План урока клетка 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: Обуч. Познакомить учащихся в ходе урока со строением, химическим составом клетки, как структурной единицы всего живого.

Развив. Развивать мышление, память, мировоззрение.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Орг. Момент. План урока.

Тело человека имеет клеточное строение, все клетки находятся в межклеточном веществе.

Именно оно и обеспечивает в организме механическую прочность, питание и дыхание.

Все клетки разнообразны по размерам, форме и выполняемым функциям.

Основные части клеток

Ядро (состоит из 46 хромосом, это носители наследственной информации)

Клетка покрыта мембраной. Внутри клетки цитоплазма(полужидкая внутренняя среда клетки) В ней находятся органоиды.

Мелкие канальца и полости (гранулярная и гладкая)

Участвует в синтезе белка, липидов и углеводов. ЭПС связывает между собой все органоиды клетки.

Микроскопические тельца округлой формы, состоит из двух частей малой и большой.

Мелкие тельца овальной формы состоит из двух мембран наружной и внутренней

Силовые станции, синтез АТФ (аденозинтриф осфорной кислоты)

Небольшие округлые тельца

Расщепляют белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты (переваривание пищи)

Комплекс Гольджи (аппарат)

Сеть канальцев расположенных группами вокруг ядра

Проводит белки, углеводы.

Имеет вид двух маленьких телец, каждая центриоль имеет форму цилиндра

Играет важную роль при делении клетки.

В состав клетки входят различные химические соединения (неорганические, органические) Конспект самостоятельно.

Работа с презентацией .

и растительн у ю клетку; работать с рисунками, таблицами, анализировать, делать выводы.

Воспитательная : Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений

и убеждений о клеточности строения всего живого на нашей планете;

Оборудование : Плакаты растительной и животной клетки, компьютер и мультимедийная

1. Какой вклад в развитие науки о человеке внесли Гиппократ и Аристотель?

3. Что включает в себя понятие — здоровый образ жизни?

4. Каково положение человека в системе животного мира?

5. Что свидетельствует о близком родстве человека и человекообразных обезьян?

8. Как называют первых ископаемых людей совреме нного ти па?

10. Назовите признаки указывающие на принадлежность людей к одному виду ?

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка?

Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов.

Все части и органы тела человека построены из клеток. Клетки обладают следующими

свойствами: они растут, размножаются, участву ют в обмене веществ, активно реагир у ют

на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследстве нной

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят

Так, например, существу ют клетки , имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит),

По форме выделяют клетки: (с отростками, веретенообразные, круглые, плоские).

Размеры клеток тела человека варьируются от 2 – 7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских

Несмотря на такое разнообразие все клетки тела ч еловека имеют единый план строения.

Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана (электронный адрес.5

Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит

защитной оболочкой клетки и активно у частв ует в регуляции обмена веществ между

клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро — важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.(рис. 3,

Цитоплазма заполняет большу ю часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей:

Органоиды — постоянные структуры клетки, выполняющие определенные фу нкции.

Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека. (рис. 2) стр. 16

Многие ученые, исследовавшие клетки, пришли к выводу, что клетки животных, растений

и микроорганизмов сходны по химическому составу и строению, это одно из основных

(Родство и единство происхождения всего живого. Эволюция живой природы началась

с эволюции клетки. Исходный уровень организации живой материи — клеточный.)

Тем не менее клетки животных несколько отличаются от клеток растений, и следует знать

эти отличия. (В клетках животных и человека отсутствуют пластиды, центральная вакуоль

Рассказ учителя о свойствах клетки. (Учащиеся заносят в тетрадь основные жизненные

1.Обмен веществ — совокупность реакций, включающих посту пление в клетк у

питательных веществ и выделение проду ктов обмена; реакции биосинтеза сложных

2. Биосинтез — способность живых клеток синтезировать определенные веще ства

из поступающих в нее компонентов. Большинство ре акций ферментативные.

3. Дыхание — окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них

энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные

4. Рост — увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе

5. Раздражимость — способность клеток реагировать на изменение факторов окру жающей

6. Деление — воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе

регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.

1 . Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?

(Цитология.В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении

(О рган — многоклеточная структура, а органоид — часть клетки, выполняющая функции,

(Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает

(Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участву ют в транспор те веществ

в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ вну трь

(Ядро содержит наследственну ю информацию о признаках данной клетки и ц елого

организма, которая реализуется в синтезе определенных белков.Снаружи — ядерная

мембрана, внутри — хроматин с уплотнениями — ядрышками.)

(Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков. ДНК имеет

вид двойной спирали и состоит из отдельных участков — генов, каждый из которых

отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного

признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) — 23

7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления

(Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют моле кулы АТФ,

в которых накапливается необходимая клетке энергия.)

8. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных орга нических

соединений? (Рибосомы на поверхности гранулярной ЭПС синтезируют белок, комплекс

Гольджи — сложные углеводы, каналы гладкой ЭПС — углеводы и жиры,

(Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом

лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков .

В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания

10. Как осуществляется взаимодействие клеток дру г с др угом и органоидов вн у три

(Через клеточные мембраны сосе дних клеток, цитоплазматические мостики

Цели урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.

 Образовательная: показать многообразие химических элементов и неорганических

соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процесс ах

 Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с

тестами, умение выделять главное, формулировать выводы.

 Воспитательная: ответственное отношение к выполнению получе нных заданий.

Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, презентация

В состав живой клетки входит почти вся таблица Д.И.Менделее ва, роль каждого из

элементов до конца не выявлена ( демонстрация диска: таблица химических элементов)

Элементный состав общий для живой и неживой природы, что у казывает на их единство.

В зависимости от содержания все химические элементы, входящие в состав живой

Основными компонентами живой клетки являются макроэлементы. К макроэлементам 1

группы относят кислород, углерод, водород, азот, входящие в состав всех органических

соединений и выполняющих биологические фу нкции. На долю этих 4 элементов

приходится 98% от массы живой клетки ( демонстрация диска ).

К макроэлементам 2 гру ппы относят фо сфор, сер у, калий, магний, натрий, кальций,

железо, хлор. На долю этих элементов приходится 1,8% ( демонстрация диска ).

Натрий, калий и хлор создают разность электрических потенциалов между наружной и

внутренней поверхностями клетки, что приводит к мышечному сокращению

Железо входит в состав гемоглобина – белка эритроцитов, участвующего в переносе

Кальций участвует в механизмах свёртывания крови, способству ет выведению из

организма солей тяжёлых металлов и радионуклеидов. Так же он входит в состав зубов,

ногтей, волос. Вместе с фосфором он участвует в формировании костной ткани. Помимо

этого фосфор является неотъемлемым компонентом мембранных стру ктур, входит в

Магний в клетках растений входит в состав хлорофилла – пи гмента фотосинтеза.

Сера входит в состав белков, она играет важную роль в повышении проницаемости

клеточных мембран. В результате питательные вещества мог ут пост упать в клетку, а

продукты метаболизма выходить из неё ( демонстрация диска ).

Из всех макроэлементов кислород, углерод, водород, азот, фосфор и сера объединяются в

группу биоэлементы, т.к. составляют основу больши нства биополимеров.

Существует обширная группа химических элементов составляющих около 0,02% от масс ы

клетки – микроэлементы. Это цинк, медь, марганец, селен, бром, бор, фтор и др. В

основном микроэлементы входят в состав биологических соединеней, ферм ентов,

гормонов, витаминов и их функции в организме довольно разнообразны ( демонстрация

Так цинк входит в состав инсулина – гормона поджелудочной железы, йод – н еобходимый

компонент гормона щитовидной железы – тироксина. Наряду с силеном, йод обладает

антиоксидантными свойствами, т.е. предотвращает преждевременное старение организма.

Молибден влияет на работу устьичного аппарата у растений. Медь входит в состав

гемоцианина – дыхательного пигмента гемолимфы некоторых животных, обеспечиваю -

щих транспорт кислорода в организме ( демонстрация диска ).

Марганец является компонентом некоторых ферментов, он необходми для поддержания

нормальной структуры костей. Дефицит марганца в рационе ку р – несушек сказывается на

Фтор участвует в образовании костей и эмали зубов ( демонстрация диска ).

Кроме макро - и – микроэлементов в клетке есть и ультромикроэлементы , содержащиеся

в очень маленьких концентрациях, но обладающие высокой биологич еской активностью.

Это алюминий, никель, олово, мышъяк, серебро и даже золото. Ф у нкции у льтромикроэле -

ментов в клетке и в организме пока мало изучены ( демонстрация диска ).

2. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Самое распространённое неорганическое соединение в живых организмах – вода. Её

содержание колеблется в широких пределах: от 10 до более 90%. В ода при даёт клетке

упругость и обеспечивает её гомеостаз. Фу нкци и воды во многом определяются её

химическими и физическими свойствами. Эти свойства связа ны главным образом с

малыми размерами молекул воды и их полярностью, а также способностью соединяться

друг с другом водородными связями ( демонстрация диска , видеоролик схемы

образования связей между отдельными диполями воды с комментариями диктора).

Вода – превосходный растворитель для полярных веществ, участвующих в обменных

процессах. В качестве растворителя вода обеспечивает посту пление веществ в клетк у и

Не менее важна и чисто химическая роль воды. Под действием некоторых катализаторов –

ферментов – она вступает в реакции гидролиза, при которых к свободным вале нтностям

Во да обладает хорошей теплопроводностью и большой теплоёмкостью, поэтому

температура внутри клетки остаётся неизменной или её колеба ния оказываются

значительно меньшими, чем в окружающей клетку с реде. (Высокая теплоёмкость воды

предохраняет живой организм от резких колебаний температур).

3. Минеральные соли играют важную роль в жизнедеятельности клетки. Они

представлены в основном катионами и анионами. Хотя потребность челове ка и животных

в минеральных веществах выражается десятками и даже тысячными долями грамма,

однако отсутствие в пище какого - либо из биологически важных элементов ведёт к

тяжёлым заболеваниям. Для процессов жизнедеятельности клетки наиболее важны

катионы натрия, калия, кальция, магния и анионы с оляной, у гольной, фосфорной и

Концентрация ионов в клетке и окружа ющей её среде как правило различны. Так

концентрация ионов натрия внутри клетки ниже, че м во внешней среде, а концентрация

ионов калия наоборот выше. Бла годаря наличию разности концентраций осуществляетс я

сокращение мышечных волокон, возбужде ние н ервных клеток.

От концентрации солей вну три клетки з ависит её бу ферные свойства ( демонстрация

диска , видеоролик с комментариями диктора). Буферностью называют способность

клетки поддерживать слабощелочную реакцию своего с одержимого на постоянн ом

Некоторые минеральные соли находятся в живых организмах не только в виде ионов, но и

в твёрдом нерастворимом состоянии. Фосфаты калия и магния использу ются для

построения костной ткани, а карбонат кальция входит в состав раковины моллюсков

Физкультминутка ( у пражнения для глаз, схема зрительно - двигательных траекторий)

 Самое распространённое неорганическое соединение в живых организмах

а) внутри клетки ниже, чем во внешней среде, а концентрация ионов калия выше


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Клетка. Её строение, состав и жизнедеятельность"

Все живые организмы состоят из клеток. Некоторые – всего лишь из одной клетки, например бактерии и протисты.


Другие организмы (растения, животные, грибы и человек) являются многоклеточными.


Клетка – элементарная структурная и функциональная единица живого организма. Клетки обладают всеми признаками живого. Они способны размножаться, расти, обмениваться веществами и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде.

Изучением строения клетки и принципов её жизнедеятельности занимается наука цитология.

Тело человека состоит из огромного количества клеток. Они подразделяются на соматические (нервные, костные, мышечные клетки) и половые клетки, служащие для размножения.


В многоклеточном организме клетки взаимодействуют между собой.


Сходные клетки объединяются в ткани, это позволяет организму успешно работать в тех ситуациях, в которых одиночные клетки обречены на гибель.

Заслуга открытия клетки принадлежит выдающемуся английскому учёному Роберту Гуку. Гук переконструировал первый микроскоп Галилея, усовершенствовал его и применил к изучению различных мелких предметов, в том числе и частей растений.

Большинство клеток имеют очень маленькие размеры, поэтому их нельзя рассмотреть невооружённым глазом.

Если поместить под микроскоп тонкие срезы органов человеческого тела (сердца, кожи, печени, крови или мышц), то мы увидим множество разнообразных по форме и размерам клеток, из которых состоят органы. Клетки могут быть плоскими, веретенообразными, шаровидными, иметь отростки. Как правило, их форма зависит от выполняемой функции и положения в организме.

Несмотря на внешнее многообразие, все клетки организма человека имеют единый принцип организации.

Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной, под которой находится цитоплазма, ядро и органоиды.

Органоиды – постоянные структуры цитоплазмы, имеющие разное строение и выполняющие различные функции.

К ним относятся комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, клеточный центр и лизосомы.

Цитоплазматическая мембрана, или плазмалемма, состоит из белков, липидов и углеводов. Она ограничивает цитоплазму и защищает её от внешних воздействий, а также обеспечивает восприятие и передачу информационных сигналов внутрь клетки, осуществляет перенос одних веществ в клетку, других – из неё.


Цитоплазматическая мембрана обладает свойством избирательной проницаемости: одни вещества она пропускает внутрь клетки, а другие – нет, обеспечивая обмен веществ.

Пройдя через плазматическую мембрану, вещества оказываются в цитоплазме.

Цитоплазма – полужидкая внутренняя среда клетки. Она заполняет всю клетку. В цитоплазме размещаются органоиды и протекают все жизненные процессы клетки и обмен веществ. Она находится в постоянном движении.

Центральное место в цитоплазме занимает плотное округлое тельце — ядро. Ядро – это важнейшая клеточная структура, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Ядро регулирует процессы, протекающие при размножении, обеспечивает передачу наследственных признаков дочерним клеткам, образующимся при делении.

В ядре находятся хромосомы – носители наследственных признаков и свойств человека.

Все клетки человеческого тела имеют по 46 хромосом. Половые клеткисперматозоиды и яйцеклетки – содержат по 23 хромосомы.

Внутри ядра выявляется ядрышко – плотное тельце, которое участвует в образовании рибосом.


Эндоплазматическая сеть состоит из канальцев и полостей. Она делит клеточное содержимое на отдельные отсеки, что позволяет разделить различные химические процессы, которые одновременно протекают в цитоплазме. На эндоплазматической сети происходит синтез и последующий транспорт белков, углеводов и липидов.

Комплекс Гольджи представляет собой единый комплекс густо сплетённых трубочек. Сюда по каналам эндоплазматической сети поступают органические вещества. Здесь они накапливаются, упаковываются в пузырьки и в таком виде покидают клетку.

В клетках всех живых организмов содержится множество округлых телец — рибосом. Это мелкие сферические частицы, состоящие из РНК (рибонуклеиновая кислота) и белков. Рибосомы могут находиться свободно в цитоплазме или быть прикреплены к эндоплазматической сети. В них происходит образование белков, и по каналам эндоплазматической сети они транспортируются в разные части клетки.

Митохондрии ─ вытянутые, овальные тельца с многочисленными внутренними перегородками. Они обеспечивают клетку энергией.

Лизосомы — это небольшие округлые тельца, которые содержат пищеварительные ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Лизосомы принимают участие в расщеплении органоидов.

Клеточный центр расположен вблизи ядра и образован двумя полыми цилиндрами – центриолями. Они располагаются перпендикулярно друг к другу. Центриоли участвуют в делении клетки.


Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. В живых организмах обнаружено более 70 химических элементов. Все элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %; к ним относят углерод, водород, кислород, хлор, азот, калий, кальций, натрий) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %; к ним относят, например, железо, медь, цинк, йод, бром, никель). Основу клетки составляют углерод, водород, кислород и азот – это органогенные элементы. Они занимают примерно 98% клетки.

Большинство элементов в клетке находится в виде соединений – веществ. Различают органические и неорганические вещества. К неорганическим веществам относят воду и минеральные соли. Вода – самое распространённое неорганическое вещество в организме. Её содержание в разных клетках колеблется от 10% в эмали зуба до 85% в нервных клетках. В клетках молодого организма воды содержится значительно больше, чем в клетках стареющего организма. Вода определяет объём и упругость клетки. В водных растворах происходит взаимодействие веществ и их транспорт.

Минеральные соли присутствуют в клетке в малых количествах, но они необходимы для нормальной её жизнедеятельности. Например, азот и сера входят в состав молекул белков, фосфор – в ДНК, РНК и АТФ, железо – в гемоглобин, йод – в гормоны щитовидной железы.

К органическим веществам относятся белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Белки, жиры и углеводы – основной строительный материал цитоплазмы, ядра и органоидов.

Белки занимают в клетке первое место среди органических веществ. Это очень сложные соединения. Например, к белкам относится гемоглобин, он переносит по нашей крови кислород и придаёт ей красный цвет.

Важную роль в организме играют и углеводы. Это хорошо известные всем глюкоза, сахароза и крахмал. Основная функция углеводов – энергетическая. При распаде глюкозы внутри нашего организма образуется энергия, которая необходима нам для жизни.

Жиры выполняют в нашем организме различные функции:

o дают нам энергию;

o накапливаются и защищают от потери тепла;

o при распаде жиров образуется большое количество воды.

Нуклеиновые кислоты образуются в ядре. Нуклеиновые кислоты бывают двух видов: ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота). Они входят в состав хромосом и участвуют в хранении и передаче наследственных свойств и функций организма.

Клетка – это сложнейшая химическая лаборатория. В ней происходит много превращений, которые осуществляют белки-катализаторы, или ферменты.

Катализатор – вещество, которое во много раз ускоряет скорость протекания реакции, но само в ней не расходуется. Каждый фермент способен ускорять лишь определённые превращения. Например, в клетках ротовой полости есть фермент каталаза. Он разлагает пероксид водорода на воду и кислород. В клетке находится множество самых разных ферментов.

Одним из обязательных свойств живого является размножение.

Размножение клеток – это увеличение их количества. Клетки размножаются делением надвое. В настоящее время доказано, что ни одна клетка не может возникнуть заново из неживых составляющих. Все новые клетки образуются из уже существующих. Внутри ядра располагаются тонкие нитевидные хромосомы.

1. Перед делением клетки в ядре происходит удвоение числа хромосом. При этом образуются два набора хромосом, несущие одинаковую информацию о жизненных процессах.

2. Происходит удвоение центриолей и их расхождение к разным полюсам клетки. От каждой из них отходят нити веретена деления.

3. Затем все хромосомы укорачиваются, уплотняются. Они превращаются в похожие на палочки структуры. В этот момент хромосомы становятся видны в световой микроскоп.

4. Ядерная мембрана растворяется, и хромосомы оказываются в цитоплазме клетки. Они располагаются в центре клетки.

5. А все другие органоиды отодвигаются к цитоплазматической мембране.

6.Затем хромосомы разделяются на две группы. К парным хромосомам подходят нити веретена деления, соединяя каждую хромосому пары со своей центриолью.

7. Каждая из двух групп хромосом перемещается от центра клетки к одному из её полюсов.

8. После этого начинается разделение клетки надвое. Вокруг каждой группы находящихся у полюсов хромосом формируется новая ядерная мембрана.

9. Затем хромосомы превращаются из палочковидных в нитевидные.

10. Одновременно с образованием ядерной мембраны начинается построение перегородки от середины центральной части клетки. Она растёт во все стороны, пока не достигнет наружной цитоплазматической мембраны.

11. В этот момент из одной клетки образуются две дочерние.

На этом процесс деления клетки заканчивается. В результате деления из одной материнской образуются две дочерние клетки, являющиеся копиями друг друга и исходной материнской клетки. Дочерние клетки начинают собственную жизнь.

Цель урока: познакомить обучающихся с разнообразием типов клеток человеческого организма, изучить строение клетки.

Задачи урока: сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);

сформировать представление о том, что клетка – главный структурный и функциональный элемент организма;

продолжить формировать умения распознавать структурные компоненты животной клетки на микропрепаратах, таблицах и т.д.;

развивать навыки работы со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами; развивать умение выделять главное;

совершенствовать логическое мышление.

Оборудование: ПК, скайп

Планируемые результаты:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

- уметь отличать клетки человека как представителя царства животных от растений, грибов и бактерий.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

- коммуникативные: - обсуждать в информацию;

- слушать учителя и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с рисунками, интерактивными заданиями;

-- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу на уроке.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД : умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД : формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов и развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД: учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности; учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Коммуникативные УУД: учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе с учителем; учиться ставить вопросы, выражать свои мысли; учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.

Повторение пройденного материала.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Задание 1: Выберите один правильный ответ.

1. Известный древнегреческий врач, “отец медицины”

2.Кто является автором термина “аорта”?

3. Автором учения о четырех типах телосложения и темперамента является:

4. Микроскоп был усовершенствован:

B. Антони ван Левенгуком

5. Первый атлас анатомически точных рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:

A. Леонардо да Винчи

6. Английский врач Уильям Гарвей был автором трудов по:

7. Кто разработал метод предупредительных прививок?

8. Создатель учения о рефлекторной деятельности организма:

Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели.

Какая особенность строения объединяет живые организмы?

Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка.

Кле́тка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов).

Организм человека – сложнейшая система, саморегулирующаяся и самообновляющаяся, основной единицей которого является клетка.

Какая наука изучает строение клеток? - Цитология.

Клетка считается структурным и функциональным элементом тела, подумай почему?

Какими свойствами обладают клетки? - Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.

4. Изучение нового материала.

Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции. Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).

По форме выделяют клетки:


Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).


При этом несмотря на такое разнообразие, большинство клеток имеют единый план строения: (Какие в клетке выделяют основные части) состоят из ядра и цитоплазмы, которые снаружи покрыты клеточной мембраной.



Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.

Ядро — важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.(рис.)

Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части – гиалоплазмы и органоидов.

Также в клетках человека присутствуют разнообразные органоиды.

Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции.

Читайте также: