План урока лабораторная работа

Обновлено: 05.07.2024

1.4. Разработать план урока в соответствии со структурой плана-конспекта урока.

Лабораторно-практическое занятие — одна их форм организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, при которой доминирует практическая составляющая, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в лаборатории; лпз делятся на иллюстра­тивные, исследовательские и комплексные.

Основные характеристики урока (ЛПЗ):

· большая самостоятельность деятельности учащихся, которая осуще­ствляется с помощью инструкционной карты или методической разработки этапов проведения эксперимента (исследования);

· результатом деятельности учащихся является проверка закономер­ностей, изученных на уроках формирования теоретических знаний, или ус­тановление, выявление новых для себя соотношений между системой пара­метров изучаемых устройств;

· выполнение одной лабораторной работы бригадой учащихся (2-3 человека);

· управление деятельностью учащихся преподавателем осуществляет­ся посредством инструктирования.

Каждый инструктаж преподаватель сочетает с контролем деятельно­сти учащихся. В связи с этим выделяют контроль за подготовкой учащихся к работе, текущий контроль и контроль выполненных лабораторных работ (проверка и оценка отчета, отражающего результаты выполнения ЛПР).

Лабораторные работы могут проводиться фронтально. Фронтальный способ организации характеризуется тем, что все учащиеся группы выпол­няют одну и ту же лабораторную работу. В этом случае облегчается руко­водство преподавателя деятельностью учащихся, появляется возможность проводить работы исследовательского характера. В то же время для реали­зации этого способа необходимо в лаборатории иметь достаточное количе­ство однотипного оборудования.

Для проведения работ исследовательского типа необходимо в мето­дической разработке раскрыть программу проведения исследования и всю последовательность выполняемых операций.

В методических рекомендациях указывается цель проведения работы. Затем устанавливается предмет исследования. Это необходимо для того, чтобы конкретизировать область исследования. Например, при проведении лабораторной работы по архитектуре ЭВМ предметом исследования может системный блок

Далее определяется метод исследования. Ведущими методами в являются: конструирование, моделирование, анализ свойств, функций и т.д.

Затем предлагается необходимое оборудование: системный блок, демонстрационный стенд, отдельные устройства.

После этого следует показать принципиальную схему исследования, чтобы учащиеся понимали место и значение устройств на лабораторном стенде.

Далее следует этап проведения лабораторной работы, который преду­сматривает:

Следующий, основной, этап - проведение лабораторной работы. Он включает в себя перечень заданий. Содержание заданий соответствует ме­тодам исследования. Этот этап лучше всего представить в виде технологи­ческой карты.

Технологическая карта лабораторной работы

№ п/п Содержание задания Метод исследования Операция и способ выполнения Контроль

В методических рекомендациях дается форма отчета учащегося по лабораторной работе. Как правило, отчет содержит: название и цель, со­держание работы, задание, исходные данные для выполнения, необходимые схемы, эскизы и чертежи, порядок проведения, описание проведенных эксперимен­тов, анализы и расчеты, выводы.

2. Разработка инструкции проведения лабораторной работы.

2.1. Из программы предмета выбрать тему лабораторной работы по рассматриваемому учебному материалу.

2.2. Сформулировать цель лабораторной работы, планируя частично-поисковую деятельность учащегося.

2.3. Сформулировать проблему исследования и определить этапы проведения работы.

2.4. Составить перечень необходимого оборудования.

2.5. Разработать принципиальную схему для проведения исследова­ния.

2.6. Представить технологическую карту лабораторной работы.




2.7. Привести форму таблиц для фиксации измеренных параметров и расчетных значений параметров.

2.8. Определить форму и содержание отчета, представляемого уча­щимися.

2.9. Привести пример карты программированного контроля знаний и умений учащихся: первый уровень контроля - 3 вопроса; второй - 4 вопро­са; третий - 3 вопроса.

Этапы проведения ЛПР:

1. Организация начала занятия

2. Целевая ориентация

3. Актуализация опорных знаний

4. Вводный инструктаж по проведению исследования, выдача документации (технологической карты, формы отчета)

5. Самостоятельная исследовательская работа учащихся согласно методическим указаниям к ЛПР (программе исследования)

6. Подготовка отчета

7. Проверка и оценка выполненной работы

8. Подведение итогов

Разработка плана урока теоретического обучения

1.1. Записать тему урока.

1.2. Сформулировать цель урока.

1.3. Разработать модель презентации.

1.4. Разработать план урока в соответствии со структурой плана-конспекта урока.

Лабораторно-практическое занятие — одна их форм организации учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся, при которой доминирует практическая составляющая, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в лаборатории; лпз делятся на иллюстра­тивные, исследовательские и комплексные.

Основные характеристики урока (ЛПЗ):

· большая самостоятельность деятельности учащихся, которая осуще­ствляется с помощью инструкционной карты или методической разработки этапов проведения эксперимента (исследования);

· результатом деятельности учащихся является проверка закономер­ностей, изученных на уроках формирования теоретических знаний, или ус­тановление, выявление новых для себя соотношений между системой пара­метров изучаемых устройств;

· выполнение одной лабораторной работы бригадой учащихся (2-3 человека);

· управление деятельностью учащихся преподавателем осуществляет­ся посредством инструктирования.

Каждый инструктаж преподаватель сочетает с контролем деятельно­сти учащихся. В связи с этим выделяют контроль за подготовкой учащихся к работе, текущий контроль и контроль выполненных лабораторных работ (проверка и оценка отчета, отражающего результаты выполнения ЛПР).

Лабораторные работы могут проводиться фронтально. Фронтальный способ организации характеризуется тем, что все учащиеся группы выпол­няют одну и ту же лабораторную работу. В этом случае облегчается руко­водство преподавателя деятельностью учащихся, появляется возможность проводить работы исследовательского характера. В то же время для реали­зации этого способа необходимо в лаборатории иметь достаточное количе­ство однотипного оборудования.

Для проведения работ исследовательского типа необходимо в мето­дической разработке раскрыть программу проведения исследования и всю последовательность выполняемых операций.

В методических рекомендациях указывается цель проведения работы. Затем устанавливается предмет исследования. Это необходимо для того, чтобы конкретизировать область исследования. Например, при проведении лабораторной работы по архитектуре ЭВМ предметом исследования может системный блок

Далее определяется метод исследования. Ведущими методами в являются: конструирование, моделирование, анализ свойств, функций и т.д.

Затем предлагается необходимое оборудование: системный блок, демонстрационный стенд, отдельные устройства.

После этого следует показать принципиальную схему исследования, чтобы учащиеся понимали место и значение устройств на лабораторном стенде.

Далее следует этап проведения лабораторной работы, который преду­сматривает:

Следующий, основной, этап - проведение лабораторной работы. Он включает в себя перечень заданий. Содержание заданий соответствует ме­тодам исследования. Этот этап лучше всего представить в виде технологи­ческой карты.

Технологическая карта лабораторной работы

№ п/п Содержание задания Метод исследования Операция и способ выполнения Контроль

В методических рекомендациях дается форма отчета учащегося по лабораторной работе. Как правило, отчет содержит: название и цель, со­держание работы, задание, исходные данные для выполнения, необходимые схемы, эскизы и чертежи, порядок проведения, описание проведенных эксперимен­тов, анализы и расчеты, выводы.

2. Разработка инструкции проведения лабораторной работы.

2.1. Из программы предмета выбрать тему лабораторной работы по рассматриваемому учебному материалу.

2.2. Сформулировать цель лабораторной работы, планируя частично-поисковую деятельность учащегося.

2.3. Сформулировать проблему исследования и определить этапы проведения работы.

2.4. Составить перечень необходимого оборудования.

2.5. Разработать принципиальную схему для проведения исследова­ния.

2.6. Представить технологическую карту лабораторной работы.

2.7. Привести форму таблиц для фиксации измеренных параметров и расчетных значений параметров.

2.8. Определить форму и содержание отчета, представляемого уча­щимися.

2.9. Привести пример карты программированного контроля знаний и умений учащихся: первый уровень контроля - 3 вопроса; второй - 4 вопро­са; третий - 3 вопроса.

Этапы проведения ЛПР:

1. Организация начала занятия

2. Целевая ориентация

3. Актуализация опорных знаний

4. Вводный инструктаж по проведению исследования, выдача документации (технологической карты, формы отчета)

5. Самостоятельная исследовательская работа учащихся согласно методическим указаниям к ЛПР (программе исследования)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока на тему: Лабораторная работа "Определение условий плавания тел".

Дата : ФИО учителя:

класс: Участвовали: Не участвовали:

Цели обучения:

7.3.1.14 исследовать условия плавания тел;

7.1.3.3 знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики.

Анализируют и оценивают условия плавания тел

Критерии оценивания

Умеет самостоятельно правильно определять цель лабораторной работы;

Самостоятельно грамотно использует физические приборы ,

Выполняет измерения и вычисления физических величин (вес тела, силу Архимеда );

грамотно оформляет ход выполнения лабораторной работы;

анализирует полученный результат;

самостоятельно делает выводы.

Языковые задачи

Лексика и терминология, специфичная для предмета: условия плавания тел, тело всплывает, тело плавает, тело тонет

Серия полезных фраз для диалога:

1) Тело находится в равновесии в том случае…..

2) Если тело находится на дне…..

3) Тело будет всплывать, если …..

Воспитание ценностей

Формировать навыки совместной творческой работы и бережного отношения к своему здоровью

естествознание 5кл; география материков и океанов 6 кл

Предыдущие знания

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок

Демонстрация: возьмем стакан с насыщенным раствором соли в воде. Теперь опустим три однородных кубика одинакового объема- из пластилина, картофеля и пенопласта. Что же мы с вами увидели? (дети объясняют увиденное- пластилиновый тут же опустился на дно, кубик из картофеля погрузился в жидкость и плавает в внутри нее, а пенопластовый кубик плавает на поверхности, лишь частично погрузившись в воду). Почему тела равного объема, находящиеся в одной и той же жидкости ведут себя по разному?

К. Совместное определение темы урока, цели урока

стакан с насыщенным раствором соли в воде, кубики из пластилина, картофеля, пенопласта

Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

Куда эта сила направлена?

От чего она зависит?

Одинаковая ли архимедова сила будет действовать на три тела, полностью погруженные в одну и ту же жидкость и имеющие одинаковые объемы?

Куда направлена сила тяжести? От чего она зависит? Чему она равна?

Составьте соотношения для сил тяжести и Архимеда в каждом случае и определите направление равнодействующей сил.

Устная обратная связь учителя

И. Задание 1

Будет ли плавать на поверхности воды игрушечная

машинка, если ее масса 100г, а ее объем 150 см 3



- определяет плотность тела;

- сравнивает плотность тела и воды;

- вычисляет силу тяжести;

- вычисляет силу Архимеда

- определяет условия плавания тел

- определяет плотность тела;

- сравнивает плотности тела и воды;

- определяет условия плавания тел.

- определяет плотность тела;

- сравнивает плотности тела и воды;

- определяет условия плавания тел.

- определяет плотность тела;

- сравнивает плотности тела и воды;

- определяет условия плавания тел.

П. Лабораторная работа.

Цель работы:

Работа в парах «Проверка условий плавания тел

Дескрипторы:

- определяет объем тела;

- вычисляет выталкивающую силу;

- вычисляет вес тела;

- определяет опускается на дно, плавает или всплывает тело.

С помощью динамометра определите силу тяжести,

действующую на тело;

2. Используйте мензурку для определения объема тела.

3. Вычислите выталкивающую силу

4. Сравните силу тяжести и выталкивающую силу

6. Заполните таблицу:

Объядиняются в группы и представляют полученные

результаты, делают выводы

Взаимооценивание по готовым ответам на слайде

Результат высвечивается на интерактивной доске

Домашнее задание:

Найдите стихи и поговорки, в которых говорится об условиях плавания тел.





Дифференциация - каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание - как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности, связь с ИК

Запланирована на уроке дифференциация по темпу, по содержанию заданий-разноуровневые, по оказанию поддержки, по оцениванию.

Ученики учатся на уроке: умению видеть физические явления и законы в окружающем нас мире; использовать знания об условиях плавания тела; развивают ответственность, самостоятельность, активность, умение логически мыслить, сравнивать, делать выводы.

Здоровьесберегающие технологии. Создание комфортных условий на уроке и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Пункты Правил техники безопасности, используемых на данном уроке: бережно обращаться с предложенным оборудованием, аккуратно работаем со стеклянными мензурками и стаканчиками.

Формируются навыки совместной (групповой) творческой работы и бережного отношения к своему здоровью, имуществу школы на уроке.

Рефлексия по уроку:

Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиеся достигли цели обучения?

Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему?

Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока?

Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы
использовать при планировании следующего урока?


Урок формирует умения экспериментального нахождения физической величины с использованием формул, характеризующих данное явление – пользуясь формулой линзы, определить её фокусное расстояние.

Описание разработки

Цели урока:

Образовательные: сформировать умения экспериментального нахождения физической величины с использованием формул, характеризующих данное явление – пользуясь формулой линзы, определить её фокусное расстояние; продолжить работу по формированию умений делать выводы и оформлению результатов в виде таблиц;

Воспитательные: формирование убеждённости в получении правильного результата при использовании модельных представлений в познаваемости окружающего мира;

Развивающие: заканчивая выполнение лабораторных работ указать на основной метод научного познания, применяемый нами при их выполнении. Теория – вывод – опыт Úтеоретический метод.

Основной материал: Лабораторная работа. Решение задач.

Организация деятельности учащихся.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Ставится цель урока, намечаются пути её достижения и указываются критерии её достижения.

2. Проверка домашнего задания.

Тест 30 по уроку 62. 1.

Работа выполняется согласно описанию в учебнике.

Цель: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.

Оборудование: собирающая линза, экран, электрическая лампа с колпачком в котором сделана прорезь, источник тока, измерительная лента, направляющая линейка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Будьте осторожны при работе с линзами. Не давите на поверхность линз руками, не роняйте их на пол, не прикладывайте линзы к глазам.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять.

Положите на стол направляющую линейку, у конца которой установите экран.

Между окном и экраном установите линзу. Перемещайте линзу вдоль направляющей линейки до тех пор, пока не получите на экране изображение окна. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет фокусное расстояние линзы F (оно будет тем точнее, чем дальше находится линза от окна). Отметьте на линейке фокусное расстояние линзы F.

Последовательно располагайте лампу на различных расстояниях d от линзы:

Каждый раз наблюдайте полученное изображение нити накала лампы. Измеряйте в каждом случае расстояние от лампы до линзы d, от линзы до изображения f. Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом случае: увеличенное - уменьшенное; действительное - мнимое; прямое – обратное (перевернутое).

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИКИ.

Лабораторная работа №9

Булынский Анатолий Николаевич, учитель физики

Цели урока: Образовательные: сформировать умения экспериментального нахождения физической величины с использованием формул, характеризующих данное явление – пользуясь формулой линзы, определить её фокусное расстояние; продолжить работу по формированию умений делать выводы и оформлению результатов в виде таблиц;

Воспитательные: формирование убеждённости в получении правильного результата при использовании модельных представлений в познаваемости окружающего мира;

Развивающие: заканчивая выполнение лабораторных работ указать на основной метод научного познания, применяемый нами при их выполнении. Теория – вывод – опыт теоретический метод.

Основной материал: Лабораторная работа. Решение задач.

Организация деятельности учащихся.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Ставится цель урока, намечаются пути её достижения и указываются критерии её достижения.
2. Проверка домашнего задания.

Тест 30 по уроку 62.1.

Цель: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.

Оборудование: собирающая линза, экран, электрическая лампа с колпачком в котором сделана прорезь, источник тока, измерительная лента, направляющая линейка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Будьте осторожны при работе с линзами. Не давите на поверхность линз руками, не роняйте их на пол, не прикладывайте линзы к глазам.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять.

Ход работы.

Положите на стол направляющую линейку, у конца которой установите экран.

Между окном и экраном установите линзу. Перемещайте линзу вдоль направляющей линейки до тех пор, пока не получите на экране изображение окна. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет фокусное расстояние линзы F (оно будет тем точнее, чем дальше находится линза от окна). Отметьте на линейке фокусное расстояние линзы F.

Последовательно располагайте лампу на различных расстояниях d от линзы:

1) d F; 2) F d F; 3) d 2F.

Каждый раз наблюдайте полученное изображение нити накала лампы. Измеряйте в каждом случае расстояние от лампы до линзы d, от линзы до изображения f. Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом случае: увеличенное - уменьшенное; действительное - мнимое; прямое – обратное (перевернутое).

Цель работы: Вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.

Задачи урока:

Пояснительная записка.

Для повышения эффективности проведения лабораторной работы, научила учеников 9 класса работать на ПК в среде Excel (создавать расчетную таблицу). Это позволило автоматизировать вычисления физической величины - ускорения. Ребята за один урок провели 6 экспериментов, выполнили расчетные задания, ответили на вопросы и решили задачи по полученным в ходе выполнения работы, значениям. Использование ПК позволило более полно использовать рабочее время на уроке, а ученики научились работать в среде Excel: создавать расчетную таблицу, вводить в нее формулу, копировать эту формулу формальным образом. Эти, несомненно, полезные навыки работы на ПК пригодятся детям и в дальнейшем. Экономия времени на уроке, за счет автоматизации вычислений, 17 минут.

Лабораторная работа №1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Цель работы: Вычислить ускорение, с которым скатывается шарик по наклонному желобу.

Средства измерения:

  1. Желоб.
  2. Шарик.
  3. Штатив с муфтами и лапкой.
  4. Металлический цилиндр.

1. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту. С помощью измерительной ленты определите длину перемещения s шарика, равную 1 метр, и у нижнего конца желоба положите металлический цилиндр.

2. Пустив шарик, одновременно включите секундомер, как только шарик ударится о металлический цилиндр, выключите секундомер.

3. Повторите опыт 6 раз, записывая каждый раз время движения шарика.

4. Результаты измерений занесите в рабочую таблицу:

№ опыта S, м t, с а, м/с 2
1 1,0
2 1,0
3 1,0
4 1,0
5 1,0
6 1,0
aср=

5. По формуле: а = 2*s/t 2 - найдите значение модуля ускорения, а затем рассчитайте среднее значение модуля ускорения:

6. Объясните (устно), почему получались разные значения времени.

7. Задание: по данным первого опыта вычислите максимальное значение скорости шарика.

8. Почему в предыдущей задаче мы не воспользовались значением aср, а взяли значение а1?

Читайте также: