Ресурсное обеспечение проекта пример в школе

Обновлено: 16.05.2024

Программно-методические, учебно-методические комплексы.

Семинары, конференции, круглые столы.

Виртуальные методические площадки (вебинары, телемосты, интернет - форумы, профессиональные интернет - сообщества)

Важным условием реализации проекта является наличие необходимых условий, обеспечивающих эффективность проекта.

Организационные условия для реализации проекта

Создание организационных условий позволит выработать алгоритм действий по организации взаимодействия гимназии с другими образовательными учреждениями.

Из числа педагогов, создано 6 проблемно-творческих которые разрабатывают тактику и стратегию проекта по взаимодействию с другими учреждениями.

Руководитель проблемно-творческой группы по связям с другими ОУ

Взаимосвязь с учреждением

Ассоциация языкового образования и международного сотрудничества ALEIC,

штата Индиана, Блюмингтон, США

Проект «Культурное погружение

Рожановская Н. И.

Группы работают по нескольким направлениям:

инвентаризация имеющихся ресурсов,

сбор информации о потребностях родителей и учеников,

разработка нормативных документов по реализации проекта.

Кроме того, производится:

анализ потребностей, вызванных создание данного проекта;

изучение документации по модернизации образования,

составление сметы-заявки на приобретение оборудования и материалов для обеспечения мероприятий реализуемых в рамках проекта;

разработка стратегии по изменению образовательного процесса и стратегического план реализации проекта;

информирование коллектива гимназии (педагоги, учащиеся, родители) о результатах реализации проекта;

разработка пакета методик для отслеживания эффективности реализации проекта.

Кадровое обеспечение реализации проекта

Мероприятия для обеспечения условий:

осуществить подбор педагогов для участия в проекте;

определить практическую и мотивационную готовность педагогов к реализации проекта;

определить и утвердить способы стимуляции учителей, участников проекта.

При подборе кадров важно то, чтобы педагог мог проявлять такие качества как креативность, интеллект, эвристичность, быть помощником ученику.

Научно-методическое обеспечение реализации проекта

Особое значение приобретает все: содержание деятельности методического объединения учителей, участвующих в реализации проекта, периодичность заседаний методического совета и его тематика, организация и контроль деятельности. Главным становится перспективное планирование, прогнозирование процесса развития и его результата.

Нацеленная на достижение запланированного результата работа по научно-методическому обеспечению была поэтапно выстроена.

Изначально был разработан и прописан проект , который объединил цели и задачи, направленные на решение предварительно выявленных проблем, на достижение поставленных результатов, на стратегические изменения в образовательном процессе гимназии. Важную роль при этом на себя взял научно-методический совет гимназии. Он координировал работу педагогов, методических объединений, проблемных творческих групп.

Вторым этапом работы было изучение новых технологий , содержания образовательной деятельности, сопровождение проекта на учебно-методическом уровне, отслеживание результатов, выработка критериев эффективности инновационного процесса – вот ряд основных задач которые последовательно решали методические объединения учителей, методический совет гимназии.

По ходу реализации проекта все педагоги обеспечивались материалами, необходимыми в его деятельности: методической литературой. Фонд медиотеки постоянно пополнялся и обновлялся. Выявить творческий потенциал учителя, изучить и распространить его опыт так же являлось важным этапом научно-методической службы гимназии.

Материально-техническое обеспечение проекта

Материально-технические и информационные условия организации образовательного процесса в полной мере обеспечивают стабильное и эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.

Для организации деятельности используются отдельные аудитории, полностью оснащенные необходимым оборудованием. Информационные ресурсы образовательного процесса имеют положительную динамику:

Показатель на 2009-2010 учебный год

Показатель на 2010-20111 учебный год

Динамика изменения показателя по сравнению с прошлым годом

Количество книг и учебников, словарей

в библиотеке в расчете на одного учащегося

Наличие словарей для перевода текстов

Число кабинетов обучения, оснащенных информационным оборудованием

Среднее количество времени использования Интернета в расчете на одного обучающегося в год

Продолжительность подключения доступа в Интернет

В гимназии обеспечен постоянный доступ в сеть Интернет, функционирует электронная почта, имеется сайт гимназии (), современно оборудованный кабинет информатики на 16 рабочих мест (обновлен в 2011 году). Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими средствами, учебно-вспомогательным материалом, техническими средствами обучения, соответствуют программным требованиям, как для базового, так и для профильного образования.

Кабинеты первых и вторых классов в связи с переходом на новые ФГОС оборудованы автоматизированным рабочим местом педагога, интерактивным оборудованием, которые позволяют широко использовать информационные ресурсы для создания презентаций, оформления проектных работ, видеороликов, участия ребят в различных онлайн-тестированиях, конкурсах.

В организации образовательного процесса используются технические средства обучения в следующем количестве:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Достижение учащимися основной школы метапредметных результатов освоения образовательной программы по биологии через проектную деятельность

Сроки выполнения проекта: октябрь 2012 – май 2017гг

Постановка проблемы

Решение этой задачи может произойти путем реализации учащимися собственных внутренних резервов, а также за счет внедрения таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию у каждого школьника самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию и творческому саморазвитию.

Метод проектов является одним из эффективных методов обучения, позволяющий рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение при решении конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

Предмет деятельности: метапредметная направленность содержания образования через проектную деятельность учащихся, которая позволяет открывать новые знания, самостоятельно решать проблемы, получать проектный продукт и правильно оценить выполненную работу. Каждый учащийся должен научиться контролировать себя, находить, исправлять ошибки, оценивать полученный результат свой и одноклассников, тем самым развивать умения самоконтроля и самооценки.

2. Цели и задачи проекта

Цель: разработать и апробировать организационно-содержательные условия метапредметного образования через проектную деятельность

Углубить знания о проектной деятельности.

Определить формы работы с классом учащихся (5-9) по данной теме в урочной и внеурочной деятельности.

Определить условия для формирования навыков проектной деятельности

3. Описание проекта

Проект ориентирует на формирование у каждого школьника опыта творческой деятельности путем вовлечения его в коллективный поиск, а не у немногочисленной группы учеников и тем более отдельных хорошо успевающих учеников.

В работе будут использованы различные типы проектов в зависимости от характера доминирующей в проекте деятельности учащихся:

Исследовательские, имеющие логику проведения, приближенную к научному исследованию, а именно:

определение актуальной темы исследования для всех участников, связанной с жизненными потребностями и интересами учащихся, отвечающей возрастным особенностям учащихся;

выделение объекта и предмета исследования;

постановка конкретных целей и задач;

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы;

выбор и обоснование методов работы и методов обработки результатов;

планирование исследования и проведение его;

сбор, систематизация и анализ полученных результатов, корректировка плана исследования;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

выдвижение новых проблем исследования.

В процессе выполнения исследовательских проектов у учащихся формируется творческое мышление, рациональные приемы умственной деятельности.

Творческие проекты будут направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (видеофильм, книга, газета).

Ролевые проекты. Участники принимают на себя определенные роли: выдуманные герои имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными ситуациями. Велика степень творчества.

Информационные проекты связаны с поиском и нахождением информации в различных источниках, с помощью социологических опросов. Результатом становится проанализированная, систематизированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, страничка в Интернете.

Практико-ориентированные проекты направлены на решение определенной практической проблемы, получение социально значимого результата деятельности его участников. Например, программы действий, рекомендации, направленные на устранение выявленных нарушений в состоянии природных и социальных объектов. Важна эффективная организация и координация работы участников проекта.

Любой проект требует хорошо продуманной структуры, определения функций каждого участника, четких выводов

Таким образом, осуществление проектной деятельности в одном коллективе учащихся возможно при условии ее специальной организации, учитывающей мотивационный, содержательный и процессуальный аспекты.

Планируется осуществлять монопроекты, проводимые в рамках одного предмета – биологии и межпредметные проекты, затрагивающие три предмета: биологию, химию, географию.

Проекты планируются естественнонаучные, имеющие четко обозначенную исследовательскую задачу и экологические, требующие привлечения исследовательских, поисковых методов, интегративных знаний различных школьных дисциплин. Эти проекты будут одновременно и практико-ориентированными (оценка динамики изменения видового состава флоры и фауны местных лесов).

По характеру контактов участников все проекты должны стать внутренними.

По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые и коллективные.

Проекты будут краткосрочными, средней продолжительности – от недели до месяца и долгосрочными – от одного до нескольких месяцев.

Чаще всего выполняемые учащимися проекты будут иметь комплексный характер, сочетая в себе несколько видов.

Меняется позиция учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учеников. Изменяется и психологический климат в классе.

Метод проектов предполагает обязательный выход на конкретный значимый результат, требует значительное количество времени, самостоятельную серьезную работу учащихся, увлеченность.

4. Организация проектной деятельности включает неразрывно связанную цепь:

Наличие для учащихся личностно-значимой и социально одобряемой проблемы, требующей применения интегративных знаний для ее решения и обеспечивающей вовлечение в творческий процесс всего ученического коллектива.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, стимулирующая высокую мотивацию деятельности учащихся на протяжении всего времени реализации проекта.

Структурирование содержательной части проекта, а именно разработка программы действий, а также творческих заданий для групп учащихся, учитывающих коллективный характер творческой деятельности.

Обзор содержания проектной деятельности учащихся в соответствии с принципом доступности в сочетании с высоким уровнем трудности.

Выбор и реализация технологических аспектов организации проектной деятельности школьников с учетом их возрастных и индивидуальных качеств.

Педагогический проект рассчитан на пять лет, время, за которое школьники закончат обучение в основной общеобразовательной школе с 5 по 9 классы. Проекты учащихся различны по продолжительности: кратковременные (один урок), средние по продолжительности (2-3 недели) и долгосрочные (до одного года).

Участниками проектной деятельности являются учащиеся основной школы, обучающиеся по новым образовательным стандартам с 5 по 9 классы. Школьники являются субъектами проектной деятельности. Роль обучающихся как субъектов проектной деятельности в данном случае проявляется в том, что они:

-выступают в роли целевой группы, на которой проводится исследование;

-активно участвуют в диагностических исследованиях на начальном и конечном этапах проектной работы;

- проект предоставляет каждому из субъектов уникальный шанс проявить и развить свои творческие способности и компетенции,

- своей деятельностью на выходе проекта демонстрируют степень достижения поставленных целей и задач.

Работу по организации проектной деятельности следует начать с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных спланировать дальнейшую работу, которую нужно строить в сотрудничестве с родителями, учителями, общественными организациями. Каждый ученик продолжает создавать портфолио своих достижений, накапливать творческие, проектные и исследовательские работы.

Проектная деятельность будет осуществляться по двум направлениям: урочной и внеурочной. Специфической особенностью проектных уроков является их направленность на обучение детей приемам совместной деятельности с учетом возрастных особенностей, с возрастанием доли самостоятельности и творческой активности учащихся.

Формы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности

Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления школьника к самостоятельному изучению окружающего мира, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

Формы организации проектной деятельности многообразны: уроки, факультативы, кружки, олимпиады, турниры, выставки творческих работ, школьное научное общество, конференции, работа в лагере труда и отдыха, экспедиции. Приобретенные умения, опора на опыт и познавательный интерес школьника являются важными ресурсами повышения эффективности учебной деятельности в целом.

Выполненные проекты будут представлены на четырех уровнях: школьном, муниципальном, региональном, всероссийском.

Для осуществления проектной деятельности необходимо соблюдение следующих условий:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию проектно-исследовательских умений должна проходить регулярно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать проектное обучение в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо научить учащихся видеть смысл творческой деятельности, желание реализовать собственные возможности, способности и таланты.

Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживает интерес к проектной работе.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо создать ситуацию успеха, дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для организации проектной работы нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой атмосферы.

Учет возрастных особенностей. Обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, задание должно быть посильным, интересным и полезным.

Метод проектов не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения воспитанники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.

Метод проектов требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях, что формирует универсальные учебные действия. Через проектную деятельность происходит становление современного человека. Главный результат применения проектного метода в обучении - формирование экологически грамотной личности с научным мировоззрением, обладающей умением учиться, жить, принимать самостоятельные решения и делать самостоятельные выводы.

Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной, предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задачи и способствует творческому развитию личности.

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования.

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.

В данный момент этот метод является образовательной технологией XX века.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Ресурсы образовательной системы - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) Если ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, это говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования. К ресурсам любого образовательного заведения можно отнести: материально-техническую базу, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение.

Компоненты образовательного процесса Показатели ресурсного обеспечения образовательного процесса Решение Ответственные Требования ФГОС В наличие в образовательном учреждении Информационно-методическое обеспечение Деятельность воспитателя Обеспечение деятельности воспитателей информационными ресурсами (рабочие программы, образовательная программа, методические пособия, УМК) Наличие образовательной программы Наличие рабочих программ Наличие плана воспитательной работы Наличие УМК Наличие современного нормативно-программного и учебно-методического сопровождения содержательной части новых стандартов (список нормативных документов и методических пособий) Находится в стадии разработки Находятся в стадии разработки Имеется Имеется не в полном объёме Имеется не в полном объёме Разработать образовательную программу, учитывающую специфику общеобразовательного учреждения Разработать рабочие программы (по направлениям: оздоровительное, трудовое, нравственно-этическое, досуговая деятельность). Пополнить УМК абаками, счетными палочками Сформировать пакет нормативно-программного и учебно-методического сопровождения содержательной части новых стандартов Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. , Ильницкая В.А. Андреева А.М. , Моторина Ю.П. Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В, Андреева А.М. , Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В, Андреева А.М. , Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А.

Обеспечение деятельности воспитателя по передаче обучающей информации: - аудиовизуальными : средствами; - печатными наглядными пособиями; - демонстрационными пособиями Имеется Имеются не в полном объёме Имеются не в полном объёме Приобрести печатные наглядные пособия Приобрести демонстрационные пособия. Андреева А.М. , Моторина Ю.П. Кутуева Ф.Л. , Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Учебно-материальное обеспечение Печатные пособия Экранно-звуковые пособия Наборы сюжетных картинок. Репродукции картин и художественные фотографии. Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей . Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию занятия. Имеются не в полном объёме Имеются не в полном объёме Приобрести пособия (по возможности) Приобрести пособия (по возможности) Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А. Раковская С.В. , Андреева А.М. Моторина Ю.П. , Кутуева Ф.Л. Абдурахманов Р.Р. Ильницкая В.А.

Вывод : Если улучшить состояние учебно-методического ресурса , то у обучающихся, воспитанников будут сформированы: осознанное принятие ценностей здорового образа жизни; регуляция своего поведения в соответствии общепринятыми нормами; желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих: предметные результаты ( знания и умения, опыт творческой деятельности); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, направлений воспитательных занятий применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).

Анализ условий и ресурсного обеспечения реализации основных образовательных программ

Цель: анализ результатов работы школы по реализации ГОС ОО и создание условий для продолжения успешной работы.

XXI век характеризуется глобальными изменениями, происходящими в экономике, науке, технике, технологии. Отличительной чертой современного мирового экономического развития является формирование в развитых странах мира информационного общества, основой которого является производство услуг. Сердцевину производства услуг составляют образовательные услуги, развитие личности и формирование нового знания. В качестве ведущего фактора экономического роста и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы выступает образование.

Пути развития и совершенствования ресурсного обеспечения

Ресурсы образовательной системы – это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, согласно эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования. Качество образования оценивается его потребителем. Основным потребителем образования в конечном итоге является общество.

Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить:

· явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);

· неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

ГОС - основной нормативный акт, обеспечивающий кардинальные изменения в организации образовательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка, создание в школе атмосферы, способствующей максимальной самореализации обучающегося.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ГОС :

нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

разработана и утверждена основная образовательная программа образовательного учреждения;

приведены в соответствие с требованиями ГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ГОС;

разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;

определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей);

разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ГОС;

осуществлено повышение квалификации всех учителей (возможно поэтапно по мере введения ГОС начального общего образования, затем ФГОС основного общего образования);

обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ГОС.

Анализ качества условий нормативно-правового обеспечения

Школа, приобрела статус юридического лица, оказалась полноправной участницей гражданского - правового отношения, что также требует не только юридически грамотного оформления отношений с гражданами и различными организациями, но и четкого регулирования деятельности всех подразделений, функционирующих внутри школы.

В сочетании с большой разъяснительной работой среди учащихся, учителей и родителей, школьное руководство может считать, что на сегодняшний день деятельность школы построена на основе четких норм гражданско-правовых отношений, о чем свидетельствует отсутствие серьезных конфликтов между участниками образовательного процесса.

Основными нормативными документами , определяющими требования к информационно-методическим ресурсам ОУ, являются:

перечень рекомендуемой литературы (УМК);

список цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Внедрение ГОС влечёт за собой внесение изменений в содержание нормативно-правовой базы ОУ. Анализ обеспечения нормативно-правовых условий выявил, что в школе имеются:

разрешения надзорных органов,

локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения;

трудовые договоры сотрудников.

В совокупности требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации ООП ОО стержневым являются требования к кадровым ресурсам в виду их ключевого значения. В результате выполнения требований система образования должна располагать воспроизводимым - необходимым и достаточным - кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме, построенной на системно-деятельностном подходе.

Кадровый потенциал общего образования должны составить :

педагоги, способные эффективно использовать материально-технические, информационно-методические и иные ресурсы реализации основной образовательной программы общего образования, управлять процессом личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития обучающихся и процессом собственного профессионального развития;

школьные практические психологи, деятельность которых определяется потребностями создания психологически безопасной образовательной среды, проектирования зон ближайшего развития, установления реальной картины и проблем личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития обучающихся, психологического обеспечения деятельности учителей, других субъектов образования по достижению современных образовательных результатов в школе;

администраторы общего образования (заместители директора по УР, ВР, НМР, АХР) ориентированные на создание системы ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы общего образования, управляющие деятельностью школы как единого социокультурного организма, ключевого звена развивающегося образовательного пространства, способные воспринимать и транслировать инновационные образовательные идеи и опыт.

Сеть и контингент учащихся. Перспективы будущего набора.

В период с 01.03.2020 по 10.09.2020 педагогическим коллективом была проведена работа по учёту детей школьного возраста, которые проживают на территории, закрепленной за школой. Согласно результатам работы было установлено, что в микрорайоне школы проживает 364 ребёнка в возрасте от 5,6 до 18 лет, из них:

· 310 – обучаются в общеобразовательных организациях (учреждениях) для получения среднего общего образования;

· в том числе 271 - в общеобразовательных организациях (учреждениях), где реализуются основные общеобразовательные программы;

· 6 – в образовательных организациях среднего профессионального образования;

· 33 - в образовательных организациях среднего профессионального образования І-ІІ уровня аккредитации;

· 15 – не обучаются для получения среднего общего образования.

Соответственно 171 – обучаются в ГОУ ________________; 111 – обучаются в других общеобразовательных учреждениях города. Проверка показала, что в микрорайоне школы проживает 30 детей, которым исполнилось 5 лет и 6 месяцев.

Материально-технические ресурсы - первичный, исходный компонент ресурсного обеспечения реализации ООП ОО. Целевая ориентированность данного ресурса заключается в том, чтобы создать оптимальные с точки зрения достижения современных результатов образования в школе материально-технические условия, означающие наличие предметно - образовательной среды обучения и жизнедеятельности школы с учетом целей, устанавливаемых ГОС в плане качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. Настоящие требования призваны через совокупность нормативов и регламентов сформировать и поддерживать в адекватном состоянии систему соответствующих условий.

Материально-технические ресурсы обеспечения реализации ООП ОО составляют:

компьютерные и информационно-коммуникативные средства;

технические средства обучения;

оборудование для организации перемен;

оснащение учебных помещений;

оснащение административных помещений.

Основными нормативными документами, определяющими требования к материально-техническим ресурсам, являются:

перечень учебного оборудования;

перечень оборудования для проведения перемен;

требования к оснащению учебных помещений;

требования к оснащению административных помещений.

Условиями формирования и наращивания необходимых и достаточных материально-технических ресурсов общего образования являются:

удовлетворяющее потребности школы финансирование расходов на обновление и развитие их материально-технической базы;

системные действия администрации школы по выполнению по объективной оценке этих ресурсов и осуществлению при необходимости коррекционных мероприятий.

Исходя из операционализированных личностно-ориентированных целей современного образования, материально-технический ресурс призван обеспечить:

наглядность в организации процесса обучения школьников;

культуросообразность в становлении личности школьника;

предметно-учебную среду для реализации направлений личностного развития школьников на деятельностной основе. Подчеркнем, что ГОС ориентирован на обеспечение реального перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к продуктивной самостоятельной познавательной деятельности, к поисково-исследовательским видам учебной работы, делает акцент на аналитический компонент учебной деятельности, формирование системы компетентностей.

Читайте также: