От каких предметов можно отказаться в 10 классе школы

Обновлено: 02.07.2024

На родительском собрании объяснили нововведение, которое коснется всех школ страны с нового учебного года. В каждой школе теперь девятиклассников будут не переводить автоматически в следующий класс, как это было всегда, а выпускать, т.е., дети будут забирать документы. А потом, снова сдавать их, чтобы поступить в 10-й класс. Поступление будет вестись на основании рейтинга, который будет составляться из баллов, набранных на ОГЭ (экзамены после 9-го класса), из оценок за 9-й класс, из хороших результатов на олимпиадах.

Может получиться, что в вашу школу попросятся ученики из других районов, даже из других городов. Тогда, если ваш ребенок не пройдет по рейтингу, он может и не попасть в свою же школу, в своем районе. Родителей так и предупредили - имейте планы А, Б и Цэ.

Каждая школа должна будет внедрить в 10-11-х классах различные профили, например, технологический, естественнонаучный, общественно-экономический. Даже, если она не имеет возможности вести обучение с уклоном, самые обычные классы назовут каким-нибудь профилем. Честь остаться обязательными базовыми предметами для всех профилей получили: математика, русский язык, литература, история, обществознание, астрономия, ОБЖ и физкультура. Выбираешь какой-нибудь профиль, получаешь эти базовые предметы и несколько других из своего профиля (точное деление на предметы в профилях не запомнил, презентацию прокрутили быстро). Но, если школьник, влюбленный, например, в химию, выбрал естественнонаучный профиль, то он сможет выбрать не из своего профиля только ОДИН предмет: или физику, или информатику, и т.п. И наоборот, физики смогут учить либо химию, либо биологию, либо географию.

У учителей вызывает вопрос обязательное преподавание экономики в общественно-экономическом профиле. Насколько я знаю, в педагогических вузах до сих пор учителей экономики еще не готовили. Кто и как будет вести этот предмет, непонятно.

В школах помимо профилей также будут внедрять подобие элективов - если от пяти учеников из любых профилей выберут физику, то введут такой факультативный предмет, но назовут его не "физика", а, например, "решение задач по физике", и преподавать сам предмет не будут. Все это пишу со слов завуча.

Добавлю еще одну "наработку" руководителей Минпросвещения, напрямую не касающуюся школ: в ближайшее время родителям начнут выдавать сертификаты на обучение в системе дополнительного образования. На эти бумажки вы сможете выбрать некоторое количество секций, кружков, курсов и т.п. И, если сертификатов на все нужные кружки не хватит, родители смогут за определенную плату докупить их еще.

Все это фактология. Выводы о том, куда ведут нашу систему образования, делаем сами.

Вот пункт 9, вступительная часть:

9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Далее в пункте раскрываются детали стандарта по каждому предмету.

В пункте 18.3.1 пишется об учебном плане. Но и в нем ничего не говорится об обязательном НАБОРЕ предметов. Наоборот, говорится о том, что в плане должны быть предметы из списка обязательных предметов по выбору. Вот текст:

Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.

Формирование учебных планов организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей

Т.е., там показывается, из чего выбирать, а не что именно и в каком наборе преподавать. Если бы все обязательные предметы, упомянутые в пункте были обязательны к изучению в полном составе, то в каждой школе с 2014 года преподавали бы и "Экологию", и "Россию в мире", и "Право" и т.п.

Большинство учащихся мечтают избавиться от ОБЖ и технологии

Первое место среди самых ненужных предметов по мнению учащихся с большим отрывом заняли ОБЖ. За ликвидацию данной дисциплины высказалось 69% школьников, указав, что уроки проводятся формально и не дают никаких практических навыков. 57% старшеклассников посчитали абсолютно бесполезным предметом технологию: ребята назвали предмет скучным, а также отметили, что разделение программы на мужскую и женскую в наше время уже не актуально.

Изгнать из школы астрономию захотели 38% школьников: по мнению учащихся, этот предмет слишком сложный и никогда не пригодится в жизни. Каждый пятый опрошенный предложил исключить из программы основы религиозной культуры: по словам ребят, вопросы религии для них являются слишком личными. 17% учащихся предпочли отказаться от уроков краеведения, а 15% считают бесполезными школьные уроки музыки и рисования.

По мнению педагогов, выбор ненужных предметов старшеклассниками во многом определялся тем, что по этим дисциплинам не сдают ЕГЭ. Однако из опроса учащихся можно сделать вывод и о системных проблемах преподавания указанных предметов в российских школах.

Учитель ОБЖ Николай Топорков считает, что значимость его предмета незаслуженно недооценивается уже многие годы самими школами, поэтому и дети считают его бесполезным.

– Проблема в том, что квалифицированных педагогов по ОБЖ в стране практически нет, – говорит учитель. – В педвузах отдельного направления подготовки по этой дисциплине не предусмотрено. Да и многие школы стремятся максимально сократить количество часов на преподавание дисциплины. Серьезные вопросы вызывает и программа, в которой большая часть времени отводится теории, а не практике. На деле именно практические знания из курса ОБЖ необходимы всем нам в повседневной жизни. Многие люди не знают элементарных правил безопасности, единицы могут правильно оказать первую помощь другому человеку. Все это в том числе – последствие многолетнего наплевательского отношения к преподаванию ОБЖ в школах.

Необходимость изучения астрономии многие педагоги ставят под сомнение, как и школьники. По мнению учителя физики и астрономии Дарьи Мельниковой, этот предмет не следовало делать обязательным в старших классах.

– С 2018 года школы обязаны включать астрономию в программу 10-11-го классов, – объясняет педагог. – В это время большинство детей уже определяются с направлением и начинают готовиться к поступлению в вуз. С точки зрения сдачи ЕГЭ этот предмет полезен только тем ребятам, которые сдают выпускной экзамен по физике, так как туда с недавних пор вошел и вопрос по астрономии. Понятно, что все остальные в большинстве своем воспринимает необходимость изучения данного предмета скептически. К тому же он действительно сложный и дается легко далеко не всем. Многие учителя это понимают и оценивают учеников лояльно, чтобы не портить аттестат. На мой взгляд, подобные дисциплины все-таки должны изучаться в специализированных классах или преподаваться в качестве факультатива.

2 июля вступили в силу новые федеральные стандарты для школы. Какие предметы исчезнут из новой программы , чем их заменят и что по этому поводу думают педагоги?

Школа.

Обязательными и едиными для всех теперь будут только шесть дисциплин — это русский язык и литература ( не два разных предмета , как раньше , а именно один), иностранный язык , математика , Россия в мире ( или история), ОБЖ и физкультура.

Кроме этих основных ученику нужно будет выбрать дополнительные дисциплины из так называемых предметных областей. В итоге учебный план должен содержать 9−10 учебных предметов ( включая шесть обязательных) и предусматривать изучение не менее одного предмета из каждой предметной области. Таким образом , выбрать придется три-четыре дисциплины.

Также в стандарте говорится , что итоговую аттестацию по некоторым предметам , изучаемым на базовом уровне , можно будет пройти в 10-м классе.

Прежде времени паниковать не стоит: несмотря на то что новый стандарт уже вступил в силу , учиться по нему будут те дети , которые сейчас пошли во второй класс , так что впереди еще долгих восемь лет , за которые может многое поменяться.

Константин Рогозин,
доцент кафедры экспериментальной физики естественнонаучного факультета АлтГТУ:

Введение государственного стандарта — это событие , последствия которого могут быть катастрофическими для российского физического образования. Новый министр исключил из числа обязательных предметов физику , химию и много других. По моему мнению , это равносильно признанию , что нормальное образование нам не нужно. 12 лет назад наш университет аналогичным образом исключил из числа вступительных экзаменов физику и химию. Это привело к тому , что школьники перестали готовиться к ним , и мы имеем критически низкий уровень начальных знаний по этим предметам.

На Всемирной конференции по обучению физике , в которой я принял участие в июле , меня очень удивил факт , что за последние 10 лет в США на 30% увеличилось число студентов , которые хотят изучать физику. Такая же тенденция наблюдается в Японии , Голландии , Германии.

Мы заранее себя обрекаем на то , что у наших детей не будет адекватной картины мира , которую создает нам именно физика и другие естественнонаучные дисциплины. Будет пользовательский характер знаний и умений , нас нацеливают на потребление , а не на поиск и создание нового контента и новых технологий. В стране уже сейчас очень мало настоящих профессионалов своего дела — и это наблюдается во всех сферах.

Андрей Громов,
директор гимназии № 22:

Факты

Первоначальный проект стандартов предполагал всего четыре обязательных предмета: Россия и мир , ОБЖ , физкультура и индивидуальный проект.

14 обязательных предметов изучают в школе сейчас , их количество менялось с послереволюционных времен только один раз , когда в 80-х годах прошлого века в расписании появилась информатика.

После окончания года у девятиклассника завершается блок основного общего образования. Даже если некоторые подростки не решатся покинуть родные стены, им все равно придется осваивать совершенно новый этап обучения. В результате его завершения школьник получит среднее общее образование. Но перед тем как приступить к процессу, необходимо узнать важный список – какие предметы в России в 10 классе будут включены в образовательный цикл. Информация актуальна, ведь кроме основных занятий появится ряд важных профильных дисциплин.

  • Кто составляет учебный план
  • Изменения в списке предметов в 10 классе в 2021–2022 учебном году
  • Каких предметов не будет в 10 классе
  • Обязательные предметы в 10 классе
  • Выбор профильного направления в 10 классе

Кто составляет учебный план

Предметы в 10 классе в 2021–2022 учебном году

Планированием занимается общеобразовательная организация самостоятельно. Задолго до момента, когда начнутся уроки в 10 классе, в каждой школе по распоряжению директора создается рабочая группа, которая активно участвует в разработке школьного плана. В рабочую группу входят следующие компетентные лица:

  • ряд руководителей методических объединений;
  • заместитель, который возглавляет воспитательные работы;
  • заместитель, занимающийся учебно-воспитательной работой.

План включает основные нормативы всего обучающего процесса. Он подразумевает продолжительность обучения, отражает степень годовой и недельной нагрузки на школьников, а также то, какие предметы будут в 10 классе. Вся информация тщательно рассматривается и обсуждается на педагогическом собрании. По итогу проведенной работы документ утверждает директор образовательного учреждения.

Составленное расписание может меняться по решению вышестоящих органов власти, а также при незапланированном изменении кадрового обеспечения. Могут быть введены курсы, которые обеспечивают потребности и интерес у обучающихся к определенным знаниям. Например, в перечисленные предметы в 10 классе может входить этническая культура.

Общий план подразделяется на базовую часть и часть, которая формируется участниками самого процесса. Обязательная часть, контролирующая школьный процесс в течение всего года, соответствует принятым государственным стандартам, которые находятся в реестре Министерства образования.

Изменения в списке предметов в 10 классе в 2021–2022 учебном году

Предметы в 10 классе (список 2021–2022 года) и их объем будет зависеть от профиля самой школы. Обычно в каждом обучающем заведении этот перечень остается тем же самым, как в предыдущем году. Однако появление некоторых корректив возможно. Например, если учреждение решит сменить программу. А вот занятия, относящиеся к базовым, согласно принятому федеральному перечню останутся во всех учреждениях прежними. В этом случае профиль организации не имеет значения.

В зависимости от принятого решения обучающегося, согласно направлению, будет изменен уровень сложности уроков и набор изучаемых дисциплин. Например, ребенку, выбравшему техническую программу, вряд ли внедрят психологию или географию.

Каких предметов не будет в 10 классе

Каких предметов не будет в 10 классе у ребят, зависит от самой образовательной структуры, вернее, от ее уклона, заверенного руководителем графика. К тому же многое зависит от предпочтения молодым человеком одной из пяти программ.

В зависимости от того, какой профиль будет выбран некоторые науки могут изучаться в различной степени углубления. У преподаваемых курсов появились уровни сложности: базовое или углубленное изучение. Если учесть специальную программу и глубину погружения в курс, то получается большое количество вариантов обучения. Однако одно останется неизменным – это обязательные предметы в 10 классе.

Также важно понимать, что в некоторых заведениях русский и литература разделены – их преподают в отдельные часы. В некоторых регионах страны, где имеется родной язык, его включают помимо имеющегося русского. Астрономию также проходят в этот период, однако изучение просторов космоса чаще всего переносят на следующий год.

Обязательные предметы в 10 классе

В первую очередь обучающихся и родителей интересует то, какие предметы в 10 классе (список базовых уроков) придется изучать на протяжении всего учебного года. В последнее время в действие вступили новые правила, которые подразумевают четкие границы объема всех дисциплин. Они же отображают максимальную загруженность на период одной недели обучения.

Независимо от того, какая учебная неделя введена в конкретной организации, максимальная загрузка не должна превышать тридцать семь академических часов. К тому же минимальный объем зависит от среднего числа выбранных уроков, которые включают перечень как обычных, так и дополнительных дисциплин.

Обязательные занятия включают:

  • ОБЖ;
  • историю;
  • литературу;
  • математику;
  • физкультуру;
  • русский, иностранный язык.

Выбор профильного направления в 10 классе

Буквально несколько лет назад родителям не нужно было переживать о том, какие предметы в 10 классе проводились у старшей группы школьников. Все подростки учились по схожей системе с одинаковыми дисциплинами. Но на данный момент многое изменилось. Теперь некоторые занятия в разных заведениях могут отличаться. Встречается такое, что в параллельно обучающихся группах дети могут заниматься по-разному.

Ранее у детей, проживающих на территории России, был простой выбор – продолжать учиться в школе или нет. Если подросток решал остаться, то он просто переходил в 10-й, продолжая посещать привычные уроки. Относительно недавно, после распада СССР, стали появляться подклассы с математическим уклоном. Позднее появились группы с углубленным изучением иностранных языков.

На данный момент введено несколько профилей. В зависимости от возможностей конкретной организации, количества учеников и перечня других особенностей, дети могут остановить свой выбор на одном из 5 направлений. Однако все пять крайне редко встречаются в одной организации.

Пять направлений включают следующие профили:

  1. Гуманитарные.
  2. Универсальные.
  3. Технологические.
  4. Естественно-научные.
  5. Социально-экономические.

При такой системе для каждой программы разрабатывают свое расписание, которое включает около 3–4 уроков. Им уделяют особое внимание и во время получения информации затрагивают важные темы глубже. Например, гуманитарный уклон включает в себя обязательное введение русского, иностранного, литературы, истории и обществознания. Естественно-научное направление не обходится без химии, биологии, математики и русского языка. Выбор технического уклона подразумевает подробное изучение алгебры, геометрии, физики, информатики, русского.

В связи с различием школьного плана и специального уклона занятия могут значительно отличаться. Поэтому чтобы узнать более конкретно, что будут преподавать учителя, необходимо напрямую обратиться к завучу или директору конкретного образовательного заведения. Некоторые учреждения из-за проведенного голосования могут изменить прошлогодние направления. Действия вызывают модернизацию предыдущей системы, которая подразумевает введение других дисциплин.

Однако несмотря на различия, у обучения есть единая основа. Закрепленный блок стандартных уроков, вне зависимости от предпочитаемой траектории должен изучаться в каждом учреждении.

Читайте также: