Объекты и субъекты градостроительной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

- территориальный кадастр - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние среды обитания населения и включающих картографическую (визуальную, статистическую и текстовую) информацию, состоящую из земельного, водного, лесного и других отраслевых кадастров.

Статья 2. Основные направления градостроительной деятельности

Основными направлениями градостроительной деятельности являются:
- территориальная организация расселения, размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;
- экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие;
- планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем;
- рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;
- развитие санаторно - курортных и других рекреационных территорий;
- сохранение, восстановление и защита историко - культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Статья 3. Объекты градостроительной деятельности

В соответствии с основными направлениями градостроительной деятельности в Российской Федерации ее объектами являются:
- территория Российской Федерации;
- территории крупных географических регионов, национально - государственных, административно - территориальных образований, территориально - производственных (агропромышленных, гидротехнических, промышленных) комплексов;
- рекреационные и особо охраняемые территории;
- города, другие поселения всех категорий и типов;
- жилые, иные районы, общественные центры, зоны, кварталы и участки застройки;
- градостроительные, архитектурные, ландшафтные комплексы, парки, ансамбли, здания, сооружения, памятники истории и культуры;
- системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций.
Произведения градостроительного искусства, представляющие общепризнанную художественную ценность, охраняются государством.

Статья 4. Субъекты (участники, партнеры) градостроительной деятельности

Субъектами (участниками, партнерами) градостроительной деятельности в Российской Федерации являются:
- граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, являющиеся заказчиками, инвесторами, застройщиками, разработчиками градостроительной документации, исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности, независимо от форм собственности, а также государства, международные организации, иностранные физические и юридические лица;
- органы государственной власти и управления, подведомственные им органы архитектуры и градостроительства, а также органы местного самоуправления, осуществляющие градостроительную деятельность в соответствии со своей компетенцией.

Статья 5. Градостроительные нормативы

1. Градостроительные нормативы являются средством государственного регулирования градостроительной деятельности, содержат необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации, детализируют положения законодательства по учету в градостроительстве демографических, природно - климатических, геологических, гидрогеологических и экологических условий, нужд инвалидов, пожилых людей, потребностей детей и молодежи, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных обязательных требований.

2. Градостроительные нормативы разрабатываются на определенный срок органами государственной власти и управления Российской Федерации, являются основой для государственной, ведомственной и независимой экспертизы, контроля за градостроительной деятельностью, а также для решения спорных градостроительных вопросов, в том числе судебными органами.
С учетом региональной специфики градостроительные нормативы разрабатываются республиками в составе Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами.
3. Правила застройки городов и других поселений являются средством регулирования градостроительной деятельности на местном уровне, детализируют с учетом особенностей поселений положения градостроительного законодательства, градостроительных и иных нормативов.

Статья 6. Градостроительная документация

1. Градостроительная документация является единой системой взаимосвязанных проектных документов, предусматривающей обязательность учета ранее утвержденных видов проектной документации при разработке последующих, и служит основой для составления проектов объектов жилищно - гражданского, промышленного и коммунального строительства, разрабатывается с учетом прогнозов ресурсного потенциала территорий и согласовывается с государственными органами контроля и надзора.
2. Основные виды градостроительной документации, разрабатываемые на основе градостроительных прогнозов и программ:
- генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;


Субъекты градостроительных отношений, а также объекты градостроительной деятельности будут освещены в настоящей статье. Мы рассмотрим эти основные категории градостроительного права в контексте действующего законодательства, разъяснений госорганов и судебной практики.

Объекты и субъекты градостроительной деятельности: общие положения

Согласно п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) градостроительной деятельностью является деятельность по развитию городов и иных населенных пунктов, которая производится, в частности, в таких формах, как территориальное планирование, зонирование, проектирование, капитальный ремонт и реконструкция.

Отношения в перечисленных сферах, включая отношения по строительству капитальных объектов, согласно ч. 1 ст. 4 ГрК РФ являются градостроительными отношениями. О выдаче разрешения на строительство с учетом последних разъяснений госорганов подробнее читайте в нашей статье по ссылке: Минстрой разъяснил вопросы выдачи разрешения на строительство.

Лица, являющиеся субъектами градостроительных отношений, перечислены в ст. 5 ГрК РФ. Территория, в отношении которой осуществляется градостроительная деятельность, в доктрине относится к объектам градостроительной деятельности или объектам градостроительных отношений.

Кто является субъектами градостроительных отношений

Согласно ч. 1 ст. 5 ГрК РФ субъектами градостроительной деятельности являются:

  • РФ;
  • субъекты РФ;
  • муниципалитеты;
  • граждане;
  • организации.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи госорганы и органы местного самоуправления выступают от имени соответствующих публичных субъектов градостроительства.

Права граждан как субъектов градостроительства реализуются, в частности, посредством их участия в публичных слушаниях. Право такого участия подтверждается судебной практикой в качестве обязательного элемента ряда градостроительных процедур, а его нарушение может повлечь отмену решений в области градостроительства (апелляционное определение ВС РФ от 22.06.2017 № 46-АПГ17-15).

Субъекты градостроительства могут быть субъектами правонарушений в рассматриваемой сфере. При этом составление протокола в отношении лица, которое субъектом соответствующего правонарушения не является, влечет отказ от привлечения к ответственности (постановление 10-го арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 № 10АП-14038/2016 по делу № А41-52150/16).

Что является объектами градостроительных отношений

Как было указано, объектами градостроительных отношений выступают соответствующие территории. При этом некоторые объекты подлежат особому регулированию.

Так, объекты градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения отдельно выделены в Правилах выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения…, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 221 (далее — Правила).

К объектам особого регулирования федерального значения согласно указанным Правилам отнесены:

  • территории, представляющие историческую и культурную значимость;
  • природные территории особой охраны;
  • земли, на которых проживают коренные малочисленные народы;
  • особые экономические зоны;
  • земли, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций;
  • депрессивные территории.

В отношении отдельных объектов градостроительства приняты градостроительные регламенты, предполагающие особый статус охраны и использования. Так, градостроительные регламенты распространяются не только на объекты особого культурного и исторического значения, но и на земли, на которых расположены объекты, подобного значения не представляющие, однако находящиеся в границах зоны охраны памятников истории и культуры (решение ВС РФ от 27.06.2017 № АКПИ17-294).

Итак, к субъектам градостроительных отношений относятся РФ, ее субъекты, муниципалитеты, граждане и организации. При этом в качестве объектов градостроительства выступают сами территории, в отношении которых осуществляется градостроительная деятельность. Специфика территории может предполагать наличие в отношении нее особого регулирования.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


ЗАКОН

Об основах градостроительства в Российской Федерации

(с изменениями на 19 июля 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 14 мая 1998 года на основании
Градостроительного кодекса Российской Федерации
от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 19 июля 1995 года N 112-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, 24.07.95).

Настоящий Закон устанавливает основы федеральной градостроительной политики и наряду с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Федерации формирует базу правового регулирования градостроительства в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, эффективного формирования систем расселения и размещения производительных сил, рациональной планировки, застройки и благоустройства городов, других поселений, развития производственной и социальной инфраструктур, бережного природопользования и сохранения историко-культурного наследия.

Закон направлен на создание здоровой и безопасной среды обитания населения, равную защиту прав и охраняемых законом интересов субъектов градостроительной деятельности в вопросах градостроительства на всей территории Российской Федерации независимо от форм собственности и гражданства.

I. Общие положения

Статья 1. Градостроительство в Российской Федерации

1. Градостроительство в Российской Федерации - деятельность по пространственной организации систем расселения, направленная на развитие городов и других поселений, создание условий для их территориального развития, формирование производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию, переоборудование, модернизацию, иное функциональное изменение зданий, сооружений и их комплексов, объектов благоустройства, озеленение, изменение размеров и границ земельных участков и другой недвижимости.

2. Градостроительство в Российской Федерации, национально-государственных, административно-территориальных образованиях, свободных экономических зонах осуществляется исходя из интересов граждан, условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, национально-этнических, историко-культурных особенностей, экологических, природно-климатических и геологических условий местности, с учетом общественного мнения, выраженного органами местного самоуправления, собраниями граждан и через иные территориальные формы непосредственной демократии.

3. Градостроительство в Российской Федерации осуществляется субъектами градостроительной деятельности в соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами, решениями органов государственной власти и управления, градостроительными нормативами, принятыми в области планировки и застройки городов, других поселений в пределах их компетенции, градостроительной документацией, правилами застройки городов, других поселений и их систем, природоохранными и санитарно-гигиеническими требованиями.

4. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:

градостроительная политика - целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития общества, национально-этнических и иных местных особенностей;

градостроительный прогноз - результат комплексной оценки экологической и градостроительной ситуации, анализа социальных, экономических, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических условий и выявления тенденций развития территории с использованием метода научно обоснованного предвидения;

градостроительные программы - текстовые, табличные и графические документы, включающие комплекс плановых и практических мер для достижения градостроительного эффекта с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения историко-культурного наследия;

градостроительная документация - система видов и стадий проектирования, обеспечивающих разработку и осуществление градостроительных прогнозов и программ, а также реализацию инвестиций;

система поселений - пространственная организация взаимосвязанных городов и других поселений, обеспечивающих удовлетворение производственно-хозяйственных, социальных, трудовых и духовных потребностей человека, а также осуществление эффективных мероприятий по охране окружающей среды;

недвижимость в градостроительстве - земли городов, других поселений и иных функциональных территорий с установленными границами и правами собственности; сооружения над и под этими землями, используемые для целей градостроительства; стационарные здания, в том числе незавершенного строительства; объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства;зеленые насаждения с многолетним циклом развития на этих землях;

опорный план территории, поселения - картографическое отображение сложившейся градостроительной и экологической ситуации в результате хозяйственной и иной деятельности;

территориальный кадастр - совокупность количественных и качественных показателей, характеризующих состояние среды обитания населения и включающих картографическую (визуальную, статистическую и текстовую) информацию, состоящую из земельного, водного, лесного и других отраслевых кадастров.

Статья 2. Основные направления градостроительной деятельности

Основными направлениями градостроительной деятельности являются:

территориальная организация расселения, размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды;

экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное и духовное развитие;

планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем;

рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов;

развитие санаторно-курортных и других рекреационных территорий;

сохранение, восстановление и защита историко-культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.

Статья 3. Объекты градостроительной деятельности

В соответствии с основными направлениями градостроительной деятельности в Российской Федерации ее объектами являются:

территория Российской Федерации;

территории крупных географических регионов, национально-государственных, административно-территориальных образований, территориально-производственных (агропромышленных, гидротехнических, промышленных) комплексов;

рекреационные и особо охраняемые территории;

города, другие поселения всех категорий и типов;

жилые, иные районы, общественные центры, зоны, кварталы и участки застройки;

градостроительные, архитектурные, ландшафтные комплексы, парки, ансамбли, здания, сооружения, памятники истории и культуры;

системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций.

Произведения градостроительного искусства, представляющие общепризнанную художественную ценность, охраняются государством.

Статья 4. Субъекты (участники, партнеры) градостроительной
деятельности

Субъектами (участниками, партнерами) градостроительной деятельности в Российской Федерации являются:

граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, являющиеся заказчиками, инвесторами, застройщиками, разработчиками градостроительной документации, исполнителями работ и пользователями объектов инвестиционной и градостроительной деятельности, независимо от форм собственности, а также государства, международные организации, иностранные физические и юридические лица;

органы государственной власти и управления, подведомственные им органы архитектуры и градостроительства, а также органы местного самоуправления, осуществляющие градостроительную деятельность в соответствии со своей компетенцией.

Статья 5. Градостроительные нормативы

1. Градостроительные нормативы являются средством государственного регулирования градостроительной деятельности, содержат необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации, детализируют положения законодательства по учету в градостроительстве демографических, природно-климатических, геологических, гидрогеологических и экологических условий, нужд инвалидов, пожилых людей, потребностей детей и молодежи, санитарногигиенических, противопожарных и иных обязательных требований (пункт дополнен с 24 июля 1995 года Федеральным законом от 19 июля 1995 года N 112-ФЗ).

2. Градостроительные нормативы разрабатываются на определенный срок органами государственной власти и управления Российской Федерации, являются основой для государственной, ведомственной и независимой экспертизы, контроля за градостроительной деятельностью, а также для решения спорных градостроительных вопросов, в том числе судебными органами.

С учетом региональной специфики градостроительные нормативы разрабатываются республиками в составе Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами.

3. Правила застройки городов и других поселений являются средством регулирования градостроительной деятельности на местном уровне, детализируют с учетом особенностей поселений положения градостроительного законодательства, градостроительных и иных нормативов.

Статья 6. Градостроительная документация

1. Градостроительная документация является единой системой взаимосвязанных проектных документов, предусматривающей обязательность учета ранее утвержденных видов проектной документации при разработке последующих, и служит основой для составления проектов объектов жилищно-гражданского, промышленного и коммунального строительства, разрабатывается с учетом прогнозов ресурсного потенциала территорий и согласовывается с государственными органами контроля и надзора.

2. Основные виды градостроительной документации, разрабатываемые на основе градостроительных прогнозов и программ:

генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил в Российской Федерации;

схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований;

схемы и проекты районной планировки, административно-территориальных образований;

генеральные планы городов, других поселений и их систем;

проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

генеральные планы территорий, подведомственных сельским (районным) Советам, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающие мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов;

проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.

По заданию заказчика могут выполняться другие виды градостроительной документации.

3. Каждый вид градостроительной документации соответствует конкретным объектам градостроительной деятельности, выполнен в определенном масштабе, имеет свое назначение и содержание, а также порядок проведения экспертизы, утверждения и согласования, установленный Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации в соответствии с градостроительным законодательством.

4. Генеральный план городов, другого поселения, территории, подведомственной сельскому (районному) Совету, является основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направления и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территорий, сохранение историко-культурного и природного наследия.

5. Утвержденная градостроительная документация обязательна для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности. Внесение изменений в градостроительную документацию осуществляется только с разрешения утвердившего ее органа.

6. Градостроительная документация разрабатывается, как правило, на конкурсной основе, является собственностью заказчика и передается в распоряжение соответствующих органов архитектуры и градостроительства.

II. Осуществление градостроительной деятельности

Статья 7. Права заказчика в градостроительной деятельности

1. Все заказчики, инвесторы, застройщики в соответствии с настоящим Законом имеют права на осуществление градостроительной и инвестиционной деятельности.

2. Заказчиками градостроительной документации являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, учреждения и другие юридические лица.

Заказчик имеет право заключать и расторгать договор (контракт) на предусмотренных им условиях о выполнении градостроительной документации, осуществлять контроль за ходом ее разработки и проводить экспертизу, а также участвовать в согласовании и реализации градостроительной документации.

3. Заказчик (застройщик) в соответствии с утвержденной градостроительной документацией самостоятельно определяет объекты градостроительной деятельности, направление, объемы работ, размеры капитальных вложений, по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через аукционы и торги подряда) физических и юридических лиц для реализации градостроительной документации.

4. Заказчик (застройщик), не являющийся пользователем объектов градостроительной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями этих объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

5. Заказчик (застройщик) вправе осуществлять страхование инвестиций от экологического риска, в том числе и от возможного ущерба вследствие природных и техногенных процессов, стихийных бедствий, а также передавать по договору (контракту) свои правомочия другим юридическим и физическим лицам в установленном законом порядке.

Законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации определяются объекты градостроительной деятельности (особо охраняемые территории), право собственности на которые передаче не подлежит, что не исключает возможности права владения, оперативного управления или участия в пользовании этими объектами.

Статья 8. Права граждан и иных пользователей объектов
градостроительной деятельности

Пользователями объектов градостроительной деятельности являются граждане, их объединения, общественные и другие организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, а также иностранные физические и юридические лица.

Пользователи объектов градостроительной деятельности имеют право на:

отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям среду обитания;

достоверную информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их систем;

обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий проживания в городах и других поселениях в соответствии с утвержденными нормативами;

строительство на отведенном или приобретенном земельном участке жилых домов, других объектов застройки, отвечающих действующим нормативам,правилам застройки и утвержденной градостроительной документации;

участие в обсуждении градостроительных проектов до их утверждения, а также разработку альтернативных проектов;

1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Комментарии к ст. 5 ГрК РФ

Комментируемая статья определяет субъекты градостроительных отношений. К ним относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

В состав Российской Федерации входят 86 субъектов - республики, области, края, автономная область, автономные округа и города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ.

В настоящее время под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такое определение дает Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 21 июля 2005 г.). Необходимо иметь в виду, что в данный момент принят также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ с аналогичным названием. За исключением отдельных положений он начнет действовать с 1 января 2006 г. В этом Законе понятие муниципального образования дается следующим образом: муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вступают в градостроительные отношения через свои уполномоченные органы в пределах установленной компетенции.

В соответствии с Гражданским кодексом юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Под физическими лицами следует понимать как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2006 г.).

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Читайте также: