Для чего нужен живой уголок в школе

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
zhivoy_shkolnyy_ugolok.docx 15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный живой уголок.

Сейчас, по прошествию стольких лет, мне хочется сказать большое спасибо нашему директору Бухарову Денису Валерьевичу за понимание, поддержку и помощь в организации школьного живого уголка.

Начали мы с ребятами с аквариума, который был в школе. Для этого пришлось не только ближе познакомиться с обитателями аквариума, но и узнать как заботиться о рыбках, чтобы они были здоровы и могли размножаться. А это способствовало привитию интереса к предмету. Ребята приходили в кабинет и радовались новым рыбкам. Они даже имена им давали.

Именно они взяли на себя заботу по уходу за животными. Ребята научились чистить клети, не бояться кормить жабу червями и личинками, а черепахам менять воду. Уход за животными приучает ребят к труду, быть ответственными.

За эти годы в своём живом уголке я не слышала от ребят нецензурной брани, не было у меня и драк. Когда ребята подходят к животным, их лица становятся добрее, появляется улыбка и мягкая ласковая речь.

Кроме этого многие ученики стали заниматься исследовательской работой, ведут наблюдения, проводят фотосьёмки занятий, животных среди растений. Делают проекты и презентации.

В наш уголок часто приходят обучающиеся начальных классов и учителя проводят с ними уроки. Частым гостем стал у нас наш подшефный Детский сад, а старшеклассники с удовольствием проводят с ними экскурсии, рассказывают им о питомцах, где их можно встретить и как кормить. В наш живой уголок приходят дети с ограниченными возможностями: с ДЦП, дети-инвалиды. Если бы вы только видели как они положительно реагируют навстречу с прекрасным, как расцветают их лица, начинают светиться глаза, когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда их сажают на коврик и дают погладить шиншилу или черепаху, бросить корм рыбкам, когда практически неподвижный ребёнок начинает смеяться и пробовать шевелить руками или пытаться дотянуться до зверька. А это дорогого стоит. И это здорово. Здорово ещё и потому, что, вот такие небольшие школьные живые уголки для многих детей, даже для домашних остаются единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить её, стать внимательнее и добрее. Уважительнее относиться к окружающей его среде Родного края.

Уголок живой природы как важнейшая составляющая учебно-опытного участка образовательного учреждения

Кочетова Н.И., педагог дополнительного образования

"Живой уголок нужен нам,

чтобы сохранить таким образом

связь с живой природой".
А. Онегов

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.

Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

Цель: создание условий для формирования экологического мышления и культуры учащихся, системы экологических знаний и умений, убежденности в необходимости бережного отношения к природе на основе организации опытнической и практической деятельности.

Задачи:

  • развивать у учащихся интерес к изучению жизни животных и растений;
  • обучать навыкам лабораторных наблюдений, опытов, исследований;
  • формировать навыки обработки и анализа собранного материала, умения делать выводы по накопленным фактическим данным;
  • обучать объективному оцениванию и осознанию взаимосвязи человека с окружающей его природой.
  • прививать практические умения, трудовые навыки по уходу за животными и растениями;
  • развивать у учащихся дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, терпение, наблюдательность.

Уголки живой природы служат:

· наглядным и разносторонним собранием животных и растений. Они дают возможность учащимся взаимодействовать с миром природы, повысить уровень образования, культуры, расширить кругозор;

· звеном воспитательного характера в части развития у детей чувств глубокого уважения к живой природе, гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны, бережного отношения к ним, что является необходимым при формировании высокой нравственности;

· базой для развития творческих способностей детей, приобщению талантливых и способных ребят к научно – исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ;

· объектом для выполнения трудовых процессов и приемов: уборка помещения, обслуживание животных, приготовление для них кормов, изготовление садков, зарядка аквариумов и т. д.

Требования к размещению и содержанию уголка природы.

Уголок природы служит не только объектом для изучения растений, животных, но и служит украшением развивающей среды. Его следует размещать на уровне учащихся, в хорошо освещенном месте, так, чтобы все объекты хорошо просматривались, были доступны для ухода.

Уголок природы должен содержаться в чистоте - растения регулярно поливаются, почва рыхлится, один раз в неделю листья протирают. Подкормка растений проводится биологическими веществами. Инструмент для обработки должен находиться в специально отведенном месте, в чистоте. Вещества для подкормки растений, хранить в недоступном для детей месте. Уголок природы не должен загромождать игровую комнату, недопустим сквозняк, а также попадание прямых солнечных лучей.

Таким образом, размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.

Принципы и правила подбора животных и растений описаны в приложениях к выступлению.

Требования к уголку живой природы:

1. Организация уголка живой природы:

-качественный и количественный состав зоологической и ботанической коллекции (систематический список животных и растений, представленных в уголке живой природы);

-условия содержания животных (экспозиционные, виварного типа и другие);

-материально-техническое обеспечение и размещение коллекций (план помещений с указанием площадей, в том числе специализированных: кормокухня, клетки, вольеры, шеды, аквариальные и т.д.);

-соблюдение санитарных правил по устройству, оборудованию и содержанию животных;

-культура оформления живого уголка (чистота, наличие этикеток, декоративно-эстетическое оформление, рациональность, практичность, творческий подход);

-дизайнерское решение уголка живой природы (эскизы, макеты, фотоматериалы)

2. Наличие обязательной документации по функционированию:

-паспорт уголка живой природы;

-инструкции, используемые в практической работе образовательного учреждения по содержанию животных в уголке живой природы, по уходу за ними, по технике безопасности, по личной гигиене обучающихся и педагогов.

Примечание. Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.

-документы, содержащие санитарно-ветеринарные требования и нормы, регламентирующие содержание животных в уголке живой природы, в том числе разработанные в регионе;

Примечание. Требования к отбору обитателей уголка природы:

1.Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям.

2.Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения.

3.Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода.

4.Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей.

5.Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними.

6.После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы.

7.Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей.

8.Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей.

Требования к размещению комнатных растений:

Учитывая психологические особенности детей, согласно программе, объем знаний, умений и навыков по уходу и содержанию объектов уголка природы в каждой возрастной группе существенно изменяется. Комнатные растения уголка природы являются его постоянными обитателями. Для того чтобы растения украшали помещение, важно знать и учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. При размещении комнатных растений нужно учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно-климатических условий.

1.Тропические растения – Лианы, Эпифиты, экзотические орхидеи нуждаются в обилии света, но не любят прямых солнечных лучей, им требуется высокая влажность, но не желательны резкие перепады температур воздуха. Они не имеют периода покоя, и их рост продолжается непрерывно.

2.Субтропические растения – Аспидистра, Сенполия и др. нуждаются в регулярном поливе, привычны к перепадам температур воздуха, имеют период покоя.

3.Растения пустыни – Кактусы, суккуленты потребляют очень мало воды, предпочитают яркое солнце и жару, легко переносят перепады температур воздуха, имеют период покоя.

Размещая комнатные растения необходимо помнить, что их благополучие зависит от света, тепла, влажности воздуха и полива.

1.Допускать резких перепадов температур воздуха – подсыхают и опадают листья

2.Размещать растения около отопительных систем – там высокая температура и низкая влажность воздуха.

3.Ставить около входных дверей и вентиляционных отверстий – сквозняки губительны для растений.

Для успешного выращивания комнатных растений необходимо правильно подобрать почвенные смеси. В уголке живой природы подкормка и обработка растений должна проводиться только биологическими веществами, которые должны храниться в отдельном шкафу, недоступном для детей.

Требования к размещению аквариума:

Аквариум – это наиболее точная модель водоема, предназначена для содержания и разведения растений и животных водной среды, а также для наблюдения за жизнью и развитием водной системы. Аквариум размещают в хорошо освещенном месте. Но не под прямыми солнечными лучами. Перед зарядкой – аквариум тщательно обрабатывают содой, песок прокалить в духовом шкафу и дать ему остыть. Вода для аквариума берется отстоянная в течение 3-4 суток.

Требованию к содержанию птиц в уголке природы:

Клетки для содержания попугаев наиболее удобными считаются из оргстекла и прутиков из нержавеющей стали. Такие клетки хорошо просматриваются, они пропускают много света и гигиеничны. В клетке должно быть съемное дно для удобства уборки. Также должны быть поилка, кормушка, жердочка для насестов.

- план работы уголка живой природы на год (с датами проведения мероприятий, фамилиями исполнителей) с указанием должностей;

- другие виды документов (план разведения животных, этикетаж и т.д.);

- положение об уголке живой природы.

3. Участие в образовательной деятельности:

- образовательные программы, раскрывающие использование уголка живой природы в образовательной деятельности;

- деятельность детских объединений:

Экскурсионная

Знакомство с представителями семейства млекопитающих, отряда грызунов, видами: джунгарским и сирийским хомяками:

- внешний вид животных (шерстка, окрас, отличие самцов от самок,здоровый и нездоровый вид);

- рацион питания (кормовые смеси, злаковые, любимые лакомства, время кормления);

- родительская забота (появление на свет детенышей, отсаживании самца, естественный отбор);

- содержание дома (выбор здорового представителя, когда и чем кормить, как убираться в клетке, когда отсадить самочку);

- практические советы начинающим (стоит ли купать хомячка, сколько времени с ним играть, как приучать к рукам).

Знакомство с представителями декоративных птиц.

- внешний вид животных (родословная, оперение, повадки);

- рацион питания (сухой корм, зерновые, витамины и минералы);

- родительская забота (оборудование гнезда, высиживание яиц, вскармливание птенцов);

- содержание дома (оборудование клетки, наличие кормушек, поилок);

- практические советы начинающим (как правильно выбрать птицу, как

определиться с полом питомца, с чего начать обучение разговору).

Экспериментальная и исследовательская работа с учащимися, учебная практика

Задания могут быть рассчитаны как на фронтальную, так и на индивидуальную работу учащихся. Индивидуальные задания лучше организуют и стимулируют активность ребят. Они больше нравятся школьникам тем, что при их выполнении дети они чувствуют себя в роли настоящих исследователей.

Опыт: Влияние температуры воды на окраску рыб

Объект исследования: аквариумные рыбки (гуппи) 6-8 шт.

Оборудование: два аквариума, терморегулятор, термометр для измерения температуры воды.

Проведение опыта предлагают нескольким участникам. Для этого воду в одном аквариуме подогревают терморегулятором до заданной температуры, вода в другом аквариуме – комнатной температуры. Когда вода в аквариумах достигнет заданной температуры, в них помещают по 2-3 рыбки одного вида, одинаковой окраски и размера и наблюдают через какое время произойдет изменение окраски рыб.

При проведении опыта учащиеся делают вывод о том, что при температуре воды 16-18 0 С окраска рыб менее выразительна, а при более высокой температуре воды 24-26 0 С окраска рыб более яркая и выразительная.

Опыт: Выработка условных рефлексов на звуковой сигнал у хомяков

Объект исследования: хомячки.

Оборудование: клетка с животным, столик для еды, лесенка.

Проведение опыта: в клетке с животным делают на высоте столик для еды или подвешивают полочку. Два дня хомячку не дают есть, а на третий день на полочку или столик кладут небольшой кусочек вареного картофеля и к полочке поставляют деревянную лесенку и звонят в колокольчик. Когда хомячок начнет, есть корм, продолжают звонить в колокольчик. Как только он съест корм, ему необходимо еще положить маленькую порцию корма и звонить в колокольчик. Опыт продолжают до тех пор, пока хомячок не будет бежать на полочку или столик при отсутствии и на них корма, но услышав сигнал колокольчика.

Учащимся предлагается выяснить через сколько сеансов выработается условный рефлекс у хомячка. Повторно опыт проводят через месяц.


Использование заданий для проведения различных опытов и наблюдений помогает успешно их выполнить и получить нужные результаты. Наибольший воспитательный эффект обеспечивается при создании таких условий работы в уголке живой природы, когда учащиеся осознают необходимость тщательного, аккуратного выполнения любого вида деятельности по определенному плану с последующими выводами, которые могут помочь развитию творческой инициативы, а следовательно, усовершенствованию работы, улучшению ее качества.

- видеопредставление уголка живой природы;

- дневники наблюдений, журнал регистрации рефератов и исследований;

- методические материалы (разработки, рекомендации, пособия);

- другие виды образовательных документов.

4. Практические результаты работы уголка живой природы:

- число учебных часов, отводимых по программам работы на базе уголка живой природы;

- количество учебных групп, использующих уголок живой природы в образовательной работе;

- достижения в области содержания и разведения разных видов животных, растений;

- количество и тематика проведенных исследований, экспериментов, их результаты;

- количество и тематика проведенных экскурсий в уголке живой природы;

- перечень опубликованных методических рекомендаций и разработок по организации работы живого уголка, форм и методов образовательной деятельности на его базе;

- публикации в средствах массовой информации на основе опыта работы уголка живой природы;

- участие в городских, областных, всероссийских конкурсно-массовых мероприятиях: выставках, конференциях, слетах и др.;

- оценка полученных результатов;

- аналитический отчет за предыдущий год;

Работа в уголке живой природы учит детей познавать её удивительный мир, развивает навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.

Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении - это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

  • помощь и содействие в организации живых уголков в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
  • развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе в различных областях биологии;
  • воспитание и привитие патриотических и нравственных чувств;
  • разработка, внедрение и распространение методик содержания и разведения, животных в условиях неволи, создание размножающихся популяций животных и растений;
  • консультации населения по вопросам содержания животных и растений;
  • спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживание.

При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.

Уголок живой природы выполняет психотерапевтические функции - дает детям возможность соприкоснуться с миром живой природы и за счет общения с животными и растениями, восполнить дефицит тактильных и зрительных ощущений, эмоций, переживаний. Обделённость в подобных ощущениях в первую очередь испытывают дети с ограниченными возможностями, а также дети, живущие в условиях Сибири, и просто городские детишки, в семьях которых нет возможности содержать домашних питомцев.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий. Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста.

Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.

Опыт организации уголка живой природы на станции юных натуралистов №2 может быть полезен и интересен педагогам не только эколого-биологической направленности.

Организация уголка живой природы на станции юных натуралистов №2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов № 2” г. Новокузнецка была открыта в 1986 году на базе Дома пионеров Заводского района. Первыми обитателями живого уголка на тот момент были парочка волнистых попугаев, самец карелла, петушок Петя, морская свинка, аквариумные рыбки: телескоп, золотая рыбка, три жемчужных гурами, стайка гуппи и небольшая коллекция комнатных растений.

С 1986 по 1996 годы количество животных в уголке живой природы достигло более 60 экземпляров, увеличилась коллекция комнатных растений.

В 1997 году станции было выделено отдельное здание.

В 2005 году уголок живой природы станции юных натуралистов №2 стал победителем областного конкурса живых уголков и признан лучшим в Кузбассе.

В настоящее время станция юных натуралистов №2 - это уникальное монопрофильное учреждение дополнительного образования эколого-биологической направленности, в котором работает 25 педагогов и занимается более 1900 обучающихся в 31 объединении. Станция юных натуралистов №2 имеет самый крупный уголок живой природы, находящийся в учреждении дополнительного образования г. Новокузнецка. На его базе осуществляется учебно-воспитательная, натуралистическая, исследовательская, природоохранная и культурно-просветительская работа.

Станция юных натуралистов №2 - это особое воспитательно-образовательное пространство, в котором средствами экологической, натуралистической, краеведческой и досугово-развивающей деятельности созданы условия для личностного развития, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, понимания здорового образа жизни. Задача Станции состоит в том, чтобы, учитывая окружающую среду, социальный заказ, создать образовательную систему, способную удовлетворить самые разнообразные потребности в дополнительных образовательных услугах детей и подростков с 4-летнего возраста до 18 лет из всех образовательных учреждений района, одаренным детям, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детских домов, школ-интернатов, детям инвалидам.

С чего начиналась работа по организации уголка живой природы на станции?

С инвентаризации растений и животных. Необходимо было определить каждое из них. Педагоги и обучающиеся работали с определителями, изучали научную литературу.

Провели этикетирование растений и животных - Приложение 3. Сделать это нелегко. Надо определить формат этикеток, шрифт, материал, систему символов для характеристики экологических признаков вида, способ крепления этикетки и т.д. Итог нашей работы - подробные списки коллекций: ботанической и зоологической.

Следующий этап сбор информации о каждом виде растения и животного. Собрали библиотеку. Сейчас на станции более 2000 книг по комнатному цветоводству, животноводству, аквариумному рыбоводству, множество журналов, в папках - вырезки из газет и журналов. Собранные материалы по каждому направлению уголка живой природы отпечатаны, проиллюстрированы, сброшюрованы в альбомы-каталоги: “Зооцентр”, “Зимний сад”, “Аквацентр”.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе и может быть организован в любом образовательном учреждении. Лучше, если образовательное учреждение располагает отдельным помещением для его размещения. Помещение для уголка живой природы должна быть хорошо освещено, и отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий образовательного учреждения. Принципы и правила подбора животных и растений описаны в Приложении 4 и Приложении 5.

Экспонаты уголка природы - живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями и возбудителями болезней. Поэтому в каждом отделе уголка живой природы, оборудовано отдельное подсобное помещение, где проводятся работы по пересадке и размножению растений, оздоровлению животных, приготовлению кормов для них. В данных помещениях должно быть отведено место для хранения инвентаря по уходу за растениями и животными: лейки, ведра, лопаты, грабли, сачки, скребки и др., вазонов, емкостей, а также садовой земли для пересадки и перевалки растений, песка, торфа, удобрений, кормов, сена, опилок для животных.

Организация экспозиций уголка живой природы - следующий этап нашей работы. Уголок живой природы на станции юных натуралистов №2 состоит из отдельных специализированных помещений - Зимнего сада, Аквацентра, Зооцентра. Разработали паспорт уголка живой природы – Приложение 1 и положение об уголке живой природы – Приложение 2.

Зооцентр предназначен для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ с детьми; привития умений и навыков по уходу за животными, формирования у детей экологического мировоззрения, гуманного отношения к животным, чувства ответственности за них.

Видовой состав коллекции Зооцентра состоит из растений и животных. Растения зооцентра насчитывают более 50 видов растений из различных семейств. Коллекция животных насчитывает более 35 видов. Есть среди них и вьетнамские палочники, болотные и степные черепахи, декоративные кролики, морские свинки, джунгарские и сирийские хомячки, монгольские песчанки. Коллекция попугаев поражает разнообразием видов и яркими красками оперения. Здесь есть австралийские нимфы, яркие розеллы, волнистые попугайчики самых разных цветов и оттенков, редкие азиатские ожереловые попугаи и черноголовые нандайя из Южной Америки, забавнейшие африканские попугаи-неразлучники.

Питомцы зооцентра прекрасно себя чувствуют, растут, размножаются и дают потомство.

Аквацентр предназначен для знакомства с основами аквариумного рыбоводства, привития умений и навыков по уходу за обитателями подводного мира, изучения флоры и фауны водоемов, проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми. В аквацентре большая коллекция водных растений (более тридцати видов) и водных обитателей – астронотусов, анциструсов, барбусов, гурами, геофагусов, золотых рыбок, минор, скалярий.

Мир подводных обитателей хранит немало тайн. Но водный образ жизни рыб – причина того, что они оказываются скрытыми от наших взоров. Поэтому содержание рыб в аквариуме – это один из наиболее доступных способов изучения этих животных.

Зимний сад предназначен для изучения растительного мира, проведения тематических экскурсий, а также как консультативный центр по вопросам правильного разведения и ухода за комнатными растениями. В зимнем саду станции юных натуралистов № 2 на площади 45 квадратных метров собрана ботаническая коллекция, состоящая более чем из 500 экземпляров растений 170 видов из 54 семейств тропических, субтропических растений Австралии, Африки, Северной и Южной Америки, Средиземноморья, Китая, Индии, Японии: Ароидные, Акантовые, Агавовые, Амариллисовые, Бегониевые, Вербеновые, Гераниевые, Кактусовые, Мальвовые, Молочайные, Толстянковые и др.

Здесь можно познакомиться с различными жизненными формами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми многолетними и однолетними растениями, лианами, кактусами, эпифитами; на сравнительно небольшой площади собраны разнообразные по форме, окраске, размерам листьев, соцветий, плодов растения.

Таким образом, на Станции юных натуралистов № 2 созданы условия для непосредственного знакомства с живыми обитателями “Зооцентра”, “Зимнего сада”, “Аквацентра”. Здесь можно покормить с руки, погладить, подержать в руках теплое живое существо - все это, помимо психотерапевтического действия - зоотерапии, оказывает мощное эмоциональное воздействие, вызывает восторженное отношение к природе, удивление, помогает активно воспринимать природу, конкретизировать ключевые понятия и важнейшие закономерности окружающего мира: природа живая - неживая, приспособленность, среда обитания, реакция, инстинкт, борьба за существование, естественный отбор, цепи питания, эволюция.

Уголок живой природы в образовательной деятельности

Работа в уголке живой природы станции перспективная, и в целом представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности с обучающимися. Ботаническая и зоологическая коллекции пополняются новыми видами, ведется активная работа по обмену животными и растениями с любителями и образовательными учреждениями. Высокий уровень качества содержания дополнительного образования в уголке природы на станции, профессионализм педагогов, способствуют активному участию воспитанников объединений, а также самих педагогов в конкурсах, фестивалях, соревнованиях муниципального, областного, всероссийского уровней.

Уголок живой природы используется для проведения занятий в объединениях станции, обзорных и тематических экскурсии, лекций, бесед с демонстрацией видеофильмов для обучающихся образовательных учреждений района и города.

В Заводском районе нет школьника, который хотя бы раз не побывал на станции. Цветущим оазисом расположилась она на улице Горьковская, радуя взгляд посетителей буйством красок тропических растений, маня голосами диковинных обитателей.

Станция юных натуралистов №2 в своей деятельности охватывает все возрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.

Дополняя школу и школьные программы, педагоги станции занимаются теми направлениями экологического образования и воспитания, которые школой в полной мере реализованы быть не могут.

Экологическое образование, воспитание, формирование экологической культуры и мировоззрения – концептуальные задачи работы станции.

Особое положение в жизни станции занимает экскурсионно-просветительская работа. Экскурсии по станции всегда вызывают неподдельный интерес, так как сопровождаются показом богатейшей коллекции животных и растений, и возраст экскурсантов здесь не имеет значения.

Экскурсии на станции юных натуралистов проводятся обзорные - “Экскурсия по “Зимнему саду”, “Экскурсия по “Аквацентру”, “Экскурсия по “Зооцентру” и тематические - “Экология и растения”, “Приспосабливаясь к жизни на Земле”, “Удивительные цихлиды”, “Аквариум – искусственная экосистема”, “Роль растений в жизни человека”, “Удивительные обитатели планеты”, “Карта мира на окне”, “Особенности содержания волнистых попугаев” и т.п.

Современная стратегия развития образования направлена на внедрение инновационных разработок и проектных технологий в образовательную деятельность.

Комплексная программа “Наш дом – планета Земля” реализуемая в системе непрерывного экологического образования для младших школьников – один из таких примеров. Программа “Наш дом - планета Земля” рассчитана на поэтапное ознакомление детей младшего школьного возраста со следующими объединениями: “Мой край родной”, “В мире растений”, “В мире животных”, “В мире экологии”, “В мире природы”.

Программа “Наш дом - планета Земля” комплексная, темы занятий в объединениях взаимосвязаны. Дети по объединениям движутся как по ступеням, от простого к сложному, от общего к частному, незаметно совершенствуясь. Комплексный характер программы активизирует процессы самопознания и самовыражения, дает возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности, что достигается через непосредственное общение с живыми объектами уголка живой природы: комнатными растениями “Зимнего сада”, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися “Зооцентра”, рыбками и водными растениями “Аквацентра”. В этом заключается специфика работы в объединениях программы.

Педагоги на занятиях расширяют кругозор детей младшего школьного возраста, закладывают основы мировоззрения, формируют экологические представления, которые в дальнейшем должны составить прочные систематические знания об окружающей среде и бережном отношении к природе, что позволит обучающимся принимать участие в олимпиадах естественнонаучного направления, поможет самоопределиться в выборе дополнительного и профессионального образования.

Занятия в программе “Наш дом-планета Земля” состоят из теоретической и практической деятельности. Теоретическая часть занятия может быть представлена коротким рассказом или беседой с демонстрацией животных, растений и других природных объектов. Практическая деятельность может проводиться в виде проекта, игры-путешествия, наблюдения за живым объектом, проведения опытов, экскурсий, игр и развлечений, зарисовкой с натуры или контурного изображения, которые используются как средство повышения внимания и наблюдательности.

Занятия по дополнительной образовательной программе “Наш дом-планета Земля”, проведение наблюдений, экскурсий, видеолектория, участие обучающихся в научно-практических конференциях, в конкурсах, проводимых Станцией юных натуралистов №2, ставших традиционными — все это формы организации, повышения результативности и популяризации детского экологического творчества и детских натуралистических исследований. При этом роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется: они становятся активными его участниками, а не пассивными наблюдателями, т.е. субъектами познавательной деятельности.

Живой уголок станции юных натуралистов – это еще и центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности детей и подростков в Заводском районе. Исследовательские работы, выполненные обучающимися разных возрастов под руководством педагогов станции, неоднократно становились лауреатами региональных, областных и всероссийских конференций и фестивалей научно-исследовательских работ.

Работа в уголке живой природы учит детей познавать её удивительный мир, развивает навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.


Многие люди отказывают себе в общении с домашними животными по той причине, что большую часть времени проводят на работе. Доверить питомца ребенку тоже не всегда представляется возможным, ведь это большая ответственность. Живой уголок на работе или в школе – это один из возможных способов общения с животными.


Анимотерапия – способ снять стресс

В Европе популярно понятие – анимотерапия, что означает – снятие стресса с помощью животных. Крупные корпорации могут позволить себе содержание целого мини-зоопарка. Погладить кошку, покормить варана или полюбоваться красотами аквариума стало не просто модно, но и общепризнанно полезно и эффективно. Специалисты считают, что общение с животными помогает снять стресс, повышает работоспособность сотрудников и лояльность клиентов.



Кроме того, наличие живого уголка в офисе компании положительно влияет на климат в коллективе. Сотрудники объединяются привязанностью к общему питомцу, с удовольствием ухаживают и заботятся о нем. Свободные минутки коллеги тратят на уход за животными, а не на бессмысленные разговоры.
Психологи и бизнес-тренеры сходятся в едином времени, что животные в офисе способствуют тому, чтобы сотрудники шли на работу с большим энтузиазмом. Вспомните, как вы радуетесь, когда встречаетесь с домашним любимцем. Такие же эмоции испытывают сотрудники, когда на работе их встречает офисный любимец.

Живой уголок в детском саду или школе


Современные учебные заведения в последнее время всё чаще прибегают к опыту создания живого уголка. Организация общения детей с животными расценивается как способ познания животного мира и способ развития некоторых положительных качеств у детей. Необязательно заводить целый питомник с представителями разнообразных видов животных. Главное – само общение с животными, уход и забота о них.



При выборе детского сада специалисты рекомендуют обращать внимание на наличие живого уголка. Почему же это важно:


- Если по различным причинам вы не можете завести домашнее животное, то общаться с братьями нашими меньшими дети могут в детском саду;

- Дети понимают, что животное требует не только ласки и внимания, но и заботы и ухода, а главное ответственности;

- Благодаря общению с животными дети становятся отзывчивыми и добрыми;

- Дети имеют возможность заботиться о ком-то.

Живой уголок в офисе

Выбор офисного питомца зависит от рода деятельности компании. Рыбки – самые распространенные обитатели офисов. Аквариум – это не только живой уголок, но и элемент дизайна помещения. Часто аквариум вписывается в корпоративный стиль компании. Кроме того, рыбки – самые неприхотливые живые существа. Уход за ними очень прост.

Канарейки и попугайчики тоже часто встречаются в офисах. Невероятно общительные и добрые существа становятся всеобщими любимцами. Птицы любят большое количество людей и внимание к себе, поэтому в офисе они ощущают себя достаточно комфортно. В дружном коллективе птицы быстро становятся ручными. Если попугайчика ежедневно отпускать на волю, то он непременно полюбит всех обитателей офиса и смело будет приземляться на руки. Дружелюбные птицы, несомненно, повышают лояльность клиентов.

Декоративные кролики вызывают умиление и восторг практически у всех людей. Очаровательные пушистые создания в то же время достаточно требовательны к уходу. Например, они очень боятся сквозняков, от чего легко простужаются и умирают.


Крысы и хомячки вызывают неоднозначные мнения. Многих всё таки пугает внешний вид крыс. Но уход за этими животными прост, поэтому в качестве офисного любимца вполне можно выбрать грызунов.

На пике популярности – экзотические животные. Всё чаще в террариумах можно увидеть рептилий из семейства игуан (Iguanidae). Это очень симпатичные и не требующие большого ухода животные. Семейство включает в себя 50 родов и более 700 видов. При правильном уходе и заботивом отношении игуаны становятся общительными, дружелюбными и ручными животными.


Советы по созданию живого уголка

- Необходимо создать комфортные условия пребывания животных, учитывать их биологические особенности и потребности;

- Животные должны быть абсолютно безопасны для людей;

- Лучше выбрать неприхотливых и дружелюбных животных;

- Следить за чистотой и гигиеной необходимо особенно пристально;

- Каждое животное должно находиться в отдельной клетке.


Общение с животными незаменимо и приносит массу положительных эмоций. Заботясь и ухаживая за братьями нашими меньшими, человек сам обретает гармонию и отвлекается от переживаний и волнений. Поэтому живой уголок на работе или в учебном заведении — это очень мудрое решение.

Читайте также: