неисчерпаемости материи); все в мире детерминировано (принцип детерминизма); все в мире развивается (принцип развития или историзма); все в мире противоречиво - быть непротиворечивым значит не существовать (принцип противоречивости). В наше время все более широкое признание получает также принцип системности, как одна из наиболее характерных черт стиля научного мышления ХХ века.

Диалектика немыслима вне принципа противоречивости всего сущего или, в иной, более распространенной форме выражения, вне закона единства и борьбы противоположностей. Кратко диалектику можно определить как учение о единстве противоположностей.

Каждая пара категорий дает в соотношении своих сторон объективное диалектическое противоречие: движение и покой, тождество и различие, единое и многое, необходимое и случайное, действительное и возможное, сущность и ее проявления и т.д. Это противоположности, а в единстве между ними заложено противоречие.

Противоположности или стороны противоречия одновременно находятся в отношениях взаимоисключения, взаимополагания и частичного тождества, взаимопроникновения.

Проблема противоречия не расторжима с проблемой сущности движения, тех изменений, которые постоянно совершаются и в бытии и в мышлении. Противоречие как взаимодействие противоположностей трактуется в динамике в качестве сущности или внутреннего источника всякого изменения - от элементарного механического перемещения и до развития. Эта мысль и фигурирует обычно под названием закона единства и борьбы противоположностей. Ее можно передать и так: все в мире объективно противоречиво; каждое противоречие нестационарно, способ существования противоречия - движение, изменение; первый шаг в постижении сущности любых изменений - выявление противоречивости явлений и процессов.

Вследствие происходящих в предмете изменений он никогда не бывает равным самому себе и выступает как внутренне противоречивый. Даже простое внешнее сопоставление двух вещей вскрывает единство тождества и различия: каждая вещь одновременно и тождественна с другой, и отлична от другой.

Предмет есть единство устойчивости и изменчивости, положительного и отрицательного, отмирающего и нарождающегося и т.д. Каждый предмет, каждое явление есть единство противоположностей. Каждая из сторон единого целого существует лишь постольку, поскольку существует другая, противоположная ей сторона.

1 сторона - взаимополагание, взаимообусловленность, взаимопроникновение противоположных сторон, свойств, тенденций развития целого - существеннейшая черта всякого единства противоположностей.

2 сторона - их взаимное отрицание (борьба противоположностей).

Итак, сущность диалектического противоречия - такое взаимоотношение и взаимосвязь между противоположностями, когда они взаимно утверждают и отрицают друг друга и борьба между ними служит двигательной силой, источником развития.

Борьба противоположностей есть двигательная сила, источник развития: "Развитие есть "борьба" противоположностей". 1

Важная особенность диалектического развития: движение, развитие осуществляется как самодвижение, саморазвитие.

Противоречия не есть нечто неподвижное, неизменное. Раз возникнув, они развиваются, проходят определенные стадии, ступени:

1) этап развития, развертывания противоречий;

2) этап разрешения этих противоречий - снятие данного единства, его исчезновение, что совпадает с коренным качественным изменением предмета. Всякой сущности соответствует множество изменчивых ее проявлений, каждое качество внутренне многообразно.

Движение - это способ существования противоречия, а противоречие, в свою очередь, сущность или источник движения. Закон единства и борьбы противоположностей носит всеобщий характер, т.е. действует во всех сферах жизни: от наиболее элементарных процессов на уровне физической материи до сложнейших явлений общественной жизни и духовного мира человека.

"Единство (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение". 1

Итак, сущность закона единства и борьбы противоположностей: это закон, в силу которого всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрицания; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновением старого и возникновением нового.

Идея развития является важнейшим философским принципом и часто диалектику определяют как учение о развитии, науку о законах развития. Предпосылки идеи развития вызревали как в философии, так и в естественных науках. Идеи изменчивости эволюции высказывались Бюффоном, Кантом, Ламарком, Тюрго, Кондорсе. Впервые эта идея реализуется в качестве основополагающего принципа в философии Гегеля. Далее идея историзма как всеобщий, фундаментальный, методологический ориентир подхода ко всему и вся все более утверждается в культуре.

Принцип развития ориентирует нас на признание закономерности обновления, неизбежности неожиданного, уникального. Чтобы нарисовать картину развития вообще нужно использовать весь арсенал диалектических категорий, не сводя развитие только к процессу необратимых качественных изменений, имеющих определенную направленность. Развитие - это единство изменений качественных и количественных, обратимых и необратимых, системности и асистемности, закономерного и уникального, преемственности и поступательности и т.д.

Такие законы диалектики как закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, отрицание отрицания характеризуют определенные стороны процесса развития.

Процесс исчезновения, уничтожения старого и возникновения нового получает свое обоснование в законе перехода количественных изменений в качественные и обратно. Вне отношения и взаимодействия одной вещи с другими ничего о них знать невозможно.

Вещь - совокупность тех или иных свойств, и познать вещь - значит установить, из каких свойств она состоит?

Сами свойства вещи представляют собой проявление чего-то более существенного, что характеризует вещь. Это более существенное - есть качество вещи. Качество определяет вещь именно как эту, а не иную вещь; представляет собой нечто большее, чем простую совокупность даже существенных свойств, ибо оно выражает единство, целостность вещи, ее относительную устойчивость, тождественность с самой собой.

Структурность вещи позволяет понять, почему изменение или даже утрата тех или иных свойств вещи не ведет непосредственно к изменению ее качества. Качество вещи тождественно с ее конечностью.

Количество. Гегель говорил, что количество есть "снятое качество", т.е. анализ вещей как качества неизбежно приводит нас к категории количества. Количество есть выражение однородности вещей, их подобия, сходства, вследствие чего они могут подвергаться операции увеличения или уменьшения, разделения или объединения. Отличие количества от качества заключается в том, что можно изменить некоторое количество свойства без того, чтобы вещь претерпела какие-либо значительные перемены. Следовательно, количественная определенность не столь тесно связана с состоянием вещи, как качественная.

Связь и взаимозависимость качества и количества называется мерой вещи. Категория меры - такое взаимоотношение между этими сторонами объекта, когда качество его основано на определенном количестве, а последнее есть количество определенного качества. На какой-то ступени количественные изменения достигают такого уровня, когда былая гармония качества и количества превращается в дисгармонию. И тогда старое качественное состояние уступает место новому, словом, происходит то обновление существующего, которое и составляет сущность диалектического развития. Новое качество порождает новые количественные изменения. Количественные изменения совершаются непрерывно и постепенно. Качественные изменения происходят в виде перерыва непрерывности, постепенности. Это значит, что развитие, будучи единством количественных и качественных изменений, есть вместе с тем единство непрерывности и прерывности.

". жизнь и развитие в природе включают в себя и медленную эволюцию, и быстрые скачки, перерывы постепенности". 1

Завершая какой-либо процесс, скачок означает момент качественного изменения предмета, перелом, критическую стадию в развитии. Это период наиболее интенсивного развития, когда старое, отжившее преобразуется, расчищая место для новых, более высоких ступеней процесса. Развитие можно представлять в виде "узловой линии мер" (Гегель).

Типичные и наиболее общие формы скачков:

1) форма сравнительно быстрого и резкого превращения одного качества в другое;

2) форма постепенного качественного перехода, когда объект изменяется не сразу и не целиком, а отдельными своими сторонами, элементами, путем постепенного наполнения качественных изменений.

Формы скачка находятся в зависимости не только от природы объекта, но и от условий, в которых он находится. Этот закон есть такая взаимосвязь и взаимодействие количественных и качественных сторон предмета, в силу которых мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы объектов и условий их развития в разнообразных формах.

Закон отрицания отрицания. Существенную роль в процессе развития играет отрицание. Качественное превращение возможно лишь как отрицание старого состояния. Противоречивость вещи означает, что она содержит в себе свое собственное отрицание.

"Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". 2

Смысл диалектического развития - в таком способе отрицания, который обусловливает дальнейшее развитие. Развитие - это цепь диалектических отрицаний, каждое из которых не только отвергает предшествующие звенья, но и сохраняет положительное, содержащееся в них, все более т более концентрируя в высших звеньях богатство развития в целом. Отрицание: 1) есть условие и момент развития; 2) есть момент связи нового со старым. Предмет одновременно и отрицается, и сохраняется:

а) без предшествующего развития не было бы основы для новых форм;

б) все, что сохраняется от предшествующей ступени развития, переходит на следующую ступень в существенно преобразованном виде.

Отношения исходной формы и первого отрицания - это отношения противоположностей, двух противоположных форм. Необходимость новой ступени отрицания обусловлена следующим: исходная форма и то, что ее отрицает, представляют собой противоположности, они содержат в себе абстрактную односторонность, которая должна быть преодолена, чтобы стало возможным дальнейшее развитие. Поскольку подвергается отрицанию то, что отрицало исходную форму, следовательно, двойное отрицание ведет к восстановлению некоторых сторон, черт этой исходной формы.

"От утверждения к отрицанию - от отрицания к единству с утверждаемым, - без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом" . 1

2) тенденция поступательного, восходящего движения;

3) необратимость процесса отрицания отрицания.

Итак, закон отрицания отрицания есть закон, действием которого обусловливается связь, преемственность между отрицающим и отрицаемым, вследствие чего диалектическое отрицание выступает не как голое "зряшное" отрицание, отвергающее все прежнее развитие, а как условие развития, удерживающего и сохраняющего в себе все положительное содержание предшествующих стадий, повторяющего на высшей основе некоторые черты исходных ступеней и имеющего в целом поступательный, восходящий характер.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ

1. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает - МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ.

3. Закон отрицания отрицания характеризует НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ.

КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЧКОВ

а) бытие - это Вселенная;

в) бытие - это материя. Эти понятия тождественны;

г) бытие - это только природа;

д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, и соз­
нание;

е) бытие - это все, что существует объективно;

ж) бытие - это материя, ее свойства и проявления;

з) бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует
сейчас?

Если принять такое определение понятия бытия, то какое понятие будет его противоположностью?

3. Онтология изучает:

а) происхождение и длительность (границы) бытия;

б) структуру (виды, формы, сферы и их соотношение) бытия;

в) движение и развитие бытия;

г) субстанцию бытия;

д) фундаментальные законы бытия.

Продолжите перечисление важнейших проблем и основных вопро­сов онтологии (назовите не менее 5).

4. Какие из приведенных ниже определений материи являются фи­
лософскими:

а) материя - это все то, что обладает массой или энергией;

б) материя есть все состоящее из атомов;

в) материя - это вещество, поле и вакуум;

г) материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

д) материя - это инобытие абсолютной идеи;

е) материя - это конечная субстанция, первооснова всего сущест­
вующего;

ж) материя есть постоянная возможность ощущений?

8. Философы элейской школы, анализируя природу движения, при­
ходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна
пустота. Но что такое пустота? Это то, что существует, но не имеет ника­
ких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то по­
знать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия.
Значит, пустота - это нечто существующее и в то же время не сущест­
вующее. Таким образом, допущение о существовании движения приводит
к логическому противоречию.

Найдите ошибку в этом рассуждении.

9. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как
таковое нематериально.

Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем ошибка?

Сформулируйте проблему, поставленную автором этого высказыва­ния. Насколько она правомерна? Согласны ли вы с решением, предложен­ным И. С. Нарским?

11. Определите, к каким философским направлениям относятся при­
веденные ниже суждения о пространстве и времени:

а) пространство и время суть формы бытия мирового разума;

б) пространство и время суть объективные формы существования
материи;

в) пространство и время - это формы нашего восприятия;

г) пространство и время суть независимые от материи субстанции.

12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассужда­
ет так: поскольку мир един, то и законы его развития должны везде дей­
ствовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во
Вселенной должны быть похожими друг на друга. Согласны ли вы с та­
ким выводом?



ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Задачи

а) «Развитие - это направленные, необратимые качественные измене­
ния системы (Алексеев, П. В. Диалектический материализм / П. В. Алек­
сеев, А. В. Панин. - М., 1987. - С. 190);

3. Существуют ли общие критерии прогрессивного развития для
живой и неживой природы, а также для общества?

4. На семинарском занятии один студент заявил, что тезис о всеоб­
щей связи явлений не соответствует действительности. Он привел при
этом следующий аргумент: как связано мое выступление на семинаре с
приходом судна в Марсельский порт или взрывом сверхновой звезды в
глубинах Вселенной, свет которой дойдет до нас через несколько сот лет,
как связаны между собой дорожное происшествие с падением курса акций
на Лондонской бирже? Что бы вы ответили студенту?

вами должно обладать отношение, чтобы быть связью? Является ли отно­шением такая связь: А никак не связано с Б?

A. В. Панин. - М.,1987. - С. 231);

B. А. Дмитриенко, В. Н. Сагатовский, Ф. А. Селиванов. - Томск, 1967. -

8. Могут ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две
разные вещи иметь одно и то же качество?

10. Древнегреческие философы сформулировали ряд парадоксов,
которые известны как парадоксы о куче камней и лысом человеке. Сколь­
ко камней составляют кучу? Сколько волос должен потерять человек, что­
бы стать лысым? Как интерпретировать подобные парадоксы с точки зре­
ния закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

16. Можно ли повторяемость свойств химических элементов, кото­
рая выражена в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, рас­
сматривать как проявление закона отрицания отрицания? Аргументируйте
свой ответ.

17. Может ли одна и та же сущность иметь различные проявления?
Может ли одно и то же явление иметь разные сущности? Приведите при­
меры.

18. Выделите сущность и явление в следующих примерах: горение
электрической лампы; заболевание человека гриппом; восстание Е. Пуга­
чева; инфляция; атомный взрыв.

19. Дайте характеристику приведенным ниже явлениям с точки зре­
ния категорий единичного, особенного и всеобщего:

а) материя; е) тополь, посаженный Ю. Гагариным;

б) Вселенная; ж) выдающаяся личность;

в) Марс; з) кольца Сатурна;

г) тополь; и) культ личности;

д) Бородинское сражение; к) Южный полюс.

21. В небольшом поселке Озерный было совершено преступление.
Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжову. Хотя рана не бы­
ла смертельной, но пострадавший потерял много крови. Когда он был дос­
тавлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для пере­
ливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить
кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря
на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор
обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обви­
няемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для
наступления смерти Рыжова, т.к. рана не была смертельной и в случае
летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой
группы пострадавший, безусловно, был бы спасен. Дайте анализ ситуации
с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению,
ближе к истине: прокурор или адвокат?

а) в 1895 г. Рентген ставил опыты с трубкой Крукса, которую он на­
крывал футляром из черного картона. Случайно на столе оказался лист бу­
маги, покрытый платиносинероидным барием. Пропустив ток через труб­
ку, Рентген заметил, что бумага люминесцирует. Он предположил, что это
явление вызывается неизвестными лучами. Так были открыты Х-лучи;

б) спустя несколько месяцев после открытия Рентгена французский
ученый А. Беккерель решил узнать, не испускают ли X-лучи обычные те­
ла, фосфорисцирующие после освещения. Освещая солнечным светом
пластинки, покрытые солями урана, Беккерель затем заворачивал их в
черную бумагу и оставлял рядом с фотокассетами, надеясь, что Х-лучи
пройдут сквозь бумагу и оставят след на фотопластинке. И действительно,
пластинка потемнела. Беккерель решил повторить опыт. Но стояла пас­
мурная погода, и ему пришлось отложить опыт. Дождавшись солнечного
дня, он достал соли урана для того, чтобы осветить их, и обнаружил, что
фотопластинки потемнели, как и прежде, хотя соли не освещались солн­
цем. Так было открыто радиоактивное излучение;

в) Л. Пастер, проводя один из своих опытов, за неимением свежей
культуры холеры привил курице несвежую культуру. И курица неожидан­
но выздоровела. Так, случай помог Пастеру открыть метод вакцинации;

г) в 1928 г. А. Флеминг, перебирая коллекцию культур различных микробов, случайно обнаружил, что в одной из чашек, где в питательном бульоне росли стафилококки, образовалась свободная зона. Флеминг за­интересовался этим явлением. Так были открыты антибиотики.

Нет ли в этом объяснении тренера философской ошибки?

Является ли эта фраза в действительности чистой формой, лишен­ной всякого содержания?

25. Приведите примеры из области науки, политики и культуры, ко­
торые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности
используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать
различную форму.

26. Определите, какие из приведенных ниже явлений формально
возможны, реально возможны, невозможны:

а) создан вечный двигатель;

б) из зерна пшеницы вырастет дуб;

г) создана мыслящая машина;

д) заключено соглашение о запрещении ядерного оружия;

е) в стоящем на раскаленной плите чайнике вода замерзла.
Аргументируйте свой ответ.

27. Существует выражение: в мышлении все возможно. Так ли это?
Нет ли таких явлений, объектов, которые невозможны даже в мышлении,
которые невозможно было бы понять, представить, вообразить? Можно ли
к числу таких объектов отнести: круглый квадрат, многомерное простран­
ство, конечную, но безграничную Вселенную, самое большое число и т.д.?

28. В науке и технике существуют такие термины: техническая воз­
можность, принципиальная возможность, теоретическая возможность,
практическая возможность. Переведите эти термины на язык философских
категорий.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ

Задачи

а) бытие - это Вселенная;

в) бытие - это материя. Эти понятия тождественны;

г) бытие - это только природа;

д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, и соз­
нание;

е) бытие - это все, что существует объективно;

ж) бытие - это материя, ее свойства и проявления;

з) бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует
сейчас?

Если принять такое определение понятия бытия, то какое понятие будет его противоположностью?

3. Онтология изучает:

а) происхождение и длительность (границы) бытия;

б) структуру (виды, формы, сферы и их соотношение) бытия;

в) движение и развитие бытия;

г) субстанцию бытия;

д) фундаментальные законы бытия.

Продолжите перечисление важнейших проблем и основных вопро­сов онтологии (назовите не менее 5).

4. Какие из приведенных ниже определений материи являются фи­
лософскими:

а) материя - это все то, что обладает массой или энергией;

б) материя есть все состоящее из атомов;

в) материя - это вещество, поле и вакуум;

г) материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

д) материя - это инобытие абсолютной идеи;

е) материя - это конечная субстанция, первооснова всего сущест­
вующего;

ж) материя есть постоянная возможность ощущений?

8. Философы элейской школы, анализируя природу движения, при­
ходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна
пустота. Но что такое пустота? Это то, что существует, но не имеет ника­
ких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то по­
знать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия.
Значит, пустота - это нечто существующее и в то же время не сущест­
вующее. Таким образом, допущение о существовании движения приводит
к логическому противоречию.

Найдите ошибку в этом рассуждении.

9. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как
таковое нематериально.

Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем ошибка?

Сформулируйте проблему, поставленную автором этого высказыва­ния. Насколько она правомерна? Согласны ли вы с решением, предложен­ным И. С. Нарским?

11. Определите, к каким философским направлениям относятся при­
веденные ниже суждения о пространстве и времени:

а) пространство и время суть формы бытия мирового разума;

б) пространство и время суть объективные формы существования
материи;

в) пространство и время - это формы нашего восприятия;

г) пространство и время суть независимые от материи субстанции.

12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассужда­
ет так: поскольку мир един, то и законы его развития должны везде дей­
ствовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во
Вселенной должны быть похожими друг на друга. Согласны ли вы с та­
ким выводом?

ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Задачи

а) «Развитие - это направленные, необратимые качественные измене­
ния системы (Алексеев, П. В. Диалектический материализм / П. В. Алек­
сеев, А. В. Панин. - М., 1987. - С. 190);

3. Существуют ли общие критерии прогрессивного развития для
живой и неживой природы, а также для общества?

4. На семинарском занятии один студент заявил, что тезис о всеоб­
щей связи явлений не соответствует действительности. Он привел при
этом следующий аргумент: как связано мое выступление на семинаре с
приходом судна в Марсельский порт или взрывом сверхновой звезды в
глубинах Вселенной, свет которой дойдет до нас через несколько сот лет,
как связаны между собой дорожное происшествие с падением курса акций
на Лондонской бирже? Что бы вы ответили студенту?

вами должно обладать отношение, чтобы быть связью? Является ли отно­шением такая связь: А никак не связано с Б?

A. В. Панин. - М.,1987. - С. 231);

B. А. Дмитриенко, В. Н. Сагатовский, Ф. А. Селиванов. - Томск, 1967. -

8. Могут ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две
разные вещи иметь одно и то же качество?

10. Древнегреческие философы сформулировали ряд парадоксов,
которые известны как парадоксы о куче камней и лысом человеке. Сколь­
ко камней составляют кучу? Сколько волос должен потерять человек, что­
бы стать лысым? Как интерпретировать подобные парадоксы с точки зре­
ния закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

16. Можно ли повторяемость свойств химических элементов, кото­
рая выражена в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, рас­
сматривать как проявление закона отрицания отрицания? Аргументируйте
свой ответ.

17. Может ли одна и та же сущность иметь различные проявления?
Может ли одно и то же явление иметь разные сущности? Приведите при­
меры.

18. Выделите сущность и явление в следующих примерах: горение
электрической лампы; заболевание человека гриппом; восстание Е. Пуга­
чева; инфляция; атомный взрыв.

19. Дайте характеристику приведенным ниже явлениям с точки зре­
ния категорий единичного, особенного и всеобщего:

а) материя; е) тополь, посаженный Ю. Гагариным;

б) Вселенная; ж) выдающаяся личность;

в) Марс; з) кольца Сатурна;

г) тополь; и) культ личности;

д) Бородинское сражение; к) Южный полюс.

21. В небольшом поселке Озерный было совершено преступление.
Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжову. Хотя рана не бы­
ла смертельной, но пострадавший потерял много крови. Когда он был дос­
тавлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для пере­
ливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить
кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря
на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор
обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обви­
няемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для
наступления смерти Рыжова, т.к. рана не была смертельной и в случае
летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой
группы пострадавший, безусловно, был бы спасен. Дайте анализ ситуации
с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению,
ближе к истине: прокурор или адвокат?

а) в 1895 г. Рентген ставил опыты с трубкой Крукса, которую он на­
крывал футляром из черного картона. Случайно на столе оказался лист бу­
маги, покрытый платиносинероидным барием. Пропустив ток через труб­
ку, Рентген заметил, что бумага люминесцирует. Он предположил, что это
явление вызывается неизвестными лучами. Так были открыты Х-лучи;

б) спустя несколько месяцев после открытия Рентгена французский
ученый А. Беккерель решил узнать, не испускают ли X-лучи обычные те­
ла, фосфорисцирующие после освещения. Освещая солнечным светом
пластинки, покрытые солями урана, Беккерель затем заворачивал их в
черную бумагу и оставлял рядом с фотокассетами, надеясь, что Х-лучи
пройдут сквозь бумагу и оставят след на фотопластинке. И действительно,
пластинка потемнела. Беккерель решил повторить опыт. Но стояла пас­
мурная погода, и ему пришлось отложить опыт. Дождавшись солнечного
дня, он достал соли урана для того, чтобы осветить их, и обнаружил, что
фотопластинки потемнели, как и прежде, хотя соли не освещались солн­
цем. Так было открыто радиоактивное излучение;

в) Л. Пастер, проводя один из своих опытов, за неимением свежей
культуры холеры привил курице несвежую культуру. И курица неожидан­
но выздоровела. Так, случай помог Пастеру открыть метод вакцинации;

г) в 1928 г. А. Флеминг, перебирая коллекцию культур различных микробов, случайно обнаружил, что в одной из чашек, где в питательном бульоне росли стафилококки, образовалась свободная зона. Флеминг за­интересовался этим явлением. Так были открыты антибиотики.

Нет ли в этом объяснении тренера философской ошибки?

Является ли эта фраза в действительности чистой формой, лишен­ной всякого содержания?

25. Приведите примеры из области науки, политики и культуры, ко­
торые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности
используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать
различную форму.

26. Определите, какие из приведенных ниже явлений формально
возможны, реально возможны, невозможны:

а) создан вечный двигатель;

б) из зерна пшеницы вырастет дуб;

г) создана мыслящая машина;

д) заключено соглашение о запрещении ядерного оружия;

е) в стоящем на раскаленной плите чайнике вода замерзла.
Аргументируйте свой ответ.

27. Существует выражение: в мышлении все возможно. Так ли это?
Нет ли таких явлений, объектов, которые невозможны даже в мышлении,
которые невозможно было бы понять, представить, вообразить? Можно ли
к числу таких объектов отнести: круглый квадрат, многомерное простран­
ство, конечную, но безграничную Вселенную, самое большое число и т.д.?

28. В науке и технике существуют такие термины: техническая воз­
можность, принципиальная возможность, теоретическая возможность,
практическая возможность. Переведите эти термины на язык философских
категорий.

Читайте также: